Научная статья на тему 'Технология социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности'

Технология социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / SOCIAL AND EDUCATIONAL REHABILITATION / DISABILITIES / SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукина Е. Ю.

В статье предложена технология социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, результатом которой является повышение реабилитационного потенциала младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мукина Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF SOCIAL-PEDAGOGICAL REHABILITATION YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DISABILITIES BY MEANS SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES

In this paper the technology of social-pedagogical rehabilitation younger students with disabilities by means of sports and recreational activities. Educational technology represented a target, conceptual, substantive and control and evaluation units. As a theoretical basis for the construction of technology social-pedagogical rehabilitation of younger schoolboys with HIA means sports and recreational activities are considered the possibility of using the main provisions of the system, student-activity-integrated and humanistic approaches. The main purpose of technologizing process of socio-pedagogical rehabilitation of younger schoolboys with HIA is to improve the rehabilitation potential of children with HIA means sports and recreational activities. Conceptual block technology socio-pedagogical rehabilitation of younger schoolboys with HIA means sports and recreational activities include a description of the basic principles and methodological approaches. Substantial block technology socio-pedagogical rehabilitation of younger schoolboys with HIA activity includes a description of the means, methods, forms, stages and component technologies. The principal means of social and educational rehabilitation of younger schoolboys with HIA we highlight health and fitness activities, including curricular and extracurricular activities, as well as independent work of younger schoolboys with HIA. Result of the implementation of this technology socio-pedagogical rehabilitation of younger schoolboys with HIA is to improve the rehabilitation potential of younger schoolboys with HIA means sports and recreational activities.

Текст научной работы на тему «Технология социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности»

УДК 371

Е.Ю.Мукина

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье предложена технология социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, результатом которой является повышение реабилитационного потенциала младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, ограниченные возможности здоровья, физкультурно-оздоровительная деятельность, педагогическая технология.

_TECHNOLOGY OF SOCIAL-PEDAGOGICAL REHABILITATION YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH

DISABILITIES BY MEANS SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES.

In this paper the technology of social-pedagogical rehabilitation younger students with disabilities by means of sports and recreational activities. Educational technology represented a target, conceptual, substantive and control and evaluation units. As a theoretical basis for the construction of technology social-pedagogical rehabilitation of younger schoolboys with HIA means sports and recreational activities are considered the possibility of using the main provisions of the system, student-activity-integrated and humanistic approaches. The main purpose of technologizing process of socio-pedagogical rehabilitation of younger schoolboys with HIA is to improve the rehabilitation potential of children with HIA means sports and recreational activities. Conceptual block technology socio-pedagogical rehabilitation of younger schoolboys with HIA means sports and recreational activities include a description of the basic principles and methodological approaches. Substantial block technology socio-pedagogical rehabilitation of younger schoolboys with HIA activity includes a description of the means, methods, forms, stages and component technologies. The principal means of social and educational rehabilitation of younger schoolboys with HIA we highlight health and fitness activities, including curricular and extracurricular activities, as well as independent work of younger schoolboys with HIA. Result of the implementation of this technology socio-pedagogical rehabilitation of younger schoolboys with HIA is to improve the rehabilitation potential of younger schoolboys with HIA means sports and recreational activities.

Keywords: social and educational rehabilitation, disabilities, sports and recreation activities, educational technology.

В педагогической науке проблема реализации педагогических технологий находит свое обоснование в работах Н.Г.Алексеева, В.В.Афанасьевой, В.Ф.Башарина, М.Е.Бершадского, В.П.Беспалько, Ю.В.Громыко, Д.З.Гурье, Е.С.Заир-Бека, А.А.Измайловой, В.В.Карпова, М.В.Кларина, Г.Б.Корнетова,

A.М.Кушнира, Е.А.Левановой, В.М.Монахова, М.Н.Невзорова, П.И.Пидкасистого, Г.К.Селевко,

B.В.Серикова, П.А.Силайчева, В.А.Сластенина, В.И.Слободчикова, Т.К.Смыковской, Е.В.Ткаченко, М.А.Чошанова, Г.П.Щедровицкого, И.С.Якиманской, Н.О.Яковлевой и многих других.

