УДК 372.857 ББК Ч426.20-22
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.08
С. А. Шлюндт
Екатеринбург
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологическая культура; компетентностный подход; профессиональная компетентность; социально-экологическая компетентность; педагогическая модель.
АННОТАЦИЯ. Показывается роль компетентностного подхода в формировании экологической культуры. Анализируется взаимосвязь между сформированностью социально-экологической компетентности и уровнем экологической культуры. Предлагается педагогическая модель формирования экологической культуры студентов вузов.
S. A. Shlyundt
Ekaterinburg
COMPETENCE-BASED APPROACH IN ECOLOGICAL EDUCATION
KEY WORDS: ecological culture; competence-based approach; professional competence; social-ecological competence; pedagogical model.
ABSTRACT. In the article the role of competence-based approach in formation of ecological culture is shown. The interrelation between social-ecological competence and the level of ecological culture is analyzed. The pedagogical model of formation of ecological culture of students of high schools is offered.
П
роцесс глобализации, развивающийся в современном обществе, убедительно свидетельствует о том, что формирование культурного единства мира сопровождается возникновением все новых и новых ранее неизвестных проблем. Эгоцентристский и техногенно-потребительский путь развития человеческого общества привел к экологическому кризису, который охватил все грани бытия социума. С ростом производительных сил возрастали и возможности общества в преобразовании окружающего мира, поэтому, постепенно углубляясь, экологический кризис со второй половины XX в. приобрел глобальный характер. Экологические проблемы на сегодняшний день являются важнейшими глобальными проблемами человечества. Они выявляют противоречия между обществом и природой, которые обусловлены избыточным антропогенным воздействием на окружающую среду.
Неадекватность социума по отношению к природе выражается прежде всего в потребительском поведении человека. На международном уровне до сих пор не выработан вариант концепции, необходимый для реализации конкретных программ по дальнейшему устойчивому развитию социопри-родных систем. Специфика изучения проблем, связанных с возможными альтернативными путями развития человечества и дальнейшей эволюцией биосферы, вызывает потребность в их углубленном и комплексном исследовании. В таких кризисных условиях возникает необходимость осмысления принципов взаимодействия общества и природы, путей гармонизации этих взаимоотношений, актуализируются теоретиче-
ские и праксиологические аспекты исследования проблемы сдвига цивилизации от техногенно-потребительской к духовно-экологической. Такой сдвиг предполагает выработку оптимума потребления, т. е. научно обоснованных норм потребления ресурсов территории, что вызывает необходимость разработки концепции дальнейшего пути развития человечества с приоритетами природосообразности. Современная экология очень тесно связана с экономикой, политикой, психологией, философией, культурологией, педагогикой, техническими науками, так как только в союзе с ними возможно преодолеть технократическую направленность современного мышления, которая свойственна XXI в., и выработать абсолютно новый вид экологического сознания, который коренным образом сможет поменять поведение людей по отношению ко всей природе. Особенно важно развивать экологическую культуру как способ социо-природного развития всего человечества, когда обеспечивается сохранение, а по возможности и улучшение окружающей природной среды. В связи с этим одними из первостепенных задач общества являются формирование экологической культуры, нравственное воспитание и развитие экологического сознания широких слоев населения.
Вопросам гармоничного взаимодействия социума с окружающей природной средой, его сущности, особенностям, проблемам формирования экологической культуры и экологической аксиологии посвящены многочисленные исследования. Формирование экологической культуры личности рассматривается в трудах А. А. Вербицкого,
С. Н. Глазачева, С. С. Кашлева, О. Н. Козловой, Н. П. Мамедова, К. И. Шилина.
Однако анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что наряду с определенными достижениями сохраняется немало спорных, нерешенных вопросов. Не разработаны психолого-педагогические аспекты феномена «экологическая культура», недостаточно четко определены эффективные принципы и технологии формирования экологической культуры, а также принципы внедрения экологического поведения в повседневную практику. Не рассмотрена взаимосвязь между понятиями «экологические компетенции», «социально-экологическая компетентность» и «экологическая культура». Это обусловливает необходимость дальнейшей разработки модели экологического образования студентов. Поэтому цель статьи — предложить модель формирования экологической культуры студентов в ходе образовательного процесса.
