Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ'

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / СТУДЕНТ ВУЗА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осадчая Ирина Викторовна

В статье рассматриваются проблемы ценностного самоопределения студентов вуза в медиапространстве. Раскрываются особенности медиаобразования, которые могут помочь студентам в формировании собственной ценностной системы в современном информационном пространстве. Даётся определение понятия «ценностное самоопределение» и рассматриваются различные подходы к его трактовке. Анализируются актуальные вопросы, связанные с формированием ценностных смыслов студентов в условиях медиапространства. Раскрываются особенности ценностного самосознания личности в условиях медиаобразования. Ценностное самоопределение рассматривается как неотъемлемая часть профессиональной подготовки современного студента, раскрываются наиболее значимые аспекты формирования ценностных ориентаций в процессе подготовки специалистов в условиях университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE SELF-DETERMINATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE MODERN MEDIA SPACE

The article deals with the problems of value self-determination of university students in the media space. The features of media education that can help students in the formation of their own value system in the modern information space are revealed. The definition of the concept of "value self-determination" is given and various approaches to its interpretation are considered. The current issues related to the formation of students' value meanings in the media space are analyzed. The features of the value self-consciousness of the individual in the conditions of media education are revealed. Value self-determination is considered as an integral part of the professional training of a modern student, the most significant aspects of the formation of value orientations in the process of training specialists in university conditions are revealed.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Осадчая Ирина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ

МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы ценностного самоопределения студентов вуза в медиапространстве. Раскрываются особенности медиаобразования, которые могут помочь студентам в формировании собственной ценностной системы в современном информационном пространстве. Даётся определение понятия «ценностное самоопределение» и рассматриваются различные подходы к его трактовке. Анализируются актуальные вопросы, связанные с формированием ценностных смыслов студентов в условиях медиапространства. Раскрываются особенности ценностного самосознания личности в условиях медиаобразования. Ценностное самоопределение рассматривается как неотъемлемая часть профессиональной подготовки современного студента, раскрываются наиболее значимые аспекты формирования ценностных ориентаций в процессе подготовки специалистов в условиях университета.

Ключевые слова: ценностное самоопределение, университет, студент вуза, ценностные ориентации, медиапространство.

Annotation. The article deals with the problems of value self-determination of university students in the media space. The features of media education that can help students in the formation of their own value system in the modern information space are revealed. The definition of the concept of "value self-determination" is given and various approaches to its interpretation are considered. The current issues related to the formation of students' value meanings in the media space are analyzed. The features of the value self-consciousness of the individual in the conditions of media education are revealed. Value self-determination is considered as an integral part of the professional training of a modern student, the most significant aspects of the formation of value orientations in the process of training specialists in university conditions are revealed.

Key words: value self-determination, university, university student, value orientations, media space.

Введение. В современной России стремительно меняется ценностная система: сегодня мы стоим на пороге новых социальных изменений. Это связано, прежде всего, с тем, что в обществе происходит пересмотр множества традиционных ценностей, которые ещё недавно считались незыблемыми. В современном мире, в котором на смену традиционной системе ценностей пришла новая, более демократичная и свободная, как и в других сферах жизни общества, проблема ценностного самоопределения студентов становится всё более актуальной. Ведь от того, насколько они будут соответствовать общественным стандартам, зависит их дальнейшая судьба и карьера.

Проблема ценностного самоопределения является актуальной для любого общества, так как она определяет его развитие в целом. Для современного общества проблема ценностного самоосознания и самоопределения имеет первостепенное значение, поскольку от этого зависит процесс формирования личности. В процессе обучения в вузе у студента определяется собственная картина мира, которая, как правило, включает в себя ряд ценностей.

