ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
УДК 008
http://doi.org/10.2441/2310-1679-2023-148-98-107
Елена Павловна ТАГИЛЬЦЕВА,
аспирант, старший преподаватель кафедры филологии и сценической речи, Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Алтайский край, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье автор анализирует ценностно-ориентированные аспекты в отечественной театральной культуре на примере фестивалей Кемеровской области и Алтайского края. Формулируются основные проблемы, препятствующие становлению идентичности российского общества в художественной культуре, в частности, в театральной. Рассматривается содержание понятия «ценность» в процессе культурно-исторической трансформации. В качестве выводов утверждаются следующие ценности: гражданское самосознание, патриотизм, литературоцентризм с приоритетом отечественной прозы, поэзии, драматургии, актуализация любительского театрального творчества, а также согласованность традиций и новаций в современной театральной культуре. Аксиологический компонент определяется как первостепенный пусковой механизм для создания и реализации социокультурных проектов, направленных на сохранение и развитие традиций театральной практики. В качестве эмпирического материала рассматриваются фестивале и конкурсы: «Сверкающие грани театра», «Рыжий клоун», «Чайка», «Жар-птица», «ВЕРБа».
Ключевые слова: патриотизм, современная хореография, культура, танец, студенты, балетмейстер, традиции, театр, постановка, хореографический номер, история, Россия, преемственность, наследие.
Для цитирования: Тагильцева Е. П. Ценностно-ориентированное проектирование в отечественной театральной культуре // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2023. №1 (48). С. 98-107. http://doi.org/10.2441/2310-1679-2023-148-98-107
VALUE-ORIENTED DESIGN IN RUSSIAN THEATER CULTURE
Elena P. TAGILTSEVA, Postgraduate Student, Senior Lecturer, Department of Philology and Stage Speech, Altai State Institute of Culture, Barnaul, Altai Territory, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract: In the article, the author analyzes the value-oriented aspects in the domestic theatrical culture on the example of the festivals of the Kemerovo region and the Altai Territory. The main problems hindering the formation of the identity of Russian society in artistic culture, in particular, in theater, are formulated. The content of the concept of "value" in the process of cultural and historical transformation is considered. The following values are approved as conclusions: civic consciousness, patriotism, literary centrism with the priority of domestic prose, poetry, drama, actualization of amateur theatrical creativity, as well as the consistency of traditions and innovations in modern
theatrical culture. The axiological component is defined as the primary trigger for the creation and implementation of socio-cultural projects aimed at preserving and developing the traditions of theatrical practice. The following festivals and competitions are considered as empirical material: "Sparkling Facets of the Theater", "Red Clown", "Seagull", "Firebird", "Willow".
Keywords: sociocultural design, values, domestic theater culture, theater festival.
For citation: Tagiltseva E. P. Value-oriented design in russian theater culture. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2023, no. 1 (48), Pp. 98-107. (In Russ.). http://doi.org/10.2441/2310-1679-2023-148-98-107
В настоящее время социокультурное проектирование представляет собой развивающуюся форму гражданской активности, позволяющую через художественно-событийное пространство формировать ценностные ориентации российского общества. Проект как инструмент управления инновациями задаёт вектор в сторону улучшения качества жизни общества, очищения коллективного сознания от тенденций массовой культуры, навязанных PR-технологиями. Мы разделяем мнение авторов, которые утверждают: «ценностное содержание личностной самоидентификации активно включается в сферу конкуренции и выступает в качестве объекта открытого информационного противоборства как хорошо режиссированного условия пропагандистских атак, с помощь которых реализуются попытки влияния на мировоззрение целых народов, а особенно молодежи, стремления подчинить их частной воле, - это реальность, требующая осознания с целью противостояния угрозе нивелирования духовных смыслов развития человека» [10, с. 168]. В связи с этим необходимо вырабатывать инструменты социокультурного влияния, укрепляющие традиционные нравственные ценности у детей и молодёжи.
