Научная статья на тему 'Ценностные аспекты гуманизации современного образовательного процесса в системе преподавания филологических дисциплин'

Ценностные аспекты гуманизации современного образовательного процесса в системе преподавания филологических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курылева Наталья Валерьевна

В статье раскрывается сущность ценностного подхода в современном образовательном процессе, определяется его роль в решении проблемы гуманизации образования, предлагаются способы актуализации ценностного и культуроведческого компонентов языковой личности в процессе преподавания филологических дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value aspects of HUMANIZATION of the modern educational process in the teaching system of philological disciplines

The article reveals the essence of the value approach in the modern educational process, determines its role in the solution of the problem of humanization of education. The author examines methods of updating of the value and culture-studying components of a linguistic personality in the process of teaching of philological disciplines

Текст научной работы на тему «Ценностные аспекты гуманизации современного образовательного процесса в системе преподавания филологических дисциплин»

УДК 37.02

Н.В. КУРЫЛЕВА, канд. пед. наук, доцент, НГПУ им. К. Минина, e-mail: [email protected]

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

N.V. Kurylyova

VALUE ASPECTS OF HUMANIZATION OF THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS IN THE TEACHING SYSTEM OF PHILOLOGICAL DISCIPLINES

В статье раскрывается сущность ценностного подхода в современном образовательном процессе, определяется его роль в решении проблемы гуманизации образования, предлагаются способы актуализации ценностного и культуроведческого компонентов языковой личности в процессе преподавания филологических дисциплин Ключевые слова, гуманизация, аксиологический подход, ценностный и культурологический компоненты, языковая личность.

The article reveals the essence of the value approach in the modern educational process, determines its role in the solution of the problem of humanization of education. The author examines methods of updating of the value and culture-studying components of a linguistic personality in the process of teaching of philological disciplines

Key words: humanization, axiological approach, value and culture-studying components, linguistic personality

В сфере образования как активного транслятора новых социально значимых смыслов отражается направленность общественного развития XXI века к общечеловеческим гуманистическим ценностям. Современная культурно-образовательная парадигма базируется на функционально-генетической взаимосвязи образования и культуры. «Образование -«зеркало» жизни своего общества. В нем отражаются все социальные проблемы и достижения, достоинство и недостатки общественной жизни. Образование определяет потенциал знаний, необходимых людям в данном обществе, формы его трансляции в педагогических системах и формы реализации на практике» [3, с.4].

Цель данной статьи - определить сущность ценностного подхода в современном образовательном процессе, раскрыть его роль в решении проблемы гуманизации образования, предложить варианты реализации ценностного подхода в процессе преподавания филологических дисциплин.

В иерархической системе ценностей гуманизм занимает одну из высших позиций, так формируется его ценностное отношение к миру, следующая позиция отведена основным проявлениям гуманизации, таким, как уникальность, активность, право выбора, духовность, диалогичность. Кризисное сознание современного российского общества характеризуется противоречивостью, разрозненностью, незавершенностью структуры ценностных норм и установок, «Система ценностей организованной человеческой деятельности утратила свою очевидность, притягательность, императивность..., человек заболел ярко выраженной дезориентацией, не зная больше, по каким законам жить» [1, с. 47]. Гуманистические ценности - главный механизм взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Они объединяют людей, структурируют общество. Ориентируясь на ценности, самоопределяясь в отношении к миру, предметам, явлениям, человек решает для себя, что для него важно и что существенно.

Система ценностей, освоенная человеком, его приоритеты и оценочные критерии становятся основой при определении целей деятельности, раскрывают позицию индивида в аспекте его соотнесенности с явлениями социально- нравственной жизни общества.

Аксиологический подход выступает одним из возможных путей решения проблем гуманизации образования. Его теоретико-практическая направленность отвечает идее гуманизации, позиционирующей личность как наивысшую ценность, и идее гуманитаризации - действенной составляющей гуманизации. В русле ценностного подхода учеными-аналитиками исследуется общая для всех наук о человеке проблема ценностных оснований жизнедеятельности.

Акцентирование аксиологического подхода в качестве методологического основания современной отечественной педагогики позволяет рассмотреть образование как социально-педагогический феномен, репрезентируемый посредством таких категорий, как универсальность и фундаментальность гуманистических ценностей. Универсальность гуманистических идей распространяется на всех людей и любые социальные системы. При этом принципиально важным является не противопоставление универсальных гуманистических ценностей, но их взаимодействие, предполагающее переход к многообразию и взаимодополнению культурно-гуманистических позиций. Таким образом, аксиологический подход, рассматривающий гуманизацию образования как компонент культуры, является важным средством развития гуманистической сущности обучаемого и гуманизации человеческого общества в целом.

