УДК. 008.002 АДНАН АМЕР ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕНТАЛЬНОСТИ АРАБСКОГО ОБЩЕСТВА В ИЗРАИЛЕ Аднан Амер - преподаватель религиозного колледжа Израиля.
Аннотация. В статье раскрываются основные позиции ментальности арабской диаспоры Израиля, проанализированное данными соиологических измерений Основное внимание было уделено отношению к арабо-израильскому конфликту, разнице в религиях, образе жизни, понимание чего позволит найти толерантные способы решения конфликтов.
Ключевые слова: аксиология ментальности, компаративная религиозность, образ жизни, толерантность.
Современное состояние Палестины характеризуется острыми конфессиональными, национальными, территориальными и политическими противоречиями. При этом сами противоречия и их неразрешенность в значительной степенью объясняются ментальностью конфликтующих сторон. Поэтому большое значение имеет проблема ментальности, в частности ментальности арабского населения Израиля.
Изучение состояния современной исламской ментальности адекватно можно исследовать при помощи социологических опросов. Нами в конце 1990-х - начале 2000-х гг. было проведено анкетирование арабского населения Израиля в трех районах: Галиль - на севере; Эль-Муталлат (треугольник) - в центре и Нкаб - на юге.
В качестве метода исследования было выбрано анкетирование. Для составления вопросов анкеты были проведены первоначальные исследования для того, чтобы собрать информацию, касающуюся темы исследования и так же для определения точки зрения и взглядов участников. Подготовительная работа позволило наиболее корректным образом сформулировать вопросы анкеты. В анкету были внесены следующие вопросы:
1. В какой степени, по Вашему, арабо-израильский конфликт имеет религиозный характер?
2. В какой степени Вы соблюдаете религиозные нормы?
3. Как, по Вашему, можно оценить арабское общество в Израиле с религиозной точки зрения?
4. Когда, по Вашему, палестинские арабы в Израиле начали интересоваться проблемой формирования самоидентификации арабского общества?
5. С Вашей точки зрения способствовало международное исламское движение углублению проблемы самоидентификации арабов в Израиле?
6. Как по Вашему можно оценить воздействие авторитетных арабских партий на
формирование исламской личности в Израиле?
7. Способствовал ли научный подъем среди палестинских арабов в Израиле
формированию исламской, палестинской, арабской и израильской общности?
8. С Вашей точки зрения, способствовала ли государственная политика растворения арабского общества смешению последнего с израильским?
9. Какую роль играло исламское движение в Израиле в углублении самоидентификации и
формировании арабского общества?
10. Если его роль была сильной, то какими средствами это достигалось?
11. На ваш взгляд, участвовало ли исламское движение в активизации народной
деятельности?
12. По Вашему, образовательная система Израиля помогает в растворении арабского
общества в Израиле?
13. Есть ли, с Вашей точки зрения, противоречие между вашим израильским гражданством и вашей национальной принадлежностям?
14. По Вашему, существуют ли различия в заинтересованности в формировании
самоидентификации арабского общества в Израиле между мужчинами и женщинами?
15. Как вы самоидентифицируете себя?
Для проведения анкетирования было выбрано 78 респондентов из указанных районов, включая лиц мужского и женского рода, разных профессий, разного возраста. Большинство респондентов имело высшее образование.
После сбора информации был проведен анализ и классификация полученных данных.
Характеристика респондентов по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной деятельности приведена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели Количество респондентов %
Возраст
20-18 14 17.9
21-45 40 51.3
46-60 22 28.2
+61 2 2.6
всего 78 100
Семенное положение
Холост 17 21.8
Женат 59 75.6
Разведен 1 1.3
Вдовец 1 1.3
Всего 78 100
Образование
Начальная школа 4 5.1
Лицей 30 38.5
Высшие образование 43 55.1
другое 1 1.3
всего 78 100
Профессия
Рабочий 6 7.7
Торговец 2 2.6
Другой 20 25.6
Чиновник 43 55.1
Предприниматель 6 7.7
Другое 1 1.3
Всего 78 100
Как видно из данных таблицы большую часть опрошенных составляли люди среднего и старшего возрастов, имеющие семьи, практически половина опрошенных имеет высшее образование; все опрошенные занимаются профессиональной деятельность.