Актуальность ценностно-ориентированного проектирования в современной отечественной театральной культуре продиктована комплексом проблем, складывающихся в течение последних трёх десятилетий. Среди них: социализация подрастающего поколения в тенденциях массовой культуры, соответствие культурных и художественных практик рыночной экономике, гедонизм как один из значимых ориентиров художественной культуры, отрицание позитивного опыта старшего поколения в художественной практике. Кроме того, синдром «отмены русской культуры» в ряде европейских государств после начала Специальной военной операции в феврале 2022 года проявился как пусковой механизм по отторжению общечеловеческих европейских ценностей и консолидации ценностей гражданской идентичности российского общества.
Гарантом личной, профессиональной, социальной и организаторской ответственности в успешной реализации проекта является Автор. Именно ему отводится роль главного действующего лица на всех эта-
пах проектной технологии, и в первую очередь, на этапе замысла. Автор обязан рассматривать проект комплексно как систему, применять знания о категориях: проблематизации, целеполагания и инструментализа-ции, уметь видеть и выражать структурные элементы проекта: проблема, цель, ресурсы, результат, но, кроме этого, достоверно сформулировать ответ на вопрос: какие значимые ценности пронизывают проект на каждом этапе?
В социокультурном проектировании именно ценностные ориентации являются «сквозным действием», осями координат технологического процесса всех этапов реализации проекта. Отметим, что в настоящее время понятие «ценность» обладает широкой терминологической вариативностью, разнообразием определений и трактовок, кроме того, нередко влияние на осмысление ценностной составляющей оказывает коннотативный аспект.
По ходу заметим, что впервые формулирование сущности «ценности» происходит в период античности, когда данное понятие связывается с проявлением божественного в человеке и природе. Аристотель определял «ценимое» как «благо божественное, самое лучшее, например, душу, ум, то, что изначально, первопринцип» [2, с. 300]. Впоследствии определение ценности претерпевало содержательные изменения: от онтологического, этического его понимания к гносеологическому, эстетическому, методологическому, а позже инструментальному. Размышляя о сущности и роли ценностей, Мишель Монтень выделяет в них прежде всего индивидуалистическое начало: «Что ценность вещей зависит от мнения, которое мы имеем о них, видно хотя бы уже из того, что между ними существует много таких, которые мы рассматриваем не только затем, чтобы оценивать их, но и с тем, чтобы оценивать их для себя» [5, с. 55]. Принцип индивидуальной значимости ценности для субъекта оценивания подтверждается большинством учёных, среди них: В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Гуссерль, П. А. Сорокин, М. С. Каган.
В целом, теоретические исследования современной отечественной гу-манитаристики активно развиваются в опоре на ценностные категории. Подтверждением тому является состоятельность аксиологической школы как наиболее актуального научного направления в культурологии в ХХ веке. Представители отечественной аксиологической традиции прошлого столетия, в том числе Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, В. В. Соловьёв, Г. Г. Шпет, М. М. Бахтин, а в советский период М. С. Каган, В. П. Тугаринов, В. А. Василенко, В. В. Гречанный, О. Г. Дробницкий, Б. Г. Кузнецова выражают релятивистскую позицию на сущность и природу ценности как на благо, как на значимость, как на чувственные переживания, как на социокультурные универсалии, как духовные и нравственные идеалы и др. В настоящее время происходит уточняющее развитие аксиологической
природы ценностей, их взаимозависимости, роли в структуре идентичности личности и общества. Осмысляя социокультурное проектирование, важно определить роль аксиосферы, которая может включает в себя социальные, экзистенциальные, эстетические, нравственные и художественные ценности.
Согласно теории американского философа русского происхождения П. А. Сорокина типология ценностей представлена тремя уровнями: иде-ациональные, идеалистические и сенситивные ценности. И если в античности и средневековье в большей степени превалировали идеациональ-ные ценности, то есть связанные с идеей бесконечности и всеразумности божественного, в советском обществе - идеалистические, связанные с контролем потребностей и желаний, заботе о ближних, то в современном западном обществе приняты сенситивные ценности, которые утверждают чувственную и материальную природу человека [11, с. 80].
