УДК 159.9
Буй Дык Туан
ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»
Россия, Москва1 Аспирант
E-Mail: [email protected]
Сравнительный анализ ценностей
вьетнамских девушек и юношей и их изменений в России
Аннотация: В статье представлены результаты сравнительного анализа исследования терминальных и инструментальных ценностей вьетнамских девушек и юношей и их изменений в процесс аккультурации в России.
Цель данной статьи сравнительный анализ ценностей юношей и девушек и их изменений в процессе аккультурации в России. В исследовании приняли участие 100 вьетнамских студентов разных московских вузов, среди них было 54 девушки и 46 юношей. Мы применили лонгитюдный метод. Все респонденты были исследованы дважды: когда они учились на подготовительном факультете, когда их срок жизни в России составлял от 4 месяцев и через год, когда они были студентами 1 курса. Специально для целей исследования нами модифицирована методика изучения ценностей Рокича. Модификация методики состояла в том, что в неё были включены традиционные вьетнамские ценности, выделенные Ле Куанг Шоном, а также ценности вьетнамцев, выявленные в более поздних исследованных вьетнамских студентов. Структура ценностей вьетнамских студентов девушек и юношей за год в процессе аккультурации в России трансформировалась. Достоверные изменения произошли как в терминальных, так и в инструментальных ценностях.
Ключевые слова: Терминальные ценности вьетнамских юношей и девушек;
инструментальные ценности вьетнамских юношей и девушек; изменение ценностей; аккультурация.
Идентификационный номер статьи в журнале 94PVN114
1 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Bui Duc Tuan
Peoples' Friendship University of Russia
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Comparison of values Vietnamese girls and boy and their changes in Russian
Abstract: The paper presents the results of a comparative analysis research terminal and instrumental values of Vietnamese girls and boys and their changes in the process of acculturation in Russia.
The purpose of this paper a comparative analysis of values to young people and their changes in the process of acculturation in Russia. The study involved 100 Vietnamese students from different universities in Moscow, among them there were 54 girls and 46 boys. We used a longitudinal method. All respondents were examined twice: when they were at the preparatory faculty, when their term of life in Russia was between 4 months and a year later, when they were students of the course
1. Specifically for the purpose of research, we have modified technique of studying values Rokeach. Modification techniques was that it included traditional Vietnamese values marked Le Quang Son [1] , as well as the value of Vietnamese identified later studied Vietnamese students [5], [6], [7].
Keywords: terminal values of Vietnamese girls and boys, instrumental values Vietnamese boys and girls, a change in values, acculturation.
Identification number of article 94PVN114
1. Сравнение терминальных ценностей вьетнамских девушек и юношей
Цель данной статьи сравнительный анализ ценностей юношей и девушек и их изменений в процессе аккультурации в России. В исследовании приняли участие 100 вьетнамских студентов разных московских вузов, среди них было 54 девушки и 46 юношей. Мы применили лонгитюдный метод. Все респонденты были исследованы дважды: когда они учились на подготовительном факультете, когда их срок жизни в России составлял от 4 месяцев и через год, когда они были студентами 1 курса. Специально для целей исследования нами модифицирована методика изучения ценностей Рокича. Модификация методики состояла в том, что в неё были включены традиционные вьетнамские ценности, выделенные Ле Куанг Шоном [1], а также ценности вьетнамцев, выявленные в более поздних исследованных вьетнамских студентов [5], [6], [7].
