Научная статья на тему 'Ценностные подходы к развитию профессионального самоопределения художественных руководителей творческих коллективов'

Ценностные подходы к развитию профессионального самоопределения художественных руководителей творческих коллективов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Мария Вячеславовна

The article is devoted to the problem of value attitude towards folk art culture in the process of professional self-determination exercised by artistic directors of creative groups. The paper deals with theoretical aspects of values, value attitude and professional self-determination. The author regards the development of value attitude towards folk art culture, its essence and specific character, organizational fundamentals and educational conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value approaches to the development of professional self-determination exercised by artistic directors of creative groups

The article is devoted to the problem of value attitude towards folk art culture in the process of professional self-determination exercised by artistic directors of creative groups. The paper deals with theoretical aspects of values, value attitude and professional self-determination. The author regards the development of value attitude towards folk art culture, its essence and specific character, organizational fundamentals and educational conditions.

Текст научной работы на тему «Ценностные подходы к развитию профессионального самоопределения художественных руководителей творческих коллективов»

ЦЕННОСТНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

М.В. Новикова

Novikova M.V. Value approaches to the development of professional self-determination exercised by artistic directors of creative groups. The article is devoted to the problem of value attitude towards folk art culture in the process of professional self-determination exercised by artistic directors of creative groups. The paper deals with theoretical aspects of values, value attitude and professional self-determination. The author regards the development of value attitude towards folk art culture, its essence and specific character, organizational fundamentals and educational conditions.

Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием педагогической общественности и социума в целом к проблеме передачи новым поколениям национальных культурных традиций и ценностей.

Педагогическая аксиология в настоящее время поступательно развивается. Это обусловлено объективными социальными процессами, приведшими к тому, что ценностный мир современного человека стал скуднее по спектру мнений, интересов, потребностей. Однако многообразие ценностных миров человеческого сообщества проявляется в различных видах деятельности и в первую очередь профессиональной. Вот почему столь важным оказывается аксиологический аспект профессиональной подготовки специалиста.

В последнее время возрос интерес ученых к проблеме ценностей. Внимание ученых к системе ценностей обусловливается успехами социального развития на основе активизации человеческого фактора. Эта проблема рассматривается в различных научных направлениях.

Чтобы определить систему ценностей, прежде всего, мы обратились к самому понятию ценность и к науке, которая их изучает.

Аксиология (от греч. axios - ценность и logos - слово, понятие) - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков [1].

В самом общем виде ценности имеют три особенности: во-первых, они характеризуются одновременно как субъективные и объективные; во-вторых, все то, что людям представляется положительным, имеет

смысл лишь в силу наличия своего антипода;

в-третьих, соотношение между противоположностями ограничивается некоторым субъективно определяемым пределом, за которым дискуссия о ценностях теряет свой смысл. В натуралистических теориях ценности представлены как выражение естественных потребностей человека или законов природы.

Проблема формирования, форма существования ценностей, механизм их влияния на личность и общество, классификация ценностей являются предметом изучения различных общественных наук, таких, как философия, история, психология, социология, культурология, педагогика и др.

В народной художественной культуре в качестве ценностей наследуются не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теорий, а целостные художественные произведения. Однако формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового. Это становится творчеством культурных ценностей тогда, когда приобретает общественную значимость, получает признание других людей [2].

Велика опасность потери культуры как ценности для поколения, живущего только материальными интересами, ищущего в жизни только выгоду и теряющего из-за этого смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющегося у него культурой. Бытовая конкретная, житейская повседневность, упорядоченная жизнь, естественно, важны для человека [3].

Основные трудности решения ценностных проблем состоят в том, что по способам своего бытия ценности имеют сложнейший,

многоуровневый характер. Поэтому сущее и значимое, должное и желаемое, норма и идеал входят на разных уровнях в целостную структуру любой ценности и лишь проявляются соответствующим образом в зависимости от социокультурной ситуации.

Художественное образование имеет в современной России особое предназначение. Актуальнейшая задача нашего времени -создать все необходимые условия для того, чтобы художественное образование стало одним из главных факторов духовно-нравственного обновления России, источником формирования у детей, подростков, молодежи, всего нашего народа высших духовнонравственных ценностей и идеалов [4].

