Научная статья на тему 'Сравнительный анализ ценностей вьетнамских девушек и юношей и их изменений в России'

Сравнительный анализ ценностей вьетнамских девушек и юношей и их изменений в России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
482
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ВЬЕТНАМСКИХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ВЬЕТНАМСКИХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК / ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / TERMINAL VALUES OF VIETNAMESE GIRLS AND BOYS / INSTRUMENTAL VALUES VIETNAMESE BOYS AND GIRLS / A CHANGE IN VALUES / ACCULTURATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Буй Дык Туан

В статье представлены результаты сравнительного анализа исследования терминальных и инструментальных ценностей вьетнамских девушек и юношей и их изменений в процесс аккультурации в России. Цель данной статьи сравнительный анализ ценностей юношей и девушек и их изменений в процессе аккультурации в России. В исследовании приняли участие 100 вьетнамских студентов разных московских вузов, среди них было 54 девушки и 46 юношей. Мы применили лонгитюдный метод. Все респонденты были исследованы дважды: когда они учились на подготовительном факультете, когда их срок жизни в России составлял от 4 месяцев и через год, когда они были студентами 1 курса. Специально для целей исследования нами модифицирована методика изучения ценностей Рокича. Модификация методики состояла в том, что в неё были включены традиционные вьетнамские ценности, выделенные Ле Куанг Шоном, а также ценности вьетнамцев, выявленные в более поздних исследованных вьетнамских студентов. Структура ценностей вьетнамских студентов девушек и юношей за год в процессе аккультурации в России трансформировалась. Достоверные изменения произошли как в терминальных, так и в инструментальных ценностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of values Vietnamese girls and boy and their changes in Russian

The paper presents the results of a comparative analysis research terminal and instrumental values of Vietnamese girls and boys and their changes in the process of acculturation in Russia. The purpose of this paper a comparative analysis of values to young people and their changes in the process of acculturation in Russia. The study involved 100 Vietnamese students from different universities in Moscow, among them there were 54 girls and 46 boys. We used a longitudinal method. All respondents were examined twice: when they were at the preparatory faculty, when their term of life in Russia was between 4 months and a year later, when they were students of the course 1. Specifically for the purpose of research, we have modified technique of studying values Rokeach. Modification techniques was that it included traditional Vietnamese values marked Le Quang Son [1], as well as the value of Vietnamese identified later studied Vietnamese students [5], [6], [7].

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ ценностей вьетнамских девушек и юношей и их изменений в России»

УДК 159.9

Буй Дык Туан

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

Россия, Москва1 Аспирант

E-Mail: [email protected]

Сравнительный анализ ценностей

вьетнамских девушек и юношей и их изменений в России

Аннотация: В статье представлены результаты сравнительного анализа исследования терминальных и инструментальных ценностей вьетнамских девушек и юношей и их изменений в процесс аккультурации в России.

Цель данной статьи сравнительный анализ ценностей юношей и девушек и их изменений в процессе аккультурации в России. В исследовании приняли участие 100 вьетнамских студентов разных московских вузов, среди них было 54 девушки и 46 юношей. Мы применили лонгитюдный метод. Все респонденты были исследованы дважды: когда они учились на подготовительном факультете, когда их срок жизни в России составлял от 4 месяцев и через год, когда они были студентами 1 курса. Специально для целей исследования нами модифицирована методика изучения ценностей Рокича. Модификация методики состояла в том, что в неё были включены традиционные вьетнамские ценности, выделенные Ле Куанг Шоном, а также ценности вьетнамцев, выявленные в более поздних исследованных вьетнамских студентов. Структура ценностей вьетнамских студентов девушек и юношей за год в процессе аккультурации в России трансформировалась. Достоверные изменения произошли как в терминальных, так и в инструментальных ценностях.

Ключевые слова: Терминальные ценности вьетнамских юношей и девушек;

инструментальные ценности вьетнамских юношей и девушек; изменение ценностей; аккультурация.

Идентификационный номер статьи в журнале 94PVN114

1 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Bui Duc Tuan

Peoples' Friendship University of Russia

Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Comparison of values Vietnamese girls and boy and their changes in Russian

Abstract: The paper presents the results of a comparative analysis research terminal and instrumental values of Vietnamese girls and boys and their changes in the process of acculturation in Russia.

