В. А. Корочкина
АРАБСКОЕ МЕНЬШИНСТВО ИЗРАИЛЯ 2000-Х ГОДОВ И ЕГО ЛИДЕРЫ В КНЕССЕТЕ: ВНУТРЕННЯЯ УГРОЗА СИОНИСТСКОМУ ПРОЕКТУ?
Создание палестинского арабского государства по соседству с Израилем является лишь вопросом времени. Но помимо государственного строительства остается неурегулированной проблема дискриминации палестинцев -граждан Израиля. Возникает вопрос обоснованности позиционирования Израиля как анклава демократии в окружении авторитарных арабских режимов без включения арабского населения в социально-экономические отношения и политический процесс страны. Острую полемику в израильском обществе вызывает объем демократических свобод, поскольку Израиль представляет собой один из немногих режимов, пытающихся выдержать баланс между демократическими ценностями и необходимостью сохранить еврейский стержень государственности в конфликтных условиях с арабским миром. Не способствует ли политическая система Израиля процессу уничтожения сути еврейского государства? Имеют ли право на существование оценки Израиля как этнократического государства и режима апартеида? Каковы на современном этапе возможные варианты выхода из сложившейся конфликтной ситуации в Израиле и на оккупированных им территориях?
Ключевые слова: этническая идентификация, этнополитический конфликт, этнорелигиозный конфликт, арабо-израильские отношения, национальное меньшинство, режим апартеида, этнократия, демографическая ситуация, оккупированные территории, депутаты Кнессета.
Арабское национальное меньшинство Израиля — уникальное явление. Во-первых, это — единственное в мире меньшинство, которое одновременно доминирует в населенном арабами регионе Ближнего Востока1, где в свою очередь еврейское большинство Израиля представляет собой незначительное по численности население (0,4% от мирового населения) в окружении в основном враждебных арабских режимов (см.: Reiter, 2009). Во-вторых, с самого своего основания в 1948 г. Израиль строился исключительно как еврейское государство по национально-религиозному признаку. Государственные символы Израиля, закон об иммиграции в условиях проживания в стране значительной части нееврейского населения свидетельствуют об исключительно еврейском характере государ-
1 По данным статистики, насчитывается 10,5 млн палестинских арабов, 300 млн арабов в арабских странах, 36 млн арабов диаспоры и 1,6 млрд мусульман по всему миру, т. е. 23% населения земного шара (см.: Smooha, 2010. р. 6). © В. А. Корочкина, 2012
ства, несмотря на то, что до первой арабо-израильской войны 1948-1949 гг. в Палестине проживало около 1 млн 230 тыс. арабов (христиан и мусульман). В ходе этой войны от 600 до 900 тыс. арабов — жителей Палестины покинули места своего проживания, находящиеся на территории, определенные резолюцией ООН о разделе Палестины под еврейское государство и половине территории, предназначенной для арабского государства. Они переселились на оставшиеся не захваченными Израилем территории, предназначенные той же резолюцией для арабского государства (их площадь составляла после войны 22% от территории Палестины и примерно 50% от площади предполагаемого арабского государства). Около 200 тыс. беженцев осели на Западном берегу реки Иордан, оккупированном Трансиорданией, около 190 тыс. — в секторе Газа, оккупированном Египтом. Примерно 150 тыс. арабов-палестинцев, оставшихся на территориях, завоеванных Израилем в 1948-1949 гг., составили арабское население государства и получили израильское гражданство. Их принято называть «израильскими арабами», «арабами 1948 года», «арабами-гражданами Израиля». В-третьих, большая часть правящей элиты Израиля относится к арабскому меньшинству как к не ассимилируемой демографической, стратегической угрозе и «пятой колонне» с предложениями второй войны за независимость против арабских граждан и о возможности мер по обмену населением (см.: Amara, 2007). Подобная риторика отражает существующий в израильском обществе подход к арабо-еврейским отношениям, характеризующий их в категориях взаимного отчуждения обоих сообществ.
Несмотря на более выгодное в социально-экономическом плане положение по сравнению со своими собратьями в соседних арабских режимах, израильские арабы не включены в полной мере в основные общественно-политические отношения еврейского государства (The Israeli Palestinians..., 2003, p. 4). Это увеличивает противоречия и напряженность между еврейским большинством и арабским меньшинством, а также способствует радикализации их лидеров. Так, молодое поколение арабских политиков восприняло самую воинственную версию палестинской национальной идеи и не боится идти на прямой конфликт с еврейским населением (см.: Шифтан, 2003, с. 145). Урегулирование Израилем конфликта с палестинцами на оккупированных территориях лишь добавит им стимула к достижению всех поставленных целей (Identity Crisis., 2004). Подобные выводы подтверждаются деятельностью таких арабских депутатов Кнессета, как Талеб Эльсана, Мухаммед Бараке, Ахмед Тиби, Азми Бшара, Абдул-Малик Дехамше, которые неоднократно демонстрировали радикально негативное отношение к
еврейскому характеру государства, обостряя полемику в израильском обществе по поводу допустимого объема политических «свобод», превысив который государство запускает процесс самоуничтожения.
Сравнительный анализ исторических примеров свидетельствует о том, что в условиях секретных соглашений с иностранными правительствами, «информационных войн» закономерно происходит ужесточение любого демократического режима, осознается необходимость введения цензуры, ограничения свободы собраний и отмена выборов на неопределенный срок. Защищая свои национальные ценности, каждая нация нуждается в определенных условиях (война, чрезвычайное положение и т. д.), в централизации, жестком управлении, ограничении демократических свобод. Наконец, нельзя полностью исключить применение насилия ради достижения национальных целей. Демократическая же открытость упрощает проникновение и растворение различных угроз в «открытом обществе», что крайне затрудняет их обнаружение (см.: Ачкасов, Ланцов, 2011, с. 176).
Необходимо отметить, что до начала первой интифады2 политика арабских депутатов Кнессета была менее радикальной и провокационной. Они в целом выражали лояльность государству и с пониманием относились к нуждам еврейского большинства, несмотря на то, что они также гордились своей национальностью, беспокоились за судьбу своих соплеменников и критиковали политику Израиля, как и их преемники сегодня.
Мысль об ассимиляции прижилась в сознании части палестинцев. Они вступали в левые израильские партии, главным образом в «Партию труда», участвовали в политической жизни Израиля. Более того, некоторые палестинцы поднимали израильские флаги в День независимости, что вызывало негативное реакцию у их собратьев на оккупированных территориях.
Сторонники идеи ассимиляции выступали в поддержку любого соглашения между Израилем и арабскими режимами в целом и между палестинцами и Израилем в частности, поскольку урегулирова-
2 Интифада (в переводе с арабского — «избавление») — вооруженное сопротивление палестинцев израильской оккупации. Первая палестинская интифада началась в 1987 г., и, согласно палестинским источникам, результатом народного восстания стало подписание Соглашений «Осло-1» и «Осло-2» и создание ПНА. Вторая интифада, или «интифада аль-Акса», началась в 2000 г. Она формально не закончилась, поскольку никто из палестинских руководителей не объявлял о ее прекращении. Со стороны палестинцев погибло 5500 человек, 1000 израильтян и десятки иностранцев.
