УДК: 316.6
Бурилкина Светлана Анатольевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова [email protected] Каминский Александр Сергеевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова a.kaminsky [email protected] Супрун Нелли Геннадьевна
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова [email protected] Svetlana A. Burilkina
candidate of the sociological sciences associate professor, Magnitogorsk state technical university [email protected] Alexander S. Kaminsky
candidate of pedagogical Sciences, associate professor Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk Nelli G. Suprun
candidate of philosophical Sciences, Associate Professor Departments of Social Work and psycho-pedagogical education Nosov Magnitogorsk state technical university
ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
THE STUDY OF VALUES AND VALUE ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH IN A TRANSFORMING SOCIETY
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме - ценностям и ценностным ориентациям студенческой молодёжи. Авторами комплексно раскрывается иерархия доминирующих ценностей молодых россиян и формирующаяся система ценностей студенческой российской молодёжи. На примере социологического исследования сделаны выводы об особенностях формирования системы ценностных ориентаций студенческой молодёжи. Авторы делают акцент на то, что изучение ценностных ориентаций молодёжи даёт воз-
можностъ выявить степень её адаптации к новым социальным условиям и её инновационный потенциал.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, студенческая молодежь, система ценностей современной молодежи.
Annotation. The Article is devoted to the vital topic of values and value orientations of student's youth. The authors comprehensively reveals the hierarchy of the dominant values of young Russians and the emerging value system of the Russian student youth. For example, socio-logical studies made conclusions about the features offormation of system of valuable orientations of student's youth. The authors emphasize that the study of value orientations of young people makes it possible to identify the degree of its adaptation to the new social conditions and its potential for innovation.
Keywords: values, value orientations, student youth, young people, the youth, the system of values of modern youth.
Молодежь по праву считается самой энергичной частью общества и претерпевает первой все модификации, связанные с различными событиями, происходящими в жизни общества. А в последнее десятилетие в ценностном сознании молодёжи произошли серьёзные изменения. В настоящее время наметился поворот, связанный с некоторым снижением значимости прагматических ценностей среди молодёжи.
Ценностные ориентации молодежи заложены в двух основных аспектах. В первом речь идет о духовности, в основе которой лежат моральные установки и гуманизм. Второй - нацелен на индивидуализм, главенство материального над духовным. В соответствии с разноплановыми жизненными позициями молодежи нужно понять, какой из аспектов для них является приоритетным и что необходимо делать, чтобы направить ориентиры в нужное направление современной молодежи как носителя ценностных ориентаций. [3, с.46].
С целью изучения ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи в современном обществе, нами было проведено аналитическое социологическое исследование с использованием метода анкетирования. Объектом исследования явились студенты разных направлений подготовки: «Социальная работа», «Психолого-педагогическое образование», «Педагогика и психология девиантного поведения», «Социология», «Физика», «Педагогическое образование». Итого, общий объем выборочной совокупности составил 210 человек. Одной из задач нашего исследования является характеристика современной молодежи как носителя ценностных ориентаций, поэтому большая часть вопросов будет посвящена ее решению.
Так, с целью выявления жизненных целей студентов нами был задан соответствующий вопрос. К числу главных жизненных целей наших респондентов, независимо от направления подготовки, были отнесены такие, как: создать счастливую семью и воспитать хороших детей. Нас радует этот выбор, мы также считаем, что создать счастливую семью, сохранить ее на протяжении длительного времени и воспитать в семье хороших детей - это залог дальнейшего существования и процветания не только конкретной страны, а и человеческой
цивилизации в целом. Именно в семье ребенок впервые знакомится с жизненными ценностями, именно в семье закладываются ценностные ориентации.
Странным для нас явился тот факт, что цель - «помогать нуждающимся» занимает одно из последних мест в системе жизненных целей, особенно у студентов, обучающихся по социальной работе и социальной педагогике, ведь это одна из ценностных ориентаций, прописанных в Кодексе этики социального педагога и социального работника - помощь людям, находящимся в критических ситуациях, с целью совместного разрешения их социальных проблем, восстановления их жизненных сил и социального статуса, перевода их в социально-стабильные группы населения, предупреждают повторные кризисные ситуации. Следовательно, либо респонденты забыли об этом, либо это не входит в их ближайшие жизненные цели. В любом случае это говорит о том, что нельзя забывать о ценностях будущей профессии.
Из представленных ответов студенты в большинстве своем готовы терпеть бытовые неудобства, работать без выходных, участвовать в конкурентной борьбе, но не хотят делать это за небольшие деньги, а также работать без трудовой книжки и социального пакета. Это говорит о том, что современная молодежь знает основы законодательства нашей страны и не позволит «обидеть себя». Отрадно и то, что для достижения собственных целей только малый процент студентов готов пожертвовать принципами и лгать, но нарушать закон не хочет никто. Это, на наш взгляд, является прямым следствием образовательного процесса вуза и общества.
Анализируя значимость жизненных установок наших респондентов, мы можем констатировать, что у респондентов независимо от направления подготовки наблюдается жизненная установка оставить после себя хорошее (35 %,), при этом всегда двигаться вперед (27 %), и «бороться и искать, найти и не сдаваться» (35 % соответственно). Приятно, что респонденты настроены на то, чтобы делать добро (около 30 %). Отрадно наблюдать малое присутствие яркой - эгоистической установки на: «каждому - своё» (10 %) и «своя рубашка ближе к телу» (8, 5 %). Хорошо, что современное поколение молодежи любит свою страну, иначе они по-другому оценили бы тезис «родина там, где мне хорошо». Все это показывает достаточно позитивную тенденцию современного образования - следовать социогуманитарной компоненте, ориентировать студентов на гуманитарные и альтруистические ценности.
