Научная статья на тему 'Ценностное отношение к себе у младших школьниковс ограниченными возможностями здоровья'

Ценностное отношение к себе у младших школьниковс ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / САМОДОСТАТОЧНОСТЬ / САМОПРИНЯТИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖЕЛАНИЙ / DISABLED PEOPLE / PERSONALITY PROBLEMS / VALUE SELF CONCEPT / SELF SUFFICIENCY / SELF ACCEPTANCE / DIRECTION OF DESIRES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холодкова О. Г., Полухина Н. С.

В работе рассматриваются вопросы дифференцированного изучения личностных проблем младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся результаты сравнительного исследования ценностного отношения к себе у нормально развивающихся младших школьников и с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Холодкова О. Г., Полухина Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE SELF CONCEPT OF DISABLED SCHOOLCHILDREN

In this research the issues of differentiated analysis of personality problems of disabled schoolchildren are considered. The results of comparative survey of value self concept of well developing schoolchildren and disabled schoolchildren are produced.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение к себе у младших школьниковс ограниченными возможностями здоровья»

Bibliography

1. Klochko, V.E. Psikhologiya innovacionnogo povedeniya / V.E. Klochko, Eh.V. Galazhinskiyj. - Tomsk, 2009.

2. Krasnoryadceva, O.M. Psikhologicheskoe soderzhanie ehkspertizih obrazovateljnihkh innovaciyj // Vestnik TGU. - 2008. - № 306.

3. Trofimova, Yu.V. Suverenizaciya lichnosti kak predmet postneklassicheskoyj psikhologii // Izvestiya Altayjskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 2-1.

Статья поступила в редакцию 20.05.13

УДК 159.9: 37.015.3 Kholodkova O.G., Poluhina N.S. VALUE SELF - CONCEPT OF DISABLED SCHOOLCHILDREN. In this research the issues of differentiated analysis of personality problems of disabled schoolchildren are considered. The results of comparative survey of value self - concept of well developing schoolchildren and disabled schoolchildren are produced.

Key words: disabled people, personality problems, value self - concept, self - sufficiency, self - acceptance, direction of desires.

О.Г. Холодкова, канд. психол. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: holodkova.fnk@mail.ru;

Н.С. Полухина, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 61 им. Н.М. Иванова»,

г. Новосибирск, E-mail: poluhina27@rambler.ru

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В работе рассматриваются вопросы дифференцированного изучения личностных проблем младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся результаты сравнительного исследования ценностного отношения к себе у нормально развивающихся младших школьников и с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: лицо с ограниченными возможностями здоровья, личностные проблемы, ценностное отношение, самодостаточность, самопринятие, направленность желаний.

Проблема изучения личности всегда была одной из актуальных в психологии. Социальные проблемы современного общества берут свое начало не в политической или экономической сферах, а лежат в личностной сфере и напрямую связаны с самосознанием человека, его отношением к себе и окружающим. От того, какое отношение у человека сформировано к себе и близким, зависит его социальная адаптация и интеграция в общество. Особую значимость приобретает данная проблема для детей с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем ОВЗ), число которых растет из года в год.

Современные демократические преобразования в обществе и развитие системы специального образования в России способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» все чаще встречается в последнее время в отечественных правовых документах. Однако четкого определения понятия до сих пор не существует. Например, Н.М. Назаровой оно трактуется следующим образом: «Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования» [1, с. 8].

В единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев и коллектив авторов подходит к проблеме обозначения категории детей с ОВЗ также достаточно объемно, включая в неё детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [2].

Более узкой точки зрения придерживается Л.И. Акатов, который говорит о том, что сегодня в России около 4,5 процента детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Они нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Такие дети, чаще всего, попадают под категорию «дети-инвалиды» [3].

В специальном федеральном государственном образовательном стандарте для детей с ограниченными возможностями здоровьяговорится о том, что «группа школьников с ОВЗ чрез-

вычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития». Тем не менее, идея обучения и воспитания некоторой части детей с ОВЗ в рамках массовой школы действительно отвечает современным требованиям нашего развивающегося социального пространства. Речь идет об образовании так называемого «цензового» уровня, сопоставимого «по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья» [4]. В общем понимании это дети, имеющие особенности психофизического развития, обусловленные недостатками сенсорных систем и частыми соматическими болезнями, которые все же позволяют обучаться им в общеобразовательной школе.

Внедрение специального федерального государственного образовательного стандарта предполагает и организацию особого психолого-педагогического сопровождения данной категории детей с ОВЗ, в связи с чем вопросы дифференцированного изучения личностных проблем, проблем взаимоотношений детей с ОВЗ с различными субъектами образовательного процесса приобретают неоспоримую актуальность.