Реализация расчетов была осуществлена с помощью табличного редактора EXCEL, пакета прикладных статистических программ IBM SPSS Version 21. В таблице 1 представлены результаты сравнения терминальных ценностей девушек и юношей на подготовительном факультете
Таблица 1
Сравнение терминальных ценностей девушек и юношей на подготовительном факультете
№ Терминальные ценности Девушки Юноши Знач. U- эму Р-level
Сред. балл Ран г Сред. балл Ранг
1 Здоровье 5,22 1 5,71 1 1215 0,848
2 Познание 9,39 2 10,02 3 1321,5 0,582
3 Счастливая семейная жизнь 9,54 3 10,63 4 1344 0,480
4 Отечество 10,22 4 13,33 16 1537 0,041
5 Мир 10,61 5 13,13 15 1504 0,070
6 Уверенность в себе 11,43 6 12,35 11 1327 0,556
7 Свобода 14,44 7 9,59 2 1054 0,193
8 Г уманность 11,83 8 11,10 6 1188,5 0,711
9 Активная деятельная жизнь 11,85 9 11,79 8 1275 0,819
10 Любовь 12,19 10 11,3 7 1153 0,538
11 Удовольствия 12,44 11 13,87 14 1310 0,638
12 Равенство 12,70 12 14,76 19 1486 0,091
13 Наличие хороших и верных друзей 13,02 13 11,02 5 979,5 0,069
14 Справедливость 13,26 14 12,57 12 1154 0,542
15 Гармония 13,81 15 11,88 9 1100,5 0,327
16 Интересная работа 13,96 16 12,29 10 1114 0,375
17 Общественное признание 14,35 17 13,63 17 1157,5 0,558
18 Развитие 14,63 18 15,85 23 1410 0,245
19 Творчество 15,44 19 12,87 13 946 0,040
20 Счастье других 15,54 20 14,91 20 1148,5 0,517
21 Следование традициям 15,87 21 15,78 22 1144 0,497
22 Продуктивная жизнь 15,98 22 15,17 21 1176,5 0,650
23 Материально обесп.жизнь 16,67 23 16,46 24 1156,5 0,553
24 Жизненная мудрость 16,70 24 14,46 18 1143,5 0,491
25 Красота природы и искусства 16,89 25 18,41 25 1390,5 0,303
(Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения)
Самыми важными ценностями - целями для девушек и юношей были: здоровье; счастливая семейная жизнь и познание. Наряду с общими приоритетами у юношей и девушек есть различия в структуре наиболее важных ценностей. В число главных у девушек входят такие ценности как Отечество; мир и уверенность в себе, а у юношей входят ценности свобода; наличие хороших и верных друзей и гуманность.
Сравнительный анализ с применение и - критерия Манна - Уитни для независимых выборок выявил, что юноши значительно сильнее, чем девушки, ценят: творчество, на уровне тенденций, наличие хороших и верных друзей. Для девушек сильнее, чем для юношей ценно Отечество, на уровне тенденций, равенство и мир (см. табл.1).
В таблице 2 представлены результаты сравнения терминальных ценностей девушек и юношей на 1 курсе.
Таблица 2
Сравнение терминальных ценностей девушек и юношей на 1 курсе
№ Терминальные ценности Девушки Юноши Знач. ^ эму Р- level
Сред. балл Ранг Сред. балл Ранг
1 Здоровье 6,61 1 5,43 1 1120 0,386
2 Счастливая семейная жизнь 9,54 2 7,7 2 976 0,047
3 Познание 9,76 3 10,13 4 1275,5 0,816
4 Удовольствия 10,66 4 11,89 9 1431 0,190
5 Активная деятельная жизнь 11,31 5 11,13 6 1212 0,835
6 Свобода 11,69 6 10,96 5 1163 0,584
7 Уверенность в себе 11,85 7 13,24 13 1383,5 0,326
8 Интересная работа 12,13 8 14 16 1468 0,117
9 Наличие хороших и верных друзей 12,2 9 11,41 7 1133,5 0,452
10 Г уманность 12,24 10,5 11,78 8 1203 0,787
11 Мир 12,24 10,5 13,93 15 1432 0,188
12 Любовь 12,46 12,5 10,09 3 1024 0,131
13 Отечество 12,46 12,5 12,35 12 1239,5 0,986
14 Справедливость 12,48 14 14,52 18 1442 0,166
15 Гармония 13,74 15 13,57 14 1222 0,890
16 Равенство 13,96 16 15,26 21 1413 0,236
17 Продуктивная жизнь 14,15 17 12,24 10 1039,5 0,161
18 Счастье других 14,51 18 15,15 19 1312 0,628
19 Следование традициям 15,06 19 17,37 24 1487,5 0,089
20 Материально обеспеченная жизнь 15,22 20 12,3 11 979,5 0,069
21 Жизненная мудрость 15,51 21 15,93 22 1293 0,724
22 Общественное признание 15,67 22 14,3 17 1105,5 0,344
23 Развитие 15,87 23 16,2 23 1276,5 0,811
24 Творчество 16 24 15,2 20 1118,5 0,392
25 Красота природы и искусства 17,65 25 18,91 25 1368,5 0,379
(Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения)
Анализируя полученные данные (табл. 2), мы видим: самыми важными ценностями -целями для девушек и юношей были: здоровье; счастливая семейная жизнь; познание; актив-
ная деятельная жизнь и свобода. Наряду с общими приоритетами у юношей и девушек есть некоторые различия в структуре наиболее важных ценностей. В число главных у девушек входят ценности удовольствия, а у юношей входят ценность - любовь.
