А. В. Полярина
(Санкт-Петербург)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК АСПЕКТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье представлены результаты исследований взаимовлияния системы ценностей сирот с нарушением интеллектуального развития и интерната как особой «замкнутой» социальной среды. Приводятся данные изучения ценностных ориентаций подростков и молодых людей-сирот как важного аспекта их представлений о качестве жизни
Как предмет психологического исследования, ценностные ориентации являются исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности.
Состояние, роли и ценностные ориентации человека, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации его поведения и - во взаимодействии с ними - характер и склонности. В этой связи Б. Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития [1].
По мнению А. Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром.
Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, нормы и представления о качестве жизни. Как отмечает В. П. Тугаринов, отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в совокупности есть представления о качестве окружающей общественной жизни.
А. А. Козлов, В. Т. Лисовский, З. В. Сикевич под предметными ценностями понимают «любые материальные или идеальные явления, ради получения, сохранения и обладания которыми индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, то есть ценности - это то, ради чего люди живут» [2, 10].
В задачи нашего исследования входил анализ ценностной основы готовности к профессиональному самоопределению подростков-си-рот с лёгкой степенью умственной отсталости [5]. Объектом исследования стали подростки и молодые люди 15-20 лет с нарушением интеллекта, воспитывающиеся в интернатных учреж-
дениях. Диапазон интеллектуальной недостаточности наших испытуемых составил в показателях ^ 50-69 единиц (по данным заключений городской медико-психолого-педагогической комиссии) [5].
Все они являются воспитанниками интернатных учреждений «закрытого» типа Санкт-Петербурга. В выборке присутствуют истинные и социальные сироты, имеющие одного или даже обоих родителей.
Отметим, что большая часть наших испытуемых представлена именно социальными сиротами, чьи родители лишены прав либо сами отказались от собственных детей. По данным статистики, в 60% случаев на этот позорный шаг родителей толкают нарушения в развитии детей, а около 20% отказов - результат трудного материального положения и бытовых условий семьи [10].
Отставание в умственном развитии означает, что понятийное мышление и знания имеют более примитивную структуру и по характеру более конкретны [6]. Возникает вопрос: как умственная отсталость влияет на взаимодействие между социальной и физической средой в закрытом учреждении. Как проживание в закрытом учреждении влияет на умственную отсталость и на формирование личности в целом?
Важными факторами здесь являются:
- физические и психические возможности сироты;
- обстановка в семье до помещения ребёнка в закрытое учреждение (социальные и физические ресурсы);
- возраст ребёнка на момент расставания с семьёй;
- длительность пребывания в интернатном учреждении;
- условия проживания и стандарты учреждения (педагогические, социальные и бытовые);
Таблица 1 Предпочитаемые терминальные ценности
Терминальные ценности
мудрость
приоритетны деньги
счастье других
безразличны развлечения
красота природы и искусства
здоровье
отвергаемы любовь
свобода
- отношение окружающих людей и наличие значимых взрослых в жизни сироты.
Нарушения эмоциональной сферы очень типичны для воспитанников закрытых учреждений, и важнейшей причиной является ограничение эмоциональных контактов (депривация).
Дополнительным фактором является также непредсказуемая и не поддающаяся влиянию обстановка закрытого учреждения [6].
Выбор нами столь непростого контингента испытуемых также объясняется особенно уязвимым социальным положением подростков-сирот, в буквальном смысле находящихся на пороге - интерната и самостоятельной жизни. Эти молодые люди часто не в состоянии самостоятельно организовать свою жизнь после многих лет государственной опеки с регламентированным режимом, правилами и кругом общения. Ситуация социального становления сироты в значительной мере осложняется тем, что у подростка имеется отставание в умственном развитии, характеризующееся нарушением когнитивных, речевых, моторных и часто социальных способностей [3]. Психические, поведенческие и умственные расстройства указаны в числе основных заболеваний, приводящих к инвалидности. Данный диагноз в значительной мере осложняет адаптационные возможности подростков и молодых людей-сирот в ситуации столкновения с реальной жизнью.
Свидетельствами малой способности воспитанников интернатных учреждений с подобным ограничением к самостоятельной жизнедеятельности в обществе и слабой адаптации в нем выступают такие тревожные факты: из общего количества выпускников интернатных учреждений значительная часть попадает в криминальные структуры, становятся наркоманами и алкоголиками [10].
Умение определить свои цели, найти свое место в жизни - важный показатель личност-
ной зрелости в юношеском возрасте. Однако данного уровня развития достигает лишь небольшой процент молодых людей, если они лишены родительской опеки.
Подтверждением тому может служить проведенное нами исследование системы ценностных ориентаций личности у подростков и молодых людей-сирот, имеющих легкую степень умственной отсталости.
В эксперименте нами использовались выставленные исследуемыми ранги значимости терминальных и инструментальных ценностей (ценностей-целей и ценностей-средств) теста М. Рокича. Терминальные ценности определяются им как убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий или свойство личности (например, честность) является предпочтительным в любых ситуациях.
Данное исследование показало, что ценностные ориентации как устойчивое свойство личности к моменту выпуска из школы-интерната полностью сформированы менее чем у 4% юношей и девушек, у 26% ценностные ориентации только начинают формироваться и еще не превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников (62%) еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Полученные результаты показывают неравномерность формирования и развития ценностных ориентаций на различных этапах первичной социализации.
Исследуемые были разделены нами на три группы в соответствии с длительностью нахождения в системе интернатного воспитания: 1) от 1 года до 5-ти лет; 2) от 5-ти до 10-ти лет; 3) свыше 10 лет.