Важную роль в художественном воспитании должно оказать этническая культура. В свою очередь этническая культура не может существовать без национальных ценностей. Ценности национальные - совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, созданных в процессе исторического становления и развития нации и имеющих приоритетное значение в жизнедеятельности ее представителей независимо от их социального положения, вероисповедания, образования, возраста, пола [4, с. 34].

В современном быстро меняющемся мире постоянно растет внимание к традиционным формам культуры как к ценности, что связано с повышением этнического самосознания каждого народа. Это особенно влияет на формирование ценностей.

Поэтому необходимо было выяснить, какие ценности для студентов в области профессиональной деятельности являются определяющими, в связи с чем было проведено социологическое исследование. Объектом исследования стали студенты специальности «Народное художественное творчество» и руководители творческих коллективов. Для нас важно было изучить ценностное отношение к этническому искусству, проследить особенности динамики жизненных ценностей студенческой молодежи, т. к. именно в этом возрасте более интенсивно происходит процесс формирования ценностной системы.

Опрос проводился в 2002-2004 гг. на базе следующих высших учебных заведений: Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, Московского государственного университета культуры и ис-

кусств, Белгородского государственного

университета культуры и искусств, Липецкого государственного педагогического университета

В рамках эксперимента сделана серия замеров на основе анкетирования и тестирования участников экспериментальной и контрольной групп. Значимыми компонентами ценностных исследований стали славянская мифология, хореография, музыкальное творчество, декоративно-прикладное искусство, календарные праздники, народный костюм.

В частности, замеры первого этапа показали, что большинство тестируемых считают славянскую мифологию основой эстетического воспитания - 75%; 83% участников эксперимента абсолютно уверены в том, что изучение народной музыки, хореографии, декоративно-прикладного искусства очень важны для их будущей профессиональной деятельности.

Большую значимость для народного художественного творчества имеют такие эстетические ценности, как красота, стиль, гармония. С этим абсолютно согласны 68% испытуемых.

В целом признают, что элементы народного художественного творчества украшают современную жизнь 35% тестируемых; 62% -скорее согласны, что произведения народного художественного творчества оказывают на людей положительное психологическое воздействие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что первый этап эксперимента показал положительную динамику отношений к ценностям народного художественного творчества.

Вторым этапом стал экспертный опрос художественных руководителей творческих коллективов и преподавателей учреждений дополнительного образования. Методом проведения исследования был выбран экспертный опрос, для которого была сформирована выборочная совокупность из пятидесяти специалистов. Был применен тип гнездовой квотной выборки, при которой было отобрано по пять специалистов руководителей творческих коллективов студий спортивного бального танца, классического танца, народного танца, академического хора, фольклорных ансамблей народных инструментов, духовых оркестровых ансамблей, эстрадных инструментальных коллективов,

студий декоративно-прикладного творчества, любительских театральных коллективов.

В выборочную совокупность попали 37 женщин и 13 мужчин, из них 88 % были специалистами с высшим образованием, 4 % не имели профильного образования и 8 % имели среднюю профессиональную подготовку. По опыту работы эксперты распределились следующим образом: 28% респондентов работают с коллективом более 15 лет, 36% - 10 лет и более, 26% - свыше пяти лет и 10% до пяти лет. Для проведения экспертного опроса было разработано стандартизированное интервью, включавшее ряд вопросов, направленных на выявление собственных личностных и профессиональных отношений руководителей творческих коллективов к национальным культурным ценностям.

В ходе интервью выяснялись ценностные предпочтения экспертов в обыденной жизни. Опрос показал, что на первом месте у экспертов стоят ценности культуры и искусства (36%), каждый четвертый эксперт высказался за приоритет общечеловеческих духовных ценностей, еще четверть высказалось за ценность физического здоровья.

Все это свидетельствует о высоких ценностных приоритетах специалистов сферы народного художественного творчества. Их профессиональные интересы, увлеченность искусством выводят на первый план художественные ценности.