Применение и - критерия Манна - Уитни для сравнительного анализа выявило, статистически значимые различие: счастливая семейная жизнь - является одним из важным гуманитарных ценностей и является одним из важным элементом в морали всех людей и отдельно во Вьетнаме и эта ценность до сих пор оценивается студентами на высоком уровне [7]. Для девушек сильнее, чем для юношей значима ценность следование традициям и для юношей сильнее, чем для девушек значимо материально обеспеченная жизнь (табл. 2)
В таблице 3 представлены результаты сравнения терминальных ценностей девушек и юношей студентов.
Таблицы 3
Изменение терминальных ценностей девушек и юношей студентов
№ Терминальны е ценности Девушек Юношей
Подгот. ф-т 1 курс Т - Вилькоксона Подго т. ф-т 1 курс Т -Вилькоксона
Сред. балл Сред. балл Ъ Р- 1еуе1 Сред. балл Сред. балл Ъ р- 1еуе1
1 Активная деятельная жизнь 11,85 11,31 0,536 0,592 11,79 11,13 -0,858 0,391
2 Гармония 13,81 13,74 -0,333 0,739 11,88 13,57 0,633 0,527
3 Г уманность 11,83 12,24 0,074 0,941 11,10 11,78 0,051 0,959
4 Жизненная мудрость 16,70 15,51 -1,173 0,241 14,46 15,93 0,362 0,717
5 Здоровье 5,22 6,61 1,144 0,253 5,71 5,43 -0,341 0,733
6 Интересная работа 13,96 12,13 -1,211 0,226 12,29 14,00 1,139 0,255
7 Красота природы и искусства 16,89 17,65 0,751 0,452 18,41 18,91 0,619 0,536
8 Любовь 12,19 12,46 0,284 0,777 11,30 10,09 -0,958 0,338
9 Материально обеспеченная жизнь 16,67 15,22 -1,388 0,165 16,46 12,30 -2,737 0,006
10 Мир 10,61 12,24 1,449 0,147 13,13 13,93 0,806 0,420
11 Наличие хороших и верных друзей 13,02 12,20 -0,773 0,439 11,02 11,41 0,263 0,793
12 Общественное признание 14,35 15,67 1,320 0,187 13,63 14,30 0,676 0,499
13 Отечество 10,22 12,46 1,229 0,219 13,33 12,35 -0,700 0,484
14 Познание 9,39 9,76 0,596 0,551 10,02 10,13 0,296 0,767
15 Равенство 12,70 13,96 1,163 0,245 14,76 15,26 0,447 0,655
16 Продуктивная жизнь 15,98 14,15 -1,517 0,129 15,17 12,24 -1,897 0,058
17 Развитие 14,63 15,87 1,101 0,271 15,85 16,20 0,210 0,833
№ Терминальны е ценности Девушек Юношей
Подгот. ф-т 1 курс Т - Вилькоксона Подго т. ф-т 1 курс Т -Вилькоксона
Сред. балл Сред. балл Ъ Р- 1еуе1 Сред. балл Сред. балл Ъ р- 1еуе1
18 Свобода 14,44 11,69 0,252 0,801 9,59 10,96 0,989 0,323
19 Справедливост ь 13,26 12,48 -0,939 0,348 12,57 14,52 1,356 0,172
20 Следование традициям 15,87 15,06 -0,596 0,551 15,78 17,37 1,408 0,159
21 Счастливая семейная жизнь 9,54 9,54 0,070 0,944 10,63 7,70 -1,928 0,054
22 Счастье других 15,54 14,51 -0,579 0,562 14,91 15,15 0,219 0,827
23 Творчество 15,44 16,00 0,866 0,386 12,87 15,20 1,484 0,138
24 Уверенность в себе 11,43 11,85 0,596 0,551 12,35 13,24 0,393 0,695
25 Удовольствия 12,44 10,66 -1,204 0,229 13,87 11,89 -1,291 0,197
(Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения)
Из табл.1, табл.2 и табл.3, мы видим, как изменились терминальные ценности девушек студенты через год из числа наиболее важных ценностей ушли такие как: Отечество; мир и уверенность в себе, их ранги стали 12,5; 10,5 и 7 соответственно. В число главных вошли ценности: удовольствия; активная деятельная жизнь; свобода. Также видим табл.1, табл.2 и табл.3, изменения терминальных ценностей юношей студентов были: Через год из числа наиболее важных ушли такие ценности как: гуманность и наличие хороших и верных друзей, их ранги стали 8 и 7 -м. В число главных вошли ценности: любовь и активная деятельная жизнь.
