УдК 378. 02:372. 8=161. 1
Аль-Янаи Елена Константиновна
Аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания Благовещенского государственного педагогического университета, lukyanenko. [email protected], Благовещенск
АКСИОЛОГИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Al-Yanai Elena Konstantinovna
Post-graduate student of the Chair of Russian language and methods of teaching, Blagoveschensk State Pedagogical University, lukyanenko. [email protected], Blagoveschensk
AXIOLOGICAL TRAINING TO RUSSIAN:
TENDENCIES AND PROSPECTS
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. ХХ века в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали некоторое отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. духовный кризис проявился в утрате национальной самобытности, в понижении уровня самооценки нации, в потере нравственной и культурной преемственности поколений. Падение интереса к национальной культуре в современном российском обществе, снижение общего культурного уровня населения принимает угрожающий характер [19]. Разумное противодействие культурной деградации заключается в возрождении и утверждении самобытных форм духовности, в возвращении к собственным корням, в том числе и языковым. Именно поэтому в настоящее время российская образовательная политика определяет в качестве приоритетного аксиологический подход.
Основные законодательные документы об образовании в Российской Федерации, такие как Закон «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и др., отражают идеи гуманистического образования, цели и задачи воспитания граждан, обладающих высокой духовностью и уважением к национальной и иноязычным
культурам [21; 22; 15; 3; 17; 14]. Утверждение понятия «духовно-нравственное развитие» на законодательном уровне в качестве важнейшего приоритета воспитания ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию [24; 15; 19; 5; 12; 4].
Аксиологический подход к преподаванию русского языка предполагает формирование у школьников взгляда на родной язык как национальное достояние. В 60-е годы XX века Р. Питерс, выделяя критерии образования, в качестве первого назвал ценности, так как образовательный процесс - это передача не любого, а значимого знания, обладающего определенной ценностью [14, с. 66]. По определению В. А. Сластенина, ценности представляют собой специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества [16, с. 100]. Осмысление ценностей появляется в процессе взаимодействия личности с социумом. Сами ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в структуру личности в виде ценностных ориентаций. Таким образом, сущность аксиологически ориентированного образования состоит в том, чтобы помочь индивиду осуществить отбор ценностей и сформировать систему ценностных ориентаций, способную обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности.
Автор федерального комплекса по русскому языку С. И. Львова считает, что «аксиологический подход в образовании способствует духовно-нравственному воспитанию детей, развитию у них стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, помогает реализовать творческий потенциал личности, способность к самореализации и самоопределению в мире ценностей, создает условия для успешной социализации личности в современной жизни» [11, с. 444].
Идея аксиологического подхода в преподавании русского языка сегодня становится приоритетной, так как формирование у школьников ценностного взгляда на родной язык способствует становлению национального самосознания личности и предполагает обучение русскому языку как национально-культурной ценности через осознание исторических взаимосвязей языка и культуры. Владение языком определяет статус образованного культурного человека. А. Д. Дейкина считает, что «в преподавании русского языка чрезвычайно важны те содержательные аспекты, которые идут от истории и культуры страны изучаемого языка и обогащают духовно-нравственный мир личности. В наши дни они должны быть заново и заинтересованно осмыслены и творчески осуществлены, ведь качество языкового образования тем выше, чем богаче культурная среда обучения» [7, с. 9].
В условиях комплексной модернизации российского образования реализация данных положений осуществляется путем введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по русскому языку, где приоритетным является аксиологический подход. Внедрение ФГОС предполагает разработку основной образовательной программы ступени школьного образования в ходе проектирования содержания образова-
ния, обновления воспитательных систем общеобразовательных учреждений, комплексов обучающих технологий, систем оценки образовательных достижений.
С точки зрения компетентностного подхода, реализованного федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения по русскому языку, аксиологическая направленность обеспечивается в первую очередь формированием культуроведческой компетенции, которая предполагает «осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом» [18, с. 6].
