Научная статья на тему 'Ценностное отношение к здоровью у студентов: дефинитивная характеристика, компонентный состав, содержательный аспект'

Ценностное отношение к здоровью у студентов: дефинитивная характеристика, компонентный состав, содержательный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
785
1091
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ / VALUE RATIO / THE FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Ксения Андреевна, Тюмасева Зоя Ивановна

В статье рассматривается актуальность формирования ценностного отношения подрастающего поколения к своему здоровью, раскрываются предпосылки и дается характеристика основных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value attitude to health at students: the definitive characteristic component composition, the content aspect

This article discusses the relevance of the formation of value attitude of the younger generation to their health, describes the background and characteristics of the basic concepts.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение к здоровью у студентов: дефинитивная характеристика, компонентный состав, содержательный аспект»

УДК 378 ББК 74.48

Пономарева Ксения Андреевна

ассистент

кафедра социальной педагогики и социальной работы Шадринский государственный педагогический институт

г. Шадринск Тюмасева Зоя Ивановна доктор педагогических наук, профессор

кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Ponomareva Ksenya Andreevna Assistant

of the chair of social pedagogy and social work Shadrinskiy State Pedagogical Institute Shadrinsk Tyumaseva Zoya Ivanovna doctor of pedagogical Sciences, Professor

of the Department of safety and bases of medical knowledge Chelyabinskiy State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]

Ценностное отношение к здоровью у студентов: дефинитивная характеристика, компонентный состав, содержательный аспект Value attitude to health at students: the definitive characteristic component

composition, the content aspect

В статье рассматривается актуальность формирования ценностного отношения подрастающего поколения к своему здоровью, раскрываются предпосылки и дается характеристика основных понятий.

This article discusses the relevance of the formation of value attitude of the younger generation to their health, describes the background and characteristics of the basic concepts.

Ключевые слова: ценностное отношение, формирование ценностного отношения к здоровью.

Key words: value ratio, the formation of value attitude to health. Проблема состояния и поддержания здоровья студенчества в условиях

уральского региона на сегодняшний день является актуальной. Анализ здоровья обучающейся молодежи позволяет сделать вывод о том, что имеется негативная тенденция в ухудшении здоровья населения и, в особенности, такой

незащищенной! группы, как студенты.

Наиболее! важными! чертами! студенческого! возраста являются: самопознание, самоутверждение, самостоятельность, самоопределение, максимализм, коллективизм, самовоспитание.

Таким! образом,! студенческий возраст это! заключительный! этап! поступательного! возрастного! развития! психологических! возможностей! организма.

Исходя из! актуальности! проблемы! отметим, что! для! нашего! исследования! определение! понятия! «здоровье»! имеет! первостепенное! значение, так! как, согласно общепризнанной точке зрения современных ученых, его сохранение и! укрепление! в! значительной! мере! зависит! от! образа жизни! самого человека. Большинство! исследователей! отмечает неограниченные! возможности! человеческого! организма в! созидании! собственного! здоровья.! Учитывая, что! только сущностных определений здоровья в настоящее время насчитывается более 300,! рассмотрим! обобщенные представления! о! понятии! «здоровье»! с! точки зрения различных исследовательских позиций [6].

Биологическая.! Биологическое! благополучие! — нормальная! (непатологическая! наследственность), полноценная! деятельность! органов! и! всего! организма.

Медицинская. Физическое! и! психическое! благополучие! — телесная полноценность, нормальные! психические! и! физические! функции, отсутствие болезней и повреждений.

Экологическая. Отношение в системе «человек — общество — окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму.

Социальная. Нормальная! деятельность! человека в! обществе! — активность, ответственность, труд, воспитание! детей, семейное! благополучие.

Демографическая. Относительная сбалансированность! основных характеристик населения, в целом, и отдельных этнических групп — численно-

сти, рождаемости, смертности, плотности, при учете общей заболеваемости и инвалидности.

Экономическая. Экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, определяющей финансовые показатели.