Анализируя данные анкетирования можно отметить следующее:
Согласно таблице 2 можно заключить, что 44.9% респондентов считают, что арабоизраильский конфликт является конфессиональным, а 50% не рассматривают его в качестве такового. Респонденты, которые считают, что арабо-израильский конфликт конфессионален исходят из того, что Израиль намеренно стремится захватить все земли Палестины, в связи с чем половина опрошенных придает конфликту религиозный характер.
По данным таблицы 3 - 41% респондентов строго соблюдает религиозные предписания, 47.4% придерживаются религиозных норм и 7.7% не соблюдают их. Данное состояние объясняется тем, что для части палестинцев ислам - это ежедневный личный опыт, для другой части - лишь исламская традиция, необходимая к исполнению в силу общественного мнения.
Приведенные в таблице 4 данные способствуют пониманию оценки самими арабами религиозности своего общества. По мнению 71.8% привлеченных к опросу респондентов, арабское общество Палестины нейтрально относится к традиционной религии. Лишь 5.1 % опрошенных отнес свое общество к религиозному, 12.8 % считает общество нейтральным по отношению к религиозным нормам.
В таблице 5 представлены данные, отражающие мнение палестинских арабов по вопросу о времени, к которому относится возобновление интереса арабов к проблеме самоидентификации. Можно заключить, что 39.7% считают, что заинтересованность палестинских арабов в Израиле возникла после Дня земли, а 30.8% считают, что это началась во время военного управления. Так или иначе, но большая часть арабов Палестины - 71,5 % видят начало роста национального самосознания с конца 1960-х гг. - 1970-х гг.
Подавляющая часть арабского населения Палестины считает (таблица 6), что росту национального самосознания в значительной степени способствовал подъем исламской активности во всем мире. 76.9% респондентов отмечают, что активизация мирового исламского движения способствовала в значительной степени росту национального сознания. Ислам объединил арабов и дал им базу для осмысления своей роли и своего места в израильском государстве. Поэтому исламское движение появилось как чисто арабское явление.
Следует обратить внимание на эффективность деятельности арабских партий в вопросе формирования национального сознания исламского меньшинства Израиля. Согласно данным (таблица 7) можно заключить, что деятельность партий в данном вопросе как удовлетворительную оценили 48.7% арабов, 32.1% рассматривают данную деятельность как
слабую, и лишь 6.4% палестинцев считают существенным вклад партий в формирование национального сознания.
Помимо партий определенный вклад в подъем национального самосознания арабского населения палестины внесла и научная общественность (таблица 8). По мнению 21.8% опрошенных арабов данный вклад был достаточно сильным, в большой степени повлиял на исламское возрождение. 60.3% оценивают данный вклад как удовлетворительный, 14.1% опрошенных видят данный вклад незначительным.
Из привлеченных к опросу респондентов, по проблеме ассимиляции арабов Палестины в израильском обществе (таблица 9) 34.6% отметили, что данная политика не дала результатов, 5.1% видят успех политики ассимиляции. Сохранение традиций и обычаев во время оккупации, несомненно, требует больших сил, так как оккупанты делали все возможное для растворения исламской арабской культуры и распространению и внедрению чуждых арабам традиций и обычаев посредством государственной системы образования и воспитания.
Надо отметить, что нельзя игнорировать внутренние факторы и их взаимосвязь с внешними факторами, которые наиболее ярко проявляются во время кризисов. Соотношение сил диктует волю сильного воле слабого.
Оценивая роль исламского движения в возрождении и становлении арабского национального сознания, традиционного арабского менталитета значительная часть респондентов - 52.6% (таблица 10) отметила, что роль исламского движения в углубления национального сознания и принадлежности к арабской нации была реальна, 31% респондентов оценил ее как значительную и лишь 6.4% опрошенных отметили, что эта роль была слабой.
Респонденты выделили значимость тех или иных средств воздействия на формирование национального сознания арабского общества - таблица 11. 14.1% опрошенных видят важное воздействие со стороны прессы, святых мест Палестины, оказывающих благотворное культурное воздействие, 19.2 % респондентов видят важное влияние средств воспитания. Но большая часть анкетируемых считает важным идеологическое воздействие, пропаганду.