Аксиологический подход рассматривается в качестве одного из ведущих подходов в контексте гуманистической педагогики и психологии, так как он признает каждого участника образовательного процесса активным ценностно-мотивированным субъектом деятельности, позволяет выстроить субъект-субъектные отношения и создать благоприятный психологический климат в образовательном пространстве.

В качестве приоритетной задачи профессионального образования аксиологический подход выдвигает раскрытие ценностей как сущностных сил личности, ее интеллектуального, нравственного, творческого потенциала, что выражается в способности свободно ориентироваться в сложных социальных и профессиональных ситуациях, выбирать, осуществлять инновационные процессы.

Аксиологический подход исполняет роль связующего звена между познавательным и практическим отношением к миру (теорией и практикой), так как содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей.

Неотъемлемым компонентом аксиологической педагогики становится аксиологизация - система мер модернизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания. Аксиологизация - методологический подход педагогической науки, в теории и на практике определяет структуру и иерархию гуманистических ценностей образования, содействует развитию сущностных сил личности, возвышению потребностей, обогащению аксиологического потенциала личности.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научится видеть не только то общее, что объединяет человечество, но и что характеризует каждого отдельного человека. Рассматривать социальное развитие вне человека - значит отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления гуманизация представляет глобальную тенденцию современного социального развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.

Аксиологический подход призван объединить несколько «кругов» ценностей в воспитании: «Во-первых, это - общечеловеческие ценности, которые прошли испытание веками, изменениями государственного и общественного устройства многих стран,

сохранили свой потенциал как истинных ценностей (истина, жизнь, свобода, счастье, честь, развитие и др.). Логично предположить, что этот круг ценностей является ядром ценностной системы воспитания.

Во-вторых, это - ценности, обладающие характером преемственности, будучи передаваемыми от поколения к поколению вне зависимости от социальных изменений (труд, гуманизм, красота, знание, идеал воспитанного человека, Отечество и др.).

И, наконец, ценности, ставшие приоритетными в новой системе координат социального развития общества (компетентность, конкурентоспособность, инициативность, успешность и др.)» [6, с.134]. Современная социокультурная ситуация и гуманистическая направленность стратегии российского образования объективно усиливают роль тех предметов, которые способствуют, с одной стороны, процессу познания личностью национальных и гуманистических ценностей русского народа и, с другой стороны, развитию личности, ее творческой самореализации, успешной социализации и самоопределению в жизни и деятельности. Родной язык как воплощение национальных и гуманистических идеалов, являющихся идеалами культуры и определяющих, по мысли Д.С.Лихачева, «культурное осознание» мира, есть средство и стимул постижения высших духовных ценностей своего народа [2, с.14].

В связи с этим особый статус приобретают учебные дисциплины, способствующие овладению обучающимися комплексом универсальных человеческих ценностей, -дисциплины, направленные на формирование разных компонентов языковой личности учащегося. В содержание языковой личности обычно включаются такие компоненты:

1) ценностный, мировоззренческий, компонент содержания воспитания, т.е. система ценностей, или жизненных смыслов. Язык обеспечивает первоначальный и глубинный взгляд на мир, образует тот языковой образ мира и иерархию духовных представлений, которые лежат в основе формирования национального характера и реализуются в процессе языкового диалогового общения;

2) культуроведческий компонент, т.е. уровень освоения культуры как средства повышения интереса к языку;

3) личностный компонент [4, с.119].

Особое значение при этом уделяется содержательному критерию языкового дидактического материала: «С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о слове, о необходимости бережного отношения к слову, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности... Особую роль в воспитании, развитии приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, к будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии» [5, с.4].

Для глубокого и полного восприятия текста, для раскрытия «того духовного мира, который скрывается за словами» (Л.В.Щерба), подчас необходимо осмысление заключенного в нем культуроведческого фона. Необходимость культуроведческого анализа языковых единиц на занятиях по русскому языку и культуре речи основывается на традициях отечественной методики - идеях Ф.И.Буслаева, И.И.Срезневского, А.А.Потебни о языке как «памяти народа». Одновременно текст воспринимается в определенном контексте, который задает поле для всевозможных интерпретаций.