Ценностное самоопределение личности - это процесс, в ходе которого индивид осуществляет выбор ценностей в соответствии со своими целями и потребностями. В современной науке под ценностями понимаются объективно существующие, значимые для человека социальные ценности, которые он воспринимает как ценности, имеющие смысл. Необходимо определить основные уровни становления ценностных ориентаций будущего специалиста, осмыслить психологические особенности и факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций студентов. Этот процесс на современном этапе развития российского общества рассматривается как сложный, многоуровневый процесс, связанный с принятием определённых ценностей, которые формируются под влиянием социальных факторов (ценностных установок общества, семьи, образовательного учреждения, профессиональных сообществ и др.).

Изложение основного материала статьи. Сегодня необходимо изучить ценностное самоопределение как процесс и состояние студента, проанализировать его как объект, предмет и субъект в современном университетском пространстве, в том числе применяя эмпирические методы исследования ценностного самоопределения студентов вуза. Для достижения этих целей важно изучить теоретические аспекты проблемы. Необходимо осмыслить ценностное самоопределение как процесс и состояние студента, проанализировать его как объект, предмет и субъект в современном университетском пространстве, в том числе применяя эмпирические методы исследования ценностного самоопределения студентов вуза. Для достижения этих целей необходимо изучить теоретические аспекты проблемы, уточнить понятие «ценностные ориентации», «ценностное самоопределение», их структуры и особенности, исследовать влияние ценностных ориентации личности на её поведение и связь с психологическими особенностями личности.

Теоретические аспекты ценностного самоопределения тесно связаны с образом жизни современной молодёжи, её самоопределением, средой «потребления» контента, уровня медиакультуры. Философско-педагогический анализ категорий медиакультуры проводят И.В. Григорьева, Л.А. Иванова [1], а социолого-педагогический аспект формирования ценностно-смысловой компетенции освещается А.Н. Шикановой и О.Ф. Киреевой [14]. О.А. Иванова акцентирует внимание на сам процесс формирования медиакультурных навыков студентов [2]. А.А. Мельничук и М.Ю. Малкина в качестве эффективного средства формирования ценностного самоопределения студентов рассматривают медиа-клубы [3]. Проблему медиапространственной коммуникации с точки зрения аксиологических ориентаций поднимают Е.М. Николаева и П.С. Котляр [4]. О важности формирования ценностно-смыслового отношения студентов к медиапространству на основе образовательного опыта пишут Т.А. Ольховая и Т.И. Мясникова [5]. Важными ракурсами исследований становятся социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества [6], формирование образа вуза в медиапространстве с точки зрения проблемы самоидентификации [7]. Особую тревогу в современном обществе вызывает проблема становления профессиональной идентичности, в том числе, в цифровой образовательной среде [8].

Современные исследователи анализируют влияние медиапространства на досуговую деятельность современной молодёжи [9], на гражданское самосознание российской молодёжи [10]. Взаимосвязь ценностей со стилем медиапотребления студентов исследуют Н.В. Сиврикова, Д.Ю. Бережная [11]. Общие вопросы медиакомпетентнсоти освещаются С.Л. Троянской [12; 13].

Е.Р. Южанинова в своём диссертационном исследовании [15] рассматривает всемирную компьютерную сеть как пространство ценностного самоопределения студентов, которая стала своеобразной характеристикой нового времени и педагогическим феноменом. Сама аксиосфера интернета осмысляется как пространство ценностного самоопределения

студента вуза. Исследователем применяется аксиосинергетический подход к изучению ценностного самоопределения личности студента в аксиосфере интернета: выявляются закономерности и принцип, механизмы и предлагается модель.

Изучение и анализ факторов, влияющих на ценностное самоопределение студентов, выявление факторов, формирующих ценностные ориентации студентов, разработка методики, позволяющей осуществить ценностно-ориентированный подход к формированию ценностных ориентаций студентов в процессе обучения в вузе, формирование адекватных представлений о добре и зле - таковы основные ориентиры современных научных и методико-педагогических исследований в этой области.