The purpose of this paper a comparative analysis of values to young people and their changes in the process of acculturation in Russia. The study involved 100 Vietnamese students from different universities in Moscow, among them there were 54 girls and 46 boys. We used a longitudinal method. All respondents were examined twice: when they were at the preparatory faculty, when their term of life in Russia was between 4 months and a year later, when they were students of the course

1. Specifically for the purpose of research, we have modified technique of studying values Rokeach. Modification techniques was that it included traditional Vietnamese values marked Le Quang Son [1] , as well as the value of Vietnamese identified later studied Vietnamese students [5], [6], [7].

Keywords: terminal values of Vietnamese girls and boys, instrumental values Vietnamese boys and girls, a change in values, acculturation.

Identification number of article 94PVN114

1. Сравнение терминальных ценностей вьетнамских девушек и юношей

Цель данной статьи сравнительный анализ ценностей юношей и девушек и их изменений в процессе аккультурации в России. В исследовании приняли участие 100 вьетнамских студентов разных московских вузов, среди них было 54 девушки и 46 юношей. Мы применили лонгитюдный метод. Все респонденты были исследованы дважды: когда они учились на подготовительном факультете, когда их срок жизни в России составлял от 4 месяцев и через год, когда они были студентами 1 курса. Специально для целей исследования нами модифицирована методика изучения ценностей Рокича. Модификация методики состояла в том, что в неё были включены традиционные вьетнамские ценности, выделенные Ле Куанг Шоном [1], а также ценности вьетнамцев, выявленные в более поздних исследованных вьетнамских студентов [5], [6], [7].

Реализация расчетов была осуществлена с помощью табличного редактора EXCEL, пакета прикладных статистических программ IBM SPSS Version 21. В таблице 1 представлены результаты сравнения терминальных ценностей девушек и юношей на подготовительном факультете

Таблица 1

Сравнение терминальных ценностей девушек и юношей на подготовительном факультете

№ Терминальные ценности Девушки Юноши Знач. U- эму Р-level

Сред. балл Ран г Сред. балл Ранг

1 Здоровье 5,22 1 5,71 1 1215 0,848

2 Познание 9,39 2 10,02 3 1321,5 0,582

3 Счастливая семейная жизнь 9,54 3 10,63 4 1344 0,480

4 Отечество 10,22 4 13,33 16 1537 0,041

5 Мир 10,61 5 13,13 15 1504 0,070

6 Уверенность в себе 11,43 6 12,35 11 1327 0,556

7 Свобода 14,44 7 9,59 2 1054 0,193

8 Г уманность 11,83 8 11,10 6 1188,5 0,711

9 Активная деятельная жизнь 11,85 9 11,79 8 1275 0,819

10 Любовь 12,19 10 11,3 7 1153 0,538

11 Удовольствия 12,44 11 13,87 14 1310 0,638

12 Равенство 12,70 12 14,76 19 1486 0,091

13 Наличие хороших и верных друзей 13,02 13 11,02 5 979,5 0,069

14 Справедливость 13,26 14 12,57 12 1154 0,542

15 Гармония 13,81 15 11,88 9 1100,5 0,327

16 Интересная работа 13,96 16 12,29 10 1114 0,375

17 Общественное признание 14,35 17 13,63 17 1157,5 0,558

18 Развитие 14,63 18 15,85 23 1410 0,245

19 Творчество 15,44 19 12,87 13 946 0,040

20 Счастье других 15,54 20 14,91 20 1148,5 0,517

21 Следование традициям 15,87 21 15,78 22 1144 0,497

22 Продуктивная жизнь 15,98 22 15,17 21 1176,5 0,650

23 Материально обесп.жизнь 16,67 23 16,46 24 1156,5 0,553

24 Жизненная мудрость 16,70 24 14,46 18 1143,5 0,491

25 Красота природы и искусства 16,89 25 18,41 25 1390,5 0,303

(Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения)

Самыми важными ценностями - целями для девушек и юношей были: здоровье; счастливая семейная жизнь и познание. Наряду с общими приоритетами у юношей и девушек есть различия в структуре наиболее важных ценностей. В число главных у девушек входят такие ценности как Отечество; мир и уверенность в себе, а у юношей входят ценности свобода; наличие хороших и верных друзей и гуманность.

Сравнительный анализ с применение и - критерия Манна - Уитни для независимых выборок выявил, что юноши значительно сильнее, чем девушки, ценят: творчество, на уровне тенденций, наличие хороших и верных друзей. Для девушек сильнее, чем для юношей ценно Отечество, на уровне тенденций, равенство и мир (см. табл.1).

В таблице 2 представлены результаты сравнения терминальных ценностей девушек и юношей на 1 курсе.

