Научная статья на тему 'О необходимости формирования музыкально-эстетической культуры будущих специалистов'

О необходимости формирования музыкально-эстетической культуры будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арштейн Л. И.

Arshtein L.I. on the necessity of future specialists' musical-aesthetic culture formation. This article throws light upon the issues of musical-aesthetic culture formation among university students. The article analyzes the issues of aesthetic training, musical culture, connection between music and art, youth's attitude towards music, as well as the problem of necessity of musical-aesthetical culture formation among future specialists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости формирования музыкально-эстетической культуры будущих специалистов»

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Л.И. Арштейн

Arshtein L.I. On the necessity of future specialists’ musical-aesthetic culture formation. This article throws light upon the issues of musical-aesthetic culture formation among university students. The article analyzes the issues of aesthetic training, musical culture, connection between music and art, youth’s attitude towards music, as well as the problem of necessity of musical-aesthetical culture formation among future specialists.

В настоящее время одной из задач современной высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста. И это вовсе не значит только лишь увеличение объема часов, повышение интеллектуальной нагрузки студентов и т. д., речь скорее должна идти о формировании новой системы отношений между преподавателем и студентом, новой профессионально ориентированной среды их взаимодействия, новых стимулирующих условий развития познавательного интереса студентов.

Обращаясь к наследию великого Я.А. Коменского, заметим, что сущность реформирования школы знаменитый педагог видел в побуждении учеников к накоплению личного опыта в процессе активной деятельности; в превращении школы в место, где формируется человеческая личность. Но здесь наиважнейшим фактором, пожалуй, является личность самого обучающегося -студента в нашем случае. Именно личностное отношение к учебе как главному делу своей жизни (на данном этапе), к общественным делам, к росту своего «Я» является безусловным залогом успеха студента на жизненном пути. Активная позиция студента в образовательном процессе может служить критерием оценки эффективности организации образовательного процесса в вузе. Задача же профессорско-преподавательского состава - осуществляя подлинную подготовку профессионалов высшей квалификации, помочь каждому человеку самореализоваться на основе его жизненных предпочтений [4].

Средствами самореализации студентов являются музыкально-эстетическое воспитание, и формирование музыкально-эстетической культуры будущего специалиста. Прежде чем мы рассмотрим эти понятия, обратим внимание на некоторые общие аспек-

ты данной проблемы. Область эстетического воспитания исследована самыми разными науками, каждая из которых акцентирует внимание на только ей присущих аспектах данного вопроса. Изучение и анализ философской и педагогической мысли показали, что каждая историческая эпоха имела свой исторический эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигала те или иные формы, средства и методы воспитания и образования, которые соответствовали социально-экономическим условиям развития общества. Современный этап развития образования - не исключение, у него свои приоритеты в области эстетического воспитания, а в контексте нашего исследования - воспитания студентов вуза как будущих специалистов.

Обращая взгляд в прошлое, хочется отметить безоговорочные достижения советской педагогики в рассматриваемой области, а именно - создание системы эстетического воспитания на базе государственной системы образования и воспитания, которая включала дошкольное воспитание, обучение и воспитание в школе, техникуме, вузе, внешкольных учебных заведениях. Так был обеспечен целенаправленный, систематический, основанный на преемственности всех звеньев системы образования и воспитания процесс эстетического воспитания и образования, охватывающий всю жизнь человека. Эстетическое воспитание и образование становится составной частью новой системы воспитания и образования, что свидетельствует о неоценимом вкладе ученых этого периода (А. В. Ба-кушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.М. Шацкая, С.Т. Шацкий и др.). Разрабатывая собственную стратегию эстетического воспитания и образования на современном этапе, мы не можем игнорировать теоретический и практический опыт лучших педагогов и ученых

тех лет, поскольку в современных условиях развития общества многие их идеи представляют особую актуальность и ценность.

Так, по мнению А.В. Луначарского, «эстетическое воспитание формирует самый благородный материал - людские души, развивает вкус людей, связывает его с общей культурой человека». Трудно не согласиться с ученым в том, что необходимо научить человека, начиная с детского возраста, понимать и ценить прекрасное в действительности, в искусстве, в природе, совершенствовать чувства и эмоции [2]. Важное место в эстетическом воспитании А.В. Луначарский отводил искусству, особенно литературе, музыке, театру, но вместе с тем, указывал, что художественное воспитание не должно замыкаться в сферу того, что называется обычно «искусством». Человек обязательно должен развертывать свое художественное, научное творчество, чтобы у других людей оно развивалось так же.

