■ ■ ■ Социолого-педагогический аспект формирования ценностно-смысловой компетенции как интеграционного процесса в высшем образовании
1 "2 Шиканова А.Н. , Киреева О.Ф.
1. Чувашский государственный университет (ЧГУ) им. И.Н. Ульянова, Чебоксары, Российская Федерация.
2. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.
Аннотация. В статье авторами рассматривается социологический аспект формирования ценностно-смысловой компетенции в высшем образовании с учетом новых требований заданных современными условиями развития личности обучающегося высшего учебного заведения. Целью данного исследования являлся социолого-педагогический анализ формирования ценностно-смысловой компетенции обучающихся. Опираясь на компетентностный подход современных стандартов образовательного процесса, авторами был предложен алгоритм социолого-педагогического анализа формирования ценностно-смысловой компетенции обучающихся высшего заведения. Был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого был установлен низкий уровень сформированности ценностно-смысловой компетенции обучающихся. В результате чего, все больше актуализируется проблема интеграции в высшее образование мероприятий социолого-педагогической направленности в достижении цели по формированию ценностно-смысловой компетенции. Вузовская образовательная среда обладает большими возможностями для формирования и развития ценностно-смысловых компетенций студентов. Важно комплексно и целенаправленно воздействовать на все элементы компетентности с учётом специфики учебных предметов. Интеграция учебных дисциплин различных образовательных областей имеет целью создание условий формирования целостного представления об обществе и формирования собственного отношения обучающегося к законам его развития.
Ключевые слова: ценности, ценностно-смысловая компетенция, обучающиеся высших учебных заведений, социологический аспект, интеграционный процесс в образовании.
Для цитирования: Шиканова А.Н., Киреева О.Ф. Социолого-педагогический аспект формирования ценностно-смысловой компетенции как интеграционного процесса в высшем образовании//Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Том 6. N°4. С. 70-80.
Сведения об авторах: Шиканова Анастасия Николаевна, старший преподаватель кафедры романо-германской филологии и переводоведения ЧГУ им. И.Н. Ульянова. E-mail: [email protected]; Киреева Ольга Феликсовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры управления информационными процессами ИГСУ РАНХиГС. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 19.09.2020. Принята к печати: 30.12.2020.
В образовательном процессе формирование ценностно-смысловой компетенции занимает важную роль и представляет собой одну из первоочередных задач современного общества. Так в указе Президента Российской Федерации Владимира Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» рассматривается необходимость обращения к ценностям — важной черте современного времени, одному из главных принципов государственной политики в области образования. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначена цель современного отечественного образования, которая заключается в социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Ценностно-смысловые компетенции
Важным условием гармонично развитой личности является формирование ключевых компетенций, что было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования посредством использования компетентностного подхода в обучении. Концепция формулирует социальный заказ образованию в ряде фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними. В частности, одним из важных аспектов современной образовательной парадигмы являются базовые компетенции, такие как ценностно-смысловая.
Социологический подход к изучению формирования ценностно-смысловой компетенции предполагает изучение взаимосвязи и взаимозависимости между социальным и личностным началами в поведении личности, являющиеся основой самосознания и саморегуляции поведения. На современном этапе российская система образования переживает серьёзные изменения, связанные с обновлением целевых ориентиров. Связано это с внедрением компетентностного подхода, основой которого является формирование компетенций предусмотренных образовательными стандартами, что влечет изменение всей педагогической системы, переход к новому типу обучения и воспитания. Воспитание и развитие личности - это комплексный процесс, требующий объединения усилий основного и дополнительного образования. Отсутствие интеграции в данный процесс снижает воспитательный потенциал образования в целом. Ключевым понятием данного подхода выступает понятие «компетенция».
Методы анализа сформированности ценностно-смысловой компетенции
Теоретической и методологической базой исследования являются как фундаментальные научные принципы социологической теории, так и прикладные положения социолого-педагогического и статистического, анализа личности обучающегося высшего учебного заведения. В процессе исследования и при формировании основных теоретико-методологических и практических положений результатов структурно-динамического анализа формирования ценностно-смысловой компетенции применяются мыслительно-логические методы.
