УДК 159.9
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА И ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© 2013ДаЛгатов М.М., Магомедова Н.Т.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье раскрывается проблема влияния ценностно-смысловых ориентации на дезадаптивное поведение, приведены основные результаты эмпирического исследования влияния ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи на показатели дезадаптивного поведения.
The article deals with the theoretical substantiation of the problem of influence of axiological and conceptual orientations in disadaptationbehavior. Presents the main results of the empirical research of the influence of the value-semantic orientation of the student youth on the indicators of the disadaptationbehavior.
Ключевые слова: дезадаптация, дезадаптивное поведение, смысложизненные ориентации, ценностно-смысловая сфера личности.
Keywords: disadaptation, disadaptative behavior, life-meaning orientations, value-semantic sphere of personality.
Изменения, происходящие в настоящее время в нашей стране, захватили не только политику, экономику, идеологию, искусство, образование, но и область человеческих взаимоотношений. Все чаще
проявляются индивидуализм,
жесткость, конфликтность,
посягательства на естественные права личности. В связи с воздействием на человека возрастающего числа разнообразных стрессогенных
факторов, к которым относятся не только природные изменения, но и перемены в социальной, а также личной жизни, изучение процессов адаптации и дезадаптации, а также психологических факторов, определяющих их развитие, становится все более актуальным.
Влияние ценностно-смысловой сферы на поведение и деятельность личности приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен.
Особенно остро эти перемены отражаются на молодежи и подрастающем поколении, что актуализирует исследования социально-
психологической адаптации именно студентов, чему свидетельствует решение комитета экспертов ВОЗ,
рекомендовавшего во всех странах проводить изучать факторы, вызывающие психическую заболеваемость студентов [8].
С этих позиций изучение внутренних факторов, обусловливающих
дезадаптивный стиль реагирования студентов, представляет собой одну из значимых общенаучных проблем, связанных с оптимизацией и гуманизацией учебной деятельности и последующего профессионального
становления молодых специалистов.
В современной психологической науке существует несколько подходов к проблеме дезадаптации, в общем виде рассматриваемой как неадекватная реакция личности, компенсирующая негативные психологические состояния в ответ на стрессогенную ситуацию, обусловленная конфликтом между потребностями и возможностью их удовлетворения в зависимости от индивидуальных особенностей личности
и среды, в которой осуществляется ее деятельность (W. Simon, V. Wilde, R. Cristal, Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко и др.).
В психологической науке система ценностей и смыслов личности признаётся высшим регулятивным основанием, позволяющим
сориентироваться в сложных социальных ситуациях, являясь источником выстраивания основных жизненных целей личности, способствуя развитию её духовных и нравственных основ, помогая справляться с различными кризисами и экстремальными ситуациями, выработке адаптивных (или дезадаптивных) способов поведения.
Теоретический анализ проблемы показывает, что причины дезадаптивного поведения сложившихся дезадаптантов многие ученые находят в их ценностно-смысловой сфере, которая значительно отличается от ценностно-смысловой сферы практически здоровых молодых людей (Ю. А. Васильева, Е. Г. Дозорцева с соавт., Г. В. Жарков, Д. А. Леонтьев, А. Л. Лихтарников, В. А. Ткачук).
Значимость исследования ценностей индивида объясняется также и тем, что они представляют собой основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей, формирование которых во многом способствует процессу развития личности в целом.
Нами изучалось влияние ценностно-смысловых ориентаций на показатели дезадаптивного поведения у студентов. В качестве испытуемых выступила молодежь республик Северного Кавказа. Общий объем выборки составил около 400 человек - молодежь в возрасте от 17 до 21 года.
В эмпирическом исследовании для изучения дезадаптивного поведения использовались методики:
• опросник по
определению склонности к отклоняющемуся
поведению (А. Н. Орел), который включает в себя следующие шкалы:
склонность к нарушению норм и правил, склонность к аддиктивному
поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, волевой контроль
эмоциональных реакций, склонность к
делинквентному поведению [4];
• опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности (А. Басса и А. Дарки), в котором выделены следующие виды реакций: физическая, косвенная и вербальная агрессия, раздражение, негативизм, обида, чувство вины, подозрительность.