Вместе с тем, 42.3 % опрошенных считают, что исламское движение играло скромную роль в активизации непосредственно народной деятельности, и напротив, 39.7 % респондентов считают, что оно играло большую роль. Из данных таблицы 12 видно, что большинство анкетированных лиц считают, что исламское движение участвовала слабо и удовлетворительно в активизации народных деятельности, так как большинство арабов думают, что ислам не с арабской самоидентификацией.
Говоря о проблемах возрождения национального самосознания следует указать, что в качестве рычага воздействия на исламское возрождение многие арабы видят систему государственного образования. По мнению 44.9% респондентов (таблица 13) образовательная программа Израиля с большой степенью способствует растворению арабского общества в израильском, а 32.1% считают, что она оказывает незначительное разрушительное воздействие на арабское население и 11.5% говорят о слабом воздействии системы образования. Тем не менее, в последнее время мы видим, что есть политические лидеры, требующие религиозной, культурной автономии для арабов.
Особое внимание респонденты обратили на соотношение израильского гражданства и национальной принадлежности. Согласно полученным результатам (таблица 14) более 60 %
опрошенных видят в данных категориях противоречие, и меньшая часть арабского населения Палестины отмечают это противоречие.
Причем равенство в оценках воздействия мужчин и женщин на формирования национального самосознания не отмечается - таблица 15. Лишь 34.6% высказались о допустимости подобного равенства и 48.7% высказались против него, что свидетельствует о традиционализме подхода арабского населения к взаимоотношениям мужчины и женщины в палестинском обществе.
Заключительный вопрос анкеты связан с выявлением самоидентификации респондентов. Согласно данным таблицы 16, большинство опрошенных представились как мусульмане, арабы, палестинцы и в последнюю очередь как израильтяне. То есть, для большинства - 44,8 % опрошенных на первом месте стоит религиозная принадлежность, затем национальная и в конце - отождествление с конкретным государством. В меньшей степени первостепенную национальную принадлежность выделяют 14,1% респондентов. 11,5% опрошенных связывают религиозное и государственное отождествление. Таким образом, большинство анкетированных лиц утверждают свои позиции и держатся за исламскую самоидентификацию.
Исходя из данных анкеты можно заключить, что:
Во-первых, арабское общество Израиля достаточно поляризовано. Можно выделить две его основные части, где одна руководствуется традиционными ценностями, является приверженцем ислама и традиционных норм, в то время как вторая часть общества относится к исламским ценностям менее внимательно.
Во-вторых, раскол в арабском обществе Израиля определяет и отношение ко многим событиям и процессам. Практические по всем вопросам существуют полярные точки зрения двух частей арабского меньшинства Израиля.
В-третьих, несмотря на раскол в арабском обществе Израиля, для многих исламские нормы поведения являются определяющими. Исходя из них определяется как отношения в семейном кругу, так и национальная самоидентификация.
Анализ вопросов анкеты
1. В какой степени арабо-израильский конфликт является религиозным догматическим?
Таблица 2
ответы число %
Правильное 35 44.9
Неправильное 27 34.6
Совсем неправильное 12 15.4
Не знаю 3 3.8
Всего 78 100
2. В какой степени Вы соблюдаете религиозные нормы?
Состояние общества число Процент %
Религиозно 4 5.1
Нейтрально 56 71.8
Безразличное 10 12.8
Не знаю 8 10.3
Всего 78 100.0
3. Как по Вашему можно оценить арабское общество в Израиле с религиозной точки зрения?
Придерживаются религиозных норм число %
Строго придерживаюсь 32 41.0
Придерживаюсь 37 47.4
Не придерживаюсь 6 7.7
Затрудняюсь ответить 3 3.8
Всего 78 100
Таблица 4
4. Когда по Вашему палестинские арабы в Израиле начали интересоваться проблемой формирования самоидентификации арабского общества?
Таблица 5
Событие число %
Во время военного управления 17 21.8
После войны 1967 24 30.8
После дня земли 31 39.7
После восстания 1987 6 7.7
Всего 78 100
5. С Вашей точки зрения способствовало ли международное исламское движение углублению проблемы самоидентификации и формированию национального сознания палестинских арабов в Израиле?
