УДК: 378.147.88 ББК: Ч 448.027.64
Исхаков Р.Х.
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Iskhakov R.H.
METHODOLOGY PROFESSIONALLY-MOBILE PRACTICES
Ключевые слова: специалист, профессиональная мобильность, профессионально-мобильная практика, системность, компетентность, синергизм, аксиология.
Keywords: specialist, professional mobility, and vocational mobile practice, consistency, competence, synergy, axiology.
Аннотация: в статье раскрываются методологические подходы как основы организации и проведения профессионально-мобильной практики: системный, компетентностный, синергетический и аксиологический.
Abstract: the article describes the methodological approaches as the basis for organizing and conducting professional mobile practice: systematic, competency-based, synergistic and axiological.
Социальный контекст жизни нашего общества и государства динамично меняется и вместе с ним так же динамично изменяется система подготовки кадров для социальной сферы.
Система высшего профессионального образования по подготовке кадров социальной сферы по специальности «Социальный педагог» реализовывала следующие ГОСы: 1995, 2000, 2005 г.г., а сейчас активно внедряется стандарт нового поколения ФГОС - 2010 года.
На основании принятого нового федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) вузы заканчивают профессиональную подготовку специалистов по социальной педагогике1. Вот уже третий год ведется подготовка по ФГОС ВПО, в котором социальная педагогика отнесена к направлению подготовки психолого-педагогического образования, профиль -
Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психо лого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"). -М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http: // www.edu.ru/db/portal/ spe/os zip/031300 2005.htm (дата обращения: 9.04. 2014).
психология и социальная педагогика. ФГОС ВПО определяет сферу профессиональной деятельности бакалавра: психолого-педагогическое сопровождение
дошкольного, общего и дополнительного образования; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании; социально-педагогическая деятельность,
педагогическая деятельность в дошкольном образовании, педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования.
Таким образом, окончательно и нормативно закреплено, что сфера профессиональной деятельности
социальных педагогов сокращается до учреждений общего образования.
Между тем на практике социальные педагоги давно работают и в социальных учреждениях различной ведомственной подчиненности: Министерства социальной защиты, Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел и т.д.
ФГОС - 2010 г. не ориентирован на подготовку конкретных кадров по специальности «Социальная педагогика».
Сути проблемы не меняет: есть конкретная сфера профессиональной деятельности для специалистов по социальное педагогике, но нет соотнесения
с системой высшего профессионального образования по подготовки этих специалистов.
Поэтому возникает проблема, как подготовить бакалавра как специалиста социальной сферы для практической деятельности в реалиях социально-экономического, социально-культурного и социально-педагогического контекста
развивающего государства и общества.
Одним из направлений решения этой проблемы может быть организация и проведение профессионально-мобильной практики как практико-ориентированного обучения студентов.
Профессионально-мобильная практика - это вид практики, по реализации практико-ориентированной учебной деятельности по
профессиональному становлению студентов в производственных условиях с целью формирования у них профессионально-личностного качества как
профессиональная мобильность.
Основной характеристикой
профессионально-мобильной практики
является динамичность профессионального жизнесуществования студента в условиях учреждения, где он проходит практику.
Необходимость формирования
профессионально-личностного качества как профессиональная мобильность отражено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, принятой в 2000 году и рассчитанная на период до 2025 года: «- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий»1.
Данный концепт практики
предполагает выстраивание модели профессионального развития, где доминантой является активное, динамичное
Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление
Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. - М.: Правительство Российской Федерации, 2000 [Электронный ресурс] URL: http://elementy.ru/library9/ doctrina.htm (дата обращения: 9.04. 2014).
включение студента-практиканта в профессиональную деятельность
учреждения, где он проходит практику, то есть в систему реальной социальной картины общества и государства
Методологическими подходами
выстраивания данной концептуальной модели по организации и проведении практики являются: системный, синергетический, компетентностный и аксиологи ческий.
