УДК 130.2 Е.Л. Зберовская
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЕ
В статье определяется значение аксиологического подхода для анализа социокультурной системы, рассматривается природа ценностей и комплементарности. Анализируется рост их взаимовлияние в процессе социокультурогенеза.
Ключевые слова: социокультурная система, комплементарность, ценности, культурогенез, толерантность.
E.L. Zberovskaya SYSTEM OF VALUES AND COMPLEMENTARITY: THE MUTUAL INFLUENCE PROBLEM IN THE SOCIAL AND CULTURAL SYSTEM
The axiological approach value for the social and cultural system analysis is determined, the nature of values and complementarity is considered in the article. Increase of their mutual influence in the process of social and cultural genesis is analyzed.
Key words: social and cultural system, complementarity, values, cultural genesis, tolerance.
В истории человечества прослеживается тесная связь и взаимовлияние культуры и социума. Культура является продуктом деятельности общества и его субъектов, и без усвоения результатов предыдущей деятельности общество не сможет полноценно развиваться. Оно наделяет культуру пространственной, структурной, временной и другими характеристиками. Диалектика их взаимного существования и развития рождает социокультурную систему.
Основным связующим звеном в социокультурной системе выступают ценности, носителями которых могут быть индивиды и социальные группы. Ценностные установки в любой культуре представляют обширное мировоззренческое поле. В нем действует определенная иерархия ценностей. Наконец, само определение ценностей в аксиологии трактуется по-разному.
Вопрос о важности ценностей в формировании личности был поднят еще в античной философии. Платон видел главную ценность для человека в стремлении к общественному благу [1]. Аристотель первым ввел понятие «этика» и сформулировал положения о добродетелях - особых человеческих качествах. Он считал, что добродетели - результат воспитания человека, усвоения им определенных правил и норм. Они «существуют не от природы и не вопреки природе, но приобрести их естественно, а благодаря приучению человек в них совершенствуется» [2].
В основе ценностей средневекового человека, как писал Ж. Ле Гофф, были Божественное писание и традиции. На мировоззрение и формирование ценностных установок влияла и тесная связь индивида с природой. В природных бедствиях он находил образы для выражения и оценки духовных реальностей. «Ментальность, эмоции, поведение формировались в первую очередь в связи с потребностью в самоуспокоении», - заключает французский исследователь [3].
В новое время, благодаря распространению идей реформации и просвещения, рациональное мышление становится главным в формировании новой системы ценностей, которые обретают не столько духовную, сколько материальную основу. Ценностями человека нового времени становятся бережливость и накопительство. Сам индивид перемещается в центр общественного развития, а его девизом становятся знаменитые слова Б. Франклина «Время - деньги».
В конце XIX - начале ХХ вв. аксиология становится самостоятельной отраслью научного познания, что во многом связано с развитием рационального и особенно иррационального знания. Аксиологический подход можно наблюдать в работах О. Шпенглера. Он считал, что ценности составляют основу культуры и отличают одну культурную систему от другой. Для Г. Риккерта ценности и культура также взаимосвязанные понятия - «во всех объектах культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления созданы» [4]. Ценности для него - это блага, т.е. общественно значимые категории. М. Вебер при рассмотрении эволюции религиозных ценностей четко увязывал их с духом исторической эпохи и культуры [5].
В работах представителя отечественной школы аксиологии М.С. Когана этот подход немецкого историка и социолога получает дальнейшее развитие. «Поскольку мир ценностей, как и вся культура,
историчен, в его анализе необходимо применение генетически-исторического подхода, который предполагает изучение происхождения ценностного отношения в ходе культурогенеза и в реальном процессе развития мировой культуры» [6]. Другой важной составляющей аксиосферы М.С. Коган считает ее структурно-функциональный аспект. Он подробно характеризует различные группы ценностей -политические, социальные, экзистенциальные и т.д. Рассматривая структуру нравственных ценностей, исследователь обращает внимание на два уровня их проявления: межличностный (отношения "Я - Ты") и личностно-коллективный (отношения между "Я" и "Ты" и объединяющим их "Мы").
Выделение уровней, на наш взгляд, представляется закономерным, поскольку в процессе социокультурогенеза человек все больше осознавал себя как личность со своей шкалой и иерархией ценностей. Вместе с тем как существо социальное он создавал свои ценностные ориентиры, опираясь на общие для его групповой принадлежности ценностные установки. Так, для Кортеса идеи личного обогащения и социального престижа, которые в постренессансной Европе соединились в ценности денег, сочетались с общим представлением о культурном превосходстве испанцев над варварами-индейцами. В Старом Свете бытовало иллюзорное впечатление, что европейцы и европейская цивилизация на самом деле стоят выше культур и народов других континентов, откуда следовало, что господство первых над вторыми является «естественным» положением вещей [7].
