Научная статья на тему 'Ценностные ориентации старшеклассника: опыт исследования в дополнительном образовании детей'

Ценностные ориентации старшеклассника: опыт исследования в дополнительном образовании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫБОР / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИУМ / СТАРШЕКЛАССНИК / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТЬ / CHOICE / INSTRUMENTAL VALUES / INVESTIGATION / DEVELOPMENT / SOCIAL ACTIVITY / SOCIUM / SENIOR PUPIL / SUBJECTIVE POSITION / INDIVIDUALIZATION / TERMINAL VALUES / VALUE ORIENTATIONS / VALUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника. Представлены материалы исследования, проведенного с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Выявлена специфика в предпочтениях наиболее значимых ценностей в зависимости от типа образовательного учреждения и особенностей городского и сельского социума, в котором живут старшеклассники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A HIGH SCHOOL STUDENT’S VALUES: RESEARCH EXPERIENCE IN COMPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN

In the article value orientations are viewed as a factor of a senior pupil’s subjective development. The article contains materials of the investigation carried out using Rokeach’s value survey. The author formulates the specificity of senior students’ preferences in the most important values depending on the type of the educational institution and peculiarities of urban and rural communities.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации старшеклассника: опыт исследования в дополнительном образовании детей»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Ценностные ориентации старшеклассника: опыт исследования в дополнительном образовании детей

В статье рассматриваются ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника. Представлены материалы исследования, проведенного с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Выявлена специфика в предпочтениях наиболее значимых ценностей в зависимости от типа образовательного учреждения и особенностей городского и сельского социума, в котором живут старшеклассники.

Ключевые слова: выбор, инструментальные ценности, исследование, развитие, социальная активность, социум, старшеклассник, субъектная позиция, индивидуализация, терминальные ценности, ценностные ориентации, ценность.

Нравственность — основа всех человеческих ценностей Альберт Эйнштейн

В современных условиях жизни возникает общество потребления, в условиях которого существует опасность «размывания всего базового набора идентичностей, кроме идентичности приобретателя» [2, с. 17]. Можно ли и как противостоять этому? Ответ на столь непростой вопрос находим в процессе развития субъектности обучающегося.

Безусловно, субъектность приобретает всё большее значение в развитии молодого человека, определяя не только силу его преобразовательнотворческой деятельности, но и сами возможности выживания. Субъектность как интегральное качество личности, деятельное отношение к самому себе и миру раскрывает направленность развития человека на совершенствование, оптимальность. Именно субъектность несёт в себе «интегративную функцию, олицетворяя собой самость, целостность человека как деятеля» [4, с. 32]. Значимость этого понятия в том, что оно подчёркивает, во-первых,

© ТН. Гущина, 2012

Т.Н. Гущина

активный характер человеческой жизнедеятельности, во-вторых, созидательную, творческую природу человека и, в-третьих, ценность внутреннего мира человека, необходимость обращения к его ценностям.

Аксиологический подход как методологическое основание педагогической деятельности базируется на категории «ценность», которую можно понимать как особый тип значимости предметов и явлений, объективных для человека и необходимых ему для удовлетворения потребностей.

Развитие субъектности — это прежде всего работа с ценностями и смыслами, системой отношений человека. Система ценностных ориентаций определяет основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций разрабатывалась в философии (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе и др.), психологии (К.А. Абульханова, И.В. Дубровина, Т.В. Корнилова, Д.А. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и др.) и педагогике (Ю.К. Бабанский, Е.О. Галицких, И.В. Дубровина, Т.Н. Мальков-ская, М.И. Рожков, Е.Н. Степанов, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова и др.). Многие учёные делают акцент на том, что субъектность определяется ценностями и смыслами субъекта и раскрывается через его ценностное взаимодействие с окружающим миром (К.А. Абульханова, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.).