Взросление современной молодёжи происходит в специфических условиях смены ценностей, изменений в системе российского образования, актуализации новых приоритетов, социальных отношений во всех сферах жизни. Каждый человек имеет возможность выражать себя через различные медиаплатформы. В частности, растёт активность студентов университетов в социальных сетях. Это связано с тем, что медиасреда даёт студентам возможность установить контакты с единомышленниками и поделиться мыслями со сверстниками со всего мира. Сегодня у студентов университетов есть доступ к различным средствам массовой информации, таким как веб-сайты социальных сетей, приложений для обмена видео.

Одним из наиболее важных аспектов жизни является то, как человек (особенно молодой) оценивает себя. В современном мире создаётся ощущение, что социальные сети сделали людей более открытыми, свободными и творческими, дали возможность легко общаться и обмениваться информацией. Однако эти платформы также привели к различным проблемам, таким как «киберзапугивание», социальная изоляция, правовые и этические проблемы сетевого общения и т.п. Поэтому очень важно понимать, как эти платформы можно использовать с пользой. Возникает проблема вариативного восприятия медиатекста (множественность трактовок), что становится непременным условием существования медиаобразования. В процессе реализации модернизации системы образования в условиях информатизации необходимо новое переосмысление профессиональной подготовки студентов с этой точки зрения. В поисках ценностных ориентиров и смысла жизни современный человек обращается не столько к философским учениям, сколько в медиапространство, в котором находит ответы на многие свои вопросы. И чем больше он узнает, тем сильнее его желание понять себя, познать окружающий мир и найти своё место в нём.

Можно выделить несколько основных подходов к рассматриваемой проблеме:

- философский;

- психологический;

- социологический.

Самое настораживающее сегодня в медиапространстве, в средствах массовой информации - это их способность формировать мировоззрение молодого поколения. Стремительный рост средств массовой информации создаёт в сознании людей новый набор ценностей. В нашей повседневной жизни молодёжь подвергается воздействию различного медиаконтента, который напрямую влияет на то, как она воспринимает мир. Университеты также имеют свои собственные средства массовой информации. Эта среда предоставляет обучающимся инструменты, необходимые им для принятия обоснованных решений относительно своего образования.

При попытке разобраться в ценностях современного российского студенчества ясно обозначаются две противоположные тенденции:

1) ориентир на так называемые «западные ценности» (прагматизм, индивидуализм, инициативность, самостоятельность и т.п.);

2) ориентир на устои, на свои исторические ценности, с опорой на русский менталитет (коллективизм, христианские добродетели, взаимопомощь и др.).

Ценностное самоопределение - естественный, закономерный процесс. Сделать его более интенсивным и продуктивным можно, создав специальные условия в образовательном пространстве вуза. В XXI веке средства массовой информации стали жизненно важной частью жизни каждого человека. Каждый человек имеет уникальный способ свободного самовыражения. Современные студенты применяют средства массовой информации для выражения своих идей, предпочтений и ценностей. Они используют медиасреду для обмена информацией, выражения мнений и решения социальных проблем. Кроме того, медиапространство стало и неотъемлемым источником развлечения.

Проанализировав различные теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций личности, на основе которых выделены основные критерии ценностного самоопределения студента, в качестве основных отметим следующие:

- собственная деятельность;

- направленность на других людей;

- направленность на себя;

- направленность на процесс;

- направленность на результат.

Методические аспекты исследования ценностного самоопределения студентов вуза в современном медийном пространстве определяют методологическую специфику с опорой на ценностные ориентации студентов в медиасреде, анализ ценностных установок студентов, изучение факторов, влияющих на формирование ценностной картины мира и ценностное самоопределение. При этом необходимо проследить связь ценностного самоопредения со стратегиями поведения студентов в современной медиасреде.

На основе анализа данных социологического исследования студентов, проводившегося в конце XX - начале XXI вв., определены тенденции развития ценностного самоопределения молодёжи в современном информационном обществе. Исследователи анализируют факторы, влияющие на процесс формирования ценностных ориентаций студентов, и выявляют особенности ценностной сферы студентов в информационном пространстве. Так, по мнению Т.А. Ольховой и Т.И. Мясниковой, исследование проблемы самоопределения студентов в медиапространстве, должно учитывать четыре ведущих показателя уровня её развития:

- медиакритика;

- знание о медиа;

- медиапотребление;

- медиаконструирование [5].