Таким образом, мы приходим к выводу, что под эстетическим воспитанием можно понимать целенаправленный процесс развития эмоций и чувств, передачу эстетических ценностей, формирование взглядов, интересов, суждений, оценок, потребностей, эстетического вкуса, развитие творческих способностей, эстетического отношения к действительности, активность в познании художественных ценностей и стимулирование к художественно-продуктивной деятельности, формирование эстетической культуры. То есть эстетическое воспитание охватывает предметно-практическую, теоретическую, духовно-практическую деятельность человека и реализуется в развитии эстетического сознания, эстетического чувства, эстетического вкуса, формировании эстетического идеала.

Обращаясь к основным документам в области образования - Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации образования на период до 2010 г., Концепции художественного образования в России и пр., заметим, что в них отмечается существенный факт необходимости соответствия содержания образования задачам воспитания целостной

личности, готовой к творчески созидательной деятельности в пространстве культуры нового времени.

Культура в обществе выполняет функции, определяющие круг ее деятельности: коммуникативная - средство общения (Ю.Л. Лукин); просветительская - несут знания (М.С. Каган); гедонистическая - возбуждающая эстетическое наслаждение; воспитательная (Л.Н. Столович, Н.И. Киященко). Культура представляет собой вид духовнопрактической деятельности, которая обеспечивает преемственность традиций духовной культуры, осознание ценности культуры и искусства. Известно, что человек не только потребляет, но и активно созидает культурные ценности. Соответственно, чтобы уметь создавать культурные ценности, что современный студент, будущий специалист должен в процессе профессиональной подготовки расширять культурную среду, которая обеспечит его духовное развитие.

Современное образование все более затрагивает проблему освоения культуры и культурных ценностей в процессе обучения и воспитания, приобщения молодежи к творческой деятельности. И можно с уверенностью сказать, что формирование эстетической культуры ребенка, ученика, студента, или специалиста любой области является актуальной проблемой современного образования, в том числе и высшего профессионального, а это возможно при понимании линии образование - культура - искусство как основы эстетической культуры личности. Будучи специфическим способом и результатом преобразования общества и человека, эстетическая культура является и одной из основных составляющих общей культуры социума, и одновременно, атрибутом каждой из этих составляющих [5].

Специалист с высшим профессиональным образованием в качестве составной части профессиональной подготовки должен иметь художественно-эстетическую подготовку, которая реализуется в вузе в рамках эстетического образования. Основными задачами эстетического образования в вузе являются:

- воспитание на основе приобщения к искусству неотчужденного и бескорыстного отношения к окружающему миру, «родст-

венного внимания» к нему, понимания самоценности различных явлений жизни (людей, природы, произведений культуры), чувства красоты мира;

- воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов;

- развитие способностей к художественному творчеству, к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа в разных видах искусства;

- формирование знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства, помощь в овладении спецификой языка разных искусств;

- воспитание зрителей, слушателей, читателей художественных произведений и развитие потребности в общении с искусством;

- развитие художественного вкуса, умения отличать истинные ценности от суррогатов, от уродливых явлений так называемой массовой культуры, которая обедняет и искажает духовный мир целых поколений;

- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей, навыков, которые не только необходимы в художественном творчестве, но и помогут студентам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно;

- снятие нервно-психических перегрузок, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса студентов.

Кроме вышеперечисленного, заметим, что важнейшим направлением в работе по эстетическому воспитанию является формирование эстетического чувства как одной из основных составляющих понятия эстетическая культура. Второй составляющей дефиниции «эстетическая культура» является знание, на основе которого формируются эстетические представления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кругозор личности. Особое место в эстетической культуре занимает эстетический идеал как цель и образец. Важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую

красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. Эстетическая культура - это умение расшифровать и организовать эстетический опыт, предвидеть перспективу развития своего пребывания в мире, определить тенденции общего процесса своего взаимодействия с ним, корректировать промежуточные результаты [3].