Таблица 2

Сравнение терминальных ценностей девушек и юношей на 1 курсе

№ Терминальные ценности Девушки Юноши Знач. ^ эму Р- level

Сред. балл Ранг Сред. балл Ранг

1 Здоровье 6,61 1 5,43 1 1120 0,386

2 Счастливая семейная жизнь 9,54 2 7,7 2 976 0,047

3 Познание 9,76 3 10,13 4 1275,5 0,816

4 Удовольствия 10,66 4 11,89 9 1431 0,190

5 Активная деятельная жизнь 11,31 5 11,13 6 1212 0,835

6 Свобода 11,69 6 10,96 5 1163 0,584

7 Уверенность в себе 11,85 7 13,24 13 1383,5 0,326

8 Интересная работа 12,13 8 14 16 1468 0,117

9 Наличие хороших и верных друзей 12,2 9 11,41 7 1133,5 0,452

10 Г уманность 12,24 10,5 11,78 8 1203 0,787

11 Мир 12,24 10,5 13,93 15 1432 0,188

12 Любовь 12,46 12,5 10,09 3 1024 0,131

13 Отечество 12,46 12,5 12,35 12 1239,5 0,986

14 Справедливость 12,48 14 14,52 18 1442 0,166

15 Гармония 13,74 15 13,57 14 1222 0,890

16 Равенство 13,96 16 15,26 21 1413 0,236

17 Продуктивная жизнь 14,15 17 12,24 10 1039,5 0,161

18 Счастье других 14,51 18 15,15 19 1312 0,628

19 Следование традициям 15,06 19 17,37 24 1487,5 0,089

20 Материально обеспеченная жизнь 15,22 20 12,3 11 979,5 0,069

21 Жизненная мудрость 15,51 21 15,93 22 1293 0,724

22 Общественное признание 15,67 22 14,3 17 1105,5 0,344

23 Развитие 15,87 23 16,2 23 1276,5 0,811

24 Творчество 16 24 15,2 20 1118,5 0,392

25 Красота природы и искусства 17,65 25 18,91 25 1368,5 0,379

(Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения)

Анализируя полученные данные (табл. 2), мы видим: самыми важными ценностями -целями для девушек и юношей были: здоровье; счастливая семейная жизнь; познание; актив-

ная деятельная жизнь и свобода. Наряду с общими приоритетами у юношей и девушек есть некоторые различия в структуре наиболее важных ценностей. В число главных у девушек входят ценности удовольствия, а у юношей входят ценность - любовь.

Применение и - критерия Манна - Уитни для сравнительного анализа выявило, статистически значимые различие: счастливая семейная жизнь - является одним из важным гуманитарных ценностей и является одним из важным элементом в морали всех людей и отдельно во Вьетнаме и эта ценность до сих пор оценивается студентами на высоком уровне [7]. Для девушек сильнее, чем для юношей значима ценность следование традициям и для юношей сильнее, чем для девушек значимо материально обеспеченная жизнь (табл. 2)

В таблице 3 представлены результаты сравнения терминальных ценностей девушек и юношей студентов.

Таблицы 3

Изменение терминальных ценностей девушек и юношей студентов

№ Терминальны е ценности Девушек Юношей

Подгот. ф-т 1 курс Т - Вилькоксона Подго т. ф-т 1 курс Т -Вилькоксона

Сред. балл Сред. балл Ъ Р- 1еуе1 Сред. балл Сред. балл Ъ р- 1еуе1

1 Активная деятельная жизнь 11,85 11,31 0,536 0,592 11,79 11,13 -0,858 0,391

2 Гармония 13,81 13,74 -0,333 0,739 11,88 13,57 0,633 0,527

3 Г уманность 11,83 12,24 0,074 0,941 11,10 11,78 0,051 0,959

4 Жизненная мудрость 16,70 15,51 -1,173 0,241 14,46 15,93 0,362 0,717

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Здоровье 5,22 6,61 1,144 0,253 5,71 5,43 -0,341 0,733

6 Интересная работа 13,96 12,13 -1,211 0,226 12,29 14,00 1,139 0,255

7 Красота природы и искусства 16,89 17,65 0,751 0,452 18,41 18,91 0,619 0,536

8 Любовь 12,19 12,46 0,284 0,777 11,30 10,09 -0,958 0,338

9 Материально обеспеченная жизнь 16,67 15,22 -1,388 0,165 16,46 12,30 -2,737 0,006

