Научная статья на тему 'Ценностное отношение к педагогическим знаниям как фактор преодоления познавательных затруднений у студентов 1 курса'

Ценностное отношение к педагогическим знаниям как фактор преодоления познавательных затруднений у студентов 1 курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / СТУДЕНТ ПЕРВОГО КУРСА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / FIRST-YEAR STUDENT / COGNITIVE DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Извольская Алена Александровна

В статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к педагогическим знаниям, раскрывается специфика процесса изучения педагогики на современном этапе, типология познавательных затруднений у первокурсников, приводятся результаты работы со студентами первого курса по преодолению затруднений различных типологических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE RELATION TO PEDAGOGICAL KNOWLEDGE AS A FACTOR OVERCOMING COGNITIVE DIFFICULTIES STUDENTS 1 COURSE

The article discusses the problem of the valuable relationship to pedagogical knowledge, shows the specifics of the process of learning pedagogy at the present stage, the typology of cognitive difficulties for first-year students, the results of working with first-year students to overcome the difficulties of different typological groups.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение к педагогическим знаниям как фактор преодоления познавательных затруднений у студентов 1 курса»

УДК 378.147 А.А. Извольская

ТГПУ им. Л.Н. Толстого (г. Тула, Россия) Тел.:8-915-697-00-97, e-mail: [email protected]

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЗНАНИЯМ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

В статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к педагогическим знаниям, раскрывается специфика процесса изучения педагогики на современном этапе, типология познавательных затруднений у первокурсников, приводятся результаты работы со студентами первого курса по преодолению затруднений различных типологических групп.

Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическое образование, педагогические знания, студент первого курса, познавательные затруднения.

В последние годы отчетливо прослеживается недостаточный уровень готовности выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования, особенно в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения. Для многих абитуриентов характерны репродуктивный уровень познавательной деятельности, слабое владение общеучебными умениями, недостаточная мотивация к познанию и избранной профессии. Все это приводит к возникновению целого комплекса познавательных затруднений, препятствующих адаптации первокурсников к образовательному процессу вуза, рассматриваемой нами как вхождение в новые для них условия обучения и социального взаимодействия.

ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» определяет в качестве основной задачи высшего педагогического образования подготовку квалифицированного специалиста, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, способного к применению инновационных нестандартных походов к решению профессиональных задач в реальной образовательной практике готового к постоянному профессиональному росту.

Однако анализ практики и научных исследований по проблемам педагогического образования показывает, что высшая педагогическая школа в современном ее виде не может в полной мере решать поставленные перед ней задачи. Это обусловлено, с одной стороны, монологическим характером технологий обучения, доминирующих в педвузах, что затрудняет развитие познавательной активности студентов, становление их профессиональных ценностных ориентаций, а с другой -

несформированностью у студентов ценностного отношения к педагогическому знанию как необходимому элементу дальнейшей образовательной и профессионально-педагогической деятельности. В системе непрерывного образования высшее образование для молодого человека должно стать той ступенью профессионального становления, на которой он получает мощный импульс развития своего интеллектуального потенциала, стимулирования процессов саморазвития и самообразования, активного формирования познавательных и профессиональных мотивов. Однако ряд исследований [1, 2, 3], проведенных в последние годы, и наш опыт показывает, что многие абитуриенты испытывают познавательные затруднения различного рода, для них характерны репродуктивно-подражательный уровень познавательной активности, слабое владение приемами самостоятельной познавательной деятельности, интеллектуальными и общеучебными умениями, недостаточная мотивация к учебе, избранной профессии [4].

Мы разделяем точку зрения Е.С. Заир-Бек, отмечающую, что в процессе изучения педагогики важно научить студентов понимать смысл педагогических знаний, пользоваться ими как вспомогательными средствами для анализа и объяснения окружающей действительности, решения различных педагогических проблем [5].

Педагогические дисциплины сегодня рассматриваются как важнейшее средство личностно-профессионального становления студента, способного использовать полученные в вузе знания для самостоятельного осмысления любой жизненной ситуации и основанного на этих знаниях проектирования собственной жизнедеятельности. Современные исследователи все чаще рассматривают педагогические дисциплины в качестве системообразующего элемента в содержании педагогического образования, в качестве основы для интеграции знаний о природе, культуре, обществе, человеке, которая обеспечивает целостность общепрофессиональной подготовки.

