Л. Ш. Юзмухаметова
ГРАНИЦЫ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Ключевые слова: секуляризация; религиозность; семейные ценности; православие; ислам.
В статье анализируются тенденции религиозности российского общества, а также факторы, способствующие его секуляризации. В результате трансформационных процессов в обществе менталитет россиян претерпел определенные изменения, что привело и к сдвигам в структуре ценностей современной семьи. На сегодняшний день в структуре ценностей общественного сознания выражены инновационная и традиционная модели, а также ценности советского периода. В то же время россияне смогли сохранить ментальные основы жизнедеятельности: народные традиции и обычаи, исторически обусловленные общественные и религиозные нормы. Автор выделил параметры системы семейных ценностей и рассмотрел элементы данной системы на примере православия и ислама.
Key words: secularization; religiousness; family values; Orthodoxy; Islam.
In article analyzed tendencies of Russian society religion and also reasons that assist its secularization. In result transformation processes in society mentality of Russians had some changes that leads to alterations in structure of contemporary family values. Today there are innovative and traditional models in structure of social consciousness and also values of Soviet’s period. In this time Russians could save mentally basis of life: national traditions and customs, social and religion norms. Author distinguished parameters of family values system and considered elements this system on examples of Orthodoxy and Islam.
В условиях кризисного и переломного состояния общества очень часто прослеживается повышение интереса к религии, а также ее влияния на социальную и личную жизнь людей, одновременно существенной частью обыденного сознания становятся различные суеверия, вера в колдовство и магию. Одной из причин этого является потеря нравственных, идеологических и ценностных ориентиров в периоды трансформаций. Вместе с тем место религии в системе ценностей россиян, хотя и изменилось, но довольно незначительно: она имеет в этой системе весьма слабые позиции и не обладает прежней сакральностью и всеохватностью.
Современные исследователи (например, Т.Варзанова, К.Каариайнен, Д.Фурман) делают выводы, что в общественном сознании господствуют «идейная эклектика» и «религиозный синкретизм». На наш взгляд, именно растущий интерес части общества к мистицизму, вовлечение даже молодых и образованных людей в различные секты и культы происходит из-за недостаточного знания традиционных религий и слабой работы самих конфессий со своими приверженцами, фактического отсутствия прозелитической работы в основных религиях России.
В связи с этим встает вопрос оценки уровня религиозности общества на сегодняшний день. В литературе встречаются разногласия в определении этого уровня в современном обществе в зависимости от позиции автора в отношении религии и ее места в жизни окружающего автора социума. Кроме того, затрудняют такую оценку два одновременно протекающих процесса: секуляризация и ресакрализация. Большинство исследователей утверждает, что модернизация общества в целом сопровождается секуляризацией. Например, П.Бергер утверждал, что процесс секуляризации вызывается модернизацией, которая связана с экономическим развитием. В 1968 г. он предсказал, что к 2000 г. практически не останется религиозных институтов - лишь отдельные верующие, жмущиеся друг к другу в океане секуляризации [1, С.79]. Однако подъем религии в 1980-е гг. в наиболее экономически развитых странах опроверг тезис о неразрывной связи экономической модернизации с секуляризацией. В конце 1970-х гг. Д.Белл предложил учитывать культурное измерение секуляризации. Секуляризация является следствием не только материальных, но и ряда других изменений: культурных, политических,
религиозных.
Секуляризации общества способствуют определенные факторы, среди которых выделяют следующие:
1. Развитие науки. Большинство исследователей отмечают противоречия между религией и наукой или даже несовместимость научного знания и религии. В основном в современном обществе люди верят только тому, что можно доказать или наглядно подтвердить. Среди семейных ценностей и в картине представляемого родителями ребенку мира библейская интерпретация возникновения мира заменяется эволюцией Дарвина. Вместе с тем переход на западную модель учета знаний (например, в виде ЕГЭ) все чаще также заменяет ориентацию учащихся на традиционные для науки способы обоснования знания (доказательство, объяснение) на веру, «оскопленную» катехизацию, т.к. достаточно вместо доказательства выучить, «вызубрить» правильный ответ и подставить его в нужную клеточку теста. Кроме того, всегда остается пространство для веры и в поле, «захваченном» естественными науками: в ядерной физике, генетике, космогонии и др. Тем самым существуют как границы экспансии научных подходов, так и попятное движение к вере в сфере приобщения к науке.
2. Развитие государства. Современное государство и церковь отделены друг от друга. Большинство государств являются светскими и в основном больше ориентируются на удовлетворение материальных потребностей граждан, чем на заботу о духовном состоянии последних. Это через систему образования, средства массовой коммуникации, ТВ и систему стимулов и мотиваций в государственном секторе экономики воздействует на содержание и аксиологическую иерархию духовных и светских ценностей граждан. Кроме того, государство заинтересовано в замене «обычных» (основанных на обычаях, включая и религиозные регуляторы) каналов социального контроля на собственные (право, суд, система государственного принуждения и публичная власть). В то же время имеются и границы для материальных и контрольных функций государства, которое, конечно, не «замирает перед семьей, религией», как писал Ж.Боден, но, как правило, не имеет ни ресурсов, ни желания внедряться в семейные ценности.