Системный подход. Любая профессиональная деятельность, особенно сложная по организации и содержанию, структурируется по трем базовым составляющим - теоретической, деятельностной и научной, на основе которых структурируется
профессионально-производственная сфера любого учреждения, независимо от принадлежности учреждениях к различным ведомствам. При отсутствии хотя бы одной из них, любая профессия не может претендовать на высокую позицию в иерархии профессий.
Теоретическая составляющая
относится к категории «знать», деятельностная относится к категории «уметь», а научная к категория способна объединить и динамично взаимно развивать эти две категории «знать» и «уметь».
Для профессионального становления студентов как специалистов с высоким уровнем профессионализма необходимо, чтобы профессионально-образовательный процесс в условиях вуза должен гармонично включать эти составляющие:
теоретическую, деятельностную и научную. Это есть отражение системы профессионального образования в условиях высшего учебного заведения.
Теоретическая составляющая
отражает содержательное наполнение профессиональной деятельности
специальности, к которой студентов готовят.
Деятельностная составляющая
отражает организационно-
исполнительское наполнение
профессиональной деятельности.
В настоящее время она проходит компетентностное осмысление
профессиональной деятельности.
Научная составляющая отражает активное научное осмысление студентами профессиональной деятельности и она для студентов реализуется в учебно-исследовательском формате.
Любая практика системно включает основные составляющие: теоретическую, деятельностную и научно-методическую.
В данной статье рассматривается проблема профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в условиях практики.
В контексте развития системного подхода в организации и проведения профессионально-мобильной практики эти составляющие формулируются в
следующем виде:
- теоретическая отражает процессуально-знаниевый конструкт практики: знание студентом на научно-теоретическом уровне содержания о социально-педагогической деятельности по оказанию помощи людям разной возрастной социальной категории, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- деятельностная отражает процессуально-технологический конструкт практики: знание студентом на научно-практическом уровне содержания об оказании социально-педагогической помощи людям разной возрастной и социальной категории, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- научно-методическая отражает процессуально-описательный конструкт практики: знание студентом на научно-методическом уровне содержательного обеспечения социально-педагогической деятельности по оказании помощи людям разной возрастной и социальной категории, попавшим в трудную жизненную ситуацию1.
Соединение этих важных
составляющих практики возможно при системном подходе, который направлен на формирование целостной гармонично взаимодействующей организационно-
содержательной структуры, какой является
профессионально-мобильная практика
Реализация профессионально-
мобильной практики возможно при динамичной организации и проведении практик, когда студенты мобильны
а) организационно:
- активно включаются во время практики в производственные условия учреждений различной ведомственной подчиненности;
- активно коммуникативны при создании социально-педагогической целесообразной системы взаимодействий и взаимоотношений с руководителями, сотрудниками и клиентами разных возрастных и социальных категорий в условиях учреждениях различной ведомственной подчиненности;
б) содержательно:
- открыты различным альтернативным социально-педагогическим технологиям по решению проблем у людей разных возрастных и социальных категорий;
- активно включаются в решении социально-педагогических проблем в условиях учреждения;
- креативны при выполнении рабочих учебно-профессиональных заданий по практике.
Компетентностный подход
направлен на формирование
компетентностной модели выпускника, как специалиста. Компетентностная модель выпускника - научная основа результата и процесса подготовки, выраженная системным качеством - компетентностью, обеспечивающей готовность и способность выпускников к успешной (продуктивной) деятельности в профессиональной социальной сферах, содержательно представленная сложным составом (структурой) общих и профессиональных компетенций2.
Компетентностный подход при организации и проведении
профессионально-педагогической практики направлен на формирование системы
1 Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - С. 51 - 55.
Носко, И.В. Компетентностная модель выпускника вуза - бакалавра педагогики: учебно-метод. пособие. - Владивосток: Дальневост. ун-т, 2009. - С. 24.
компетенций у студента практиканта, отражающих содержание социально-педагогической деятельности в условиях учреждений различной ведомственной подчинённости по оказанию по оказании помощи людям разной возрастной и социальной категории, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Данный подход отвечает требованиям модернизации системы профессионального образования: переход от квалификационной модели специалиста-выпускника к компетентностной, где цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату профессионально-
образовательного процесса.