Изучение особенностей современных студентов педагогического вуза позволяет нам выявить некоторые причины возникновения познавательных затруднений в процессе их образовательной деятельности. Анализ результатов социологических опросов и аналитических статей за последние годы позволяет обозначить ряд признаков, характерных для современного студента, сдававшего ЕГЭ, чтобы поступить в вуз.

Так В. С. Собкин и О.В. Ткаченко, проведя масштабные социологические исследования, смогли спроектировать «портрет современного студента педагогического вуза». Ими было установлено, что рекрутирование в педагогическую профессию уже на этапе получения высшего педагогического образования сориентировано на более слабые социальные группы (по сравнению с техническими вузами) как по образовательному статусу родителей тех, кто поступает в педагогические

вузы, так и по уровню их школьной подготовки. Причем обучение в педагогическом вузе все больше рассматривается студентом как определенный этап не только собственного развития, но и «плацдарм» для дальнейшей личностной и социальной самореализации, но не в сфере образования. Большинство студентов педагогических вузов отмечают, что интерес к изучаемым дисциплинам практически полностью зависит от стиля и содержания общения преподавателя с ними [6].

Анализ результатов анкетирования 250 студентов, проведенного в сентябре 2013 года, в трех педагогических вузах России (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Омский государственный педагогический университет, Челябинский государственный педагогический университет) показывает, что в педагогические вузы на сегодняшний день поступают студенты, недостаточно мотивированные к получению психолого-педагогической подготовки (на первом месте у студентов стоит мотив получения диплома о высшем образовании, менее трети опрошенных желают приобрести знания, необходимые для обучения и воспитания детей). Для большинства опрошенных представление документов в педвуз становится «запасным, страховочным вариантом», многие юноши открыто говорят о нежелании служить в рядах Российской армии и расценивают педагогический вуз как возможность отсрочить собственный призыв.

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18-20 % лекционного материала). Так, по данным В.Т. Лисовского, умеют выступать перед аудиторией только 28,8 % студентов, вести спор 18,6 %, давать аналитическую оценку проблем 16,3 %. На материале данного социально-педагогического исследования было показано, что только 37,5 % студентов стремятся достичь высоких академических успехов, 53,6 % не всегда стараются, а 8 % вообще не стремятся к достижению каких-либо академических успехов. Но и у тех, кто стремился хорошо учиться, в 67,2 % случаев процесс обучения шел неудовлетворительно [7].

В.С. Журавлева отмечает, что характер познавательной деятельности современных студентов изменился: для подготовки к занятиям учебную и тематическую литературу он практически не использует, читальный зал библиотек не посещает. Все это им заменили «стремительно ворвавшийся в интернет-пространство «В Контакте» и обилие сайтов с «готовыми» рефератами и курсовыми работами не всегда лучшего качества» [8, с. 48]. Как отмечает А.И. Савенков, «согласно культурным традициям прошлого столетия, профессия обычно выбиралась раз и навсегда, поскольку рассматривалась как главное смыслообразующее

дело в жизни. В современном мире все чаще происходит иначе. Юноши и девушки, как правило, выбирают уже не профессию, а стиль жизни. Профессия, в таком случае, оказывается не столько самостоятельной целью и смыслом жизни, сколько средством достижения ожидаемого социального статуса и требуемого материального комфорта» [7]. Директор Центра социологических исследований МГУ С.П. Туманов подчеркивает, что современный студент педвуза не активен (и в социальном, и в образовательном пространстве). У большинства молодых людей преобладают прагматичные мотивы выбора профессии, а материальное стимулирование повышает мотивацию значительно выше, чем моральное [9]. Анализ анкетирования 180 первокурсников Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого в сентябре 2013 года также дает нам основание утверждать, что студенты не владеют навыками учебной деятельности, не могут самостоятельно находить необходимую им информацию в книгах и печатных СМИ; эффективность использования глобальных информационных интернет-ресурсов также невелика, большинство опрошенных лишь общаются в социальных сетях и посещают сайты с «готовыми» рефератами и курсовыми работами, электронными библиотеками и интернет-версиями периодических научных и научно-популярных изданий пользуются единицы (менее 1% опрошенных).

