Педагогические науки
УДК 796.011.3
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сергей Самуилович Аганов, доктор педагогических наук, профессор, Светлана Сергеевна Семенова, кандидат педагогических наук, Александр Петрович Стрижков, преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Аннотация
В материалах статьи рассматриваются возможности реализации ценностных ориентаций студентов вузов на здоровый образ жизни в процессе занятий физической культурой. Установленные факты позволяют судить об имеющихся противоречиях между ценностями здорового образа жизни и конкретными возможностями их поддержания с помощью средств физического воспитания.
Ключевые слова: ценностные ориентации, здоровый образ жизни, студенты, средства физической культуры и спорта, физкультурно-спортивная деятельность.
VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS ON A HEALTHY LIFESTYLE AND THEIR REALIZATION IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES
Sergey Samuilovich Aganov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Svetlana Sergeevna Semenova, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Petrovich Strizhkov, the teacher, The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications
Annotation
The article deals with the possibilities of realization of value orientations of University students to a healthy lifestyle in the process of physical culture. The established facts allow us to judge about existing contradictions between the values of a healthy lifestyle and specific opportunities to sustain them by means of physical education.
Keywords: value orientations, healthy lifestyle, students, means of physical culture and sport, sports
activity.
ВВЕДЕНИЕ
Выявление оптимальных путей ориентации студентов на здоровый образ жизни и их реализация в ходе физкультурно-спортивной деятельности [2, 8] дает возможность выделить четыре группы ценностей, в той или иной степени, определяющих их характеристики и направленность.
В состав первой группы можно включить абсолютные, общечеловеческие ценности, имеющие для студентов большое значение (от 58% до 84%). К ним, по нашему мнению, следует отнести: устойчивое семейное положение, крепкое здоровье, интеллектуальные способности, целеустремленность, коммуникабельность, обладание хорошими внешними данными и др.
Следующая группа «предпочитаемых ценностей» (от 63% до 67%) - включает в себя: пропорциональное конституционное развитие, хорошую физическую подготовленность и высокий общественный статус.
Очередная, третья группа ценностей характеризуется, прежде всего, рядом неоднозначных и разноуровневых признаков (32,4% до 49,8%). В нее входят, как материальные, так и духовные ценности: профессиональное мастерство, служебный авторитет, удовлетворенность учебой, и физкультурно-спортивной деятельностью, высокая степень
функциональной подготовленности и другие ценностные ориентации.
Содержание и направленность четвертой группы ценностей представлена индивидуальными параметрами и интересами, поскольку предпочтение им отдается в зависимости от личностных увлечений и установок студентов (от 17% до 26 %)
Полученные данные позволяют утверждать о наличии имеющихся определенных разногласий между характеристиками абсолютной ценности здорового образа жизни и конкретными ценностями его ведения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Полученные результаты опроса, проведенного в ходе настоящего исследования свидетельствуют о том, что около 50% опрошенных поддерживают мнение о наличии взаимосвязи общей и физической культуры в своем профессионально-личностном развитии.
При выявлении соотношения показателей общей культуры студентов и физической, путем опроса, было установлено, что на вопрос «Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?» 16,8% студентов полагают, что такое предположить возможно, а 52,9% отрицают такую взаимосвязь. При этом 23,6% опрошенных студентов - затрудняются в ответе на данный вопрос.
Отсюда следует, что убеждения студенческой молодежи в том, что физическая культура в целом и физкультурно-спортивный комплекс ГТО в частности, оказывают положительное влияние на общекультурное развитие личности, в большей степени связаны непосредственно с улучшением качества физкультурно-спортивного образования в вузе.
К факторам риска здоровью, многие студенты причисляют, прежде всего, увлечение алкогольными напитками - 71,3%, наркотическими препаратами 88,6%, а также курением - 79,6%. Недостаточную двигательную активность отметило 65,4% студентов; плохая экологическая обстановка осознается 32,5% опрошенных; на негативный психологический климат и конфликты с окружающими указало 20,7%; на перегруженность учебными заданиями 16,9%.
На вопрос: «какие мотивы обусловливают потребности студентов поддерживать свое физическое состояние на необходимом уровне?» - 38,5 % опрошенных ответило - для того, чтобы оптимально чувствовать себя среди окружающих, 26,4% - «больше нравиться близким, вызывать уважение у знакомых»; 54,6% опрошенных ответило - для получения: удовольствия от физкультурно-спортивной деятельности, испытания удовлетворенности от легкости выполняемых движений, мышечной уверенности в собственных силах.
Одновременно с этим, как показали полученные результаты опроса студенческой молодежи, направленность на достижение высоких результатов в спортивной деятельности важно лишь для ограниченного круга обучающихся в вузах (4,3% студенток и 14,8% студентов).
