ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.047 ББК Ч420.053.6
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.02
Авдюкова Алла Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью. Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 149; email: [email protected].
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностные ориентации; ценности абитуриентов; цели и средства современных девушек и юношей; привлечение абитуриентов в вуз.
АННОТАЦИЯ. Автор, анализируя опыт по привлечению абитуриентов в вуз, делает предположение о причинах низкой эффективности профориентационной работы в вузе, к числу которых относится проблема ценностных ориентаций абитуриентов. В исследовании был использован адаптированный вариант методики «Ценностные ориентации», разработанной М. Рокичем. Методом математической статистики определены доминирующие ценности современных юношей и девушек, будущих абитуриентов высших учебных заведений. Современные юноши и девушки, стремящиеся поступить в вуз, при выборе профессии опираются, прежде всего, на материальную составляющую успешности будущей профессии и одновременно стремятся к активной жизни. Для них немаловажным является обретение уверенности в себе. Среди средств достижения жизненных целей современные юноши и девушки выбирают образованность, ответственность и самоконтроль. С помощью корреляционного анализа выявлены взаимосвязи между терминальными и инструментальными ценностями. Интересным фактом является то, что материально обеспеченная жизнь как терминальная, жизненная цель не взаимосвязана ни с одной ценностью-средством. Тем не менее, на основании сделанных выводов автором даны рекомендации по использованию результатов научного исследования.
Avdyukova Alla Evgenievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Advertizing and Public Relations, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
VALUE ORIENTATIONS OF BOYS AND GIRLS - POTENTIAL ENTRANTS TO A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
KEY WORDS: value orientations; entrants' values; goals and means of modern boys and girls; attraction of entrants to a higher education institution.
ABSTRACT. On the basis of her experience of work with potential entrants to a higher education institution, the author makes a conclusion about the causes of inadequate effectiveness of career guidance, among which she specially emphasizes the problem of value orientations of the entrants. The described research was conducted using an adapted variant of the method of "value ranking" by M. Rokeach. With the help of mathematical statistics the author defines the dominating values of modern young boys and girls - future entrants to higher education institutions. Modern boys and girls, planning entrance to a higher education institution, choose their future profession by considering, first of all, the material aspect of it, and at the same time they hope to be able to live an active life. Gaining self-assurance is important for them. The means of achieving their aspirations include education, responsibility and self-control. Correlative analysis brings out the relations between terminal and instrumental values. It is interesting to note that material success as a terminal life goal is not connected with any instrumental value. On the basis of the undertaken research the author formulates practical recommendations for application of its results in professional activity.
П
роблема привлечения абитуриентов стоит перед каждым современным высшим учебным заведением. Профессорско-преподавательский состав вуза, принимая самое активное участие в профориентационной работе, посвящает этой проблеме огромное количество времени. Преподаватели вуза выходят на классные часы и родительские собрания в школы, организуют мероприятия, мастер-классы, семинары и круглые столы в дни открытых дверей вуза. Каждый преподаватель, раскрывая специфику профессии бу-
© Авдюкова А. Е., 2015
дущим студентам, опирается в первую очередь на свои жизненные и профессиональные ценности. Несомненно, это важная и очень ответственная миссия. Тем не менее, необходимо отметить, что ценностные ориентации старшего поколения значительно отличаются от представлений о них подрастающего поколения. Возможно, данный подход к профориентационной работе также является предпосылкой разочарованности в выборе профессионального пути [1]. Одной из профессиональных ценностей преподавателей и педагогов, на наш взгляд,
является интересная работа, поскольку материальная обеспеченность ППС вузов остается одной из актуальных проблем. Анализируя опыт взаимодействия со студентами, можно предположить, что у молодого поколения доминирующей ценностью является материальная обеспеченность. Это и определило проблему исследования, которая заключалась в изучении ценностных ориентаций девушек и юношей как потенциальных абитуриентов высшего учебного заведения.
Обзор научной литературы показал, что проблема изучения ценностных ориен-таций на протяжении всего периода становления и развития научного знания остается одной из центральных в психологии и педагогике. Существующие подходы к пониманию ценностей и многочисленные определения не дают единого представления о том, что же такое «ценность». В психоаналитическом направлении психологии ценности в большей степени связываются с бессознательным, отводя им роль побуждающей силой и регулятором поведения человека. Ценностями занимались, так или иначе, соприкасались с ними широко известные ученые: З. Фрейд [12], Э. Фромм [13]. В гуманистической традиции А. Маслоу, В. Франкл ценность рассматривают как смысловую обусловленность развития личности [7, 11].
