УДК 379.83 Б01 10.172 3 8/188п1998-5320.2017.30.94
В. Ф. Мартынова,
Омский государственный педагогический университет
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЕТСКОГО И МОЛОДЁЖНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
В статье освещаются основные аспекты проблемы ценностных ориентаций детского и молодёжного движения, состоящей в формировании новых форм в современных условиях. На этом фоне анализируются различные ценности подростковых и молодёжных групп, представляющих собой общественное движение и общественные объединения, их личностная направленность, ориентация на гуманистические, общечеловеческие и национальные ценности. Новизна результатов заключается в том, что системный подход, применяемый к анализу ценностных ориентаций подростков и молодёжи, позволил автору разработать новые формы ценностного отношения детей и молодёжи к организации работы в детской и молодёжной общественной организации. Область применения: социальные центры, молодёжные клубы, Министерство по делам молодёжи и департаменты молодежной политики, центры досуга и развития творчества, учреждения дополнительного образования.
Ключевые слова: ценностные ориентации, морально-нравственные нормы, общественные объединения и общественное движение, девиантное поведение, ценности, формирование и организация деятельности, личностно-ориентированные ценности, ценностные установки, подростки и молодёжь.
Кризис ценностной системы в детских и молодёжных организациях. В последнее время в нашей стране всё больше внимания уделяется гражданскому воспитанию подрастающего поколения, формированию патриотических ценностей и устойчивой гражданской позиции. Неоценимую роль в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодёжи играет их участие в общественном движении.
Наступивший кризис ценностной системы сказывается на игнорировании моральных императивов, размытости правил и норм поведения в общественной среде. При этом ценностные представления детей и молодёжи крайне не определены и носят размытый характер, изменяется отношение к труду и учёбе, общественной деятельности, возникает апатия и пассивность в общественном поведении, падает престиж общественных дел, они становятся непривлекательными. В этих условиях всё более растёт склонность к девиантному поведению, вытесняющему гуманные и прогрессивные виды деятельности. Изменяется отношение подрастающего поколения к обучению в учебных заведениях. Ориентация на всё большую самостоятельность и активность, развитие творческого потенциала способствует развитию критического самосознания молодёжи. Семья в представлениях молодёжи отходит на задний план, а впереди карьера, успешность в своём деле, бизнесе.
Современные научные взгляды на проблему. За большими политико-экономическими преобразованиями идут изменения ценностно-нормативной базы и общества в целом, и отдельных социальных групп. В первую очередь это касается молодежи. Молодёжь «имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижении успеха. С другой стороны - она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов» [3, с. 35].
Многообразие общественного движения и его статус привели к необходимости объединения разрозненных детских и молодёжных общественных объединений. По мнению А. Н. Тесленко, благодаря этому у общественных объединений появилась возможность выполнить свою гражданскую миссию в подготовке гуманных, социально активных граждан. При этом молодёжь становится своего рода социальным аккумулятором изменений, которые происходят в общественной жизни постепенно, «ускользая от внимания большинства граждан» [4].
Думается, что в этих условиях возникает важность государственной поддержки детского и молодёжного общественного движения. С этой целью принята концепция духовно-нравственного развития личности, в которой прописаны основные направления государственной политики по отношению к организованному детскому и молодёжному движению. При этом повышается статус общественных объединений, обновляются подходы к подбору и подготовке взрослых лидеров
детского и молодёжного движения, обеспечивается гармоничное сочетание инициатив и государственной поддержки их деятельности.
Противоречивость, неустойчивость детского и молодёжного движения связана чаще всего с недостижимостью поставленных ими социальных идеалов, отсутствием установки на реальные личные ценности детей и подростков, которые, в свою очередь, опираются на взрослых лидеров.
Наиболее распространённые детские организации Омской области: Союз детских организаций Омской области «Будущее Сибири» и Региональная детско-молодёжная общественная организация Омской области «Содружество» имеют отлично разработанные программы, методы и формы работы. Эффективность их деятельности не вызывает сомнений. Но отсутствие зачастую достаточно хорошо подготовленных вожатых, педагогов, лидеров приводит к необходимости оказания помощи органами местной власти, администрации и педагогами учебных заведений.
Педагоги-организаторы, классные руководители, активисты-общественники часто бывают лишены нужных знаний, не всегда имеют необходимые качества лидеров и подчас желание работать в нужном направлении. Поэтому здесь необходимы инициативные кураторы-общественники.