_ 183
ние проблемы способствовало бы ассимиляции палестинцев в израильское общество. Но подобные иллюзии во многом смогла развеять внутренняя политика израильского руководства в отношении палестинских арабов, которая заключалась в конфискации земли и изгнании арабского населения, в отсутствии планирования городов с преимущественно арабским населением, в отказе арабам в выдаче лицензий на строительство под любыми предлогами, в создании специального полицейского подразделения, призванного разрушать постройки, которые были возведены незаконно. Зачастую законы используются в политических целях; имеет место политизированное отношение полиции к палестинцам. Правительственные ассигнования еврейским муниципалитетам в разы превышают суммы, выделяемые арабским муниципалитетам. Пособия на детей, ипотечные кредиты, гранты на обучение в университетах связаны с военной службой — все это дает евреям ощутимое преимущество над палестинцами. Правительственная помощь еврейским земледельцам на оплату воды в сто раз больше, нежели аналогичная помощь палестинцам. В сельском хозяйстве палестинцы используют 2,7% выделяемой воды, остальное — еврейские граждане. Палестинский работник трудится в среднем на пять часов больше своего еврейского коллеги. Особенно это различие видно среди подростков 1517 лет: палестинцы трудятся около 40 часов в неделю, тогда как их еврейские сверстники — не более 21 часа. Палестинцы старше 65 лет отдают работе около 43 часов в неделю, тогда как их еврейские ровесники — около 25. У палестинцев, в отличие от евреев, нет соответствующей социальной защиты. 75% евреев и лишь 47% палестинцев имеют страховку. Палестинцы получают намного меньше высоких постов. Так, количество академиков-арабов в «израильских» университетах не превышает 0,25% от общего числа, на руководящих постах в израильских государственных компаниях палестинцев — не более 0,05%. В Израиле 12% палестинцев в возрасте 15 лет и старше не получают школьного образования. В старшей школе обучаются 51% евреев против 34% палестинцев. Казалось бы, Израиль заинтересован в ассимиляции проживающих на его территории палестинцев, поскольку их лояльность способствует обеспечению внутренней безопасности государства и способствует созданию альтернативной модели существования палестинского этноса, мирно сосуществующего с израильским государством. Но израильские власти ограничивают как естественный, так и механический прирост арабского населения государства.
Как следствие, израильские арабы идентифицируют себя с палестинцами, приверженцами ислама и считают себя неотъемлемой частью большой арабской нации (хотя некоторые специалисты от-
мечают слабость палестинской идентификации среди большинства палестинских арабов, и якобы данное обстоятельство побуждает арабских лидеров к недопущению ассимиляции палестинских арабов в лагерях беженцев с населением стран их пребывания). Но в то же время претендуют на то, что они полноценные граждане Израиля, часть израильской экономики, политики, а поэтому палести-низацию и исламизацию переживают по-иному вследствие параллельного, хотя и незначительного процесса израилезации. Ведь многие палестинцы осознали невозможность ассимиляции в израильское общество, где они являются не гражданами, и что угроза «трансфера» затрагивает не только жителей Западного берега и Газы, но и тех, кто проживает в пределах «Зеленой линии».
Репрессии октября 2000 г. предоставили более широкие возможности для развития политического движения палестинцев, для оказания более эффективной помощи жителям Западного берега и сектора Газа в их борьбе против оккупации. В израильском партийном устройстве «палестинцы 1948 года» (арабы, проживающие в пределах «Зеленой линии») стали «политическим меньшинством», во многом утратившим свой политический вес. В последнее десятилетие наблюдался рост национального самосознания, выражающийся в деятельности лидеров арабского меньшинства, главным образом в лице арабских депутатов Кнессета (http://www.easttime.ru/ analitic/2/5/325.html).
Негативную реакцию израильского общества вызывает то, что они отрицают политическое и нравственное обоснование существования Израиля, отождествляют себя с врагами государства путем открытого одобрения террористических актов в отношении израильских граждан, скрывают истинные цели по уничтожению еврейского государства посредством периодической демонстрации своей причастности к нуждам всего населения страны. К примеру, один из самых радикальных по взглядам бывший депутат Кнессета Азми Бшара призывал к убийству израильских солдат, поскольку «лишь гибель солдат заставит израильское общество требовать перемирия (с палестинцами)» (http://www.7kanal.com/news.php3?id= 257303). Но тот же А. Бшара в 2000 г., когда политическая конъюнктура диктовала необходимость подобной модели поведения, инициировал законопроект общегражданского значения, поощряющий соотечественников к пожертвованию своими органами (The Israeli Palestinians..., 2003, p. 8).
Лавирование между своими убеждениями и объективными обстоятельствами отчетливо стало проявляться во время работы Кнессета 15-го созыва (с 7 июня 1999 г. по 17 февраля 2003 г.).
Следует отметить, что это был самый сложный период в отношениях между евреями и арабами Израиля, когда мятежи на оккупированных территориях впервые привели к кровавым столкновениям между израильской полицией и арабскими гражданами внутри страны. Эти события ознаменовали собой начало Интифады Аль-Акса, а также проявление особого вида арабского национализма — национализма израильских палестинцев (Ibid., p. 4).
Показательным явился анализ законодательной деятельности Кнессета 15-го созыва. Так, 40% частных законопроектов, инициированных арабскими депутатами до событий октября 2000 г.3, касались социально-экономического положения израильских арабов4, а не националистической тематики, которую затрагивала % часть частных законодательных предложений5. Другие 30% предложенных законопроектов относились к аспектам, важным для каждого гражданина Израиля, независимо от национальности. Все это позволяло представителям арабского меньшинства демонстрировать свою заинтересованность в решении насущных проблем всех граждан страны. Также важно отметить, что до октябрьских событий 2000 г. доля законодательных предложений по поводу исламской проблематики была незначительной, несмотря на наличие в Кнессете представителей Исламского движения. Не было также каких-либо законодательных предложений относительно статуса арабов в Палестинской автономии (Ibid., p. 8-9).
Октябрьские события 2000 г. не могли не повлиять на модель политического поведения депутатов-арабов. Учитывая их незначительные возможности в продвижении законопроектов в силу чис-
3 После посещения Храмовой горы лидером оппозиционной партии «Ликуд» А. Шароном 28 сентября 2000 г. палестинцы стали закидывать камнями израильских полицейских. Волнения начались и среди арабов - граждан Израиля, в отличие от Первой интифады, в которой израильские арабы не принимали участие. В начале октября 2000 г. на севере Израиля в арабских поселениях прошли массовые шествия и демонстрации, погибли 1 израильтянин и 13 арабов. Интифада среди арабских граждан Израиля была подавлена, но некоторые арабские населённые пункты евреям посещать до сих пор не рекомендуется.
4 Вопросы дискриминации и развития инфраструктуры во многих арабских муниципалитетах, а также касающиеся равных прав в получении рабочих мест (законопроект депутата Аль-Саны), лишающие работодателя возможности требовать сведения о военной службе, или поправки в гражданский кодекс, облегчающие для супруга(и) израильского гражданина получения гражданства Израиля (законопроект депутата Хашема Махамида) (Кнессет. Официальный сайт, http://www.knesset.gov.il/).
5 Предложение А. Бшара об отмене определенных законов, свидетельствующих о сионистском характере государства, или проект основного закона относительно полного равноправия для арабского населения, предложенный в 2000 г. группой из 9 депутатов, среди которых 5 арабов, один друз и 3 еврея (The Israeli Palestinians..., 2003).
186 _
ПОЯИТЭКГ. 2012. Том 8. № 2
ленного состава, логично было бы предположить, что последуют те или иные политические акции, отражающие разочарование и гнев избирателей по поводу положения своих собратьев на оккупированных территориях. Но этого не произошло! Анализ законопроектов, инициированных арабскими депутатами, выявил возросшее внимание к темам израильского общества в целом: 2/3 всех законодательных инициатив с октября 2000 г. по май 2002 г. относились к общеполитическим и социальным вопросам израильского общества, которые, конечно же, затрагивали интересы израильских арабов, но не являлись исключительно их проблемами6.