Нас интересовал вопрос о том, есть ли различия в динамике ценностей в зависимости от половой принадлежности студентов. Поэтому мы рассмотрели динамику ценностей дифференцированно, сравнив ценности различных категорий респондентов на разных этапах их жизни в России.
Сравнение динамики терминальных ценностей в группах девушек (п=54) и юношей (п=46) с помощью Т- критерии Вилькоксона показало, что изменения произошли только в ценностях юношей, а у девушек этих изменений не выявлено. Через год в ценностях исследованной группы юношей произошли достоверные изменения. Юноши стали считать более важной индивидуальных ценностей материально обеспеченную жизнь, на уровне тенденций у них выросла значимость продуктивной жизни и традиционная ценность счастливой семейной жизни. Ценности-цели девушек оказались стабильными и не подверженными изменениям. У них не произошло достоверного изменения («сдвига») ни одной терминальной ценности. Полученные нами результаты исследования вьетнамских студентов согласуются с полученными ранее при исследовании межкультурной адаптации латиноамериканских студентов, где было выявлено существование гендерных различий в адаптации и большей приверженности девушек традиционным ценностям ([2], [3], [4], [8]).
2. Сравнение инструментальных ценностей юношей и девушек
В таблице 4 и 5 представлены результаты сравнения инструментальных ценностей девушек и юношей на подготовительном факультете и 1 курсе.
Таблица 4
Сравнение инструментальных ценностей девушек и юношей на подготовительной факультете
№ Инструментальные ценности Девушки Юноши Знач. ^ эму Р- ^єі
Сред. балл Ранг Сред. балл Ран г
1 Образованность 7,69 1 9,67 1 1493,5 0,081
2 В оспитанность 9,46 2 11,15 3 1427 0,200
3 Жизнерадостность 10,39 3 12,93 10 1428 0,198
4 Дух сообщества, солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь 10,65 4 10,37 2 1449 0,152
5 Ответственность 11,3 5 12 6 1347 0,467
6 Скромность 11,72 6 12,7 7 1429 0,195
7 Аккуратность 12,17 7 11,7 4 1154 0,542
8 Смелость в отстаивании своего мнения 12,24 8 14,54 13 1086,5 0,281
9 Трудолюбие 12,59 9 13,24 12 1313,5 0,621
10 Широта взглядов 13,24 10 12,89 9 1191,5 0,727
11 Верность 13,96 11 16,15 22 1059,5 0,206
12 Простота 14,04 12 15,7 18 1309,5 0,640
13 Благодарность 14,52 13 11,74 5 986 0,076
14 Коллективизм 14,96 14 13,07 11 1003,5 0,099
15 Чуткость 15,02 15 15,22 16 1208,5 0,817
16 Рационализм 15,19 16 15,93 21 1321,5 0,582
17 Независимость 15,26 17 12,8 8 1165,5 0,596
18 Честность 15,65 18 14,8 15 1207 0,809
19 Твердая воля 15,78 19 15,3 17 1252 0,945
20 Эффективность в делах 16,28 20 14,59 14 1080,5 0,264
21 Терпимость 16,37 21 15,83 19 1202 0,782
22 Самоуважение 17,94 22 18,22 24 1295,5 0,711
23 Бережливость 18 23 15,85 20 1034 0,151
24 Созерцательность 18,59 24 16,54 23 1215 0,851
25 Революционные идеалы 19,15 25 29,89 26 1335 0,519
26 Самоконтроль 20,33 26 22,41 28 1257,5 0,914
27 Высокие запросы 21,65 27 20,43 25 1227 0,917
28 Непримиримость к недостаткам в себе и других 23,28 28 22,96 29 1140 0,477
29 Почитание старших 23,67 29 21,72 27 1379 0,343
