Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры, формирующие привлекательность получения военной специальности в гражданском вузе (на примере вузов Дальнего Востока)'

Ценностные ориентиры, формирующие привлекательность получения военной специальности в гражданском вузе (на примере вузов Дальнего Востока) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР / ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сокол Л. Н.

Ценностные ориентации образуют высший уровень социального регулирования, определяющий выбор жизненных стратегий, в том числе сферы профессиональной деятельности. Выбор военной профессии требует особого ценностно-мотивационного профиля, в котором существенную роль играют ценности воинской чести, долга, патриотизма, дисциплины. В современной системе военного образования в РФ помимо военных вузов военную специальность можно получить в учебных военных центрах (УВЦ) при гражданских вузах. Для выявления специфики ценностно-мотивационной структуры обучающихся в УВЦ был проведен социологический опрос среди студентов УВЦ при дальневосточных вузах. Хотя военно-корпоративные ценности и мотивы сохраняют свою значимость, более важными для студентов УВЦ являются профессионально-достижительные мотивы и ценности. Основными мотивами выбора военной специальности среди студентов младших курсов стали интересная и престижная профессия (55%), желание стать офицером (47%) и защита Отечества (37%), среди студентов старших курсов: интересная и престижная профессия (52%), желание стать офицером (38%), материальное благополучие (34%) и получение конкретной специальности (33%). Приоритетными жизненными ценностями в обеих группах стали семья и дружба, самореализация и престижная профессия.Таким образом, студенты УВЦ отличаются как от курсантов военных вузов, так и от остальных студентов, образуя самостоятельную группу, причем по мере профессиональной социализации наблюдается сдвиг в сторону более рациональных мотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сокол Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры, формирующие привлекательность получения военной специальности в гражданском вузе (на примере вузов Дальнего Востока)»

Ценностные ориентиры, формирующие привлекательность получения военной специальности в гражданском вузе (на примере вузов Дальнего Востока)

Сокол Л.Н.

Ценностные ориентации образуют высший уровень социального регулирования, определяющий выбор жизненных стратегий, в том числе сферы профессиональной деятельности. Выбор военной профессии требует особого ценностно-мотивационного профиля, в котором существенную роль играют ценности воинской чести, долга, патриотизма, дисциплины. В современной системе военного образования в РФ помимо военных вузов военную специальность можно получить в учебных военных центрах (УВЦ) при гражданских вузах. Для выявления специфики ценностно-мотивационной структуры обучающихся в УВЦ был проведен социологический опрос среди студентов УВЦ при дальневосточных вузах. Хотя военно-корпоративные ценности и мотивы сохраняют свою значимость, более важными для студентов УВЦ являются профессионально-достижительные мотивы и ценности. Основными мотивами выбора военной специальности среди студентов младших курсов стали интересная и престижная профессия (55%), желание стать офицером (47%) и защита Отечества (37%), среди студентов старших курсов: интересная и престижная профессия (52%), желание стать офицером (38%), материальное благополучие (34%) и получение конкретной специальности (33%). Приоритетными жизненными ценностями в обеих группах стали семья и дружба, самореализация и престижная профессия.Таким образом, студенты УВЦ отличаются как от курсантов военных вузов, так и от остальных студентов, образуя самостоятельную группу, причем по мере профессиональной социализации наблюдается сдвиг в сторону более рациональных мотивов. Ключевые слова: военное образование, учебный военный центр, ценности, мотивация, жизненные стратегии, студенты, курсанты

Sokol L.N.

Value orientations affecting attractiveness of military education in civil universities (an example of Far-East higher education institutions) Value orientations are at the top of the social regulation system affecting the choice of individual's life-strategy and profession. The choice of military profession is based upon a specific set of values and motives including honor, duty, patriotism, and discipline. In contemporary Russian military education system, there are two main institutions: military institutions and military training centers (MTC) in civil universities. A sociological survey among Far-East MTC students was conducted to identify specific values and motives of this social group. The survey showed that MTC students differ from both the military institutions cadets and civil universities students. Whereas military-related values are important for MTC students, they are more motivated by professional and achievement-related values and motives. According to the survey, the choice of military profession among the junior MTC students is primary motivated by the interesting and prestigious profession (55% of all the respondents), the wish to become a military officer (47%), and defense of Motherland (37%). Inturn, the senior students' choice is largely determined by the interesting and prestigious profession(52%),the wish to become an officer (38%), material well-being (34%) and achieving specific qualification (33%). Private values (family and friendship), self-realization and prestigious profession are among the highest priorities for both groups. It is concluded that the MTC students are a special social group with the unique value and motivation profiles. It is also concluded that their professional motivation evolves during professional socialization and becomes more rational and pragmatic.

