[Текст]/ Нормат.-методич. материалы Минобразования России//Дидакт.-№5. -2002.
6. Кушнир, А.М. Методический плюрализм и научная педагогика [Текст]/А.М. Кушнир, Народное образование. 2001. №1. -С.51-63.
7. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 №2783 (з-во РФ).
8. Основы формирования содержания образования и БУП для профильной школы //Вестник образования: Профильное обучение/ Тематический выпуск, декабрь 2002г.
9. Селевко, Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей [Текст]/Г.К. Селевко.- М.: РИПКРО, 1996.
10. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [ Текст]/ И.С. Якиманская.- М., 1996.
Социальная психология и педагогика Травников Г.Н.
Ценностные ориентиры педагогической деятельности: методологический аспект
Размышления на философском уровне о сути культуры позволяют нам развить знания о ценностях культуры. Чтобы получить представление об общей ситуации развития философии культуры, стоит привести ряд определений культуры:
1) культурный аспект сверхорганического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимоотношения и взаимодействия (П. Сорокин);
2) реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер);
3) главное в культуре - не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека (А. Швейцер);
4) воплощенные ценности (Н. Чавчавадзе);
5) творческая деятельность человека (Н. Злобин);
6) совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных людьми, главными из которых являются добро и красота (В. Тугаринов).
Дальнейший философский анализ культуры подводит нас к выводу, что возможным и, более того, необходимым является ее системно-философское рассмотрение, в котором культура предстает не как сумма многообразных форм и продуктов деятельности, способов деятельности, а как системно-целостное единство. Следовательно, необходимо осмыслить культуру в ее реальной ценности,
в ее развитии. В философском анализе культура предстает перед нами как такая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью.
Изучать культуру педагогической деятельности и педагогическую культуру можно с разных позиций: с позиций как системы ценностей и как концентрированное выражение личности педагога (личностный подход). Имеется в виду гуманистический тип педагогической культуры, в основе которого лежит целостное представление о педагогической деятельности, где главная ценность -личность ребенка.
Аксиологический компонент культуры педагогической деятельности есть совокупность относительно устойчивых педагогических ценностей, овладевая которыми педагог субъективирует их, делая личностно значимыми. В структуре культуры педагогической деятельности мы выделяем ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания [3]. Как подтвердило наше исследование, система педагогических ценностей порождает в сознании педагога систему ценностных ориентации, существующих не только в идеале, но и в реальных решениях.
На современном этапе развития школы аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным "мостом" между теорией и практикой [8]. Для построения теории ценности следует исходить из современного уровня познавательной деятельности, из характерной для нее парадигмы. Этой новой формой перехода является синтетически-диалогическая парадигма и рождение синергетики, развивающей принципы теории систем применительно к процессам развития (И. Пригожин, Г. Хакен, С. Курдюмов).
Теория ценности, отвечающая современной научной парадигме, должна соотнести структурно-морфологический анализ аксиосферы с ее структурно-функциональным и хроноструктурным рассмотрением [4]. Это основные принципы построения теории ценностей.
Ценностное отношение возникает в реальной социокультурной среде, в ней живет, функционирует и изменяется, на нее же и оказывает определенное воздействие.
Исследование ценностных ориентаций современников приобретает сегодня стратегический характер. Представители разных философских школ (натурфилософия, неокантинианство, позитивизм, феноменология, экзистенциализм и т.д.), с разных сторон оценивая сущность ценности, в основном рассматривали это явление как стержень стратегии жизни, формирующий ее смысл.
Теоретический анализ философской литературы позволил выявить основные подходы к определению аксиологии как науки о ценностях и ведущие характеристики аксиологической системы. Установлено, что понятие "аксиология" было введено французским философом П. Лапи (1902 г.) и обозначало отрасль философии, исследующую ценностную проблематику. Важные методологические позиции, основанные на изучении ценностей учеными разных философских школ, позволяющих выстроить основы современного аксиологического образования [5]:
ценности обладают большой силой и способствуют созданию нового мира культуры (Г. Лотце); вопросы о назначении человека и смысле его жизни могут быть решены в свете определенных ценностей (В. Виндельбанд); ценность является универсальной системно- и смыслообразующей философской категорией (Г. Риккерт); "эмоциональность" - центральное методологическое понятие аксиологической системы (М. Шелер); личность есть сосредоточение, центральное ядро "царства ценностей" (М. Шелер); познание ценностей - это акт предпочтений, в интуитивной очевидности которого устанавливаются "ранги" ценностей (М. Шелер); теория ценностей поможет человеку познать себя, свои наиболее значимые цели, стремления, а это знание будет для личности не менее освобождающим, чем знание законов природы (Р. Перри); ценность - это ценность, пока она признается и значима (М. Хайдеггер); вопрос о ценностях значительнее вопроса о достоверности: последний обретает всю серьезность при условии, что есть ответ на вопрос о ценностях (Ф. Ницше), и другие.