3. Развитие капитализма. Капиталистическое общество ориентирует людей на материальные ценности, при этом религиозные ценности становятся малозначимыми. Религиозные праздники сопровождаются чрезмерным потреблением мирских благ (покупка дорогих подарков, открыток, одежды и т.п.). В системе социализации детей в семье и ближайшем социуме (включая референтные для ребенка группы) приоритетным и
престижным становится накопление богатства, потребительство, а не духовное развитие, хотя полностью выдавить проблемы души, нравственного формирования личности капитализм не в состоянии. Одновременно традиции социалистического общежития и приоритета духовности до сих пор пронизывают систему ценностей российских граждан, особенно в системе семейных отношений.
4. Компромиссы по спорным вопросам религии - это связано с тем, чтобы избежать религиозных конфликтов и дискриминации какой-либо из конфессий. Например, в государственных школах многих стран запрещено включать в учебные планы религиозные дисциплины, отменены религиозные праздники. В смешанных браках представителей разных конфессий родители очень часто, оставляя право выбора религии за детьми, избегают навязывания им своей религиозной позиции. Эта проблема особенно воздействует на семейные ценности в поликонфессиональных странах, таких как Россия.
5. Утрата общности. Рост мобильности и нестабильность населения приводят к тому, что при частых переездах теряется связь со своей религиозной общиной, в особенности, если семья является нуклеарной. Модернизированный вариант расширенной семьи позволяет нуклеарной семье, поддерживая контакты с дальними родственниками, не терять связь и со своей религиозной общиной. В современных же многоквартирных домах соседи часто не знакомы друг с другом и тем самым теряется культура стыда (culture of shame), регулировавшая поведение людей включением социальных санкций к девиантам. В то же время культура совести (culture of guilty) и культура страха перед санкциями государства не сразу возмещают утрату воздействия социальных связей, широкой социальной, родственно-свойственной сети.
6. Другие институты. В жизнедеятельности людей появляются иные интересы, которые заменяют религиозные. Интернет, ТВ, хобби, домашние животные, многообразные группы интересов сокращают время, которые люди могут отдавать религии. Однако такая приватизация, «одомашнивание» жизнедеятельности позволяют многим людям верить в «Бога в душе», растет личная ответственность верующих, которую М. Вебер называл рационализацией.
В целом, секуляризация, экспансия социальных институтов, не привела к адекватному сужению социального поля для религии, которая не становится «шагреневой кожей», теряющей каналы и средства воздействия на общество, особенно на семейную и личную жизнь.
Процесс секуляризации начинается с того момента, когда власть в обществе становится более светской. Существуют уровни светскости, которые определяются данным национальным контекстом в той мере, в какой эволюция светскости, связанная с модернизацией и секуляризацией, сопровождается другими параллельными процессами, -например, процессом сохранения и трансформации идентичности [2, С.8]. Первый уровень светскости возникает в тот момент, когда гражданство становится независимым от принадлежности к какой-либо религии. Религия перестает определять все стороны жизни человека, несмотря на то, что она при этом все еще остается одним из механизмов социализации и важнейшим источником общественной морали. Политика характеризуется религиозным плюрализмом, хотя и не абсолютным.
Второй уровень светскости определяется более глубоким институциональным разделением, в частности, отделением школы от церкви. Развитие процесса секуляризации приводит к тому, что религия становится частным выбором, светские обычаи и нравы начинают доминировать и окончательно утверждается принцип свободы совести. В СССР исключалось религиозное осознание окружающей действительности: школа была
полностью отделена от церкви. Обучение религиозным ценностям происходило «подпольно», так как нравственного советского гражданина отличал атеизм. В современном российском образовании не исключается специфика восприятия мира религиозным сознанием, несмотря на дискурс введения в школьную программу предметов на религиозную тематику.
Третий уровень светскости характеризуется деинституционализацией церквей, кризисом моральной социализации и новой постановкой проблемы идентичности, связанной с глобализацией, когда уже не столько религиозные институты, сколько религия как таковая, снова становится заметным общественным ресурсом. Данный уровень наблюдается сегодня в странах Запада.
«Светскость» как политико-правовой режим взаимоотношений государства и личности определяется более формальной плоскостью, более глубокий смысл вкладывается в понятие «секулярности», что напрямую связано с ролью и местом религии в обществе [2, С.10].
В СССР процесс секуляризации интенсивно протекал в 20-е - 30-е годы XX века. В это время религия и церковь подверглись гонениям и разрушению. Религия была переведена в разряд «пережитков капитализма». Заметное оживление религии происходит сначала в 40-х, а затем - в 70-х гг. XX века. В 1970-1980-е гг. возникает «религиозный плюрализм», когда распространяются самые разнообразные верования, религиозные идеи и культы. Становятся модой астрология, восточные техники медитации, колдовство и т.д., растет интерес ко всему таинственному, загадочному, непонятному [3, С. 460]. Однако государственная политика была направлена на формирование и сохранение секуляризованного общества.