Психологическая . Гармоничность личности на основе сформированно-сти познавательных процессов - воспитания, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально-волевой аспект.

Педагогическая. Состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально ценностный опыт, необходимый для жизни, труда и творчества.

Кулътурологическая. Состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, государственной, региональной и национальной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, выборе культуросообразного образа жизни.

Таким образом, существующие трактования понятия «здоровье» характеризуют его как системное интегральное явление. Это находит подтверждение в отношении к роли здоровья, закрепленном в Законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей ... »

[3].

Состояние здоровья молодежи — важнейший фактор безопасности государства и устойчивого развития личности. Общество предъявляет к современному вузу определенные требования по подготовке выпускника как личности, обладающей высокой степенью информированности и развитости специализированных профессиональных умений, с высокой культурой, в том числе и в вопросах здоровья. Но низкий уровень здоровья студентов (в сред-

нем! у! каждого! регистрируется по! 2-3! патологии)! и! высокий уровень! употребления ими здоровьеразрушающих психоактивных веществ свидетельствуют о несформированности у них ценностного отношения к здоровью.

Предпосылками! необходимости формирования! у| студентов! ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе их профессиональной подготовки являются:

• отсутствие! у! студентов! бережного! отношения! к! своему! здоровью;

• отсутствие! необходимости,! потребности,! долга перед! самим! собой следить за своим здоровьем;

• отсутствие! привычки вести здоровый образ! жизни;

• недостаточная! база знаний о! психическом! и физическом! здоровье, о здоровом образе жизни, о формах и методах укрепления и сохранения здоровья, о правилах ведения здорового образа жизни;

• несформированносты умений использовать знания о! здоровье на! практике, решать оздоровительные задачи, вести здоровый образ жизни, отсутствие опыта ведения здорового образа жизни;

• невысокий рейтинг здоровья в! системе! ценностных ориентаций.

Ценностное отношение — сознательная! избирательная! связь! человека! со^! значимыми! для! него! объектами! и! явлениями,! выражающая активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных

поступков. Отношения формируются и развиваются в процессе накопления и интеграции всего жизненного опыта личности. Отношения выступают в роли

своего рода «костяка» субъективного мира личности, а эффективность воспитательной деятельности характеризуется именно тем, в! какой! мере! она! обеспечивает! формирование! и! развитие ценностных! отношений.

Именно формирование ценностного отношения к здоровью студентов

является одной из приоритетных задач в современной концепции физической культуры, основанной на принципах гуманистической педагогики и психологии. Согласно концепции основными элементами физической культуры являются культура здоровья, двигательная культура и культура телосложения, а в качестве основных показателей личностной физической культуры выступают: отношение человека к своему здоровью, своему телу как ценности; характер этого отношения; уровень знаний об организме, физическом состоянии, средствах и методах оздоровления, средства, используемые для поддержания здоровья и умения по их применению, стремление оказать помощь другим людям в деятельности по оздоровлению и физическому совершенствованию.

Совершенствование организации физического воспитания должно базироваться на учете индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей человека, на обязательном соответствии содержания физической активности возрастным особенностям и закономерностям преобразования его физического и духовного потенциала, при этом предусматривается определенная свобода выбора форм, средств и методов физкультурных занятий с целью физического совершенствования и укрепления здоровья студентов.

Формирование ценностного отношения к здоровью студентов происходит только в личностно ориентированном педагогическом процессе и определяется наличием трех основных факторов: ценностно-ориентационным пространством, которое достигается путем интеграции всех форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учебном заведении; ценностно-ориентационной деятельностью, специфической особенностью которой является предоставление максимально возможной свободы выбора форм, средств и степени участия, индивидуализация педагогического процесса на основе получения и учета информации о состоянии здоровья, уровне физической подготовленности, особенностях отношения к здоровью и к физической культуре и спорту; рефлексией, т.е. процессами самопознания субъектом внутренних психических состояний и эмоциональных реакций, осознания действующим

субъектом того, как он воспринимается и оценивается другими участниками значимой совместной деятельности.

