УДК 371.034
А.Н. Слижевская
Омский государственный педагогический университет
Д.Н. Шмидт
Омский государственный университет путей сообщения
ПОДДЕРЖКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Статья содержит подходы к описанию и классификации ценностных ориентаций. Рассмотрены особенности развития ценностных ориентаций старшеклассников.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностные отношения, сформированность ценностных ориентаций, поддержка ценностных ориентаций.
Сегодня образование все больше затрагивает внимание общественности. Развитие экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует качественного образования, его соответствия требованиям новой системы общественных отношений и ценностей современного мира. В связи с этим возникает вопрос об изменениях в образовательном процессе, в ходе которого формируется личность.
Гуманистическая концепция, являющаяся теоретической основой разработки стратегии современного образования, включает в себя признание человека как высшей ценности, его права на свободу, созидательную творческую деятельность, о чем свидетельствуют основополагающие документы, такие как Закон РФ «Об образовании» (1992 г., в редакции 2006 г.), «Национальная доктрина образования до 2025 г.», «Федеральная программа развития образования на 2006-2010 гг.», «Концепция модернизации российского образования до 2010 г.».
Значительно возросли требования общества к воспитанию ценностных ориентаций личности для подрастающего поколения во всех социальных институтах, в том числе в общеобразовательных учреждениях. В данной социальной ситуации каждый человек должен самостоятельно выбирать жизненную позицию, принимая ответственность за сделанный выбор. Способность к самоопределению становится важнейшим качеством личности. Необходимость преодоления ценностного кризиса, гармонизации ценностных отношений и приоритет личностного самоопределения свидетельствуют о целесообразности выстраивания системы аксиологического воспитания. Центральная проблема такого воспитания - формирование ценностных ориентаций личности.
Старший школьный возраст важен для формирования ценностных ориентаций личности. Согласно психолого-педагогическим исследованиям этот период развития личности характеризуется становлением мировоззрения, самосознания, работа которого проявляется в стремлении подойти к себе с позиций, декларируемых и фактически господствующих в обществе ценностей. Открытие собственного целостного и неповторимого «Я», потребность определить свою позицию и свое место в обществе исходя из внутренних мотивов и возможностей, интенсивность формирования «Я-концепции» - все это процессы, работающие на новообразование в виде психологической готовности к самоопределению старшеклассника.
Кроме того, для старшеклассников жизненное самоопределение в ближайшей перспективе является реальной необходимостью. Осуществление старшеклассником конкретного выбора и планирования будущего в условиях размытости, неопределенности и противоречивости общественных ценностей становится затруднительным. Отсутствие целенаправленного воздействия на формирование ценностных ориентаций может обернуться восприятием старшеклассниками асоциальных групп в качестве эталонных. Вышеперечисленные феномены являются критическими с точки зрения сохранения нации. Таким образом, целенаправ-
ленное формирование ценностных ориентаций старших школьников является не только целесообразным, но и необходимым.
Целью данной статьи является рассмотрение способов поддержки ценностных ориентаций старшеклассников.
Система человеческих ценностей является фундаментальным отношением его к миру. Ценности - это не идеи, а жизненные ориентации. Это ради чего живут люди, что они ценят. Ценностный мир человека необъятен, но существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, доброту, человечность и др. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период всегда вызывает в обществе серьезное беспокойство [1, с. 5].
Ф.Е. Василюк подчеркивает, что человеку нужна мера для значимости смысла и смысловых образований, что позволяет сделать жизненные отношения целостными и непрерывными. Такой мерой может выступать ценность. Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе - свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными; их перестройка возможна через ценностные переживания [2, с. 128].
A.Н. Леонтьев считает, что ценности - основная сила, которая определяет выбор способов деятельности и ее характеристик, отсюда представления о жизненном собственном пути, его выбор, связанный с ценностями [3, с. 98].
B. Франкл представляет ценности как смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории [9, с. 37].
Ценности, установки, нормы являются структурными единицами личности, позволяющими прослеживать все виды деятельности человека, объяснять смену его внутренних психических побуждений. Ценности и нормы составляют единую нормативную систему, которая регулирует поведение людей и социальных групп в обществе. Ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Само понятие «ценности» является в большей степени социологическим, но приобретает психологический смысл в связи с анализом мотивов и поступков отдельной личности.
Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни.
Функции ценностей разнообразны:
• они являются ориентиром жизни человека;
они необходимы для поддержания социального порядка, выступают как механизм социального контроля;
• ценности воплощаются в поведении и участвуют в нормообразовании.
Механизм регуляции поведения человека зависит от того, какие именно ценности составляют систему ценностных ориентаций, сложившуюся в результате индивидуального жизненного опыта. Для этого обратимся к классификации ценностей. Выделяют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знания, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные).
Известный подход к их изучению (методика М. Рокича) основан на выделении двух категорий духовных ценностей:
• базовые, терминальные и стабильные;
• инструментальные, ценности - средства (свойства личности, способности), которые помогают или мешают достижению цели.
Обратимся теперь к классификации ценностей А.С. Шарова. Автор исходит из понимания ценностей как наиболее общих регуляторов жизнедеятельности человека [10, с. 22]. В этой классификации использованы критерии общности и времени. Ценности охватывают жизнь человека в целом, во всех ее проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. Что касается времени, то ценности не сиюминутны, они направлены на будущее, и, более того, на отдаленное будущее. Опираясь на приведенные критерии, А.С. Шаров разделяет экзи-стенциональные ценности:
• на рациональное / иррациональное;
• созидающую активность / разрушающую активность;
• эмоционально положительное / эмоционально отрицательное.
Рассмотрим классификацию ценностей, представленную известным психологом В. Франклом. Многие из трудов В. Франкла посвящены вопросам смысла жизни, следовательно, и предложенная классификация ценностей исходит из поисков ответов именно на эти вопросы. Ученый выделяет несколько возможных путей, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (наша творческая работа); во-вторых, с помощью того, что мы сами берем от мира (различные переживания и чувства); и, в-третьих, с помощью того, как мы относимся к обстоятельствам жизни, которые мы не в состоянии изменить [9, с. 215]. В соответствии с этим выделяются три группы ценностей:
• ценности творчества;
• ценности переживания;
• ценности отношения.
В педагогических словарях под «ценностными ориентациями» понимается:
• избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении [5, с. 114];
• способ дифференциации человеком объектов по их значимости [5, с. 117]; идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок
субъектом окружающей действительности и ориентации в ней [6, с. 104].
С психологической точки зрения ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются ценностные ориентации членов группы. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность (как ценностно-ориентированное единство) [7, с. 315].
Наряду с понятием «ценностные ориентации» в педагогической литературе используется понятие «ценностные отношения», которое раскрывается как отношение человека к наивысшим (таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание») ценностям и как совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений (таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»), когда само отношение выступает в качестве ценности [4, с. 110]. Средствами ценностей и ценностных ориентаций формируется и одновременно в них же проявляется отношение человека к миру, происходит самоутверждение, самораскрытие сущности человека как общественного существа [10, с. 114]. Ценностное отношение отражается в поступках, действиях человека и направлено во вне, на наш взгляд, одним из проявлений ценностного отношения к окружающему является социально-значимая деятельность личности.
Итак, из вышеуказанного можно сделать вывод, что ценностные ориентации - это приобретенная человеком в результате социализации социального опыта (в результате своей
деятельности) система его установок, убеждений, предпочтений, прямое проявление которой отражается в сознании и большей степени определяет поступки, поведение и отношение к окружающему миру (людям и вещам) человека в целом.
Изучение психологических особенностей формирования и развития ценностных ориентаций целесообразно вести с позиции системного, целостного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат и процесс взаимодействия Человека с Миром [8, с. 30]. Формирование и развитие личности происходят в конкретной среде (семья, класс, школа, регион, страна и т.п.), которая как бы ориентирует человека на определенные поступки, предметы, отношения. Другими словами, происходит формирование целей жизнедеятельности, идеалов, интересов и стремлений, а также смысла бытия человека.
Нами проводилось исследование особенностей сформированности ценностных ориентаций старшеклассников на базе БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 142» г. Омска. В нем принимали участие 62 обучающихся десятого класса и 39 обучающихся одиннадцатого класса. Исследование включало в себя несколько этапов: во-первых, проведение первоначальной диагностики состояния сформированности ценностных ориентаций у старшеклассников; во-вторых, разработку и реализацию программы развития ценностных ориен-таций старшеклассников; в-третьих, повторную диагностику состояния сформированности ценностных ориентаций.
