Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 19(234). Право. Вып. 28. С. 19-22.
А. А. Ерофеев
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ
Рассматриваются проблематика правовой аксиологии, ценностный подход в праве, и, в частности, в конституционном праве; понятие, особенности и значение конституционных ценностей.
Ключевые слова: ценности, конституционное право, ценностный подход, аксиология, конституционные ценности.
Роль аксиологической составляющей в правовых исследованиях сложно переоценить, при рассмотрении разных направлений политикоправовой проблематики все чаще используется оценочный подход.
Несмотря на то, что рассмотрение проблематики правовой аксиологии через выведение категорий из философских представлений очень распространено, оно не отличается единообразием взглядов и подходов. Как подчеркивает В. И. Крусс, в данном случае существуют трудности, выходящие за рамки собственно право-ведческих1. В сфере философских представлений о ценностях «одни выводят ценностный аспект мира из индивидуально-психических переживаний, другие из непсихических факторов; одни считают ценности субъективными, другие — объективными; одни утверждают относительность всех ценностей, другие настаивают на существовании также и абсолютных ценностей; одни говорят, что ценность есть отношение, другие, что ценность есть качество; одни считают ценности идеальными, другие — реальными, третьи — не идеальными, но и не реальными»1. При этом как в практической жизни, так и на теоретическом уровне все более осознается «настоятельная необходимость понимания единства ценностного мира, его генезиса, структуры, способа существования и конечного назначения»2.
При исследовании проблематики ценностей в праве и, в частности, в конституционном праве необходимо детально рассмотреть как минимум три их аспекта: философский и социологический, который, несомненно, оказывает влияние на развитие правовых явлений; собственно правовой, оказывающий, в свою очередь, воздействие на общественные ценности, и, наконец, конституционно-правовой, специфика которого обусловливается предметом и методом конституционного права и его ролью в системе российского права. Как отмечается в научной литературе, «ценности — важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами»3.
До второй половины прошлого века ученые социалистических стран негативно относились к ценностному подходу в праве, считая аксиологию буржуазной наукой и потому лишенной большого научно-познавательного и связанного с этим практического значения4. Разработка учения о ценностях в науке тормозилась тем, что в то время считалось, что эта теория является не чем иным, как возрождением неокантианства на социалистической основе. Некоторые ученые пытались обосновать тот факт, что критерии ценностного сознания в принципе неприемлемы для науки, изучающей действительность строго объективно5.
Однако, как отмечает З. Д. Еникеев, развитие правовой мысли, «возникновение научной ориентации на то, чтобы не ограничиться одной лишь формальной логикой — простой специально-юридической обработкой правового материала, формулированием исходных научных обобщений, классификацией определений, а идти дальше, стремясь (после такого рода обработки, на основе полученных данных путем обобщающих данных) достигнуть углубленного теоретического осмысления правовой материи»6, обусловило появление новой (критической) теории права, которая помимо «чистой» юридической догматики стала охватывать философию, социологию и аксиологию права4. С этого момента начинается активизация российских исследований ценностной проблематики в области права7. По словам С. С. Алексеева, ценностный подход стал новым поворотом в освещении правовых явлений8.
Сегодня к вопросу о ценностном аспекте права исследователи в области государства и права обращаются достаточно часто, причем в основном в рамках исследования иных правовых проблем. Представители правовых наук обращают внимание на регулятивные функции ценностей, констатируют социально-ценностную направленность прогресса правотворчества и правореали-зации. Как отмечается в литературе, оценочные
суждения служат осознанию истории государства и права. Естественное для науки стремление к наибольшей полноте знания предполагает в истории государства и права раскрытие ценностного содержания событий, процессов, их значения для судеб людей, развития государства и права. Оценочные суждения, оценки в историко-правовой науке выражают отношение людей к реальным событиям и идеалам9. Конституционно-правовые ценности часто становятся объектом исследования в рамках рассмотрения иной проблематики10. При этом, как подчеркивает О. Снежко, именно конституционные ценности закладываются в правовую основу всей российской государственности, и с их учетом строится система правовых ценностей современного общества и государства11.
Ценностная характеристика права «способствует углублению научных представлений о нем, является одним из направлений в развитии концептуальных, фундаментальных исследований»12. Исследовать право, воздерживаясь от содержательно-ценностной оценки нормативных положений, по мнению З. Д. Еникеева, методологически неверно, ибо подобный подход не способен обеспечить познание подлинного смысла и содержания права, которое, собственно, и признается таковым постольку, поскольку обеспечивает охрану и реализацию основных человеческих ценностей13.