Теоретические, методологические и практические методы количественной и качественной обработки изменений структурного и динамического потенциала формирования ценностно-смысловой компетенции позволяют реализовать задачи новой парадигмы образовательного процесса. Придерживаясь целеполагания и организации совокупности технологий, методов и приемов организации учебной деятельности в образовательном процессе и совершенствование взаимосвязей между субъектами и объектами социолого-педагогической деятельности по формированию ценностно-смысловой компетенции требует гармоничной упорядоченности действий для обеспечения стабильного устойчивого развития личности обучающегося высшего учебного заведения [КИ^огекоу].
Результатами исследования являются теоретические, методологические и практические положения анализа сформированности ценностно-смысловой компетенции в структуре и динамике образовательного процесса, учитывающие приращения знаний в области социологической теории и практики.
Социолого-педагогический анализ формирования ценностно-смысловой компетенции
Такой анализ включает в себя оценку и динамику показателей развития личности студентов вуза, опираясь на компетентностный подход современных стандартов образовательного процесса.
Алгоритм социолого-педагогического анализа формирования ценностно-смысловой компетенции студентов высшего заведения включает в себя последовательные этапы: 1) предэкспериментальный констатирующий этап педагогического эксперимента и его анализ -выявление первоначального уровня сформированности ценностно-смысловой компетенции; 2) социологический анализ структурированности действий педагогико-социологического исследования - определение показателей взаимодействия и взаимозависимости условий для успешного
формирования ценностно-смысловой компетенции, проведение формирующего этапа эксперимента; 3) выборка социолого-педагогических условий, методов и приемов работы по формированию ценностно-смысловой компетенции в условиях конкретного учебного заведения и группы студентов высшего учебного заведения; 4) социолого-педагогический контрольный этап экспериментальной работы по формированию ценностно-смысловой компетенции в условиях высшего учебного заведения, подведение итогов работы. Так, в ходе проведения констатирующего этапа эксперимента выяснилось, что у большинства студентов имеется начальное представление и некоторый уровень сформированности ценностно-смысловой компетенции, который может соответствовать низкому уровню.
Актуализация мероприятий социолого-педагогической
направленности и концентрация усилий педагогического коллектива вуза в достижении цели по формированию ценностно-смысловой компетенции привели к наметившемуся изменениям показателей и увеличению коэффициентных результатов экспериментальной деятельности на формирующем этапе эксперимента.
Из представленной ниже диаграммы видно, что на контрольном этапе эксперимента динамика сформированности характеризуется критериальным увеличением показателей, что свидетельствует о планомерном процессе формирования ценностно-смысловой компетенции в условиях современного интеграционного образовательного процесса высшей школы, заданного ФГОС ВО (рис 1).
Рис.1. Динамика сформированности ценностно-смысловой компетенции в современном интеграционном образовательном процессе.
Динамика взаимосвязных социолого-педагогических компонентов процесса интеграции в образовании в решении задачи по формированию ценностно-смысловой компетенции обусловлена своевременным
использованием алгоритмов построения всего процесса обучения в высшей школе в современной парадигме образования и может послужить толчком к реорганизации образовательного процесса с учетом новых требований заданных современными условиями развития личности обучающегося высшего учебного заведения.
Методика развития ценностно-смысловой компетентности
На основе проведённой работы и полученных данных, нами были внесены коррективы в методику развития ценностно-смысловой компетентности, в частности:
- учёт индивидуальных особенностей личности обучающихся высшего учебного заведения;
- разработка системы специальных познавательно ориентированных приемов методов и задач ориентированных на обучающихся высшего учебного заведения;
- включение источников аксиологической направленности, их разбор и анализ.
