Научная статья на тему 'Ценностно-регулятивные аспекты религиозной деятельности и стабильность в Татарстане'

Ценностно-регулятивные аспекты религиозной деятельности и стабильность в Татарстане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЯ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ / КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ / РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ / СЕВЕРНЫЙ ВАРИАНТ ИСЛАМА / РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / "NORTHERN" VARIANT OF ISLAM / VALUES / TRADITIONS / INTERCULTURAL CONFESSIONAL COOPERATION / RELIGIOUSNESS / STABILITY / VALUABLE FUNCTIONS OF RELIGION / REGULATIVE FUNCTION OF RELIGION / RELIGIOUS ACTIVITY / SOCIAL STATE OF PERSONS MIND

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рахимова Р. М.

Радикальные настроения, которые стали реальностью в нашей стране, вызваны не только социально-экономическими причинами, но и девальвацией духовных ценностей, подменой их суррогатными ценностями в период аномии. Стабильность в России и Татарстане может быть укреплена через взвешенную политику поддержки государством ценностных и регулятивных аспектов религиозной деятельности традиционных для России конфессий. Это позволит, в отличие от Европы, превратить ислам, в первую очередь, из фактора риска в фактор стабильности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The radical moods, which became a reality in our country, are caused not only the social and economic reasons, but also devaluation of spiritual values, exchange by their substitute values at the anomie period. Stability in Russia and Tatarstan can be strengthened through the deliberate policy of support by the Government the valuable and regulative aspects of religious activity, which are traditional for confession in Russia. Unlike the Europe, it will allow to transform Islam from a risk factor into the factor of society stability

Текст научной работы на тему «Ценностно-регулятивные аспекты религиозной деятельности и стабильность в Татарстане»

Р. М. Рахимова

ЦЕННОСТНО-РЕГУЛЯТИВНЫЕ АСПЕКТЫ

РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТЬ В ТАТАРСТАНЕ

Ключевые слова: понятия ценности, традиции, межкультурное, конфессиональное сотрудничество, религиозность, стабильность, ценностные функции религии, регулятивная функция религии, северный вариант ислама, религиозная

деятельность, социальное самочувствие.

Радикальные настроения, которые стали реальностью в нашей стране, вызваны не только социально-экономическими причинами, но и девальвацией духовных ценностей, подменой их суррогатными ценностями в период аномии. Стабильность в России и Татарстане может быть укреплена через взвешенную политику поддержки государством ценностных и регулятивных аспектов религиозной деятельности традиционных для России конфессий. Это позволит, в отличие от Европы, превратить ислам, в первую очередь, из фактора риска в фактор стабильности общества.

Keywords: values, traditions, intercultural confessional cooperation, religiousness, stability, valuable functions of religion, regulative function of religion, "Northern " variant of Islam, religious activity, social state ofpersons mind.

The radical moods, which became a reality in our country, are caused not only the social and economic reasons, but also devaluation of spiritual values, exchange by their substitute values at the anomie period. Stability in Russia and Tatarstan can be strengthened through the deliberate policy of support by the Government the valuable and regulative aspects of religious activity, which are traditional for confession in Russia. Unlike the Europe, it will allow to transform Islam from a risk factor into the factor of society stability.

Прогноз необратимой секуляризации который занимал устойчивую позицию с конца ХК века, в социальных науках и в массовом сознании был логическим выводом из характера протекающих социальных процессов, в первую очередь, процесса модернизации. В то время это предположение разделяли не только марксистские философы и социологи, но и М.Вебер, Э.Дюркгейм, З.Фрейд, Дж.Г.Мид, Ф.Ницше, которые модернизацию интерпретировали в т.ч. и как «расколдовывание мира», «изгнание» богов и духов из мирских сфер жизни. П.Бергер в 1968 г. предсказывал, что к 2000г. практически не останется религиозных институтов, а лишь отдельные верующие [1].

Сегодня, как и во всем мире, в России мы наблюдаем процессы «возвращения религии», наступление «постсекулярного века», как определил это явление Ю. Хабермас.

Всероссийское исследование по проблеме идентичности россиян, проведенное ИС РАН под руководством академика М. К. Горшкова «Граждане России: как они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить» в 1998, 2004, 2007 гг., показало, что в стране сократилось число последователей модернистского сознания (с 26% до 20%), и возросла доля традиционалистов (с 41% до 47%). Промежуточный тип сознания, сочетающий в себе элементы традиционализма и модернизма характерен для 33% населения [2].