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и результаты собственного исследования позволили нам определить, что у подавляющего большинства студентов на начальном этапе обучения возникают в обучении в вузе. Затруднения в познавательной деятельности рассматриваются нами как препятствия в понимании материала учебной дисциплины по различным причинам; осознанном усвоении, воспроизведении и продуктивном использовании различных фрагментов этого материала; понимание сущностных связей и отношений зависимости между различными изучаемыми объектами, явлениями и фрагментами описывающего их знания.

Проведенное нами исследование методом наблюдения, анкетирования, изучения продуктов образовательной деятельности студентов показало, что для большинства студентов первого курса совершенно новые для них условия обучения (ломка сложившего динамического стереотипа в учебной деятельности, приспособление к новым формам и режиму образовательного процесса и др.) - процесс достаточно болезненный. Им приходится преодолевать значительные трудности, проявляя при этом такие черты характера, которых не хватало в полной мере в старших классах школы - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативу, умение владеть собой.

Анализ и интерпретация полученных результатов и сравнение их с другими аналогичными исследованиями позволили нам выявить комплекс познавательных затруднений, с которыми сталкиваются студенты первого курса в образовательной деятельности:

1) ценностно-мотивационные затруднения

Для большинства опрошенных студентов (153 человека, 85 %) преобладающим мотивом обучения в вузе становится получение диплома о высшем образовании. Приобретение психолого-педагогических знаний не является, по мнению 50 % респондентов (90 человек), необходимыми условиями для достижения выбранной цели. 38 % первокурсников (68 человек) указали, что в выборе высшего учебного заведения они руководствовались лишь информацией о конкурсе («... мне было все равно в какой вуз подавать документы, лишь бы конкурс выдержать.»). Результаты наблюдения подтверждают данные анкетирования. Большинство студентов первого курса не проявляют заинтересованности при рассмотрении вопросов, связанных со спецификой педагогической профессии, требованиями, предъявляемыми к современному педагогу. Некоторые первокурсники отказываются участвовать в дискуссии (например, «Каким быть современному учителю?») и групповом обсуждении различных педагогических проблем, мотивируя отказ тем, что они с педагогической профессией еще не знакомы и изучить ее особенности не хотят, так как не собираются работать в школе.

2) организационно-педагогические затруднения

Данная группа затруднений связана с недостаточной осведомленностью студентов о структуре, логической организации, методах и средствах познавательной деятельности в педагогическом вузе. Рассогласованность между представлениями первокурсников о вузовских требованиях и реальными требованиями к обучению в университете стала причиной возникновения затруднений этого вида. Треть опрошенных (33 %) отметили, что при поступлении в вуз абсолютно не представляли себе те требования, которые предъявляются в вузе в процессе обучения. Молодые люди указали на незнакомые им правила подготовки к занятиям различных форм (85 первокурсников (47 %) отметили, что им трудно воспринимать материал в течение полутора часов на лекции; 32 % указали, что не успевают готовиться к семинарам и лабораторно-практическим занятиям).

3) собственно познавательные (дидактические) затруднения

Данный вид затруднений связан с недостаточной

сформированностью умений учебно-познавательной деятельности. Анкетирование первокурсников показало, что 47 % студентов, посещая библиотеки, не могут найти в литературе необходимый для подготовки к занятиям материал (следует отметить, что такого же мнения относительно первокурсников придерживаются 85 % из 20 опрошенных

преподавателей). Если характеризовать содержательность, логику построения и технику исполнения творческих проектов студентов первого курса, то можно констатировать, что у большинства первокурсников (62 %) недостаточно сформированы умения анализировать литературу и иные информационные ресурсы по выбранной ими проблеме; почти треть студентов (28 %) нарушают причинно-следственные связи в изложении материала; каждый четвертый нарушает правила оформления и представления работы, которые были сообщены им заблаговременно.