Результативность эксперимента доказывает, что сформированность ценностно-смысловой компетенции помогают:
- уметь адекватно оценивать своих способностей и возможностей в дальнейшей деятельности;
- иметь мотивацию для приобретения знаний для получения образования и успешного личностногосамоопределения и карьерного ростав будущем;
- уметь проявлять самостоятельными;
- в выборе ценностей отдавать приоритет таким общечеловеческим ценностям как здоровье, семья, работа;
- уметь формулировать собственные ценностные жизненные ориентиры;
- владеть способами самоопределения в сложных ситуациях выбора;
- владеть знаниями по мироустройству, ориентироваться в нем [Демченко: 165-168].
Формирование ценностно-смысловой компетенции особенно значимо для студентов. Вузовская образовательная среда обладает огромным потенциалом в плане формирования ценностно-смысловых компетенций студентов, что обеспечивает успешную жизнь индивиду как части общества. Для развития у обучающихся ценностно-смысловых компетенций наиболее эффективной является интеграция в образовательный процесс воспитательного компонента, несущего мотивационно-смысловую нагрузку. Совершенствование данного компонента образовательной среды, а также оптимальное использование методологических и методических инструментов учебного и воспитательного процессов позволяет обеспечить выпускника полным
набором ключевых компетенций. Окончательный результат освоения этих ключевых компетенций - успешное развитие и эффективное функционирование как личности, так и социума.
Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные [Волкова, Шеболкина: 131]:
а) с ценностными ориентирами. Это те ценности,которые приобретаются личностью в процессе социализации. Данные компетенции относятся к способности личности осознавать свою роль и смысл существования, понимать и ориентироваться в окружающем мире;
б) с личностными смыслами как с проживаемой системой знаний, понятий и ценностей. Это особое социально-психологическое и психолого-педагогическое состояние индивида в архитектуре определенной позиции. В качестве сущностной составляющей ценностного отношения студентов можно выделить способность превращать общественные ценности в индивидуально значимые. Это и возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения;
в) с мировоззрением, отвечающим за ценностные ориентиры студента. Важно понимать, что формирование и развитие ценностных установок индивида в личностную позицию и поступки происходит на всех этапах личностного развития.
Интеграция социального опыта
Сущностью образовательного процесса при этом становится интеграция социального опыта в личный, духовный опыт индивида через приобщение к культуре во всем ее богатстве. Вопрос личностного самоопределения, непосредственно связан с формированием мировоззренческих компетенций студента, формирующихся в процессе воспитания. Следовательно, формирование и развитие мировоззренческих компетенций обучающегося и процесс жизненного самоопределения находятся в прямой зависимости друг от друга, актуализируя и активизируя механизм протекания обоих процессов.
Созидательная активность индивида по претворению ценностей, личностных смыслов и мировоззрения в социальную реальность. Траектория профессионального развития студента зависит от его личностного развития и субъектного опыта, от гармонизации индивидуальности и общности.
Уровень личности - это уровень ее ценностно-смысловой детерминации. Созидательная активность студента будет зависеть от его социальной самореализации, от соответствия критериям социальной жизненной успешности, от осознания своей роли и предназначения. Следовательно, высшее учебное заведение дает не просто набор ценностей, а помогает студенту их принять как собственные жизненные
регуляторы и учит использовать их практически. Сформированные в процессе образования в вузе ценностно-смысловые компетенции помогут выпускнику обеспечить успешное участие в жизни социума. Тем самым усиливается ответственность вузовской образовательной среды за построение будущей траектории деятельности каждого выпускника, признается его уникально-неповторимая ценность.
Интегральность компетентностного подхода обусловлена способностями индивида реализовывать полученные знания, умения и навыки в соответствии с приобретенными личностными качествами и ценностными ориентациями. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в учебной и социальной деятельности. Формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций предусматривает полное целенаправленное воздействие на все элементы компетентности с учётом специфики учебных предметов. Это достигается через интеграцию учебных дисциплин различных образовательных областей с целью накопления опыта, деятельности и формирования ценностно-смысловых компетенций. В целом, интеграция имеет целью создания условий формирования целостного представления об обществе и формирования собственного отношения студента к законам их развития. Она выступает как целостный процесс при особом виде коммуникативного взаимодействия и межличностного общения субъектов. Следовательно, уклад и особенности студенческой жизни, самые разнообразные виды деятельности (учебная, научная, общественная и т.д.) способствуют формированию ценностно-смысловой компетентности.