В отечественной психологии также понятию «ценность» уделялось много внимания. Б. Г. Ананьев ценности отводил роль регулятора психического развития личности [2], А. Н. Леонтьев связывал ценность с понятием «значимость» [5].
Современное научное сообщество также проявляет интерес к данной проблеме. Так, Н. Н. Вотинцева определяет ценность как: «...один из связующих элементов между миром и человеком. Ценности не существуют сами по себе, вне человеческого общества, помимо человека» [3]. Я. С. Сунцова рассматривает: «.ценности как сложный социально-психологический феномен, характеризующий содержание и направленность активности личности, являющийся внутренним носителем регуляции поведения личности и т. д.» [8]. Особенно проблема ценностных ориентаций интересна ученым, разрабатывающим компетенции. Ценность-цель как составляющая общекультурных и профессиональных компе-тентностей, компетенций, а также процесса самореализации нашла свое отражение в работе А. В. Коротун, Т. В. Майдановой, О. В. Уфимцевой, С. А. Химичевой [4, 6, 10, 14]. А. Е. Авдюкова ценности как социально значимые ориентиры включает в структуру
социальной компетентности личности. Внимание к ценностям обращено и в политической сфере. В работе Ю. Р. Тагильцевой о специфике манипулирования религиозными и иными ценностями человека [9].
В широком, обобщенном смысле ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве жизненных целей. Ценностью может являться любой объект, имеющий жизненный смысл и важное значение для субъекта.
Особенный интерес научного сообщества и по настоящее время вызывает работа М. Рокича «Ценностные ориентации». Терминальные ценности М. Рокич определяет как представления человека о том, что определенная жизненная цель должна достигаться, поскольку она является не только личностно значимой, но социально обусловленной. К таким ценностям М. Рокич относит: получение удовольствия, активную, деятельную жизнь, здоровье, интересную работу, красоту природы, счастливую семейную жизнь и т. д.
К инструментальным ценностям М. Ро-кич относит способы достижения жизненных целей. В число данных ценностей входят: чуткость, широта взглядов, честность, ответственность и т. д. Смысл данных ценностей заключается в выборе образа действий, средств достижения поставленных целей [15].
Еще одним предположением относительно причин быстро наступающего разочарования, по нашему мнению, являются неадекватная потребностям профессионального выбора иерархия ценностей, которая, с одной стороны, складывается на основе внешне детерминированных потребностей и осознается как социально значимая на уровне идеализированных ценностей, а с другой стороны, не принимается полностью как личностно значимая.
Для выявления ценностных ориентаций было обследовано 50 человек, девушек и юношей, будущих абитуриентов высших учебных заведений в возрасте от 16 до 17 лет, обучающихся в школах г. Екатеринбурга.
В исследовании был использован адаптированный вариант методики «Ценностные ориентации», разработанной М. Ро-кичем. Методика служит для исследования системы ценностей личности. Автор делит эти ценности на терминальные и инструментальные. Из предложенных 18 ценностей-целей и 18 ценностей-средств, было выбрано 10, относящихся к «Т» (терминальным ценностям) и 10, относящихся к «И» (инструментальным ценностям).
Таблица 1. Перечень терминальных и инструментальных ценностей, выбранных для исследования_
Список «Т» ценностей Список «И» ценностей
активная, деятельная жизнь непримиримость к своим и чужим недостаткам
материально обеспеченная жизнь ответственность
познание, интеллектуальное развитие самоконтроль
независимость суждений и оценок смелость в отстаивании своего мнения
уверенность в себе терпимость к мнениям других
интересная работа рационализм (умение принимать обдуманные решения)
общественное признание высокие запросы
равенство (в возможностях) независимость
свобода поступков и действий образованность
получение удовольствий широта взглядов
Именно эти ценности, по мнению автора настоящего исследования, являются тем набором жизненных целей и средств их достижения, которые в большей степени, из всего перечня ценностей М. Рокича, связаны с выбором профессии, а следовательно и того высшего учебного заведения в стенах, которого возможно, по мнению будущих абитуриентов, достигнуть жизненно важных целей.
Испытуемым предлагалось распределить по степени значимости ценности, представленные в таблице 2, путем присвоения ранга от 1 до 10, где ценность 1 ранга является как наиболее значимая ценность, а ценность 10 ранга - наименее значимая. Сначала ранжировались 10 ценностей, относящихся к «Т» (терминальные ценности), а затем 10 ценностей «И» (инструментальные ценности).