Таблица 6
%
степень
Высокая 21 26.9
Большая 39 50.0
Слабая 16 20.5
Никакая 2 2.6
Всего 78 100
6. Как по Вашему можно оценить воздействие авторитетных арабских партий на формирование исламского общества в Израиле?
Таблица 7
Степень число %
Сильный 5 6.4
Удовлетворительный 38 48.7
Слабый 25 32.1
Никакой 9 11.5
Всего 77 98.7
Потеряно 1 1.3
Всего 78 100.0
7. Способствовал ли научный подъем среди палестинских арабов в Израиле формированию исламской, палестинской, арабской и израильской личности?
Таблица 8
Степень число %
Да с большой степенью 17 21.8
Да с удовлетворением 47 60.3
Да с меньше степени 11 14.1
Нет 2 2.6
Всего 77 98.7
Потеряно 1 1.3
Всего 78 100.0
8. С Вашей точки зрения, способствовала ли политика растворения арабского общества в Израильском обществе?
Вид ответа число %
Да с большой степенью 4 50.1
Да с удовлетворением 15 19.02
Да в меньшей степени 28 35.09
Нет 27 34.06
Нет ответа 4 5.1
Всего 78 100
9. Какую роль играло исламское движение в Израиле в углублении самоидентификации и формировании арабского общества?
Таблица 10
степень число %
Большая 31 39.7
Удовлетворительная 41 52.6
Слабая 5 6.4
Ни какой 1 1.3
Всего 78 100
10. Если его роль была сильной, то какими средствами это достигалось?
Таблица 11
Средства число %
Пресса, сохранность святых мест. 11 14.1
Воспитание 15 19.2
Воспитание, митинг, пропаганда 31 39.7
Другие 2 2.6
Всего 59 75.6
Потеряно 19 24.4
всего 78 100.0
11. На ваш взгляд, участвовало ли исламское движение в активизации народной деятельности?
Таблица 12
Степень участий число %
Большое участие 31 39.7
Удовлетворительное участие 33 42.3
Слабое участие 11 14.1
Нет участия 2 2.6
Нет ответа 1 1.3
Всего 78 100
12. По Вашему, образовательная система Израиля помогает в растворении арабского общества в Израиле?
Таблица 13
степень число %
Да с большой степенью 35 44.9
Да с меньше степени 25 32.1
Да с слабой степени 9 11.5
Нет 8 10.3
Нет ответа 1 1.3
Всего 78 100
13. Есть ли, с Вашей точки зрения, противоречие между вашим израильским гражданством и вашей национальной принадлежностью?
Таблица 14
варианты число %
Очень правильно 23 29.5
Правильно 25 32.1
Неправильно 13 16.7
Мало 12 15.4
Не знаю 3 3.8
Всего 76 97.4
Потеряно 2 2.6
Всего 78 100.0
14. По Вашему существуют ли различия в заинтересованности в формировании самоидентификации арабского общества в Израиле между мужчинами и женщинами?
Таблица 15
ответы число %
Да 27 34.6
Нет 38 48.7
Не знаю 13 16.7
всего 78 100.0
15. Как вы самоидентифицируете себя?
Таблица 16
представление
число
%
Мусульманин, араб, палестинец, израильтянин 5 44.8
Араб, палестинец, мусульманин, израильтянин 11 14.1
Мусульманин, араб, израильтянин, палестинец 9 11.5
Палестинец, израильтян, араб, мусульман 4 5.1
Другой 3 3.8
Нет ответа 16 20.5
Всего 78 100
Библиография:
1. Амелин В.Н. Сущность, структура, типология и способы разрешения социальных конфликтов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12, Социально-политические исследования. 1991. №6. С.64-74.
2. Волков Ю. Е. Социология политики как отрасль социологической науки // Социс.
1982. № 2.
3. Кинсбурский А.В. Социальное недовольство и потенциал протеста // Социс. 1998. №11.
4. Кнаак Р. Социальное партнерство: западный опыт // Вопросы экономики, 1994, 5. С.90-96.
5. Перес Иоханан, Нерп Дивис. О национальности принадлежности арабов Израиля. - Хамезрах ахадаш: Ашарк алжадед. -1986. С. 106-111.