Выводы
Формирование и развитие ценностно-смысловой компетенции особенно важно в образовательном процессе студентов. Оно предусматривает комплексное целенаправленное воздействие на все компоненты компетентности с учётом специфики учебных дисциплин различных образовательных областей. Следовательно, интеграционный процесс в высшем образовании включает в себя внедрение воспитательного компонента, несущего мотивационно-смысловую нагрузку, а также интеграция учебных предметов и разнообразных видов деятельности студентов, которые способствуют формированию ценностно-смысловой компетентности. Это позволяет обеспечить учащегося высшего учебного заведения полным набором ключевых компетенций, что способствует формированию его целостного представления об обществе и успешному развитию личности студента.
В ходе социолого-педагогического анализа формирования ценностно-смысловой компетенции студентов вуза выяснилось, что у большинства студентов имеется начальное представление и низкий уровень сформированности ценностно-смысловой компетенции. Авторами
был проведен педагогический эксперимент, в результате которого можно сделать выводы о необходимости планомерного процесса формирования ценностно-смысловой компетенции в образовательном процессе высшей школы. Актуальность компетентностного подхода обусловлена способностями студента реализовывать компетенции в соответствии с приобретенными личностными качествами и ценностно-смысловыми ориентациями [Соколова Д.А. и др.: 157]. В современных реалиях задачей образовательного процесса становится интеграция социального опыта в личный опыт студента, что обеспечивает его успешное участие в жизни социума. Тем самым усиливается ответственность вузовской образовательной среды за построение будущей траектории деятельности каждого выпускника. Все это подчеркивает важность интеграции мероприятий социолого-педагогической направленности, концентрации усилий педагогического коллектива вуза в образовательный процесс.
Источники
Демченко З.А. (2020). Формирование у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности. В сборнике: Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении. Коллективная монография. Авторы составители: М.Н. Стриханов, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. Москва. С. 162-168.
Волкова О.А., Шеболкина Е.П. (2020). Возможности формирования, диагностики и мониторинга ценностно-смыслового компонента компетенций студентов технического вуза // Высшее образование в России. Т. 29. № 2. С. 127-140.
Соколова Д.А., Курылева Л.А., Селиванова Т.В. (2017). Ценностно-смысловые компетенции как основа личностно-профессионального саморазвития студентов // Проблемы высшего образования. № 2. С. 156-158.
Alshumaimeri, Y. A.,& Almasri, M. M. (2012). The effects of using WebQuestsonreading comprehension performance of Saudi EFL students. Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET, 11(4), 295-306.Retrieved from https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ989279.pdf62Technium Vol. 2, Issue 7, pp. 54-63 (2020)ISSN: 2668-778Xwww.techniumscience.com
Battal, Z. M. B. (2016). Special education in Saudi Arabia.International Journal of Technology and Inclusive Education,5(2), pp. 880-886.
Volkova, O. A. (2017). On the formation of value-semantic competencies of future engineers.Higher education in Russia, 4, pp.144-150.
Demchenko, Z. A. (2012). Personal meaning as a vector for the development of the subject's value position in research activities. Siberian pedagogical journal, 5, pp.18-23.
Kauffman, J. M., Hallahan, D. P., & Pullen, P. C. (2017). Handbook of special education(2nd ed.). NewYork, NY: Routledge.
Kirsanov, V. M. (2013). Assessment of the value-semantic sphere of students of various training profiles. Bulletin Of St. Petersburg State University, 12 (3), pp.101-106.
Daniel K. (2007). Standardization Techniques for Grade-Inflation Problems at Higher Educational Institutions of Ethiopia: The Case Of Addis Ababa. Assessment & Evaluation in Higher Education, ISSN:0260-2938, 33(1), 33.
