ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ
ВУЗА
FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO HEALTH AT STUDENTS OF THE UNIVERSITY
Шавырина Светлана Васильевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия
Shavyrina Svetlana Vasilievna Ph. D, associate Professor of the department
«Applied physical culture»> Orel State University named after I.S. Turgenev,
Orel, Russia
Тюрина Ирина Владимировна доцент кафедры «Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия
Tyurina Irina Vladimirovna associate Professor of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I.S. Turgenev,
Orel, Russia
Тимохина Наталья Викторовна. старший преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия
Timohina Nataliya Viktorovna Senior Lecturer of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I.S. Turgenev,
Orel, Russia
Аннотация. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей и в сфере образования, и в сфере воспитания. В работе рассматривается проблема отношения к здоровью среди студенческой молодежи в ВУЗе Института филологии, условия формирования ценностного отношения к здоровью, приведены данные опроса, проведенного среди
первокурсников ВУЗА, целью которого было выяснить, что среди важных человеческих ценностей основное значение отдаётся здоровью.
Abstract. The preservation and strengthening of health of rising generation, formation of value attitude to health is a priority, and in education and in the field of education. This paper considers the problem of attitude to health among students at the University of the Institute of Philology, the conditions of formation of value attitude to health, given the data of a survey conducted among freshmen of the UNIVERSITY, the purpose of which was to find out that among the important human values, the main importance is given to health.
Ключевые слова: здоровье, ценностное отношение, студенты, образ жизни, сохранение здоровья, физическое воспитание.
Keywords: health, value attitude, students, lifestyle, health preservation, physical education.
Ценность здоровья отражает приоритетное направление деятельности государства и выражается в фундаментальном праве каждого гражданина на сохранение и развитие своего физического, духовного, социального потенциала с достижением наивысшей продолжительности активного периода жизни. Здоровье как ценность входит в состав национального богатства страны. Важность работы по сохранению и укреплению здоровья нового поколения выражается в сознании государством значимости ценности здоровья, поэтому формирование ценностного отношения к здоровью человека является важнейшей проблемой современности. А в этом особое место принадлежит системе образования. Педагоги вынуждены подготавливать подрастающее поколение к взрослой жизни: вырабатывать выносливость, укреплять иммунную систему, прививать любовь к здоровому образу жизни, проводить оздоровительные мероприятия, организовывать дискуссии, в которых бы обсуждались актуальные на сегодняшний день вопросы. Таким образом, это бы способствовало постепенному физическому, моральному и духовному обновлению нашего общества.
Студенческий возраст - наиболее активный возраст, в котором формируются основные ценности человека, определяющие жизненные цели и смыслы. Период студенчества сопровождается различными психологическими кризисами, что в свою очередь приводит к снижению эффективности учебной деятельности, к ухудшению самочувствия, стрессу и эмоциональной нестабильности. В связи с этим проблема ценностного отношения студентов к здоровью является очень важной, так как университет выпускает будущих врачей, учителей, юристов, и студентам необходим уже в студенческий период не только уметь равномерно распределять нагрузку, но и заботиться о собственном здоровье как о важной ценности жизни.
Основные пути формирования ценностного отношения к здоровью у студентов - это самообразования и самовоспитания. Мотивы самовоспитания -это идеалы, интересы, понимание значения физкультурно-спортивной деятельности и здорового образа жизни. При формировании потребности в регулярной физкультурно-спортивной деятельности важны как внутренние
(уровень развития самосознания, наличие мотивов самовоспитания, уровень физического совершенствования и подготовленности, опыт работы над собой), так и внешние (стимулирование педагогом) факторы самовоспитания.
Актуальность нашего исследования состоит в том, что статистические данные системы здравоохранения и обобщенные результаты научных наблюдений показывают, что уровень здоровья студенческой молодежи снижается все больше и больше. Здоровье и культура человека всегда были, есть и будут одними из основных ценностей, которые характеризуют уровень развития цивилизации, поэтому так важно сформировать у студентов ценностное отношение к здоровью, привить любовь к спорту. Сохранение здоровья актуально в студенческом возрасте, еще и потому, что здоровье студентов определяется особенностями этого периода в их жизни. Студенческая среда предъявляет повышенные требования, что ведет к психической нагрузке и перегрузке. Именно в этот период формируется будущий профессионал, состояние психического здоровья которого непосредственно влияет на успешность деятельности и стиль жизни в целом и таким образом приобретает высокообщественное значение. Для сохранения и укрепления здоровья необходимо изменить отношение человека к своему здоровью.
Отношение к здоровью, согласно точке зрения Р. А. Березовской, Л. В. Куликова, представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего психического или физического состояния. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента:
- когнитивный,
- эмоциональный,
- мотивационно-поведенческий.
