НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
Р.Х. Исхаков
УДК 378.147.88
Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики будущих специалистов социальной сферы
В статье рассматривается ценностно-смысловой подход в организации и проведении профессионально-мобильной практики студентов в условиях вуза в процессе практики.
Ключевые слова: аксиология, практика, профессионально-мобильная практика, профессионально-личностные качества, смыслы, ценности.
Социально-экономические преобразования в России, интеграция ее в мировую систему высшего профессионального образования, появление новых ценностей, понимание значимости образования выявили потребность в специалисте — профессионале нового типа, способном динамично ориентироваться в изменяющейся действительности.
Профессиональное образование, как считают М.А. Галагузова и Ю.Н. Галагузова, включает не только профессиональное обучение; не менее важно и ценно профессиональное воспитание: «Профессиональное воспитание в условиях вуза представляет собой овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание смыслов, мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы на основе подготовленности к профессиональной деятельности» [3, с. 317].
Ценностные ориентации представляют тот компонент структуры личности, определяющей поведение специалиста и его отношение к окружающему миру, которые формируются и изменяются у человека в течение всей жизни. Это есть отражение профессионально-личностного существования студента-выпускника в условиях трудовой деятельности.
Особое место в этом принадлежит профессиональному образованию, которое оказывает влияние
© Исхаков Р.Х., 2014
134
Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики...
как на психику человека, так и в дальнейшем на его профессиональную деятельность. За время обучения в вузе формируется система профессиональных ценностей, смыслов существования в условиях выбранной профессии, склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.
Поиск смысла и ценности чего-либо — это аксиологическая категория. При отсутствии ее любая система распадается и прекращает свое существование.
Профессиональное становление личности, как отмечает Н.А. Ершова, является внутренней стороной этих процессов и проявляется в «развитии устойчивого положительного отношения к избранной профессии, в появлении субъективного чувства удовлетворенности данным видом деятельности» [5, с. 147].
Профессиональное становление студента, как известно, определяется не только знаниями, умениями, навыками и компетенциями, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), но и социальными ожиданиями, одними из которых являются ценности и смысл профессии. Это отражает аксиологический аспект профессиональной подготовки студентов как специалистов [1].
Аксиологический аспект профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы, как отмечают М. А. Галагузова и Ю. Н. Га-лагузова, «представляет собой формирование совокупности специальных физических ценностно-смысловых оснований профессиональной деятельности, субъективное восприятие и присвоение которых личностно значимо для студентов» [3, с. 326].
Динамика изменений в социуме превосходит изменения личностной готовности к их адаптации. Профессиональная готовность отражает процесс включения молодого специалиста в новую социальную среду, в систему межличностных отношений определенного производственного коллектива, во время которого происходит выработка эталонов социального и профессионального мышления и поведения в соответствии с системой ценностей и групповых норм данного коллектива.
Специалисты социальной сферы — социальные педагоги, социальные работники — должны, по роду своей деятельности, обладать определенными профессионально-личностными качествами, которые остро проявляются при необходимости оказания помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Особая роль в процессе ценностно-смысловой профессиональной подготовки социальных педагогов и социальных работников отводится практике студентов. В условиях практики происходит процесс активного освоения норм, ценностей, особенностей социально-педагогической деятельности, приобретение умений и навыков будущей профессиональной
135
Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики...
деятельности, обеспечивающих принятие на себя новой социальной роли, гармоничное вхождение личности в систему социальных отношений.
В условиях учебно-профессиональной практики студент может воспринять, осознать ценности и смыслы выбранной профессии, то есть на месте реального производственного существования, учреждения, где он проходит практику, осознать на личностном уровне «романтику и героизм» этой профессии.
Мы исходим из того, что содержание профессиональной подготовки в условиях практики будет успешным, если будут определены и приняты самими студентами ценностные смыслы учебно-профессионального существования студента в производственных условиях учреждения, где студент проходит практику: осмысленное и осознаваемое понимание — ради чего организован данный вид профессионально-познавательной деятельности.