Включение России в международное образовательное и экономическое пространство, а также расширяющиеся разносторонние связи со странами объединенной Европы, вызывают необходимость в корректировке образования студентов вузов. Подготовка должна осуществляться с учетом мировых тенденций. К сожалению, современная экологическая подготовка студентов в России дает поверхностное представление об экологии и природопользовании. Наблюдается недооценка значимости и недостаточная научно-методическая разработанность культурологических, педагогических, психологических и философских основ организации экологического образования. В связи с этим важнейшая задача современного общества — создать среду для формирования экологической культуры, так как от уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества.
Формирование экологической культуры общества происходит прежде всего в ходе образовательного процесса. Современный социальный заказ обусловливает выдвижение развития экологической культуры в качестве основной цели обучения в высших учебных заведениях России. Как показывает практика, выпускники вузов не обладают достаточным уровнем экологической культуры. Вызывает озабоченность несформи-рованность ее отдельных важных компонентов, необходимых для всех специалистов, в частности праксиологического. Об этом свидетельствуют недостаточная широта взглядов будущих специалистов, предвзятость в оценках, неосведомленность, неспособность проанализировать или даже осознать наличие экологических вопросов или проблем в их профессиональной дея-
тельности. Анализ многочисленных публикаций, личный опыт преподавательской деятельности позволяет сделать вывод о необходимости разработки новой образовательной модели формирования экологической культуры, реальных и конкретных способов достижения этой цели в вузах.
Схема духовного развития современного гражданина в XXI в. может быть представлена тезисом Б. С. Гершунского: грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура — менталитет [2. С. 98]. Таким образом, формирование экологической культуры выпускника вуза опирается на формирование профессиональной компетентности, которая в свою очередь обусловлена формированием социально-экологических компетенций.
Приоритетным направлением государственной политики в области высшего профессионального образования является реализация Болонского соглашения. Введены в действие Государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения, сформированные на основе компетентностного подхода [1. С. 58—59]. Компетентностный подход — это сдвиг в проектировании стандартов от знаний к компетенциям. Внутри компетентностного подхода в образовании выделяются два ключевых понятия: компетенция и компетентность. В литературе встречаются разные точки зрения на соотношение этих понятий. Анализ различных трактовок позволяет сделать следующий вывод: компетенция — это способность личности применить знания и навыки в какой-либо области, а компетентность — это интеграция индивидуальных качеств личности, специальных знаний, умений, опыта и потенциальных возможностей, необходимых для эффективной профессиональной деятельности [Там же. С. 41—42]. Очевидно, что компетентность включает в себя наличие определенного набора компетенций.
В ходе реализации задач компетентно-стного подхода к высшему образованию О. С. Анисимов, В. В. Краевский, В. В. Сериков анализируют сущность и структуру профессиональной компетентности: профессиональная компетентность — это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, но и социальнонравственную позицию личности. Профессиональная компетентность специалистов любого профиля включает такие составляющие, как специальная, социальная, психологическая, информационная, коммуникативная, экологическая, валеологическая [3. С. 122]. Следовательно, современный профессионал любого профиля должен об-
ладать социальной и экологической компетентностью:
1) социальная компетентность — это способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий;
2) экологическая компетентность — это готовность брать на себя ответственность за профессиональную деятельность на основе знания законов развития экологии.
Сказанное выше делает возможным сформулировать определение социальноэкологической компетентности. Социальноэкологическая компетентность — это способность и готовность личности, воспринимая окружающую действительность в единстве природных и социокультурных связей, на основе сформированных знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, адекватно решать в процессе своей профессиональной деятельности экологические задачи и проблемы взаимодействия общества и природы [4. С. 895—897].
Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; профессиональный. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Основным содержательным ядром формирования социально-экологической компетентности являются дисциплины гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного циклов. Эти дисциплины обогащаются экологическими компонентами, которые должны гармонично интегрироваться в контекст излагаемого материала экологизируемой дисциплины. Они не должны затрагивать и ослаблять ее научную основу. Таким образом, при правильном акценте изучение первых двух учебных циклов позволяет сформировать социально-экологическую компетентность у выпускников вуза любого профиля.
