Научная статья на тему 'Ценностные характеристики ментальности арабского общества в Израиле'

Ценностные характеристики ментальности арабского общества в Израиле Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
251
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ / КОМПАРАТИВНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Амер Аднан

В статье раскрываются основные позиции ментальности арабской диаспоры Израиля, проанализированное данными соиологических измерений Основное внимание было уделено отношению к арабо-израильскому конфликту, разнице в религиях, образе жизни, понимание чего позволит найти толерантные способы решения конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные характеристики ментальности арабского общества в Израиле»

УДК. 008.002 АДНАН АМЕР ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕНТАЛЬНОСТИ АРАБСКОГО ОБЩЕСТВА В ИЗРАИЛЕ Аднан Амер - преподаватель религиозного колледжа Израиля.

Аннотация. В статье раскрываются основные позиции ментальности арабской диаспоры Израиля, проанализированное данными соиологических измерений Основное внимание было уделено отношению к арабо-израильскому конфликту, разнице в религиях, образе жизни, понимание чего позволит найти толерантные способы решения конфликтов.

Ключевые слова: аксиология ментальности, компаративная религиозность, образ жизни, толерантность.

Современное состояние Палестины характеризуется острыми конфессиональными, национальными, территориальными и политическими противоречиями. При этом сами противоречия и их неразрешенность в значительной степенью объясняются ментальностью конфликтующих сторон. Поэтому большое значение имеет проблема ментальности, в частности ментальности арабского населения Израиля.

Изучение состояния современной исламской ментальности адекватно можно исследовать при помощи социологических опросов. Нами в конце 1990-х - начале 2000-х гг. было проведено анкетирование арабского населения Израиля в трех районах: Галиль - на севере; Эль-Муталлат (треугольник) - в центре и Нкаб - на юге.

В качестве метода исследования было выбрано анкетирование. Для составления вопросов анкеты были проведены первоначальные исследования для того, чтобы собрать информацию, касающуюся темы исследования и так же для определения точки зрения и взглядов участников. Подготовительная работа позволило наиболее корректным образом сформулировать вопросы анкеты. В анкету были внесены следующие вопросы:

1. В какой степени, по Вашему, арабо-израильский конфликт имеет религиозный характер?

2. В какой степени Вы соблюдаете религиозные нормы?

3. Как, по Вашему, можно оценить арабское общество в Израиле с религиозной точки зрения?

4. Когда, по Вашему, палестинские арабы в Израиле начали интересоваться проблемой формирования самоидентификации арабского общества?

5. С Вашей точки зрения способствовало международное исламское движение углублению проблемы самоидентификации арабов в Израиле?

6. Как по Вашему можно оценить воздействие авторитетных арабских партий на

формирование исламской личности в Израиле?

7. Способствовал ли научный подъем среди палестинских арабов в Израиле

формированию исламской, палестинской, арабской и израильской общности?

8. С Вашей точки зрения, способствовала ли государственная политика растворения арабского общества смешению последнего с израильским?

9. Какую роль играло исламское движение в Израиле в углублении самоидентификации и

формировании арабского общества?

10. Если его роль была сильной, то какими средствами это достигалось?

11. На ваш взгляд, участвовало ли исламское движение в активизации народной

деятельности?

12. По Вашему, образовательная система Израиля помогает в растворении арабского

общества в Израиле?

13. Есть ли, с Вашей точки зрения, противоречие между вашим израильским гражданством и вашей национальной принадлежностям?

14. По Вашему, существуют ли различия в заинтересованности в формировании

самоидентификации арабского общества в Израиле между мужчинами и женщинами?

15. Как вы самоидентифицируете себя?

Для проведения анкетирования было выбрано 78 респондентов из указанных районов, включая лиц мужского и женского рода, разных профессий, разного возраста. Большинство респондентов имело высшее образование.

После сбора информации был проведен анализ и классификация полученных данных.

Характеристика респондентов по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной деятельности приведена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели Количество респондентов %

Возраст

20-18 14 17.9

21-45 40 51.3

46-60 22 28.2

+61 2 2.6

всего 78 100

Семенное положение

Холост 17 21.8

Женат 59 75.6

Разведен 1 1.3

Вдовец 1 1.3

Всего 78 100

Образование

Начальная школа 4 5.1

Лицей 30 38.5

Высшие образование 43 55.1

другое 1 1.3

всего 78 100

Профессия

Рабочий 6 7.7

Торговец 2 2.6

Другой 20 25.6

Чиновник 43 55.1

Предприниматель 6 7.7

Другое 1 1.3

Всего 78 100

Как видно из данных таблицы большую часть опрошенных составляли люди среднего и старшего возрастов, имеющие семьи, практически половина опрошенных имеет высшее образование; все опрошенные занимаются профессиональной деятельность.