М. С. Каган отмечал, что «феномен ценности представляет собой именно многомерное, сложно-целостное образование, которое несводимо к какой-либо его стороне, к тому или иному его конкретному проявлению, а эта его многосторонняя целостность может быть смоделирована только философией» [3, с. 49]. Он осуществляет диалектический синтез двух позиций изучения теории ценностей, где, с одной стороны, абсолютная объективация онтологического значения ценности, с другой - психологическая субъективность взгляда, порождающая релятивизм ценностных суждений. Именно в целостном многостороннем исследовании аксиосферы можно объяснить диалектику абсолютных и относительных ценностей.
В широком смысле, вся духовная сфера жизнедеятельности человека вплетена в систему ценностно-ориентированного знания. Поставленные цели ценностно соотносятся со средствами и результатами их достижения. В целом, содержание культуры и ценностей традиционно соотносятся. К сожалению, современная российская культура нередко выдаёт продукты, рожденные чуждой системой ценностей. Культура призвана помогать человеку и обществу в становлении мировоззренческих ориентаций, в создании идеального образа преображённой реальности. И наоборот, псевдоидеи отчуждают реальность, создают виртуализован-ную антикультуру, духовную подмену - симулякр. Ценности как значимая доминанта культуры призваны обеспечивать экзистенциальные идеалы для человеческой мысли и воли.
Размывание ценностей, границ идентичности, дезинтеграция, индивидуализация общества связаны с утратой целостных представлений об общественном и культурном развитии. Отсутствие продуманных и осознанных взглядов нередко подменяется готовыми представлениями, которые способны в целом дестабилизировать общество. Прямой пе-
ренос чуждых ценностей и идеалов (без учёта культурно-исторической специфики) всегда ведёт к негативному результату. Основные категории, основанные на ценностных характеристиках, сохраняющие культуру, целостное мировоззрение индивида - это культурный код, менталитет, традиция, идентичность.
После распада Советского Союза российское общество приняло западную модель ценностей, где физические и эмоциональные удовольствия становятся во главе всех жизненных процессов каждой отдельной личности. За период до 2022 года произошли ряд изменений, касающихся переоценки ценностных ориентаций общества. Значимым фактом является Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В данном документе утверждаются, что «традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России», к которым относится «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [6].
Таким образом, документально зафиксированы значимые ценности российской духовной и нравственной культуры. Ценности, которые объединяют, прежде всего, государственные социальные институты, в том числе вузы, школы, некоммерческие организации, детские сады, музеи, библиотеки, театры, то есть места, где всегда происходило транслирование ценностных ориентаций.
Именно ценности создают мировоззренческие установки, что, в свою очередь, является основанием для формирования идентичности, как личностной, так и групповой. В контексте данного исследования, рассмотрение ценностно-ориентированного проектирования посредством индивидуализирующего метода позволяет определить и проанализировать ценностные установки конкретных творческих проектов - театральных фестивалей, а также обнаружить актуальные тенденции художественной отечественного театральной практики.
Театральный фестиваль как форма социокультурного проектирования реализует ценностные основания, формирующие идентичность в современной отечественной театральной культуре. На этапе замысла фестиваль концентрированно отражает идейные и ценностные взгляды его авторов и организаторов, кроме того, на этапе реализации театральный фестиваль выявляет мировоззренческие ориентиры его участников, об-
наруживает актуальные художественные тенденции, обеспечивает поддержку художественнно-творческим достижениям, тем самым утверждая те или иные ценности. Фестиваль как общественное культурное событие изначально декларирует ценностную модель, приемлемую для его авторов и команды организаторов.
Замысел, раскрывающий ценностные ориентации, так или иначе отражается в основных документах проекта - театрального фестиваля - в заявке и положении. Как правило, основные положения фестиваля, цели, задачи, обнаруживают значимые ценности авторской группы.
