Научная статья на тему 'Научно-практические подходы к изучению самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста'

Научно-практические подходы к изучению самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4027
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябышева Е. Н.

Approaches to studying self-appreciation of preschool-age and junior school-age children in domestic and foreign pedagogy and psychology are presented in the article. The author reveals structural-content features of self-appreciation of preschool-age and junior school-age children, discovers its functions, reveals possible factors and conditions of its formation in different social, psychological and pedagogical situations of development. A special scientific interest of this work is in the author's tendency to discover age limits of origin and formation of child's self-appreciation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and practical approaches to studying self-appreciation of preschool-age and junior school-age children

Approaches to studying self-appreciation of preschool-age and junior school-age children in domestic and foreign pedagogy and psychology are presented in the article. The author reveals structural-content features of self-appreciation of preschool-age and junior school-age children, discovers its functions, reveals possible factors and conditions of its formation in different social, psychological and pedagogical situations of development. A special scientific interest of this work is in the author's tendency to discover age limits of origin and formation of child's self-appreciation.

Текст научной работы на тему «Научно-практические подходы к изучению самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.Н. Рябышева

Ryabysheva E.N. Scientific and practical approaches to studying self-appreciation of preschool-age and junior school-age children. Approaches to studying self-appreciation of preschool-age and junior school-age children in domestic and foreign pedagogy and psychology are presented in the article. The author reveals structural-content features of self-appreciation of preschool-age and junior school-age children, discovers its functions, reveals possible factors and conditions of its formation in different social, psychological and pedagogical situations of development. A special scientific interest of this work is in the author’s tendency to discover age limits of origin and formation of child’s self-appreciation.

Исходя из стратегического направления развития мировой педагогики, психологии и человеческого сообщества, Концепция модернизации российского образования определяет современную цель образования как «умение решать жизненные проблемы, делать и осознавать свой нравственный выбор, строить свою жизнь на подлинно человеческой основе».

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте не будут заложены основы подлинных человеческих ценностей и личностных качеств, то нельзя гарантировать их становление и в последующие годы жизни. Многие качества личности, необходимые для успешного развития детей в младшем школьном возрасте, закладываются уже в дошкольном детстве. Прежде всего, это касается самооценки, одной из главных составляющих личности. Современное образование в целом и дошкольное в частности должно быть направлено на развитие индивидуальной системы формирования адекватной самооценки детей, позволяющей им активно взаимодействовать с окружающим миром. Знание закономерностей, механизмов развития, формирования самооценки в онтогенезе дошкольного и младшего школьного возраста является основой для гармоничного становления подрастающего поколения. Актуальным остается проблема преемственности при переходе детей из дошкольного учреждения в начальную школу, создание условий, изучения факторов, которые бы наилучшим образом способствовали формированию адекватной самооценки воспитанников в системе «детский сад - школа».

Понятие самооценки широко используется как в отечественных, так и в западных

психологии и педагогике. Существует множество подходов к пониманию сущности самооценки, что свидетельствует о многогранности и сложности ее как психологического феномена. Анализ работ, затрагивающих тему места и роли самооценки в жизни человека, показывает, что в данной области нет четкой терминологии, отсутствует единый концептуальный аппарат. Это находит подтверждение в работах П.П. Чеснокова, М.И. Лисиной, С.Р. Пантелеева, А.И. Сильвестру и др. К наиболее распространенным можно отнести интерпретацию самооценки как знание человеком самого себя и отношение в единстве. Самооценка трактуется как проекция осознаваемых качеств в отношении к некоторому идеальному уровню их выраженности, как проекция на внутренний эталон, который сформировался у человека под влиянием окружающих (Б.Г. Ананьев, Т.Ю. Андрющенко, Л.И. Божович, Т.В. Галкина, A.B. Захарова, А.И. Липкина, B.C. Мухина, И.В. Са-вонько, А.Г. Спиркин и др.)

