УДК 373
Спешилова Татьяна Сергеевна
Ангарский филиал Сибирской академии экономики, права и управления
ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются результаты изучения особенностей ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных старшеклассников. Констатируются различия в особенностях ценностно-смысловой сферы у учащихся с явной, скрытой формой интеллектуальной одаренности, приводятся результаты апробации развивающей программы.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, жизненные ценности, смысл, интеллектуальная одаренность, явная, скрытая формы интеллектуальной одаренности.
В данный период в психологической науке существует множество точек зрения касательно ценностно-смысловой сферы личности, ее определения, структуры, однако исследователи едины во взглядах о том, что жизнедеятельность, человеческое бытие, отношение к самому себе и окружающим, самореализация и другие психологические образования, обусловлены различными контекстами ценностно-смысловой сферы.
В связи с этим целью нашего исследования было выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных старшеклассников, разработать и апробировать программу по ее развитию.
Опираясь на «Рабочую концепцию одаренности» [1], нами были выделены две группы испытуемых. В первую вошли дети, имеющие явную форму одаренности. Их психологический статус интеллектуально одаренных подтверждается также тем, что они являются призерами олимпиад различного уровня, смотров-конкурсов творческих работ и т.д. Во вторую группу были включены подростки, имеющие скрытую форму одаренности, т.е. которые по результатам психологической диагностики имели идентичный первой группе интеллектуальный потенциал, но не имеющие достижений в деятельности. Исследование проводилось на базе МОУ Лицей ИГУ города Иркутска. Психологическим обследованием было охвачено 120 человек, в возрасте от 14 до 16 лет.
Для изучения основных показателей ценностно-смысловой сферы личности: смысложизненных ориентаций, системы жизненных смыслов, системы жизненных ценностей мы использовали методику «СЖО» Д.А. Леонтьева [2], а также
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
«Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной [3].
В ходе проведенного исследования ценностно-смысловой сферы личности учащихся со скрытой и явной формой интеллектуальной одаренности, были получены следующие результаты. Для группы учащиеся с явной формой одаренности, характерно преобладание таких смысложизненных ориентаций как процесс жизни и ло-кус контроля - я. В системе жизненных смыслов приоритетным выступает экзистенциональный смысл, среди индивидуальных жизненных ценностей ведущими являются профессиональная жизнь, обучение и образование, саморазвитие, достижения. Учащиеся с явной формой интеллектуальной одаренности обладают зрелым, хорошо структурированным мировоззрением, осознают собственный богатый когнитивный потенциал и стремятся к самосовершенствованию, а также к самореализации в жизни.
Учащиеся со скрытой формой одаренности обладают достаточно зрелым, развернутым мировоззрением. Смыслы их действий замкнуты на поиске смысла в жизни и определении вектора направления своего жизненного пути. Также учащимся со скрытой формой интеллектуальной одаренности свойственна незначимость профессиональной сферы деятельности, отсутствие стремления повышать собственный уровень образованности, игнорирование образования как фактора, способствующего развитию себя, нерешительность в общении с незнакомыми людьми, отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, нежелание быть открытым. Подавленность творческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности. Может раздражать отсутствие привычного. Также для уча-
© Спешилова Т.С., 2011
164
щихся характерен поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности. Циничность, пренебрежение общественным мнением, общественными нормами. Свойственно отсутствие интереса к проявлению физической активности, безразличие к достижениям в различных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, старшеклассники со скрытой формой одаренности, воспринимают собственный процесс жизни как увлекательный, насыщенный событиями и переживаниями, чувствами и эмоциями. Но при этом для них характерна низкая осмысленность жизни, отсутствие целеустремленности, тотальное неверие в свои собственные силы, отсутствие стремления контролировать и влиять на ход собственной жизни, а также низкая удовлетворенность прожитым отрезком жизни. Все выше перечисленное указывает на низкую осмысленность жизни в целом, а также на отсутствие базовых, принципиальных смыслов и ценностей.
Проведенное исследование выявило особенности ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных учащихся, а также позволило выделить их основные проблемы. Все вышесказанное определило необходимость разработки и апробации программы по развитию и обогащению ценностно-смысловой сферы личности.
Исходя из результатов апробации программы развития и обогащения ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников со скрытой формой интеллектуальной одаренности можно говорить, что учащиеся после экспериментального воздействия, стали воспринимать свою жизнь, как более эмоционально насыщенную, продуктивную и наполненную смыслом, им присуще оценивать себя как сильную личность, способную самостоятельно принимать решения и выстраивать ее в соответствии, со своими целями и желаниями. Для определения достоверности наблюдаемых изменений в показателях смысложизненных ориентаций проведен статистический анализ результатов. Для этого был подсчитан непараметрический W-критерий Вилкоксона. Наблюдается статистически достоверный прирост показателей по всем шкалам смысложизненных ориентаций: «Цели» ^=105, при р<0,02), «Результат» ^=105, при р<0,02), «Процесс» ^=105, при р<0,02), «Локус контроля - Я» ^=105, при р<0,02), «Локус контроля - жизнь» ^=105, при р<0,02). Следует сказать о статистически значи-
мом изменении таких показателей системы жизненных смыслов учащихся как экзистенциональ-ный смысл ^=88, при р=0,02), гедонистический смысл ^=83,при р=0,02), коммуникативный смысл ^=95, при р=0,02), семейный смысл ^=45, при р=0,05). Значимый отрицательный «сдвиг» наблюдается по таким категориям как альтруистический жизненный смысл ^=-45, при р=0,048), смысл самореализации ^=-55, при р=0,05), когнитивный смысл ^=-88, при р=0,02).