Методологически важными являются идеи социологов в рамках ценностей проблематики, подчеркивающие роль ценностей в качестве определителя целей и норм поведения людей, идеалов как главных двигателей жизнедеятельности личности (М. Вебер, Э. Дюркгейм) [2]. Ценности, по мнению Т. Парсонса, есть высшие принципы, и что очень важно, выделив понятие "ценностной ориентации", он определяет его как важнейший компонент внутреннего мира человека, в котором отражены мировоззренческие и нравственные позиции личности.
Одним из классических определений ценностей ориентации считается позиция К. Клакхона: это структурированные концепции, влияющие на мысли и действия, основой которых являются аналитически выделенные элементы оценочных процессов - когнитивных, аффективных и поведенческих. Следует выделить также замечание К. Клакхона о реальном проявлении ценностей в ситуации выбора.
Заметный вклад в развитие аксиологической теории внес петербургский ученый М.С. Каган, предлагающий обоснованный подход к оценке феномена ценности. Он считает необходимым выделить ценностную проблематику и отграничить ее от явлений онтологических, гносеологических, праксиологических. В определении ценности он отмечает важный аспект - ее рефлексивно-эмоциональную и регуляторную функции. Ценность - это внутренний, эмоционально-освоенный субъектом ориентир его деятельности, и потому она воспринимается им как его собственная духовная интенция [5]. К этому следует добавить, что роль ценностей в общественной и культурной жизни, по мнению М.С. Кагана, двухмерна, она проявляется и в отношениях субъекта к объекту и в междоусобных отношениях. Ценности направляют, ориентируют, регулируют отношения людей, сплачивая одних и разъединяя других, обладающих иными ценностями индивидов.
М.С. Каган убежден в том, что воспитание - это не что иное, как процесс целенаправленного формирования системы ценностей, входящего в мир молодого
человека. Результатом такого процесса может быть наличие у воспитанника способности к спонтанному управлению своим поведением.
Объективна ли ценность? Или она подчинена субъекту? Ценность не может существовать как без объекта (предмета), принадлежащего к внешнему миру, так и без субъекта (личности), поскольку именно в оценке последнего явление выступает ценным или неценным. Следует добавить, что ценность реализуется через отношение, в рамках реального субъект-объективного отношения. Как правило, ценность обнаруживает себя в процессе деятельности, через оценку, причем оценка может быть как актуальной, так и потенциальной. Можно утверждать, что ценность непосредственно связана с деятельностью, которая позволяет очень точно ориентироваться в ценностном поле личности. Более того, ценности во многом определяют поведение человека и являются его регулятором.
Обращаясь к системе образования, Н.Д. Никандров предъявляет ее ценностное основание, которое выражается в интериоризации ценностей учителя, уважения к себе и другим, ответственности. Следует иметь в виду, что ценности пропитывают всю систему образования и, работая с учащимися, воспитывая и обучая их, мы передаем ценности [7]. Ценность (ценностная ориентация) как уникальная система может иметь довольно сложную многоуровневую структуру, составляющие которой позволяют ценности проявляться в разных плоскостях духовной культуры и особым образом влиять на межличностные отношения [1] (см. таблицу № 1).
Таблица №1
Ценность как многоуровневая система
Ценность Идеал Совершенный образ, определяющий деятельность человека.
Норма Внутреннее принимаемое обязательство.
Принцип Руководящая идея, основное правило деятельности.
Цель Предвосхищение результата, механизм интеграции человека, приводящий их в систему и определяющий деятельность человека.
Отношение Проявление свойств явления в системе.