Более того, произошло снижение интереса к социально-экономическому положению израильских арабов, прежде характерному для арабских парламентариев — с 40% (до октября 2000 г.) до 25% (в последующий период). К тому же такие чувствительные для арабского населения Израиля темы, как религиозные и национальные, практически полностью исчезли из повестки дня арабских парламентариев, несмотря на мятежи и настроения в палестинском обществе. Охлаждение в отношениях с израильским большинством, с одной стороны, и риторика лидеров Палестинской администрации, с другой, не повлияли на законотворчество парламентариев-арабов Кнессета (Ibid.).
Объясняется это тем, что законодательный процесс по своей сути является достаточно продолжительным во времени, а мгновенного политического эффекта от него получить невозможно. Совсем по-другому обстоит дело с депутатскими запросами, которые удовлетворяются, как правило, в пределах относительно короткого отрезка времени, тем более это касается устных запросов. Данный формат позволяет депутатам оперативно реагировать на актуальные для электората проблемы с немедленным освещением своей позиции в средствах массовой информации. До октябрьских мятежей 2000 г. 92% запросов депутатов-арабов относились к насущным для израильских арабов темам, таким как ухудшение социально-экономического положения данной группы и ее дискриминация в еврейском обществе. Все остальные запросы затрагивали проблемы арабов в Палестинской автономии. С началом же восстания приведенное соотношение изменилось в пользу таких запросов от-
6 Законопроект, предложенный А. Тиби в 2001 г., о штрафных санкциях на транспорте, также ограничивает срок пребывания в должности главных врачей больниц и главных медсестер. Проекты относительно пенсии по инвалидности, оплате участия в собраниях органов местного самоуправления, а также иные социальные законопроекты, инициированные депутатом М. Бараке в 2001 г. (The Israeli Palestinians..., 2003).
_ 187
носительно национальной палестинской проблемы (до 20% от всего числа запросов) в условиях конфронтации с Израилем, как, например, судьба участников столкновений с израильскими войсками в Палестинской автономии7.
Используя устные запросы, депутаты-арабы расширяли свою целевую аудиторию, включающую не только их традиционных избирателей, но и всю израильскую общественность в целом, нуждавшуюся в чувстве уверенности в палестинской стороне конфликта, поскольку она является частью израильского общества. Поэтому после октябрьских событий 2000 г. % устных запросов со стороны депутатов-арабов касалась общих израильских тем, не поднимавшихся прежде до октябрьских мятежей. Это произошло за счет исламских религиозных вопросов, составлявших приблизительно % от всех устных запросов до октября 2000 г. и практически исчезнувших впоследствии этих событий (Ibid.).
После событий октября 2000 г. парламентская деятельность депутатов-арабов определялась несколькими мотивами. Первый мотив заключался в осознании того, что в отсутствии институтов, представляющих палестинцев на оккупированных территориях перед израильскими властями, депутаты Кнессета действовали в качестве представителей и рупоров данных сообществ. Второй проявлялся в стремлении убедить еврейское население Израиля в том, что граждане страны арабского происхождения, несмотря на принадлежность к иной вере и национальности, являются неотъемлемой частью общества, что объясняет вытеснение из повестки дня традиционных взрывоопасных тем относительно арабского населения Израиля. С октября 2000 г. очевидным было падение влияния представителей радикального политического ислама в стране, и вовлеченность Кнессета в религиозные аспекты жизни арабов-мусульман в Израиле практически свелась на нет (см.: Ozcan, 2010, p. 14)8. Но у еврейского большинства усиливались страхи и ненависть по отношению ко всем «арабам», в том числе из-за радикаль-
7 Запрос А. Бшара о Восточном доме и других офисах в Восточном Иерусалиме, закрытых по приказу министра внутренних дел, а также запрос трех депутатов (А.-М. Дехамше, Махула, А. Бшара — июль 2001 г.) о судьбе двух палестинцев из района Дженина, принимавших участие в столкновениях с Армией обороны Израиля. Запрос депутата М. Бараке о разбрасывании отравленных сладостей с самолета над сектором Газа четко отражал официальную линию Палестинской администрации (Там же).
8 Вплоть до 1996 г. Исламское движение не участвовало в парламентских выборах, поскольку рассматривало Израиль как государство, не имеющее законного права на существование. Но в выборах в Кнессет в 1996 г., как и в последующих созывах, участвовал Объединенный Арабский Список, в который вошел лидер Исламского движения Нимр Дэрвиш. 188 _
ных исламских лозунгов отдельных арабских парламентариев. Так, заместитель председателя Кнессета Абдул-Малик Дехамше, еще в июле 2000 г. во время визита в мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме заявил о своей готовности «возглавить шахидов, защищающих Аль-Акса». А в октябре того же года на собрании Верховного наблюдательного совета израильских арабов он открыто призывал к нападениям на израильских полицейских, выполняющих свой служебный долг (см.: Капитонов, 2006).
Стало очевидным, что осенние мятежи 2000 г. особенно остро выявили внутреннее несоответствие между «еврейским» и «демократическим» аспектами израильской государственности, не разрешенное за всю историю страны. Как свидетельствовали результаты опроса общественного мнения, проведенного в 2003 г., 67% арабов Израиля видели противоречия между «еврейским государством» и «демократическим государством», а 64% вовсе были уверены, что Израиль не является демократической страной. Опрос также свидетельствовал о том, что 30% евреев поддерживали идею выселения из страны арабов, а более 60% являлись сторонниками мер, побуждающих их к эмиграции из страны. На партийных конференциях «Ликуда» было принято выдвигать предложение о «трансфере» — переселении арабов в Сирию (см.: Мисгав, 2005. с. 141), а премьер-министру А. Шарону принадлежит совет израильским арабам отличать право на территорию от индивидуальных прав гражданина на этой территории. Подобная риторика соответствовала настроениям части израильского политического истеблишмента, ратующей за незыблемость исключительно сионистского характера государства (The Jerusalem Post, 2004.).
В Израиле хорошо понимают, что при нынешних демографических тенденциях и при условии пролонгирования статус-кво на оккупированных территориях в перспективе одного-двух поколений евреи станут меньшинством населения, а большинство будут составлять неудовлетворенные своим положением арабы, не имеющие полноценных политических свобод (см.: Мисгав, 2005, с. 141). Поэтому требование сделать Израиль «государством всех его граждан» или предоставить арабскому меньшинству четко определенные национальные права выдвигали не только граждане арабского происхождения (This road..., http://www.counterpunch.org/2007/01/08/ yes-there-is-apartheid-in-israel/)9. Согласно социологическим опро-
9 Йоси Сарид (депутат Кнессета девяти созывов) выступает за территориальные уступки в обмен на достижение мира с арабскими странами, за обеспечение прав граждан Израи-
_ 189
сам, проведенным в 2001-2002 гг., в большинстве своем израильтяне отдавали предпочтение безопасности и еврейскому характеру государства перед демократией, если бы пришлось выбирать. Действительно, 11 сентября 2001 г., вызовы международного терроризма продемонстрировали значимость религиозной и этнической идентичности в мире и выдвинули на первый план проблемы национальной безопасности (см.: Ачкасов, Ланцов, 2011, с. 175).
В табл. 1 приведены результаты опроса, проводимого с 2003 г., отражающего степень признания евреями прав арабских граждан. 2/3 евреев выступают за принцип «два государства для двух народов», а более чем 2/5 предоставили бы арабскому меньшинству культурную автономию. Но 1/3 еврейских респондентов лишила бы арабов права голоса на парламентских выборах, а более половины — запретила бы официально смешанную арабо-еврейскую партию «Хадаш». Октябрьские события 2000 г. также подтвердили мнение некоторых политиков насчет того, что «сохранение статус-кво или военной оккупации Западного берега обречет Израиль на недемократическое будущее» (см.: Мисгав, 2005, с. 65). Вопреки достигнутым договоренностям с палестинской стороной, происходило расширение существующих еврейских поселений и создавались новые под видом так называемых поселенческих форпостов, начиналось строительство «разделительного забора» и «объездных шоссе», совершались вторжения армии в палестинские города и деревни, а также имели место «точечные ликвидации», что отрицало наличие в израильском обществе принципов равноправия и гражданских свобод (см.: Анвери, 2010).