Приступая к разработке и научному обоснованию педагогической технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с учетом педагогических возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности, проанализируем современные подходы к определению и сущности понятия «педагогическая технология».

Как полагает Б.Т.Лихачев, педагогическую технологию необходимо рассматривать через комплекс установок, обусловливающих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса [3].

В.Н.Монахов считал, что педагогическая технология может быть определена как обоснованная модель совместной педагогической деятельности по планированию, подготовке и осуществлению образовательного процесса в благоприятных для обучающихся и педагога условиях [2].

С точки зрения В.В. Юдина, технология представляет собой последовательность ступеней определенной учебной деятельности, которые можно рассматривать через научные представления. Он определяет педагогическую технологию через комплекс методов и приемов учебной деятельности, способствующих получению заданного результата [8].

С позиции В.А.Сластенина, педагогическую технологию необходимо рассматривать как упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [6].

Как полагает Ф.А.Фрадкин, педагогическая технология является системным, концептуальным, нормативным, объективированным, инвариантным описанием деятельности обучающихся и

педагога, ориентированным на достижение образовательной цели [3].

По мнению Т.В.Машаровой, педагогическую технологию необходимо рассматривать как выстраивание системы целей для достижения конкретного результата развития ребенка с огромным разнообразием применения методов, приемов, средств и форм организации образовательного процесса [1].

В.А.Ченобытов полагает, что технология педагогического проектирования является способом постижения и изменения образовательного пространства, действительности, которая характеризуется необходимостью функционировать в ситуации информационного дефицита, выбора многовариантных способов деятельности, системного изучения объектов и процессов, проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности [7].

Г.К.Селевко рассматривает педагогическую технологию с позиции системы функционирования различных составляющих педагогического процесса, основанная на научной базе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к заданным результатам» [4].

С позиции ДАДанилова, педагогическая технология представляет собой содержательную, вбирающую в себя совокупность действий, осуществляющих изменения в содержании образования, формах, методах и способах организации образовательного процесса, в управлении и контроле организации педагогического процесса, деятельности педагогов и обучающихся. Педагогическая технология обусловливает профессиональную компетентность учителя, рекомендует способы осознания технологичности педагогического процесса.

Как полагает П.А.Силайчев, педагогическая технология является организационной системой, которая определяет результативность педагогической деятельности, поэтапность осуществления обучающимися поставленных задач, с учетом использования комплекса обоснованных методов, приемов и форм организации педагогической деятельности, ее содержанием и необходимым материально-техническим оснащением [5].

Многие специалисты (Е.А.Леванова, Г.К.Селевко, ВАСластенин и др.) обращают внимание на то, что любая педагогическая технология должна основываться на научной базе, научной концепции, научно обосновывать образовательные цели, обладать свойствами системы, т.е. проектировать логику процесса, взаимосвязь всех частей, обобщения.

В нашей работе, вслед за Е.А.Левановой, ВАСластениным и другими учеными под педагогической технологией мы будем понимать комплекс действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение поставленной педагогической цели в условиях образовательного процесса школы.

Выявление сущности, содержания и структуры социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), определение педагогических возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности как эффективного средства ее формирования позволили нам разработать педагогическую технологию социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ с учетом педагогических возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности. Проектирование технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ с учетом педагогических возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности осуществлялось нами на основании педагогической системы целей, выстроенной на определении их содержания по формированию каждого из компонентов реабилитационного потенциала детей с ОВЗ: мотивационно-ценностного, эмоционально-регулятивного, когнитивного, коммуникативного, социального, поведенческого.

Нами была разработана педагогическая технология социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ с учетом педагогических возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности, включающая различные компоненты, критерии, их качественные показатели, а также педагогические условия их эффективности (рис. 1).