Таким образом, учащимся со скрытой формой одаренности, после прохождения формирующей программы эксперимента, свойственны динамические изменения в системе жизненных смыслов, т. е. произошло переосмысление учащимися собственных смыслов жизни и переориентировка с экзистенционального и коммуникативного жизненного смысла существования, на смысл самореализации и когнитивный смысл. Респонденты, в ходе прохождения развивающей работы осознали собственный богатый интеллектуальный потенциал, свои возможности и способности и выбрали направление жизненного пути в сторону самореализации.
Применение W-критерия Вилкоксона показало наличие статистически достоверного прироста показателей по всем шкалам жизненных ценностей. Таким образом, учащимся со скрытой формой одаренности, после прохождения формирующего воздействия свойственно стремиться к повышению уровня своего образования, профессиональных навыков, саморазвитию своего кругозора, изменение во всех сферах жизни, привнесение творческих решений, повышать собственные достижения, добиваться признания со стороны окружающих. Респонденты стремятся сохранить целостность своего внутреннего мира, своих убеждений и взглядов, отдавать больше времени увлечениям и хобби, общественной и семейной жизни, при этом отмечается снижение активности во взаимодействии с незнакомыми людьми, и значимости физической активности.
В целом, можно констатировать, что значительные изменения показателей ценностно-смысловой сферы личности учащихся со скрытой формой одаренности, вызваны реализацией программы по развитию и обогащению ценностносмысловой сферы личности. Данная программа положительно повлияла на смысложизненные ориентации старшеклассников, а также на их систему жизненных смыслов и жизненных ценнос-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
165
тей, что говорит о необходимости развития и обогащения данных аспектов ценностно-смысловой сферы личности.
Библиографический список
1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е. изд. - М.: Смысл, 2003.
2. Рабочая концепция одаренности. - М.: ИЧП
Изд-во Магистр, 1998.
3. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей.
4. СерыйА.В, ЯницкийМ.С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.
5. ФранклВ. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
УДК 159.9:37.015.3
Хащенко Татьяна Геннадьевна
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ НА МАТЕРИАЛЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В статье представлены результаты экспериментального исследования, подтверждающие детерминацию эффективности предпринимательской деятельности синергетическим эффектом когнитивных, аффективных, мотивационных и поведенческих особенностей личности ее субъекта, образующих, согласно разработанной концептуальной модели, подсистемы и компоненты психологической готовности личности к предпринимательской деятельности аграриев.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, психологическая готовность личности, модель, эффективность экономической деятельности, система.
Несмотря на отсутствие единства в понимании сущности предпринимательства и множественность научных трактовок этого понятия, даже самые широкие из его определений описывают деятельность, предполагающую наличие определенных психологических качеств у её субъекта, в связи с чем, личностные предпосылки успешного предпринимательства неоднократно становились предметом эмпирических исследований, как за рубежом, так и в отечественной науке.
Обобщение данных экономических, социологических и психологических научных трудов, посвященных экономическому поведению, отечественных и зарубежных исследований мотивации «начала собственного дела» и ведущих мотивов деятельности преуспевающих предпринимателей, анализ многочисленных отечественных и зарубежных эмпирических исследований личностных предпосылок успешности предпринимательской деятельности, их регионально-этнических, гендерных особенностей дают основания для выделения в качестве ключевой психологической детерминанты успешности предпринимательства сис-
темного личностного образования, интегрирующего различные структуры личности - психологической готовности личности к предпринимательской деятельности [5], которая на данный момент остается недостаточно изученной. В немногочисленных эмпирических исследованиях этого феномена психологическая готовность к предпринимательской деятельности раскрывается как простая сумма личностных качеств, коррелирующих с успешностью предпринимательства, или вовсе редуцируется до своих отдельных составляющих: предприимчивости, компетентности и т.п., тогда как система - это не просто сумма, а взаимосвязь, взаимодействие, взаимопереход и взаимовключение её составляющих, системообразующий элемент, определяющий формирование и функционирование системы в целом [1].
Основанием для выделения проблемы психологической готовности личности к предпринимательской деятельности (111ЛПД) в качестве актуальной научной проблемы выступают обострившиеся на современном этапе противоречия между потребностью различных отраслей экономики в специалистах с предпринимательским потен-
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Хащенко Т.Г., 2011