10 Мир 10,61 12,24 1,449 0,147 13,13 13,93 0,806 0,420

11 Наличие хороших и верных друзей 13,02 12,20 -0,773 0,439 11,02 11,41 0,263 0,793

12 Общественное признание 14,35 15,67 1,320 0,187 13,63 14,30 0,676 0,499

13 Отечество 10,22 12,46 1,229 0,219 13,33 12,35 -0,700 0,484

14 Познание 9,39 9,76 0,596 0,551 10,02 10,13 0,296 0,767

15 Равенство 12,70 13,96 1,163 0,245 14,76 15,26 0,447 0,655

16 Продуктивная жизнь 15,98 14,15 -1,517 0,129 15,17 12,24 -1,897 0,058

17 Развитие 14,63 15,87 1,101 0,271 15,85 16,20 0,210 0,833

№ Терминальны е ценности Девушек Юношей

Подгот. ф-т 1 курс Т - Вилькоксона Подго т. ф-т 1 курс Т -Вилькоксона

Сред. балл Сред. балл Ъ Р- 1еуе1 Сред. балл Сред. балл Ъ р- 1еуе1

18 Свобода 14,44 11,69 0,252 0,801 9,59 10,96 0,989 0,323

19 Справедливост ь 13,26 12,48 -0,939 0,348 12,57 14,52 1,356 0,172

20 Следование традициям 15,87 15,06 -0,596 0,551 15,78 17,37 1,408 0,159

21 Счастливая семейная жизнь 9,54 9,54 0,070 0,944 10,63 7,70 -1,928 0,054

22 Счастье других 15,54 14,51 -0,579 0,562 14,91 15,15 0,219 0,827

23 Творчество 15,44 16,00 0,866 0,386 12,87 15,20 1,484 0,138

24 Уверенность в себе 11,43 11,85 0,596 0,551 12,35 13,24 0,393 0,695

25 Удовольствия 12,44 10,66 -1,204 0,229 13,87 11,89 -1,291 0,197

(Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения)

Из табл.1, табл.2 и табл.3, мы видим, как изменились терминальные ценности девушек студенты через год из числа наиболее важных ценностей ушли такие как: Отечество; мир и уверенность в себе, их ранги стали 12,5; 10,5 и 7 соответственно. В число главных вошли ценности: удовольствия; активная деятельная жизнь; свобода. Также видим табл.1, табл.2 и табл.3, изменения терминальных ценностей юношей студентов были: Через год из числа наиболее важных ушли такие ценности как: гуманность и наличие хороших и верных друзей, их ранги стали 8 и 7 -м. В число главных вошли ценности: любовь и активная деятельная жизнь.

Нас интересовал вопрос о том, есть ли различия в динамике ценностей в зависимости от половой принадлежности студентов. Поэтому мы рассмотрели динамику ценностей дифференцированно, сравнив ценности различных категорий респондентов на разных этапах их жизни в России.

Сравнение динамики терминальных ценностей в группах девушек (п=54) и юношей (п=46) с помощью Т- критерии Вилькоксона показало, что изменения произошли только в ценностях юношей, а у девушек этих изменений не выявлено. Через год в ценностях исследованной группы юношей произошли достоверные изменения. Юноши стали считать более важной индивидуальных ценностей материально обеспеченную жизнь, на уровне тенденций у них выросла значимость продуктивной жизни и традиционная ценность счастливой семейной жизни. Ценности-цели девушек оказались стабильными и не подверженными изменениям. У них не произошло достоверного изменения («сдвига») ни одной терминальной ценности. Полученные нами результаты исследования вьетнамских студентов согласуются с полученными ранее при исследовании межкультурной адаптации латиноамериканских студентов, где было выявлено существование гендерных различий в адаптации и большей приверженности девушек традиционным ценностям ([2], [3], [4], [8]).

2. Сравнение инструментальных ценностей юношей и девушек

В таблице 4 и 5 представлены результаты сравнения инструментальных ценностей девушек и юношей на подготовительном факультете и 1 курсе.

