Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики будущих специалистов социальной сферы'

Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики будущих специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / AXIOLOGY / ПРАКТИКА / PRACTICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНАЯ ПРАКТИКА / PROFESSIONALLY-MOBILE PRACTICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES / СМЫСЛЫ / MEANINGS / ЦЕННОСТИ / AND VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхаков Ринад Хакимуллович

В статье рассматривается ценностно-смысловой подход в организации и проведении профессионально-мобильной практики студентов в условиях вуза в процессе практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE CONTENT OF VOCATIONAL MOBILE PRACTICE OF THE FUTURE SPECIALISTS OF THE SOCIAL SPHERE

The article considers the axiological approach in organization and holding of professional-mobile practice of students in the Institute of higher education in practice.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики будущих специалистов социальной сферы»

НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Р.Х. Исхаков

УДК 378.147.88

Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики будущих специалистов социальной сферы

В статье рассматривается ценностно-смысловой подход в организации и проведении профессионально-мобильной практики студентов в условиях вуза в процессе практики.

Ключевые слова: аксиология, практика, профессионально-мобильная практика, профессионально-личностные качества, смыслы, ценности.

Социально-экономические преобразования в России, интеграция ее в мировую систему высшего профессионального образования, появление новых ценностей, понимание значимости образования выявили потребность в специалисте — профессионале нового типа, способном динамично ориентироваться в изменяющейся действительности.

Профессиональное образование, как считают М.А. Галагузова и Ю.Н. Галагузова, включает не только профессиональное обучение; не менее важно и ценно профессиональное воспитание: «Профессиональное воспитание в условиях вуза представляет собой овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание смыслов, мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы на основе подготовленности к профессиональной деятельности» [3, с. 317].

Ценностные ориентации представляют тот компонент структуры личности, определяющей поведение специалиста и его отношение к окружающему миру, которые формируются и изменяются у человека в течение всей жизни. Это есть отражение профессионально-личностного существования студента-выпускника в условиях трудовой деятельности.

Особое место в этом принадлежит профессиональному образованию, которое оказывает влияние

© Исхаков Р.Х., 2014

134

Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики...

как на психику человека, так и в дальнейшем на его профессиональную деятельность. За время обучения в вузе формируется система профессиональных ценностей, смыслов существования в условиях выбранной профессии, склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.

Поиск смысла и ценности чего-либо — это аксиологическая категория. При отсутствии ее любая система распадается и прекращает свое существование.

Профессиональное становление личности, как отмечает Н.А. Ершова, является внутренней стороной этих процессов и проявляется в «развитии устойчивого положительного отношения к избранной профессии, в появлении субъективного чувства удовлетворенности данным видом деятельности» [5, с. 147].

Профессиональное становление студента, как известно, определяется не только знаниями, умениями, навыками и компетенциями, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), но и социальными ожиданиями, одними из которых являются ценности и смысл профессии. Это отражает аксиологический аспект профессиональной подготовки студентов как специалистов [1].

Аксиологический аспект профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы, как отмечают М. А. Галагузова и Ю. Н. Га-лагузова, «представляет собой формирование совокупности специальных физических ценностно-смысловых оснований профессиональной деятельности, субъективное восприятие и присвоение которых личностно значимо для студентов» [3, с. 326].

Динамика изменений в социуме превосходит изменения личностной готовности к их адаптации. Профессиональная готовность отражает процесс включения молодого специалиста в новую социальную среду, в систему межличностных отношений определенного производственного коллектива, во время которого происходит выработка эталонов социального и профессионального мышления и поведения в соответствии с системой ценностей и групповых норм данного коллектива.

Специалисты социальной сферы — социальные педагоги, социальные работники — должны, по роду своей деятельности, обладать определенными профессионально-личностными качествами, которые остро проявляются при необходимости оказания помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Особая роль в процессе ценностно-смысловой профессиональной подготовки социальных педагогов и социальных работников отводится практике студентов. В условиях практики происходит процесс активного освоения норм, ценностей, особенностей социально-педагогической деятельности, приобретение умений и навыков будущей профессиональной

135

Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики...

деятельности, обеспечивающих принятие на себя новой социальной роли, гармоничное вхождение личности в систему социальных отношений.