Рис. 1. Технология социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Педагогическая технология социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой научно-теоретическое структурирование образовательного процесса общеобразовательного учреждения с учетом педагогических возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности, построенного на основе целевого, концептуального, содержательного и контрольно-оценочного блоков, включающих цель, задачи, методологические подходы, принципы, этапы, компоненты, методическое обеспечение, диагностический инструментарий, уровни, критерии и педагогические условия эффективности данного процесса.

Целевой блок технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности включает в себя описание цели и основных задач. Основной целью технологизации процесса социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ является повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. Объектом проектирования является технология социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, а субъектом - группа специалистов общеобразовательного учреждения.

Задачи технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности определены на основе социального заказа общества: профилактика и предупреждение повышения числа детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав, свобод и высокого уровня образования детей с ОВЗ; педагогическая поддержка детей с ОВЗ в реализации их потенциальных возможностей; нивелирование негативного воздействия внешних факторов, создающих препятствия для благоприятного развития детей в процессе их вхождении в социум; целенаправленное обучение детей с ОВЗ навыкам социального взаимодействия в системе социального окружения; обеспечение высокого уровня социализации и интеграции детей с ОВЗ в общество на основе их включения в разнообразные формы социальной активности и физической культуры.

Концептуальный блок технологии социально-педагогической реабилитации младших

школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности включает в себя описание основополагающих принципов и методологических подходов.

В качестве теоретической базы для построения технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности рассматриваются возможности использования основных положений системного, личностно-деятельностного, интегрированного и гуманистического подходов.

Представленные подходы не претендует на абсолютную полноту и завершенность, но дают возможность решить поставленные в исследовании задачи, обусловливают интегративность проектирования технологии, организацию продуктивного взаимодействия педагогов и младших школьников с ОВЗ, их интенсивной социализации с использованием физкультурно-оздоровительной деятельности.

На основе анализа особенностей каждого из подходов мы обозначили принципы, на которые опирались разработке технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности: принцип нормативно-правовой обусловленности, т.е. все субъекты технологии должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, конституцию и не противоречить объективным закономерностям общественного развития; принцип ресурсности - технология построена с целью выявления новых и раскрытия потенциала уже имеющихся ресурсов развития личности ребенка с ОВЗ; принцип гуманизма определяется тем, что технология основана на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека; принцип свободы личности, ее выбор приоритетов формирования личностного опыта - согласно данному принципу каждая личность свободна и ее выбор является приоритетом действия или бездействия образовательного учреждения; принцип опоры на индивидуально-личностные особенности, т.е. индивидуальный подход к ребенку в аспекте его возрастного и индивидуального развития. Социально-педагогическая реабилитация предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка; принцип единства коррекции и развития - решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка; деятельностный принцип - именно активная деятельность самого ребенка с ОВЗ становится движущей силой развития, а развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.

Содержательный блок технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ деятельности включает в себя описание средств, методов, форм, этапов и компонентов технологии. В качестве основного средства социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ мы выделяем физкультурно-оздоровительную деятельность, включающую учебную и внеучебную деятельность, а также самостоятельную работу младших школьников с ОВЗ.

Основной формой физкультурно-оздоровительной деятельности являются учебные занятия, которые могут быть теоретическими, практическими, контрольными; факультативные (как дополнительные к обязательным); индивидуальные и групповые; самостоятельные занятия по заданию и под контролем учителя. Внеучебные занятия проводились в форме: физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятий в секциях, спортивных клубах; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники, дни здоровья).

Контрольно-оценочный блок технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности включает в себя описание критериев, показателей и уровней оценки эффективности представленной технологии, а также описание результативности и педагогических условий эффективности реализации технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены компоненты эффективности технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности (мотивационно-ценностный, эмоционально-регулятивный, когнитивный, коммуникативный, социальный, поведенческий), а так же охарактеризованы показатели и выделены уровни (оптимальный, достаточный, критический).