Анализируя данные анкетирования можно отметить следующее:

Согласно таблице 2 можно заключить, что 44.9% респондентов считают, что арабоизраильский конфликт является конфессиональным, а 50% не рассматривают его в качестве такового. Респонденты, которые считают, что арабо-израильский конфликт конфессионален исходят из того, что Израиль намеренно стремится захватить все земли Палестины, в связи с чем половина опрошенных придает конфликту религиозный характер.

По данным таблицы 3 - 41% респондентов строго соблюдает религиозные предписания, 47.4% придерживаются религиозных норм и 7.7% не соблюдают их. Данное состояние объясняется тем, что для части палестинцев ислам - это ежедневный личный опыт, для другой части - лишь исламская традиция, необходимая к исполнению в силу общественного мнения.

Приведенные в таблице 4 данные способствуют пониманию оценки самими арабами религиозности своего общества. По мнению 71.8% привлеченных к опросу респондентов, арабское общество Палестины нейтрально относится к традиционной религии. Лишь 5.1 % опрошенных отнес свое общество к религиозному, 12.8 % считает общество нейтральным по отношению к религиозным нормам.

В таблице 5 представлены данные, отражающие мнение палестинских арабов по вопросу о времени, к которому относится возобновление интереса арабов к проблеме самоидентификации. Можно заключить, что 39.7% считают, что заинтересованность палестинских арабов в Израиле возникла после Дня земли, а 30.8% считают, что это началась во время военного управления. Так или иначе, но большая часть арабов Палестины - 71,5 % видят начало роста национального самосознания с конца 1960-х гг. - 1970-х гг.

Подавляющая часть арабского населения Палестины считает (таблица 6), что росту национального самосознания в значительной степени способствовал подъем исламской активности во всем мире. 76.9% респондентов отмечают, что активизация мирового исламского движения способствовала в значительной степени росту национального сознания. Ислам объединил арабов и дал им базу для осмысления своей роли и своего места в израильском государстве. Поэтому исламское движение появилось как чисто арабское явление.

Следует обратить внимание на эффективность деятельности арабских партий в вопросе формирования национального сознания исламского меньшинства Израиля. Согласно данным (таблица 7) можно заключить, что деятельность партий в данном вопросе как удовлетворительную оценили 48.7% арабов, 32.1% рассматривают данную деятельность как

слабую, и лишь 6.4% палестинцев считают существенным вклад партий в формирование национального сознания.

Помимо партий определенный вклад в подъем национального самосознания арабского населения палестины внесла и научная общественность (таблица 8). По мнению 21.8% опрошенных арабов данный вклад был достаточно сильным, в большой степени повлиял на исламское возрождение. 60.3% оценивают данный вклад как удовлетворительный, 14.1% опрошенных видят данный вклад незначительным.

Из привлеченных к опросу респондентов, по проблеме ассимиляции арабов Палестины в израильском обществе (таблица 9) 34.6% отметили, что данная политика не дала результатов, 5.1% видят успех политики ассимиляции. Сохранение традиций и обычаев во время оккупации, несомненно, требует больших сил, так как оккупанты делали все возможное для растворения исламской арабской культуры и распространению и внедрению чуждых арабам традиций и обычаев посредством государственной системы образования и воспитания.

Надо отметить, что нельзя игнорировать внутренние факторы и их взаимосвязь с внешними факторами, которые наиболее ярко проявляются во время кризисов. Соотношение сил диктует волю сильного воле слабого.

Оценивая роль исламского движения в возрождении и становлении арабского национального сознания, традиционного арабского менталитета значительная часть респондентов - 52.6% (таблица 10) отметила, что роль исламского движения в углубления национального сознания и принадлежности к арабской нации была реальна, 31% респондентов оценил ее как значительную и лишь 6.4% опрошенных отметили, что эта роль была слабой.