Таблица 4

Сравнение инструментальных ценностей девушек и юношей на подготовительной факультете

№ Инструментальные ценности Девушки Юноши Знач. ^ эму Р- ^єі

Сред. балл Ранг Сред. балл Ран г

1 Образованность 7,69 1 9,67 1 1493,5 0,081

2 В оспитанность 9,46 2 11,15 3 1427 0,200

3 Жизнерадостность 10,39 3 12,93 10 1428 0,198

4 Дух сообщества, солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь 10,65 4 10,37 2 1449 0,152

5 Ответственность 11,3 5 12 6 1347 0,467

6 Скромность 11,72 6 12,7 7 1429 0,195

7 Аккуратность 12,17 7 11,7 4 1154 0,542

8 Смелость в отстаивании своего мнения 12,24 8 14,54 13 1086,5 0,281

9 Трудолюбие 12,59 9 13,24 12 1313,5 0,621

10 Широта взглядов 13,24 10 12,89 9 1191,5 0,727

11 Верность 13,96 11 16,15 22 1059,5 0,206

12 Простота 14,04 12 15,7 18 1309,5 0,640

13 Благодарность 14,52 13 11,74 5 986 0,076

14 Коллективизм 14,96 14 13,07 11 1003,5 0,099

15 Чуткость 15,02 15 15,22 16 1208,5 0,817

16 Рационализм 15,19 16 15,93 21 1321,5 0,582

17 Независимость 15,26 17 12,8 8 1165,5 0,596

18 Честность 15,65 18 14,8 15 1207 0,809

19 Твердая воля 15,78 19 15,3 17 1252 0,945

20 Эффективность в делах 16,28 20 14,59 14 1080,5 0,264

21 Терпимость 16,37 21 15,83 19 1202 0,782

22 Самоуважение 17,94 22 18,22 24 1295,5 0,711

23 Бережливость 18 23 15,85 20 1034 0,151

24 Созерцательность 18,59 24 16,54 23 1215 0,851

25 Революционные идеалы 19,15 25 29,89 26 1335 0,519

26 Самоконтроль 20,33 26 22,41 28 1257,5 0,914

27 Высокие запросы 21,65 27 20,43 25 1227 0,917

28 Непримиримость к недостаткам в себе и других 23,28 28 22,96 29 1140 0,477

29 Почитание старших 23,67 29 21,72 27 1379 0,343

30 Построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений 23,93 30 23,65 30 986 0,075

(Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения)

Как видим из табл. 4, самыми важными ценностями - средствами для девушек и для юношей были: образованность; воспитанность; дух сообщества, солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь и ответственность. Наряду с общим для юношей и девушек, есть только различия в структуре наиболее важных ценностей - средств. В число главных у девушек входят ценности - жизнерадостность и скромность, а у юношей входят Сравнительный анализ с применение и - критерия Манна - Уитни для независимых выборок выявил, что юноши

значительно равнее, чем девушки, ценят: построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений; образованность, на уровне тенденций. А юношей больше ценят: благодарность и коллективизм, на уровне тенденций (см. табл.4)

Таблица 5

Сравнение инструментальных ценностей девушек и юношей на 1 курсе

№ Инструментальные ценности Девушки Юноши Знач. ^ эму Р- level

Сред. балл Ран г Сред. балл Ра нг

1 Образованность 8,87 1 8,13 2 1259,5 0,903

2 Аккуратность 9,00 2 10,13 3,5 1279 0,798

3 Жизнерадостность 9,69 3 10,74 5 1442 0,165

4 Ответственность 10,85 4 7,96 1 937,5 0,035

5 Независимость 10,96 5 12,83 7 1402 0,268

6 В оспитанность 11,52 6 10,13 3,5 1140 0,480

7 Трудолюбие 11,59 7 14,8 14 1640,5 0,012

8 Скромность 13,24 8 15,37 16 1429 0,195

9 Честность 13,78 9 14,63 12 1337,5 0,508

10 Коллективизм 13,83 10 11,74 6 1033,5 0,149

11 Почитание старших 13,96 11 14,78 13 1329 0,547

12 Дух сообщества, солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь 14,22 12 16,48 21 1461 0,129

13 Терпимость 14,37 13 17,7 22 1580 0,019

14 Эффективность в делах 14,72 14 15,46 17 1291 0,734

15 Твердая воля 15,00 15 16,24 20 1351 0,450

16 Чуткость 15,07 16 15,48 18 1275 0,819

17 Самоуважение 15,2 17 13,37 9 1098 0,319

18 Благодарность 15,22 18 12,89 8 1023 0,129

19 Широта взглядов 15,41 19 15,17 15 1244,5 0,986

20 Бережливость 15,52 20 13,78 10 1059 0,206

21 Верность 16,43 21 14,02 11 1036,5 0,155

22 Самоконтроль 16,74 22 18,67 24 1400,5 0,272

23 Простота 16,87 23 16,17 19 1146,5 0,508

24 Смелость в отстаивании своего мнения 18,00 24 18 23 1281 0,787

25 Рационализм 19,54 25 20,15 25 1310,5 0,635

26 Революционные идеалы 20,09 26 20,35 26 1306,5 0,655

27 Высокие запросы 21,13 27 21,3 27 1314 0,618

28 Построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений 24,52 28 21,63 28 865 0,009