Keywords: military education, military training center, values, motivation, life-strategy, students, cadets

В социологической теории ценности рассматриваются как высший уровень социальной регуляции как в структуре личности, так и в социальной системе в целом [4; 6]. Ценности формируют личные мотивации и установки, определяют жизненные приоритеты и стратегии, отличаясь при этом высокой степенью устойчивости как на индивидуальном, так и социеталь-ном уровне. Одним из важнейших направлений влияния ценностей является выбор сферы профессиональной деятельности.

В социальной структуре современного российского общества военные институты занимают верхние ступени, представляя собой привлекательные каналы социальной мобильности для молодых людей. Опросы ВЦИОМ показывают, что социально-профессиональная роль офицера в общественном сознании ассоциируется с высокими морально-этическими качествами и доверием со стороны населения [2]. Реформа Вооруженных Сил РФ и значительная поддержка со стороны государства привели к росту престижа военных институтов и военной службы в 2005 - 2016 гг. [7, с. 103-105]. Рост престижности военной службы во многом связан с модернизацией и ростом боеспособности ВС РФ, а также повышением материального благосостояния военнослужащих.

Важной особенностью военных институтов в целом и военного образования, в частности, определяющей их роль в социальной структуре общества, является высокая значимость не только профессиональных и экономических, но и ценностных, этических факторов, обобщаемых понятием «служения» как необходимого элемента ценностно-мотивационной структуры личности военнослужащего, и в особенности офицера [2]. Несмотря на профессионализацию ВС по мере перехода на контрактную систему, набор ключевых ценностей, таких как патриотизм,

честь, долг, чувство товарищества, дисциплина, верность, честность и др., играют ключевую роль в формировании нормативно-ролевой модели офицера и закреплены в том числе в воинских уставах.

Это, в частности, означает, что, в отличие от большинства других социальных институтов, ценностный аспект интегрирован в функционирование институтов военного образования в гораздо большей степени. Такая интеграция носит двоякий характер: во-первых, с точки зрения институциональной селекции, то есть, механизмов отбора обучающихся, обладающих соответствующим ценностно-мотивационным профилем, а во-вторых, с точки зрения результатов функционирования института, то есть, формирования и закрепления соответствующей ценностной модели.

Такая особенность института военного образования не является уникальной для России. Например, образовательная миссия ведущего высшего военного учебного заведения США, Академии Вест-Пойнт, включает в себя развитие личностных качеств, соответствующих «ценностям Долга, Чести и Нации», а в структуре подготовки разработана специальная программа развития и закрепления этих личностных качеств, так называемая «Золотая книга» [11]. Ценностные характеристики признаны значимым фактором результативности военного обучения в том числе в гражданских вузах США, в т.н. Корпусе подготовки офицеров запаса ЯОТС [9; 10; 12].Таким образом, можно предположить, что специфические ценностные ориентиры внутренне присущи институту военного образования, а материальные мотивы не являются доминирующими для лиц, ориентированных на получение военной профессии.

Действительно, исследование Социологического центра Министерства обороны РФ, проведенное в 2014 гг. среди курсантов военных вузов МО, показало, что материальное благополучие находится лишь на 6 месте в иерархии мотивов выбора военной профессии, тогда как доминируют военно-профессиональные и статусно-ролевые мотивы: желание стать офицером (75%), причастность к защите Отечества (34%), желание стать грамотным специалистом (26%) и др. [8]. В качестве доминирующих ценностей курсанты выпускных курсов называли воинскую честь и достоинство (53%), интерес-

ную профессию, позволяющую реализовать жизненные потребности (49%) и возможность получить перспективную специальность (49%), что также можно интерпретировать как комбинацию статусно-ролевых, самореализационных и достижительных элементов ценностно-моти-вационной структуры.

Приведенные данные подтверждают наличие институционально-специфичных ценност-но-мотивационных структур будущих офицеров. Вместе с тем необходимо отметить, что приведенные данные относятся к курсантам высших учебных заведений Министерства Обороны РФ и характеризуют, прежде всего, жизненные стратегии и ценности молодых людей, целенаправленно выбирающих военную карьеру и напрямую идентифицирующих себя с военными институтами. Однако современная система высшего военного образования, действующая в России, включает в себя и другой институт получения высшего военного образования - учебные военные центры (УВЦ) при гражданских вузах.

Такие центры начали создаваться на базе военных кафедр с 2008 г. при крупных федеральных вузах в рамках проводимой реформы системы военного образования. Студенты гражданских вузов проходят подготовку в УВЦ по наукоемким специальностям и заключают контракт с МО РФ после окончания учебы, а не при поступлении, как курсанты военных вузов. Сам процесс обучения в большей степени соответствует стандартам гражданского вуза, а повседневная жизнь не сильно отличается от жизни других студентов. В ряде вузовтакже сохранилось обучение на военных кафедрах, после которого студенты получают звание офицеров запаса и не обязаны заключать контракт на прохождение военной службы. Объем обязательств студента по отношению к требованиям военной подготовки в данном случае еще меньше.