72% опрошенных считают необходимым использование ценностей традиционной культуры в современном воспитании, при этом каждый пятый эксперт указал на крайнюю актуальность использования данного материала. В связи с чем следует признать, что не все руководители творческих коллективов осознают значимость и необходимость опоры на ценности национальной культуры в учебно-воспитательном процессе. По всей видимости, направленность их работы диктует необходимость обращения к современным ценностям, инновационным направлениям в культуре и искусстве. Однако основная масса руководителей творческих коллективов все же привержены к традициям и считают их основой воспитательного процесса.

Экспертный опрос выявил, что менее половины коллег экспертов позитивно относятся к использованию в учебно-воспитательном процессе традиционных ценностей.

Таким образом, можно признать, что среди руководителей творческих коллективов нет единого мнения относительно использования ценностей национальной культуры в учебновоспитательном процессе.

Эксперты указали, что национальные ценности вызывают у участников коллектива достаточный интерес, лишь 10% экспертов указали, что их подопечные не интересуются национальными ценностями вовсе. Каждый девятый респондент отметил, что его ученики и участники коллектива часто просят больше рассказывать о национальных культурных ценностях.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что для формирования развития ценностного отношения художественных руководителей творческих коллективов необходимо разработать программу по формированию ценностного отношения.

В соответствии с задачами исследования была разработана модель формирования ценностного отношения к культуре в социально-культурной деятельности.

Программа формирования и реализации ценностного отношения руководителей творческих коллективов к народной художественной культуре была построена с элементами психологического тренинга и в виде лекций. Данная программа была направлена на оптимизацию формирования у студентов ценностного отношения к традиционной художественной культуре путем внедрения в учебный процесс и способствовала развитию, более осознанному и дифференцированному отношению к рассматриваемым ценностям.

Данная программа формирования ценностного отношения к народной художественной культуре разработана по итогам исследования ценностного отношения художественных руководителей творческих коллективов к народной художественной культуре. Трудность ее подготовки отражает реальную ситуацию, сложившуюся в разработке и преподавании данного предмета в российских вузах, педагогических институтах и университетах, которые осуществляют подготовку специалистов в области народного творчества.

Педагогическая модель основывается на развитии базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда, политическую и эко-

номико-правовую, духовную и физическую культуру, культуру межнационального и межличностного общения, т. е. основывается на развитии главных жизненных целей или на ценностных ориентациях современной учащейся молодежи в области культуры. Следовательно, педагог формирует целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами.

Основная цель эксперимента состояла в разработке и внедрении в учебный процесс высшего учебного заведения педагогических условий, способствующих успешному формированию у студентов педагогических вузов ценностного отношения к традиционной художественной культуре.

В эксперименте приняли участие студенты специализаций: «Хоровое дирижирование», «Актерское мастерство», «Хореография», «Народные инструменты».

В качестве диагностического инструментария применялась группа тестов для оценки ценностного отношения к элементам народной художественной культуры.

В сочетании с тестами, ориентированными на ценностное отношение к элементам народной художественной культуры, нами использовался также психологический тест «Ценностные ориентации» по М. Рокичу.

На практическом этапе формирующего эксперимента в учебный процесс нами внедрялась экспериментальная программа. В результате внедрения экспериментальной программы расширилась сфера влияния на ценностное отношение студента как будущего руководителя творческого коллектива, что способствовало положительному результату.

На заключительном диагностическом этапе проводился диагностический срез полученных данных после проведения педагогической работы и сравнительный анализ данных констатирующего этапа с результатами диагностического этапа формирующего эксперимента.

Была предложена та же группа тестов с элементами народной художественной культуры.

Результаты тестирования показали, что после проведения педагогической работы у студентов выявлен высокий уровень сфор-мированности ценностного отношения к народной художественной культуре.

Таким образом, исходя их данных формирующего эксперимента, мы можем сделать следующие выводы.

Использование программы по формированию ценностного отношения к народной художественной культуре:

1) позволило студентам пересмотреть свои жизненные ценности;

2) привело к оптимизации ценностного отношения наших усилий с усилиями самих студентов;

3) повысило уровень эффективности развития духовных ценностей.