4) рефлексивные затруднения

Затруднения этого рода связаны с несформированностью у студентов навыков самоанализа и самооценки собственной образовательной деятельности. Большинство первокурсников не могут адекватно оценить свои возможности, выявить барьеры, мешающие им успешно учиться.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и результаты собственных исследований позволяют утверждать, что в познавательной деятельности студенты первого курса педагогического вуза сталкиваются с разнообразными познавательными затруднениями, препятствующими эффективному вхождению в новый для них образовательный процесс. Необходимо отметить, что, если описанные выше затруднения не устраняются в течение первого года обучения в вузе, в памяти студента закрепляется подобная модель взаимодействия субъектов образовательного процесса и может быть впоследствии перенесена начинающим педагогом на взаимоотношения в системе «учитель-школьник».

Принципиальное значение в таком случае играет специально организованный процесс изучения педагогических дисциплин, способствующий преодолению различных видов познавательных затруднений и формированию ценностного отношения к педагогического знанию как к важнейшему элементу образовательной и профессионально-педагогической деятельности.

На кафедре педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого процесс изучения педагогических дисциплин на первом курсе строится на основе научной идеологии Федеральных государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования, ориентированной на существенное углубление фундаментальной и профессиональной подготовки выпускников вузов. Такая работа предполагает принципиальное изменение характера деятельности преподавателей в образовательном процессе вуза. За счет перехода на диалоговое взаимодействие со студентами происходит расширение арсенала форм и методов организации образовательного процесса, внедрение в практику работы новых информационных технологий, не ограничиваясь при этом лишь применением компьютера в обучении [10].

Большим потенциалом обладает система учебных дискуссий, организованных в виде форума. Такая форма организации и проведения дискуссии максимально понятна и доступна студентам, поскольку напоминает знакомое им общение на различных порталах и интернет-форумах. Форум позволяет оценить мотивацию студентов к познавательной деятельности в педагогическом вузе, их коммуникативные умения, раскрыть причины выбора профессии первокурсниками. Данная форма работы представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями и суждениями в группе с целью формирования мнения каждым участником и позволяет стимулировать инициативность студентов, способствовать развитию рефлексивности мышления. Отметим, что проблемы обучения в педагогическом вузе и вопросы о роли и месте педагога в современном обществе осознанно рассматриваются нами в единстве, поскольку формирование позитивного отношения к познавательной деятельности в педагогическом университете, по нашему мнению, должно являться предпосылкой формирования мотивации к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в будущем.

Особую роль в формировании ценностного отношения к педагогическим знаниям играет включение студентов в различные виды научно-исследовательской работы с первого курса. Первым этапом в НИР студента становится его участие в ежегодной научно-исследовательской конференции студентов первого курса «Учитель. Мастерство и вдохновение», которая направлена на формирование личностного отношения студентов первого курса к культуре и ценностным основаниям педагогической профессии, на развитие общеучебных и исследовательских умений. Конференция проводится в несколько этапов. Первый этап проходит внутри учебной группы и в нем принимают участие все первокурсники (в 2013 году - более 120 студентов первого курса). В зависимости от уровня сформированности познавательных, организационно-педагогических и рефлексивных умений студентов, их профессионально-педагогической мотивации и ценностного отношения к познавательной деятельности в вузе первокурсникам оказывается помощь в выборе тематики выступления, составлении алгоритма исследовательской деятельности. Лучшие доклады рекомендуются для участия в факультетском туре конференции, который проходит внутри факультета. Завершающий этап конференции проходит на кафедре педагогики и включает в себя торжественное открытие и работу нескольких секций.

Результаты повторной диагностики затруднений студентов (декабрь 2013 года), а также данные пролонгированного наблюдения свидетельствуют об эффективности используемых на кафедре форм, методов и технологий работы. Большинство студентов (более 75 %)

успешно преодолевают познавательные затруднения к концу первого года обучения, осознают значимость психолого-педагогической подготовки в вузе.