С начала перестройки определенная часть советского общества погрузилась в состояние аномии и фрустрации. Ценности, скреплявшие общество, во многом подверглись эрозии. Потере смысла жизни, четких представлений о своем месте в социальной системе, убежденности в своей социальной защищенности и уверенности в завтрашнем дне способствовали процессы обнищания, роста безработицы в начале 1990-х гг. К.Каариайнен и Д.Е.Фурман считают, что в обществе, котором советские приоритеты и идентичности оказались либо утраченными, либо девальвированными, религия стала знаком «вечных ценностей». По данным опроса, проведенного данными исследователями в 1991 г., 28% людей определили себя как «верующие». Среди опрошенных 68% (коммунистов - 56%) стали доверять церкви больше, чем любому другому
государственному или общественному институту; 72% (61% коммунистов) - отметили, что она дает ответы на моральные вопросы; 59% (50% коммунистов) - на семейные проблемы; 76% (71%) - на духовные запросы и 43% (40%) - на социальные вызовы [4, С.108-109]. Можно отметить, что в обществе возникла потребность в моральном и духовном ориентире и в новом субъекте социальной мобилизации и идентификации, и таковым стала религия.
В дальнейшем свобода религиозной пропаганды, даже рождение моды на религиозность среди интеллигенции, молодежи и правящей элиты привели к определенной ресакрализации. По данным всероссийского социологического опроса, в 2004 г. в 14 субъектах РФ 76,1% от числа опрошенных отнесли себя к православным. Согласно общероссийскому опросу 2005 г., 79% респондентов отнесли себя к православным. В 2007 г. по опросам Левада-Центра и ВЦИОМа, 56-63% россиян назвали себя православными. По мнению Л.А.Андреевой, высокий уровень православной самоидентификации россиян (56-63%) свидетельствует о том, что произошел крах самоидентификации («советский
человек»), и это породило поиск населением новой модели сознания и поведения - на основе религиозных ценностей. Понятия русский и православный стали сближаться в общественном сознании. Этим можно объяснить тот факт, что, на основании опросов 2005 г., к православным отнесли себя 39% неверующих и 22% атеистов [5, С.69].
Взаимовлияние и взаимопроникновение этнической и религиозной идентификаций можно проследить и среди приверженцев ислама. В России к народам мусульманской культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др. В целом, по разным оценкам, в РФ проживают от 15 до 20 млн. мусульман [6, С.122]. Как отметили Е.А. Ходжаева и Е.А.Шумилова, религиозное возрождение в Татарстане, особенно ярко проявившееся после распада СССР, шло рука об руку с этническим Большинство татар считает себя мусульманами, хотя и не выполняет предписания религии, либо выполняют частично. В подтверждение этому можно привести результаты исследования «Процесс исламизации в РТ: влияние на социальную
стабильность и формирование новых идентичностей молодежи», проведенного в 2000 -2001 гг. под руководством Г.М. Мансуровой. Считают себя верующими и исполняют религиозные обряды лишь 4% молодых татар. Большинство (62%) относит себя к верующим, однако не исполняет всех религиозных обрядов. Более трети представителей опрошенной татарской молодежи при ответе на вопрос «Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?» выбрали религию (36,9%) [7, С.106]. Тем самым совмещение этнической и конфессиональной идентификации более ярко проявляется среди мусульман.
Исследователи отмечают мировоззренческое единство православных и традиционных мусульман в России. Живя в едином государстве и решая насущные проблемы, православные и мусульмане сформировали общую систему ценностей. Об этом свидетельствуют всероссийские исследования религиозности населения, проведенные ИСПИ РАН в 2004 и 2006 гг. Ценностные ориентации у православных и мусульман оказались очень близки. На первом и втором месте среди них: ценность человеческих отношений; стремление делать добро ближнему. Далее наибольшее количество респондентов выбрали «стремление к справедливости» и признали, что материальное благосостояние является основой независимости человека [8, С.89].
Ориентация на соблюдение принципов социальной справедливости среди приверженцев основных мировых религий вместе с тем не предполагает радикального эгалитаризма, уравниловки и лишения людей стимулов к труду. Напротив, верующие обеих конфессий опираются на то, что в канонических произведениях христианства (Новый Завет) и ислама (Коран) заложена ориентация на справедливую оплату производительного труда и, следовательно, на трудовое обогащение. Стремление к материальному благосостоянию представителей обеих конфессий, скорее всего, объясняется активной жизненной позицией как христианства, так и ислама, чем они вместе отличаются от многих восточных религий. М.Вебер, классифицируя религии по их подходу к спасению души, выделил пассивное созерцание - мистицизм восточных религий и активное управление своей волей - аскетизм западных религий и ислама. Пророк Мухаммад призывал людей зарабатывать собственным трудом и старанием, так как это лучше, чем просить милостыню: «Высшая рука лучше руки низшей. Высшая рука - это рука расходующего, а низшая - рука просящего. Начинай с тех, кого ты обязан содержать, а лучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка. Тому, кто сам стремится к отказу от просьб, Аллах даст возможность ни о чём не просить других, а обходящегося дарованным ему Аллахом, Аллах избавит от необходимости во всём прочем» [9]. В то же время выплата закята (благотворительного налога) для помощи нуждающимся является
одним из столпов ислама. М.Вебер отмечал, что Иисус мотивирует помощь бедным в соответствии с принципами воздаяния: именно потому, что в земной жизни бедняк отплатить за добро не может, это, несомненно, сделает Бог в мире ином. В исламе подаяние относится к пяти абсолютным заповедям, определяющим принадлежность к вере [10, С.235]. В то же время, по мнению М.Вебера, «помощь в нужде распространяется, конечно, далеко за пределы милостыни: от друга и соседа ждут предоставления беспроцентного кредита и в случае необходимости - заботы о детях, следовательно, того же ждут и от брата по вере...» [10, С.236].