Огромную роль в процессе овладения эстетической культурой играет жизненный опыт человека, опыт его культурного общения. Эстетика считает, что эстетическая культура личности формируется и проявляется в живом процессе деятельности людей. Успех ее формирования зависит от целенаправленного воспитательного воздействия на личность тех форм жизнедеятельности, с которыми она связана. Речь идет о сознательном и целенаправленном формировании в каждом человеке: 1) эстетического сознания как составной части общественного сознания, которое проявляется не только в потреблении, но и в создании эстетических ценностей; 2) своеобразной культуры чувств, проявляющихся в любой сфере жизнедеятельности; 3) особых способностей и навыков создания, хранения и распространения эстетических ценностей [1].

Таким образом, формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. Безусловно, здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры, действующих в рамках воспитательного пространства вуза (в нашем городе, в первую очередь - молодежного культурного центра, Белгородского областного драматического театра, Центра молодежных инициатив, дворцов культуры, библиотек, Белгородского института культуры и искусств и др.). Тем не менее, на формирование культуры личности оказывают свое влияние и такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. В каждом отдельном случае правомерно говорить об их специфике и необходимости целенаправленного воспитательного процесса, отвечающего общечеловече-

ским задачам формирования высокой эстетической культуры. То есть социальная среда предоставляет человеку целый спектр различных возможностей, представлений, норм, идеалов, оценок и т. д. Какие из них выберет человек, какие из существующих в обществе ценностей он воспримет как свои собственные? Это зависит от самого человека, его активности, темперамента, характера, степени эмоциональности.

В условиях социокультурной модернизации одним из главных факторов формирования эстетической культуры личности является искусство, активно стимулирующее следующие виды эстетической деятельности: творческую и исполнительскую. Заметим также, что эстетическая культура развивается только тогда, когда личность действует самостоятельно, не по принуждению, свободно. Основываясь на предположении, что молодежь свободна в выборе своей деятельности, на данных опроса наших студентов, мы выяснили, что большинство молодых людей на досуге отдают предпочтение слушанию музыки.

Весьма наглядно, что в современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на первый план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она опережает другие виды искусства по количеству потребления в силу своих непосредственно-чувственных особенностей воздействия. Музыку молодежь слушает разную, и иногда совсем не вникая в суть того, что это за музыка, кто ее автор, к какому музыкальному направлению она принадлежит. Так сложилось, что в молодежной среде стал преобладать односторонний уклон большинства людей к эстрадно-развлекательной музыке, к той небольшой части огромного мира музыкального искусства, который не требует больших интеллектуальных и нравственных усилий для постижения.

К сожалению, сегодня не только молодежь, но и люди более зрелого возраста привыкли к возможности слушать музыку как фон, полноценно не воспринимая. Но никто не задумывается о том, что подобный уровень культуры восприятия формирует лишь поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры, когда не происходит пол-

ной субъективизации эмоциональных, интеллектуальных, нравственно-гуманистических сторон музыкального произведения. А если отсутствует культура отношений между человеком и музыкой, то естественно, что на первый план выходят поверхностнопотребительские запросы, диктуемые лишь модой и престижностью. Ну а поскольку восприятие музыки, безусловно, зависит от личности, соприкасающейся с этим искусством, мы решили использовать музыку как средство формирования музыкально-эстетической культуры студентов, учитывая и тот фактор, что музыка так же, наряду с другими важными факторами, является достаточно мощным средством социализации молодежи.

Социализирующие функции воздействия музыки на личность разнообразны. Так же как и в обществе, она может для отдельного человека служить средством познания, коммуникации, воспитания определенных эмоций, чувств и т. д. История не знает цивилизаций или отдельных личностей, которые обходились бы без музыки. Мир человека так или иначе наполнен музыкой, и она объективно необходима человеку, так как с ее помощью происходит удовлетворение целого ряда социальных потребностей личности. К тому же, формирование музыкально-эстетической культуры личности - своеобразного показателя развития самого человека -является одной из важнейших целей эстетического воспитания.

1. Литвиненко Л.Л. К вопросу об эстетической культуре и эстетическом воспитании // Профессиональная культура учителя экономики. Ростов н/Д, 1998. С. 15-24.

2. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976.

3. Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждении и реализации человека в мире // Эстетическая культура. М., 1996. С. 43-69.

4. Спинжар Н.Ф. Профессиональная подготовка специалиста культуры в условиях реформирования высшей школы // Юридическое образование и наука. 2005. № 3. С. 15-26.

5. Эстетическая культура / под ред. Н.И. Кия-щенко. М., 1996.

Поступила в редакцию 27.02.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.