С самых первых моментов своего возникновения самооценка имплицитно существует в структуре регуляции поведения, и человек далеко не всегда осознает ее присутствие, но именно на ней основано соизмерение, сопоставление себя, своих возможностей с теми требованиями и задачами, которые выдвигают перед человеком те или иные обстоятельства социального взаимодействия, отмечают А.И. Липкина и Л.Н. Рыбак.

В работах отечественных психологов (A.A. Бодалева, В.Ф. Сафина, Г.К. Максимова, Л.И. Бжович, А.И. Липкиной и др.) показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека, восприятие, представление, решение интеллектуальных задач

и указано место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации - способы преобразований путем воспитательных воздействий на личность. Авторы утверждают, что адекватная самооценка способствует развитию зрелой гармоничной личности, высокого психического уровня, возможности вести себя независимо от непосредственно воздействующих на личность обстоятельств.

Основной функцией самооценки в психической жизни человека, по мнению таких авторов, как Т.Ю. Андрющенко, Л.И. Божович, Н.Е. Воракса, В.В. Давыдова, A.B. Захаровой, Е.Е. Кравцовой, А.И. Липкиной,

А.К. Осницкова, В.А. Петровского, В.И. Сло-бодчикова, Г.А. Цукерман, И.И. Чесноковой, С.Г. Якобсон является то, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности личности. Включение самооценки в структуру мотивации деятельности личности осуществляется через непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целями и средствами деятельности. Самооценка личности системна по своей природе, целостна, многоуровнева, имеет множество интерсистемных связей. Основу структуры самооценки составляют две части: обобщенное самоотношение, или глобальная самооценка, и система частных самооценок -являющихся различными конструктами, за которыми определяется разное психологическое содержание. В становлении самооценки многими авторами (Т.Ю. Андрющенко, Л.И. Божович, М.И. Боцманова, Л.С. Выготский, A.B. Захарова, З.С. Карпенко, Т.И. Кат-рич, А.И. Липкина, B.C. Мухина, Д.В. Ольшанский и др.) отмечается важность развития ее свойств, одним из которых является адекватность.

В.В. Столин, В.Н. Слободчиков, С.Р. Пантелеев пишут, что основу самооценки составляет система ценностей. «На индивидуальном уровне «смысл Я» тождественен самооценке. Общее содержание схемы таково: «смысл Я» выражается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и формируется в самосознании в значении (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях», - отмечает В.В. Столин.

Важное место в изучении самооценки отводили исследователи самосознанию, а именно осознанию, самопознанию. Откликом и продолжением развития темы самосознания являются работы таких известных ученых, как А.Г. Спиркин, И.И. Чесноков, И.С. Кон, В.В. Столин.

С.Р. Пантелеев в работе «Самоотношение как эмоционально-оценочная система» замечает, что одним из важнейших отношений социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к собственной личности. Существование множества разрозненных и противоречивых фактов и микроконцепций, различие методологических установок, отсутствие общепризнанной и устоявшейся терминологии ставят много проблем как перед исследователями, профессионально специализирующимися в этой области, так и перед специалистами, мало знакомыми с этой проблематикой и желающими получить целостное и систематизированное представление об этой сфере психологических явлений. С.Р. Пантелеев отмечает, что долгое время научноэкспериментальное изучение самоотношения и самооценки являлись прерогативой в основном западных исследователей.

Человек как личность - самооцениваю-щее существо, пишет И.С. Кон. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. «Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы за и против, отказываться от не оправдавших гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение» - констатирует автор. По мнению И.С. Кон, адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально

адекватное отношение к себе - высший уровень самооценки.

Четкая психологическая интерпретация измерения самосознания или самооценки представлена В.В. Столиным в его концепции «личностного смысла «Я». Он пишет, что, будучи соотнесенными с мотивами и целями субъекта в его реальной жизнедеятельности, качества его личности могут обладать «нейтральностью» или личностным смыслом; последнее определяется тем, насколько они препятствуют или благоприятствуют реализации замыслов субъекта: «Переходя в сознание, личностный смысл выражается в значениях, т.е. когнитивно, например, в констатации черт (умелый, ловкий, неловкий, терпеливый и т. д.) и в переживаниях - чувстве недовольства собой или гордости за достигнутый успех».