Изучение психолого-педагогических работ показало, что недостаточно исследованы ценностно-смысловые основания профильно-мобильной практики.
Профессионально-мобильная практика — это практико-ориентированный вид учебной деятельности по профессиональному становлению студентов в производственных условиях с целью формирования профессиональноличностных качеств будущего специалиста как профессиональная мобильность и осознания ими ценности и смысла профессии.
Реализация профессионально-мобильной практики возможна при динамичной организации и проведении практики, когда студенты мобильны
а) организационно:
— активно адаптируются во время практики в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности;
— активно коммуникативны при создании социально-педагогической целесообразной системы взаимодействий и взаимоотношений с руководителями, сотрудниками и клиентами разных возрастных и социальных категорий в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности;
б) содержательно:
— открыты различным альтернативным социально-педагогическим технологиям по решению проблем у людей разных возрастных и социальных категорий;
— активно включаются в решение социально-педагогических проблем в условиях учреждения;
— креативны при выполнении рабочих учебно-профессиональных заданий по практике [4, с. 36].
Рассмотрим целеполагание всех видов практик для бакалавров в ценностно-смысловом контексте в следующих аспектах:
— осознание студентом-практикантом личностно-ценностной составляющей профессионально-познавательной деятельности;
136
Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики...
— осознание студентом-практикантом смысла учебно-профессионального существования в условиях практики;
— формирование ценностного отношения у студента-практиканта к другому человеку, имеющему некоторые проблемы;
— осознание проблем, которые могут встретиться ему самому в семейной или личной жизни [3, с. 325].
Основная доминанта практики «Инструктивно-методический лагерь / учебная» (1-й курс): знакомство с социальными учреждениями различной ведомственной подчиненности; определение цели, задач, содержания деятельности этих учреждений; определение социальных категорий, обслуживаемого контингента.
В условиях этой практики происходит эмоциональное переживание студентом-практикантом своей будущей профессии. Они видят, что есть дети и взрослые со множеством социальных проблем. Многие люди попадают, в силу объективных и субъективных обстоятельств, в трудные жизненные ситуации. У студентов возникает эмоциональный вопрос: «Как им помочь?»
Ценностно-смысловым результатом практики является то, что студенты осознают: государство имеет определенные социальные обязательства по оказанию помощи людям через определенную систему социальных учреждений различной ведомственной подчиненности.
Студенты получают ответ на вопрос: «Где и кто может помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию?»
Аксиологическое (ценностно-смысловое) осознание пройденной практики студентом:
— первичное осознание социальной значимости данной профессии;
— первичное осознание себя в этой профессии;
— определение личностного потенциала по освоению этой профессии.
Основная доминанта в рамках психолого-педагогической практики
(1-й курс): формирование у студента-практиканта способности социальнокоммуникативного взаимодействия с одним человеком (ребенком), группой на основе психолого-педагогических знаний.
Для того чтобы помочь человеку (ребенку или взрослому), надо их изучить как объект социальной защиты и научиться профессиональному общению с ними (специалист — клиент). Услышать их просьбу, обращение через их эмоциональное переживание своей проблемы, то есть развить информационно-коммуникативные компетенции.
Ценностно-смысловым результатом этой практики является овладение способностью переводить эмоциональную, в основном неконструктивную информацию человека о своей проблеме, которая является для них индивидуальной и острой, в нечто формализованное и сформулированное.
Эти компетенции у будущих социальных педагогов формируются через организацию воспитательных мероприятий.
137
Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики...
Студенты получают ответ на вопрос: «Что может быть причиной проблем у человека (ребенка)?»
Аксиологическое (ценностно-смысловое) осознание пройденной практики студентом:
— осознание личностной мотивации на общение, взаимодействие с людьми с определенными проблемами;
— осознание уровня эмоциональной терпимости к людям разной возрастной и социальной категории;
— осознание уровня способности управления своими эмоциями и настроением.