В результате интифады в экономическом плане арабское население пострадало самым значительным образом, что не могло не повлиять на политическую сферу. Так, левые силы практически потеряли свои позиции во власти (они имели 61 место в Кнессете в 1992 г., 48 мест — в 1999 г., 36 мест — в 2003 г. и 27 мест — в 2009 г.), в то время как правые партии увеличили свое представительство в Кнессете (11 мест — в 1992 г., 13 мест — в 1999 г., 13 мест — в 2003 г. и 22 места — в 2009 г.) (см.: Smooha, 2010, р. 10).
ля, в частности, гражданских прав национальных и религиозных меньшинств, а также отстаивает светский характер государства Израиль и противодействуют попыткам диктата со стороны религиозных кругов. Шуламит Алони, которая на протяжении всей своей политической карьеры, в том числе в качестве депутата Кнессета, отстаивала идеи необходимости диалога с палестинцами, а также разделяла взгляды бывшего президента США Джимми Картера о том, что Израиль проводит политику апартеида по отношению к палестинцам.
190 _
Таблица 1. Восприятие еврейским населением законности арабских прав (%)
Варианты ответов 2003 2004 2006 2007 2008 2009
Арабские граждане имеют право проживать в стране в статусе меньшинства, обладая всеми 72,6 75,4 76,9 76,3 79,7 78,8
гражданскими правами
Арабским гражданам следует разрешить голосовать на выборах в Кнессет 65,2 65,5 67,0 66,2 70,6 66,.9
Арабским гражданам следует разрешить покупать землю в любом месте, где они поже- 30,8 32,2 38,4 31,9 34,5 31,5
лают
Нужно запретить Исламское движение 74,9 74,7 * * * *
Следует запретить партию «Хадаш» 52,0 55,9 55,6 48,2 44,4 53,2
Арабские граждане, определяющие себя в качестве «палестинских арабов в Израиле», не могут быть лояльными государству и его 75,6 80,8 75,4 72,5 70,0 72,9
законам
Решения по вопросам о характере и границах государства должны приниматься большин- 81,9 80,4 80,1 77,7 73,2 77,0
ством еврейского населения
В случае противоречия между демократическим и еврейским характерами государства, я 69,7 67,8 72,3 73,3 69,4 67,1
предпочту еврейский характер
Справедливым решением является принцип «два государства для двух народов» 71,3 68,4 73,4 70,4 70,6 68,9
Некоторые арабские территории в пределах Треугольника будут аннексированы Пале- 45,3 48,2 42,2 40,1 42,7 41,4
стинским государством
Государство должно предоставить арабам самоуправление в сфере религии, образова- 61,7 64,2 59,8 61,1 65,2 62,7
ния и культуры
Следует запретить поддерживать протест за рубежом 40,8 33,6 33,6 38,3 39,2 24,7
Следует запретить поддерживать всеобщие забастовки 46,1 38,0 35,1 41,4 38,9 37,0
* Вопросы не задавались Источник: Smooha, 2010, p. 22.
В связи с бойкотом арабский электорат практически проигнорировал выборы премьер-министра в 2001 г. С 1999 по 2009 г. произошло снижение избирательной активности арабского населения с 75 до 53%, и одновременно увеличилось количество голосов, поданных за арабские партии, с 68,7 до 81,9% (Ibid., p. 12). Межнациональный кризис не может не привести к изменениям в социальной и политической структуре общества, в его институциональных
характеристиках. Поскольку прежние формы межнациональных отношений все менее удовлетворяют большинство арабской общности страны, то по нарастающей происходит сбой в системе социально-политического подчинения. В противоборство втягиваются все слои, классы ущемленного в своих интересах арабского этноса, и, согласно теории солидарности, на сцену могут выйти новые силы, готовые на более радикальные меры по изменению в сфере производства, политики и духовности10 (см.: Зеленков, 2006, с. 58).
С момента октябрьских событий 2000 г. и на протяжении последующих лет степень легитимности еврейского государственного образования в представлениях арабов значительно снижалась. Табл. 2 показывает снижение доли арабского населения, признающей Израиль как еврейское государство. Одновременно возрос процент арабского населения, идентифицирующего себя с палестинцами.
Таблица 2. Легитимность государства Израиль в представлениях арабов (%)
Варианты ответов 2003 2004 2006 2007 2008 2009
Евреи в Израиле — народ, имеющий право на государство 75,5 74,9 62,5 70,0 61,3 60,8
Израиль в пределах «зеленой черты» имеет право на существование в качестве независимого государства, в котором евреи и арабы проживают совместно 81,1 84,9 75,4 72,8 53,7 59,4
Израиль в пределах «зеленой черты» имеет право на существование в качестве еврейского и демократического государства, в котором евреи и арабы проживают совместно 65,6 70,0 67,5 49,0 41,4 51,6
Справедливым решением является принцип два государства для двух народов 88,8 91,3 87,2 83,8 68,6 65,0
Палестинские беженцы должны получить компенсацию и право вернуться только в Палестинское государство 72,2 65,1 55,6 60,7 56,0 50,5
Источник: Smooha, 2010, p. 20.
В табл. 3 показано, как выбор принадлежности к палестинцам в качестве самой важной идентичности возрос с 18,8% в 2003 г. до
10 Характерным событием явилась Всемирная конференция ООН против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости в Дурбане в 2001 г., акцентировавшая внимание на оккупацию Израилем палестинских территорий в духе апартеида, на сионизм как форму расизма. Неправительственные организации израильских арабов солидаризировались с палестинцами в кампании против Израиля и в давлении на конференцию в принятии антиизраильских решений (см.: The Centrality..., http://www.ngo-monitor.org/article.php? viewall=yes&id=1958).
192 _
32% в 2009 г. В то время как самоидентификация в качестве израильских арабов (не палестинцев) уменьшилась с 53 до 39,6%, хотя значительная часть арабов, идентифицирующих себя с палестинцами, признаёт израильский компонент в своей идентичности.
Таблица 3. Самоидентификация арабских граждан (%)
Индикаторы 2003 2004 2006 2007 2008 2009
Самая значимая персональная идентичность
Израильское гражданство 29,6 24,1 19,7 20,5 19,4 19,8
Религия 48,2 47,6 55,0 46,3 50,4 46,6
Палестинский народ 18,8 25,9 23,9 32,1 29,2 32,0
Самоидентификация
Араб, израильский араб, араб, проживающий в Из- 53,0 45,1 0,9 41,6 39,6 39,6
раиле, израильтянин
Израильский палестинец, 45,5 45,0 54,0 41,6 43,3 42,1
палестинец, проживающий в Израиле, палестинский араб,
проживающий в Израиле
Палестинец, палестинский 5,5 8,6 8,5 15,5 16,4 17,5
араб
Источник: Smooha, 2010, p. 19.
Вторая Интифада частично консолидировала израильское общество, сместив акцент со «светско-религиозной оси»11 на ось «голуби - ястребы». Опираясь на эту ось, к власти пришел Ариэль Шарон, который, помимо формирования коалиции национального единства и отмены системы выборов премьер-министра, впервые официально признал факт национальной дискриминации израильских арабов, особенно в таких сферах, как «собственность на землю, трудоустройство и распределение ресурсов» (см.: Стерин, 2011). К тому же правительство А. Шарона намеревалось выполнить пятилетний план повышения уровня и качества жизни израильских арабов (см.: Карасова, 2010). После обнародования в 2003 г.