В ядре разноплановых личностных проблем детей с нарушением здоровья особое место занимает отношение к себе, которое, согласно мнению Б.Г. Ананьева, является наиболее поздним, но в то же время системообразующим психологическим явлением, обеспечивающим целостность личности. «Отношения личности, объединенные между собой посредством отношения к себе, образуют иерархическую систему, которая выполняет доминирующую роль в формировании целостного поведения, определяя, таким образом, социальное функционирование человека» [5].

Отношение к себе является результатом и интегратором механизмов личностного самосознания и обладает сложной психологической структурой. Например, А.Ф. Лазурский подразделяет отношение к самому себе на: отношение к своей физической и психической жизни; отношение к своей личности, в которых выделяется наличие или отсутствие интереса к своей жизни и формы интереса к своей личности [6].

Отношение к себе - это результат осмысления своего поведения, переживаний, решений в свете значимых для человека этических оценок, которое происходит в процессе познания других людей, особенностей общения и взаимодействия с ними, их отношения (симпатии, антипатии и др.) к этому человеку. Отношение к себе складывается в результате сравнения человека с другими, переживания (осознанного или неосознанного) по поводу данных сравнений и появления на основе данных переживаний некоторой установки по отношению к себе, которая является запускающим механизмом активности человека. Все это позволяет говорить о ценностном характере отношения к себе. В своих предыдущих материалах мы рассматривали природу ценностных отношений в целом и определяли ее как интегрирующую в себе результаты познания человеком какого-либо объекта действительности во время встреч с ним, все эмоциональные отклики на этот объект, а также формы поведенческих ответов при контакте с этим объектом [7]. Таким образом, ценностное отношение к себе выступает как совокупность когнитивного компонента (понятия и представления личности о самой себе), эмоционально-оценочного (переживания личности по отношению к себе) и поведенческого (проявления практической готовности человека к определенным действиям и поступкам в отношении себя).

Актуальность проблемы становления ценностного отношения к себе у ребенка с ОВЗ обусловлена той степенью изолированности данного ребенка от общества, которая возникает вследствие специфики его заболевания и отсутствия адекватного социально-психологического и педагогического сопровождения его развития. С раннего детства дети с ОВЗ сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей с ОВЗ в их присутствии. В результате у детей с ОВЗ формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия, что ведет за собой появление чувства неполноценности.

По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь, приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства. По мнению Н.А. Холо-пенко, дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей с ОВЗ с неправильным воспитанием [8].

Нарушения личностного развития детей с ОВЗ возникают как следствие взаимодействия двух факторов: преморбидных особенностей личности ребенка, преломленных через его дефект (биологическая составляющая); неблагоприятных условий воспитания, создаваемых травмированными родителями (социальная составляющая). Это подтверждает положение о закономерностях нарушения личностного развития у всех детей с психофизическими недостатками, установленное Л. С. Выготским [9].

Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами здоровья, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют, с точки зрения В.В. Ткачевой, развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность [10].

Особую значимость данная проблема приобретает на этапе поступления ребенка с ОВЗ в массовую школу и в период обучения в начальной школе. Младший школьный возраст - это период активной социализации ребенка, период усвоения основных общественных норм и правил, и, в то же время, начало субъективации общественных ценностей, которые транслируются ребенку через систему средств массовой информации, школы и улицы. И если здоровый ребенок входит в этот этап своей жизни «закаленным» активным общением со сверстниками и другими взрослыми благодаря дошкольным учреждениям, различным кружкам и массовым посещением друзей и родственников, то ребенок с ОВЗ такой «брони» не имеет. Возникает реальная угроза снижения и без того хрупкого ценностного отношения к себе младшего школьника с ограниченными возможно-

стями здоровья. В нашей статье мы попытались выяснить, каковы различия в ценностном отношении к себе у здоровых младших школьников и с ОВЗ.

В нашем исследовании принимали участие младшие школьники с ОВЗ цензового уровня образования. Это дети, имеющие следующие нарушения здоровья: легкая степень тугоухости (воспринимают шепотную речь с расстояния 1-3 метра, разговорную - с 4 метров и более); нарушение зрения (миопия легкой степени, амблиопия, косоглазие); нарушение функций опорнодвигательного аппарата; часто болеющие, соматически ослабленные дети.

Были выделены следующие параметры и методы диагностики ценностного отношения к себе:

1. Самодостаточность (чувство неполноценности) («Кинетический рисунок семьи» проективная методика Р. Бернса и С. Коуфмана).

2. Положительное отношение к себе («Фильм-тест» Рене Жиля(адаптация И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой), «Незаконченные предложения» Д.В. Лубовский).

3. Доминирование желаний, направленных на реализацию личных потребностей (методика «Цветик-семицветик») [7].