В работах таких известных психологов и педагогов как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,

B.C. Мерлин, И.С. Кон, В.В. Столин, П.П. Чес-нокова, Е.В. Шорохова, А.И. Липкина и др. отмечается, что самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением. Она является субъективным основанием для определения уровня притязаний, т. е. тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной. Она позволяет во время отказаться от начатого действия, если человек понял, что это действие нерезультативно и тем более ошибочно.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудностей целей, которые он ставит перед собой. Для Е.А. Серебряковой уровень притязаний -это потребность в определенной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком. У Н.Л. Коломенского уровень притязаний

представляет собой модель самоосуществле-ния, образ «Я», который личность считает для себя приемлемым. Ф. Робайе соотносит уровень притязаний с деятельностью, т. к. притязания связаны с целями, и с идеалом «Я», т. к. индивид стремится реализовать эти цели, чтобы испытать удовлетворение самим собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, нарушения в общении. Люди, обладающие уме-

ренным уровнем притязания, общительны, уверенны в себе, не ищут самоутверждения, настроены на успех, целеполагают в меру сил.

Доктор медицинских наук Ф. Горбов в своей статье «Я для меня мало» высказывает идею о том, что психическая деятельность человека постоянно идет в двух направлениях: с одной стороны, это отражение в сознании текущих событий окружающего мира, с другой же - создание его внутренней модели. Такое явление психической жизни человека обеспечивается действием системы «я - второе имя». Именно эта система обеспечивает индивиду внутренний контроль и оппонирование, взгляд на себя со стороны, осуществляя, таким образом, способность к оценке своих собственных действий, оценки как правильной, так и смещенной, приводящей к «самоуспокоенности, самодовольству» или же к «самокопанию» и «самоистязанию».

Как правильно замечает Р.В. Азимова, самооценка - «постоянно действующая система, определяющая положительную и отрицательную сторону намерений и поступков личности». На основе самооценки, утверждает Р.В. Азимова, высшая форма саморегулирования состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности - в стремлении улучшить себя, изменить и реализовать это стремление.

Самооценка на каждом этапе развития личности отражает уровень развития эмоционально-ценностного отношения к себе (так же как и уровень самопознания), и она включается в процессе дальнейшего формирования самоотношения личности. Р.Х. Шакуров, исследуя генезис свойств личности, в которых выражается ее эмоциональноценностное отношение к себе, рассматривает очень важный вопрос во взаимосвязи самооценки и таких свойств личности, как самолюбие, гордость, самоуважение, тщеславие, чувство собственного достоинства, совесть и т. д. По мнению Р.Х. Шакурова, самооценка является основой проявления и формирования этих свойств личности. Так, он утверждает: «Чем старше ребенок, чем шире его нравственный кругозор, тем сильнее эмоциональный эффект внешней оценки, опосредуется самооценка, ранее сложившимися чувствами, представлениями и понятиями. Наконец, формируются устойчивые чувства, основанные на самооценке, на самоанализе:

гордость - чувство, по преимуществу направленное на конкретные качества и умения, чувство собственного достоинства и самоуважение - обобщенные устойчиво-эмоциональные отношения к своей личности в целом».

Вопросу развития самооценки и ее функций у зарубежных исследователей посвящены работы К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, П. Сирса. Где самооценка рассматривается в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающим миром. Самооценка выступает как функция личности и связывается с аффективно-потребностной сферой индивида.

Большой интерес для изучения формирования взглядов на самооценку и ее роли в развитии личности представляет собой гуманистическая теория личности К. Роджерса. Центральным понятием для К. Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели, ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Самооценка возникает в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, в результате взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие, прежде всего, согласуется с его самооценкой.

А. Маслоу также подчеркивает важность самоактуализации, т. е. использование талантов, способностей, возможностей и т. п., и ее влияние на самооценку личности. Это существенным образом влияет на личность и ее составляющую - самооценку.