Следующий этап подготовки профессионала — это формирование его экологической культуры. Для формирования экологической культуры студентов необходима специальная педагогическая модель. Эта модель должна представлять целостную теоретическую систему по формированию экологической культуры на основе интеграции естественнонаучных, технических и гуманитарных знаний, так как эта интеграция позволит продемонстрировать взаимо-
действие общества как с природной, так и с социальной средой. Цель определена социальным заказом общества на воспитание личности студента, который готов квалифицированно воспринимать, обрабатывать, усваивать, передавать, использовать экологические знания в профессиональной деятельности. Цель модели конкретизируется в задачах: формирование у студентов ценностей, норм и правил поведения в современном обществе, практических умений и навыков работы с экологической информацией и знаний об окружающей природной среде.
В модели необходимо усилить воспитательную составляющую в профессиональной подготовке студентов при формировании экологической культуры. Ведущее место в такой модели занимают культурологический, аксиологический и праксиологический подходы.
Культурологический подход не только позволяет представить студентам актуальные результаты современной науки, но и рассмотреть их в историческом аспекте научного знания. Это позволит выявить различные научные позиции и приведет к полноценному познанию. В связи с этим в рамках культурологического подхода достаточно быстро изменяются личностные позиции участников педагогического процесса.
Аксиологический подход определяет совокупность приоритетных ценностей и позволяет сформировать мировоззренческие основы экологической культуры.
Праксиологический подход в предлагаемой модели предполагает обогащение теории и практики образования универсальными принципами рационализации деятельности для достижения практической успешности. Праксиологический подход к образованию способствует усилению его ориентации на успешность в дальнейшей профессиональной деятельности. При этом подходе в контексте экологических ценностей необходимо интерпретировать ключевые аспекты праксиологии: прагматизм, инновационные накопления, стратегию рационализации деятельности и самое главное «метод эффектов» для выявления наиболее значимых праксиологических ориентированностей.
Не менее важен метод моделирования как средство развития экологической культуры для переосмысления образования в контексте ведущих философско-культурных парадигм. Метод моделирования является источником информации об обобщенном, он позволяет переносить знания на неизвестный объект и может быть основой для управления и преобразования объекта.
ЦЕЛЕВОМ МОДУЛЬ:
Цель: формирование экологической культуры студентов вузов
культурологический праксиологический аксиологический Подходы: Принципы: культуросообразности природосообразности краеведческий
Задачи:
формирование формирование формирование создание педагогических
целостных практических умений экогуманистических условий в вузе
экологических знаний и навыков ценностей для формирования
в области экологии экологической культуры
студентов
ДИАГНОСТИЧЕСКИМ МОДУЛЬ:
Критерии
сформированности
экологическая ценностная мотивация владение необходимыми
грамотность общения с окружающей профессиональными качествами
природной средой
Показатели
сформированности
экологической
экологические экологосообраз- ориентация расширение социально- готовность
знания, ное поведение на гармонизацию и активизация экологическая принимать
умения, системы природоохранной компетентность ответственные
навыки «общество — деятельности производственные
природа» решения
ПРАКТИЧЕСКИМ МОДУЛЬ:
Методы формирования экологической культуры:
наблюдения, наглядности, творческие проекты, тематические мероприятия, научно-исследовательская работа, практическая деятельность (метод «эффектов», метод моделирования, частично-поисковый и др.), методы коммуникативной оптимизации, создание проблемно-поисковых ситуаций________________________________________________________________________________
Формы организации занятий: учебные, внеучебные
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫМ МОДУЛЬ:
Результат — выпускник вуза, владеющий экологической культурой. У него сформированы следующие компетенции:
- владеет базовыми знаниями в области экологии и прочих естественнонаучных дисциплин, необходимых для обработки информации и анализа данных о состоянии окружающей среды;
- способен понимать экологические проблемы разного ранга; может проанализировать техногенные риски;
- понимает основные проблемы и тенденции развития современной экологии;
- способен применять полученные знания для осмысления окружающей экологической действительности;
- готов к участию в обсуждении и решении проблемы адаптации человека к окружающей среде;
- готов к участию в дискуссиях по актуальным экологическим проблемам;
- может дать аргументированную оценку решениям, касающимся использования природных ресурсов и размещения
хозяйственных объектов с точки зрения концепции устойчивого развития;
- умеет использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
- способен формировать экологическую среду______________________________________________________________________
Рис. Модель формирования экологической культуры студента
Для формирования экологической культуры студентов этот метод является чрезвычайно важным, так как изучить все экологические ситуации невозможно. Важ-
ным аспектом является также, что экологическая культура формируется прежде всего в контексте практических устремлений и материальной предметной деятельности,
поэтому в современных условиях необходима организация исследовательской деятельности студентов для реализации потенциала праксиологического подхода как метода оптимизации образования. Данный подход предусматривает рассмотрение исследовательской деятельности студентов с позиций результативности, с учетом достижения продукта заданного качества с минимальными ресурсными затратами.
