ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА,
ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ V СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ЯВНОЙ И СКРЫТОЙ ФОРМОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
Ценностно-смысловая сфера личности, жизненные ценности, смысл, интеллектуальная одаренность, явная, скрытая формы интеллектуальной одаренности.
В современной психологической науке значительно усилился интерес к одной из составляющих личности — ценностно-смысловой сфере. Ценностно-смысловая сфера является одной из общенаучных проблем, исследованием данного вопроса занимались многие отечественные и зарубежные психологи (Д.А. Леонтьев, В. Франкл, В.А. Ядов, A.B. Серый, М.С. Яницкий, М. Рокич, Э. Шпрангер, C.JL Рубинштейн и др.). В настоящее время нет единой точки зрения касательно определения, сущности, структурной наполняемости ценностно-смысловой сферы, но исследователи схожи в понимании того, что она занимает место на пересечении мотивационных, мировоззренческих структур сознания и выполняет функцию регуляторов человеческого поведения и всех видов человеческой деятельности. Нарушения в развитии ценностно-смысловой сферы личности влекут за собой субъективный дискомфорт, «экзистенциональный вакуум», который лишает человека прочных жизненных критериев и устремлений, что автоматически сказывается на качестве жизни. Особую степень значимости в настоящее время приобретает проблема ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных учащихся, так как реализация интеллектуальных и творческих возможностей данной категории детей имеет не только личностный, но и социальный, общественный характер.
В связи с этим цель данного исследования — выявление особенностей ценностносмысловой сферы личности интеллектуально одаренных учащихся, разработка и апробирование программы по ее развитию.
В ходе проведенного исследования нами было сформировано три группы испытуемых. Мы опирались на «Рабочую концепцию одаренности» [Рабочая..., 1998], в соответствии с которой в первую группу вошли интеллектуально одаренные дети с явной формой одаренности, которые имеют психологический статус интеллектуально одаренных и являются призерами олимпиад различного уровня, смотров-конкурсов творческих работ и т. д. Во вторую группу были включены подростки, имеющие скрытую форму одаренности, т. е. те, которые по результатам психологической диагностики имели идентичный первой группе интеллектуальный потенциал, но не имели достижений в деятельности. Третью группу испытуемых составили обычные дети, не имеющие академической успешности и достижений в интеллектуальной деятельности.
Для изучения основных составляющих ценностно-смысловой сферы: систем жизненных смыслов, личностных смыслов и жизненных ценностей — мы использовали методику «СЖО» Д.А. Леонтьева, «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной, «МПС» Д.А. Леонтьева, «Методику иссле-
дования системы жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова [Леонтьев, 2003; Сопов, Карпушина; Котляков]. В результате проведенного исследования ценностно-смыс-ловой сферы личности учащихся со скрытой, явной формой одаренности и обычных старшеклассников, можно констатировать следующие результаты. Для группы учащихся с явной формой одаренности характерно преобладание таких смысложизненных ориентаций, как процесс жизни и локус контроля Я, для них свойственно представлять себя сильной самодостаточной личностью, имеющей мировоззренческое убеждение, что контроль собственной жизни возможен. В системе жизненных смыслов приоритетным выступает экзистенциональный смысл, среди индивидуальных жизненных ценностей ведущими являются профессиональная жизнь, обучение и образование, саморазвитие, достижения. Учащиеся с явной формой интеллектуальной одаренности обладают зрелым, хорошо структурированным мировоззрением, осознают собственный богатый когнитивный потенциал и стремятся к самосовершенствованию, а также к самореализации в жизни. Наиболее характерные смыслы для учащихся с явной формой одаренности: «реализовать себя», «верить в развитие», «совершенствоваться», «много добиться» и т. п.
Учащиеся со скрытой формой одаренности обладают достаточно зрелым, развернутым мировоззрением. Смыслы действий у них замкнуты на поиске смысла в жизни и определении вектора направления своего жизненного пути. Также учащимся со скрытой формой интеллектуальной одаренности свойственны незначи-мость профессиональной сферы деятельности, отсутствие стремления повышать собственный уровень образованности, игнорирование образования как фактора, способствующего развитию себя, нерешительность в общении с незнакомыми людьми, отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, нежелание быть открытым, подавленность творческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности. Для них характерны поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности, циничность, пренебрежение общественным мнением, общественными нормами. Свойственны отсутствие интереса к проявлению физической активности, безразличие к достижениям в различных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, старшеклассники со скрытой формой одаренности воспринимают собственный процесс жизни как увлекательный, насыщенный событиями и переживаниями, чувствами и эмоциями, но при этом для них характерны низкая осмысленность жизни, отсутствие целеустремленности, тотальное неверие в собственные силы, способность контролировать и влиять на ход своей жизни, а также низкая удовлетворенность прожитым отрезком жизни. Все вышеперечисленное указывает на низкую осмысленность жизни в целом, а также на отсутствие базовых, принципиальных смыслов и ценностей.