Контрольный эксперимент предполагал сравнительный анализ констатирующего эксперимента и третьего этапа формирующего эксперимента. Тестирование показало, что ценностное отношение к народной традиционной культуре у художественных руководителей творческих коллективов и ценностное отношение к народной традиционной культуре у студентов дало приблизительно одинаковые результаты в процентном соотношении.

Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы и опытно-экспериментальной работы подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы. Анализ результата процесса формирования ценностного отношения художественных руководителей показал, что народная художественная культура находится на периферии ценностного пространства художественных руководителей. Приоритетным для них являются материальные ценности.

Результаты экспериментальной работы показали, что в условиях педагогической и творческой работы в творческих коллективах формируется и реализуется ценностное отношение к народной художественной культуре, происходит реальное повышение уровня творческой активности, изменение ценностной системы, активизируется творческий и социальный потенциал.

Основной задачей в формировании ценностного отношения к народной художественной культуре являлась организация совместных действий между художественными руководителями и студентами, согласование их индивидуальных побуждений и установок с собственными художественными целями и выработка стремлений к самостоятельной

работе в подборе знаний в области народного художественного творчества.

1. Фролов И. Т. Философский словарь. М., 2001. С. 646.

2. Шишова Н.В., Грожан Д.В., Новиков А.Ю., Топчий И.В. Культурология. Ростов н/Д, 2002. С. 119, 128.

3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. С. 62.

4. Бакланова Т.И. Концепция развития художественного образования на основе взаимодействия учреждений образования и культуры. М., 2001. С. 32.

Поступила в редакцию 15.04.2006 г.

ИДЕИ А.С. МАКАРЕНКО В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Т.В. Симатова

Simatova T.V. A.S. Makarenko’s ideas in solving the modem problem of labour education. The following ideas of A.S. Makarenko are of special interest: the labour as a basic way for educating a personality and forming the united group; interaction of education, training and productive labour; dynamics of the development and search for most optimal forms of the productive activities of the pupils; introducing the selfsupporting and salary; optimization of balance between the mental and physical activities in the educational process of a secondary school; aesthetic nature of the process of labour education; necessary production of quality product. Professional approach to their implementing enables some pedagogical groups to give the young people an orientation for the labour life style.

Смещение активно-позитивного отношения к труду как важнейшей духовной ценности и потребности личности на периферию всеобщего сознания в течение последних десятилетий привело к тому, что у выпускников большинства школ отсутствует ориентация на трудовой образ жизни. Между тем в современных условиях катастрофического состояния кадровых ресурсов страны государственным и общественным институтам надлежит осознать необходимость повышения роли образовательных учреждений в подготовке учащихся к успешной трудовой деятельности, прежде всего в сфере материального производства, и незамедлительно приступить к восстановлению труда в правах как самого эффективного средства воспитания.

Одним из конструктивных путей решения данной проблемы является изучение и применение на практике прогрессивных идей об организации трудового воспитания. Весьма ценными в данном контексте выступают идеи А.С. Макаренко, остающегося непревзойденным Мастером воспитания человека трудолюбивого, дисциплинированного, ответственного. Рассмотрим наиболее важные из них.

Особую значимость для современных педагогических коллективов представляет идея о том, что центром всей системы воспитания общеобразовательной школы должна стать продуктивная деятельность сплоченного, действующего как органичное целое детского коллектива. «Воспитательное значение этой коллективной работы огромно, - указывает Антон Семенович и далее продолжает, -может быть, только благодаря ей колонии удалось создать крепкую и дружную семью и найти интересные и оригинальные формы внутренней организации» [1]. Речь идет о производительном труде, имеющем целью осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, эмоционального, нравственного и эстетического отношения к труду, уважения к людям труда, чувства коллективизма, настойчивости, воли, упорства. В процессе же примитивного самообслужи-вающего труда, оторванного от реальной жизни и не предполагающего изготовление определенного продукта, не вызывающего у школьников интереса ни с точки зрения содержания и практической значимости, ни с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.