Поскольку субъектность во многом определяется ценностями и смыслами субъекта, нам импонирует точка зрения Л.Ф. Алексеевой и И.В. Лебедевой на то, что субъектность должна выражаться в осознании собственной значимости, ответственности за результаты деятельности; в умении делать нравственный выбор в сложных ситуациях; в способности к рефлексии, самосовершенствованию, самореализации; в сфор-мированности собственной ценностно-смысловой установки [1, с. 40].

Осознаваемость ценностных ориентаций как важная способность личности отнесена нами к ключевым характеристикам субъектности по следующим причинам: а) это есть способность, умение личности ориентироваться на данном этапе в ценностях; б) ценностные ориентации определяют уровень активности обучающегося; в) ценностные ориентации старшеклассника определяют его выбор деятельности; г) ценностные ориентации обусловливают развитие личности; д) ценностные ориентации, выступая в качестве мотива учебно-познавательной деятельности, стимулируют получение старшеклассником образования.

Достижение созидательной субъектности невозможно без принятия нравственных ценностей как ценностей «Я». Этот процесс требует целенаправленных усилий со стороны субъектов образовательных, развивающих, просветительских программ, которые реализуются в дополнительном образовании детей.

Под нашим научным руководством в рамках региональной экспериментальной площадки «Развитие социальной активности старшеклассников» на базе Ярославского городского Центра внешкольной работы, гимназии № 1 г. Углича и Благовещенской средней общеобразовательной школы Большесельского района Ярославской области изучались особенности развития субъектности старшеклассников, обучающихся в этих образовательных учреждениях. Исследование имело своей целью выявление условий и предпосылок развития субъектности личности, определение особенностей проявления субъектности современных старшеклассников, в том числе — такого её компонента, как ценностные ориентации.

Развивать субъектность старшеклассника необходимо в различного рода деятельностях и общении с опорой на ценностные ориентации. Кроме того, обретение человеком субъектной позиции мы в рамках экспериментальной работы рассматриваем как обретение им собственной системы ценностей, нахождение способов её выражения и развития в деятельности и общении, поскольку развитие субъектности — это прежде всего работа с ценностями и смыслами, системой отношений человека.

Ценностные ориентации — сложный социально-педагогический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [3]. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненного кредо. В нашей статье под ценностными ориентациями мы понимаем способность личности разобраться в ценностях, осознать и структурировать их в собственном сознании.

Философия воспитания доказывает, что деятельное воплощение любви к ближнему, отношений товарищества, причастности к судьбе Отечества имеет смысл только для человека, в систему ценностей которого вошли:

— человек, его духовное и физическое здоровье;

— духовность как активное внутреннее стремление к истине, правде, добру и красоте;

— любовь и мир как сущностные человеческие отношения;

— отечество, род, язык, традиции как основания социального бытия;

— познание и возможность творчества;

— природа со всеми ее проявлениями жизни;

— свободный труд и его результаты, сохраненные в культуре.

Перечисленные ценности представляются универсальными, объединяя в себе значимость общечеловеческих, национальных, индивидуальных ценностей. Bажно, что эти ценности вписываются в содержание актуальных на современном этапе развития образования педагогических проблем — формирования субъектности детей, профилактики их девиантного поведения, осознания важности и необходимости здорового образа жизни.

Как известно, личностными ценностями становятся те категории и смыслы, по отношению к которым субъект определился позитивно, ибо «ценностям нельзя научить, их нужно переживать» (B. Франкл). Принятие (или отрицание) определенных ценностей (смыслов) становится для человека формой развития субъектности. B принятых ребёнком ценностях одновременно отражаются содержательные характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенным представлением о себе и о возможностях собственного активного проявления в социуме. Путём принятия конкретных ценностей определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Ценностные ориентации имеют особое значение, так как выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность в социуме.

B ходе экспериментальной работы мы исследовали ценностные ориентации старшеклассников и тем самым способствовали осознанию старшеклассником субъектности как ценности; содействовали осмыслению молодым человеком своего места и роли в образовательной среде; формировали ценностно-целевое «поле» развития субъектности.