Управленческая система любого учреждения по социальной защите это есть производство, где присутствует
взаимодействие, взаимоотношение,
взаимосотрудничество,
взаимопосредничество между участниками (специалист - клиент), где есть система номенклатур служебных документов, организационно-исполнительная система, нормативно-правовая система
законодательных документов, - и все это является содержанием профессиональной деятельности специалистов учреждения и предметом учебно-профессионального освоения и усвоения студентом-практикантом.
К основным конструктам
профессиональных компетенций
относятся организационно-управленческие, правовые, документные, консультационно-информацион-ные, коммуникативные.
Организационно-управленческая компетенция
Клиенту можно помочь, если студент знает, как организовать административно-исполнительскую реализацию
спроектированной помощи людям разной возрастной и социальной катергориям.
Правовая компетенция
Клиенту (ребенку) помочь можно на основе знаний государственной
законодательной системы социальной защиты. Без знаний законов, решение проблемы останется только на уровне
эмоциональных переживаний. Документная компетенция Помощь буден реальна, если студент знает, как документально оформить нормативно-правое оказание различных видов помощи: медицинской, финансово-материальной, жилищно-бытовой,
юридической и т.д.
Консультационно-информационная компетенция
Способность проконсультировать клиента по его проблеме на основе теоретико-практических знаний, дать адекватно и оптимально целесообразные рекомендации, приводящие к
положительному исходу решения его проблемы.
Коммуникативная культура В профессиональном плане правильно воспринять, преобразовать и нормативно-правово сформулировать проблему, выраженную клиентом в его эмоционально-личностных переживаниях, очень важно для эффективного ее решения. Для того, чтобы помочь клиенту необходимо услышать его.
Структура заданий должна быть системной, выстроена с учетом принципа динамичного мобильного формирования этих компетенций и направлена на формирование профессионально-
личностного качества как
профессиональная мобильность.
Компетенция является категорией динамично развивающейся, поэтому понятия и перечень компетенций будут постоянно уточняться.
Многофункциональность проявляется так же и в ролевом репертуаре специалистов социальной сферы, включающих шесть групп ролей: практические,
посреднические, управленческие,
исследовательские, сервисные и латентные (скрытые).
При составлении учебных заданий для рабочих программ по практике необходимо включать содержательно исполнение студентом-практикантом этих
функциональных ролей.
Результатом прохождения всех видов практик являются сформированные компетенции, в которые структурно включены следующие составляющие:
когнитивная (процессуально-знаниевая), деятельностная (процессуально-
технологическая) и научно-методическая (процессуально-описатель-ная).
Успешность практики возможна при реализации синергетического подхода.
Синергетика - междисциплинарное научное направление, целью которого является изучение универсальных закономерностей самоорганизации и спонтанного порядкообразования в системах самой разной природы.
Синергизм проявляется себя в следующих свойствах: открытость, нелинейность, автопоэзисность,
стохатичность и фрактальность.
Эти свойства в явной или не явной форме проявляются при организации и проведения профессионально-мобильной практики.
Открытость. Система является открытой, если она обменивается энергией и материей / информацией с окружающей средой. Свойство, противоположным открытости, является замкнутость, присущая системам, в которых исключен какой бы то ни было обмен с окружающей средой.