Анализ результатов диагностики учащихся со средним уровнем интеллекта показывает, что в целом респонденты ориентируются на «настоящее», воспринимают собственный процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный смыслом. Учащиеся стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, значимыми являются все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто дружелюбны, общительны, непринужденны в общении, эмпатичны, социально активны. Также отмечены стремление респондентов к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению они прислушиваются в наибольшей степени и на чье мнение они ориентируется в первую очередь в своих суждениях, поступках и взглядах, стремление к возможно более высокому уровню своего материального
благосостояния. Смыслы действий обычных старшеклассников замкнуты на занимаемом общественном и межличностном статусе. Жизнедеятельность учащихся заключается в удовлетворении потребности в признании, уважении, социальном превосходстве.
Проведенное исследование выявило особенности ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных учащихся и обычных старшеклассников, а также позволило выделить их основные проблемы. Представленные результаты демонстрируют, что группа учащихся со скрытой формой интеллектуальной одаренности нуждается в целенаправленной психологической помощи. В этом отношении мы присоединяемся к логотерапии В. Франкла и его положению об экзис-тенциональном вакууме — это глубинное чувство характеризуется ощущением утраты смысла, соединенным с ощущением пустоты и проявляющимся в состоянии скуки [Франкл, 1990]. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводят его из равновесия. Отсутствие смысла лишает прочных жизненных критериев и устремлений. В связи с этим страдают его индивидуальность, способности, таланты и потенциал. Все вышесказанное определило необходимость разработки и апробации программы по развитию и обогащению ценностно-смысловой сферы личности.
Исходя из результатов апробации программы развития и обогащения ценнос-тно-смысловой сферы личности учащихся со скрытой формой интеллектуальной одаренности, можно говорить, что они после экспериментального воздействия стали воспринимать жизнь как более эмоционально насыщенную, продуктивную и наполненную смыслом, оценивать себя как сильную личность, способную самостоятельно принимать решения и выстраивать жизнь в соответствии со своими целями и желаниями. Для определения достоверности наблюдаемых изменений показателей смысложизненных ориентаций проведен статистический анализ результатов. Для этого был подсчитан непараметрический АУ-критерий Вилкоксона. Наблюдается наличие статистически достоверного прироста показателей по всем шкалам смысложизненных ориентаций: «Цели» (\У=105, при р<0,02), «Результат» (АУ=105, при р<0,02), «Процесс» (\У=105, при р<0,02), «Локус контроля Я» = 105, при р<0,02), «Локус контроля жизни» (АУ=105, при р<0,02). Следует сказать о статистически значимом изменении таких показателей системы жизненных смыслов учащихся, как экзистенциональный смысл (АУ=88, при р=0,02), гедонистический (АУ=83,при р=0,02), коммуникативный смысл (АУ=95, при р=0,02), семейный (\У=45, при р=0,05). Значимый отрицательный «сдвиг» наблюдается по таким категориям, как альтруистический жизненный смысл (\У=—45, при р=0,048), смысл самореализации (\У=-55, при р=0,05), когнитивный смысл (\У=-88, при р=0,02). Таким образом, учащимся со скрытой формой одаренности после прохождения формирующей программы эксперимента свойственны динамические изменения в системе жизненных смыслов, т. е. происходят переосмысление учащимися собственных смыслов жизни и переориентировка с экзистенционального и коммуникативного жизненного смысла существования на смысл самореализации и когнитивный смысл. Респонденты в ходе прохождения развивающей работы осознали собственный богатый интеллектуальный потенциал, свои возможности и способности и выбрали направление жизненного пути в сторону самореализации.
Применение W-критерия Вилкоксона показало наличие статистически достоверного прироста показателей по всем шкалам жизненных ценностей. Таким образом, учащимся со скрытой формой одаренности, после прохождения формирующего воздействия свойственно стремиться к повышению уровня образования, профессиональных навыков, саморазвитию, изменению во всех сферах жизни, привнесению творческих решений, повышению собственных достижений, добиваться признания со стороны окружающих. Респонденты стремятся сохранять целость своего внутреннего мира, убеждений и взглядов, отдавать больше времени увлечениям и хобби, общественной и семейной жизни, при этом отмечается снижение активности во взаимодействии с незнакомыми людьми и значимости физической активности.
Таким образом, можно сделать выводы, что программа по развитию и обогащению ценностно-смысловой сферы личности положительно повлияла на систему жизненных и личностных смыслов, а также на систему жизненных ценностей учащихся со скрытой формой одаренности, что указывает на необходимость реализации целенаправленной работы по развитию и обогащению ключевых аспектов ценностно-смысловой сферы.
Библиографический список
1. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998. 68 с.
2. Котляков В.Ю. Исследование индивидуальной системы жизненных смыслов. URL: http: //нрву.ги/
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е. изд. М.: Смысл, 2003. 445 с.
4. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей. URL: http:// Hpsy.ru/
5. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 215 с.