Mudarisova, A. A. (2014). Socio-cultural model of the formation of value-semantic competencies of young people in the conditions of leisure. Bulletin of Tambov University, 2(3), pp. 103-108.
Tarkov, A. I. (2012). Development of value-semantic competence in the learning process on the example of disciplines of the Humanities cycle.Young scientist, 10 (45), pp. 390-392.
Khutorskoy, A. V. (2019). Structure and content of the competence textbook for universities.Bulletin of the Institute of human education, 1, 1.
Reichert S., Tauch Ch. (2003). Trends in Learning structures in European Higher Education III. Bologna fours year after: Steps towards sustainable reform of higher education in Europe. (Trends III report). EUA Graz convention. 29-30 May 2003. Europeuniversityassociation.
Socio-pedagogical aspect of the formation of value-semantic competence as an integration process in higher education
Shikanova A. N., Kireeva O. F.
Chuvash State University (CHSU), Cheboksary, Russian Federation. Russian Presidential
Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation
Abstract. In the article, the authors consider the sociological aspect of the formation of value-semantic competence in higher education, taking into account the new requirements set by modern conditions for the development of the personality of the student of the higher educational institution. The purpose of this study was a socio-pedagogical analysis of the formation of value-semantic competence of students of the Cheboksary Cooperative Institute. Based on the competence approach of modern standards of the educational process, the authors proposed an algorithm for the socio-pedagogical analysis of the formation of value-semantic competence of students of higher education. A pedagogical experiment was conducted, during which a low level of formation of value-semantic competence of students was established. As a result, the problem of integration of socio-pedagogical activities in higher education in achieving the goal of forming value-semantic competence is becoming more and more relevant. The university educational environment has great opportunities for the formation and development of value-semantic competencies of students. It is important to comprehensively and purposefully influence all the elements of competence, taking into account the specifics of academic subjects. The integration of academic disciplines of various educational fields is aimed at creating conditions for the formation of a holistic view of society and the formation of the student's own attitude to the laws of its development.
Key words: values, value-semantic competence, students of higher educational institutions, sociological aspect, integration process in education.
For citation: Shikanova A. N., Kireeva O. F. Socio-pedagogical aspect of the formation of value-semantic competence as an integration process in higher
education//Kommunikologiya: electronic scientific journal. 2020. Vol. 6. No 4. P. 7080.
Inf. about the authors: Anastasia N. Shikanova, Senior Lecturer, Department of Romano-Germanic Philology and Translation Studies, I. N. Ulyanov CHSU: E-mail: [email protected]; Olga Kireeva, Candidate of Social Sciences, Associate Professor of the Department of Information Process Management, IGSU RANEPA; E-mail: [email protected]
Received: 19.09.2020. Accepted: 30.12.2020. References
Alshumaimeri Y. A., & Almasri M. M. (2012). The effects of using WebQuestsonreading comprehension performance of Saudi EFL students. Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET, 11(4), 295-306.Retrieved from https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ989279.pdf62Technium Vol. 2, Issue 7, pp. 54-63 (2020)ISSN: 2668-778Xwww.techniumscience.com
Battal Z. M. B. (2016). Special education in Saudi Arabia.International Journal of Technology and Inclusive Education, 5(2), pp. 880-886.
Daniel K. (2007) Standardization Techniques for Grade-Inflation Problems at Higher Educational Institutions of Ethiopia: The Case Of Addis Ababa. Assessment & Evaluation in Higher Education, ISSN:0260-2938, 33(1), 33.
Demchenko Z. A. (2020). Formation of the university students ' value-positive attitude to research activities. In the collection: Innovative processes in professional and higher education and professional self-determination. Collective monograph. Authors: M. N. Strikhanov, E. N. Gevorgyan, N. D. Podufalov. Moscow, 2020, pp. 162-168. (In. Rus.).
