Научная статья на тему 'Особенности формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских классов'

Особенности формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАДЕТСКИЕ КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куксенко Мария Александровна

Данная статья посвящена обзору психолого-педагогических аспектов, исторических и современных особенностей формирования ценностных ориентаций в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов. Данная проблематика имеет многогранный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских классов»

Исходя из того, что для учащихся старшей школы характерен переход к рационально-логическому восприятию мира, целесообразнее использовать исследовательский метод и деятельностную практику. В этот период учащиеся способны вести сравнительный анализ и сопоставление норм и ценностей человеческого бытия, выявлять различия между культурами, понимать причинную обусловленность этих различий.

Формирование толерантного отношения к окружающим людям также должно быть направлено на воспитание у детей чувства уверенности к себе, уважения себя и других. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека и толерантного отношения к другим людям. Существенную помощь в реализации этой цели могут оказать педагогу литературные произведения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что толерантность укореняется в школе, формируется отношение к ней как к важнейшей ценности общества. Современные школьники становятся открытыми к восприятию других культур, способны ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Список литературы

1. Веселова А.А. Опыт формирования толерантного поведения у старшеклассников // Наука, техника и образование, 2015. № 9 (15). С. 93-95.

2. Мандель Б.Р. Возрастная психология: учеб. пособие // Б.Р. Мандель. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. 352 с.

3. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов // Самыгин С.И., Щербакова Л.И. Рн/Д:Феникс, 2017. 220 с.

4. Сенюткина О.Н. Культура. Религия. Толерантность. Культурология: Учебное пособие // Сенюткина О.Н., Шиманская О.К., Паршаков А.С. 2-е изд. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. 247 с.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ Куксенко М.А.

Куксенко Мария Александровна - магистрант, психолого-педагогический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация: данная статья посвящена обзору психолого-педагогических аспектов, исторических и современных особенностей формирования ценностных ориентаций в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, патриотическое воспитание, кадетские классы.

Значительные качественные изменения в социальной структуре, образе жизни и общественно-политической ориентации россиян, ликвидация существовавшей при социализме достаточно стройной системы воспитания юношества привели к серьезным изменениям в условиях жизни подрастающего поколения, а также к сдвигам социально -ценностных мотивов поведения подростков и молодежи.

В таких условиях необходимо обогащать духовный мир личности и формировать у индивида неисчерпаемый арсенал ценностей. Ценности, существующие в материальной и духовной форме, представляют собой сердцевину культуры, где духовно-нравственным ценностным ориентирам принадлежит ведущая роль в развитии структуры личности [2]. Среди духовно-нравственных ценностей выделяется патриотизм, как основа дальнейшего развития общества и становления его национального самосознания.

Реформы, произошедшие в сфере российского образования, определили новые подходы к образовательному процессу в целом, уделив особое внимание воспитывающей деятельности, направленной, прежде всего, на формирование в молодых людях духовности, нравственности, патриотических ценностей и идеалов, способствующих будущему становлению личности в процессе ее социализации.

Новая образовательная концепция, в свою очередь, востребовала новый тип общеобразовательного учреждения, сочетающего в себе комплексный подход в единстве всех сфер педагогической деятельности, направленных на формирование ценностно-патриотических ориентаций юношества, путем воспитания Гражданина и Патриота своего Отечества.

К таким новообразованиям, успешно сочетающим в своей работе высокий уровень предлагаемого образования, соответствующего современным стандартам, и воспитательную патриотическую деятельность, способствующую становлению Гражданина и Патриота, в самом высоком смысле этого слова, готового служить своему Отечеству на любом достойном поприще, относятся кадетские классы, которые стремятся взять все лучшее из опыта работы кадетских корпусов России XVII -XX веков и, переосмыслив и переработав его, дополнив новым содержанием, перенести в XXI век.

Под понятием «патриотизм» понимается глубокая и искренняя преданность, бескорыстная любовь к своей Родине, состояние кровной связи со своей землей, долг и ответственность перед своим народом, духовная связь всех поколений во имя жертвенной и благородной любви к своему Отечеству.

Патриотизм как одна из высших ценностей личности находится в тесной взаимосвязи с его глубоким пониманием, эмоциональным осмыслением и выбором, т.е. с ценностно-патриотическими ориентациями личности в ценностном пространстве [1]. Под ценностно-патриотической ориентацией понимается одна из форм общественного сознания, внутренняя сущность которой, основанная на бескорыстной любви к Родине, проявляется на уровне желательного, предпочтительного состояния социальных связей, принципов и практики социальных взаимоотношений, имеющих в своей основе нравственно-патриотическое «ядро»; как система установок и предпочтений личности, восприятие определенных ценностей и их воплощение в ценностно-патриотической деятельности индивида [3].

Исследуя исторические особенности формирования ценностно-патриотических ориентаций в кадетском образовании, было выявлено, что кадетское образование, максимально охватывая все области педагогического процесса (учебную, образовательную, развивающую и военно-патриотическую), дает наиболее широкое понимание патриотизма и ценностно-патриотических ориентаций.

Изучая психолого-педагогические аспекты ценностно-патриотических ориентаций у учащихся, было установлено, что в процессе целенаправленного патриотического воспитания и обучения одно из основополагающих значений имеет познавательная деятельность, в основе которой лежат прочные и глубокие знания и верные представления о патриотизме, что способствует формированию ценностно-патриотических ориентаций учащихся [4]. Кадетское образование рассматривает патриотическое воспитание как широкое понятие, подразумевающее, в первую очередь, воспитание и передачу учащимся конкретных, осмысленных и глубоких знаний и представлений о патриотических

146

ценностях, являющихся одной из основ внутренних, глубинных чувств человека, его душевных порывов утверждать величие, честь и достоинство самого себя, своего Отечества и своего народа, и, в конечном итоге, способствующее формированию ценностно -патриотических ориентаций кадетов [5].

Список литературы

1. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: ИЛ., 1968.

3. Живейнова Ю.А. Патриотическое воспитание: цели, задачи, перспективы // Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры. М.: МГУКИ, 2004.

4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Наука, 1986.

5. Солодухин А.Н. Особенности организации учебного процесса в кадетских корпусах // Бомбардир. СПб., 1995. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.