11 К началу октября 2000 г. до своего поражения А. Шарону кабинет Э. Барака функционировал уже как правительство меньшинства, опираясь лишь на поддержку депутатов от коммунистической партии и арабских националистических партий (на выборах 1999 г. среди арабов, друзов и бедуинов Э. Барака поддержали более 94% избирателей, принявших участие в голосовании). Потребность в арабских голосах мотивировала премьер-министра на объявление о проведении досрочных выборов 6 февраля 2001 г., а также на создание совместно с арабскими депутатами Кнессета независимой «Государственной комиссии по расследованию» (комиссия Ора) событий октября 2000 г. (см.: Эпштейн, Меламедов, 2003).
_ 193
рекомендаций комиссии Т. Ора межнациональный антагонизм лишь обострился, о чем, в частности, свидетельствовал анализ законодательного процесса в Кнессете, правительственных решений и исследований общественного мнения (The Jerusalem Post, 2004).
У определенного сегмента израильской элиты источником раздражения являлась имеющая на январь 2012 г. 4 места в Кнессете фракция РААМ-ТААЛ во главе с А. Тиби. Будучи заместителем спикера, он, тем не менее, всегда ассоциировался с Палестинской администрацией, поскольку ранее являлся советником Я. Арафата, полностью поддерживал его в борьбе с Израилем даже после подписания в 1993 г. соглашений «Осло». В 1998 г., за год до своего первого избрания в Кнессет, депутат представлял палестинскую сторону на мирных переговорах в Вай Ривер. А. Тиби никогда не скрывал своей неприязни к политике еврейского государства, рассматривая палестинский террор в качестве последствия израильской оккупации палестинских территорий. Он убежден, что оптимальное решение арабо-израильского конфликта — это создание двух государств: Израиля в границах «зеленой линии» и палестинского государства на всех территориях, оккупированных в ходе Шестидневной войны 1967 г. А. Тиби принадлежит к тем политикам, которые уверены, что признание права на возвращение палестинцев к своим очагам, откуда они были перемещены, является непременным условием исторического примирения арабов и евреев в регионе, хотя и допускается, что лишь незначительное количество из миллионного числа беженцев воспользуется этой возможностью (см.: Капитонов, 2006). Лояльность А. Тиби Израилю также ставилась под вопрос в 2008 г., когда он возглавил палестинскую делегацию на Форуме в Дохе, где заявил, что «Израиль — государство апартеида» (Citing Disloyalty..., http://www.forward.com/articles/14954/).
Раздражение у израильских националистов вызывает и партия БАЛАД («Демократический национальный союз»), созданная израильскими арабами в 1996 г. и обладающая в Кнессете 18-го созыва тремя депутатскими мандатами. БАЛАД позиционирует себя как «демократическая и прогрессивная народная партия», выступая за отказ от «еврейского характера» государства, в том числе и его официальной символики. «Союз» считает, что Израиль должен стать демократическим «государством всех его граждан», где арабы могли бы пользоваться культурной автономией и равными правами с титульной этнорелигиозной группой страны. Во внешней политике БАЛАД призывает к созданию палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, солидаризируясь с «Организацией освобождения Палестины» (ООП), Сирией и радикальной шиитской группировкой «Хезбалла» (см.: Капитонов, 2006).
Особенно неоднозначным отношением к себе еврейского общества пользуется лидер партии Азми Бшара, бывший депутатом Кнессета с 14-го по 17-й созыв и открыто заявлявший: «Я не израильский патриот. Я — палестинец, сын народа, трагедия которого не закончилась в 1948 г. Не просите меня ликовать по поводу израильских побед на поле боя или отмечать День независимости. Я — араб и палестинец. Израильская победа для меня — трагедия» (Там же). В 1999 г. он выставил свою кандидатуру на пост премьер-министра Израиля, но снял её за день до выборов в пользу Э. Барака (см.: Гейзель, 1999). В апреле 2007 г. депутат покинул страну, обвиняемый в измене и отмывании капитала (Суд Израиля..., http://news.mail.ru/politics/2316370/fromblog/). Большинство Кнессета отреагировало на эти факты в 2010 г. принятием закона (так называемый закон Бшары), лишающего денежного довольствия депутата, подозреваемого или признанного виновным в совершении тяжких преступлений и скрывающегося от следствия, суда или отбытия наказания (Депутатов Кнессета., http://www.jewish.ru/news/israel/ 2010/11 /news994290681.рЬр).
Резко обострила напряженность в отношениях между израильскими арабами и евреями Ливанская война 2006 г. Опрос, проведенный сразу после окончания боевых действий, выявил, что 48,3% арабского населения оправдывали запуск ракет «Хезбаллой» на территорию Израиля (см.: Smooha, 2010). В 2008 г. арабские лидеры и группы займут аналогичную позицию после начала атаки Израилем позиций движения «Хамас» в Газе. Через месяц после войны состоялся визит трёх законодателей от партии БАЛАД (А. Бша-ра, Дж. Захалка, В. Тааха) в Сирию и Ливан, где они выразили солидарность с сирийским режимом и его требованиями к Израилю о возвращении Голанских высот. Министерство юстиции Израиля провело расследование с угрозой расформирования БАЛАДа, но в итоге не нашло оснований однозначно утверждать, что БАЛАД поддерживает вооруженную борьбу против Израиля и что деятельность партии является «отрицанием права Израиля на существование». Хотя совершив визит в Сирию и Ливан без разрешения МВД, депутаты нарушили закон (Партия БАЛАД..., http://www.isra.com/news/ 76051). В 2008 г. Кнессет принимает закон, запрещающий израильским гражданам баллотироваться в парламент страны в течение 7 лет в случае их визита без разрешения во вражескую страну (все мусульманские государства, за исключением Египта, Иордании, Катара и Омана) и причисляющий их автоматически к «сторонникам вооруженной борьбы, если не будет доказано обратное» (Кнес-сет..., http://samsonblinded.org/newsru/2419).
Поведение представителей арабского населения Израиля объясняется их целями, объявленными в нескольких программных документах: «10 пунктах» Адвокатского центра Моссава, «Видении Будущего» Высшего комитета арабского мониторинга (объединяет всех арабских депутатов Кнессета), а также в проекте демократической конституции организации Адалах. Так, дипломат с центристскими взглядами, Ш. Авинери, расценивает проект конституции Адалаха как «крайне националистический арабский план по уничтожению Израиля как еврейского государства и прикрытие данной цели борьбой за права человека и справедливость» (The Jerusalem Post, 2007).
Политической программой является опубликованная в мае 2007 г. Хайфская декларация, составленная в основном Арабским центром по прикладным социологическим исследованиям «Мада аль-Кармель» при участии 50 интеллектуалов и политических деятелей. Основными требованиями Хайфской декларации являются следующие: а) создание Палестинского государства, жители которого будут иметь право переезжать в Израиль, и наоборот; б) разрешение 4,4 млн. потомков палестинских беженцев вернуться в Израиль; в) отмена закона о возвращении, способствующего иммиграции евреев со всего мира в Израиль; г) превращение Израиля в государство, «основанное на равноправии между двумя национальными группами»; д) предоставление израильским арабам права вето в отношении касающихся их вопросов.