Современное конституционное право нередко оперирует такими категориями, как цели, ценности, приоритеты, имеющими в изначальном смысле не правовое, а скорее философское, социологическое содержание. В то же время использование этих категорий в конституционноправовом аспекте вызывает необходимость определения именно их правового содержания и тех особенностей, которые обусловлены правовым наполнением. По мнению О. Снежко, в праве посредством ценностей устанавливаются юридические свойства этого явления, так как правовые ценности считаются нормативными по своей сути11. В научной литературе существует мнение о том, что в праве создаются собственные ценности, которые затем признаются и применяются в разных областях жизни14.
В. И. Крусс полагает, что с учетом положений
о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ, а равно и о непосредственно действующих в России правах и свободах человека категория конституционной ценности долж-
на занять свое место в системе средств и механизме конституционно-правового упорядочения социальной жизни. Характеристика конституционной ценности вполне применима и к высшим идеалам (первопринципам), и к благам практического порядка, и к возможностям их обрете-ния15. При этом ценностно-идентифицирующее значение имеют большинство положений первой, второй и других глав Конституции РФ. В частности, автор указывает на положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, поскольку перечисленные в ней «объекты» конституционной защиты: основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы людей, обороноспособность и безопасность российского государства — являются, несомненно, и конституционными ценностями16.
Мы согласны с выделенными в литературе особенностями конституционных ценностей: они абсолютны, поскольку исключают актуальность оценочного релятивизма; их предельность связана с требованиями конституционной правомерности, но не ограничена пространственно-временными и субъектными границами конкретных, индивидуальноопределенных юридически значимых отношений (и собственно правоотношений); они выступают объективным индикатором индивидуальной и общенародной идентичности и важным средством социокультурного самосохранения в условиях глобализации.
Таким образом, можно выделить, прежде всего, ценности, атрибутивно связанные с текстом Конституции РФ, то есть те, которые определены в ней как «ценность» или «высшая ценность», например права и свободы человека. Подобную систему эксплицитных и имплицитных принципов, выражающих концепцию, замысел Основного Закона государства, содержит любая конституция. Как отмечает В. А. Четвернин, эксплицитные принципы, сформулированные в первой главе Конституции РФ, это не только базовые ценности («нормы-цели»), на которые в той или иной мере должно ориентироваться государство, но и так называемые «нормы-принципы», которым должны подчиняться органы законодательной и исполнительной власти, которые могут и должны защищаться и применяться судом и из которых могут вытекать субъективные права и юридические обязанности17. Несложно заметить, что понятие конституционных ценностей в данном случае тесно пере-
плетается с понятием основ конституционного строя — понятием, устоявшимся в европейской континентальной доктрине.
Система конституционных ценностей не может быть ограничена рамками первой главы Конституции РФ «Основы конституционного строя», поскольку, как уже было отмечено выше, ценностно-идентифицирующее значение имеют и положения других ее глав. Представляется, что система конституционных ценностей может быть представлена как единство следующего набора принципов: во-первых, это права и свободы человека и гражданина как высшая ценность и иные ценности, определяющие правовое положение индивида в обществе и государстве: правовая государственность, социальная государственность, единство экономического пространства и свобода экономической деятельности, плюрализм и равная защита форм собственности, идеологический и политический плюрализм, гражданство Российской Федерации; во-вторых, следует назвать группу ценностей, предопределяющих организацию государственной власти: демократия и народный суверенитет, государственный суверенитет Российской Федерации, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, светский характер государства, разграничение государственной власти и местного самоуправления. При этом можно отметить определенную иерархию в системе конституционных ценностей. Так, по верному замечанию В. И. Крусса, «определяющее значение для идентификации и интерпретации конституционных ценностей в Российской Федерации имеют положения, составляющие аксиологическую композицию преамбулы Конституции»18. Значение этих положений состоит в том, что «без предварительного и композиционно-целостного восприятия этих ценностей нельзя уяснить содержание и ценностное значение основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, иных жизненных благ и возможностей, упомянутых в Конституции»18.