Основная доминанта в рамках психолого-педагогической практики (2-й курс): восстановление, сохранение и усиление социетальных или психоментальных связей человека с социумом, группой или человеком (ребенком). Одним из сильных факторов возникновения трудных жизненных ситуаций является его социальное окружение.
Ценностно-смысловым результатом данного вида практики является овладение содержанием, методами и формами организации социальной педагогически целесообразной среды на основе проведения организационно-содержательных мероприятий.
Студенты получают ответ на вопрос: «Каково влияние социума на формирование человека?»
Аксиологическое (ценностно-смысловое)осознание пройденной практики студентом:
— осознание роли семьи воспитании человека;
— осознание роли коллектива в социализации человека;
— понимание актуальности социетальных и психоментальных связей между членами семьи и коллектива.
Основная доминанта в рамках социально-педагогической практики (3-й курс): формирование компетенции по методикам и технологиям работы социального педагога.
Ценностно-смысловым результатом практики является овладение содержанием, методами и формами социально-педагогической деятельности по оказанию помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.
Студенты получают ответ на вопрос: «Каким образом можно помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию?»
Аксиологическое (ценностно-смысловое) осознание пройденной практики студентом:
— формирование уверенности в способности реализации социально-педагогических технологий по оказанию помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
— формирование доверия к себе как потенциальному специалисту в сфере социальной защиты и помощи населению.
138
Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики...
Основная доминанта в рамках профессиональной практики «Практика в школе» (4-й курс): формирование компетенции по методикам и технологиям работы социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения.
Ценностно-смысловым результатом является овладение содержанием, методами и формами организации целесообразной социально-педагогической помощи детям в условиях образовательных учреждений различной ведомственной подчиненности.
Результатом практики является то, что студент отвечает на вопрос: «Какова роль школы в процессе социализации учащегося?»
Аксиологическое (ценностно-смысловое) осознание пройденной практики студентом:
— рефлексия личного индивидуального опыта школьного жизнесуществования на формировании своей личности;
— осознание личностного развития человека в период школьного жизнесуществования;
— понимание процесса социализации в условиях образовательного учреждения как процесса формирования социально зрелой личности.
Основная доминанта в рамках профессиональной комплексной практики (4-й курс): формирование интегрального результата по профессиональному становлению студента как специалиста по социальной помощи со степенью бакалавра.
Ценностно-смысловым результатом является формирование у студента личной индивидуальной интегральной системы профессиональных компетенций по оказанию социально-педагогической помощи людям разной возрастной и социальной категории в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности.
Результатом данного вида практики является то, что студент отвечает на вопрос: «Насколько государство эффективно реализует социальную политику по оказанию помощи людям разных возрастных и социальных категорий?»
Аксиологическое (ценностно-смысловое) осознание пройденной практики студентом:
— сформированность ценности данной профессии для общества, государства;
— сформированное личностное видение и осознание себя как личности в сфере этой профессиональной деятельности;
— сформированность профессионального оптимизма по поводу себя как будущего специалиста в данной сфере.
Как показывает наш опыт, практика студентов и средства, используемые в профессиональной подготовке будущих специалистов и бакалавров социальной сферы, эффективно влияют на формирование личностных ценностно-смысловых качеств студента.
139
Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики...
Литература
1. Галагузова М. А., Исхаков Р. Х. Адаптация бакалавров к социально-педагогической деятельности // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 1. С. 35-37.
2. Галагузова М. А, Галагузова Ю. Н. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научнопрактический аспект: Моногр. М.: ВЛАДОС, 2010. 224 с.
3. Галагузова М. А. Ценностные ориентации в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: научно-практической аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург: СВ-96, 2010. Вып. 6. 384 с.
4. Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 204 с.
5. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: Монография. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Ажур, 2014. 204 с.
6. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр): приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. № 788. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm200-1.pdf.