Неприятие подобных требований со стороны евреев объясняется тем, что если миллионы палестинцев действительно вернутся в Израиль, то им уже не понадобится право вето, поскольку они и так станут большинством и ни одно решение не сможет пройти без их согласия. Евреи потеряют возможность контролировать процесс принятия решений в национальном масштабе, а палестинцы, проживающие за границей, смогут переехать либо в Палестину, либо в двунациональный Израиль, тогда как евреи такого права будут лишены. К тому же от Израиля требуется признать свою вину за «нак-бу» (катастрофу 1948 г.) и «оккупацию», а также пересмотреть в соответствии с этим план обучения в школах (The Jerusalem Post, 2007). Евреи характеризуются как колонизаторы, узурпировавшие арабские земли, а арабы — как коренные жители с законными претензиями на освобождение своих территорий и равного с евреями национального статуса (см.: Smooha, 2010, p. 12).
Еврейскую политическую элиту должно настрожить то, что все вышеперечисленные документы составлены политическим, интеллектуальным и гражданским руководством арабской общины Израиля, в числе которых все арабские депутаты Кнессета, притом
без участия представителей радикального Исламского движения. Следовательно, они отражают позицию самого либерального пласта общества израильских арабов (The Jerusalem Post, 25.05.2007).
Однако вместо конструктивного диалога между лидерами обоих сообществ, основанного на взаимном желании урегулировать внутреннюю политику в отношении арабского населения Израиля, продолжаются лишь ограничительные меры в отношении арабов, например, в виде ужесточающих поправок к иммиграционному закону, а также попытки препятствовать политической активности лидеров арабской общины. Звучат также предложения наложить ограничения на правозащитные организации, отслеживающие действия израильских властей на оккупированных территориях, не говоря уже о попытках вменить в обязанность принесение присяги верности еврейскому государству всем членам парламента и всем гражданам страны (см.: Smooha, 2010, p. 13).
На данный момент нет никаких предпосылок к улучшению гражданского положения израильских арабов. В результате выборов в феврале 2009 г. партия «Ликуд» вновь пришла к власти, сформировав самое праворадикальное коалиционное правительство с самым враждебным отношением к арабскому населению за всю историю государства. Регулярно предпринимаются попытки делегитимизи-ровать арабских политических лидеров, без которых «демократия» в Израиле тем более будет нелегитимной. Решение Центральной избирательной комиссии в 2009 г. отстранить партии БАЛАД и РА-АМ-ТААЛ от баллотирования в Кнессет 18-го созыва (Citing Disloyalty..., http://www.forward.com/articles/14954/) было отменено Верховным судом. Но сама попытка не допустить в парламент страны представителей значительного национального меньшинства подтверждает наличие серьезных этнократических тенденций в политической системе Израиля.
Вообще сама деятельность депутатов Кнессета, представляющих ту и другую общину, являет собой противоречивое явление, поскольку демократические процедуры подразумевают наличие хотя бы минимального консенсуса участвующих в политическом процессе сторон по основополагающим аспектам жизни общества. В Израиле «игра в демократию» приводит к парадоксальной ситуации, когда в законодательном процессе участвуют те, кто ратует за уничтожение самого государства в его нынешнем виде и тем более с проживающим в нем народом, а также его правительства, доступ в которое закрыт для значительного национального меньшинства.
Израильская парламентская система концентрирует государственную власть в коалиционном правительстве и у премьер_ 197
ПОЯИТЭКС. 2012. Том 8. № 2
министра. Соответственно, исключение из коалиции означает отстранение от участия во властном процессе принятия решений. Но ни одна из арабских политических партий, ни разу не являлась частью израильского коалиционного правительства. На фоне отсутствия доступа представителей арабского меньшинства к высшим властным структурам постепенно происходил рост влияния Исламского движения: с 2003 по 2006 г. оно увеличило свою электоральную базу на 44,6%. А в среде арабских избирателей возрастали сомнения в возможности влиять на ситуацию в стране парламентскими методами (см.: Ozcan, 2010, p. 15).
Так, в мае 2010 г. комиссия Кнессета постановила лишить парламентской неприкосновенности и депутатских привилегий шестерых членов парламента, которые встречались с президентом Ливии Муаммаром Каддафи, чем поставила арабских деятелей вне закона (см.: Haaretz, 28.04.2010). Вынесение подобного судебного вердикта парламентской комиссией, являющейся по своей сути политическим форумом, в корне противоречит демократическим нормам и предназначению парламента как площадки для политических дискуссий и принятия решений на основе консенсуса. Напротив, в Кнессете предпринимаются серьезные усилия для подрыва статуса арабских депутатов, пришедших в парламент в качестве представителей значительной части общества (например, так называемый «закон Зуаби»)12. О режиме апартеида заставляет задуматься хотя бы то, что одни депутаты подвергают обструкции других за исполнение своих функций публичных политиков, представляющих интересы гражданского сектора, взгляды которого расходятся со взглядами большинства. Демократические нормы не совместимы с подобной практикой, поскольку в противном случае имеет место тирания большинства и притеснение меньшинства (см.: Проект демократия., http://democracy-project.org.il/ru/minorities/minorities-3/).
Очевидно, что Израиль является этнократией — недемократическим режимом, притесняющим арабское меньшинство, но в то же время позволяющим в определенной степени лидерам арабского меньшинства, в основном в лице депутатов Кнессета, использовать предоставленные им политической системой Израиля полномочия в целях отстаивания интересов своего народа (см.: Lowrance, 2005,
12 Данный закон дал бы право парламентариям большинством в 80 голосов снимать с должности депутата по подозрению его/ее в подстрекательстве и непризнании Израиля как еврейского и демократического государства. Законопроект явился реакцией еврейских парламентариев на поездку депутата Ханин Зуаби в Турцию для участия во флотилии, так называемой корабельной интифаде, направлявшейся летом 2011 г. в Газу с целью прорыва морской блокады Израилем Газы.
198 _
р. 489). Израильская форма демократии, обладая всеми необходимыми институтами и определенным набором гражданских свобод, проводя выборы и обеспечивая, казалось бы, функционирование всех основных демократических процедур, тем не менее, закрепила на институциональном уровне доминирование одной этнической группы. Основополагающим принципом демократии является равноправное положение всех граждан.
Этнонационализм, порождаемый актуализацией проблем национального и территориального единства, не вполне совместим с либеральной демократией, поскольку регионализм как движение по созданию культурно гомогенных, закрытых пространств ограничивает гражданские свободы (см.: Ачкасов, Ланцов, 2011, с. 183).
Лидеры арабского меньшинства страны максимально используют в своих интересах поддерживаемый на официальном уровне принцип политкорректности и демократические свободы, которые являются препятствием для радикального решения стратегической проблемы выживания на Ближнем Востоке еврейского государства.
Именно «внутренняя угроза» Израилю как еврейскому государству являет собой серьезный фактор, игнорирование которого в ближайшей перспективе завершит провалом сионистский проект. Демографические показатели свидетельствуют о более высоком уровне рождаемости в среде израильских арабов по сравнению с приростом еврейского населения. Уже в 2005 г. общее число еврейского населения на земле «исторической Палестины» — между Средиземным морем и рекой Иордан, т. е. в самом Израиле и на оккупированных территориях — впервые опустилось ниже 50%. К тому же специалисты считают, что, чем выше уровень рождаемости в этнической или религиозной группе, тем более она склонна ужесточать борьбу за самоопределение (см.: Мирский, 2008, с. 145).
Численность мусульманского населения Израиля приближается к 25%. Как показывают сравнительные исторические исследования, когда мусульмане составляют 85% населения государства, исламские активисты добиваются правления в соответствии с законами ислама (как в Иране и Афганистане). В случае, когда мусульман насчитывается менее 25% от всего населения, наблюдается стремление к созданию автономии в немусульманском государстве (Косово, Кипр). Если же численность мусульманского населения варьируется между 25% и 85% от общего числа населения, то их лидеры стремятся к установлению мусульманского политического контроля над всей государственной системой (см.: Rozenman, 1999, р. 19). Справедливы опасения израильской стороны, что в случае гипотетического достижения договоренности о возвращении арабских бежен-
цев будет ликвидирован не только еврейский характер Израиля, но и само государство. Хотя Израиль, согласно территориально-демографическим характеристикам, находится под угрозой не только с демографической точки зрения, но и с позиции военной безопасности (см.: Королев, 2004, с. 103).