Сложность и противоречивость деятельности общественных объединений обусловлена динамичностью отношений, ценностей каждого молодого человека. Известно, что отношение детей и молодёжи к миру индивидуально. При этом оценка значимости событий и явлений подвержена культуре, моде, подражанию тому, что имеет общественный смысл и постепенно переходит в личностный. При этом ценность и сакральность неразделимы, что выражается в поведении человека. Кроме того, нужно отметить, что система ценностей в детском и молодёжном движении многоуровневая. В имеющейся иерархии ценностей есть ценности-цели и ценности-средства. Их система образует ценностные ориентации личности, составляющие основу сознания и поведения, формирования и развития. Неустойчивость, гибкость и неопределённость ценностного мира ребенка позволяет ему активно формироваться. В связи с этим становится важным миссия социального воспитания, направленная на содействие и развитие нравственно устойчивой, творческой и гуманной личности.
Как считает О. С. Коршунова, подростки и юноши мыслят себя активными субъектами, готовыми, если нужно, вмешиваться в политические события; убеждёнными в действенности политических прав и свобод гражданина; уверенные в возможностях человека оказывать влияние на власть. В то же время степень действительной включённости в жизнь образовательных учреждений резко снижается к 14-15 годам и далее к 16-19 [5, с. 41-52].
Таким образом, комплекс нравственных ценностных ориентиров детей и молодёжи интегра-тивно опирается на общечеловеческие и гуманные ценности, основу которых составляет достоинство, ответственность, доброта, сочувствие, соучастие. Благодаря этой основе появляется самостоятельность в оценочных суждениях, пробуждается социальная активность молодёжи, и эти ценности осознанно присваиваются личностью.
Результаты эмпирических исследований. Среди участников детских общественных организаций Омской области (Омской городской детской общественной организации скаутский отряд «Дискавери» и Союза детских организаций Омской области «Будущее Сибири») нами было проведено исследование ценностных ориентации, в котором приняли участие 550 подростков (13-17 лет). Респонденты были условно разделены на две группы: 496 человек были членами скаутской организации, а 55 ими не являлись. С целью изучения и анализа как ценностных ориентаций личности и подростка, так и ценностей личностно-группового, присущих коллективам, объединениям подростков, школьникам были предложены различные анкеты и диагностики.
Выяснилось, что у многих подростков (от 59,5 до 74,6 %) низкий уровень развития ценностных ориентаций. Многие опрошенные не осознают таких понятий, как долг, ответственность, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, и это отражается на их интересах и стремлениях.
Остальная их часть нацелена на общественную работу, проявление инициативы, добра и сотрудничества (39,5-24,4%). Их характеризует высокий уровень ценностного осмысления правды, добра, справедливости.
Приведённые данные характеризуют высокий уровень нацеленности детей, членов детских организаций, к правде, добру, справедливости. Вступая в организацию, дети рассматривали своё участие в ней как борьбу за эти нравственные идеалы. При этом, как показали наши беседы с ребятами, организация выступала для них как возможность достижения ценностей-идеалов на основе законов добровольного объединения детей, которых связывают общие ценности дружбы.
Среди наиболее приоритетных ценностей были названы равенство и справедливость (80 и 73,3 %). Можно полагать, что именно этих ценностей чаще всего не хватает в различных детских формальных коллективах: класс, спортивная команда, кружок и пр. Именно детская общественная организация, построенная на социально значимых ценностях, даёт возможность каждому члену организации ощутить на себе действия этих ценностей и быть их активным проводником в организации.
Особое место в опросе занимали вопросы содержания деятельности детской организации и отношений в процессе её организации.
Формы ценностных отношений. Из приведённых данных следует, что ведущими ценностными ориентирами в деятельности, по мнению опрошенных, должны быть добровольность, творчество и поиск. Именно эти ценности являются основой построения интересной, социально значимой работы детей, оказывающей значительное влияние на их нравственную воспитанность. И если эти деятельностные ориентиры дополняются отношениями гуманизма, духовности, сочувствия, то жизнь детей в организации и самой организации становится яркой, насыщенной, значимой.
Это достаточно убедительно представлено на рисунке, где показаны различные отношения детей и молодёжи к принципам организации работы в детской общественной организации.
Как видно из рисунка, потенциальная аудитория общественных объединений молодёжи разделяется на четыре группы по формам отношений к общественному движению: группы позитивного, острожного, паллиативного и негативного отношения. Данная градация обусловлена полным (в случае позитивного отношения) или неполным набором ценностей (в случае осторожного отношения). Однако на грани положительной или отрицательной оценок стоит некая паллиативная группа молодёжи, которая воспринимает все ценности не как ценности деятельности, а как «ценности обещания», то есть им свойственно неверие в их действенность. Наконец, последняя группа строит свои отношения на антиценностях и потому выражает устойчивое отношение к ценностям гуманизма. Необходим и возможен отток из последней группы в другие, работа с которыми, на наш взгляд, более эффективна.