Проблеме формирования культуроведческой компетенции в последнее время уделяется особое внимание. По мнению Е. А. Быстровой, для решения этой задачи необходимо «не предлагаемое сегодня в учебниках эпизодическое знакомство с высказываниями о богатстве, выразительности русского языка, а создание определенной системы, раскрывающей феномен отечественного языка как одной из значимых ценностей русского народа» [5, с. 9]. При создании подобной системы необходимо определить круг ценностных ориентаций, а также пути их введения. Исследователи С. И. Львова, Л. И. Новикова, Н. Л. Мишатина, Л. А. Ходякова и другие предлагают отбирать ценностно значимые компоненты национальной концептосферы - концепты, на основе которых следует формировать мировоззрение учащихся [11; 16; 23; 13]. Концепт обладает главным качеством для выражения ментальности народа: способностью концентрировать в себе результаты дискурсивного мышления в их образно-оценочном и ценностно-ориентированном представлении [1, с. 115-116].
Концептуальный анализ показывает, что подсознание обращено, прежде всего, к прецедентным словам и выражениям. В этом отношении следует согласиться с Ю. А. Сорокиным в том, что прецедент - знак ментальности. Понятие «прецедентный текст» введено Ю. Н. Карауловым и получило дальнейшее развитие в работах Г. Г. Слышкина, В. В. Красных, Д. Б. Гудкова, Н. Д. Бурвиковой [20; 9; 6]. Прецедентные тексты представляют собой речевые образования, «значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, и, наконец, такие, обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности» [8, с. 216].
По мнению Д. Б. Гудкова, В. В. Красных и других ученых, обращение к прецедентным текстам не случайно, так как они являются частью когнитивной базы, известны всем носителям языка; они имеют устойчивый инвариант восприятия и выступают как эталоны художественных текстов вообще [6; 9]. Восприятие прецедентных феноменов носителями одного языка мо-
жет разниться. Нельзя отрицать существование связи: символ прецедента -инвариант восприятия. Кроме того, прецедентные тексты отсылают коммуникантов к фоновым знаниям, которые появляются у человека в процессе познания и освоения мира. Фоновые знания представляют собой «ячейки культуры в ментальном мире человека, существующие в виде понятий, знаний, ассоциаций, переживаний в сознании человека» [10, с. 11]. Формирование подобных знаний и связей является основной задачей изучения прецедентных феноменов на уроках русского языка в школе.
В рамках исследования нами проведена диагностика психолингвистических особенностей восприятия прецедентных феноменов учащимися 9 классов и разработан комплекс вопросов и заданий, актуализирующих в сознании респондентов сведения о некоторых прецедентных феноменах. Данный комплекс выполняет как диагностирующую функцию, так и обучающую, поскольку задания и вопросы сформулированы таким образом, что они дают школьникам определенную культуроведческую информацию, а именно, знакомят с пословицами и поговорками других народов мира; с зоосравнениями, показывающими отличия в культурах различных народов в их восприятии животных и обозначении качеств человека; с устойчивыми выражениями, связанными с историческими событиями и особенностями быта Древней Руси; со словами русского языка, которых нет в других языках мира. Кроме того, он выполняет контрольную функцию, проверяя наличие определенных знаний, умений и мировоззренческих установок учащихся, а также осуществляет функцию актуализации знаний и ассоциаций о культуре своего народа. Наконец, указанный комплекс выполняет воспитывающую функцию, нацеливая учащихся не только на презентацию своих знаний о языке и культуре народа, но и на размышления, предполагающие выявление и обоснование своего отношения к русской культуре.
Приведем примеры вопросов и заданий для учащихся 9 классов, направленных на выявление особенностей восприятия прецедентных феноменов (задания представлены выборочно).
Задание 1. В культурах различных народов животные обозначают качества человека. А какие качества обозначают указанные животные в русской культуре?
Образец: Змея у народов Востока символизирует мудрость, а в русской культуре ... (подлость).
1) Собака на Востоке считается нечистым и воровским животным, а в русской культуре собака символизирует ... .
Задание 3. С какими ценностями, качествами людей или историческими событиями связаны следующие крылатые слова и выражения? Опишите, в каких случаях они употребляются.
Образец: Аника-воин - нарицательное имя задиры, хвастающегося силой, но терпящего поражение.
1) Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
Задание 4. Продолжите пословицы и объясните их значение:
Образец: Голод не тетка... . - Голод не тетка, пирожка не подсунет. Употребляется по отношению к голодному человеку, который ест даже то, что не любит.
1) Не все коту масленица, ...
Задание 5. Прочитайте выдержки из газетных статей. Выпишите знакомые по литературным источникам выражения (прецедентные высказывания).
1) «Овсянка, сэр». Именно это выражение всплывает в первую очередь при слове «дворецкий». Мрачные, отсыревшие стены замка, огромные двери, Бэримор, сэр Генри. И тут примешивается вечно скабрезный дворецкий из сериала «Моя прекрасная няня» (В. Баршев // РГ, 2005, № 158).
Задание 8. Прочитайте трансформированные современными журналистами цитаты из литературных произведений. Восстановите их первоначальную форму. Каким проблемам, по Вашему мнению, были посвящены статьи, из которых извлечены данные выражения?
1) Про рок: и виждь, и внемли (П. Костенко // НГ, 2005, № 27).
Участниками эксперимента стали 60 учащихся 9 классов общеобразовательных школ г. Благовещенска. При обработке результатов диагностического комплекса выявлено, что абсолютное большинство учащихся имеют крайне низкий уровень восприятия прецедентных феноменов.
Учащиеся 9 классов относительно успешно справились с первым заданием, однако далеко не все смогли правильно указать, какие животные в русской культуре символизируют упрямство, лень, подлость. Крайне малое количество учащихся смогли объяснить прецедентные высказывания и указать их источник (задание 3). Задание 4, в котором нужно было продолжить пословицы и объяснить их значение, оказалось для многих учеников непосильным.
В заданиях 5-7 школьникам предлагалось не только выделить прецедентные феномены, но и оценить уместность/неуместность использования найденных выражений в данных контекстах. В задании 8 информантам были предложены трансформированные (переиначенные) журналистами прецедентные высказывания с просьбой восстановить их первоначальную форму. Участникам эксперимента следовало также предположить, чему были посвящены статьи, из которых извлечены данные выражения.
Для обработки результатов составлялись матрицы, в которых работы учеников шифровались номером (работы выполнялись анонимно), указывались номера заданий, максимальное количество баллов за каждое выполненное задание и максимальное количество баллов, которое можно было получить за все задания при условии их выполнения в совокупности. Задания 7 и 9 не оценивались по балльной системе. Результаты диагностики представлены в таблице, где обозначен средний балл и общий уровень выполненных заданий в процентах по каждому классу.
Таблица
Результаты диагностики учащихся 9-х классов
Класс (количество учащихся) номера заданий
1 (тах 10 б.) 2 (тах 10 б.) 3 (тах 5 б.) 4 (тах 5 б.) 5 (тах 10 б.) 6 (тах 10 б.) 8 (тах 10 б.) Итого: тах 60 б. Общий уровень (в %)
9А (21 учащихся) 7 8 2 3 3 2 4 29 48
9 Б (21 учащихся) 6 6 2 2 4 3 5 28 46
9В (18 учащихся) 4 5 3 3 5 3 4 27 45
Результаты проведенного эксперимента показали, что в отношении прецедентных высказываний литературного происхождения процесс узнавания зачастую ограничивается обобщенным уровнем и не переходит на уровень дифференцированный. Другими словами, информанты видят и узнают в текстах немаркированные цитаты, но затрудняются с указанием их источника.
Таким образом, формирование культуроведческой компетенции следует осуществлять с помощью аксиологически ориентированного дидактического материала - художественных текстов, русских народных пословиц, поговорок и прецедентных феноменов, определяющих особенности национальной ментальности. Данная компетенция предполагает способность учащихся к лингвоэстетическому анализу, т. е. узнаванию и пониманию национально-культурных компонентов в семантике слов культуроведческих текстов лингвистического и экстралингвистического содержания. Главная цель подобного обучения - донести до учащихся мысль об ответственности каждого за сохранение самобытности, богатства и чистоты родного языка.
Библиографический список
1. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие [Текст] / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2010. -288 с.
2. Бабунова, Е. С. Место культуры и ее этнических функций в этнокультурном образовании [Текст] / Е. С. Бабунова // Сибирский педагогический журнал. -2009. - №3. - С. 221-228.