Полностью поддерживаю таких специалистов, как П. Коллер и А. Хеффлер, считающих, что, чем менее разнообразно и демократично общество, тем больше шансов, что начнется этнический конфликт или гражданская война. Кроме того, чем менее демократичные и либеральные страны-соседи, тем больше шансов начала подобного кровопролития. Н. Самбанис, сотрудник Всемирного Банка, автор доклада «Имеют ли общие причины этнические и неэтнические гражданские войны?», считает, что риск начала этнического конфликта возрастает, если в соседнем государстве наблюдается серьезный внутренний конфликт или идет война. В свою очередь Д. Лэйк и Д. Ротчайлд полагают, что этнические конфликты более часто возникают в географически изолированных регионах, где на протяжении долгого времени компактно проживает определенная национальная группа, имеющая опыт войн за независимость или за власть в «большом» государстве.
Негативный сценарий развития событий в Израиле подтверждается также экономическими факторами. Ведь степень накала этнического конфликта также зависит от уровня жизни, в нашем случае — арабского этнического меньшинства в Израиле, которое на порядок выше их собратьев в сопредельных странах. Чем более состоятельно население в «проблемном» регионе, тем выше шансы инсургентов получить необходимые ресурсы для начала межнационального конфликта. Кроме того, значительную роль играет наличие богатой и влиятельной диаспоры, которая, как правило, оказывает поддержку подобным движениям. Не удастся избежать насилия на этнической почве без включения национального меньшинства в социально-экономические и политические государственные процессы. Репрессивный характер отношения государства к арабам лишь усиливает их сопротивление и все более дестабилизирует политическую обстановку в стране.
Израильскому обществу необходимо достигнуть консенсуса относительно будущего формата своего государства. В последнее время возродились дискуссии о приемлемости принципа Израиля как «государства всех своих граждан», что должно повлечь за собой уравнивание в правах арабов с еврейским населением (см.: Носенко, 2010. с. 67). Таким образом, израильские власти имеют историческую возможность создать суперидентичность, которая полностью бы интегрировала в себя всех арабов страны и не допустила в
ближайшем будущем дестабилизации обстановки и кровопролития. Но принцип единого государства для двух народов неприемлем большей частью еврейской политической элиты страны в силу того, что будущее палестинское государство и Израиль построены на этнорелигиозной основе, что исключает доминирования иной этнорелигиозной группы и даже слишком большой ее численности. Если в палестинском государстве доля других этнических и религиозных общин будет минимальной, то в едином еврейском государстве, построенном по принципу «государство всех своих граждан», арабы в ближайшем будущем станут доминирующим этносом. Это означает крах идеи создания государства, в котором еврейский народ мог бы жить своей национальной жизнью. Перед израильскими властями стоит дилемма: либо сохранить в той или иной форме нынешнее положение фактической оккупации Западного берега, что означает постоянное противостояние с палестинскими боевиками, либо уйти с Западного берега, эвакуировав еврейские поселения, реализовав проект «двух государств на земле Палестины».
Данный формат организации совместного проживания на одной территории арабской и еврейской общин рассматривался в Соглашениях Осло 1993 г. и «Дорожной карте» 2003 г. Палестино-израильский политический процесс считался «поступательным», который должен был завершиться созданием двух государств для двух народов. Это, по нашему мнению, наиболее оптимальный путь к тому, чтобы Израиль гарантированно остался не только еврейским государством, но и с элементами демократии. Но в данном случае таким же камнем преткновения для еврейской стороны является требование гражданского равноправия всех жителей Израиля, вне зависимости от их этнической, национальной и конфессиональной идентичности. Логика оппонентов такова: если речь идет о двух государствах для двух народов, то Израиль — государство для еврейского народа. В данных обстоятельствах даже умеренные израильские политики считают переговоры по разделу Палестины как изначально несправедливые. К тому же для правых израильских радикалов создание палестинского государства, означающее уход Израиля с территорий, захваченных в июне 1967 г., также без всяких вариантов категорически неприемлемо. В свою очередь для радикальных исламистских организаций «Хамас» и «Исламский джихад» создание двух государств исключено в силу того, что они не признают права Израиля на существование.
Как бы там ни было, реализация одного из двух вариантов при условии сохранения исключительно еврейской сути Израиля в тех или иных границах не привнесет качественных изменений в области
дискриминационной политики израильских властей в отношении арабского населения страны, не изменит его этнократический характер. В итоге произойдет консервация или дальнейшее ужесточение режима апартеида в отношении арабов, вплоть до трансфера арабских граждан на территорию создаваемого палестинского государства или сопредельных арабских стран. Подобным способом стратегическая проблема сохранения Израиля как еврейского государства в эпицентре арабских режимов не будет решена.
Учитывая демографическую ситуацию и фактор времени; более высокий по сравнению с соседями экономический уровень израильских арабов, а также наличие влиятельной диаспоры; балансирование политической элиты Израиля между необходимостью соблюдения «демократических» свобод и сохранения еврейской сути государства; однообразие и этнократическую суть израильского общества; в основном автократический характер соседних арабских режимов, в большинстве своем с внутренними конфликтами; а также исторический факт принадлежности палестинским арабам данного региона, — сохранение на данном этапе статус-кво является для палестинских арабов способом достижения их конечной цели — образования национального государства на исконно арабской земле от Средиземного моря до реки Иордан. А тезис о том, что не современное государство-нация, а определяющая себя сама этническая группа станет основным строительным материалом грядущего мирового миропорядка, что приход к господству националистического государства неизбежен (см.: Ачкасов, Ланцов, 2011, с. 173-174), вполне определяет характер будущих и существующих государственных образований на всей территории Палестины.
Литература
Анвери У. Правда против правды. Другой взгляд на палестино-израильский конфликт // http://zope.gush-shalom.org/home/ru/book_web.pdf (Anvery W. Truth against truth. Another look at the Palestinian-Israeli conflict // http://zope.gush-shalom.org/home/ru/book_web.pdf)
Ачкасов В. А, Ланцов С. А. Мировая политика и международные отношения. М.: Аспект Пресс, 2011. 480 с. (Achkasov V. A, Lantsov S. A. World politics and international relations. M.: Aspect Press, 2011. 480 p.)
Гейзель З. Политические структуры государства Израиль. Партии, движения, блоки и списки за последние 25 лет. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1999. (Geisel Z. Political structure of the Israel state. Parties, movements, blocks and lists for the last 25 years. M.: Institute for the Study of Israel and the Middle East, 1999.)
Депутатов Кнессета лишат пенсии за тяжкие преступления, 10.11.2010 // http://www.jewish.ru/news/israel/2010/11/news994290681.php (Knesset deprives pension of deputates for grave crimes, 10.11.2010 // http://www.jewish.ru/news/israel/ 2010/11/news994290681.php)
Зеленков М. Ю. Межнациональные конфликты: проблемы и пути их решения (правовой аспект). Воронеж: ВГУ, 2006. 262 с. (Zelenkov M. Yu International conflicts: 202 _
problems and solutions (legal aspects). Voronezh: Voronezh State University, 2006. 262 p.)