Респонденты выделили значимость тех или иных средств воздействия на формирование национального сознания арабского общества - таблица 11. 14.1% опрошенных видят важное воздействие со стороны прессы, святых мест Палестины, оказывающих благотворное культурное воздействие, 19.2 % респондентов видят важное влияние средств воспитания. Но большая часть анкетируемых считает важным идеологическое воздействие, пропаганду.

Вместе с тем, 42.3 % опрошенных считают, что исламское движение играло скромную роль в активизации непосредственно народной деятельности, и напротив, 39.7 % респондентов считают, что оно играло большую роль. Из данных таблицы 12 видно, что большинство анкетированных лиц считают, что исламское движение участвовала слабо и удовлетворительно в активизации народных деятельности, так как большинство арабов думают, что ислам не с арабской самоидентификацией.

Говоря о проблемах возрождения национального самосознания следует указать, что в качестве рычага воздействия на исламское возрождение многие арабы видят систему государственного образования. По мнению 44.9% респондентов (таблица 13) образовательная программа Израиля с большой степенью способствует растворению арабского общества в израильском, а 32.1% считают, что она оказывает незначительное разрушительное воздействие на арабское население и 11.5% говорят о слабом воздействии системы образования. Тем не менее, в последнее время мы видим, что есть политические лидеры, требующие религиозной, культурной автономии для арабов.

Особое внимание респонденты обратили на соотношение израильского гражданства и национальной принадлежности. Согласно полученным результатам (таблица 14) более 60 %

опрошенных видят в данных категориях противоречие, и меньшая часть арабского населения Палестины отмечают это противоречие.

Причем равенство в оценках воздействия мужчин и женщин на формирования национального самосознания не отмечается - таблица 15. Лишь 34.6% высказались о допустимости подобного равенства и 48.7% высказались против него, что свидетельствует о традиционализме подхода арабского населения к взаимоотношениям мужчины и женщины в палестинском обществе.

Заключительный вопрос анкеты связан с выявлением самоидентификации респондентов. Согласно данным таблицы 16, большинство опрошенных представились как мусульмане, арабы, палестинцы и в последнюю очередь как израильтяне. То есть, для большинства - 44,8 % опрошенных на первом месте стоит религиозная принадлежность, затем национальная и в конце - отождествление с конкретным государством. В меньшей степени первостепенную национальную принадлежность выделяют 14,1% респондентов. 11,5% опрошенных связывают религиозное и государственное отождествление. Таким образом, большинство анкетированных лиц утверждают свои позиции и держатся за исламскую самоидентификацию.

Исходя из данных анкеты можно заключить, что:

Во-первых, арабское общество Израиля достаточно поляризовано. Можно выделить две его основные части, где одна руководствуется традиционными ценностями, является приверженцем ислама и традиционных норм, в то время как вторая часть общества относится к исламским ценностям менее внимательно.

Во-вторых, раскол в арабском обществе Израиля определяет и отношение ко многим событиям и процессам. Практические по всем вопросам существуют полярные точки зрения двух частей арабского меньшинства Израиля.

В-третьих, несмотря на раскол в арабском обществе Израиля, для многих исламские нормы поведения являются определяющими. Исходя из них определяется как отношения в семейном кругу, так и национальная самоидентификация.

Анализ вопросов анкеты

1. В какой степени арабо-израильский конфликт является религиозным догматическим?

Таблица 2

ответы число %

Правильное 35 44.9

Неправильное 27 34.6

Совсем неправильное 12 15.4

Не знаю 3 3.8

Всего 78 100

2. В какой степени Вы соблюдаете религиозные нормы?

Состояние общества число Процент %

Религиозно 4 5.1

Нейтрально 56 71.8

Безразличное 10 12.8

Не знаю 8 10.3

Всего 78 100.0

3. Как по Вашему можно оценить арабское общество в Израиле с религиозной точки зрения?

Придерживаются религиозных норм число %

Строго придерживаюсь 32 41.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Придерживаюсь 37 47.4

Не придерживаюсь 6 7.7

Затрудняюсь ответить 3 3.8

Всего 78 100

Таблица 4

4. Когда по Вашему палестинские арабы в Израиле начали интересоваться проблемой формирования самоидентификации арабского общества?

Таблица 5

Событие число %

Во время военного управления 17 21.8

После войны 1967 24 30.8

После дня земли 31 39.7

После восстания 1987 6 7.7

Всего 78 100

5. С Вашей точки зрения способствовало ли международное исламское движение углублению проблемы самоидентификации и формированию национального сознания палестинских арабов в Израиле?