Методики, с помощью которых выявлялись особенности ценностного отношения младших школьников с ОВЗ к себе, предполагали в первую очередь качественный анализ полученных данных. Но нами была произведена также количественная обработка данных, которая позволила получить более точные результаты исследования. При этом особенности обнаруживались в процессе сравнения полученных результатов, которые показали здоровые дети. Следует также отметить, что анализ результатов совершался по тем шкалам, показателям, которые отражали отношение детей именно к себе.

Так, в рисунках «Моя семья» у 69,2% детей с ОВЗ были обнаружены «симптомы», указывающие на наличие чувства неполноценности. Среди этих детей у большей части было отмечено в рисунках отсутствие автора, т.е. себя, у остальных -автор («Я») был изолирован, отдален от остальных членов семьи, обнаружено стирание своей фигуры на рисунке. Стирание нарисованного «себя», перерисовывание может быть связано с негативными эмоциями по отношению к себе. В группе здоровых детей чувство неполноценности было обнаружено лишь у 13,7% испытуемых, «симптомами», признаками этого был маленький размер фигуры, изображавшей автора, либо фигура автора располагалась спиной по отношению к остальным членам семьи. В ходе выполнения задания детьми с ОВЗ было отмечено, что ни один ребенок не начал рисунок семьи с себя, в то время как в группе здоровых детей это было отмечено у 75,3% детей. Также было отмечено, что дети с ОВЗ, рисуя себя (в 30,8% случаев), делали длительные паузы перед тем, как приступить к рисованию собственной фигуры, либо сначала схематично изображали себя, потом прорисовывали детали ситуации, предметы, а лишь потом возвращались к фигуре.

Для того чтобы проверить достоверность данных различий между чувством неполноценности у детей с ОВЗ и нормально развивающимися детьми, использовался статистический критерий ф* - угловое преобразование Фишера. Выявленное значение ф*эмп = 5,27 при р 2 0.01, что подтверждает значимость выявленных различий между значением показателей чувства неполноценности у детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей. Таким образом, для испытуемых первой группы (дети с ОВЗ) в большей степени характерен высокий уровень чувства неполноценности, чем для испытуемых второй группы (здоровые дети).

Анализ сформированности второго параметра диагностики ценностного отношения к себе, «положительное отношение к себе» производился нами с помощью методики «Незаконченные предложения».

Чтобы проверить достоверность различий между выраженностью типов отношений к себе (отрицательное, нейтральное, положительное) в группах здоровых детей и детей с ОВЗ, использовался статистический критерий Х2 - Пирсена. Полученное нами значение Х2 = 60,92 больше соответствующего табличного значения т-1=2 степеней свободы, составляющего 13,82 при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,001. Следовательно, у детей с ОВЗ отношение к себе зачастую отличается негативной окраской, самооценка в большинстве случаев занижена, образ «Я» искажен, самопринятие слабо выражено. Исследование особенностей младших школьников к себе с помощью методики «Незаконченные предложения» позволило выявить следующее:

- у детей с ОВЗ отношение к себе зачастую отличается негативной окраской, самооценка в большинстве случаев занижена, образ «Я» искажен, самопринятие слабо выражено;

- у детей с ОВЗ выражено ощущение своей слабости, неполноценности, что проявилось в невозможности сформулировать свои положительные качества, в то время как отрицательные качества 42,3% детей обозначили без труда;

- у большинства детей с нормальным здоровьем отношение к себе определяется как положительное, у детей высокая самооценка (54,8%);

- лишь у 16,3% здоровых детей отношение к себе было определено как отрицательное.

Также с целью выявления особенностей положительного отношения детей к себе использовалась методика Рене Жиля. Первоначально анализировались переменные, характеризующие особенности самого ребенка. Результаты выполнения заданий по методике Рене Жиля явились основанием для вывода о том, что дети с ОВЗ избегают общения, в больших группах детей они стремятся к уединению, обособленности от группы. Это свойственно 53,8% детям с ограниченными возможностями здоровья. При выполнении заданий на определение своего места в большой группе детей они обозначали себя фигурой, находящейся в стороне, не связанной каким-либо действием с другими членами группы. Так, можно сделать вывод, что у детей с ОВЗ отсутствует адекватное самовосприятие, самопрезен-тация, что и вызывает значительные поведенческие и коммуникативные нарушения поведения ребенка в группе.

Кроме того, лишь у 15,4% детей с ОВЗ было отмечено стремление к доминированию или лидерству в группе, в то время как в группе здоровых детей таковых оказалось 63%. Таким образом, у детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую формируется искаженное, либо негативно окрашенное представление о себе.

Для изучения третьего параметра «Доминирование желаний, направленных на реализацию личных потребностей»,нами использовалась методика «Цветик-семицветик».