Необходимо отметить, что студенты на первые места поставили традиционные, с точки зрения большинства наших соотечественников ценности: семья, здоровье, любовь, дети. Но мы с сожалением констатируем, что все чаще такая ценность, как образование отходит на второй план (55,1 %). Это говорит о необходимости совершенствования образовательного процесса в вузе путем: совершенствования содержания и качества образовательных программ; корректировки закладываемых компетенций; улучшения условий образования. Отмечаем также, что у наших респондентов практически отсутствует потребности к творчеству, особенно у студентов обучающихся по направлениям социальная работа и психолого-педагогическое образование (16,3% и 16,6 %). Возможно, и
эту проблему можно решить, совершенствуя учебно-воспитательный процесс в высшем образовании.
Рассмотрев отношение к качествам личности, которые важны для современных молодых людей, можно констатировать, что с точки зрения наших респондентов ключевыми качествами современного молодого человека являются: ответственность (75 %); энергичность и инициативность (60 %); трудолюбие и работоспособность (55 %); целеустремленность (65 %); коммуникабельность (40 %). Например «ответственность» требуется для того, чтобы создать счастливую семью и воспитать хороших детей, а это лидирующие результаты в жизненных целях студентов. Энергичность и инициативность - необходимы современным людям для решения целого спектра, прежде всего, профессиональных задач. Без трудолюбия и работоспособности в современном мире, основанном на конкуренции, невозможно долго и эффективно существовать.
С целью выявления желания участия студентов в деятельности волонтерской или благотворительной организации респондентам был задан вопрос: «Хотели бы Вы принять участие в деятельности какой-либо волонтерской или благотворительной организации?». Потенциально готовы участвовать в деятельности таких организаций практически половина опрошенных (55 %). Та часть респондентов, которая затруднилась с ответом, вероятно, не может найти на это время. По личному опыту знаем, что студенты охотно участвуют в мероприятиях подобного рода, если они видят в этом реальную отдачу, и наоборот, если оно выполняет лишь формальную функцию. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что студенты позитивно относятся к идее участия в деятельности волонтерских или благотворительных организаций, некоторые даже участвуют в них, но они против формализма в организации этого процесса.
В одном из последних вопросов, мы попросили респондентов оценить уровень сформированности собственных ценностных ориентаций, сознательно не давая никаких критериев, чтобы не ограничивать их какими бы ни было рамками. Отметим, что студенты представленных направлений подготовки, возможно, из скромности в большинстве своем выбрали средний уровень (70 %). Но оказались и те, которые считают, что уровень сформированности собственных ценностных ориентаций у них высокий (20 %). И только незначительное количество респондентов признало низкий уровень. Напомним, что если ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для всех социальных субъектов с позиций удовлетворения потребностей общества, то производные от них ценностные ориентации есть установки личности, групп, общностей на избранные ими ценности. Следовательно, если есть в жизни человека ценности, то установка на то, чтобы следовать им и есть ценностная ориентация. Поэтому все наши респонденты, независимо от выбранного ими уровня обладают ценностными ориентациями, так как вопросы, предложенные нами, так или иначе, подталкивали их к выбору или оценке определенных ценностей.
И последний вопрос, который мы предложили студентам «Что может сделать государство для изменения сложившейся в молодежной среде системы взглядов?». Лидирующие позиции заняли следующие ответы: улучшить каче-
ство образования, его доступность (50 %) и улучшить социальное положение молодежи в обществе (38 %). Далее идет список мер, состоящий из: уделить внимание проблеме безработицы; реформировать молодежную политику. И последняя крайняя мера, не пользующаяся большой популярность - введение жесткой цензуры.
В результате анализа исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи мы пришли к выводу, что современная молодёжь больше ориентируется на этические ценности, меньше - на прагматические. Таким образом, необходимо ещё раз подчеркнуть, что по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества. Изучение ценностных ориентаций молодёжи даёт возможность выявить степень её адаптации к новым социальным условиям и её инновационный потенциал.
Литература:
1 Бурилкина, С.А. Профессионально важные ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе / С.А. Бурилкина, А.С. Каминский // Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 5 мая 2014 г. В 7 частях. Часть VII. М.: «АР-Консалт». 2014 г. С. 63-66.
2 Васильева, Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов / Т. В. Васильева // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014 - 2 (58) Т. 2. С. 87-91.
3 Гришина, Н.В. Ценности студенческой молодежи: к открытости изменениям / Н.В. Гришина // Вестник практической психологии образования. -2010. №4. С.44-51.
Literature
1. Burykina, S. A. Professionally significant value orientations of future specialists in social work / S. A. Burykina, A. S. Kaminsky // Actual problems of development of science and education: Collection of scientific works on materials of the International scientific-practical conference on may 5, 2014 At 7 parts. Part VII. Moscow: «AR-consult». 2014. Рр. 63-66.
2. Vasilyeva, T. V. Problem of formation of valuable orientations of students / T. V. Vasilieva // Bulletin of the Kemerovo state University for the Humanities. -2014 - 2 (58) Vol. 2. Pp. 87-91.
3. Grishina, N. V. Values of student's youth: openness to change-itude / N. V. Grishina // Vestnik of practical psychology of education. 2010. №. 4. Рр. 44-51.