В среде профессорско-преподавательского состава и медицинского персонала обнаружена недостаточная эффективность работы по формированию у студентов знаний умений и навыков ведения здорового образа жизни.
Выявленные результаты, могут свидетельствовать о том, что возможности физической культуры, в качестве средства поддержания учебно-профессиональной работоспособности пока еще не получили необходимой оценки у студентов.
Среди причин отсутствия должного отношения к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается отсутствие свободного времени (26,2% женщин и 41,5% мужчин) и недостаточно развитые волевые качества: упорство, воля, настойчивость (11,5% студенток и 27,8% студентов).
Все вышеизложенное, свидетельствует о недостаточной самоорганизованности и требовательности студентов к себе в осуществлении личной физкультурной активности.
Сравнительный анализ отношения к своему физическому состоянию у студентов и студенток показал достоверные отличия между ними.
Так, девушки в большей степени ориентированы на «внешние» показатели - хорошая фигура - 37%, оптимальные весоростовые показатели - 48%. Юноши в основной своей массе заботятся: о пропорциональном телосложении - 50%, о рельефе мышечных групп - 71,4%, о развитии физических качеств и двигательных навыков - 32-47%.
Выявленные особенности могут указывать на необходимость применения различных методик проведения учебных занятий по физическому воспитанию со студентами разного пола. Как показывают результаты исследования, во внеучебное время физкультурно-спортивная активность студентов не высокая. Фактически не участвуют в физкультурно-массовой работе около 57% студенток и 43% студентов.
В подготовке к выполнению норм и требований ГТО, в спортивных тренировках и соревнованиях задействовано лишь 31,5% женщин и 46,6% мужчин, а в сборных спортивных командах вуза принимают участие - 5,2% студенток и 7,6% студентов.
Полученные нами данные, могут свидетельствовать о том, что в большинстве вузов Санкт-Петербурга не более 25% обучаемых активно занимаются физической культурой в свободное от учебы время. Выявленные показатели согласуются с ранее опубликованными результатами исследований [2, 8] и свидетельствуют о достаточно устойчивом характере установленной закономерности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты анализа литературных источников [2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10], а также материалов настоящего исследования позволяют судить о том, что отношение к общекультурному развитию студентов, а следовательно, и к их ценностным ориентациям на здоровый образ жизни, начинается с овладения соответствующими знаниями.
На основе конкретных теоретических знаний и представлений у студенческой молодежи формируются практические умения и навыки, которые способствуют их реализации в физкультурно-спортивной деятельности. В дальнейшем элементы осознанного отношения студентов к здоровому образу жизни, расширяются и преобразуются в виде убеждений. А те в свою очередь опираются не столько на логический характер знаний, сколько на их практический смысл. Проведенными нами исследованиями установлено, что основными направлениями ориентации студентов на ценности здорового образа жизни и их реализации в ходе физкультурно-спортивной деятельности являются: регулярные занятия по физической культуре и спорту (43-52%); различные формы участия в спортивных мероприятиях (13-22%). средства физкультурно-спортивных телекоммуникаций (21-36%)
Несколько ниже потребность студентов в информации, связанной: с необходимостью подготовки их к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО [1, 3, 4, 5, 6], с использованием восстановительных средств реабилитации, методов тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений, применением лекарственных препаратов, и витаминов, (от 36 до 59%). Для многих студентов актуальными являются сведения о правильном питании, здоровом образе жизни и самоконтроле в процессе занятий физической культурой и спортом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 1. - С. 3-5.
2. Давиденко, Д.Н. Здоровье и образ жизни студентов : учебное пособие / Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин В.А. Щеголев ; Санкт-Петербургский гос. ун-т информ. технол., механики и оптики. - СПб. : [б.и.], 2005. - 124 с.
3. Методы мотивации и стимулирования студентов к выполнению норм и требований комплекса ГТО / О.Е. Пискун, В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, А.О. Миронов // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры». - СПб. :
Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 59-66.
4. Организационно-педагогические основы подготовки студентов к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) : учебное пособие / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, В.С. Васильева. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 135 с.
5. Сущенко, В.П. Организационно-теоретические принципы и методы подготовки студентов к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.Ю. Липовка // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры». - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017.
- С. 66-71.
6. Чистяков В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.
7. Щеголев, В.А. Теория и методика здорового образа жизни с использованием средств физической культуры : учебник / В.А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин ; Санкт-Петербургский гос. ун-т ин-форм. технол., механики и оптики. - СПб. : [б.и.], 2011. - 219 с.
8. Щёголев, В.А. Основные направления ориентации студенческой молодежи на здоровый образ жизни в процессе физкультурно-спортивной деятельности / Щеголев В.А., Миронов А.О. // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры». - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - С. 272-276.
9. Щеголев, В.А. Основные негативные факторы, влияющие на здоровье и здоровый образ жизни студентов / В.А. Щеголев, А.Ю. Липовка // Труды 10 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье основа человеческого потенциала». - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - С. 448-453.