Формы ценностного отношения детей и молодёжи к организации работы в детской и молодёжной общественной организации
На основании полученных результатов можно представить совокупность ценностных установок детского (молодежного) объединения и цикл организационной активности, которые содействуют эффективной и целесообразной организации работы.
Выводы. Основными чертами современных детских и молодёжных общественных объединений являются: независимость, самостоятельность, творческая ориентация, опора на общечеловеческие ценности, гуманизм. При этом в приоритете их деятельности становятся милосердие и сострадание, трудолюбие, опора на высокую культуру, национальные традиции и духовность.
Большинство из них нацелены на формирование творческой самодостаточной личности, способной творчески мыслить, реализовывать себя в обществе, быть впереди всех начинаний и помыслов передовой части молодёжи.
Создание детского или молодёжного общественного объединения - коллективный долговременный процесс, основанный на принципах взаимного уважения, взаимовыручки и коллективной ответственности за порученное дело. Важным является здесь использование стратегического планирования, а также ценностного, личностно-ориентированного подхода.
Итак, непосредственный анализ полученных результатов исследования позволяет увидеть нацеленность членов детских и молодёжных общественных организаций на правду и добро; установки на дружелюбные, доверительные отношения, реализацию этих прав через равенство и справедливость членов общественного объединения, приоритет делового стиля в деятельности объединения. Коллективы опираются в своей деятельности на добровольность и творческую инициативу. При этом участники не забывают про духовность и гуманные отношения в мире и ориентируются на милосердие и сострадание. Основную социальную заботу они осуществляют через семью и общество, ставя их превыше личных ценностей. При этом новая структура их деятельности будет строиться на принципах творческого сотрудничества.
Библиографический список
1. Ценностные ориентации современной молодёжи [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dagdiplom.ru/catalog/6/889/ [Дата обращения на сайт: 04.06. 2017 г.].
2. Семенов В. Е. Ценностные ориентиры современной молодёжи // СОЦИС. - 2007. - № 4. - С. 27-32.
3. Бойков В. Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // СОЦИС. - 2004. - № 7. -С. 45-49.
4. Тесленко А. Н. Молодёжь как фактор устойчивого развития [Электронный ресурс]. - URL: http://pozdnyakov.tut.su/Seminar.htm (дата обращения 4.08.2011).
5. Коршунова О. С. Политическая сфера жизни общества: факторы влияния, особенности восприятия, формы проявления в подростковом и юношеском возрасте ; под ред. А. Г. Кирпичника. - М., 2003. - 245 с.
V. F. Martynova,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor e-mail: [email protected] Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation
VALUABLE REFERENCE POINTS OF CHILDREN'S AND YOUTH MOVEMENT
In article the main aspects problems of valuable orientations of children's and youth movement, consisting in formation of their new forms in modern conditions are covered. On this background various values of the teenage and youth groups representing social movements and associations their personal orientations, orientation to humanistic, universal and national values are analyzed. The novelty of results is that the applied system approach to the analysis of valuable orientations of teenagers and youth has allowed the author to develop forms of the valuable relation of children and youth to the principles of the organization of work in children's public organization.
Scope: social centers, molozhenny clubs, ministries of affairs of youth, and departments of youth policy, centers of leisure and development of creativity, establishment of additional education.
Keywords: valuable orientations, moral norms, public associations and the movements, deviant behavior, values, formation and the organization of activity, personal focused values, valuable installations, teenagers and youth.
References
1. Cennostnue orientacii sovremennoi molodezhi [Valuable orientations of modern youth] Available at //http ://www. dagdiplom. ru/catalog/6/889/ Accessed 04:06. 2017
2. Semenov V. E. Valuable reference points of modern youth. SOTsIS. 2007. No. 4. pр. 27-32. (In Russ.).
3. Boykov V. E. Values and reference points of public consciousness of Russians. SOTsIS. 2004. No. 7. p. 4549. (In Russ.).
4. Teslenko A. N. Molodezh kakfactor obshestvennogo razvitiia [Youth as factor of sustainable development]. Available at: http://pozdnyakov.tut.su/Seminar.htm. Accessed 8.04.2011
5. Korshunova O. S. Politicheskaia sphere obshestva: factoru vliianiia, osobennosti vospriiatiia , formu proiavleniia vpodrostkovom iyunosheskom vozraste [Political sphere of life of society: factors of influence, feature of perception, a manifestation form at teenage and youthful age]. Moscow, 2003. 245 p. (In Russ.).
Поступила в редакцию 6.06.2017 © В. Ф. Мартынова, 2017
Автор статьи: Валентина Федоровна Мартынова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Э. Р. Диких, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет.
Н. Ф. Хилько, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально -культурной деятельности, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.