Современное медиапространство изменило способ взаимодействия молодёжи с миром. Эта новая эра открыла много новых возможностей для студентов и всего человечества. Теперь люди обладают большими возможностями, чем когда-либо: учиться, общаться, творить и создавать свою личную медиасреду. Медиаобразование помогает студентам осознать своё место в обществе, найти свой собственный путь в жизни. Оно способствует становлению у студентов ценностных ориентиров, которые в дальнейшем будут определять их ценностное отношение к миру и к себе. Современное медиапространство является источником информации и коммуникации. Это пространство играет активную роль в

формировании общественного мнения. Тем не менее, остаётся много вопросов, связанных с мышлением студентов университетов и тем, как они используют медиаконтент.

А.Н. Шиканова и О.Ф. Киреева выделяют следующие этапы формирования ценностно-смысловой компетентности студентов вуза:

- предэкспериментальный констатирующий этап педагогического эксперимента и его анализ;

- социологический анализ структурированности действий педагогико-социологического исследования;

- выборка социолого-педагогических условий, методов и приёмов работы по формированию ценностно-смысловой компетенции в условиях конкретного учебного заведения и группы студентов высшего учебного заведения;

- социолого-педагогический контрольный этап экспериментальной работы по формированию ценностно-смысловой компетенции в условиях высшего учебного заведения, подведение итогов работы [13].

При этом авторы предлагают выявить первоначальный уровень сформированности ценностно-смысловой компетенции и определить показатели взаимодействия и взаимозависимости условий для её успешного формирования, проведения формирующего этапа эксперимента.

По данным социологических исследований среди студентов высших учебных заведений, почти половина опрошенных считает, что в настоящее время существует тенденция к утрате молодёжью традиционных ценностей, многие молодые люди не верят в будущее своей страны, не хотят работать для её процветания, а хотят только получать деньги и развлекаться. В связи с этим, становятся особенно актуальными особенности медиаобразования, которые позволили бы им быть более подготовленными к восприятию и оценке различных медиатекстов. Студенческая молодёжь является самой активной частью общества: она не только обладает наибольшим объёмом информации, но и способна в силу своей мобильности, гибкости и подвижности, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В этом аспекте можно выделить следующие направления:

- формирование позитивного отношения к студенчеству как к самостоятельной социальной группе;

- содействие развитию самоорганизации студентов, их способности самообучаться, самосовершенствоваться, работать в коллективе;

- развитие у студентов навыков конструктивного общения и взаимодействия в процессе совместной деятельности;

- повышение уровня их знаний по вопросам организации самоуправления.

В исследовании Л.Г. Пак определены концептуальные положения социализации студентов вуза в эпоху цифрового общества, соотносимые с приоритетными направлениями педагогической науки и практики:

- обучение посредством действия (action learning, experiential learning, learning by doing, геймификации) в новых образовательных медиа форматах и социальной реальности;

- компетентностная составляющая в обучении (формирование цифровых компетенций в сквозной оси социальных и профессиональных компетенций);

- активизация и инициирование смешанных форм обучения, активное вовлечение обучающихся в работу в электронной информационно-образовательной среде [6].

При этом автор выделяет навыки двух типов - «жёсткие» и «мягкие»: «Овладение цифровыми технологиями, рассматривается как «жёсткие» навыки, выступающие необходимым, но недостаточным средством социализации студентов цифрового общества. Особый акцент ставится на ведущую роль «мягких» навыков» для социализации студентов вуза в цифровом обществе, объединяющих когнитивные способности (логическое и креативное мышление, комплексное решение проблем, скорость и гибкость в принятии решений) и социально-поведенческие аспекты (готовность к получению нового опыта функционирования в социальном и инфомире, навыки межличностного и межкультурного общения, добросовестность, субъекто-ориентированность, умение работать в команде, эмоциональная стабильность, стремление к компромиссам и т.д.)» [6].