Юношеский возраст является периодом формирования системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера личности в целом. Психологические особенности старшеклассников таковы, что они сознательно ищут пространство приложения своих сил, стремятся усовершенствовать окружающую их действительность. Bо многих исследованиях, посвященных периоду ранней юности, обнаружена особая роль поисков смысла жизни, решения проблемы собственной идентичности, расширения границ своего «Я».

B регуляции личностной активности участвуют «образ-Я», идеал, ценности, самооценка, уровень притязаний и система отношений человека к различным сторонам жизни (Ю. А. Миславский, Э. А. Грибенникова).

Чаще всего исследователи социальной, личностной активности одной из её основных характеристик называют субъектность, то есть реализацию социальной активности всегда в практической деятельности и взаимосвязь ее со свободным моральным выбором личности, ценност-

ными ориентирами и приоритетами человека. Именно поэтому в структуре активности мотивационный компонент выделяется как ведущий. Мотивационно-потребностная сфера личности, цели и ценности человека определяют содержание, степень проявления и сферу приложения его социальной активности.

Таким образом, в числе разработанных в ходе эксперимента психо-лого-педагогических показателей развития социальной активности старшеклассников были также мотивы и ценностные ориентации личности.

Изучение ценностей старшеклассников проводилось с помощью наиболее распространенной в настоящее время методики изучения ценностных ориентации М. Рокича [5], основанной на прямом ранжировании списка ценностей:

- терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (это деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, жизненная мудрость, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, познание и др.);

- инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (жизнерадостность, независимость, образованность, ответственность, непримиримость к недостаткам в себе и других, самоконтроль и т. д.).

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Методика позволяет изучить как индивидуальную иерархию ценностей личности, так и ценности, значимые для всей группы.

Результаты исследования ценностей, предпочитаемых старшеклассниками, показали, что есть определенная специфика в предпочтениях наиболее значимых ценностей в зависимости от типа образовательного учреждения и особенностей широкого социума, в котором живут старшеклассники. Вероятно, что и содержание той деятельности, в форме которой проявляется социальная активность старшеклассника, тоже определяет ценности, которые он разделяет.

Так, социально активные старшеклассники гимназии г. Углича (обучающиеся 8-х, 9-х и 10-х классов, 51 человек) наиболее значимыми для себя назвали здоровье, активную, деятельную жизнь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, достаточно важным для них является общественное признание. Среди инструментальных ценностей были выделены образованность, воспитанность, честность, самоконтроль.

Обучающиеся Благовещенской средней школы Большесельского района (24 человека, обучающиеся 8-х, 9-х, 10-х классов) на первое место по значимости и важности для себя ставят наличие хороших и верных друзей, здоровье, любовь, материальную обеспеченность жизни, интересную работу. Наиболее важные человеческие качества для них:

воспитанность, аккуратность, жизнерадостность, ответственность и образованность.

Предпочтения терминальных ценностей учащихся старших классов гимназии №1 г. Углича

Ценности

Предпочтения инструментальных ценностей учащихся старших классов гимназии №1 г. Углича

Ценности

В учреждении дополнительного образования детей — Ярославском городском Центре внешкольной работы — в исследовании особенностей социальной активности старшеклассников принимали участие два коллектива различной направленности: первый составляют активисты объединения «Молодой Ярославль» — старшеклассники-лидеры; во втором коллективе обучающиеся реализуют свою социальную активность посредством вокальной деятельности.

Терминальные ценности, ценности-цели у обучающихся в городском Центре внешкольной работы (24 старшеклассника в возрасте от 14 до 17 лет) во многом совпадают: это любовь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, активная, деятельная жизнь. А вот средства для реализации социальной активности в этих двух объединениях различаются. Если солисты вокально-инструментального ансамбля достигают своих целей, проявляя жизнерадостность, честность, ответственность и самоконтроль, то для лидеров из «Молодого Ярославля» наиболее значимы такие качества, как смелость в отстаивании собственного мнения, взглядов, позиций, твердая воля, жизнерадостность, ответственность.