30 Построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений 23,93 30 23,65 30 986 0,075
(Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения)
Как видим из табл. 4, самыми важными ценностями - средствами для девушек и для юношей были: образованность; воспитанность; дух сообщества, солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь и ответственность. Наряду с общим для юношей и девушек, есть только различия в структуре наиболее важных ценностей - средств. В число главных у девушек входят ценности - жизнерадостность и скромность, а у юношей входят Сравнительный анализ с применение и - критерия Манна - Уитни для независимых выборок выявил, что юноши
значительно равнее, чем девушки, ценят: построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений; образованность, на уровне тенденций. А юношей больше ценят: благодарность и коллективизм, на уровне тенденций (см. табл.4)
Таблица 5
Сравнение инструментальных ценностей девушек и юношей на 1 курсе
№ Инструментальные ценности Девушки Юноши Знач. ^ эму Р- level
Сред. балл Ран г Сред. балл Ра нг
1 Образованность 8,87 1 8,13 2 1259,5 0,903
2 Аккуратность 9,00 2 10,13 3,5 1279 0,798
3 Жизнерадостность 9,69 3 10,74 5 1442 0,165
4 Ответственность 10,85 4 7,96 1 937,5 0,035
5 Независимость 10,96 5 12,83 7 1402 0,268
6 В оспитанность 11,52 6 10,13 3,5 1140 0,480
7 Трудолюбие 11,59 7 14,8 14 1640,5 0,012
8 Скромность 13,24 8 15,37 16 1429 0,195
9 Честность 13,78 9 14,63 12 1337,5 0,508
10 Коллективизм 13,83 10 11,74 6 1033,5 0,149
11 Почитание старших 13,96 11 14,78 13 1329 0,547
12 Дух сообщества, солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь 14,22 12 16,48 21 1461 0,129
13 Терпимость 14,37 13 17,7 22 1580 0,019
14 Эффективность в делах 14,72 14 15,46 17 1291 0,734
15 Твердая воля 15,00 15 16,24 20 1351 0,450
16 Чуткость 15,07 16 15,48 18 1275 0,819
17 Самоуважение 15,2 17 13,37 9 1098 0,319
18 Благодарность 15,22 18 12,89 8 1023 0,129
19 Широта взглядов 15,41 19 15,17 15 1244,5 0,986
20 Бережливость 15,52 20 13,78 10 1059 0,206
21 Верность 16,43 21 14,02 11 1036,5 0,155
22 Самоконтроль 16,74 22 18,67 24 1400,5 0,272
23 Простота 16,87 23 16,17 19 1146,5 0,508
24 Смелость в отстаивании своего мнения 18,00 24 18 23 1281 0,787
25 Рационализм 19,54 25 20,15 25 1310,5 0,635
26 Революционные идеалы 20,09 26 20,35 26 1306,5 0,655
27 Высокие запросы 21,13 27 21,3 27 1314 0,618
28 Построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений 24,52 28 21,63 28 865 0,009
29 Созерцательность 24,57 29 23,09 29 1034 0,149
30 Непримиримость к недостаткам в себе и других 24,89 30 23,83 30 1137,5 0,456
(Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения)
Анализируя полученные данные (см. табл. 5) мы видим: самыми важными ценностями
- средствами для девушек и для юношей в качестве главных названых были: образованность; аккуратность; воспитанность; жизнерадостность и ответственность. Наряду с общими для
юношей и девушек, есть некоторые различия в структуре наиболее важных ценностей - средств. В число главных у девушек входят ценностей независимость, а у юношей входят ценности коллективизм.