Когнитивная составляющая отношения к здоровью во многом зависит от психологической компетентности личности. Последняя обусловлена особенностями обыденной психологии и психогигиены того социума и этноса, к которому принадлежит индивидуум. Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье человека. Эмоциональная составляющая отношения к здоровью, подразумевающая переживания своего здоровья или нездоровья, является крайне значимой в контексте общей самооценки личности, в определении ее «линии жизни», «плана жизни», «жизненного стиля». Эмоциональный компонент отражает чувства и переживания человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности его эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.
Отношение к здоровью, то есть предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья, по мнению Л. В. Куликова, может рассматриваться как личное качество. Он отмечает, что в отношении к здоровью у многих людей
скрыты серьезные противоречия. С одной стороны, ценность здоровья достаточно велика и в обыденном сознании, без ссылок на научные доказательства. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента не соответствует ни объему знаний о здоровье, ни силе эмоциональных реакций на его ослабление. Причем это свойственно не только людям здоровым, но и тем, кто уже имеет достаточно выраженные расстройства здоровья.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что, несмотря на личные стремления людей к ведению здорового образа жизни, нужно еще и воздействие внешних факторов:
- приобщение студентов к спортивным мероприятиям посредством пропаганды ценностного отношения к здоровью и создания необходимых условий в образовательных учреждениях для осуществления данных мер;
- обеспечение здорового ритма жизни, что подразумевает в себе строго регламентированный день, адекватное распределение нагрузки, создание комфортной обстановки и микроклимата в группе, а также непосредственно при общении с самими преподавателями;
- обучение элементарным приемам здорового образа жизни, например, оздоровительной гимнастики, простейшим навыкам оказания медицинской помощи, чередованию занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа жизни;
- расширение содержания физического воспитания за счет психологических, педагогических знаний, умений и навыков;
- учет возрастных особенностей, физической подготовки студента в целом, а также общих закономерностей развития отношения к здоровью при организации психолого-педагогического процесса;
- стимулирование оздоровительной активности;
- единство и взаимосвязь развития всех компонентов ценностного отношения к здоровью.
Таким образом, если правильно организовать развивающую среду, учитывать другие учебные нагрузки, привлекать к работе по ЗОЖ и проводить оздоровительные мероприятия, то регулярная работа по формированию здорового образа жизни будет способствовать не только укреплению собственного здоровья, но и созданию представления о здоровье как о ценности.
Однако воспитание ценностного отношения к здоровью - это двухсторонний процесс. Важно не только создать необходимые условия для приобщения к здоровому образу жизни, не только иметь необходимые средства для поддержания здоровья, но и руководствоваться отдачей самой молодежи, ее готовностью к преодолению внутренних противоречий и нежелания. На основе этого можно сформировать ряд требований к самим студентам, которые должны:
- понимать значение здорового образа жизни;
- осознавать особенности функционирования своего организма;
- устанавливать связь между отношением к своему организму и возможным заболеванием;
- обслуживать себя (правильно питаться, соблюдать гигиенические требования) и управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не проявлять раздражение или пессимизма в ходе учебной деятельности);
- научиться приемам самомассажа, различным гимнастикам.
Из ходя из выше сказанного, хотелось бы отметить, что очень важно стимулировать интерес студентов. Привлечение молодежи к физическим оздоровительным мероприятиям можно осуществлять за счет активного внеучебного отдыха, воспитания чувства долга и коллективизма, мотивации к выполнению физкультурно-оздоровительной деятельности, развития самоутверждения и самоуважения и преодоления внутренней скованности и нерешительности.
В своем исследовании мы затронули не только теоретические аспекты, основные приоритеты и условия формирования ценностного отношения, но и заинтересовались тем, как россияне оценивают свое здоровье и самочувствие своих родных. Для этого мы обратились к статистическому опросу, проведенному ВЦИОМ, Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 11-12 апреля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%. Приводим следующие данные.
Половина россиян (49%) вполне удовлетворена состоянием своего здоровья. Более трети (38%) оценивают собственное самочувствие еще выше -как «хорошее» или «очень хорошее». Недовольны им только 12%. Более позитивно о своем здоровье отзывается молодежь (68% от 18 до 24 лет) и обучавшиеся в ВУЗах (47%), тогда как на недомогания жалуются преимущественно люди в возрасте (32% старше 60 лет), малообразованные (36%). Самочувствие близких считают «удовлетворительным» 70% опрошенных (для сравнения, в 2014 г. - 74%).
Чрезмерные тревоги и беспокойства 27% наших сограждан в настоящее время называют главной причиной болезней. Старение, возглавлявшее рейтинг негативных факторов в прошлом году (31%), сегодня на втором месте (23%). Еще 22% респондентов убеждены, что все болезни связаны с плохой экологией. Чаще стали жаловаться на неблагоприятные климатические условия (с 8% в 2014 г. до 14% в 2015 г.). Каждый пятый (20%) винит в недомоганиях усталость от работы, отсутствие времени на лечение и отдых, а каждый десятый (12%) -работу на вредном производстве. 19% полагают, что болезни, как правило, передаются по наследству. 17% сетуют на нехватку средств на профилактику и лечение. К негативным факторам также относят плохое питание (12%), отсутствие физических нагрузок (9%) и др.