У. Джеймс определяет самооценку как чувства и эмоции личности. У. Джеймс выделяет, на наш взгляд, очень важный показатель самооценки - самоуважение. Б.Ф. Скиннер и Д. Бема отмечают в своей теории самовос-приятия, что индивид черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех главных источников: из восприятия своих внутренних состояний, наблюдения своего открытого поведения и обстоятельств, в которых это поведение происходит.

Р. Бернс, анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего

школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения.

С. Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степенью которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. На самооценку существенным образом влияет самоуважение.

По мнению М. Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. М. Розенберг определяет самооценку как положительную или отрицательную установку, направленную на специфический объект, называемый «Я» и выделяет следующие параметры, характеризующие, по его мнению, уровень развития самосознания личности. Во-первых, это степень когнитивной сложности и дифференцированное™ образа «Я», измеряемая числом и характером связи осознаваемых личностных качеств: чем больше своих качеств человек вычленяет и относит к своему «Я», чем сложнее и обобщеннее эти качества, тем выше уровень его самосознания.

Исследования зарубежных ученых подчеркивают, что согласие с самим собой является характерной чертой личности, а наличие у человека верного представления о себе играет важную роль в его социальной адаптации.

Обратимся к исследованиям феномена самооценки ребенка в период дошкольного и младшего школьного возраста.

В возрасте от 3 до 5 лет возникает так называемый кризис самости или кризиса «Я». Формирование сознания в этом возрасте связано с все большим включением ребенка в активное взаимодействие с окружающим его миром, прежде всего родителями. Конечно же, ребенок еще не способен дифференцировать внешний мир, но потребность адаптироваться к нему имеется. Дети познают мир на чувственном уровне и им нельзя на-

вязать сознания человеческого типа, т. к. нельзя объяснить с помощью речи значения и смысла определенных понятий, которыми пользуются люди. В ходе онтогенеза у ребенка трехлетнего возраста начинает формироваться сознание, которое позволяет ему учиться целенаправленному воздействию на предметы, других людей и самого себя. Ребенок начинает понимать, что по его воле могут меняться многие характеристики окружающего его мира. В ходе этого процесса ребенок попадает в противоречия между тем, что можно, а что нельзя делать, почему можно другим, а ему нельзя. Возникает кризис трех лет, в основе которого лежат противоречия между постоянно растущими потребностями ребенка и навсегда соответствующими этим потребностям возможностям.

М.И. Лисина, А.И. Сильверсу считают, что самооценка складывается уже к третьему году жизни ребенка. А такие авторы, как М.Г. Елагина, Е.О. Смирнова в своих работах обозначают более раннее возникновение самооценки ребенка.

Подтверждение о более ранних этапах становления самооценки можно найти в работах зарубежных психологов (Э. Бернс, К. Роджерс). С точки зрения этих авторов у ребенка уже к четырем годам формируются довольно устойчивые базисные установки на себя и окружающий мир, которые подлежат незначительному изменению на протяжении всей жизни. Э. Бернс, К. Роджерс самооценку рассматривают как эмоционально-ценностный компонент.

Переживание наличия своего «Я» - результат длительного процесса развития личности, уходящего своими корнями в младенческий возраст, обозначаемый в науке как «открытие Я». Уже в возрасте одного года ребенок, по мнению Д.В. Ольшанского, начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от ощущений, вызываемых предметами, находящимися вовне. В 2-3-летнем возрасте малыш впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков. Он становится способным не только выделять себя из окружающей среды, но и противопоставлять свое «Я» другим (Е.В. Субботский). К школьному возрасту, при определенном содействии взрослых, у ребенка возникает способность оценивать свои психические качества на

уровне осознания причин собственных успехов и неудач.

Д.Б. Эльконин определяет начало формирования самооценки в возрасте старшего дошкольного периода. Именно самооценка в этот период является одним из новообразований личности ребенка.

Если же самооценка понимается как «психическое образование, которое предполагает, прежде всего, сознательное понимание и оценивание своих поступков, качеств, возможностей», то сроки ее появления могут отодвигаться вплоть до подросткового возраста (Б.Г. Ананьев).