В данной статье мы представляем систему заданий интегративного характера, направленных на развитие культуроведческой, языковой и коммуникативной культуры студентов. В качестве основы интеграции мы рассмотрели концепт «лошадь». Примерами такого языкового материала могут быть следующие задания:

I. Анализ этимологии слова: слово произошло от древнего тюркского коневодческого термина «алаша» - конь, лошадь, мерин. Слово имеет славянское происхождение, произошло от прилагательного «лоший» при помощи суффикса -адь-. Прилагательное «лоший» имеет лексическое значение «плохой», этим можно объяснить уничижительно-пренебрежительную окрашенность слова по сравнению с термином «конь».

II. Концептуальный анализ слова включает в себя выделение следующих компонентов:

1. Конь как символ здоровой удали, физической силы человека: фразеологизмы «ходит конь конем», «лошадиное здоровье», «лошадиная сила», «бегает как конь молодой».

2. Конь как выражение веры и надежды человека на лучшее будущее: «Счастье на коне, бессчастье над конем», «Конь не выдаст - и смерть не возьмет».

3. Конь как предвестник удачи или беды в пути, дороге: приметы «ржет конь - к добру, топает - к дороге, втягивает ноздрями воздух дорожный - дом близко, фыркает в пути - к доброй встрече. Если споткнется конь при выезде со двора - лучше воротиться назад, чтобы не вышло какого-нибудь худа; распряжется дорогой - быть беде неминучей».

4. «Лечебные свойства» коня. Хомут, снятый с потной лошади, является у баб-знахарок лечебным средством: надеть его на болящего лихорадкой человека - всю хворь как рукой снимет. Вода из недопитого лошадью ведра тоже облегчает разные болезни.

5. Конь - символ богатства, достатка, определенного социального положения: «Зато запрячь коня, а паче того оседлать и красиво проехать верхом - этим гордились один перед другим уже не таясь. Это была наука княжеская. Князю даже и зазорно было ходить пешком, разве в церковь на своем дворе, в Переславе» (Д.Балашов).

III. Определение дифференцированной семантики языковых средств качественной характеристики:

- определите, какой признак (внешняя характеристика по цвету, размеру, форме; оценочная характеристика; квалитатив; временная характеристика) преобладает в следующих предложениях: Вырвавшись, он подбежал к рослому, золотой масти жеребцу (Д.Балашов). Каждую пятницу Цыганок запрягал в широкие сани гнедого мерина Шарапа, любимца бабушки, хитрого озорника и сластену, одевал короткий, до колен полушубок и ехал на базар покупать провизию (М. Горький). Некоторым утешением было то, что конь хорош: настоящий, боевой конь, темно-гнедой, рослый, с длинною гривой и хвостом, крутошеий, широкогрудый, - конь прямо из сказки (Д.Балашов). Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку (А. Чехов).

Таким образом, сущность аксиологического подхода состоит в признании участника образовательного процесса в качестве активного ценностно-мотивированного субъекта деятельности, что позволяет выстроить субъект-субъектные отношения и создать благоприятный психологический климат в образовательном пространстве. В контексте гуманистической педагогики и психологии аксиологический подход позволяет рассматривать учащегося как сложную интегративную личность, принимающую общественно значимые ценности как личные, определяющие активность его социальной позиции. Роль ценностного подхода в преподавании филологических дисциплин состоит в создании необходимых условий для целостного развития комплекса поликультурных, лингвистических, коммуникативных, дискурсивных умений и навыков обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буйдина, И.Ф. Западноевропейские концепции игровой культуры (И.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Гессе) / И.Ф.Буйдина // Введение в культурологию / под ред. Е.В.Попова. - М.: Владос, 1996. - С. 45-56.

2. Лихачев, Д.С. Русская культура: сб. / сост. Л. Р. Мариупольская. - М.: Искусство, 2000.- 440 с.

3. Майер, Б.О.Об онтологии качества образования в обществе знания / Б.О. Майер, Н.В. Наливайко // Философия образования. - 2008. - №3(24). - С.4-18.

4. Маслова, В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для высших учебных заведений / В.А.Маслова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

5. Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей языковой среды / Т.М. Пахнова // РЯШ. - 2000. - №4. - С. 10-18.

6. Рожков, М.И. Стратегии и модели воспитания / М.И. Рожков // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. - Волгоград, 2004. - С. 130-139.

© Курылева Н.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.