Применение и - критерия Манна - Уитни для сравнительного анализа выявили, статистически значимые равнее: построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений. Для девушек сильнее, чем для юношей значимы ценности трудолюбие и терпимость. А для юношей сильнее, чем для девушек значима ответственность (см. табл. 5).
В таблице 6 представлены результаты сравнения изменений инструментальных ценностей девушек и юношей студентов.
Таблицы 6
Изменение инструментальных ценностей девушек и юношей студентов
№ Инструментальные ценности Девушек Юношей
Подго т. ф-т 1 курс Т - Вилькоксона Подго т. ф-т 1 курс Т - Вилькоксона
Сред. балл Сред. балл Ъ Р- 1еуе1 Сред. балл Сред. балл Ъ Р- 1еуе1
1 Аккуратность 12,17 9,00 -2,374 0,018 11,70 10,13 -0,936 0,349
2 Бережливость 18,00 15,52 -1,803 0,040 15,85 13,78 -1,158 0,247
3 Благодарность 14,52 15,22 0,338 0,736 11,74 12,89 0,729 0,466
4 Коллективизм 14,96 13,83 -0,975 0,330 13,07 11,74 0,435 0,664
5 Верность 13,96 16,43 1,112 0,266 16,15 14,02 0,420 0,674
6 В оспитанность 9,46 11,52 1,348 0,178 11,15 10,13 -0,561 0,575
7 Высокие запросы 21,65 21,13 -0,387 0,699 20,43 21,30 0,478 0,633
8 Жизнерадостность 10,39 9,69 -0,422 0,673 12,93 10,74 -1,372 0,170
9 Трудолюбие 12,59 11,59 -0,732 0,464 13,24 14,80 1,309 0,191
10 Независимость 15,26 10,96 0,261 0,794 12,80 12,83 1,295 0,195
11 Дух сообщество солидарности, 10,65 14,22 0,164 0,870 10,37 16,48 0,137 0,891
12 Непримиримость к недостаткам в себе и других 23,28 24,89 1,120 0,263 22,96 23,83 0,670 0,503
13 Образованность 7,69 8,87 0,334 0,739 9,67 8,13 -1,202 0,230
14 Ответственность 11,30 10,85 -0,053 0,958 12,00 7,96 -2,439 0,015
15 Почитание старших 23,67 13,96 0,267 0,789 21,72 14,78 -0,825 0,410
16 Простота 14,04 16,87 1,430 0,153 15,70 16,17 0,044 0,965
17 Рационализм 15,19 19,54 0,479 0,632 15,93 20,15 0,859 0,390
18 Революционные идеалы 19,15 20,09 -0,122 0,903 29,89 20,35 -1,034 0,301
19 Самоконтроль 20,33 16,74 -1,167 0,243 22,41 18,67 0,491 0,623
20 Самоуважение 17,94 15,20 1,681 0,093 18,22 13,37 0,550 0,582
21 Скромность 11,72 13,24 0,934 0,360 12,70 15,37 0,254 0,800
22 Смелость в отстаивании своего мнения 12,24 18,00 -0,436 0,663 14,54 18,00 0,987 0,324
23 Созерцательность 18,59 24,57 -0,072 0,943 16,54 23,09 -0,774 0,439
24 Построение отношений 23,93 24,52 0,721 0,471 23,65 21,63 -0,163 0,870
25 Чуткость 15,02 15,07 -0,784 0,433 15,22 15,48 -0,018 0,986
№ Инструментальные ценности Девушек Юношей
Подго т. ф-т 1 курс Т - Вилькоксона Подго т. ф-т 1 курс Т - Вилькоксона
Сред. балл Сред. балл Ъ Р- 1еуе1 Сред. балл Сред. балл Ъ Р- 1еуе1
26 Терпимость 16,37 14,37 -1,400 0,162 15,83 17,70 1,345 0,179
27 Широта взглядов 13,24 15,41 0,072 0,943 12,89 15,17 0,103 0,918
28 Твердая 15,78 15,00 -0,009 0,993 15,30 16,24 0,556 0,571
29 Честность 15,65 13,78 0,309 0,757 14,80 14,63 0,912 0,362
30 Эффективность в делах 16,28 14,72 -0,985 0,324 14,59 15,46 0,769 0,769
(Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения)
Как видим из табл.4, табл.5 и табл. 6, что у инструментальных ценностей девушек студентов изменений: через год из числа наиболее важных ушли такая ценность как: дух сообщество солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь и скромность, их ранги стал 12-м и 8-м. В число главная вошли ценности: аккуратность и независимость. Также из табл.4, табл.5 и табл. 6, мы видим, что у инструментальных ценностей юношей студентов были следующие изменения: через год из числа наиболее важных ушла такая ценность как: дух сообщества солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь; благодарность, их ранги стали 21 и 8 соответственно. В число главных вошли ценности: жизнерадостность и коллективизм. Так же, как и в случае с терминальными ценностями, нас интересовал вопрос о том, есть ли различия в динамике ценностей в зависимости от половой принадлежности студентов. Поэтому мы рассмотрели динамику ценностей дифференцированно, сравнив ценности различных категорий респондентов на разных этапах их жизни в России.