Таблица 6

%

степень

Высокая 21 26.9

Большая 39 50.0

Слабая 16 20.5

Никакая 2 2.6

Всего 78 100

6. Как по Вашему можно оценить воздействие авторитетных арабских партий на формирование исламского общества в Израиле?

Таблица 7

Степень число %

Сильный 5 6.4

Удовлетворительный 38 48.7

Слабый 25 32.1

Никакой 9 11.5

Всего 77 98.7

Потеряно 1 1.3

Всего 78 100.0

7. Способствовал ли научный подъем среди палестинских арабов в Израиле формированию исламской, палестинской, арабской и израильской личности?

Таблица 8

Степень число %

Да с большой степенью 17 21.8

Да с удовлетворением 47 60.3

Да с меньше степени 11 14.1

Нет 2 2.6

Всего 77 98.7

Потеряно 1 1.3

Всего 78 100.0

8. С Вашей точки зрения, способствовала ли политика растворения арабского общества в Израильском обществе?

Вид ответа число %

Да с большой степенью 4 50.1

Да с удовлетворением 15 19.02

Да в меньшей степени 28 35.09

Нет 27 34.06

Нет ответа 4 5.1

Всего 78 100

9. Какую роль играло исламское движение в Израиле в углублении самоидентификации и формировании арабского общества?

Таблица 10

степень число %

Большая 31 39.7

Удовлетворительная 41 52.6

Слабая 5 6.4

Ни какой 1 1.3

Всего 78 100

10. Если его роль была сильной, то какими средствами это достигалось?

Таблица 11

Средства число %

Пресса, сохранность святых мест. 11 14.1

Воспитание 15 19.2

Воспитание, митинг, пропаганда 31 39.7

Другие 2 2.6

Всего 59 75.6

Потеряно 19 24.4

всего 78 100.0

11. На ваш взгляд, участвовало ли исламское движение в активизации народной деятельности?

Таблица 12

Степень участий число %

Большое участие 31 39.7

Удовлетворительное участие 33 42.3

Слабое участие 11 14.1

Нет участия 2 2.6

Нет ответа 1 1.3

Всего 78 100

12. По Вашему, образовательная система Израиля помогает в растворении арабского общества в Израиле?

Таблица 13

степень число %

Да с большой степенью 35 44.9

Да с меньше степени 25 32.1

Да с слабой степени 9 11.5

Нет 8 10.3

Нет ответа 1 1.3

Всего 78 100

13. Есть ли, с Вашей точки зрения, противоречие между вашим израильским гражданством и вашей национальной принадлежностью?

Таблица 14

варианты число %

Очень правильно 23 29.5

Правильно 25 32.1

Неправильно 13 16.7

Мало 12 15.4

Не знаю 3 3.8

Всего 76 97.4

Потеряно 2 2.6

Всего 78 100.0

14. По Вашему существуют ли различия в заинтересованности в формировании самоидентификации арабского общества в Израиле между мужчинами и женщинами?

Таблица 15

ответы число %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да 27 34.6

Нет 38 48.7

Не знаю 13 16.7

всего 78 100.0

15. Как вы самоидентифицируете себя?

Таблица 16

представление

число

%

Мусульманин, араб, палестинец, израильтянин 5 44.8

Араб, палестинец, мусульманин, израильтянин 11 14.1

Мусульманин, араб, израильтянин, палестинец 9 11.5

Палестинец, израильтян, араб, мусульман 4 5.1

Другой 3 3.8

Нет ответа 16 20.5

Всего 78 100

Библиография:

1. Амелин В.Н. Сущность, структура, типология и способы разрешения социальных конфликтов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12, Социально-политические исследования. 1991. №6. С.64-74.

2. Волков Ю. Е. Социология политики как отрасль социологической науки // Социс.

1982. № 2.

3. Кинсбурский А.В. Социальное недовольство и потенциал протеста // Социс. 1998. №11.

4. Кнаак Р. Социальное партнерство: западный опыт // Вопросы экономики, 1994, 5. С.90-96.

5. Перес Иоханан, Нерп Дивис. О национальности принадлежности арабов Израиля. - Хамезрах ахадаш: Ашарк алжадед. -1986. С. 106-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.