29 Созерцательность 24,57 29 23,09 29 1034 0,149

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Непримиримость к недостаткам в себе и других 24,89 30 23,83 30 1137,5 0,456

(Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения)

Анализируя полученные данные (см. табл. 5) мы видим: самыми важными ценностями

- средствами для девушек и для юношей в качестве главных названых были: образованность; аккуратность; воспитанность; жизнерадостность и ответственность. Наряду с общими для

юношей и девушек, есть некоторые различия в структуре наиболее важных ценностей - средств. В число главных у девушек входят ценностей независимость, а у юношей входят ценности коллективизм.

Применение и - критерия Манна - Уитни для сравнительного анализа выявили, статистически значимые равнее: построение отношений и действий на основе личных эмоциональных предпочтений. Для девушек сильнее, чем для юношей значимы ценности трудолюбие и терпимость. А для юношей сильнее, чем для девушек значима ответственность (см. табл. 5).

В таблице 6 представлены результаты сравнения изменений инструментальных ценностей девушек и юношей студентов.

Таблицы 6

Изменение инструментальных ценностей девушек и юношей студентов

№ Инструментальные ценности Девушек Юношей

Подго т. ф-т 1 курс Т - Вилькоксона Подго т. ф-т 1 курс Т - Вилькоксона

Сред. балл Сред. балл Ъ Р- 1еуе1 Сред. балл Сред. балл Ъ Р- 1еуе1

1 Аккуратность 12,17 9,00 -2,374 0,018 11,70 10,13 -0,936 0,349

2 Бережливость 18,00 15,52 -1,803 0,040 15,85 13,78 -1,158 0,247

3 Благодарность 14,52 15,22 0,338 0,736 11,74 12,89 0,729 0,466

4 Коллективизм 14,96 13,83 -0,975 0,330 13,07 11,74 0,435 0,664

5 Верность 13,96 16,43 1,112 0,266 16,15 14,02 0,420 0,674

6 В оспитанность 9,46 11,52 1,348 0,178 11,15 10,13 -0,561 0,575

7 Высокие запросы 21,65 21,13 -0,387 0,699 20,43 21,30 0,478 0,633

8 Жизнерадостность 10,39 9,69 -0,422 0,673 12,93 10,74 -1,372 0,170

9 Трудолюбие 12,59 11,59 -0,732 0,464 13,24 14,80 1,309 0,191

10 Независимость 15,26 10,96 0,261 0,794 12,80 12,83 1,295 0,195

11 Дух сообщество солидарности, 10,65 14,22 0,164 0,870 10,37 16,48 0,137 0,891

12 Непримиримость к недостаткам в себе и других 23,28 24,89 1,120 0,263 22,96 23,83 0,670 0,503

13 Образованность 7,69 8,87 0,334 0,739 9,67 8,13 -1,202 0,230

14 Ответственность 11,30 10,85 -0,053 0,958 12,00 7,96 -2,439 0,015

15 Почитание старших 23,67 13,96 0,267 0,789 21,72 14,78 -0,825 0,410

16 Простота 14,04 16,87 1,430 0,153 15,70 16,17 0,044 0,965

17 Рационализм 15,19 19,54 0,479 0,632 15,93 20,15 0,859 0,390

18 Революционные идеалы 19,15 20,09 -0,122 0,903 29,89 20,35 -1,034 0,301

19 Самоконтроль 20,33 16,74 -1,167 0,243 22,41 18,67 0,491 0,623

20 Самоуважение 17,94 15,20 1,681 0,093 18,22 13,37 0,550 0,582

21 Скромность 11,72 13,24 0,934 0,360 12,70 15,37 0,254 0,800

22 Смелость в отстаивании своего мнения 12,24 18,00 -0,436 0,663 14,54 18,00 0,987 0,324