В последние десятилетия внимание к аксиологической составляющей в исторических и культурологических исследованиях заметно возросло. Она стала составной частью других работ гуманитарного профиля (философии, педагогики, психологии). В работах В.М. Золотухина, Н.В. Кругловой, Е.В. Кривцовой и других ценностные ориентации личности и социума рассматриваются во взаимосвязи с формированием толерантного мировоззрения [8, 9, 10].
Таким образом, генезис аксиологического знания проходил в междисциплинарном поле и особенно тесно был связан с изучением духовной культуры человека и общества. Полагаем, что аксиологический подход может быть использован в сравнительном (ценности разных этнокультурных общностей) и в структурном плане (например, определение понятий комплементарности и толерантности в системе ценностей) при анализе социокультурных систем.
Роль ценностных установок в функционировании социокультурной системы велика. Очевидно, что ценности придают ей стабильность и вместе с тем способствуют ее консервации. Складываясь на протяжении длительного времени, ценности отражают основные мировоззренческие установки индивида и социума в целом в отношении к природе, семье, религии, языку, определяют основные моральнонравственные категории общества. Хотя в последнее столетие процесс формирования и смены ценностей значительно ускорился, поскольку более динамичными стали и процессы общественного развития, они по-прежнему цементируют любую современную социкультурную систему. Общественная система определенной исторической эпохи создает свою иерархию ценностей, соответствующую не только состоянию социума в целом, но и положению в нем различных социальных групп, определяемых по возрасту, полу, профессиональной принадлежности, политическому статусу и другим критериям.
Столкновение ценностей разных социокультурных систем рождает состояние бифуркации, которое чаще всего приводит к трем вариантам действия ценностных установок социальных групп - их нивелировке и постепенному растворению в новой среде, сохранению и сосуществованию с традициями другого социума, главенству в новой социокультурной общности.
Таким образом, аксиологический подход позволяет рассматривать социокультурную систему через призму сохранения или изменения этих ценностных образцов в состоянии бифуркационного выбора. Яркий пример бифуркации являет российский немецкий этнос, который в результате принудительных переселений середины ХХ в. подвергся серьезным испытаниям, в результате чего целостность его социокультурной системы была разрушена, а ценностные ориентиры (религия, язык, семья) в значительной мере утрачены под воздействием русскоязычной среды. По мнению исследователей, последствия нивелировки ценностей для этнической группы были печальными - российские немцы в течение двух-трех десятилетий оказались на пороге утраты этнического самосознания [11].
Итак, под ценностями мы понимаем сложившиеся в каком-либо обществе под воздействием социокультурогенеза абстрактные понятия о том, как должен быть устроен мир и человек.
В исследовании социокультурных систем особый интерес, на наш взгляд, представляют ценности, которые способствуют поддержанию комплементарности в социуме, поскольку они способствуют стабилизации системы. Обращаясь к теме взаимовлияния комплементарности и ценностей, следует отметить их различную природу. В определении комплементарности мы опираемся на интерпретацию понятия, данную Л.Н. Гумилевым, - это подсознательное влечение, неосознанная тяга людей определенного склада друг к другу [12]. Историк считал, что эта дефиниция имеет биологическое происхождение и не относится к числу социальных явлений. Ценностные установки, напротив, имеют
социальную природу, являются в некоторой степени продуктом развития общества и культуры. Исходя из этих позиций, мы можем предполагать, что комплементарность индивидов в определенной мере влияет на становление таких важнейших нравственных ценностей, как добро, дружелюбие, уважение, сострадание. Вместе с тем наличие в обществе этих ценностей позволяет поддерживать комплементарное состояние его субъектов. Очевидно комплементарность может существовать и без указанных нравственных установок. Так же как и для формирования ценностей, наличие комплементарности индивидов не является обязательным условием. Оценить взаимосвязь, скорее всего, можно как дополнение, которое стабилизирует их проявление в социуме.
Комплементарность присуща не каждому индивиду. Являясь биологическим свойством, она несет и социальный отпечаток. Ребенок, воспитанный доброжелательными родителями, скорее всего, будет воспроизводить в последствии такую же линию поведения в отношении чужих людей. Таким образом, воспитание индивида в комплементарной среде создает предпосылки дальнейшего ее воспроизведения в пространстве и во времени.