Были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. Диагностировать состояние сформированности ценностных ориентаций старшеклассников.
2. Разработать и апробировать программу поддержки ценностных ориентаций старшеклассников.
3. Проанализировать результаты реализации программы поддержки ценностных ориен-таций старшеклассников.
Для диагностики состояния сформированности ценностных ориентаций у старшеклассников использовалась методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича.
В ходе проведения исследования респондентам предъявлялись два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах. В списках испытуемый присваивал каждой ценности ранговый номер.
В результате исследования ценностных ориентаций у старшеклассников выявили следующие особенности. Обучающиеся десятого класса нацелены на ведение активной, деятельной жизни, уделяют внимание материальной обеспеченности, для них важно наличие хороших и верных друзей, придают немалое значение сохранению здоровья, для них значимо обретение жизненной мудрости. Десятиклассники меньше уделяют внимания созерцанию красоты природы и искусства, уверенности в себе и развлечениям. Первыми в списке инструментальных ценностей у респондентов оказались: аккуратность, порядок в делах, воспитанность, рационализм, самоконтроль, а также высокие требования к жизни и высокие притязания. Менее значимы в качестве средств достижения целей: терпимость к взглядам и мнениям других людей, смелость в отстаивании своего мнения, чуткость, эффективность в делах и исполнительность.
Обучающиеся одиннадцатого класса придают большое значение сохранению здоровья, стремятся к свободе, обретению жизненной мудрости и ведению активной, деятельной жизни, для них важно наличие хороших и верных друзей. Наименее важным для них является счастье других людей, возможность творческой деятельности, развлечения. Не столь значимыми в качестве средств достижения целей являются: умение стоять на своем, образованность, строгие требования к собственным недостаткам и недостаткам других людей, чувство ответственности, рационализм.
На основе полученных данных была разработана программа развития ценностных ори-ентаций у старшеклассников. Цель программы: организация поддержки развития ценностных ориентаций у старшеклассников.
Таблица 1
Наиболее и наименее значимые ценности для учащихся 10-х классов (до и после опытно-экспериментальной работы)
Ранговый Терминальные ценности Инструментальные ценности
номер До После До После
Наиболее значимые
1 Активная деятельная жизнь Наличие хороших и верных друзей Аккуратность Аккуратность
2 Материально обеспеченная жизнь Материально обеспеченная жизнь Порядок в делах Воспитанность
3 Наличие хороших и верных друзей Активная деятельная жизнь Воспитанность Порядок в делах
Наименее значимые
16 Красота природы и искусства Творчество Терпимость к взглядам и мнениям других людей Смелость
17 Уверенность в себе Развлечение Смелость Терпимость к взглядам и мнениям других людей
18 Развлечение Красота природы и искусства Чуткость Чуткость
Развивающая работа включала в себя:
• проведение урока-беседы по теме «Ценности»;
• просмотр и обсуждение фильмов «Человек дождя», «Форрест Гамп», «Запах Женщины»;
• организацию и проведение игры «Пересадка сердца»;
• организацию и проведение игровой методики «Эпитафия».
Затем была проведена повторная диагностика состояния сформированности ценностных ориентаций у старшеклассников. Были получены следующие результаты (табл. 1).
У обучающихся десятого класса в ранге приоритетных терминальных ценностей важными остались «наличие хороших и верных друзей» и «материальная обеспеченность», «ведение активной, деятельной жизни». К ним присоединилась «ценность здоровья». Большее значение десятиклассники стали придавать «любви», «счастливой семейной жизни», «уверенности в себе» и «свободе». Менее значимыми так и остались «возможность творческой деятельности», «развлечения» и «созерцание красоты природы и искусства». Средства достижения целей, как наиболее, так и наименее значимые, остались без изменений. Но отмечается возрастание рангов таких ценностей, как «ответственность» и «исполнительность».
Результаты исследования обучающихся 11 -х классов наглядно представлены в табл. 2.