23 Созерцательность 18,59 24,57 -0,072 0,943 16,54 23,09 -0,774 0,439

24 Построение отношений 23,93 24,52 0,721 0,471 23,65 21,63 -0,163 0,870

25 Чуткость 15,02 15,07 -0,784 0,433 15,22 15,48 -0,018 0,986

№ Инструментальные ценности Девушек Юношей

Подго т. ф-т 1 курс Т - Вилькоксона Подго т. ф-т 1 курс Т - Вилькоксона

Сред. балл Сред. балл Ъ Р- 1еуе1 Сред. балл Сред. балл Ъ Р- 1еуе1

26 Терпимость 16,37 14,37 -1,400 0,162 15,83 17,70 1,345 0,179

27 Широта взглядов 13,24 15,41 0,072 0,943 12,89 15,17 0,103 0,918

28 Твердая 15,78 15,00 -0,009 0,993 15,30 16,24 0,556 0,571

29 Честность 15,65 13,78 0,309 0,757 14,80 14,63 0,912 0,362

30 Эффективность в делах 16,28 14,72 -0,985 0,324 14,59 15,46 0,769 0,769

(Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые изменения)

Как видим из табл.4, табл.5 и табл. 6, что у инструментальных ценностей девушек студентов изменений: через год из числа наиболее важных ушли такая ценность как: дух сообщество солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь и скромность, их ранги стал 12-м и 8-м. В число главная вошли ценности: аккуратность и независимость. Также из табл.4, табл.5 и табл. 6, мы видим, что у инструментальных ценностей юношей студентов были следующие изменения: через год из числа наиболее важных ушла такая ценность как: дух сообщества солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь; благодарность, их ранги стали 21 и 8 соответственно. В число главных вошли ценности: жизнерадостность и коллективизм. Так же, как и в случае с терминальными ценностями, нас интересовал вопрос о том, есть ли различия в динамике ценностей в зависимости от половой принадлежности студентов. Поэтому мы рассмотрели динамику ценностей дифференцированно, сравнив ценности различных категорий респондентов на разных этапах их жизни в России.

Сравнение динамики инструментальных ценностей в группах девушек и юношей с помощью Т- критерия Вилькоксона показало, что изменения произошли в ценностях и юношей и девушек. Девушки стали считать более важной традиционные ценности -аккуратность и бережливость, а у юношей выросла традиционная ценность ответственности.

3. Заключение

Структура ценностей вьетнамских студентов девушек и юношей за год в процессе аккультурации в России трансформировалась. Достоверные изменения произошли как в терминальных, так и в инструментальных ценностях. В исследованной вьетнамских студентов ценности-цели: через год в ценностях исследованной группы юношей произошли

достоверные изменения. Юноши стали считать более важной материально обеспеченную жизнь, на уровне тенденций у них выросла значимость продуктивной жизни, т.е индивидуальных ценностей и счастливой семейной жизни. Ценности-цели девушек оказались более стабильными, чем у юношей. У них не произошло достоверного изменения («сдвига») ни одной терминальной ценности. В процессе аккультурации произошел «сдвиг» в инструментальных ценностях: девушек стали более значимыми аккуратность и бережливость, которые могут быть отнесены к традиционным ценностям - средствам вьетнамцев. Эти изменения произошли преимущественно за счет девушек. Таким образом, выявлены гендерные различия в динамике ценностей вьетнамских студентов. У юношей произошли изменения в терминальных ценностях: усилились индивидуальные ценности-цели. У девушек выявлены изменения инструментальных ценностей: девушки стали больше ценить

традиционные вьетнамские средства (способы) достижения цели. Образно говоря, у юношей изменилась жизненная стратегия (направленность), а у девушек - жизненная тактика. И направление этих изменений противоположно. У юношей изменения ценностей-целей

направлены от традиционных вьетнамских ценностей, в сторону новых, западных ценностей, а у девушек изменения инструментальных ценностей обращены к традиционным ценностям, в сторону их усиления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данг Ву Кань Линь. Ряд индикаторов ориентации ценностей студентов в вузах ныне//Журнал социологии, № 5, 2008, C. 42-46.

2. Ле Куанг Шон, Канд. диссертация на тему: Психологические особенности ценностных ориентаций современной вьетнамской молодежи, Москва, 1998.

3. Фам Минь Ань. Ориентирование ценности молодежи в условий глобализаций и развития//Журнал социологии, № 5, 2012, С. 45-47

4. Хунь Ван Шон. Ситуация выбора моральных-гуманитарных ценностей в жизненном стиле студентов г. Хошимина на данный момент//Журнал психологи, № 1, 2009, С. 7-9.

5. Буй Дык Туан, О.В. Маслова. Некоторые особенности коммуникативного поведения вьетнамцев//Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. Материалы III Международной научной конференции 24-25 мая 2012г. Том II. Проблемы межкультурного взаимодействия. Смоленск: Маджента, 2012, с.26-29.