По нашему мнению, схожесть ценностных ориентаций православных и мусульман можно объяснить не только длительным совместным проживанием в пределах одного государства, но и тем, что христианство и ислам являются вышедшими из единого корня монотеистическими религиями, которые провозглашают общечеловеческие нравственные, моральные и этические ценности. В то же время обе религии являются самодостаточными цельными системами, опирающимися на многовековые принципы, традиции и обычаи. Мусульмане признают ниспосланные предыдущие (т.е. данные еще до Корана и включающие всю Библию и Талмуд) небесные Писания, а также посланников и пророков. В Коране разъясняется то, что эти Писания содержали истину и верное руководство: «Он ниспослал тебе Писание с истиной и подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат (Тору) и Инджил (Евангелие), которые прежде были руководством для людей. Он также ниспослал Различение (Коран)» (Коран, 3:3-4) [11, С.63]; «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: “Мы не делаем различий между Его посланниками”» (Коран, 2:285) [11, С.62]. Все эти Книги были руководством для людей, которые содержали наставления к тому, что приносит добро и благополучие в обществе.
Основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, является семья. На сегодняшний день можно отметить массовое распространение фактических, но не оформленных юридически браков («гражданских браков») и рождения внебрачных детей, падение рождаемости и ее "старение" (рождение первенцев откладывается на более поздний возраст), преобладание малодетных семей и распространение добровольной бездетности и неполных семей. В современном обществе отношение к созданию семьи и семейным ценностям очень часто не соответствует идеалам морали монотеистических религий, которые проповедуют значимость семьи в жизни человека. Процессы секуляризации и ресакрализации оказывают влияние и на систему семейных ценностей.
Светский характер государства установлен в Конституции России (ст. 14): «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» [12, С.5]. Российское семейное законодательство характеризуется принятием Семейного кодекса и правовой регламентацией данной отрасли на высшем конституционном уровне. В Конституции Российской Федерации в ряде статей упоминается об институтах семейного права (Ч.1, ст.7. Ч.2, ст.19. Ч.3, ст.38. Ч.1, ст.39), что свидетельствует о значимости семьи в обществе. Семейное законодательство «устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет
формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без родителей» [13, Гл.1. Ст.2. ]. В секуляризованном обществе институт семьи находится под защитой государства. В Семейный кодекс Российской Федерации заложено признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния [13, Гл.1. Ст.1, п.2. ]. Вместе с тем, несмотря на светскость государства, проведение религиозных обрядов, обращение к религиозным предписаниям в решении семейных вопросов является для россиян традиционным и считается желательным действием.
Религиозное сознание и мировоззрение ведут к сакрализации семейных ценностей. В качестве оцениваемых параметров системы семейных ценностей выделим следующие: 1) сущность брака и вступление в брак, 2) допустимость добрачных и внебрачных связей, 3) отношение к разводу, 4) отношения супругов, 5) рождение и воспитание детей, 6) отношение детей к родителям, 7) отношение к старшему поколению. С целью соотнесения секуляризации и ресакрализации семейных ценностей рассмотрим элементы данной системы на примере православных и исламских семейных ценностей.
Создание семьи в сакрализованном обществе определяется сохранением общественного порядка, норм поведения и морали, рождение и воспитание детей в соответствии с предписаниями религии. Святитель Иоанн Златоуст четко определил цели создания брака: «Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами. Но главнейшая из этих двух целей - целомудрие». [14, С.10] Он утверждал, что только в семье можно научиться любить ближнего, терпеть жизненные сложности и быть великодушным. Церковь осуждает родителей, запрещающих своим детям вступать в брак.
В исламе весьма большое значение придается созданию крепкого брака. В Коране упоминается: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах -Объемлющий, Знающий» (Коран, 24:32) [11, С.380]. Пророк Мухаммад в хадисах говорит: «Брак - моя традиция, а тот, кто отворачивается от моей традиции, не со мной»; «Вступивший в брак наполовину уже исполнил предписания своей веры» [15, С.65]. Он также настоятельно рекомендовал родителям выдавать замуж своих дочерей за благочестивых верующих, не создавать препятствия при женитьбе, так как считал, что безбрачие в обществе приводит к бесчестию и смуте.
Залогом счастливого брака является правильное начало брачных отношений. В религиозном обществе, в отличие от нерелигиозных традиционных ориентиров, брачный рынок в отдельных отношениях более открыт, в других отношениях - несколько более замкнут, конфессиональная эндогамия является в монотеистических религиях почти единственным запретом при отборе брачных партнеров, тогда как этнические, расовые, социальные (кастовые, сословные, классовые и т.п.), образовательные, поселенческие запреты, присущие светскому досовременному обществу, недейственны для религиозных представлений о браке. В религиозном сознании при выборе будущего супруга или супруги преимущественны духовные, нравственные качества. Иоанн Златоуст советовал верующим: «Прося у Бога мужа для дочери, не ищи денег, блеска, происхождения, знатности рода, - все это лишнее; но ищи благочестия души, кротости, истинной мудрости, Страха Божия» [16, С.67]. Верующие считают, что поиск выгоды и корысти не принесет пользы. В православной Руси считалось, что богатая жена будет скорее господствовать, чем подчиняться, а это чревато для семьи тяжелыми последствиями. В женщине ценятся такие качества, как бескорыстность, целомудрие, скромность, уступчивость, мягкость характера.