Например, П.Р. Чамата предлагает в качестве критерия дифференциации рассматривать направленность самооценочных характеристик. По его мнению, развитие самооценки у детей проходит два этапа: 1) дети, оценивая себя, ограничиваются, главным образом, оценкой своих действий и поступков; 2) в сферу самооценки включаются внутренние состояния и моральные качества личности. В первом случае, самооценочные характеристики направлены на внешние показатели, т. е. отражают внешние поведенческие проявления; во втором - на внутренние, отражающие мотивационный аспект внешних поведенческих проявлений. Формирование второго - высшего - этапа самооценки начинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития.

Э. Эриксон отмечает, что у ребенка в возрасте 3-4 лет происходит осознание собственного индивидуального начала и самого себя как активно действующего существа, которое не всегда одобрительно может быть встречено окружающими. Именно в этот период ребенку более всего необходима благожелательная поддержка значимых взрослых, т. к. у него происходит становление чувства автономии. Запреты взрослых не должны приводить к появлению у малыша сомнений в собственных силах и значимости. Развитие самоконтроля должно протекать без ущерба для формирования позитивной самооценки. В этот период необходимо особое внимание уделять закреплению у ребенка чувства базового доверия к окружающему миру и чувства автономии, адекватная реализация которых возможна лишь в контексте социально до-

пустимых пределов. Достижения малыша способствуют повышению его самооценки, критерием развития которой в этот период может служить степень познавательного интереса к окружающему миру и уровень самостоятельности, выраженный в стремлении ребенка «крепче стоять на ногах». Д.И. Фельдштейн пишет: «К трем годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое «Я», осознавая свою «самость», ставя себя в позицию субъекта. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив (но, еще не осознав) свое «я», начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми -взрослыми и сверстниками». Системное новообразование этого периода - субъектное осмысление своего «Я», на основе которого возникает тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого. Внутренняя позиция ребенка - «Я» как субъект действий. Оценки, которые он дает себе, пока, не имеют отношения к действиям, совершаемым им, поэтому самооценка ребенка в этот период носит обобщающий и чаще всего позитивно окрашенный характер. Возраст трех лет имеет особую значимость в формировании и укреплении эмоциональной саморегуляции ребенка, на основе которой впоследствии формируются нравственная саморегуляция и деловые личностные качества (В.А. Иванников). В этот период ребенок впервые пытается сравнивать себя с другими людьми, следовательно, у него появляются первые самооценочные характеристики и осознание предъявляемых к нему требований. К трем годам происходит и эмансипация ребенка от взрослых, распад совместной с ними деятельности. Становление частных самооценочных характеристик - процесс длительный, и первоначально происходит на основе желания ребенка получить одобрение со стороны взрослых, сохраняя, таким образом, свое эмоциональное благополучие. Движущей силой развития в этот период служит противоречие между «хочу» и «надо» (делать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослых).

С 4 до 7 лет у ребенка появляются зачатки идеального «Я». Расцвет познавательной

активности, движущей силой которой является любознательность, открывает ребенку в этот период новые возможности. Именно в это время, у ребенка возможно появление чувства вины за свою активность и любознательность, которое может подавить чувство инициативы и негативно отразиться на самооценке. В 5-6-летнем возрасте дети способны более реалистично относиться к оценке собственной деятельности и личностных качеств, но диапазон их еще довольно ограничен. На рубеже между 5-6 годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности (Е.В. Субботский, Е.В. Кучерова, Д.И. Фельдштейн и др.).