В педагогической модели представлены следующие основные принципы: культуро-сообразности, природосообразности и краеведческий. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры. Принцип природосообразности обеспечивает отношение к студенту как к части природы и предполагает его воспитание в единстве с ней. Краеведческий принцип ориентирован на то, что большое значение в разработке содержания системы непрерывного экологического образования студентов будет уделено раскрытию региональных и местных аспектов. Наблюдение процессов и явлений окружающей действительности родного края позволяет наглядно показать взаимосвязь человеческой деятельности и природных явлений, продемонстрировать, что природа — это единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено.
Убеждения и ценности всегда формируются в результате открытий или многократного прожитых жизненных ситуаций, значимых для человека. Следовательно, краеведческий принцип дает возможность целостно раскрыть региональные экологические проблемы, сформировать качества личности, составляющие основу экологической культуры. Раскрытие краеведческих аспектов в процессе формирования целостного глобального экологического мировоззрения обеспечивает практическое подтверждение экологической теории, создает условия для логических закономерностей, наблюдения за результатами их нарушений, их включения в преобразующие и созидательные процессы. Формирование экологической культуры при изучении местной экологической ситуации дает больше возможностей для развития умений мыслить
экологически, чувствовать личную ответственность за сохранение природы и ее улучшение благодаря осмыслению своих поступков и действий, связанных с взаимоотношениями человека и окружающей среды. Только так возможно сформировать экологическую культуру студентов и их грамотное поведение в повседневной жизни.
Такая модель позволит выработать у молодого гражданина экологически оправданное поведение, направленное на улучшение и сохранение природной среды, в которой он живет и частичкой которой он является. Данная модель наглядно демонстрирует, что при формировании экологической культуры студентов необходим ком-петентностный подход, благодаря которому выпускники смогут овладеть компетенциями, необходимыми для экологически культурного человека. Формирование социально-экологической компетентности студентов является ключевым моментом в формировании их экологической культуры в ходе образовательного процесса. В модели формирования экологической культуры будущего профессионала в рамках базовой подготовки необходимо выделить два основных направления. Во-первых — формирование экологической культуры студента как гражданина своей страны и жителя планеты. Это направление должно определять его жизненные позиции и убеждения относительно законов природы, роли человека в ее развитии, личную ответственность за целостность окружающего мира и готовность к собственному оптимально правильному взаимодействию с окружающей природой.
Во-вторых, экологическая культура рассматривается как показатель профессионально-экологической готовности (т. е. сформированности социально-экологической компетентности) будущих выпускников. Он свидетельствует об убежденности в необходимости реализации экологической составляющей в практической деятельности.
Таким образом, предложенная педагогическая модель позволит создать целостную систему формирования экологической культуры студентов в ходе образовательного процесса, усилит воспитательную составляющую в их профессиональной подготовке.
ЛИТЕРАТУРА
1. БАИДЕНКО В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2006.
2. ГЕРШУНСКИИ Б. С. Философия образования : учеб. пособие для вузов. М. : Флинта, 1998.
3. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
4. ЧЕКАНУШКИНА Е. Н. Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11.
Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. Л. А. Беляева