Результатом реализации данной технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ является повышение реабилитационного потенциала младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.

К основным педагогическим условиям эффективности социально-педагогической

реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности можно отнести следующие: социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ в образовательной среде школы рассматривается в качестве одной из задач образовательного процесса; определено содержание и актуализированы социализирующие возможности физкультурно-оздоровительной деятельности, способствующие повышению реабилитационного потенциала младших школьников с ОВЗ; разработана и внедрена в образовательный процесс школы технологию социально-педагогической реабилитации детей младшего школьного возраста с ОВЗ с учетом педагогических возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности, определены ее структурные составляющие и условия функционирования; реализована процессуальная сторона социально-педагогической реабилитации с включением в структуру учебных и самостоятельных занятий средств и методов физкультурно-оздоровительной направленности, с учетом условий жизнедеятельности детей младшего школьного возраста, характера заболевания и реальных возможностей; представлено социально-педагогическое диагностирование, обеспечивающее оценку результативности технологизации социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности и возможности его прогнозирования и коррекции.

К компонентам эффективности технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности отнесены: мотивационно-ценностный, эмоционально-регулятивный, когнитивный, коммуникативный, социальный, поведенческий. В свою очередь, каждый из компонентов характеризуется определенными показателями. На основе выделения критериев и показателей сформированное™ реабилитационного потенциала ребенка с ОВЗ были определены уровни (оптимальный, достаточный, критический) (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что каждый уровень имеет определенные характеристики показателей каждого из шести компонентов технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Таблица 1

Уровни сформированности компонентов технологии социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности

Критический Достаточный Оптимальный

Мотивационно-ценностный уровень

- несформированная мотивация учения; - неустойчивая мотивации учения; - отсутствие в системе ценностей необходимости получения образования. - сформированность игровых или внешних мотивов учения; - неустойчивая мотивации учения; - наличие в системе ценностей необходимости получения образования. - сформированность учебных, социальных или позиционных мотивов учения; - устойчивая мотивации учения; - наличие в системе ценностей необходимости получения образования.

Эмоционально-регулятивный уровень

- неадекватная самооценка; - высокий показатель тревожности; - высокий уровень эмоциональной отгороженности и отчужденности. - неадекватная самооценка; - средние показатели тревожности; - средний уровень эмоциональной отгороженности и отчужденности. - адекватная самооценка; - низкие или средние показатели тревожности; - низкий уровень эмоциональной отгороженности и отчужденности.

Коммуникативный уровень

- несформированность коммуникативных навыков; - несформированные межличностные отношения или социальная изоляция; - отсутствие регулярного взаимодействия между членами одной группы, низкие показатели контактности; - неадекватная реакция на попытки коммуницирования со стороны сверстников. - сформированность некоторых коммуникативных навыков; - несформированные межличностные отношения или социальная изоляция; - наличие регулярного взаимодействия между члена-ми одной группы, низкие показатели контактности; - адекватная реакция на попытки коммуницирования со стороны сверстников. - сформированность коммуникативных навыков; - сформированные межличностные отношения и социальное принятие; - наличие регулярного гармоничного и положительного взаимодействия между членами одной группы; - компетентная реакция на попытки коммуницирования со стороны других представителей общества.

Социальный уровень

- низкие показатели дружелюбности; - средние показатели дружелюбности; - высокие показатели дружелюбности;

- низкая готовность к социальным действиям; - низкая социальная активность - готовность к социальным действиям; - низкая социальная активность - высокая готовность к социальным действиям; - высокая социальная активность

Поведенческий уровень

- неадекватная оценка ситуации; - низкий уровень активности, в том числе и социальной; - высокие показатели конфликтности и агрессивности. - неадекватная оценка ситуации; - средний уровень активности, в том числе и социальной; - средние показатели конфликтности и агрессивности. - адекватная оценка ситуации; - высокий уровень активности, в том числе и социальной; - низкие показатели конфликтности и агрессивности.