Иными словами, военная подготовка в военном и гражданском вузе проходит в существенно различающихся институциональных условиях. Это приводит к закономерному вопросу: отличается ли ценностно-мотивационная структура студентов гражданских вузов, обучающихся в них военной специальности, от курсантов «полноценных» военных учебных заведений.

Современные студенты гражданских вузов являются социальной группой с высокой степе-

Рис. 1. Мотивы выбора военной специальности студентами дальневосточных УВЦ, % от общего числа респондентов (респонденты могли выбрать до трех вариантов ответа)

нью неоднородности. Социологические исследования показывают значительное разнообразие жизненных приоритетов, мотивов и ценностей, их динамичный характер (см., напр. [1; 3; 5]). В ряде исследований отмечается доминирование у студентов ценностей личной жизни, тогда как общегуманитарные и общественные ценности (патриотизм, свобода и др.) играют существенно меньшую роль [5]. Отмечается также значительный рост ценностей самореализации за последнее десятилетие, что может быть признаком изменения жизненных стратегий и отношения к образованию не только как к каналу социальной мобильности, но и способу личностного развития. То есть, можно заключить, что курсанты военных вузов и студенты обычных гражданских вузов представляют собой существенно различающиеся социальные группы, обладающие разными жизненными приоритетами и ценностями.

Студенты, получающие высшее военное образование в гражданском вузе, являясь своего рода «промежуточным звеном» между двумя названными группами, представляют тем самым особый интерес для социологического изуче-ния.С целью изучения мотивационно-ценност-ной сферы данной группы нами был проведен социологический опрос студентов УВЦ трех дальневосточных вузов. В частности, нами была сформулированаобщая гипотеза, согласно которой с точки зрения ценностно-мотивацион-ного профиля, студенты УВЦ занимают промежуточное положение между курсантами ввузов и студентами гражданских вузов. Более конкретно, мы предполагаем, что военно-корпоративные ценности, связанные со статусом офицера, играют заметную роль в мотивации студентов, однако не являются основополагающими. Мы полагаем, что данная социальная группа ориентирована в большей степени на воен-

но-профессиональные мотивы и ценности, связанные с достижениями. То есть, отказ от военного вуза в пользу УВЦ может быть связан со стремлением получить уникальный набор знаний и компетенций, способствующий не только материальному благополучию, но и самореализации. При этом, можно предположить, что самоидентификация студентов УВЦ с военной сферой не является доминирующей и студенты стремятся оставить себе более широкий простор для выбора жизненных стратегий в будущем.

В качестве альтернативной гипотезы, можно предположить, что студенты выбирают УВЦ вынужденно, из-за отсутствия возможностей поступления в военный вуз (отсутствия в регионе подходящего ввуза, непрохождение конкурсного отбора и т.п.). В этом случае их ценност-но-мотивационный профиль будет аналогичен ценностям и мотивами курсантов вузов МО РФ.

Социологический опрос проводился с использованием квотной выборки в сентябре-ноябре 2017 г. среди студентов трех дальневосточных УВЦ. Опрос студентов УВЦ стал частью более широкого социологического исследования, посвященного военной подготовке в гражданских вузах. Размер выборки составил 120 чел. В качестве критерия квотирования выступал курс обучения: младшие (1-2) курсы и старшие. В рамках квоты проводился сплошной опрос отдельных учебных групп. Хотя региональный срез исследования ограничивает возможности генерализации выводов, объем выборки обеспечивает высокую степень достоверности результатов.

В целях сопоставимости, в анкету были включены вопросы, позволяющие сравнить цен-ностно-мотивационный профиль студентов УВЦ и курсантов вузов МО. На вопрос о мотивах выбора военной специальности были получены следующие ответы (рис. 1):

Для измерения базовых жизненных ценностей студентам был также задан вопрос «Что Вы считаете самым важным в жизни?». Студентам было предложено оценить по 7-бальной шкале значимость следующих ценностей: «престижная профессия», «семья и дружба», «Долг и Честь», «служение Родине», «обеспеченность», «самореализация», «свобода», «здоровье», «творчество», «успех», «стабильность», «вера», «развлечения».

Результаты опроса показали высокую значимость большинства приведенных в списке ценностей. Тем не менее, использование 7-баль-ной шкалы позволило достаточно дифференцировать ответы, чтобы составить иерархию ценностей студентов УВЦ.