Полученные по результатам диагностики положительные результаты подтверждаются и данными монографического изучения личности студентов, проводимого в течение последних пяти лет. Например, студентка факультет математики, физики и информатики Дарья З. с первых дней обучения в университете уверенно утверждала, что ее не интересует ни образовательная деятельность в педагогическом вузе, ни будущая профессионально-педагогическая деятельность. Она не планировала поступление в ТГПУ им. Л.Н. Толстого. «В хороший технический институт не прошла, пришлось сюда, в педагогический, идти. ... Меня педагогика не интересует, ведь учителем я становится не собираюсь...», - откровенно говорила студентка. В то же время необходимо отметить, что в результате диагностики Дарья продемонстрировала достаточно высокий уровень развития организационно-педагогических и познавательных умений. Она с первых дней сентября легко ориентировалась в системе вузовских форм организации аудиторной и внеаудиторной работы, демонстрировала достаточный уровень сформированности умения работать с текстами, поиска и представления информации. На начальном этапе обучения ею не выбирались задания научно-исследовательского и творческого характера. Однако уже после нескольких занятий она с интересом участвовала в дискуссиях по педагогической проблематике (например, «Каким быть современному учителю математики?»), высказывала свою точку зрения, используя такие выражения как «... я бы на месте педагога.», «... мне как будущему учителю.». Существенным показателем преодоления ценностно-мотивационных затруднений также можно считать проявленное Дарьей желание участвовать в научно-исследовательской работе по педагогике. Она самостоятельно выбрала направление исследования, адекватно оценивала собственную деятельность, подготовила содержательное и интересное выступление на тему «Проблемы педагогического выгорания» и успешно выступила на секционном заседании конференции «Молодежь и наука - третье тысячелетие».

Дарья с удовольствием посещала факультатив «Индивидуальный путь в педагогическую профессию», на занятиях которого являлась своеобразным помощником преподавателя. Перейдя на второй курс, студентка с интересом ждала периода психолого-педагогической практики, организовала вокруг себя однокурсников и выступила в роли руководителя педагогической экспедиции. На сегодняшний день Дарья успешно обучается на пятом курсе, по результатам двух производственных педагогических практик показала себя как ответственная и

целеустремленная студентка, владеющая современными педагогическими технологиями.

Таким образом, результаты проводимого нами исследования показывают, что ценностное отношение студентов к педагогическому знанию выражается в приобретенных личностных убеждениях, складывающихся в результате душевных усилий по усвоению и последующему критическому осмыслению проблем психолого-педагогического характера. Данная деятельность позволяет первокурсникам преодолевать возникающие у них познавательные затруднения. Дальнейшего исследования требует изучение психолого-педагогических условий формирования ценностного отношения студентов первого курса к педагогическому знанию как фактора преодоления их познавательных затруднений.

Литература

1. Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 2003. 449 с.

2. Яковлева М.В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Улан-Уде, 2000. 147 с.

3. Корепанова И.Г. Формирование ценностей образования у студентов-первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Киров, 2007. 172 с.

4. Ильина С.П. Возможности педагогических дисциплин в профессиональном становлении студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Интернет-форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» / РГПУ им. А.И. Герцена; кафедра педагогики. URL: http: //kafedra-forum.narod.ru/index/0-19 (дата обращения: 02.02.2014)

5. Компетентностная модель современного педагога / О.В. Акулова [и др.]. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 183 с.

6. Собкин В.С., Ткаченко О.В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. М.: ЦСО РАО, 2007. 198 с. (Труды по социологии образования. Т. 11-12. Вып. 21)

7. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000. 428 с.

8. Журавлева В.С. Заметки к портрету современного студента. М.: ВЛАДОС, 2012. 263 с.

9. Туманов С.П. Современные студенты педагогического вуза. М.: Грифон, 2009. 235 с.

10. Орлов А. А. Развитие профессионального мышления будущего учителя в вузе: монография. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2011. 230 с.

A.A. Izvolskaya

VALUABLE RELATION TO PEDAGOGICAL KNOWLEDGE AS A FACTOR OVERCOMING COGNITIVE DIFFICULTIES STUDENTS 1 COURSE

The article discusses the problem of the valuable relationship to pedagogical knowledge, shows the specifics of the process of learning pedagogy at the present stage, the typology of cognitive difficulties for first-year students, the results of working with first-year students to overcome the difficulties of different typological groups.

Keywords: educational process, pedagogical education, pedagogical knowledge, the first-year student, cognitive difficulties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.