Обучающиеся одиннадцатого класса по-прежнему придают большое значение сохранению здоровья, ведению активной, деятельной жизни и наличию хороших и верных друзей. К этому списку добавились такие ценности, как «любовь» и «развитие». Наименее важным базовыми ценностями остались: «счастье других людей», «возможность творческой деятельности» и «развлечения». Также наименее приоритетным для ребят остались «созерцание красоты природы и искусства» и «продуктивная жизнь». Повысилась значимость возможности работы над собой, совершенствования, познания и наличия интересной работы. Наиболее важными ценностями-средствами одиннадцатиклассники, как и прежде, считают «аккуратность», «воспитанность» и «жизнерадостность». К этой же категории они отнесли «широту знаний», «высокую общую культуру и честность». Самыми незначительными средствами
достижения целей остались «непримиримость к недостаткам в себе и других», «рационализм». Сюда же старшеклассники отнесли «высокие запросы» и «эффективность в делах». Отмечается возрастание таких ценностей, как «образованность», «ответственность» и «твердая воля».
Таблица 2
Наиболее и наименее значимые ценности для учащихся 11-х классов (до и после опытно-экспериментальной работы)
Ранговый номер Терминальные ценности Инструментальные ценности
До После До После
Наиболее значимые
1 Здоровье Здоровье Аккуратность Аккуратность
2 Свобода Активная деятельная жизнь Порядок в делах Воспитанность
3 Жизненная мудрость Наличие хороших и верных друзей Воспитанность Жизнерадостность
Наименее значимые
16 Счастье других Развлечение Образованность Высокие запросы
17 Творчество Счастье других Нетерпимость к недостаткам, ответственность Нетерпимость к недостаткам
18 Развлечение Рационализм Рационализм
Как можно было заметить, существенных различий в расстановке приоритетов более и менее важных ценностей у обучающихся десятых и одиннадцатых классов нет. Это наблюдается и при первичной, и при повторной диагностике (за исключением категории наименьших приоритетов инструментальных ценностей).
В ходе реализации программы мы не можем констатировать явные изменения наиболее и наименее важных ценностей у старшеклассников. Вероятно, что это связано с небольшим периодом реализации данной программы (в течение пяти недель). Но можно наблюдать повышение значимости таких важных для человека ценностей, как «развитие», «познание», «интересная работа», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «уверенность в себе», «свобода», «образованность», «ответственность», «твердая воля», «исполнительность». Проведенная работа является, несомненно, результативной.
Таким образом, целенаправленная поддержка развития ценностных ориентаций старшеклассников является важным направлением деятельности педагогического коллектива школы, заботой общества и государства с целью развития мировоззрения и национального самосознания школьника.
Библиографический список
1. Динамика личностного и профессионального роста студента педагогического вуза / А.А. Орлов, Е.Н. Исаев, И.Л. Федоренко, И.М. Гуревский // Педагогика. - 2004. - № 3 - С. 53-60.
2. Караковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. - М., 1993. - 80 с.
3. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Татаренко, Б.О. Николаичева. - М., 1994. - 176 с.
4. Педагогика : учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С. 638.
5. Синицына, Г.П. Воспитание современного школьника : учеб. пособие / Г.П. Синицына ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2000. - 167 с.
6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии : практикум / Л.Д. Столяренко. - 5-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 672 с.
7. Филимонов, А.А. Организация проектной деятельности / А.А. Филимонов, В.И. Гам. - Омск, 2004. -
256 с.
8. Филимонов, А.А. Стратегическое лидерство : учеб.-методич. пособие / А.А. Филимонов, В.И. Гам. -Омск, 2003. - 208 с.
9. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник : пер. с англ. и нем. / В. Франкл ; общ. ред. Л.Я. Гозма-на и Д.А. Леонтьева. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
10. Шаров, А.С. Формирование ценностных ориентаций и поведение личности / А.С. Шаров. - Омск, Изд-во ОмГПУ, 1993. - 91 с.
© Слижевская А.Н., Шмидт Д.Н., 2013
Авторы статьи:
Анастасия Николаевна Слижевская, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, e-mail: anastasya185@mail.ru;
Дарья Николаевна Шмидт, магистрант, Омский государственный педагогический университет, e-mail: da90@mail.ru.
Рецензент - Г.В. Малыгина, кандидат философских наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.