6. Буй Дык Туан, О.В. Маслова. Изменение представлений о себе у вьетнамских

студентов в процессе адаптации в России // научные труды студентов и молодых ученых. Серия « Психология и педагогика». Выпуск 16. Личность в природе и обществе. РУДН 2013, С.104-107 .

7. Буй Дык Туан, Фунг Тхе Донг. Ценности вьетнамских студентов: гендерный

аспект//Интернет-журнал «Науковедение». 2013 №6 (19) [Электронный ресурс].

- М. 2013.-Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/106PVN613.pdf

8. Маслова О.В.Проблема гендерных различий в межкультурной адаптации //

Личность в межкультурном пространстве. Материалы IV Международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов 19-20 ноября 2009. М., РУДН, 2009, a131-135.[Maslova O.V. Problema gendernych razlichiy v mezkulturnoy adaptacii // Lichnost v mezkulturnom prostranstve.M., RUDN, 2009, p.131-135.

9. Маслова О.В.Особенности межкультурной адаптации латиноамериканских

студентов в России//Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика.2012, №2 , с.50-59.[ Maslova O.V., Osobennosti mezkulturnoy adaptacii latinoamerikanskich studentov v Rossii // Vestnik RUDN. Ser. Psyckhologia i pedagogika.2012,№ 2, p. 50-59.

10. Ле Хуй Ай, Чан Куанг Ань. Проблема воспитания культурных ценностей для студентов в сегодняшней ситуации в Вьетнаме//Журнал социологии, № 5, 2008, С. 118-123.

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Dang Vu Kan' Lin'. Ryad indikatorov orientacii cennostej studentov v vuzax nyne//Zhurnal sociologii, № 5, 2008, C. 42-46.

Le Kuang Shon, Kand. dissertaciya na temu: Psixologicheskie osobennosti cennostnyx orientacij sovremennoj v'etnamskoj molodezhi, Moskva, 1998.

Fam Min' An'. Orientirovanie cennosti molodezhi v uslovij globalizacij i razvitiya//Zhurnal sociologii, № 5, 2012, S. 45-47

Xun' Van Shon. Situaciya vybora moral'nyx-gumanitarnyx cennostej v zhiznennom stile studentov g. Xoshimina na dannyj moment//Zhurnal psixologi, № 1, 2009, S. 7-9.

Buj Dyk Tuan, O.V. Maslova. Nekotorye osobennosti kommunikativnogo povedeniya v'etnamcev//Teoreticheskie problemy e'tnicheskoj i kross-kul'turnoj psixologii. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 24-25 maya 2012g. Tom II. Problemy mezhkul'turnogo vzaimodejstviya. Smolensk: Madzhenta, 2012, s.26-29.

Buj Dyk Tuan, O.V. Maslova. Izmenenie predstavlenij o sebe u v'etnamskix studentov v processe adaptacii v Rossii//nauchnye trudy studentov i molodyx uchenyx. Seriya «Psixologiya i pedagogika». Vypusk 16. Lichnost' v prirode i obshhestve. RUDN 2013, S.104-107 .

Buj Dyk Tuan, Fung Txe Dong. Cennosti v'etnamskix studentov: gendernyj aspekt//Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2013 №6 (19) [E'lektronnyj resurs].-M. 2013.-Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/106PVN613.pdf

Maslova O.V.Problema gendernyx razlichij v mezhkul'turnoj adaptacii//Lichnost' v mezhkul'turnom prostranstve. Materialy IV Mezhdunarodnoj konferencii, posvyashhennoj 50-letiyu Rossijskogo universiteta druzhby narodov 19-20 noyabrya 2009. M., RUDN, 2009, s.131-135.[Maslova O.V. Problema gendernych razlichiy v mezkulturnoy adaptacii//Lichnost v mezkulturnom prostranstve.M., RUDN, 2009, p.131-135.

Maslova O.V.Osobennosti mezhkul'turnoj adaptacii latinoamerikanskix studentov v Rossii//Vestnik RUDN. Ser. Psixologiya i pedagogika.2012, №2 , s.50-59.[ Maslova O.V., Osobennosti mezkulturnoy adaptacii latinoamerikanskich studentov v Rossii//Vestnik RUDN. Ser. Psyckhologia i pedagogika.2012, № 2, p. 50-59.

Le Xuj Aj, Chan Kuang An'. Problema vospitaniya kul'turnyx cennostej dlya studentov v segodnyashnej situacii v V'etname//Zhurnal sociologii, № 5, 2008, S.

118-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.