Таким образом, ценностно-ориентационная деятельность студентов должна включать следующие компоненты:

- когнитивный включает формирование! научных знаний о| человеке, средствах и методах укрепления здоровья, развитие рефлексивных способностей! (самоанализа,! самопознания,! самооценки);

- ценностно-мотивационный - это эмоциональная! составляющая! (оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностей и идеалов, формирование личностных мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности);

- деятелъностно-практический - это развитие! способностей,! освоение умений и навыков, позволяющих самостоятельно заботиться о сохранении и укреплении как своего здоровья, так и здоровья других людей, умения планировать свою деятельность;

- диагностический включает диагностику! уровней! физической! и! функциональной подготовленности, оздоровительных умений и навыков, уровня и характера! отношения! к! здоровью.

С! позиции! возможности! реализации! факторов! формирования! ценностного отношения к здоровью студентов среди различных форм организации физического воспитания в учебных заведениях предпочтение следует отдать формам внеклассной физкультурно-оздоровительной или физкультурно-спортивной работы в силу их продолжительности по времени и меньшей регламентированности.

Согласуясь по целям и содержанию с программно-нормативными документами, эти формы внеклассной работы или формы дополнительного образования в совокупности с уроками физической культуры образуют общее ценностно-ориентационное пространство и представляют собой интегратив-ные модели более глубокого освоения государственного стандарта с учетом

личностных интересов и потребностей студентов.

Таким образом, первостепенность задач формирования ценностного отношения к здоровью студентов обусловливает необходимость исследований по определению места здоровья в иерархии общечеловеческих ценностей, факторов влияющих на формирование ценностного отношения к здоровью и отношения к физической культуре и спорту, обобщение и анализ возрастных особенностей этих отношений, выявлению закономерностей их развития, определению педагогических условий их формирования, а также наиболее эффективных моделей организации педагогического процесса с использованием указанных проектов.

Библиографический список

1. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология [Текст] / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248с.

2. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие [Текст] / В.А. Бароненко, JI.A. Рапопорт. - М.: Альфа-М, 2003. - 352 с.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной думой от 29 декабря 2012 № 273 - ФЗ.

4. Пашин, А.А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании школьников: монография [Текст] / А.А. Пашин. - Пенза: ПГПУ, 2011. - 228 с.

5. Столяров, В.И. Спартианский универсализм: аксиология культуры, образа жизни и развития личности (Физическая культура и спорт в системе ценностей спартианской концепции универсализма) [Текст] // Физическая культура и спорт в свете истории и философии науки: учебное пособие / Под ред. А.А. Передельского. - М.: Изд-во «Физическая культура», 2011. - С. 391-429.

6. Тюмасева, З.И. Валеология и образование [Текст] / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. -СПб.: МАНЭБ, 2002. - 380 с.

Bibliography

1. Apanasenko, G.L. Medical valeology [Text] / G.L. Apanasenko, L.A. Popov. - Rostov n/D: Phoenix, 2000. - 248 p.

2. Baranenko, B.A. Health and physical education student: textbook. manual [Text] / B.A. Voronenko, L.A. Rapoport. - M: Alpha-M, 2003. - 352 p.

3. The law "On education in the Russian Federation", adopted by the State. Duma from 29 December 2012 № 273 - FZ.

4. Pashin, A.A. Formation of value attitude to health in physical education: monograph [Text] / A.A. Pashin. - Penza: PSPU, 2011. - 228 p.

5. Stolyarov, V.I. Spartiansky universalism: axiology culture, lifestyle and personal development (Physical culture and sport in the system of values spartiansky concept of universalism) [Text] // Physical culture and sport in the light of the history and philosophy of science: textbook / Ed. by A.A. Peredolskoe. - M.: Publishing house "Physical culture", 2011. - P. 391-429.

6. Tyumaseva, Z.I. Valeology and education [Text] / Z.I. Tyumaseva, B.F. Kvasha. - SPb.: MANEB, 2002. - 380 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.