Demchenko Z. A. (2012). Personal meaning as a vector for the development of the subject's value position in research activities. Siberian pedagogical journal, 5, pp.18-23
Kauffman, J. M., Hallahan, D. P., & Pullen, P. C. (2017). Handbook of special education (2nd ed.). NewYork, NY: Routledge.
Khutorskoy A. V. (2019). Structure and content of the competence textbook for universities.Bulletin of the Institute of human education, 1, 1.
Kirsanov V. M. (2013). Assessment of the value-semantic sphere of students of various training profiles. Bulletin Of St. Petersburg State University, 12 (3), pp.101-106.
Mudarisova A. A. (2014). Socio-cultural model of the formation of value-semantic competencies of young people in the conditions of leisure. Bulletin of Tambov University, 2(3), pp. 103-108.
Reichert S., Tauch Ch. Trends in Learning structures in European Higher Education III. Bologna fours year after: Steps towards sustainable reform of higher education in Europe. (Trends III report). EUA Graz convention. 29-30 May 2003. Europe university association, 2003.
Sokolova D. A., Kuryleva L. A., Selivanova T. V. Value-semantic competencies as the basis of personal and professional self-development of students. 2017. No. 2, pp. 156-158. (In Rus.).
Tarkov A. I. (2012). Development of value-semantic competence in the learning process on the example of disciplines of the Humanities cycle.Young scientist, 10 (45), pp. 390-392.
Volkova O. A., Shebolkina E. P. (2020). Possibilities of formation, diagnostics and monitoring of the value-semantic component of the competencies of students of a technical university // Higher education in Russia. Vol. 29, No. 2, pp. 127-140. (In Rus.).
Volkova O. A. (2017). On the formation of value-semantic competencies of future engineers. Higher education in Russia, 4, pp.144-150.
■ ■ ■ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕДИАПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССОРА С.А. КРАВЧЕНКО (ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ «СОЦИОЛОГИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ»1)
Шарков Ф.И.
Московский государственный институт международных отношений (У) МГИМО МИД РФ, Москва, Российская Федерация.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Аннотация. В статье проводится анализ материалов монографий, учебников, учебных пособий, научных статей Сергея Александровича Кравченко, связанных с проблематикой социологии цифровизации. Показывается система концепций, авторских научных подходов и взглядов, сформировавших стройную научно-инновационную парадигму гуманистически ориентированной цифровизации медиапространства. Автор демонстрирует научно важный результат, который вносит большой новый значительный вклад в изучение проблем становления и активного развития цифрового социального пространства. Социология цифровизации рассматривается профессором Кравченко как новая социологическая парадигма. Генерация гибридных макро-микрорисков в процессе цифровизации формирует факторы, усложняющие характер и содержание риска, зависящие от множества культурных, экономических, политических и, конечно, социотехнологических процессов, к которым относится и цифровизация. Сергей Александрович представил влияние технологических инноваций и цифровизации на характер и содержание уязвимостей. Рассматриваемые им современные метаморфозы имеют, соответственно, сложные причины своего зарождения: ими могут быть как внешние факторы, прямо или опосредованно связанные с ненамеренными последствиями рациональной, прагматической деятельности человека, так и внутренние факторы, проявляющиеся в виде саморазвития, аутопойезиса тех или иных реалий. Альтернативные социо-цифро-природные реалии будущего рассматриваются через призму цифровизации.
Ключевые слова: цифровизация медиапространства, риски, угрозы, социология цифровизации
1 Фрагменты учебника С.А. Кравченко «Социология цифровизации», сохраняя авторство, интерпретируются автором статьи для обоснования Научно-инновационной парадигмы гуманистически ориентированной цифровизации медиапространства, сформированной Сергеем Александровичем, и воспроизводятся с согласия владельцев авторских прав. В случае использования элементов указанного учебника, авторские цитаты не закавычиваются и не трансформируются, чтобы не нарушить восприятие авторского текста, поскольку в основном здесь воспроизводится авторский текст основателя парадигмы