Капитонов К. А. Арабские депутаты в израильском парламенте, 2006 // http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/26-01-06.htm (Kapitonov K. A. Arab deputates in the Israeli parliament, 2006 // http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/26-01-06.htm)
Карасова Т. Демократическая форма власти и политическая система Израиля // Фонд исторической перспективы, 2010 // http://www.perspektivy.info/oykumena/ vostok/demokraticheskaja_forma_vlasti_i_politicheskaja_sistema_izraila_2010-12-23. htm (Karasova T. Democratic form of government and the political system of Israel // Foundation of historical perspective, 2010 // http://www.perspektivy.info/oykumena/ vostok/demokraticheskaja_forma_vlasti_i_politicheskaja_sistema_izraila_2010-12-23.htm) Кнессет принял закон Зеэва Элькина об антиизраильском бойкоте. 11 июля 2011 // http://likudru.com/?p=534 (The Knesset passed a law of Zeev Elkin obout antiIsrael boycott. July 11, 2011 // http://likudru.com/?p=534)
Кнессет утвердил восемь законов партии НДИ. 23.03.2011 // http://nashe.orbita.co.il/blogs/politika/19055 (Knesset approved eight laws Party NDI. 23.03.2011 // http://nashe.orbita.co.il/blogs/politika/19055)
Кнессет. Официальный сайт // http://www.knesset.gov.il/mk/ru/MKIndex_Current_ ru.asp?view=0
Кнессет: «У нас и без вас тут шпионов хватает». 03.07.2008 // http://samsonblinded.org/newsru/2419 (Knesset: «We have enough spies without you». 03.07.2008 // http://samsonblinded.org/newsru/2419)
Королев В. И. Битва за Иерусалим и ядерный Армагеддон. М.: Вече, 2004. 416 с. (Korolev V. I. Battle for Jerusalem and nuclear Armageddon. M.: Veche, 2004. 416 p.)
Коэн М. Э. Давайте еще раз подумаем, нужна ли модель «Два народа — два государства», 15.09.2011 // http://www.inopressa.ru/article/15sep2011/foreignpolicy/isr_ pa.html (Cohen M. E. Let's think again if you need a model of «two people — two states», 15.09.2011 //http://www.inopressa.ru/article/15sep2011/foreignpolicy/isr_pa.html)
Мирский Г. И. Исламизм, транснациональный терроризм и ближневосточные конфликты. М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2008. 163 с. (Mirsky G. I. Islamism, transnational terrorism and the Middle East conflicts. M.: Izd. House HSE, 2008. 163 p.)
Мисгав Х. По обе стороны стены. Беседы Х. Мисгава с Шимоном Пересом. М.: Олма-Пресс, 2005. 256 с. (Misgav H. On both sides of the wall. H. Misgav speakes with Shimon Peres. M.: Olma-Press, 2005. 256 p.)
Носенко Т. В. Принцип двух государств в урегулировании палестино-израильского конфликта: возможна ли альтернатива? М.: Центр стратегических и политических исследований Института Востоковедения РАН, 2010. 190 с. (Nosenko T. The principle of two states in the settlement of the Israeli-Palestinian conflict: can be an alternative? M.: Center for Strategic and Political Studies of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2010. 190 p.)
Окончательные результаты выборов в Кнессет 18-го созыва: «Кадима» — 28 мандатов, «Ликуд» — 27 // http://www.isra.com/news/107275 (The final results of the elections to the Knesset (18th convocation): «Kadima» — 28 seats, «Likud» — 27 // http://www.isra.com/news/107275)
Партия БАЛАД не будет разогнана за визит в Сирию. 29.11.2006 // http://www.isra.com/news/76051 (Balad will not be broken up for the visit to Syria. 29.11.2006 // http://www.isra.com/news/76051)
Правые партии Израиля хотят запретить финансирование Газы. 30.03.2011 // http://www.mignews.com/news/society/world/300311_174641_90269.html (Israel's right-wing parties want to ban funding of Gaza. 30.03.2011 // http://www.mignews.com/news/ society/world/300311_174641_90269.html)
Проект «демократия». Делегитимация общественных деятелей-арабов // http://democracy-project.org.il/ru/minorities/minorities-3/ (The project «Democracy».
_ 203
Delegitimization of Arab public figures // http://democracy-project.org.il/ru/minorities/ minorities^/)
Стерин Е. Ф. Баланс политических сил в государстве Израиль в конце 90-х -начале 2000-х годов и начало второй палестинской Интифады «Аль-Акса». Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 2011. (Stern E. F. Balance of political forces in the State of Israel in the late 90's - early 2000's and the beginning of the second Palestinian Intifada, «Al-Aqsa». Thesis for the phd. SPb., 2011.)
Суд Израиля снял запрет на участие арабских партий в выборах Кнессета // Издание «РИА Новости». 2009. 21 января // http://news.mail.ru/politics/2316370/ fromblog/ (Court of Israel has lifted a ban on the participation of Arab parties in the Knesset elections // RIA Novosti. 2009. January 21 // http://news.mail.ru/politics/ 2316370/fromblog/)
Шифтан Д. Палестинский вызов еврейскому государству: новая идеология израильских арабских политиков // Ближний Восток и современность, № 18. 2003. С. 135-160. (Shiphtan D. Palestinian call the Jewish state: a new ideology of Arab-railskih politicians // Middle East and the present. 2003. N 18. P. 135-160.)
Эпштейн А, Меламедов Г. Двунациональное еврейское государство. Отчет Комиссии Т. Ора и проблемы арабского сектора в Израиле // http://www.vestnik.com/ issues/2003/1001/win/epshteyn_melamedov.htm (Epstein A, Melamedov G. Binational Jewish state. T. Orr Commission Report and issues the Arab sector in Israel // http://www.vestnik.com/issues/2003/1001/win/epshteyn_melamedov. htm)
Aloni S. This Road is for Jews Only. Yes, There is Apartheid in Israel. 08.01.2007 // http://www.counterpunch.org/2007/01/08/yes-there-is-apartheid-in-israel
Amara M. It smells like discrimination // http://www.haaretz.com/print-edition/opinion/it-smells-like-discrimination-1.220285 Haaretz, 12.12.2011. Haaretz, 28.04.2008.
http://www.easttime.ru/analitic/2/5/325.html http://www.jewish.ru/news/israel/2010/11/news994290681.php Identity Crisis: Israel and its Arab Citizens // ICG Middle East Report, N 25. International Crisis Group. March 4, 2004.
Jeffay N. Citing Disloyalty, Knesset Bans Main Arab Parties From Elections // The Jewish daily Forward. 23.01.2009 // http://www.forward.com/articles/14954/
Lowarance S. Being Palestinian in Israel: Identity, Protest, and Political Exclusion. Comparative studies of South Asia, Africa and the Middle East // Duke University Press. 2005. Vol. 25. N 2. 481-499 p.
Ozcan K. The Islamic movement in Israel: Walking the Tightrope // The Institute for Middle East Studies. The Elliott school of International Affairs. The George Washington University, 2010.
Reiter Y. Israel and its Arab Minority. May 2009 // http://www.jewishvirtuallibrary. org/jsource/isdf/text/reiter.html
Rozenman E. Israeli Arabs and the future of the Jewish state // Middle East Quarterly. 1999. September. Vol. VI. N 3. 15-23 p.
Smooha S. Index of Arab-Jewish Relations in Israel. 2003-2009. Haifa: Haifa University, 2010.
Steinberg G. M. The Centrality of NGOs in the Durban Strategy // Yale Israel Journal. 11.07.2006 // http://www.ngo-monitor.org/article.php?viewall=yes&id=1958
The Israeli Palestinians. An Arab minority in the Jewish state / ed. by A. Bligh. London, 2003. 324 p.
The Jerusalem Post. 04.03.2007. The Jerusalem Post. 12.12.2004. The Jerusalem Post. 25.05.2007. 204 _