В целом система ценностных ориентаций сирот сформирована недостаточно. Особенно яв-
Таблица 2
Предпочитаемые инструментальные системы ценностей детей-сирот в зависимости от длительности нахождения в интернатной системе, %
Ценности Длительность нахождения в интернатной системе
1-5 лет 5-10 лет более 10 лет
Самоутверждение 66 67 33
Межличностное общение 0 15 22
Профессиональная самореализация 0 10 0
Конформистские 33 55 22
Альтруистические 0 5 44
Непосредственно-эмоциональное мироощущение 33 10 11
но это проявилось у испытуемых, длительность проживания которых в интернатной системе была минимальной - от одного года до пяти лет. В подавляющем большинстве случаев подростки данной подгруппы поступали в интернат из неблагополучных семей и социальных приютов, имея за плечами опыт беспризорниче-ства, жестокого обращения, зависимостей.
Групповая иерархия терминальных ценностных ориентаций в подгруппе характеризовалась большей значимостью конкретных и индивидуальных различий (табл. 1).
Среди отдельных ценностей, как проявление качества жизни подростков, наиболее популярны наличие друзей и развлечения, в то время как ценности здоровья, любви и наличия семьи оказались менее значимы либо практически «выключены» и даже отвергаемы. Актуальны также ценности самоутверждения - высокие запросы, независимость, непримиримость к недостаткам, смелость, твердая воля.
Ценности межличностного общения и профессиональной самореализации сформированы слабо.
У подростков и молодых людей, проживающих в интернатной системе свыше пяти лет, на первый план выходят ценности личной жизни, у небольшого количества детей сформированы конкретные, индивидуальные системы ценностей.
Длительное нахождение в интернатной системе с её регламентированностью делает все более актуальными конформистские ценности, такие как исполнительность, самоконтроль, ответственность. Ценности самоутверждения, напротив, вытесняются.
Ценности межличностного общения и профессиональной самореализации можно считать сформированными, однако они так и не актуализировались ни в одной из групп, оставаясь
безразличными либо отвергаемыми даже в группе, где длительность нахождения в системе интерната максимальна (свыше 10 лет). Незначимыми оказались ценности развития и продуктивной жизни, познания и творчества.
Иерархия инструментальных ценностей (ценностей-средств) 1-ой подгруппы отличается достоверно большей субъективной значимостью самоконтроля, 2-ой подгруппы - ответственности; 3-я подгруппа характеризуется ориентацией на ценности честности, терпимости и чуткости при низкой значимости таких ценностей, как независимость, твердая воля, самоконтроль (последнее место в иерархии). Количественные данные представлены в табл. 2.
Усиление различных патологических проявлений в нашем исследовании оказалось взаимосвязано с изменением ранга значимости ряда терминальных и инструментальных ценностей, в частности со снижением значимости работы или учебы, активной жизни, эффективности в делах, а также значительно большей значимостью развлечений. При этом ранг высших морально-этических ценностей, таких как честность, широта взглядов, смелость, любовь, дружба и т.д., практически не зависит от выраженности клинико-психологических особенностей. Выявленное нами изменение системы ценностных ориентаций, и прежде всего снижение ранга значимости ценностей профессиональной самореализации при повышении потребности в развлечениях, может являться неспецифическим проявлением общей психической дезадаптации.
Можно сделать вывод о том, что уровень амбиций наших испытуемых находится ниже их фактических возможностей и неудачи редко приводят к увеличению усилий и поиску новых способов действия. Большое количество таких неудач может привести к неспособности справ-
ляться даже с простыми проблемами. Данная характеристика уже получила название «выученная беспомощность» [7, 10]. На наш взгляд, недоверие к собственным возможностям и конформизм, столь характерные для сирот, являются продуктом закрытой среды интернатного учреждения, в которой они вынуждены проживать.
Итак, на выходе из интернатной системы «закрытого» типа оказываются молодые люди со специфической системой жизненных ценностей. Можно предположить, что ценности-цели и ценности-средства, носителями которых являются сироты, представляют собой не только особую систему мировоззрений, но и «карту» взаимодействия с социумом, а также возможный сценарий качества жизни.
Изучение особенностей системы ценностных ориентаций молодых людей-сирот с умственной отсталостью в легкой степени позволило нам определить потенциальные «проблемные зоны» будущей социальной адаптации, с тем чтобы психологическая помощь и поддержка в процессе подготовки сирот к самостоятельной жизни были адресны.
Исследования проблем ценностей в нашей стране и за рубежом показали, что ценностные ориентации являются важнейшим аспектом представлений о качестве жизни. Можно сделать вывод, что ценности - это социальный феномен проявления качества жизни, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 338 с.
2. Воспитание и развитие детей в детском доме : хрестоматия / ред.-сост. Н. П. Иванова. - М.: АПО, 1996.
3. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей-подростков. - СПб., 2003.
4. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб.: Питер., 2005. - С.61-72.
5. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. - СПб.: Адис, 1994. - С.304 ; С.222.
6. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы и практический опыт / пер. со шведск. А. Львовского; сост., ред. и автор предисл. К. Грюневальд. - СПб.: Санкт-Петерб. Ин-т раннего вмешательства, 2003. - 144 с.
7. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер. 2007. - С.9.
8. Психосоциальная реабилитация и качество жизни : сб. науч. тр. Том 137. - СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. - 2001.
9. Козлов А. А., Лисовский В. Т., Сикевич З. В. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления). - М., 1992.
- 40 с. (Система воспитания в высшей школе : обзор. информ. Вып. 4 / НИИВО).
10. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот : учеб. пособие. -СПб.: СПбГУ, 2005. - С.628.