Принципиальными критериями выбора в исламе являются богобоязненность и хороший характер. Пророк Мухаммад сказал: “На женщине женятся из-за четырёх вещей: ее богатства, ее происхождения, ее красоты и ее набожности; руководствуясь последним, ты преуспеешь” [15, С.65]. Выбор спутника жизни в основном осуществляется родителями молодых, которые, в свою очередь, прислушиваются к мнению старших. В секуляризованном обществе брачный рынок в этом отношении (в плане инициирования выбора супруга) более открыт; будущие супруги чаще всего знакомятся самостоятельно, там, где проводят больше всего времени - например, в процессе учебы, на работе, на отдыхе, т.е. их сводит совместное дело, общие интересы или соседство.
При вступлении в брак в сакрализованном обществе является обязательным проведение религиозного обряда бракосочетания (обручение, венчание, никах). Эти обряды способствуют осознанию ответственности при создании семьи не только перед людьми, но и перед Богом. В исламской культуре бракосочетание должно быть гласным, то есть необходимо максимальное объявление среди родственников и знакомых о браке. У арабов во время проведения свадьбы использовался бубен для созыва людей. Во многих арабских государствах эта традиция сохранилась до сегодняшних дней. Пророк Мухаммад отметил: «Разделительной чертой между разрешенностью и запретностью в отношении брака является голос (объявление о браке)» [15, С.70]. В современном обществе молодежь, избегая взаимной ответственности, а также ответственности перед родителями и родственниками, тайно (а иногда и открыто) сожительствует, отказываясь как от государственной регистрации брака, так и от религиозной. Результатом таких отношений является увеличение численности матерей-одиночек, неполных семей, брошенных детей, абортов и т.п. Например, в 2006 году каждый четвертый ребенок в России родился вне брака [17, С.146].
Л.В.Карцева, анализируя брак в Древней Руси, во время ужесточения церковной власти в стране, пишет, что внебрачное сожительство, проституция, беспорядочные половые связи «никоим образом не могли быть распространенным явлением в частной жизни наших предков» [18, С.36]. Данные явления негативно оценивались окружающими, а лица, допускающие греховное поведение, предавались анафеме. В исламе прелюбодеяние также является тяжким грехом, преступлением, за которым следует суровое наказание: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (Коран, 17:32) [11, С.304]. Здесь ярко выражена регулятивная функция религии. Однако следует отметить, что верующий остерегается греха не только от страха быть наказанным в обществе, но и опасаясь быть наказанным Богом.
Сакрализованное общество не одобряет разводов. В Новом Завете брак считается нерасторжимым до смерти одного из супругов: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Кто разведется с женою своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19, 6, 9) [18, С.64]. Расторжение брака как крайняя мера может иметь место только в случае совершении супругами поступков, которые определены Церковью как поводы для развода. В Российской империи в 1913 г. число разводов составляло лишь 0,4% числа заключенных браков. В исламской религии несколько более либеральное отношение к разводу; он разрешен, но считается одним из нежелательных действий: «Самым отвратительным деянием из всех, дозволенных Аллахом, является развод» [15, С.183]. Родственники и друзья должны способствовать сохранению семьи - примирению между супругами. Бракоразводный процесс длится три месяца, в течение которого муж и жена могут возобновить брачные отношения. Это предусмотрено шариатом на тот случай, если
супруги решат сохранить семью. Ислам признает развод как последнее средство, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания супругам либо по какой-либо другой причине.
Патриархальная форма брака является традиционной для сакрализованного общества. Святитель И.Златоуст считал, что Бог разделил деятельность нашей жизни на занятия двоякого рода: общественные и домашние. Роли супругов в православном браке распределены следующим образом: жене вверено управление домом (воспитание детей, приготовление пищи, рукоделие и т.п.); мужу - гражданские дела (торговля, суды, советы, войны и т.п.). В христианском браке мужчина - глава семьи, ее опора и защита. И.Златоуст осуждает жестокое обращение с женами: «Сообщницу жизни, мать детей, виновницу многих наших радостей, не должно обуздывать страхом и угрозами, а напротив, нужно действовать на нее любовью и привязанностью» [16, С.68]. В Новом завете указано: «Любящий свою жену, любит самого себя», «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» [18, С.39]. Православие призывает к уважительному отношению к женщине.
В настоящее время распространено мнение о том, что из всех религий именно ислам более всего занижает положение и статус женщин, лишая их элементарных прав в обыденной жизни, а также в обществе. Однако это мнение имеет недостаточно аргументов для подтверждения. Мужчина и женщина занимают равное положение перед Аллахом и это определено в Коране: «Воистину для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин. Аллах уготовил прощение и великую награду» (Коран, 33:35) [11, С.455]. Определенная асимметричность брака касается, прежде всего, социальных ролей полов в семье. В исламской семье четко определена роль каждого. Фиксируется гендерное распределение взаимных обязательств и прав. Мужчина является главным в семье, так как он содержит семью (расходуя свое имущество) и ответственен за нее. «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества.» (Коран, 4:34) [11, С.97].