В условиях учебно-профессиональной практики студент может воспринять, осознать ценности и смыслы выбранной профессии, то есть на месте реального производственного существования, учреждения, где он проходит практику, осознать на личностном уровне «романтику и героизм» этой профессии.

Мы исходим из того, что содержание профессиональной подготовки в условиях практики будет успешным, если будут определены и приняты самими студентами ценностные смыслы учебно-профессионального существования студента в производственных условиях учреждения, где студент проходит практику: осмысленное и осознаваемое понимание — ради чего организован данный вид профессионально-познавательной деятельности.

Изучение психолого-педагогических работ показало, что недостаточно исследованы ценностно-смысловые основания профильно-мобильной практики.

Профессионально-мобильная практика — это практико-ориентированный вид учебной деятельности по профессиональному становлению студентов в производственных условиях с целью формирования профессиональноличностных качеств будущего специалиста как профессиональная мобильность и осознания ими ценности и смысла профессии.

Реализация профессионально-мобильной практики возможна при динамичной организации и проведении практики, когда студенты мобильны

а) организационно:

— активно адаптируются во время практики в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности;

— активно коммуникативны при создании социально-педагогической целесообразной системы взаимодействий и взаимоотношений с руководителями, сотрудниками и клиентами разных возрастных и социальных категорий в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности;

б) содержательно:

— открыты различным альтернативным социально-педагогическим технологиям по решению проблем у людей разных возрастных и социальных категорий;

— активно включаются в решение социально-педагогических проблем в условиях учреждения;

— креативны при выполнении рабочих учебно-профессиональных заданий по практике [4, с. 36].

Рассмотрим целеполагание всех видов практик для бакалавров в ценностно-смысловом контексте в следующих аспектах:

— осознание студентом-практикантом личностно-ценностной составляющей профессионально-познавательной деятельности;

136

Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики...

— осознание студентом-практикантом смысла учебно-профессионального существования в условиях практики;

— формирование ценностного отношения у студента-практиканта к другому человеку, имеющему некоторые проблемы;

— осознание проблем, которые могут встретиться ему самому в семейной или личной жизни [3, с. 325].

Основная доминанта практики «Инструктивно-методический лагерь / учебная» (1-й курс): знакомство с социальными учреждениями различной ведомственной подчиненности; определение цели, задач, содержания деятельности этих учреждений; определение социальных категорий, обслуживаемого контингента.

В условиях этой практики происходит эмоциональное переживание студентом-практикантом своей будущей профессии. Они видят, что есть дети и взрослые со множеством социальных проблем. Многие люди попадают, в силу объективных и субъективных обстоятельств, в трудные жизненные ситуации. У студентов возникает эмоциональный вопрос: «Как им помочь?»

Ценностно-смысловым результатом практики является то, что студенты осознают: государство имеет определенные социальные обязательства по оказанию помощи людям через определенную систему социальных учреждений различной ведомственной подчиненности.

Студенты получают ответ на вопрос: «Где и кто может помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию?»

Аксиологическое (ценностно-смысловое) осознание пройденной практики студентом:

— первичное осознание социальной значимости данной профессии;

— первичное осознание себя в этой профессии;

— определение личностного потенциала по освоению этой профессии.

Основная доминанта в рамках психолого-педагогической практики

(1-й курс): формирование у студента-практиканта способности социальнокоммуникативного взаимодействия с одним человеком (ребенком), группой на основе психолого-педагогических знаний.

Для того чтобы помочь человеку (ребенку или взрослому), надо их изучить как объект социальной защиты и научиться профессиональному общению с ними (специалист — клиент). Услышать их просьбу, обращение через их эмоциональное переживание своей проблемы, то есть развить информационно-коммуникативные компетенции.

Ценностно-смысловым результатом этой практики является овладение способностью переводить эмоциональную, в основном неконструктивную информацию человека о своей проблеме, которая является для них индивидуальной и острой, в нечто формализованное и сформулированное.

Эти компетенции у будущих социальных педагогов формируются через организацию воспитательных мероприятий.

137

Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики...

Студенты получают ответ на вопрос: «Что может быть причиной проблем у человека (ребенка)?»