Особенности ценностного отношения человека к действительности составляют основу, сущность и значение ценностного подхода к различным сферам жизнедеятельности. В последние годы в нашей стране происходит активное реформирование многих сфер общественной жизни, реализуется ряд проектов, направленных на формирование здорового образа жизни у молодёжи, её нравственное и духовное воспитание. В поисках ценностных ориентиров студенты отталкиваются от ценностных ориентаций, привитых семьёй - базовым институтом социализации.

Ценностное самоопределение студенческой молодёжи выступает как процесс формирования жизненной позиции личности. Ценностные ориентиры студентов должны быть осмыслены в дальнейшем с позиции теории социально-культурной детерминации, а также с позиций теории социокультурной модернизации.

В настоящее время в медиапространстве существует множество информационных источников, которые предлагают различные точки зрения на те или иные явления. Однако, как показывает практика, студенты не имеют возможности самостоятельно выстраивать своё мнение, в силу того, что они находятся под влиянием медиаконтента разного качества и, по сути, являются их потребителями.

Освоение ценностей у студентов может происходить по-разному. Можно выделить несколько этапов в этом процессе:

- внешнее освоение (не глубокое, освоение информативного плана). Такие ценности не соответствуют внутренним потребностям личности;

- эмоциональное освоение, не рациональное познание;

- освоение на уровне знаний. Ценности усвоены, но не являются ориентирами личности;

- освоение на уровне убеждения.

В университетах необходимо создать условия для развития творческих способностей и самореализации личности студента, развитие интеллектуального и культурного потенциала студентов, формировать потребность в здоровом образе жизни. Особенно важной становится профилактика асоциального поведения студентов, а также воспитание толерантности, повышение социальной активности.

Итак, ценностное самоопределение студентов, сама система ценностной ориентации, является важным регулятором активности студента, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями информационного общества. В проблеме самоопределения личности важным является понимание свободы, ответственности в жизни людей. Формирование ценностных ориентаций студентов в современном медиапространстве является механизмом личностного роста и саморазвития.

Выводы. В настоящей работе рассмотрены вопросы ценностного самоопределения студентов вуза в современном медийном пространстве, определены его особенности в условиях медиаобразования, а также способы включения в процесс ценностного саморазвития как в учебном процессе, так и во внеучебное время. Проведённое исследование показало, что у обучающихся есть потребность в саморазвитии, они обладают достаточными знаниями о процессах самоактуализации, но не всегда имеют представления о возможностях самореализации в современных условиях.

На основе анализа материалов исследования нами сделана попытка определить факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций студенческой молодёжи. Рассмотрены основные процессы, протекающие в процессе ценностного самоосознания личности в вузе. Ценностное самоопределение студента вуза может быть успешным в том случае, если будет:

- активно проводится анализ ценностного самоопределения студентов в контексте современной медиасреды;

- определена роль медиаобразования в процессе ценностного самоопределения студента;

- изучены особенности ценностных установок студентов, их отношение к профессиональной деятельности;

- определены ценности как основа жизнедеятельности человека, общества и государства.

Современные условия развития медиакоммуникационной сферы предполагают необходимость формирования у студентов медиакомпетентностей, в частности ценностного самоопределения. На основе проведённого исследования выявлено, что в настоящее время ценностное самоопределение нуждается в активном формировании, особенно в студенческой среде.