В качестве характеристик
профессиональной мобильности
(внутренней) можно выделить:
- активность, обеспечивающая постоянную готовность к деятельности, внешнему проявлению намерений, освоению новых форм и видов деятельности и преобразованию внешней (профессиональной и социальной) среды и т.д.; это качество личности выражается в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности; в деятельном интересе к разным сферам социальной и профессиональной активности и др.;
- адаптивность как способность эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессиональной и социальной деятельности; при этом высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, изменениям в профессиональной сфере, функционально
различным видам деятельности должна строиться на прочном фундаменте общечеловеческих ценностей и
нравственно-культурных констант;
- коммуникативность как способность устанавливать необходимые связи и контакты с любыми субъектами совместной деятельности;
- креативность, обеспечивающая творческое, созидательное отношение к внешней среде и организации собственной деятельности, готовность к их целенаправленному и целесообразному преобразованию.4
Помимо характеристик
профессиональной мобильности
(внутренней), таких как активность, адаптивность, коммуникативность,
креативность, Б.М. Игошев включает и открытость. Он ее определяет как выражающаяся в склонности ко всему новому, неизвестному, непривычному, неожиданному, способность отказываться от стереотипов и шаблонов в восприятии действительности и в деятельности1.
Успешное формирование
профессиональной мобильности возможно, если студенты будут открыты, как система. Это открытость проявляется на личностном уровне - они открыты различным альтернативным социально-педагогическим технологиям по решению проблем у людей разных возрастных и социальных категорий.
Нелинейность. Нелинейность
системы означает, что связь различных характеристик, параметров или свойств этой системы между собой или с внешней средой описывается нелинейными уравнениями.
Процесс обучения и воспитания также является не линейным. В работах Т.С. Назаровой, В.С. Шаповаленко , С.М. Окулова подчеркивается принципиальная
нелинейность процессов обучения. С.М.
Игошев, Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально-мобильных специалистов в педагогическом университете: монография.- Екатеринбург: АЖУР, 2014. - 2-е изд. испр. и доп. - 204 с.
2 Назарова, Т.С., Шаповаленко, В.С. Парадигма нелинейности как основа синергетического подхода в обучении // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003. - №1. - С. 9 - 15.
Окулов считает, что целенаправленное развитие интеллекта должно осуществлять нелинейно по экспоненциальной траектории индивидуального развития1.
При наблюдении и анализе процесса профессионального становления студентов выявляется феномен нелинейности их профессионального становления как специалистов. Данная нелинейность обнаруживается при проведении аналитико-диагностической деятельности, а именно в системе мониторинга по определению динамики формирования определенных компетенций у студента от одного вида к другому виду практики.
Параметры нелинейного влияния на процесс становления студента как специалиста в условиях практики задаются рабочими программами по практики. Нелинейность влияния зависит от самой личности студента: типология
(темперамент, акцентуация характера, адаптивность, активность, реактивность), степень обученности и обучаемости, степень воспитанности и воспитуемости.
Автопоэзисность. Суть теории заключается в том, что реакция системы на внешние воздействия обусловлена не столько этими воздействиями сколько собственными внутренним состоянием. Понимание «автопоэзисности» поведения человека и его зависимости не только от внешних, но и от внутренних состояний можно обнаружить в работах психологов ещё в начале ХХ в.
У. Джеймс пишет: « Каждый из нас постоянно переживает те или другие состояния сознания. В нас есть некоторый поток, некоторая последовательность «состояний» познания, чувства, желания, суждения и т.д., постоянно проходящих и возвращающихся, которая и образует нашу внутреннюю жизнь»2.
Очень важно и ценно понимать, что профессиональная подготовка студента ка специалиста на прямую связана с личностно-профессиональным становлением.
Окулов, С.М. Компьютер как инструмент создания нелинейной среды обучения // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 6. - С. 18.
2 Джеймс, У. Психология в беседах с учителем. -СПб., 2001. - С. 11.
Именно в период практики студент находится, осознанно или не осознанно, в потоке личных переживаний по поводу себя как специалиста. Осознанность и
осмысленность себя, своих действий в условиях практики является основой эмоционального отношения субъекта к себе, определяющего в свою очередь самооценку, самопринятие, самоотношение и регуляцию поведения в значимых ситуациях. Студент отражает себя как профессионала в различных ситуациях. Эти переживания остро обострены в учебной практико-ориентированной ситуации, когда студент должен показать свою состоятельность, как будущий специалист.