Аксиологическое (ценностно-смысловое) осознание пройденной практики студентом:

— осознание личностной мотивации на общение, взаимодействие с людьми с определенными проблемами;

— осознание уровня эмоциональной терпимости к людям разной возрастной и социальной категории;

— осознание уровня способности управления своими эмоциями и настроением.

Основная доминанта в рамках психолого-педагогической практики (2-й курс): восстановление, сохранение и усиление социетальных или психоментальных связей человека с социумом, группой или человеком (ребенком). Одним из сильных факторов возникновения трудных жизненных ситуаций является его социальное окружение.

Ценностно-смысловым результатом данного вида практики является овладение содержанием, методами и формами организации социальной педагогически целесообразной среды на основе проведения организационно-содержательных мероприятий.

Студенты получают ответ на вопрос: «Каково влияние социума на формирование человека?»

Аксиологическое (ценностно-смысловое)осознание пройденной практики студентом:

— осознание роли семьи воспитании человека;

— осознание роли коллектива в социализации человека;

— понимание актуальности социетальных и психоментальных связей между членами семьи и коллектива.

Основная доминанта в рамках социально-педагогической практики (3-й курс): формирование компетенции по методикам и технологиям работы социального педагога.

Ценностно-смысловым результатом практики является овладение содержанием, методами и формами социально-педагогической деятельности по оказанию помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.

Студенты получают ответ на вопрос: «Каким образом можно помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию?»

Аксиологическое (ценностно-смысловое) осознание пройденной практики студентом:

— формирование уверенности в способности реализации социально-педагогических технологий по оказанию помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

— формирование доверия к себе как потенциальному специалисту в сфере социальной защиты и помощи населению.

138

Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики...

Основная доминанта в рамках профессиональной практики «Практика в школе» (4-й курс): формирование компетенции по методикам и технологиям работы социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения.

Ценностно-смысловым результатом является овладение содержанием, методами и формами организации целесообразной социально-педагогической помощи детям в условиях образовательных учреждений различной ведомственной подчиненности.

Результатом практики является то, что студент отвечает на вопрос: «Какова роль школы в процессе социализации учащегося?»

Аксиологическое (ценностно-смысловое) осознание пройденной практики студентом:

— рефлексия личного индивидуального опыта школьного жизнесуществования на формировании своей личности;

— осознание личностного развития человека в период школьного жизнесуществования;

— понимание процесса социализации в условиях образовательного учреждения как процесса формирования социально зрелой личности.

Основная доминанта в рамках профессиональной комплексной практики (4-й курс): формирование интегрального результата по профессиональному становлению студента как специалиста по социальной помощи со степенью бакалавра.

Ценностно-смысловым результатом является формирование у студента личной индивидуальной интегральной системы профессиональных компетенций по оказанию социально-педагогической помощи людям разной возрастной и социальной категории в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности.

Результатом данного вида практики является то, что студент отвечает на вопрос: «Насколько государство эффективно реализует социальную политику по оказанию помощи людям разных возрастных и социальных категорий?»

Аксиологическое (ценностно-смысловое) осознание пройденной практики студентом:

— сформированность ценности данной профессии для общества, государства;

— сформированное личностное видение и осознание себя как личности в сфере этой профессиональной деятельности;

— сформированность профессионального оптимизма по поводу себя как будущего специалиста в данной сфере.

Как показывает наш опыт, практика студентов и средства, используемые в профессиональной подготовке будущих специалистов и бакалавров социальной сферы, эффективно влияют на формирование личностных ценностно-смысловых качеств студента.

139

Ценностно-смысловые основания содержания профессионально-мобильной практики...

Литература

1. Галагузова М. А., Исхаков Р. Х. Адаптация бакалавров к социально-педагогической деятельности // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 1. С. 35-37.

2. Галагузова М. А, Галагузова Ю. Н. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научнопрактический аспект: Моногр. М.: ВЛАДОС, 2010. 224 с.

3. Галагузова М. А. Ценностные ориентации в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: научно-практической аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург: СВ-96, 2010. Вып. 6. 384 с.

4. Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 204 с.

5. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: Монография. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Ажур, 2014. 204 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр): приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. № 788. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm200-1.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.