Обязанностью женщины, в первую очередь, является создание уюта в доме и воспитание детей. Ислам не запрещает женщине участвовать и в общественной деятельности, при возможности гармоничного сочетания семейной жизни и материнства с обучением или работой. Ислам не обосновывает дискриминации женщин даже в случае ограничения их социального поведения домашними ролями, а расценивает ее повседневный труд в семье и воспитание детей как ответственное дело, равноценное труду, приносящему заработок. Забота о физическом и духовном здоровье будущего поколения является немаловажной задачей. В Коране четко распределены роли отца и матери ребенка: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (Коран, 2:233) [11,С.51]. Следует отметить, что постоянная занятость женщины вне семьи и ее отстранение от воспитания детей имеют в целом негативное воздействие на устойчивость семьи и на качество социализации новых поколений.
Брак согласно исламу является средством для того, чтобы защитить свободу женщины. Ислам побуждает мусульман заботливо и уважительно относиться к своим женам. Пророк Мухаммад обратился к мужчинам: “Лучшие из вас - лучшие со своими жёнами. А я - лучший из людей со своими жёнами”. Он объявил, что наилучшие в обществе - это те, которые хорошо обращаются со своими женами: «Наиболее
совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам» [20, С.149].
Российская семья характеризуется эгалитаризацией семейных ролей. Некоторые исследователи отмечают лидерство женщин в семье. По мнению Т.А.Гурко и П.Босса, тенденция женского лидерства стала особенно ощущаться, начиная с послевоенного периода, когда резко возросла численность работающих женщин. Активное участие женщин в профессиональной деятельности, их высокий образовательный статус способствовали упрочнению лидирующей позиции в семье [21, С.53]. В случаях, когда женщина работает по тем профессиям, которые формируют властные, командные, дисциплинирующие качества характера, внесемейная модель поведения невольно переносится на семью.
Многочисленные социологические исследования подтверждают, что в большинстве случаев благополучные, более развитые и преуспевающие дети в современном обществе происходят из семей с двумя биологическими (естественными) родителями. Поэтому нуклеарная семья с двумя родителями важна как для ребенка, так и для общества в целом. Однако, к сожалению, институт нуклеарной семьи чрезвычайно быстро распадается. В миллионах неполных семей, где дети при разводе оставлены матери, либо рождены у незамужней женщины не может не быть «матриархата» по определению, поскольку в отсутствие отца мать в семье невольно исполняет его функции. Данный тип семьи является материнской, в котором женщина полагается только на собственные силы.
Ю.П.Лежнина отметила запрос на три типа семьи, наиболее распространенных среди российского населения: патерналистскую (быть главой семьи и принимать важные для нее решения должен старший в семье мужчина), прагматическую (главой должен быть член семьи, способный лучше ориентироваться в современной ситуации и принять правильное с точки зрения интересов семьи решение) и консенсусную (главы вообще не должно быть, важные решения в семье должны приниматься совместно, а мелкие - в соответствии с существующим разделением обязанностей). В селах и поселках с традиционным укладом жизни наиболее часто встречаются приверженцы патерналистской модели, в то время как в мегаполисах с их высоким уровнем динамизма жизни, наиболее распространена прагматическая модель. Несколько различен запрос к типу семьи у мужчин и женщин: наиболее популярная модель среди женщин - консенсусная (34%), среди мужчин - патерналистская (34%). Наибольшее соответствие между запросом на тип отношений в семье и его реализаций наблюдаются у россиян, которые нацелены на полноправное партнерство [22, С.71]. Несмотря на процесс трансформации внутрисемейных отношений, фиксируется возрождение традиционных установок в сознании россиян.
Рождение и воспитание детей является одной из важнейших целей брака. Многодетность традиционна для православных и мусульман. Советское общество негласно поддерживало развитие семьи от многодетности в сторону однодетности. В 1980е годы многие научные форумы и публикации посвящались планированию семьи. Так,
В. П.Потапов отмечал изменение репродуктивного поведения населения и переход к малодетной семье. По его мнению, эти изменения «связаны с коренными, качественными преобразованиями производительных сил, совершенствованием всех общественных, в первую очередь производственных, а затем и семейно-бытовых отношений. Усиление роли женщины в обществе в связи с ее более активным участием в производстве материальных и духовных благ не только привело к дальнейшему развитию способностей и повышения потребностей представительниц прекрасного пола, но вызвало сдвиги в
структуре социальных функций семьи, системе ценностей ориентаций ее членов» [23, С.52].
На сегодняшний день в России распространены малодетные семьи. По данным выборочного обследования «Семья и рождаемость», проведенного в 2009 г. в 30 субъектах РФ, ожидаемое число детей среди женщин составляет 1,72 , среди мужчин - 1,90; желаемое число детей среди женщин - 2,28, среди мужчин - 2,38. Проблема демографического спада является актуальной во всем мире. Суммарный коэффициент рождаемости (число детей на одну женщину) в 2007 г. в России, Германии, Италии - 1,4, во Франции - 2, США - 2,1. Наиболее высокий коэффициент - 3,4 в Саудовской Аравии [24, С.20]. По прогнозам американского политика и политолога Патрика Бьюкенена, к 2050 г. в Европе и США будет абсолютно доминировать исламо-арабо-африканская культура. Людей европейского происхождения, отринувших свою традиционную иудео-христианскую мораль, останется во всем мире не более 10% [25, С.33].