Это утверждение мы попробуем экстраполировать на социум как совокупность индивидов. Если обратиться к ретроспективе общественного развития, то она представит нам комплементарные этносы. В этой связи можно обратиться к истории освоения Сибири, которое проходило при участии многих народов российской империи. Комплементарность переселенцев, прежде всего, русского населения, составлявшего большую часть колонизационного потока, позволила прийти к этническому согласию и веротерпимости. В XIX в. комплементарность уже отмечали как неотъемлемую черту сибирского характера: «Сибиряк постоянно стремился выглядеть в глазах односельчан, окружающих радушным и хлебосольным хозяином, сострадающим «сирому и убогому» [13].
Подобный полиэтнический характер освоения новых земель можно проследить в Америке и Австралии, но взаимодействие представителей различных народов нельзя назвать безболезненным, а поведение комплементарным. Только в ХХ в. в процессе становления гражданского общества в поведении потомков переселенцев и аборигенов появились комплементарные черты.
Таким образом, в процессе культурогенеза комплементарность из биологического свойства превращается в социальную характеристику. В современном обществе, как социокультурной системе, одной из главных ценностей становится толерантность, связь которой с комплементарностью не вызывает сомнений, а значит взаимовлияние ценностных установок и комплементарности становится более глубоким.
Литература
1. Платон. Диалоги: пер. С.Я. Шейнман-Топштейн. - М.: Мысль, 1986. - 1502 с.
2. Аристотель Никомахова этика: пер. Н. Брагинской. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.
3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: пер. с фр. / под общ. ред. Ю.Л. Бессмертного. -
М.: Прогресс, 1992. - С. 302.
4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / под ред. С.И. Гессена- М.: Республика, 1998. - С. 55.
5. Вебер М. Избранное. Образ общества: пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
6. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997. - С. 57.
7. Осборн Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. - М.: АСТ; ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - С. 402-403.
8. Золотухин В.М. Толерантность как проблема философской антропологии: автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Кемерово, 2005 - 43 с.
9. Круглова Н.В. Толерантность как социокультурная норма (западноевропейский опыт): автореф. дис.
... д-ра филос. наук. - СПб., 2011. - 37 с.
10. Кривцова Е.В. Толерантность личности в системе структурно-содержательных характеристик
ценностного самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2010. - 23 с.
11. Шадт А.А. Трансформация этнического самосознания российских немцев в условиях этнической ссылки
(1940 - 1950 гг.) // Немцы в Сибири: история, язык, культура: мат-лы междунар. науч. конф. (Красноярск, 1з-16 октября 2004 г.). - Красноярск: РИО гОу ВПО ГКпУ им. В.П. Астафьева, 2005. - С. 132.
12. ГумилевЛ.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Рольф, 2001. - С. 238.
13. Сибирский характер как ценность: Коллективная монография / под. общ. ред. М.И. Шиловой. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - С. 54.
УДК 316.61-057.87 Д.Н. Девятловский, В.В. Игнатова
ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ - КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В статье рассматриваются вопросы качественной подготовки выпускников вузов. Авторы акцентируют внимание на несоответствии между качеством подготовки выпускников, получаемом в учебном заведении, и требованиями к их компетенции, которые предъявляются на практике работодателями.
Ключевые слова: качество подготовки, специалист, компетентностный подход, праксиологические умения.
D.N. Devyatlovskiy, V.V. Ignatova PRAXIOLOGICAL SKILLS AS THE COMPONENT OF THE FUTURE SPECIALIST COMPETENCE
The issues of qualitative training the graduates of the institutes of higher education are considered in the article. The authors focus their attention on lack of correspondence between graduate training quality, which is received in an educational institution, and requirements to their competence which are shown in practice by the employers.
Key words: training quality, specialist, competence approach, praxiological skills.
В настоящее время повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования.
В рамках Болонского процесса российское высшее образование осуществляет реформы, направленные на интеграцию российских университетов в международное образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций. В ряде западноевропейских систем профессионального образования и подготовки (VET) принято выражение «обучение на основе компетенций». В российской образовательной системе укоренился термин «компетентностный подход», который имеет свои педагогические предпосылки. Педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, получаемом в учебном заведении, и требованиями к его компетенции, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Это несоответствие имело и имеет место как в дорыночных условиях, так в еще большей степени в настоящее время, что выражается в суждении-указании, которым часто встречают выпускников профессиональных учебных заведений, пришедших по распределению: «теперь забудьте то, чему вас учили в институте и делайте как я покажу!». В условиях рынка данное противоречие стало значительно острее, ибо исчезла система распределения на работу выпускников профессиональных учебных заведений, появились негосударственные предприятия, руководители которых стали предъявлять конкретные требования не только к уровню образования, но и к деловым качествам специалиста, его умениям успешно действовать во благо предприятия, фирмы [1].