Значимость терминальных ценностей для обучающихся "Молодого Ярославля"

Ценности

Таким образом, для современных активных старшеклассников свойственно как признание естественной в этом возрасте значимости дружеского общения и поддержки, любви, так и понимание ими ценности уверенной, активной, деятельной позиции в жизни. Старшеклассники высоко оценивают такие качества, как честность, ответственность, жизнерадостность. В то же время особенности жизни и условия существования личности (крупный город, малый город, село, гимназическое образование, дополнительное образование детей и т. п.) содержательно корректируют ценностную составляющую социальной активности.

Значимость терминальных ценностей для учащихся старших классов Благовещенской

средней школы

Значимость инструментальных ценностей для учащихся старших классов Благовещенской средней школы

16

2

Л 14

и

§ 12 и

а* 10

15,00

6,15

12,44 12,56

9,83 10,26

6,96

3,07

9 54 9,83 10,16

11,29 11,59 11,71

7,41 7,41

11,58

9,58

X" Х° Х° Х° X» X» X» ^ «8- X» г? Х° X»4

<Г хГ У У ^ Ж ^ * ./ / /

&

-Ж ж ^

* X/

ж

&

Ценности

8

$ 2

0

Так, обучающиеся гимназии в условиях малого города чаще реализуют свою социальную активность в различных социальных проектах, сообразно этому наиболее важными для проявления субъектности становятся для них собственная образованность, воспитанность, честность, ценность активной жизни и общественное признание их деятельности. В сельской школе важным становится умение быть воспитанным, акку-

ратным, жизнерадостным и ответственным для проявления активности, прежде всего в активной заботе о своем ближайшем окружении (друзьях, соседях) и в ответственности за свою собственную жизнь.

В большом городе наиболее оптимальным и значимым для реализации старшеклассником социальной активности становится его активная жизненная позиция, уверенность в себе, смелость и желание отстаивать собственное мнение и взгляды, ответственность.

Перспективным в результате проведенного исследования нам видится то, что современные старшеклассники ощущают потребность в проявлении субъектности, осознают и личностно разделяют ценностные ориентации активного, деятельного человека, понимают значимость проявления субъектной позиции для саморазвития и слитого с этим процесса преобразования окружающего мира.

В процессе развития субъектности старшеклассников происходит осознание ими своей индивидуальности как ценности. В детской общественной организации или творческом объединении ребёнок открывает разнообразие своих жизненных ролей и выстраивает свой мир ценностей. Общаясь, он не только формирует свои ценности, свое «я», «смотрясь в других людей», но и через их отношение осознает и раскрывает субъектность как деятельное отношение к самому себе и к миру.

В целом педагогическое сопровождение развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей определяется:

— осознанием ценностей как средства развития субъектности старшеклассника, повышения эффективности педагогического сопровождения данного процесса;

— осознанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своей субъектности;

— осознанием субъектами самого развития как ценности;

— осознанием специалистом дополнительного образования детей педагогических ценностей и смыслов, в том числе осознание педагогического сопровождения развития субъектности как ценности;

— ценностным отношением к конструированию педагогического процесса, направленного на развитие субъектности старшеклассника;

— ценностным принятием и осмыслением инновационных составляющих целенаправленной педагогической деятельности по развитию субъектности старшеклассника.

Важно, реализуя педагогическое сопровождение развития субъект-ности старшеклассника, приблизить данное сопровождение к ценностным ориентациям и субъектному опыту обучающегося, ибо большое значение имеют декларируемые образовательной средой ценности, сопоставляя которые с субъектными ценностными ориентациями, старшеклассник сам определяет возможности своего дальнейшего развития.

Литература

1. Алексеева Л.Ф. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии // Вестник практической психологии образования. — М., 2009. - № 1 (18). - С.39-42.

2. Григорьев Д.В. Современные вызовы теории и тактики воспитания // Воспитательная работа в школе. — М., 2010. — № 10. — С. 17-20.

3. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. —2000. — № 4. — С. 29-37.

4. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. — СПб.: Питер, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. http://azps.ru — ... А.Я. Психология. Тесты, методики, тренинги и др. материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.