Когнитивный уровень

- отсутствие познавательной активности; - низкий уровень любознательности; - негативное отношение ко всему новому; - несформированность познавательных умение и навыков. - невыраженная по-знавательная активность; - средний уровень любознательности; - негативное отношение ко всему новому; - сформированность некоторых познавательных умение и навыков. - выраженная познавательная активность; - высокий уровень любознательности; - позитивное отношение ко всему новому; - сформированность познавательных умение и навыков.

Таким образом, данная технология становится теоретической (методологической) основой организации опытно-экспериментальной работы.

Педагогическая технология социально-педагогической реабилитации младших школьников с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой научно-теоретическое структурирование образовательного процесса общеобразовательного учреждения с учетом педагогических возможностей физкультурно-оздоровительной деятельности, построенного на основе целевого, концептуального, содержательного и контрольно-оценочного блоков, включающих цель, задачи, методологические подходы (системный, интегрированный, личностно-деятельностный, гуманистический, технологический), принципы, функции, компоненты (мотивационно-ценностный, эмоционально-регу-лятивный, когнитивный, коммуникативный, социальный, поведенческий), методическое обеспечение, диагностический инструментарий, уровни (критический, достаточный, оптимальный), критерии и педагогические условия эффективности данного процесса.

Литература

1.Машарова, Т.В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании: материалы семинара /Т.В.Машарова. - Киров, 2000.

2.Монахов, В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований /В.М.Монахов // Школьные технологии. - 2001. - № 5.

3.Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С.Кукушина. - Ростов н/Д., 2002. - С.30.

4.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации /Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1990. - 256 с.

5.Силайчев, П.А. Теория педагогических технологий: концепция технологических критериев отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании /П.А.Силайчев / / СПО. -2008. - №7. - С.39.

6.Сластенин, В.А Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А.Сластенин, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 1997. -512 с.

7.Ченобытов, В.А. Педагогическое

проектирование как акмеологическая технология педагогического образования. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: / / http:akmeo.rus.net/index/php?id=127.

8.Юдин, В.В. Педагогическая технология:

1. Masharova, T.V. Ispol'zovanie lichnostno-orientirovannyh tehnologij v obrazovanii: materialy seminara /T.V.Masharova. - Kirov, 2000.

2. Monahov, V.M. Pedagogicheskoe proektirovanie - sovremennyj instrumentarij didakticheskih issledovanij /V.M.Monahov // Shkol'nye tehnologii. - 2001. - № 5.

3. Pedagogicheskie tehnologii / Pod obshh. red. V.S.Kukushina. - Rostov n/D., 2002. - S.30.

4. Selevko, G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii : ucheb. posobie dlja ped. vuzov i in-tov povyshenija kvalifikacii /G.K.Selevko. - M.: Narodnoe obrazovanie, 1990. - 256 s.

5. Silajchev, P.A. Teorija pedagogicheskih tehnologij: koncepcija tehnologicheskih kriteriev otraslevoj podgotovki v professional'no-pedagogicheskom obrazovanii /P.A.Silajchev // SPO. -2008. - №7. - S.39.

6. Slastenin, V.A. Pedagogika: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij /V.A.Slastenin, A.I.Mishhenko, E.N.Shijanov.- M.: Shkola-Press, 1997. - 512 s.

7. Chenobytov, V.A. Pedagogicheskoe proektirovanie kak akmeologicheskaja tehnologija pedagogicheskogo obrazovanija. [jelektronnyj resurs] — Rezhim dostupa. — URL: //

http: akmeo. rus.net/index/php?id= 127.

Учебное пособие/В.В.Юдин. Часть 1. - Ярославль, ЯГПУ, 1997.

8. Judin, ^^ Pedagogicheskaja tehnologija: Uchebnoe posobie/V.V.Judin. Chast' 1. - Jaroslavl', JaGPU, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.