Сравнение динамики инструментальных ценностей в группах девушек и юношей с помощью Т- критерия Вилькоксона показало, что изменения произошли в ценностях и юношей и девушек. Девушки стали считать более важной традиционные ценности -аккуратность и бережливость, а у юношей выросла традиционная ценность ответственности.
3. Заключение
Структура ценностей вьетнамских студентов девушек и юношей за год в процессе аккультурации в России трансформировалась. Достоверные изменения произошли как в терминальных, так и в инструментальных ценностях. В исследованной вьетнамских студентов ценности-цели: через год в ценностях исследованной группы юношей произошли
достоверные изменения. Юноши стали считать более важной материально обеспеченную жизнь, на уровне тенденций у них выросла значимость продуктивной жизни, т.е индивидуальных ценностей и счастливой семейной жизни. Ценности-цели девушек оказались более стабильными, чем у юношей. У них не произошло достоверного изменения («сдвига») ни одной терминальной ценности. В процессе аккультурации произошел «сдвиг» в инструментальных ценностях: девушек стали более значимыми аккуратность и бережливость, которые могут быть отнесены к традиционным ценностям - средствам вьетнамцев. Эти изменения произошли преимущественно за счет девушек. Таким образом, выявлены гендерные различия в динамике ценностей вьетнамских студентов. У юношей произошли изменения в терминальных ценностях: усилились индивидуальные ценности-цели. У девушек выявлены изменения инструментальных ценностей: девушки стали больше ценить
традиционные вьетнамские средства (способы) достижения цели. Образно говоря, у юношей изменилась жизненная стратегия (направленность), а у девушек - жизненная тактика. И направление этих изменений противоположно. У юношей изменения ценностей-целей
направлены от традиционных вьетнамских ценностей, в сторону новых, западных ценностей, а у девушек изменения инструментальных ценностей обращены к традиционным ценностям, в сторону их усиления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данг Ву Кань Линь. Ряд индикаторов ориентации ценностей студентов в вузах ныне//Журнал социологии, № 5, 2008, C. 42-46.
2. Ле Куанг Шон, Канд. диссертация на тему: Психологические особенности ценностных ориентаций современной вьетнамской молодежи, Москва, 1998.
3. Фам Минь Ань. Ориентирование ценности молодежи в условий глобализаций и развития//Журнал социологии, № 5, 2012, С. 45-47
4. Хунь Ван Шон. Ситуация выбора моральных-гуманитарных ценностей в жизненном стиле студентов г. Хошимина на данный момент//Журнал психологи, № 1, 2009, С. 7-9.
5. Буй Дык Туан, О.В. Маслова. Некоторые особенности коммуникативного поведения вьетнамцев//Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. Материалы III Международной научной конференции 24-25 мая 2012г. Том II. Проблемы межкультурного взаимодействия. Смоленск: Маджента, 2012, с.26-29.
6. Буй Дык Туан, О.В. Маслова. Изменение представлений о себе у вьетнамских
студентов в процессе адаптации в России // научные труды студентов и молодых ученых. Серия « Психология и педагогика». Выпуск 16. Личность в природе и обществе. РУДН 2013, С.104-107 .