Значение Определение смысла, благодаря которому происходит оценивание.
Формирование ценностных ориентаций - процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, напротив, предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологических позиций. Интериоризация ценностей требует внимательного отношения как к каждому звену, так и к полному циклу их развертывания. На наш взгляд, полный цикл формирования ценностных ориентаций может включать следующие этапы: - показ ценностей воспитаннику;
- осознание ценностных ориентаций личностью;
- принятие ценностной ориентации;
- реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;
- закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, то есть своего рода потенциальное состояние;
- актуализация потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности учителя.
Таким образом, процесс усвоения ценностных ориентаций, осуществляясь в свободном развитии с опорой на позитивно значимые ценности, переходит от способности к осознанию ценности к внутреннему ее принятию на фоне положительного эмоционального восприятия, далее к возможности ее реализации, закрепления и к способности актуализировать значимые для деятельности и поведения ценностные ориентации.
На вершине "пирамиды" духовных ценностей педагога на рубеже XX-XXI веков вполне обоснованно могут находиться экзистенциальные ценности. К ним относятся смысл и ценность жизни, решимость, надежда, забота, искание и т.п. Понимание природы смысла жизни в духовной культуре учителя занимает особое место в интерпретации сути педагогического дела. Смысл жизни фиксирует духовное ядро самосознания личности, он является осью убеждений человека, стимулятором его воли. В профессиональной деятельности учителя смысл жизни определяет свободный выбор личности, что имеет принципиальное значение для творческого решения образовательных и воспитательных задач педагогического процесса.
Развитие аксиосферы современного учителя имеет принципиальное значение для становления личностно-креативной педагогической культуры. Прежде всего это объясняется тем, что ценностные ориентиры помогают точно выполнить целеполагание и проектирование деятельности, определить приоритеты и критерии педагогического процесса, направляют собственно педагогическую деятельность и духовное общение участников системы образования. По мнению Н.Б. Крыловой, самое доступное средство овладения педагогом аксиологической культурой - очеловечивание всего преподносимого обучающемуся знания [6]. Тогда и обучение станет на деле индивидуализированным и воспитаннику откроется человеческий смысл его собственных знаний и способностей. На основе общечеловеческих смыслов своей деятельности педагог строит систему отношений с обучающимися, признавая их самоценность (и подобное отношение складывается у него к себе), проявляет и осознает себя творческой личностью, направляет педагогическую деятельность на развитие уникальной сущности каждого воспитанника и в своем труде развивает себя как личность и как профессионал.
Литература
1. Асташева, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей [ Текст]/ Н А. Асташева.-М., 2000.
2. Вебер, М. Избранное. Образ общества [ Текст]/М. Вебер, пер. с нем.-М. : Юрист, 1994.- С. 704.
3. Исаев, И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления [Текст]/ И.Ф. Исаев.-Белгород, 1997. - 145 с.
4. Каган, М.С. Философия культуры [Текст]/М.С. Каган.-СПб., 1996.
5. Каган, М.С. Философская теория ценностей [Текст]/М.С. Каган.-СПб.: ТОО ТК, Петропомс, 1997. - С. 202.
6. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста [Текст]/Н.Б. Крылова.-М.: Высш. шк., 1990. - 142 с.
7. Никандров, Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века [Текст]/Н. Д. Никандров.-М., 1997. - С. 144.
8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [ Текст]/под ред. С. А.
Смирнова.-М., 1998. - С. 29
Информатизация образования
Хапсироков М.К. -Г.
Сущность и назначение CRM-технологий
Решение задач повышения лояльности клиентов и оптимизации маркетинговых программ требует накопления и обработки больших объемов информации. Поэтому совершенно естественно встает вопрос о необходимости применении современных информационных технологий.
Одной из стратегий активизации долговременных контактов с существующими, а также потенциальными клиентами является концепция CRM (Customer Relationship Management - Управление Взаимоотношениями с Клиентами). Она предполагает использование передовых управленческих и информационных технологий, с помощью которых компания собирает данные о своих клиентах на всех стадиях взаимоотношений (привлечение, удержание, лояльность), извлекает из них знания и использует их в интересах своего бизнеса путем выстраивания взаимовыгодных отношений с ними.
CRM - это модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции поддержки этих бизнес-целей включают продажи,