В случае болезни за бесплатной медицинской помощью в государственную поликлинику идут 46% опрошенных (с 55% в 2014 г.). К услугам платной медицины обращаются только 8% опрошенных. За год возросла доля тех, кто предпочитает самолечение (с 32% до 38%). Пожилые люди чаще посещают государственные поликлиники (56% старше 60 лет), а молодежь обычно пытается справиться с болезнями своими силами (51% от 18 до 24 лет).
Народные целители пользуются популярностью лишь у 2% респондентов. Наконец, 5% участников опроса при недомогании не предпринимают никаких действий, пуская все на самотек.
Нами также было проведено тестирование, в котором приняли участие 70 студентов первого курса Орловского государственного университета Института филологии и социального факультета. Согласно опросу, 15% студентов четко соблюдают режим дня, 39% - посещают спортивные секции. Среди оставшихся 46% оказались студенты, которые не только не соблюдают режим сна и отдыха и не посещают спортивные секции, но и те, которые имеют вредные привычки. 20% - не имеют времени (возможности) заниматься спортом и соблюдать режим, 26% - не придерживаются здорового образа жизни. Уже на примере столь небольшой статистики видно, насколько актуальна проблема ценностного отношения к здоровью. Ведь прививать любовь к физкультуре и вызывать интерес к собственному здоровью нужно уже с юного возраста, чтобы подрастающее поколение смогло передать свое ценностное отношение своим детям, рассказать им о последствиях вредных привычек и преимуществах ведения здорового образа жизни. Это обеспечит наше государство выносливыми, ответственными и заботящимися друг о друге и о себе гражданами.
Данные размышления позволяют нам убедиться в том, что внедрение в жизнь молодежи элементов здорового образа жизни, мотиваций отказа от вредных привычек и стимулирование интереса к спорту целесообразно и необходимо. Это способствует тому что, активизируются и укрепляются психоэмоциональные состояния, а также формируется ценностное отношение к собственному здоровью. Нет никаких сомнений, что первые шаги к такой важной, но трудной цели всегда будут сопровождаться неверием в собственные силы, усталостью и желанием бросить, сомнениями. Но чтобы ЗОЖ стал основой повседневной деятельности и нашего поведения необходимо осознание. А оно происходит в процессе «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью.
Список литературы
1. Нефедова А. С. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема / А. С. Нефедова, Н. А. Сахарова // Молодой ученый. - 2014. - №13. - С. 274-276.
2. Попова Е. И. Формирование ценностноного отношения к здоровью / Е. И. Попова. - 2012- С. 1-4.
3. Хакимова Г. А. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей : монография / Г А.Хакимова, Г. Н. Гребенюк. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. - С. 175.
4. Макеева В. С. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания / В. С. Макеева, С. В. Шавырина // Образование и саморазвитиею - Т.1. - №17.- 2009.- С. 225-230.
5. Шавырина С. В. Особенности проявления типологических свойств личности в физкультурно-спортивной деятельности / С. В. Шавырина // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сб. материалов II междун. научн-практ. конф. - Орел : Орел ГТУ, 2007. - С. 144-148.
References
1. Nefedova A. S., Sakharov N. A. Formirovanie tsennostnogo otnosheniya k zdorov'yu kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Formation of value attitude to health as a psychological and pedagogical problem]. Molodoy uchenyy - Young scientist. 2014. No. 13. Pp.274-276.
2. Popova E. I. Formirovanie tsennostnonogo otnosheniya k zdorov'yu [Formation attitude to health]. 2012. Pp. 1-4.
3. Khakimov G. A., Grebenyuk G. N. Formirovanie tsennostnogo otnosheniya k zdorov'yu u detey [Formation of value attitude to health in children]. Nizhnevartovsk, Signiert. gumanit. University Publ., 2010. Pp. 175 .
4. Makeeva V. S., Shavyrina S. I. Upravlenie psikhofizicheskim sostoyaniem studentov v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Control psychophysical condition of students in physical education]. Education and self-development. Vol. 1. no. 17. 2009. Pp. 225-230.
5. Shavyrina S. V. [Peculiarities of typological properties of the personality in physical training and sport activities]. Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm. Integratsionnye protsessy nauki i praktiki: sb. materialov II mezhdun. nauchn-prakt. konf. [Physical culture, sports and tourism. The processes of integration of science and practice: proceedings of the II international. scientific-prakt. conf.]. Orel, Orel GTU Publ, 2007. Pp. 144-148. (In Russ.).