Мы студентов ориентируем на то, что бы они учитывали типологические особенности людей, при решении их проблем. Данный концепт всеми осознаваем и понимаем и есть положительная динамика в профессиональном становлении студентов как специалистов, то есть они - студенты понимают, что клиенты обладают различной типологией и это надо учитывать при оказании помощи.
Очень важно не только то, что происходит с клиентом на его личностном уровне, но и что происходит со студеном уже на его личностном уровне после взаимодействия и взаимоотношений с клиентом, то есть во время и после оказании помощи клиенту в целом или после единичного акта действия. С одной стороны клиент получает профессиональную помощь и испытывает в итоге удовлетворение или не удовлетворение своих потребностей на личностно-социальном уровне и с другой стороны студент то же получает удовлетворение или не удовлетворение от выполненной им работы, но уже на личностно-профессиональном уровне. В студенте происходят, на сознательном или на бессознательном уровне личностно-профессио-нальные изменения.
При профессионально-личностном подходе доминирующим системо и структурообразующим основанием
является, то, как мы, профессионалы, думаем и оцениваем личность студента как будущего специалиста. Данный подход
отражает субъектно-объектный концепт профессионального становления студентов как специалистов. При личностно-профессиональном подходе - основанием будет уже являться, то, как сам студент, как личность, думает и осознает свою готовность и способность как специалиста. Данный подход отражает субъектно-субъектный концепт профессионального становления студентов как специалистов.
В связи с этим практика, как составляющая учебно-профессионального процесса, меняет свои содержательно-организа-ционные акценты, усиливая ее личностную значимость, -
автопоэзисность - в профессиональном становлении студентов как специалистов.
На основании этой концептуальной позиции должны измениться подходы к критерию оценивания степени успешности прохождения студентом практики.
Акцент оценивания сменится с контрольно-оценочных параметров на личностно-ориентированные. Главный вопрос, не сколько «чего сделал и как сделал», а как личностно повлияло то, «чего и как сделал» студент на него самого как будущего специалиста.
Это возможно реализовать в условиях практики, где происходит реально-практическое и действительное становление студентов как специалистов. При этом возникает необходимость расширения практических заданий по практике, которые необходимо выполнить студенту -практиканту в условиях учреждения, где он ее проходит. Этим дополнительным заданием является личностно-
профессиональная рефлексия.
Каждый этап всех видов практики необходимо рассматривать не только как профессионально-когнитивное, но и как личностно-профессиональное приращение.
Стохатичность. Стохатичность системы означает, что результат ее развития является необратимыми во времени, так как носит вероятностный характер и может значительно завесить от случайных флуктуаций. Если система находится в неустойчивом состоянии, то любая, достаточно малая флуктуация параметров внешних воздействий может вызвать
движения системы в ту или иную строну1.
На период практики студент постоянно находится под влиянием множеством параметров внешних, объективных и субъективных, воздействий в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности и это создает состояние неопределённости в его профессиональной траектории.
Степень вероятности, что после окончания вуза студент пойдет работать по ранее выбранной специальности, а именно в социальную сферу, зависит от природы влияния, позитивного или негативного. При положительной природе влияний - студент в большей вероятности пойдет работать по специальности, при отрицательной природе студент в меньшей вероятности пойдет работать по специальности, но если и пойдет по специальности, то принудительно, на основе неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Фрактальность. Термин «фрактал» образован от лат. _/гаМш - «состоящий из фрагментов». В общем понимании фрактальность системы показывает, что ее структурные подэлементы (фракталы) имеют те же свойства, что и сама система, и сами, в свою очередь, состоят - из таких элементов2.
Фрактальность систематизируется по уровням и по содержанию.
По уровням. В образовательной сфере можно выделить последовательность включенных одна в другую систем: вся образовательная система - система профессионального образования - система высшего профессионального образования -система высшего специального образования - система практико-ориентированного специального образования.
По содержанию: образовательная политика - национальная доктрина профессионального образования -концепция высшего профессионального
Хакен, Г. Синергетика: иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах / пер. с англ. - М., 1985. - 247 с.