Мировые религии запрещают прерывание беременности, вне зависимости от того, на какой стадии находится беременность, так как аборт считается греховным и запрещенным. В Коране сказано: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей - тяжкий грех» (Коран, 17:31) [11, С.304]. Однако по решению ученых Ислама, разрешается прервать беременность в том случае, когда есть угроза для здоровья матери, что может привести к ее гибели.
Следует отметить пропаганду отказа от абортов в форме распространения брошюр в г.Казань 1 июня 2009 г. - в День защиты детей. Данную акцию подготовили Казанская Епархия РПЦ и Общество православных медиков РТ. В брошюре приведена такая статистика: «Россия продолжает оставаться чемпионом мира в области абортов - на каждые тысячу новорожденных приходится 1022 аборта. За 2007 г. в России совершено 1,6 млн. абортов. Из них 20% - девушкам моложе 18 лет. За то же время в стране зафиксировано лишь 1,5 млн. новорожденных. Аборты являются одной из основных причин того, что 6 млн. российских женщин не в состоянии зачать ребенка». Православие и ислам рассматривают аборт как намеренное прекращение жизни человека, который включает в себя и морально-этический аспект, и ухудшение физического здоровья женщин.
Огромное внимание верующие уделяют религиозному, духовному, нравственному воспитанию детей. Согласно православному учению о семье, нерадение о детях - больший из всех грехов, приводящих родителей к крайнему нечестию. Как отметил святитель Тихон Задонский, «истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил» [19, С.69]. Принцип воспитания в исламе заключается в том, что родители наставлением и личным примером учат детей нравственности и поведению в обществе, так как процесс социализации начинается в семье. Родители несут ответственность за воспитание своих детей, включая окружение их заботой. Родительская любовь оказывает позитивное влияние на поведение детей и их отношение к обществу.
Православие и ислам требуют заботы и уважения к родителям. В Ветхом Завете непочтение по отношению к родителям рассматривалось как величайшее преступление. Новый Завет также учит детей с любовью и уважением слушаться родителей: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3, 20) [19, С.70]. Благословение родителей является важным для молодого поколения.
В исламе право родителей следует за правом Аллаха на человека. Ведь, когда Аллах приказывает человеку признать превосходство, благодарить и почитать Его, он
сопровождает своё приказание благодарностью к родителям, милосердием, послушанием им, смирением перед ними: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если достигнет возраста преклонного один из родителей или оба, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся с ними уважительно. Склони пред ними крыло смирения и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (Коран, 17:23-24) [11, С.303]. В Коране особо подчеркивается огромная роль матери в рождении и воспитании детей: «Мы заповедовали человеку делать добро его родителям. Мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (Коран, 31:14) [11, С.444]. Имеется множество хадисов пророка Мухаммада о почтительном отношении к родителям. Особенно отмечена им роль матери в жизни человека: «Рай находится под ногами матерей». Пророк Мухаммад также сказал: "Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай" [20, С.163]. Такие уважительные диспозиции в отношении детей к родителям формируют православное и исламское сознание.
Семья может объединять не только супругов и детей, но также и других родственников. Заботливое отношение со стороны близких способствует сохранению семей и воспитанию благополучных детей. Для сакрализованного общества является характерным расширенный тип семьи. Родственное общение приветствуется в исламе. Об этом свидетельствуют высказывания пророка Мухаммеда: «Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлён, пусть поддерживает связи с родственниками» [20, С.164], «Милостыня нуждающемуся - это милостыня с одной стороны, а милостыня родственнику - это милостыня с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз» [20, с.169]. Уважение к старшему поколению, а также признание их власти в семье присущи сакрализованному обществу. В условиях современного секуляризованного общества наиболее распространенной является нуклеарная семья, которая обособляется от более широких групп родственников. Социальная мобильность часто обусловливает разное социальное положение членов семьи, что порождает различия в стиле жизни и их возможностях, и приводит к ослаблению родственных связей.
Из вышесказанного, автор статьи констатирует, что религия формирует и укрепляет такие семейные ценности, как незыблемость брачных основ, крепость семейных уз, осуждение добрачных и внебрачных связей, неприятие разводов, забота о детях, их воспитание и обучение, подготовка к самостоятельной жизни, уважение к старшему поколению. В качестве движущих сил развития семьи в сакрализованном обществе выступают религия, родство, труд, община и внутрисемейные отношения. На наш взгляд, сакрализация системы семейных ценностей может оказать позитивное воздействие на развитие и укрепление института семьи и брака.
Отметим, что в секуляризованном обществе в сфере семейных отношений, прежде всего, руководствуются нормативно-правовыми актами, ресакрализованному же обществу присуща значимость соблюдения национальных и религиозных обычаев и традиций. В регионах распространения ислама, христианства, буддизма этническое и религиозное существуют нераздельно, религиозные обряды, ритуалы, нравственные предписания воспринимаются как национальное достояние. Это связано с тем, что на протяжении длительного периода времени религия здесь была господствующей формой идеологии. Под ее контролем находились самые разные стороны общественной и личной жизни. Религия вплелась в национальное самосознание народов и внесла заметный вклад в развитие их культуры, быта, традиций [26, С.281].