10. Щеголев, В.А. К вопросу о реализации правил здорового образа жизни в процессе выполнения студентами норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО / В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, Ш.А. Керимов // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры». - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017.
- С. 72-76.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Scientific and theoretical approaches to improving the process of physical education of students in universities", Sports science bulletin, No. 1, pp. 3-5.
2. Davidenko, D.N. Shchedrin, Yu.N. and Shchegolev, V.A. (2005), Health and lifestyle of students, Manual, St. Petersburg.
3. Piskun, O.E., Schegolev, V.A., Sushchenko, V.P. and Mironov, A.O. (2017), "Methods of motivating and stimulating students to meet the standards and requirements of the GTO complex", Strategic directions of reforming the university system of physical culture, Collection of proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Publishing house of Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 59-66.
4. Sushchenko, V.P., Schegolev, V.A., Bakaev, V.V., Bolotin, A.E. and Vasileva, V.S. (2017), Organization and pedagogical bases ofpreparation of students for the fulfillment of the standards and requirements of the physical culture and sports in GTO complex, Manual, Publishing house of Polytechnic University, St. Petersburg, 135 p.
5. Sushchenko, V.P., Shchegolev, V.A. and Lipovka, A.Yu. (2017), "Organization and theoretical principles and methods of preparing students for the implementation of the standards and requirements of the physical culture and sports in GTO complex", Strategic directions of reforming the university system of physical culture, Collection ofproceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Publishing house of Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 66-71.
6. Shchegolev, VA. and Shchedrin, Yu.N. (2011), Physical culture and sport as means of the professional focused education of student's youth, Monograph, publishing house ITMO, St. Petersburg.
7. Chistyakov, VA. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.
8. Shchegolev, V.A. and Mironov, A.O. (2016), "The main directions of orientation of student youth for a healthy lifestyle in the process of physical culture and sports activity", Strategic directions of
reforming the university system ofphysical culture, Collection ofproceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Publishing house of Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 272-276.
9. Shchegolev, V.A. and Lipovka A.Yu. (2016), "The main negative factors affecting the health and healthy lifestyle of students", Proceedings of the 10th All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Health is the basis of human potential, Publishing house of Polytechnic University, St. Petersburg, pp.448-453.
10. Shchegolev, V.A., Sushchenko, V.P. and Kerimov, Sh.A. (2017), "On the issue of the implementation of the rules of a healthy lifestyle in the process of student's fulfillment of the norms and requirements of the physical culture and sports for GTO complex", Strategic directions of reforming the university system of physical culture. Collection of proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Publishing house of Polytechnic University, St. Petersburg, pp.72-76.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.03.2018
УДК 796.01
АНАЛИЗ ТЕСТОВ И НОРМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОЛИЦЕЙСКИХ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
Дмитрий Александрович Ананкин, преподаватель, Волгодонский филиал Ростовского юридического института, Волгодонск; Владимир Александрович Овчинников, доктор
педагогических наук, профессор, начальник кафедры, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России), Волгоград; Игорь Львович Гросс, доктор педагогических наук, профессор, Московский Университет МВД России им. В.Я. Кикотя (МУ МВД России),
Москва
Аннотация
В статье представлены результаты аналитического обзора публикаций зарубежных специалистов о содержании тестов и нормативов физической подготовленности сотрудников полиции в США, Канаде и Германии. В работе авторами проведен всесторонний анализ нормативов физической подготовленности сотрудников правоохранительных органов различных стран. Проанализированы абсолютные величины, возрастная динамика изменений, а также гендерное соотношение тестов направленных на определение показателей отдельных физических качеств или отдельных их характеристик (силовые, скоростные или скоростно-силовые качества, различные виды выносливости и т. д.). Авторы делают заключение, что тесты для определения показателей физической подготовленности сотрудников правоохранительных органов в этих странах существенно различаются между собой. Тем не менее, у них есть и общие характеристики, которые следует учитывать при разработке тестов и нормативов для сотрудников полиции Российской Федерации.
Ключевые слова: сотрудники правоохранительных органов, полицейские, тесты, нормативы, физическая подготовленность.
ANALYSIS OF TESTS AND STANDARDS OF PHYSICAL FITNESS OF FOREIGN
POLICE OFFICERS
Dmitry Alexandrovich Anankin, the teacher, Volgodonsk branch of Rostov Law Institute of the
Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Volgodonsk; Vladimir Alexandrovich Ovchinnikov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, head of the department, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd; Igor Lvovich Gross, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow University of the Ministry of internal Affairs. V. J.
Kikot, Moscow
Annotation
The article presents the results of the analytical review covering the publications by foreign experts on the contents of the tests and standards of physical fitness of police officers in the United States, Canada