Представляется, что значение конституционных ценностей заключается также в том, что они позволяют увязывать собственно правовое и морально-этическое содержание правил (принципов) устройства общества и государства. Так, например, согласно позиции П. П. Баранова и А. П. Окусова синонимом аксиологического
подхода является этико-эстетический подход, который «по-своему продолжает логику права и наряду с научно-рациональным видением сложившейся общественной ситуации должен создать ориентиры для возрождения правопорядка средствами гуманистики»19. О. И. Цыбулевская полагает, что «в современных условиях России проблема нравственного измерения права должна получить еще большую актуализацию, ибо это — неотъемлемое условие дальнейшего развития и совершенствования общества, его гуманистической ориентации»20. При всей значимости подобного подхода следует согласиться с мнением В. И. Крусса, подвергающего критике тот факт, что конституционная составляющая подобных рассуждений представлена «отсылочным», иллюстративным, либо хотя и максимально приближенным, но все-таки косвенным образом, через использование междисциплинарных понятий, в то время как «именно и только Конституция как исключительный по статусу и значению акт и текст современной российской государственности позволяет “наполнить” приведенные категории исторически адекватным объективным содержанием и одновременно придать им — в силу конституционной интерпретации — то общеобязательное авторитетное значение, которое предполагается и характерно для правовых установлений»1. Однако справедливости ради следует отметить, что этическую составляющую правовых, в том числе и конституционно-правовых ценностей также нельзя абсолютизировать, поскольку речь идет именно о правовых ценностях. Полагаем, разработка категории «конституционные ценности» является перспективным направлением современной конституционной аксиологии и правоведения в целом, поскольку они представляют собой совокупную ценностную установку российского конституционализма, имеющую и правотворческое, и правоприменительное значение21.
Примечания
1 См.: Крусс, В. И. Теория конституционного право-пользования. М., 2007. С. 181.
2 Современный философский словарь / под ред.
В. Е. Кемерова. Минск, 1998. С. 1002.
3 Культурология. ХХ век : энциклопедия : в 2 т. СПб., 1998. Т. 2. С. 342.
4 См., напр.: Еникеев, З. Д. Исследование проблем правовой защиты общечеловеческих ценностей как одна из важнейших задач российской юридической науки // Рос. юрид. журн. 2006. № 1. С. 45.
5 См.: Дробницкий, О. Г Проблема ценности и марксистская философия // Вопр. философии. 1966. № 7.
С. 33-44; Лейси, Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001.
6 Цит по: Алексеев, С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 45.
7 См.: Он же. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971; Фаткуллин, Ф. Н. Социальная ценность и эффективность правовой нормы / Ф. Н. Фаткуллин, А. Д. Чулюкин. Казань, 1977; Кузнецов, А. В. Уголовное право и личность. М., 1977; Кудрявцев, В. Н. Право и поведение. М., 1978; Неновски, Н. Право и ценности. М., 1987.
8 См.: Алексеев, С. С. Общая теория права : в 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 40.
9 См.: Косарев, А. И. Ценности и оценки в истории государства и права // Новая правовая мысль. 2005. № 4. С. 2.
10 См., напр.: Авакьян, С. А. Глобализация, общие конституционные ценности и национальное регулирование // Соц. интересы. 2001. № 4. С. 44-47; Кабышев, В. Т. Принцип равенства прав и свобод граждан в системе конституционных ценностей России: реалии и тенденции развития // Конституц.
чтения : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2003. Вып. 4. Ч. 1. С. 4-8; Лазарев, М. Конституционный порядок как политическая ценность // Конституц. и муницип. право. 2003. № 6. С. 2-6.
11 См.: Снежко, О. Правовая природа конституционных ценностей современной России // Сравнит. конституц. обозрение. 2005. № 2. С. 13.
12 Сафаров, Р. А. Прогнозирование и юридическая наука // Сов. гос-во и право. 1969. № 3. С. 96.
13 См.: Еникеев, З. Д. Указ. соч. С. 46.
14 См.: Нерсесянц, В. С. Философия права. М., 1998.
С. 28.
15 См.: Крусс, В. И. Указ. соч. С. 183.
16 Там же. С. 191.
17 См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. С. 21.
18 Крусс, В. И. Указ. соч. С. 189.
19 Баранов, П. П. Аксиология юридической деятельности : учеб. пособие / П. П. Баранов, А. П. Окусов. Ростов н/Д., 2003. С. 3.
20Цыбулевская, О. И. Нравственные основания современного российского права. Саратов, 2004. С. 10-31.
21 См.: Крусс, В. И. Указ. соч. С. 190.