Социальные перемены в современном российском обществе включают в себя процессы изменения структуры семьи, ее функций, ценностных предпочтений, и один из факторов, воздействующих на изменения в семье и браке - влияние религии и религиозных организаций. На сегодняшний день религия присутствует в сфере семьи и социальных отношений, тесно связанных с ней. Можно отметить тот факт, что религиозное обоснование семьи существует и в секуляризованных обществах. Несмотря на светскость государства, российское общество обращается к религии в решении семейных вопросов. В процессе жизнедеятельности семьи не исключается проведение религиозных обрядов при создании семьи, рождении детей, смерти кого-либо из членов семьи. Наряду с государственными праздниками население страны отмечает и религиозные. Например, в Республике Татарстан праздничным выходным днем объявлен мусульманский праздник Курбан-байрам (Ид Аль Адха). В современном обществе религия становится делом «выбора» отдельного человека или отдельной семьи.
Таким образом, на современную российскую семью и ее семейные ценности оказывают разнонаправленное воздействие процессы секуляризации и ресакрализации. Последние противостоят тренду к разрушению традиционных семейных ценностей, привносимому цивилизацией модерна и постмодерна, ориентированных на крайний индивидуализм и гедонизм, господствующий в глобализированном проамериканском мире.
Литература
1. Йоас, Х. Будущее христианства / Х. Йоас // Социологические исследования. - 2009. - №11. -
С.79-88.
2. Агаджанян, А. Религия и светское государство. Принцип 1а1сйе в мире и Евразии / А. Агаджанян , К.Русселе. - М.: Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук в Москве, 2008. - 288 с.
3. Осипов, Г.В. Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Академика РАН Г.В.Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА - Инфра-М, 1998. - 672 с.
4. Каариайнен, К. Религиозность в России на рубеже XX - XXI столетий / К. Каариайнен, Д.Е. Фурман // Общественные науки и современность. - 2007. - №1. - С. 103 - 119.
5. Андреева, Л.А. Процесс рехристианизации в секуляризованном российском обществе / Л.А. Андреева // Социологические исследования. - 2008. - №8. - С. 67-73.
6. Религии народов современной России: Словарь / Отв.ред. М.П. Мчедлов 2-е изд. - М: Республика, 2002. - 624 с.
7. Ходжаева, Е.А. Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в РТ / Е.А. Ходжаева, Е.А. Шумилова // Социологические исследования. - 2003. - №3. - С. 106-108.
8. Синелина, Ю.Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций / Ю.Ю. Синелина // Социологические исследования. - 2009. - №4. - С. 89-95.
9. Аль Бухари Сахих. Сборник хадисов / Аль Бухари Сахих; пер. В.М. Нирша. М.
10. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер; пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
11. Коран / Пер. смыслов Э.Р. Кулиева. - М.: Издательский дом «УММА», 2004. - 688 с.
12. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010. - 32 с.
13. Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, КноРус, 2010. - 64 с.
14. Щеголева, Е. Как создать православную семью. 250 мудрых советов мужу и жене / Е. Щеголева. - М.: ДАРЪ, 2005. - 253 с.
15. Нуруллина, Г. Женщина в исламе / Г. Нуруллина. - М.: Издательский дом «УММА», 2003. -383 с.
16. Форсова, В.В. Православные семейные ценности / В.В. Форсова // Социологические исследования. - 1997. - №1. - С. 64-72.
17. Коровина, Т.Ю. Актуальные проблемы социальной работы с семьей / Т.Ю. Коровина, Е.В. Антипова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №3. - 502 с.
18. Карцева, Л.В. Российская семья на рубеже двух веков: Монография / Л.В. Карцева. - Казань: РИЦ «Школа», 2001. - 292 с.
19. Таинство Венчания и православный брак. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви. Издательство «ДАРЪ», 2006. - 256 с.
20. Имам Ан-Навави. Сады праведных / Имам Ан-Навави; пер. В.М. Нирша. М., 2007. - 813 с.
21. Семья на пороге третьего тысячелетия / А.И. Антонов [и др.]; науч. ред. В.В. Негодин. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. - 237 с.
22. Лежнина, Ю.П. Семья в ценностных ориентациях / Ю.П. Лежнина // Социологические исследования. - 2009. - №12. - С.71.
23. Потапов, В.П. Духовные ценности советской молодежи (социологический аспект): Сб.науч.тр. / Высш.комс.шк. при ЦК ВЛКСМ / В.П. Потапов - М: ВКШ, 1988. - С. 41-60.
24. Дети в России. 2009: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. -121 с.
25. Мчедлов, М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах / М.П. Мчедлов // Социологические исследования. - 2006. №10. С. 33-40.
26. Тавадов, Г.Т. Этнология: Современный словарь-справочник / Г.Т. Тавадов. - М.: АНО «Диалог культур», 2007. - 704 с.
© Л. Ш. Юзмухаметова - асс. каф. социологии, политологии и менеджмента Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, juzli@mail.ru.