Анализ результатов показывает, что у большинства детей с ОВЗ сфера желаний не связана с собственным «Я». Возможно, это вызвано чувством неполноценности. Так, лишь 26,9% детей указанной группы первые 3 желания соотнесли с собой,

на «лепестках семицветика» указали желания, связанные с материальным благополучием и здоровьем, у 19,2% детей желания были для всех людей (например, «чтобы все люди жили по 100 лет»). В то время как в группе здоровых детей большинство (82,2%) указали желания в первую очередь для себя, при этом желания были материальными и познавательными (например, «хочу быть олигархом», «хочу быть отличником», «хочу окончить школу на пятерки» и т.д.). Достоверность различий в доминировании желаний, направленных на реализацию потребностей для себя у здоровых младших школьников и у детей с ОВЗ, подтверждалась с помощью статистического критерия ф* - угловое преобразование Фишера. Выявленное значение ф*эмп = 5,15 при р 2 0.01, что подтверждает значимость выявленных различий.

Обобщая результаты выполненного исследования, мы выявили следующие особенности ценностного отношения к себе у детей с ОВЗ:

1. Чувство неполноценности у детей с ОВЗ развито больше, чем у нормально развивающихся сверстников. Возможно, это связано с искаженным, либо негативно окрашенным представлением о себе, самооценка в большинстве случаев занижена, образ «Я» искажен.

2. В отличие от здоровых детей, отношение к себе у младших школьников с ОВЗ имеет негативную окраску, т.к. они испытывают трудности в общении, стремятся к уединению, обособленности, что обусловлено осознанием своей неполноценности, отличием себя от большинства детей.

3. Неприятие себя как личности, характерное для детей с ОВЗ, сказывается на сфере желаний. Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья в меньшей степени, чем здоровые сверстники, имеют желания, направленные на реализацию потребностей для себя. В иерархии ценностей у них на первом месте находится семья, затем примерно одинаковые позиции занимают другие люди и «Я», на последнем месте школа. У здоровых детей на первом месте находится «Я», затем семья. Желаний, направленных на реализацию потребностей других людей и школы, не обнаружено.

Таким образом, в целом младшие школьники с ОВЗ относятся к себе негативно, что связано, в первую очередь с осознанием своей неполноценности.

Библиографический список

1. Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Коррекционная педагогика. - 2010. -№ 4.

2. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие с специальные требования к результатам

обучения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Дефектология. - 2010. - № 5.

3. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб.пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003.

4. Общая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [Э/р]. - Р/д: http://www.niro.nnov.ru/id=2708

5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современногочеловекознания. - М., 1977.

6. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. - М., 1997.

7. Холодкова, О.Г. Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте // Вестник Южно-

Уральского гос. университета. - 2012. - № 6. - Серия «Психология».

8. Холопенко, Н.А. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов. Различные подходы к пониманию инвалида [Э/р]. -Р/д: http://www.orlenok-kmv.ru/invalid.html

9. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.

10. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: учеб.пособие. - М., 2007.

Bibliography

1. Nazarova, N.M. Integrirovannoe (inklyuzivnoe) obrazovanie: genezis i problemih vnedreniya // Korrekcionnaya pedagogika. - 2010. - № 4.

2. Malofeev, N.N. Deti s otkloneniyami v razvitii v obtheobrazovateljnoyj shkole: obthie s specialjnihe trebovaniya k rezuljtatam obucheniya / N.N. Malofeev, O.S. Nikoljskaya, O.I. Kukushkina // Defektologiya. - 2010. - № 5.

3. Akatov, L.I. Socialjnaya reabilitaciya deteyj s ogranichennihmi vozmozhnostyami zdorovjya. Psikhologicheskie osnovih: ucheb.posob. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2003.

4. Obthaya koncepciya specialjnogo federaljnogo gosudarstvennogo standarta dlya deteyj s ogranichennihmi vozmozhnostyami zdorovjya [Eh/r]. - R/d: http://www.niro.nnov.ru/id=2708

5. Ananjev, B.G. O problemakh sovremennogochelovekoznaniya. - M., 1977.

6. Lazurskiyj, A.F. Klassifikaciya lichnosteyj // Izbrannihe trudih po psikhologii. - M., 1997.

7. Kholodkova, O.G. Dinamika ehmocionaljnogo komponenta cennostnihkh otnosheniyj v mladshem shkoljnom vozraste // Vestnik Yuzhno-Uraljskogo gos. universiteta. - 2012. - № 6. - Seriya «Psikhologiya».

8. Kholopenko, N.A. Socialjno-psikhologicheskie problemih deteyj-invalidov. Razlichnihe podkhodih k ponimaniyu invalida [Eh/r]. - R/d: http:// www.orlenok-kmv.ru/invalid.html

9. Vihgotskiyj, L.S. Problemih defektologii. - M., 1995.

10. Tkacheva, V.V. Tekhnologii psikhologicheskoyj pomothi semjyam deteyj s otkloneniyami v razvitii: ucheb.posobie. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 20.05.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.