• опросник приспособленности Белла [7], позволяющий в целом оценить
приспособленность субъекта по шести шкалам:
приспособленность в семье, в сфере здоровья, субмиссивность, эмоциональность, враждебность, мужественность-женственность, из
которых нами
использованы шкалы эмоциональности и
враждебности. Высокие баллы указывают на эмоциональную нестабильность, неспособность управлять своими чувствами.
Высокие баллы по шкале «враждебность» свидетельствуют о
склонности проявлять
враждебность и
критичность в социальных контактах, о недоверии по отношению к
окружающим.
Кроме того, для изучения смысложизненных ориентаций студентов была использована методика «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Джеймса Крамбо (CrumbaughJ., 1968) и Леонарда Махолика (адаптация Д. А. Леонтьева), показателями которого выступают: общий показатель
осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля: «Цели в жизни», «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Результативность жизни или
удовлетворенность самореализацией», «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)», «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» [2].
Для статистического анализа полученных результатов использованы описательные статистики (среднее, медиана, стандартное отклонение), дисперсионный анализ, позволяющий с определенной достоверностью
устанавливать влияние одной или одних переменных на другую или другие, реализованный с помощью программы SPSS.
В исследовании получены результаты, основные показатели которых были сведены в таблицу.
1. Цели в жизни и показатели дезадаптивного поведения. Среди студентов, не имеющих в жизни цели (намерения, призвания в будущем), считающих жизнь лишенной
осмысленности, в большей степени наблюдаются такие показатели агрессии, как раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия. В данной выборке чаще диагностировались показатели склонности к отклоняющемуся поведению: склонность к преодолению норм и правил, к аддиктивному или делинквентному, саморазрушающему или самоповреждающему поведению, агрессии, а также слабый волевой контроль эмоциональных реакций. При этом наиболее часто используемые стратегии поведения в конфликтной ситуации -соперничество, компромисс, избегание, приспособление. У испытуемых данной группы чаще встречаются высокие баллы по шкалам эмоциональность и враждебность, что свидетельствует об эмоциональной нестабильности,
неспособности управлять своими чувствами, а также о склонности проявлять враждебность и критичность в социальных контактах, о недоверии по отношению к окружающим.
В выборке целеустремленных испытуемых намного реже
диагностировались проявления
дезадаптации. Наиболее часто используемая стратегия поведения в конфликтной ситуации - сотрудничество.
Таблица
Сводная таблица уровней значимостей дисперсионного анализа влияния СЖО на показатели дезадаптивного поведения
s X п S Н ш S X п S Н о о X Ш S S X К Е; о о. 1- к Е; о t i s 1-^ ° >S о X s
Показатели дезадаптивного поведения о о ГО S ъ к о 1С X х S £ Я" го <u ю ц 5 о * ^ g i о о а s
S 5 <в J о С с ^ Л S* 1- п <в Q. о S? о сц s? о сц И
Физическая агрессия ,099 ,001 ,290 ,010 ,003 ,036
Косвенная агрессия ,096 ,219 ,292 ,557 ,363 ,142
Раздражение ,045 ,000 ,087 ,604 ,001 ,005
Негативизм ,023 ,787 ,264 ,983 ,000 ,968
Обида ,000 ,311 ,000 ,088 ,000 ,040
Подозрительность ,007 ,003 ,000 ,002 ,000 ,136
Вербальная агрессия ,000 ,233 ,002 ,063 ,104 ,077
Чувство вины ,144 ,259 ,002 ,303 ,019 ,045
Склонность к преодолению норм и правил ,000 ,574 ,041 ,105 ,000 ,005
Склонность к аддиктивному поведению ,000 ,225 ,002 ,016 ,000 ,000
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению ,001 ,128 ,004 ,055 ,003 ,006
Склонность к агрессии и насилию ,000 ,049 ,019 ,053 ,000 ,000
Волевой контроль эмоциональных реакций ,000 ,000 ,002 ,221 ,000 ,000
Склонность к делинквентному поведению ,000 ,001 ,000 ,002 ,000 ,000
Шкала "Эмоциональность" ,000 ,000 ,000 ,004 ,000 ,725
Шкала «Враждебность» ,011 ,003 ,001 ,006 ,108 ,028
2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни и показатели дезадаптивного поведения. Среди студентов, неудовлетворенных своей жизнью в настоящем, воспринимающих свою жизнь неинтересной и не наполненной смыслом, чаще диагностируются раздражение, физическая агрессия, подозрительность, а также такие показатели склонности к отклоняющемуся поведению, как склонность к делинквентному поведению и агрессии, слабый волевой контроль эмоциональных реакций. У испытуемых данной группы в среднем диагностируются высокая эмоциональностьи высокие баллы по шкале враждебность, что свидетельствует об эмоциональной нестабильности, неспособности управлять своими чувствами, о склонности проявлять враждебность и критичность в социальных контактах, о недоверии по отношению к окружающим.