Таблица 2. Иерархия ценностей современных девушек и юношей, будущих
абитуриентов высших учебных заведений
п/п Ценности «Т» % присвоения рангов (от 1 до 3 ранга)
Материально обеспеченная жизнь 20 16 14
Уверенность в себе 16 20 16
Активная, деятельная жизнь 20 10 12
Познание, интеллектуальное развитие 18 14 10
Интересная работа 14 12 10
п/п Ценности «И» % присвоения рангов (от 1 до 3 ранга)
Образованность 34 18 4
Ответственность 12 16 24
Самоконтроль 12 16 14
Широта взглядов 10 12 12
Терпимость к мнениям других 4 14 12
Результаты исследования показали, что на вершине иерархии жизненных целей девушек и юношей расположились сразу две ценности: «Материально обеспеченная жизнь», поскольку 50% обследованных данную ценность поставили на одно из трех первых мест и «Уверенность в себе», которой также 52% обследованных отдали предпочтение, присвоив ей один из трех первых рангов.
Далее в иерархии терминальных ценностей расположились практически с одинаковыми показателями «Активная, деятельная жизнь» и «Познание, интеллектуальное развитие». 42% обследованных считают, что основными жизненными целями должны являться активность, желание познавать и интеллектуально развиваться.
Необходимо отметить тот факт, что такая ценность как «Интересная работа» пока для юношей и девушек, будущих абитуриентов не является жизненной целью, имеющей первостепенное значение. Возможно, такая ситуация складывается из-за недостаточной их осведомленности о том, какое значение в жизни человека имеет интересная работа. Вероятно, перед юношами и девушками не ставились вопросы о роли интересной работы в сохранении психосоциального здоровья, активности человека и материальной обеспеченности на протяжении всей жизни.
Анализ результатов инструментальных ценностей показал, что основным средством достижения жизненных целей, в том числе и профессиональных, девушки и
юноши выбирают «Образованность». 58% опрошенных, поставили данную ценность на одно из трех первых мест.
Также одним из основных средств достижения целей девушки и юноши выбирают «Ответственность». 52% опрошенных, возможно, не в полной мере способны продемонстрировать данную ценность на уровне умений и навыков, тем не менее, можно предположить, что на уровне идеальных ценностей такое средство как «Ответственность» уже актуально.
К основным ценностям-средствам опрошенные относят «Самоконтроль». 42% считают, что умение себя контролировать в ситуациях социального и профессионального взаимодействия является отличным средством достижения результата.
«Широта взглядов» и «Терпимость к мнениям других» как средства достижения целей также входят в иерархию ценностей в числе самых приемлемых.
Итак, выдвинуто предположение о том, что современные юноши и девушки ориентируются при постановке жизненных целей, в том числе и профессиональных, в большей степени на материальную составляющую. Обеспеченность, материальный достаток ценится больше, чем интересная, увлекательная работа. Результаты данной части исследования вызвали ряд вопросов и предположений. Например, возникает вопрос о том, с какими целями-средствами связывают будущие абитуриенты достижение материального благополучия.
Для исследования статистической связи между вышеперечисленными переменными был проведен корреляционный анализ. Корреляционный анализ позволил выявить некоторые взаимосвязи. Оценка результатов показала, что обнаружена взаимосвязь между общественным признанием и непримиримостью к своим и чужим недостаткам (0,01). Будущие абитуриенты, вероятно, предполагают, что именно борьба с недостатками, самосовершенствование и желание изменить окружающих и есть путь
к общественному признанию. Возможно, данный факт отражает негативную тенденцию, поскольку может способствовать развитию перфекционизма, порождающего невротические реакции.
Также были обнаружены и отрицательные корреляции между:
- общественным признанием и материально обеспеченной жизнью (-0,03);
- уверенностью в себе и получением удовольствия (-0,04);
- смелостью в отстаивании своего мнения и ответственностью (- 0,01);
- рационализмом и непримиримостью к своим и чужим недостаткам (-0,1);
- равенством и интересной работой (-0,09).