Эта тенденция затронула все возрастные группы, в т.ч. и возрастную кагорту до 25 лет, в которой с 2004 г. доля модернистов сократилась с 37% до 27%, а доля традиционалистов возросла с 29% до 39%.

Таким образом, подготовка России к модернизационному прорыву сопровождается ростом традиционалистских установок в духовной культуре

общества, что, отчасти, может быть объяснено тем, что для населения страны важно утвердиться на характерных для России ценностях, которые являются основой толерантности и идентичности в нашем менталитете.

Традиции, сформировавшиеся на

территории Татарстана, способствовали развитию толерантных отношений между различными народами и конфессиями. Межкультурное

многоголосье стало мощным потенциалом

успешного развития республики.

Перестройка, формирование принципиально новых социально-экономических, политических

отношений в России, подвергли серьезному

испытанию, в т.ч. и многовековое сотрудничеств и солидарность народов Татарстана.

Политические процессы 90-х гг. XXв. в стране вызвали глубокие социальные трансформации, которые изменили социальное самочувствие, иерархию ценностей населения, привела к дисфункции ряда социальных институтов, вызвала напряженность в национальных и

конфессиональных отношениях. Насаждение культа индивидуализма, гедонизма, вседозволенности, при ослаблении позиции государства, вызвали в

обществе аномию, преодоление которой

растянулась на долгие годы. Усвоение «новых»

норм в эти «безнормные» годы шло с огромными людскими, культурными потерями.

Серьезные проблемы переживала в эти годы и религия. Ценностные основы, традиционного для татар «северного варианта ислама», были отвергнуты и осмеяны носителями

фундаменталистских мусульманских течений из Саудовской Аравии. Серьезным нападкам по

стороны протестантских «проповедников»

подверглась и православная церковь.

Как следствие, радикальные настроения стали обыденной реальностью в нашей стране, терроризм находит поддержку у части российского населения. Сегодня главными причинами этого являются игнорирование властью принципов социальной справедливости, резкое, неправомерное

имущественное расслоение населения России [3]. Ситуация усугубляется тем, что молодое поколение проходит этапы социализации и ресоциализации не просто в новых, а нередко, переходных, условиях, оно воспитывается и усваивает социальные нормы и культурные ценности, в том числе и суррогатные, через виртуальные формы социализации, в ситуации ослабления межпоколенных связей в обществе. Это неизбежно заканчивается примитивизацией сознания, переходом на дихотомию в восприятии мира, разделением мира на «своих» и «чужих».

Эти процессы происходят на фоне стремительного развития техники и технологий в мире и в стране. Исторический опыт учит - чем выше мощь производственных технологий, тем более совершенные средства культурной регуляции, необходимы для сохранения общества. Дисфункция социальных институтов культурной регуляции приводят к серьезным изменениям в традиционных основах российского менталитета. Это проявляется, в первую очередь, в форме агрессии, ксенофобии и отчуждения, стремлении жить «здесь и сейчас».

В этих условиях особенно актуальной становится задача сохранения стабильности в обществе.

Стабильность можно рассматривать как равновесие между отдельными элементами социальной системы при сильной позиции государства. При этом, равновесие достигается через перераспределение функций различных институтов, в случае если они неспособны решать присущие им задачи; усиление одних и ослабление других элементов системы.

В условиях современной России усиливаются ценностные, регулятивные функции традиционных, и не только традиционных для России, религий они берут на себя задачи трансляции и сохранения гуманистических ценностей, координации

деятельности различных социальных групп и социальных институтов.

Религиозность становится одной из важнейших в комплексе духовных ценностей, наряду с жизнелюбием, позитивным общением, патриотизмом как гражданской, экосоциальной ответственностью, а также и индивидуализмом, как ответственным саморазвитием [4].

Сегодня и в Татарстане религия играет роль механизма культурной регуляции.

«Возрождение» ислама в республике вызвано политическими процессами 90-х годов, глубокими корнями его «северного варианта» в национальной культуре и относительной нормативной простотой возведения мечетей. Это очень многослойный процесс, который развивается через симбиоз традиционных ценностей, высоких информационных технологий, бизнеса, политики и культуры [5].

При этом, в Татарстане, в сравнении с православием, более быстрыми темпами происходит усиление позиций ислама. Этот факт признают и сами православные иерархи.

Религия как важный социальный институт, является одним из главных ретрансляторов традиций, национальной культуры, нравственных ценностей, а компенсаторная функция религии позволяет сохранить в обществе психологическую, духовную стабильность [6].

