УДК284.4-052
Тимонина Александра Андреевна
Аспирант кафедры социальной педагогики КГУ им. Н. А. Некрасова, [email protected], Кострома
ценностные основания воспитательного процесса
ЗАГОРОДНОГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛьНОГО ЦЕНТРА
Аннотация. В статье представлены теоретические основы воспитательного процесса в загородном детском оздоровительном центре: дается определение понятию «воспитательный процесс в оздоровительном лагере»; раскрываются ценностные основания воспитательного процесса в ЗДОЦ, основные условия, от которых зависит эффективность воспитательного процесса в загородном детском оздоровительном центре; выявлены основные ориентиры ребенка по организации воспитательного процесса в загородном детском центре.
Ключевые слова: воспитательный процесс в оздоровительном лагере, социальный опыт ребенка, ценностные основания воспитательного процесса, принципы воспитательного процесса, условия эффективности воспитательного процесса в загородном детском оздоровительном центре.
Timonina Alexandra Andreevna
Post-graduate student of the department of social pedagogics at the Kostroma state university named after N. A. Nekrasov, [email protected], Kostroma
VALUABLE BASES OF EDUCATIONAL PROCESS OF THE COUNTRY CHILDREN'S IMPROVING CENTER
Abstract: The article is devoted to theoretical bases of educational process in the country children's improving center. The definition of the concept «the educational process in improving camp»; the valuable bases of educational process in children's camp are presented in it. The author describes the basic conditions of efficiency of educational process in the country.
Keywords: educational process in a recreation camp, social experience of the child, the valuable bases of educational process, the principles of educational process, a condition of efficiency of educational process in the country children's improving center.
Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период является неотъемлемой частью социальной политики государства. Создание и деятельность детских лагерей является частью реализации права граждан Российской федерации на полноценный развивающий отдых детей в соответствии с их потребностями, интересами семьи, общества и государства. Через систему воспитательных организаций, в том числе детских лагерей, взрослые стремятся обеспечить равные возможности для воспитания подрастающего поколения с одной стороны, и реализации каждым из них позитивных потребностей, способностей и интересов, способствуя решению задач социального воспитания в современных условиях (Т. А. Ромм). Поэтому организация воспитательного процесса в условиях
детского оздоровительного центра сегодня становится всё более актуальной [Подроб. об этом: 2; 5].
Основная цель педагога ЗДОЦ - создание условий для реализации потенциала ребенка, основываясь на индивидуальности его развития, и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в обществе [1; 6]. Для успешной организации процесса воспитания детей и подростков педагог загородного детского оздоровительного центра должен основываться на принципах гуманизма, духовности, нравственности. В планах воспитательной работы, в практическом их воплощении максимальное внимание должно обращаться на развитие личности ребенка, раскрытии его способностей, реализации интересов и потребностей (прежде всего духовных,
интеллектуальных). Это требует от педагогов перехода на принципиально новую позицию - позицию признания самоценности каждого ребенка.
Аксиологический подход в воспитании предполагает познание элементов данного процесса с ценностной точки зрения. Ценность выступает как свойство предмета или явления. Данное свойство присуще им не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а является субъективной оценкой конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности личности, обозначает ее различные отношения с окружающими предметами и явлениями.
Ценностные основания воспитательного процесса - это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни и межпоколенного взаимодействия, педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения.). На основе ценностей формируется ценностная ориентация - особое социальное отношение людей к определенным ценностям, которое представлено в сознании в виде объекта, необходимого человеку для удовлетворения его потребности.
Процесс ценностного ориентирования включает в себя получение личностью знания о ценности, эмоциональное заражение и переживание адекватных эмоций по отношению к ценности и презентация поведенческих траекторий, основанных на приоритете ценности. Необходимым является включение личности в деятельность. Затем в рамках специально организованного процесса рефлексии происходит соотнесение транслируемой ценности с существующей системой ценностных ориентаций личности, что может привести к интериоризации транслируемой ценности и перестройке ценностной иерархии личности (А. В. Кучина).