Своими главными ценностными приоритетами студенты считают семью и дружбу (6,4 балла), самореализацию (6,2 балла) и престижную профессию (6,1 балла), к числу наименее значимых, по самооценке респондентов, относятся «стабильность» (3,8 балла) и развлечения (2,7 балла). Ценности, имеющие ключевое значение для нормативно-ролевой модели офицера, заняли промежуточное положение: средняя оценка важности ценности «Долг и Честь» составила 5,6 балла, «служение Родине» - 5,2 балла. Различие между студентами младших и старших курсов в оценке значимости жизненных приоритетов оказались несущественными, что, возможно, отражает более устойчивый характер базовых ценностей в сравнении с более частными мотивами выбора военной профессии.

В совокупности, результаты опроса соответствуют основной гипотезе исследования. В мотивационно-ценностной структуре курсантов УВЦ военно-корпоративные мотивы играют заметную роль, однако выражены не так явно, как у курсантов военных вузов. Более важное значение для них имеют мотивы, связанные с профессиональным развитием и самореализацией. Ценностные ориентации частной жизни имеют столь же важную роль, как и для студентов гражданских вузов, однако в отличие от последних студенты УВЦ более ориентированы на профессиональную деятельность и патриотические ценности. Альтернативная гипотеза, согласно которой студенты УВЦ выбирают эту форму получения военной профессии только из-за того, что не имеют возможность поступить в военный вуз, не подтвердилась.

Характерной является динамика ценностно-мотивационной структуры, непосредственно связанной с выбором военной специальности. Полученные данные позволяют заключить, что по мере профессиональной социализации мотивация студентов УВЦ становится более прагматичной и рациональной, они начинают рассматривать свое обучение с точки зрения не только базовых ценностей, но и с точки зрения их интеграции в жизненные стратегии.

Суммируя, можно заключить, что студенты, получающие военную специальность в гражданском вузе, образуют особую социальную группу, характеризующуюся ценностно-мотивацион-ным профилем, который отличает их как от курсантов военных вузов, так и от «обычных» студентов. Если курсанты военных вузов обладают ярко выраженной военной идентичностью, то для студентов УВЦ она носит более размытый характер. Для них важнее само содержание профессии и связанные с профессиональной деятельностью преимущества, тогда как военные институции носят скорее инструментальный характер, а такие ключевые элементы нормативно-ролевой модели офицера как воинская честь, патриотизм и дисциплина, хотя и принимаются, но не играют безусловно доминирующую роль, как у курсантов военных вузов.

Выводы, полученные в ходе настоящего исследования, конечно, необходимо интерпретировать с определенной осторожностью. Региональный фокус исследования не позволяет напрямую генерализовать полученные результаты на всех студентов, получающих военную специальность в гражданских вузах. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы оценить влияние регионально-специфичных факторов на ценностно-мотивационный профиль студентов УВЦ.

Литература

1. Ермоленко Н.А., Низовкина Е.Н. Современный студент: ценностные ориентации // Труды РГУПС. - 2013. - №3. - С.40-44.

2. «Есть такая профессия - Родину защищать» / ВЦИОМ, пресс-выпуск №3042. -19.02.2016. - [Электронный ресурс]. Режимдоступа:Шр8:/^с1от.ги/ index.php?id=236&uid=115588.

3. Макарова Н.Г. Изучение потребностей и ценностных ориентаций современного студента: факторный анализ //

EuropeanSocialScienceJournal. - 2015. - №1-1.

- С. 284-291.

4. Парсонс Т. Социальная система / Пар-сонс Т. О социальных системах. - М.: Академический проект, 2002. - С. 73-520.

5. Саганенко Г.И., Гегер А.Э. Сравнение ценностных ориентаций студентов на интервале в 10 лет: вопросы методологии и результаты // Высшее образование в России. - 2016. - №12.

- С.22-33.

6. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция / Под ред. В.А.Ядова. - М.: ЦСПиМ, 2013.

7. Общественное мнение - 2016. М.: Левада-Центр, 2017.

8. Стать офицером - главный приоритет современного курсанта [Электронный ресурс]/ Социологический центр МО РФ. - Режим доступа: http://ens.mil.ru/science/sociological_center/ army_in_numbers/more.htm?id=1 19334 94@cmsArticle(дата доступа 21 ноября 2017).

9. Kreft N., Stoltzfus H., Tse L.M., Markham R.L. The perspective of college seniors in ROTC on becoming a commissioned officer [Электронный-ресурс]. Режимдоступа:1л^:// digitalcommons.cedarville.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1114&context= research_scholarship_symposium (дата доступа 21 ноября 2017).

10. Thomas J.L., Dickson M.W., Bliese P.D. Values predicting leader performance in the U.S. Army Reserve Officer Training Corps Assessment Center: evidence for a personality-mediated model // The Leadership Quarterly. 2001. Vol.12. Pp.181-196.Doi: 10.1016/S1048-9843(01)00071-6.

11. United States Military Academy: Character Program (Gold Book). - USMA, 2015.

12. Whittenberger K. We were cadets: ROTC Socialization vs. self-selection in the development of Army officers. - Ohio:The Ohio State University, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.