В то же время в выборке испытуемых, удовлетворенных своей жизнью в настоящем, воспринимающих ее как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс, намного реже диагностировались проявления дезадаптации, чаще выявлялись низкие показатели эмоциональной неустойчивости и враждебности.
3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией и показатели дезадаптивного поведения. У испытуемых, неудовлетворенных основными результатами
самореализации, низко оценивающих пройденный отрезок жизни, обнаружены обида, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. В данной выборке чаще диагностировались все показатели склонности к
отклоняющемуся поведению: склонность к преодолению норм и правил, аддиктивному и делинквентному поведению, агрессии, к
саморазрушающему и
самоповреждающему поведению, слабый волевой контроль эмоциональных реакций. Также в данной выборке в среднем у испытуемых диагностируются высокие показатели эмоциональной неустойчивости и враждебности.
При удовлетворенности своей жизнью в настоящем, восприятии ее как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом процесса реже наблюдаются проявления дезадаптивного поведения.
4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни) и показатели дезадаптивного поведения. Студенты, имеющие представление о себе как о слабой личности, не обладающей достаточной свободой выбора, не способные строить жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни, характеризуются физической агрессией и подозрительностью, а также склонностью к аддиктивному или делинквентному, саморазрушающему или самоповреждающему поведению, эмоциональной неустойчивостью,
враждебным отношением к миру.
Студенты, имея представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора в построении жизни в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, стремящиеся контролировать события собственной жизни,
характеризуются эмоциональной
стабильностью и более
доброжелательным отношением к людям, у них реже наблюдаются проявления дезадаптивного поведения.
5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни и показатели дезадаптивного поведения. В выборке испытуемых, не уверенных в том, что способны контролировать свою жизнь и свободно принимать решения,
убежденных в том, что она не подвластна сознательному контролю, чаще диагностируются физическая агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность и чувство вины. В данной выборке чаще диагностируются все показатели склонности к отклоняющемуся поведению: склонность к преодолению норм и правил, аддиктивному или делинквентному, саморазрушающему или
самоповреждающему поведению,
агрессии, а также слабый волевой контроль эмоциональных реакций.
У студентов, убежденных в том, что человеку дано контролировать жизнь, свободно принимать решения и реально воплощать их, убежденных в том, что она подвластна сознательному контролю, реже наблюдаются проявления дезадаптивного поведения.
Таким образом, можно отметить влияние смысложизненных ориентаций личности на все показатели дезадаптивного поведения, общий характер которого заключается в том, что если жизнь наполнена смыслом и самим субъектом оценивается как осмысленная, если человек имеет определенные цели в жизни и возможности их достижения, есть уверенность в собственной способности ставить перед собой жизненные цели, выбирать задачи из наличных и добиваться результатов, если имеется ясное соотнесение целей - с
будущим, эмоциональной насыщенности - с настоящим, удовлетворения - с достигнутым результатом, то
дезадаптивное поведение у субъекта проявляется реже. Эмоциональная устойчивость, доверительное отношение к миру, к людям способствуют выбору более адаптивных стратегий поведения.
Связь ценностей и смыслов с дезадаптивным поведением молодежи подтверждает ряд исследований, проведенных в рамках данной проблематики, общий смысл которых можно свести к следующему: у молодых людей с дезадаптивным поведением отмечается система ценностей и смыслов индивидуалистического характера,
отражающая агрессивное стремление к самоутверждению в ущерб
общесоциальным ценностям и смыслам, связанным с духовно-нравственным саморазвитием (И. В. Фокина, Л. Г. Подколзина, А. В. Киселева, П. Е. Разумовская).