2 Усольцев, А.П. Синергетика дидактических систем // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Екатеринбург: ВЛАДОС, 2007. -Вып. 5. - С. 96.
образования - концепт высшего прекращает свое существование.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Галагузова, М.А., Галагузова, Ю.Н. Ценностные ориентации в профессионально подготовке специалистов социальной сферы: научно-практической аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. -Вып. 6. - Екатеринбург: СВ-96, 2010.
2. Джеймс, У. Психология в беседах с учителем. - СПб., 2001.
3. Игошев, Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально-мобильных специалистов в педагогическом университете: монография - 2-е изд. испр. и доп. - Екатеринбург: АЖУР, 2014.
4. Назарова, Т.С., Шаповаленко, В.С. Парадигма нелинейности как основа синергетического подхода в обучении // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. -№1. - С. 9.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. - М.: Правительство Российской Федерации, 2000 [Электронный ресурс] URL: http://elementy.ru/library9/doctrina.htm (дата обращения: 9.04. 2014).
6. Носко, И.В. Компетентностная модель выпускника вуза - бакалавра педагогики: учебно-метод. пособие. - Владивосток: Дальневост. ун-т, 2009.
7. Окулов, С.М. Компьютер как инструмент создания нелинейной среды обучения // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 6.
8. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ школьных технологий. - Т.1. 2006.
специального образования - содержание практико-ориентированного специального образования - рабочие программы по практике - профильные аспекты содержания учебно-профессиональных заданий.
Все фракталы по уровню и по содержанию должны системно соотносится на принципах интеграции и дифференциации.
Синергизм как феномен в практике проявляется в самоорганизации самого студента как субъекта, ответственного за профессиональное становление себя как специалиста в системе профессионально-мобильной практики.
Аксиологический подход. В условиях учебно-профессиональной практики
студент может воспринять, осознать ценности и смыслы выбранной профессии, то есть на месте реального производственного существования, -учреждения, где он проходит практику, осознать на личностном уровне «романтику и героизм» этой профессии.
Поиск смысла и ценности чего-либо -это аксиологическая категория. При отсутствии ее любая система распадается и
В условиях практики происходит процесс активного освоения норм, ценностей, особенностей социально-педагогической деятельности, приобретения умений и навыков будущей профессиональной деятельности,
обеспечивающих принятие на себя новой социальной роли, гармоничного вхождения личности в систему социальных отношений.
Мы исходим из того, что содержание профессиональной подготовки в условиях практики будет успешным, если будут определены и приняты самими студентами ценностные смыслы учебно-профессионального существования студента в производственных условиях учреждения, где студент проходит практику: осмысленное и осознаваемое понимание, ради чего организован
данный вид профессионально-познавательной деятельности.
Аксиологически подход отражается в следующих аспектах:
- осознание студентом-практикантом личностно-ценностной составляющей профессионально-познавательной деятельности;
- осознания студентом-практикантом смысла учебно-профессионального существования в условиях практики;
- формирование ценностного отношения у студента-практиканта к другому человеку, имеющему некоторые проблемы;
- осознание проблем, которые могут встретиться ему самому в своей семейной или личной жизни1.
Результативность всех видов практики можно отследить при системном мониторинге формирования
профессионально-личностных качеств. Это возможно при включении в содержание рабочих программ всех видов в практик задания по выполнению студентом самоанализа на основе разработанной анкеты
1 Галагузова, М.А., Галагузова, Ю.Н. Ценностные ориентации в профессионально подготовке специалистов социальной сферы: научно-практической аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Екатеринбург: СВ-96, 2010. - Вып. 6. - С. 325.
9. Усольцев, А.П. Синергетика дидактических систем // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Вып. 5 - Екатеринбург: ВЛАДОС, 2007.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"). - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http: // www.edu.ru/db/portal/spe/os _zip/031300_2005.htm (дата обращения: 9.04. 2014).
11. Хакен, Г. Синергетика: иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах / пер. с англ. - М., 1985.