7. Буй Дык Туан, Фунг Тхе Донг. Ценности вьетнамских студентов: гендерный
аспект//Интернет-журнал «Науковедение». 2013 №6 (19) [Электронный ресурс].
- М. 2013.-Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/106PVN613.pdf
8. Маслова О.В.Проблема гендерных различий в межкультурной адаптации //
Личность в межкультурном пространстве. Материалы IV Международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов 19-20 ноября 2009. М., РУДН, 2009, a131-135.[Maslova O.V. Problema gendernych razlichiy v mezkulturnoy adaptacii // Lichnost v mezkulturnom prostranstve.M., RUDN, 2009, p.131-135.
9. Маслова О.В.Особенности межкультурной адаптации латиноамериканских
студентов в России//Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика.2012, №2 , с.50-59.[ Maslova O.V., Osobennosti mezkulturnoy adaptacii latinoamerikanskich studentov v Rossii // Vestnik RUDN. Ser. Psyckhologia i pedagogika.2012,№ 2, p. 50-59.
10. Ле Хуй Ай, Чан Куанг Ань. Проблема воспитания культурных ценностей для студентов в сегодняшней ситуации в Вьетнаме//Журнал социологии, № 5, 2008, С. 118-123.
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Dang Vu Kan' Lin'. Ryad indikatorov orientacii cennostej studentov v vuzax nyne//Zhurnal sociologii, № 5, 2008, C. 42-46.
Le Kuang Shon, Kand. dissertaciya na temu: Psixologicheskie osobennosti cennostnyx orientacij sovremennoj v'etnamskoj molodezhi, Moskva, 1998.
Fam Min' An'. Orientirovanie cennosti molodezhi v uslovij globalizacij i razvitiya//Zhurnal sociologii, № 5, 2012, S. 45-47
Xun' Van Shon. Situaciya vybora moral'nyx-gumanitarnyx cennostej v zhiznennom stile studentov g. Xoshimina na dannyj moment//Zhurnal psixologi, № 1, 2009, S. 7-9.
Buj Dyk Tuan, O.V. Maslova. Nekotorye osobennosti kommunikativnogo povedeniya v'etnamcev//Teoreticheskie problemy e'tnicheskoj i kross-kul'turnoj psixologii. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 24-25 maya 2012g. Tom II. Problemy mezhkul'turnogo vzaimodejstviya. Smolensk: Madzhenta, 2012, s.26-29.
Buj Dyk Tuan, O.V. Maslova. Izmenenie predstavlenij o sebe u v'etnamskix studentov v processe adaptacii v Rossii//nauchnye trudy studentov i molodyx uchenyx. Seriya «Psixologiya i pedagogika». Vypusk 16. Lichnost' v prirode i obshhestve. RUDN 2013, S.104-107 .
Buj Dyk Tuan, Fung Txe Dong. Cennosti v'etnamskix studentov: gendernyj aspekt//Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2013 №6 (19) [E'lektronnyj resurs].-M. 2013.-Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/106PVN613.pdf
Maslova O.V.Problema gendernyx razlichij v mezhkul'turnoj adaptacii//Lichnost' v mezhkul'turnom prostranstve. Materialy IV Mezhdunarodnoj konferencii, posvyashhennoj 50-letiyu Rossijskogo universiteta druzhby narodov 19-20 noyabrya 2009. M., RUDN, 2009, s.131-135.[Maslova O.V. Problema gendernych razlichiy v mezkulturnoy adaptacii//Lichnost v mezkulturnom prostranstve.M., RUDN, 2009, p.131-135.
Maslova O.V.Osobennosti mezhkul'turnoj adaptacii latinoamerikanskix studentov v Rossii//Vestnik RUDN. Ser. Psixologiya i pedagogika.2012, №2 , s.50-59.[ Maslova O.V., Osobennosti mezkulturnoy adaptacii latinoamerikanskich studentov v Rossii//Vestnik RUDN. Ser. Psyckhologia i pedagogika.2012, № 2, p. 50-59.
Le Xuj Aj, Chan Kuang An'. Problema vospitaniya kul'turnyx cennostej dlya studentov v segodnyashnej situacii v V'etname//Zhurnal sociologii, № 5, 2008, S.
118-123.