Результаты данной части исследования, хотя и не дали полноценный ответ на вопрос о том, с какими средствами достижения связывают девушки и юноши материально обеспеченную жизнь, но показывают то, с чем в первую очередь они не связывают данную жизненную цель. Общественное признание, по мнению большинства опрошенных, не влияет на материально обеспеченную жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в профориентационной работе профессорско-преподавательскому составу в своих беседах с потенциальными абитуриентами необходимо делать акцент на материальные перспективы юношей и девушек. Приводить конкретные примеры финансового благополучия своих выпускников. Аргументировано убеждать в том, что обучение именно в данном вузе позволит обрести уверенность в себе и в завтрашнем дне. Следует также приводить доводы о том, что процесс обучения в высшем учебном заведении позволит не только интеллектуально развиваться, но даст ощущение активной, деятельной жизни. Учеба в вузе обеспечит высокий уровень образованности и поможет стать ответственным человеком. Но все выше перечисленные ценности человек способен обрести, если будет заинтересован в учебе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдюкова А. Е. Особенности потребностно-мотивационной сферы старшеклассника, стремящегося поступить в высшее учебное заведение // Педагогическое образование в России. 2014.№11 С. 82.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. : Ленинградский университета, 1968.
3. Вотинцева Н. Н. Специфика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе : автореф. дис.... канд. филос. наук. Пермь :Пермский государственный университет., 2008.
4. Коротун А. В. Правовая компетенция социального педагога: теория и практика формирования в вузе : монография. Екатеринбург : Фжур, 2014.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Политиздат, 19756. Майданова Т. В. Самоменеджмент как условие самореализации студентов // Педагогическое образование в России. 2013. №2 С. 27
7. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. М. : Рефл-бук. Киев : Ваклер, 1997.
8. Сунцова Я. С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности: автореф. дис.... канд. психол. наук. Пермь : Пермский государственный педагогический университет, 2005. С. 13.
9. Тагильцева Ю. Р. Экстремистские материалы как инструмент информационно-психологической войны // Политическая лингвистика. Екатеринбург. 2012. № 3 (41).
10. Уфимцева О. В. Развитие учебной иноязычной лексической компетенции как фактор формирования профессиональной компетентности будущих специалистов PR // Педагогическое образование в России. 2013. №2 С. 52.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник./ общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990.
12. Фрейд 3. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. В 2-х книгах. Тбилиси : Мерани, 1991.
13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. : Республика, 1994.
14. Химичева С. А. Коммуникативная самореализация будущих специалистов социальной сферы в процессе изучения иностранного языка.// Педагогическое образование в России. 2013. №2 С. 41.
15. Rokeach M. Beliefe, Attitudes and Values. A Theory of Organization and i Change. L., 1968.
LITERATURE
1. Avdyukova A. E. Osobennosti potrebnostno-motivatsionnoy sfery starsheklassnika, stremyashchegosya postupit' v vysshee uchebnoe zavedenie / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014.№11 S. 82.
2. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. L. : Leningradskiy universiteta, 1968.
3. Votintseva N. N. Spetsifika tsennostey i tsennostnogo soznaniya v transformiruyushchemsya obshchestve : avtoref. dis.... kand. filos. nauk. Perm' :Permskiy gosudarstvennyy universitet., 2008.
4. Korotun A. V. Pravovaya kompetentsiya sotsial'nogo pedagoga: teoriya i praktika formirovaniya v vuze : monografiya. Ekaterinburg : Fzhur, 2014.
5. Leont'ev A. N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. M. : Politizdat, 1975.
6. Maydanova T. V. Samomenedzhment kak uslovie samorealizatsii studentov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. №2 S. 27
7. Maslou A. Na podstupakh k psikhologii bytiya. M. : Refl-buk. Kiev : Vakler, 1997.
8. Suntsova Ya. S. Soglasovannost' sotsial'nykh i kul'turnykh tsennostey v regulyatsii povedeniya lich-nosti: avtoref. dis.... kand. psikhol. nauk. Perm' : Permskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 2005. S. 13.
9. Tagil'tseva Yu. R. Ekstremistskie materialy kak instrument informatsionno-psikhologicheskoy voyny // Politicheskaya lingvistika. Ekaterinburg. 2012. № 3 (41).
10. Ufimtseva O. V. Razvitie uchebnoy inoyazychnoy leksicheskoy kompetentsii kak faktor formirovaniya professional'noy kompetentnosti budushchikh spetsialistov PR // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. №2 S. 52.
11. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla : sbornik./ obshch. red. L. Ya. Gozmana i D. A. Leont'eva. M. : Progress, 1990.
12. Freyd 3. «Ya» i «ONO». Trudy raznykh let. V 2-kh knigakh. Tbilisi : Merani, 1991.
13. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoy destruktivnosti. M. : Respublika, 1994.
14. Khimicheva S. A. Kommunikativnaya samorealizatsiya budushchikh spetsialistov sotsial'noy sfery v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka.// Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. №2 S. 41.
15. Rokeach M. Beliefe, Attitudes and Values. A Theory of Organization and i Change. L., 1968.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент М. А. Иваненко.