Исследование позволило сформировать следующую системную совокупность ценностей, определяющих подходы к программированию воспитательного процесса загородного детского центра:
ценности, являющиеся смысловой основой воспитания (гуманизм, патриотизм, гражданственность, осознанная ответственность за результаты деятельности, культуро-сообразность);
ценности, определяющие взаимодействие загородного детского центра как социального института (уважительное отношение к традициям, совместная деятельность, вариативность и разнообразие видов деятельности, ее форм и методов, стимулирование активности личности, доступность ресурсов загородного детского центра для всех участников воспитательного процесса, взаимодействие с различными социальными институтами);
ценности педагогического сообщества загородного детского центра (гуманистическая направленность, взаимодействие и сотрудничество, социальная ответственность за результаты воспитания, взаимопомощь, стремление к профессионализму);
ценности, определяющие развитие ценностно-смысловой сферы ребенка (внутренняя гармония, чувство защищенности, уважение, справедливость, успешность, эмоциональная удовлетворенность, самореализация признание).
Носителями ценностей являются педагоги и педагогический коллектив как поливозрастное сообщество единомышленников. Для формирования ценностей этого сообщества необходимо организовывать специальную работу по ценностному ориентированию педагогов, созданию педагогического коллектива как социальной группы высокого уровня развития. Процесс создания педагогического коллектива и ценностное ориентирование его членов - это процесс длительный, целенаправленный, включающий обучение, проведение сборов, тренингов, индивидуальную работу с членами отряда, включение педагогов (вожатых) в подготовительную практическую педагогическую деятельность, организацию анализа и рефлексии. В основе ценностного ориентирования находятся ценности различных уровней, включая базовые национальные ценности, гуманистические ценности педагогического сообщества, ценности лагеря.
Анализ программ загородных детских центров позволяет сделать выводы о системе ценностей, положенных в основу дея-
Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2013
153
тельности. Большинство программ строится на следующих ценностях: патриотизме, труде, творчестве, искусстве и культуре, природе, здоровье, досуге. Эти ценности находят отражение в содержании разнообразной деятельности детей в лагере. Следующая группа ценностей связана со способами деятельности и прослеживается в методах и приемах взаимодействия детей и взрослых: ребенок, человек, детский коллектив, коллективная творческая деятельность, активность, самостоятельность, творчество, сотрудничество, общение, выбор, традиции. Существуют и специфические ценности, которые находят отражение в программах конкретных смен. Есть программы, где приоритетной ценностью и видом деятельности становится оздоровление детей, творчество или досуг.
Анализ опыта работы загородных детских центров позволяет выявить основные ориентиры ребенка по организации воспитательного процесса в загородных детских центрах [Подроб. см.: 4]:
- создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребенка на положительные действия и поступки;
- создание условий для самоопределения каждого ребенка через выявление его интересов и способностей, помощь в выборе путей самопознания;
- обеспечение гарантий социальной защищенности, построение гуманных отношений в коллективе;
- развитие ценностных ориентаций, превращение обобщенного социального опыта во внутреннюю силу, мотив, побуждающий ребенка к социальной деятельности;
- привлечение детей к совместному социальному творчеству, поддержка и стимулирование социальных значимых инициатив ребенка;
- участие подростков в реальном управлении своей жизнедеятельностью, создание органов самоуправления, делегирование детям
ответственности за принимаемые решения.
Данные ориентиры ребенка по организации воспитательного процесса являются критериями для определения ценностных оснований построения воспитательной деятельности загородного детского центра, совершенствования форм, методов работы с детьми, создания условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы.
Библиографический список
1. Газман О. С. Каникулы, игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 218 с.
2. Кивелевич А. И. Педагогическое обеспечение социального воспитания в загородном детском центре: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 193 с.
3. Ромм Т. А. Социальное воспитание - ресурс развития социальности в человеке // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2010. - Т. 16. - № 2. - С. 11-15.
4. Тимонина А. А. Педагогические условия, обеспечивающие наполнение ценностным содержанием программирования воспитательного процесса загородного детского центра // Актуальные проблемы воспитания и обучения в образовательных организациях различного типа: материалы научно-практической конференции аспирантов Института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова / сост. А. И. Иванова; науч. ред. А. И. Тимонин. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. - 0,4 печ. л.
5. Тимонина Л. И. Организация социального опыта детей в условиях загородного детского лагеря // Духовно-ценностные ориентации детей и подростков во внешкольных объединениях. -Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. - С. 18-36.
6. Шмаков С. А. Летний лагерь: вчера и сегодня: метод, пособие. - Липецк: Инфол, 2002. - 384 с.