Литература:

1. Григорьева, И.В. Философско-педагогический анализ категорий медиакультуры (на примере понятия «Медиаобразовательное пространство») / И.В. Григорьева, Л.А. Иванова // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2013. - № 369. -С. 141-146

2. Иванова, О.А. Формирование медиакультурных навыков студентов в период профессиональной подготовки / О.А. Иванова // Вестник НВГУ. - 2019. - № 4. - С. 3-8

3. Мельничук, А.А. Медиа-клубы как средство формирования ценностного самоопределения студентов / А.А. Мельничук, М.Ю. Малкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 133. - С. 45-51

4. Николаева, Е.М. Медиапространственная коммуникация: проблема аксиологических ориентаций / Е.М. Николаева, П.С. Котляр // Вестник БГУ. - 2016. - № 3. - С. 30-38

5. Ольховая, Т.А. Развитие ценностно-смыслового отношения студентов к медиапространству: анализ образовательного опыта / Т.А. Ольховая, Т.И. Мясникова // Вестник ЧелГУ. - 2013. - № 22 (313). - С. 73-81

6. Пак, Л.Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества / Л.Г. Пак // Вестник ОГУ. - 2020. - № 5 (228). - С. 66-72

7. Палей, Е.В. Формирование образа вуза в медиапространстве и проблема самоидентификации / Е.В. Палей // Вестник ИвГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 2. - С. 70-79

8. Пфетцер, А.А. Цифровая образовательная среда как новое пространство становления профессиональной идентичности / А.А. Пфетцер // Вестник КемГУ. - 2021. -№ 4 (88). - С. 985-994

9. Салганова, Е.И. Влияние медиапространства на досуговую деятельность современной молодёжи / Е.И. Салганова, Л.И. Белова, Н.А. Гафнер, // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2022. - № 1. - С. 70-77

10. Селезнева, А.В. Гражданское самосознание российской молодёжи и медиапространство: «Нескладывающийся пазл» / А.В. Селезнева, А.Ф. Яковлева, Э.С. Ибрагимов // Galactica Media: Journal of Media Studies . - 2021. - № 4. -С. 109-138

11. Сиврикова, Н.В. Взаимосвязь ценностей со стилем медиапотребления студентов / Н.В. Сиврикова, Д.Ю. Бережная // СПЖ. - 2016. - № 60. - С. 166-180

12. Троянская, С.Л. Медиакомпетентность личности в процессе образования / С.Л. Троянская // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2014. - № 1. - С. 173-176

13. Троянская, С.Л. Развитие медиакомпетентности студентов / С.Л. Троянская // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 1 (23). - С. 144-147

14. Шиканова, А.Н. Социолого-педагогический аспект формирования ценностно-смысловой компетенции как интеграционного процесса в высшем образовании / А.Н. Шиканова, О.Ф. Киреева // Коммуникология: электронный научный журнал. - 2020. - № 4. - С. 70-80

15. Южанинова, Е.Р. Ценностное самоопределение студента университета в аксиосфере интернета: автореф. дисс. ... канд. пед. наук 13.00.01 / Екатерина Рафаэлевна Южанинова. - 2015. - Оренбург. - 45 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей развития профессионализма педагога начальной школы как акмеологической категории. В статье представлена структура акмеологической культуры профессионализма: акмеологический менталитет, акмеологическая креативность и ценностные ориентиры. В работе акцентируется внимание не только на профессиональных качествах педагога, которые развиваются при повышении профессионализма, но и его личностные качества. Автор статьи приходит к выводу, что именно формирование акмеологической компетентности, повышение нравственных качеств педагога, овладение профессиональными навыками являются результатом повышения профессионализма. Акцент делается именно на развитии нравственности и ценностных ориентиров педагога. Ключевые слова: профессионализм педагога, акмеологическая категория, начальное образование, развитие. Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of the development of the professionalism of an elementary school teacher as an acmeological category. The article presents the structure of the acmeological culture of professionalism: acmeological mentality, acmeological creativity and value orientations. The work focuses not only on the professional qualities of the teacher, which develop with increasing professionalism, but also his personal qualities. The author of the article comes to the conclusion that it is the formation of acmeological competence, the improvement of moral qualities of a teacher, the acquisition of professional skills that are the result of increasing professionalism. The emphasis is on the development of morality and value orientations of the teacher.

Key words: teacher's professionalism, acmeological category, primary education, development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.