Л.И. Божович, Е.В. Субботский, A.B. Запорожец, Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский,

A.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.И. Сильвестру,

С.Л. Рубинштейн. А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович,

B.В. Абраменкова и др. показали, что самооценка ребенка первоначально зависит от оценок родителей, которыми в последующем он пользуется как своеобразными стандартами для оценки окружающих людей. С возрастом все более значимыми становятся ценности, разделяемые группами их сверстников (референтные группы). Образ «Я» формируется под воздействием идентификации с различными людьми в ходе общения ребенка с ними. Уже к старшему дошкольному возрасту у детей отмечаются первые признаки управления своим поведением, т. е. оно приобретает особый «внутренний механизм» (Д.Б. Эльконин). Регуляция своего поведения ребенком осуществляется через отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, что функция самооценки как регулятора поведения развивается наряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждом возрастном этапе приобретает качественное своеобразие, отражая стадиальные и уровневые изменения. Л.С. Выготский сформулировал закон - сначала деятельность общественная, интрапер-сональная, только затем уже индивидуальная, интерперсональная. То есть, необходимо помочь ребенку на определенных этапах развития научиться анализировать себя и соотносить свои возможности с установленными целями. К 6-7 годам обобщение ребенком собственных переживаний достигает высо-

кой степени, что дает возможность ему выступить в качестве регуляции собственного поведения во взаимоотношении с другими людьми. Ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста становится игровая, в которой он обнаруживает, что окружающие его люди включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно в процессе освоения игровой деятельности у детей происходит зарождение способности к рефлексии - одному из наиболее значимых компонентов самооценки и механизму развития самосознания. Несмотря на то, что на ранних этапах развития личности ребенка основные компоненты уже имеют тенденцию к некоторому системному оформлению, их совместное функционирование на протяжении дошкольного возраста еще недостаточно согласованно и поэтому самооценка ребенка-дошкольника лабильна. Именно с 6 лет происходит активное формирование самооценки (точнее, расширение зоны частных самохарактеристик, способность к оцениванию своих возможностей) и уровня притязаний ребенка, складываются личностные качества, проявляемые в работе, в деловом и личном общении с людьми (P.C. Немов).

К моменту поступления в школу и на протяжении обучения в начальных классах, когда ребенок включается в систематически организованное обучение, осуществляемое им либо самостоятельно, либо при взаимодействии с другими, в процессе которого он осваивает возможность самореализации в продуктивной, социально оцениваемой, деятельности. В этот период происходит дистанцирование «Я-реального», как специфической характеристики, направленной, преимущественно, на собственную деятельность, от «Я-идеального», что и ведет к появлению относительно устойчивой дифференциации в самооценке.

Самооценка младших школьников еще недостаточно сформирована и зависит от оценок окружающих, необъективна и обнаруживает тенденцию к завышению, имеет своим содержанием в основном оценку результатов деятельности, постепенно начинает выступать как механизм саморегуляции, зависит от уровня сформированное™ учеб-

ной деятельности. В младшем школьном возрасте одно из направлений формирования самооценки связано с развитием учебной деятельности. Педагогическая оценка, ориентация на самооценку и оценку сверстников являются также значимым факторами становления самооценки в этом возрасте. Достаточно очевидно, что оценка себя не существует изолированно от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе.

Таким образом, обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, посвященный самооценке дошкольников и младших школьников, ее структуре, содержанию, функции, времени формирования, особенности и возможности ее развития в образовательных учреждениях, показал отсутствие единой научной точки зрения авторов на исследуемую проблему.

Самооценка представляет собой системное, многоуровневое, многофакторное образование личности, включающее в себя самооценивание, самовосприятие, самоотноше-ние, самоуважение. Самооценка выступает как внутреннее условие, детерминант регуляции поведения и деятельности личности ребенка. Самооценка начинает формироваться с 3-х лет. Самооценка выступает качественным новообразованием младшего школьника, начинает играть роль механизма саморегуляции. Сущностная характеристика самооценки в рассмотренных подходах раскрывается через: отношение ребенка к самому себе, принятия себя, через установку, продукт деятельности, взаимодействие со значимыми окружающими, соотношения притязаний и возможностей, рефлексии, обобщения собственных переживаний, внутренней позиции и др. Формирование адекватной самооценки дошкольников и младших школьников детерминировано психолого-педагогическими, социальными факторами и условиями, требующими особого изучения.

Дальнейший научно-практический поиск будет направлен на выявление системообразующих факторов, ядра самооценки личности ребенка, как основы ее формирования.

Поступила в редакцию 25.06.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.