3. Куликова, Л. Н. Взаимопонимание субъектов педагогического процесса [Текст] / Л. Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №2. -С. 166-180.
4. Ахметова, М. Н. Факторы становления субъектности учащихся в диалоговых отношениях обучения литературе [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №2. - С. 228-240.
5. Быстрова, Е. А. Аксиологический подход в преподавании русского языка в современной школе [Текст] / Е. А. Быстрова // Аксиологические аспекты методики
преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы Международной научно-практической конференции (19-20 марта 2009) / науч. ред. и составление: д. пед. н., проф., зав. кафедрой методики преподавания русского языка Дейкина А. Д.; д. пед. н., проф. Еремеева А. П.; д. пед. н., проф. Ходякова Л. А.; к. пед. н., доцент Янченко В. Д. - М.: МПГУ, Ярославль: РЕМ ДЕР 2009. - с. 7-9
6. Гудков, Д. Б. Прецедентные тексты и проблема восприятия русского текста в иноязычной аудитории [Текст] / Д. Б. Гудков // Актуальные проблемы языкознания. Сборник работ молодых ученых фил. ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова. - Вып. 2. -М.: Изд. МГУ, 1998. - с. 169-177.
7. Дейкина, А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка [Текст] / А. Д. Дейкина. - М.; Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2009. - 308 с.
8. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 263 с.
9. Красных, В. В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации [Текст] / В. В. Красных, Д. Б. Гудков, И. В. Захаренко, Д. В. Багаева // Вестник МГУ. - Сер. 9. - Филология. - 1997. - № 3. - С. 62-75.
10. Кузьминская, С. И. К вопросу о трансформационном характере использования воспроизводимых словесных комплексов в текстах массовой культуры [Текст] / С. И. Кузьминская // Язык и межкультурная коммуникация. - Майкоп, 2004. -№ 1. - С. 11.
11. Львова, С. И. Аксиологические основы современного школьного курса русского языка [Текст] / С. И. Львова // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: сб. науч. тр.: вып. 4 / сост., отв. Ред. Т. В. Симашко. - М.; Архангельск, 2009. - С. 444-448
12. Милинис, О. А. Личностная парадигма формирования ценностных ориентаций будущих педагогов [Текст] / О. А. Милинис // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 11. - С. 119-22.
13. Мишатина, Н. Л. Лингвокультурологический поход к развитию речи учащихся VII-IX классов: дис. канд. ... пед. наук: 13.00.02 [Текст] / Н. Л. Мишатина. -СПб., 2000. - 223 с.
14. Национальная доктрина развития образования до 2025 г. URL: http://www. dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm.
15. Беловолов, В. А. Образование и культура в развитии современного общества [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 1. - С. 28-39.
16. Новикова, Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры: дис. ... д-ра пед. наук: 13. 00. 02. [Текст] / Л. И. Новикова. - М., 2005. - 515 с.
17. Приказ № 393 от 11. 02. 2002 О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. URL: http://www. edu.ru/db/mo/Data/d_02/393. html
18. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. - М.: Просвещение, 2009. - 112 с. - (Стандарты второго поколения).
19. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
20. Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов [Текст] / Г. Г. Слышкин. - М.: Academia, 2000. - 139 с.
21. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г.)
22. Трапицына, О. Г. Формирование гуманистических принципов старшеклассников на уроках литературы [Текст] / О. Г. Трапицына // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 187-192.
23. Ходякова, Л. А. Культурный концепт как смысловая ценность текста [Текст] / Л. А. Ходякова // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы Международной научно-практической конференции (19-20 марта 2009) / Науч. ред. и составление: д. пед. н., проф., зав. кафедрой методики преподавания русского языка Дейкина А. Д.; д. пед. н., проф. Еремеева А. П.; д. пед. н., проф. Ходякова Л. А.; к. пед. н., доцент Янченко В. Д. - М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР 2009. - С. 17-20.
24. Яковлев, С. В. Аксиология как методологическая основа общей теории воспитания [Текст] / С. В. Яковлев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 1. - С. 28-39.