Так, в исследовании Л. Г. Подколзиной показано, что подростки «группы риска» школьной и социальной дезадаптации имеют искаженную ценностно-мотивационную структуру личности, что затрудняет их адаптацию в социуме. Направленность ценностных ориентаций таких подростков носит прагматический интернальный характер, отмечается слабая дифференциация ценностей в обучении и образовании. Для большинства дезадаптивных учащихся наиболее значимой жизненной ценностью является сохранение собственной индивидуальности. Анализ скрытой мотивации подростков «группы риска» школьной и социальной дезадаптации показал негативное или нейтральное отношение к
общесоциальным ценностям [5].
А. В. Киселева, указывая на расхождения между значимостью и доступностью ценностей-целей
(неконсистентность ценностной сферы) в юношеском возрасте у
высокоагрессивных индивидов, отмечает частое использование агрессивных моделей поведения относительно психологически и социально
адаптированными юношами и девушками обусловленное внутренним ценностным конфликтом, проявляющимся в сильном расхождении двух плоскостей
ценностного сознания: плоскости, вмещающей в себя представления о «ценном и значимом» и плоскости, включающей представления о
«непосредственно доступном, легком для достижения в ближайшем будущем». При этом ценностная система
высокоагрессивных юношей и девушек, оставаясь в рамках нормативной, отличается от ценностной системы низкоагрессивных студентов, для которых ценности «материальное благополучие» и «социальный статус» более субъективно значимы, а ценности «познание», «интересная работа», «гармония отношений с людьми», «счастье других людей», «развитие, работа над собой» менее значимы, чем для низкоагрессивных студентов. Осознание высокоагрессивной
молодежью невозможности достижения в ближайшей временной перспективе желаемого материального положения, предполагающего достаточно высокий уровень денежного достатка,
способствует формированию
пессимистического «образа будущего» [1].
Согласно исследованию П. Е. Разумовской, девочки-подростки с антисоциальным поведением
характеризуются слабой
сформированностью смысложизненных ориентаций и прожектерством, отсутствием реальных планов на будущее, не подкрепляемые личной
ответственностью за их реализацию, о чем свидетельствуют сниженный общий показатель осмысленности жизни и низкие баллы по субшкалам процесс жизни, результат жизни, локус контроля-Я, локус контроля-жизнь. При этом наблюдаются более высокие показатели по субшкале цели жизни и абсолютная уверенность в том, что их антисоциальное поведение не может служить препятствием в достижении целей. Следует отметить, что ценностные ориентации девочек-подростков с антисоциальным поведением зависят от целей, мотивов и предпочитаемого характера агрессивных реакций, но в целом адекватны, соответствуют общезначимым социальным ценностям, хотя отличаются от ценностных ориентаций школьниц, предпочитающих ценности достижения социального успеха, направленностью на обеспечение физической и социальной стабильности (здоровье, семья, друзья) [6].
Таким образом, совершая различные поведенческие акты, выбирая стиль поведения или способ действия в конкретной ситуации, человек
(сознательно или неосознанно) оценивает сложившуюся ситуацию. Оценка человеком ситуации является
неотъемлемым условием его поведения, где одним из наиболее важных оценочных критериев выступает разделяемая субъектом некая
совокупность ценностей и
смысложизненных ориентаций,
определяющая, какие из всего возможного спектра реакций будут приняты к исполнению.
Примечания
1. Киселева А. В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005. 220 с. 2. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М. : Смысл, 2000. 18 с. 3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2001. С. 641-648. 4. Орел А. Н. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению. Руководство. Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1999. 56 с. 5. Подколзина Л. Г. Ценностные ориентации подростков «группы риска» школьной и социальной дезадаптации: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2009. 233 с. 6. Разумовская П. Е. Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2009. 235 с.
7. Рукавишников А. А., Соколова М. В. Опросник приспособленности. Руководство. Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1996. 22 с. 8. Творогова Н. Д. Новый подход к типологии студенческого социума. Одиночество в группе и здоровье // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М., 1993. С. 170-177.
Статья подготовлена и выпущена при поддержке РГНФ, проект № 11-06-00811а «Психологические факторы формирования дезадаптивного поведения личности в условиях социальной нестабильности региона».
Статья поступила в редакцию 09.03.2013 г.