Приведенные рассуждения говорят о наличии пробела в подготовке специалистов, состоящего в том, что учебные заведения, формируя систему предметных знаний, уделяют недостаточное внимание развитию у студентов практических умений, от которых во многом зависят профессиональные компетенции, а соответственно конкурентоспособность выпускника.
Компетентностный подход выступает как альтернатива односторонне-когнитивному, предметно-знаниевому обучению, неэффективность которых обусловлена, прежде всего, интеграционными процессами во всех сферах жизни общества и быстрым устареванием информации, поэтому «восстановление нарушен-
ного равновесия между образованием и жизнью видится в смещении конечной цели образования со знаний на интегральные деятельностно-практические умения - компетентности» [2, с. 5].
О.Е. Лебедев рассматривает компетентностный подход в контексте общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. При этом к числу таких принципов он относит смысл образования, которое заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах; содержание образования, которое представляет собой дидактически адаптированный опыт решения познавательных мировоззренческих и иных проблем; смысл организации образовательного процесса, который заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, организаторских и иных проблем; оценку образовательных результатов, которая основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения [3].
Исследователи Л.С. Илюшин, Н.Ф. Радионова, Т.В. Ильина и другие определяют компетентностный подход как основу новой образовательной практики модернизации российского образования, который предполагает использование таких интегративных категорий, как готовность к решению задач адекватное меняющемуся контексту, применение знаний умений и навыков, ориентация на самооценку в образовательном взаимодействии [4].
По мнению Н.А. Баевой, компетентностный подход ориентирован на результат образования, выраженный в форме компетенций. Он позволяет обеспечить общесистемный сдвиг системы профессионального образования в сторону запросов современного общества и экономики: адаптируемости выпускников в условиях нарастающего динамизма и неопределенности рынка труда, умения мыслить различными сценариями, действовать с учетом различных альтернатив, находить пути и принимать решения, генерировать идеи, а также осуществлять их подготовку как активных субъектов новой образовательной парадигмы [5].
Таким образом, компетентностный подход в обучении - это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, которые признаются значимыми и за пределами системы образования. Важнейшей целью этого подхода является формирование способности и готовности будущего специалиста успешно действовать в различных ситуациях. Реализация данного подхода в вузе способствует подготовке квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, способного к успешной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, профессиональной мобильности.
Базовыми понятиями компетентностного подхода являются компетенция и компетентность. В.И. Байденко определяет компетенцию как способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды [6].
А.В. Хуторской характеризует компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность -есть владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [7, с. 60].
Рассматривая компетентностный подход, М.А. Холодная обращает внимание на то, что в процессе образования наряду с ЗУНами развивается еще и компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума личности. Она различает знающего и компетентного человека. Компетентного человека характеризует следующее: разнообразие знаний, артикулированность, гибкость, быстрота актуализации, возможность применения в широком спектре ситуаций, выделенность ключевых элементов, категориальный характер, владение декларативным и процедурным знанием, наличие знаний о собственном знании [8].
По мнению ряда ученых, ключевым элементом компетенции являются умения. По мнению Ф.Г. Арсланова и Ю.В. Соловьевой, компетенция складывается из определенных умений. Таковыми являются:
- когнитивные (познавательные) умения: целенаправленно добывать знания, необходимые для полноценного обеспечения своей трудовой деятельности; добывать новые знания на основе анализа собственной деятельности; изучать приемы труда для максимального овладения профессией;
- проектировочные умения: разрабатывать перспективные планы профессионального и личностного саморазвития; определять наиболее рациональные виды, приемы и эффективные методы труда и технологии производства; прогнозировать желаемые результаты профессиональной деятельности; определить эффективность своей профессиональной деятельности и перспективность ее развития;
- конструктивные умения: рационально использовать все возможности трудовой деятельности; рационально использовать возможности инструмента, техники и технологии; работать с современными средствами хранения информации (Интернет, библиотеки);
- коммуникативные умения: устанавливать оптимальные взаимоотношения с членами ученического, педагогического и трудового коллектива; излагать свои мысли четко, логично, убедительно, образно, доступно; соблюдать распорядок дня и установленные правила поведения на рабочем месте; проявлять эмоциональную сдержанность в любых ситуациях;
- организаторские умения: организовать свою деятельность; организовать трудовую деятельность; организовать свое рабочее место; отвечать за свои поступки.
- аксиологические умения: оценивать труд окружающих; оценивать ценность оборудования.
При этом ученые выделяют следующие компоненты компетенции: умение планировать свою будущую деятельность, определить ее результаты, производственные последствия; умение наблюдать; умение управлять производством [9].