Традиционные конфессии и верования -культурообразующая составляющая в общей системе духовной жизни российского народа, в т.ч. народа Татарстана. Это позволяет делать вывод о том что, поддержка традиционных для России форм ислама, в частности «северного варианта», характерного для населения Поволжья и Урала, позволяет нам избежать разрушительные цивилизационные конфликты, в том числе, распространения радикальных настроений.

Разъяснение сущности религии как социокультурного феномена, объективно возникающего, внутренне имманентного любому социуму, и определяемому экономическими, социально-культурными, историческими

факторами, позволит не только верующим, но и многим людям, далеким от веры, понять культурологическую, историческую сущность и целесообразность религии.

Важным шагом на пути сохранения толерантности, развития межкультурного диалога между двумя народами и конфессиями в России и Татарстане явилось объявление общероссийскими 2х значимых праздников православия и ислама -Рождества и Курбан-байрама [7].

Сохранение традиций российского общества требует, в т.ч., и просвещения верующих. Это тем более важно, что те, кто считает себя верующим не вполне сведущи в фундаментальных основах веры.

Например, борьба против ваххабизма, получившего распространение в республике в 90-е годы XX в., частью верующих воспринимается как борьба с «истинным» исламом, т.к. они уверенны в том, что «ваххаб»-это одно из имен аллаха. В то время, как Ваххаб -имя одного из интерпретаторов Корана.

Анализ роли ислама в татарстанском обществе показывает, что он играет

сегодня не только ценностную, нормативнорегулятивную роль. Религиозные общины (махалля) нередко становятся относительно закрытыми бизнес- сообществами, своеобразными

корпоративными клубами. Реальным явлением стали частные предприятия, в т.ч. крупные, специалистов в которые набираются по религиозному принципу. Например, строительная фирма «Арслан» в Альметьевске Превращение религии в фактор социально - экономического развития есть одно из проявлений латентной функции этого социального института в светском обществе.

Гуманистические, нравственные ценности, которые проповедуют мировые религии - важная платформа объединения усилий в борьбе с терроризмом, серьезный инструмент в политике.

Таким образом, особенности современного развития России способствуют тому, что государство может использовать религиозный фактор для противостояния радикализму и терроризму. Взвешенная политика в этой области позволит получить государству большую поддержку со стороны религиозных организаций, которые, в противовес институтам гражданского общества, призывают к терпению, восприятию всего того, что происходит с человеком как испытанию, посланному богом, смиренное принятие которого, одно из условий пребывания в раю. Например, летом в 2011 в г. Казани прошел митинг под лозунгом: «Молодые мусульмане - против терроризма».

Вытеснение, в настоящее время в Татарстане, из духовной, социальной сферы фундаменталистских, радикальных разновидностей ислама, широко распространившихся на территории советского пространства в период перестройки и возвращение к, традиционному для татар, северному варианту ислама

- исламу ханафитского масбаха, история которого прочно связана с традициями национальной педагогики, жизнью и деятельностью таких историков, богословов и просветителей как Ш.

Марджани, Р.Фахретдин, М. Бигиев и др. рождает

уверенность, что религия в республике из фактора

риска может стать фактором стабильности в

обществе.

Литература

1. Йоас, Х. Будущее христианства / Х. Йоас // Социологические исследования. - 2009. - №11. - С.79.

2. Горшков, М.К. Российский менталитет в социальном измерении / М.К. Горшков // Социологические исследования. - 2008. -№6. - С.106-107.

3. Горшков, М.К. Российское общество в социальном измерении / М.К. Горшков //Социологические исследования. - 2009. - №3. - С.21.

4. Синелина, Ю.Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций / Ю.Ю. Синелина // Социологические исследования. - 2009. - №4. - С.90.

5. Малышева, О.Л. Социальные инновации и специфика корпоративной благотворительности предприятий нефтегазового комплекса (на примере ОАО «Татнефть») / О.Л. Малышева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011.

- Т. 14, №3. - С.245.

6. Ахмадиева, Л.А. Дискусы межэтнического конфликта в электронных СМИ / Л.А. Ахмадиева, А. Л. Салагаев, Р.В. Сафин // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №10. - С.225.

7. Титова, Т.А. Толерантность малых этнических групп Татарстана / Т.А. Титова, В.Е. Козлова // Социологические исследования. - 2006. - №6. - С.47-54.

© Р. М. Рахимова - д-р социол. наук, проф., зав. каф. гуманитарного образовнаия и социологии Альметьевского

государственного нефтяного института, gumanitarii@ramЫer.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.