Таким образом, компетентност-
ный http://hghltd.vandex.net/vandbtm?fmode=iniect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.ru%2Findex%2F0-83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633
837d58bbe706&kevno=0__________________________________-_________________________________YANDEX 6
http://hghltd.vandex.net/vandbtm?fmode=iniect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.ru%2Fmdex%2F0-83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633
837d58bbe706&kevno=0______________________________________________________________________________-
YANDEX 5 подход http://hghltd.vandex.net/vandbtm?fmode=iniect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.m %2F index%2F0 -
83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633 837d58bbe706&kevno=0 - YANDEX 7 в образовании предполагает освоение обучающимися различного рода http://hghltd.vandex.net/vandbtm?fmode=iniect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.m%2Fmdex%2F0-83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633
837d58bbe706&kevno=0______________________________________________________________________________-
YANDEX 6 УMениЙhttp://hgЫtd.vandex.net/vandbtm?fmode=miect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.m% 2Findex%2F0-
83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633 837d58bbe706&kevno=0 - YANDEX 8, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается http://hghltd.vandex.net/vandbtm?fmode=miect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.ru%2Findex%2F0-83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633
837d58bbe706&kevno=0______________________________________________________________________________-
YANDEX 7 УMениямhttp://hgЫtd.vandex.net/vandbtm?fmode=iniect&url=http%3A%2F%2Flangschool1.ucoz.ru %2Findex%2F0-
83&text=%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BD%D1%8B% D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4&l10n=ru&sign=5a8096909e6b26948633 837d58bbe706&kevno=0 - YANDEX 9, позволяющим действовать в неопределенных проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Фактически речь идет о некоторой группе праксиологических умений обучающихся.
Обобщая результаты анализа научной литературы, необходимо отметить, что определение понятия «компетенция» многокомпонентно. Сам по себе ни один из компонентов (знания, навыки, установки и т.д.) не
является компетенцией по отношению к деятельности специалиста, а является лишь одним из ее элементов. Однако когда говорим о компетенции, то, прежде всего, ставим вопрос о том, что необходимо уметь делать, чтобы успешно совершать деятельность и реализоваться в ней. В этом нам видится необходимость освоения умений как компонентов компетенций.
Обобщая вышепредставленный анализ сущности компетентностного подхода, его основных понятий, можно резюмировать, что умения - ключевой компонент компетенции будущих специалистов.
Далее возникает важный вопрос о том, какое отношение имеют к данному подходу праксиологические умения как умения, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности. Ответ на данный вопрос вполне очевиден - это комплекс умений, входящий в компетенцию будущего специалиста, которые определяют успешность его деятельности в профессиональной сфере и на рынке труда. Данные выводы подтверждает классификация компетенций в сфере профессионального образования [6]. Согласно данной классификации, компетенции можно разделить на две группы: те, которые относятся к общим (универсальным, ключевым, надпрофессиональным), и те, которые можно назвать предметно-специализированными (профессиональными). В условиях ускоряющихся перемен и нарастания неопределенностей, характерных для современных рынков труда, общие компетенции приобретают особо важное значение. Обе группы соотносятся с двумя рядами требований: требованиями к академической подготовленности и требованиями к профессиональной подготовленности. Как указывает В.И. Байденко, среди общих компетенций наиболее востребованы умение применять знания на практике, работать в команде, мобильность, максимальная адаптивность, способность ориентироваться в быстро меняющихся условиях, умение работать на компьютере, перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное (анализ информации), постоянно учиться, совершенствоваться в любой области, способность к нестандартным решениям [6].
Таким образом, в представленных общих компетенциях прослеживается некоторая совокупность праксиологических умений, что дает основание рассматривать праксиологические умения как компонент компетенции будущего специалиста.
Литература
1. Телешова И.В. Магистратура как новая форма подготовки кадров в области управления // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 8. - С. 111-119.
2. Андреев А.А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
4. Радионова Н.Ф., Катунова М.Р. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. - СПб.: Изд-во ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. - 64 с.
5. Баева Н.А. Компетентностный подход к профессиональному обучению - основа качественной подготовки будущих учителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org.
6. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методические и методологические вопросы). - М., 2005. -114 с.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
8. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
9. Арсланов Ф.Г., Соловьева Ю.В. Компетентностный подход в процессе профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orenipk.ru/rmo_2007/RMO_prof/3_5/3_3_prof.htm.
---------♦------------
УДК 514.48+76 [371.3] И.Г. Борисенко
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ И ИНЖЕНЕРНОЙ
ГРАФИКИ