В рамках данной статьи для анализа отобраны пять ценностно-ориентированных проектов, в том числе: Международный театральный фестиваль-форум «Сверкающие грани театра» (г. Кемерово), Международный театральный фестиваль-конкурс «Рыжий клоун» (г. Кемерово), Межрегиональный театральный фестиваль русской классики «Чайка» им. К. С. Станиславского (г. Барнаул), Театральный фестиваль Алтайской митрополии «Жар-птица» (г. Барнаул), Фестиваль-конкурс речевого исполнительского искусства «ВЕРБа» (г. Барнаул). Данные фестивали представляют социокультурное пространство двух регионов - Кемеровской области и Алтайского края, выявляют ряд общих ценностных ориен-таций, которые легко вычленяются из основного документа фестиваля -положения.
Так авторы фестиваля «Сверкающие грани театра» в целях и задачах формулируют следующее: «формирование единого культурного пространства России; привлечение внимания зрительской аудитории к русской литературе, истории, культуре; поддержка театра как важного инструмента в воспитании художественного вкуса, духовного развития, патриотизма, любви к своей стране» [8]. То есть помимо художественно-творческих задач, существенных и первостепенных для большинства театральных фестивалей, выявляются идейно-содержательные, которые провозглашают патриотические ценности в театре.
Фестиваль русской классики «Чайка» им. К. С. Станиславского в качестве основных целей фестиваля провозглашает: «сохранение и развитие лучших традиций русского психологического театра, ведущих принципов отечественной театральной школы; популяризация и пропаганда творческого наследия реформатора и теоретика русского театра, великого актера и режиссера, мыслителя и театрального педагога Константина Сергеевича Станиславского; создание высокохудожественных спектаклей и самобытных, разножанровых, экспериментальных работ (этюдов, миниатюр, фрагментов из спектаклей, композиций) на основе лучших произведений русской классической литературы и драматургии» [9]. Таким образом, в данном фестивале обозначаются традиционные ценности отечественной культуры, ориентация на русский театр.
Общей тенденцией названных двух фестивалей является литерату-роцентризм, выраженный в строгой обращённости к отечественной литературе - спектакли, поставленные на основе произведений мировой литературы по регламенту авторской группы к участию в конкурсе не допускаются. Фестиваль Алтайской митрополии «Жар-птица» [1] в положении утверждает духовную отечественную литературу, причём год от года (фестиваль проводился уже семь раз) общая тема меняется: русские народные сказки, притчи, жития святых, апокрифы и др. Соответственно, фестиваль «Жар-птица» также литературоцентричен и наполнен многообразием отечественной духовной словесности. Фестивали «Рыжий клоун» [4] и «ВЕРБа» [7] сохраняют основополагающий принцип главенства литературы, выраженный в разных театральных формах, однако имеют более широкий охват, включая зарубежную прозу, поэзию и драматургию. Тем не менее, в положениях фестивалей также указывается значимость отечественной театральной традиции и актуализация её духовно-нравственного потенциала.
Во всех названных фестивалях отмечается ориентация не на профессиональное, а именно любительское театральное творчество. Полагаем, что данный факт необходимо рассматривать с точки зрения ценностного целеполагания, а не просто как направленность на определённую целевую аудиторию. Любительское театральное творчество утверждает многообразие форм театра, соединённых с внутренними традициями конкретного коллектива и традициями отечественного театра в целом. Любительский театр во многом более традиционен, чем профессиональный театр, а значит, более консервативен. Любительские студии содержат в положениях о своей деятельности воспитательные и просветительские задачи, способствуют социализации детей, подростков, молодёжи и других групп общества. Значимой характеристикой, отличающей любительский театр от других социокультурных форм деятельности, является то, что рекреационные и гедонистические задачи являются не главенствующими, а второстепенными. Идеальное мировоззренческое поле, художественная идея объединяют любителей в потребности поставить спектакль, организовать его показ и участвовать в фестивале.
Таким образом, ценностные основания в современных творческих проектах - театральных фестивалях - выражены в трёх утверждениях: в осознании и проявлении гражданской идентичности и патриотизма; в значимости литературоцентризма и приоритета отечественной литературы; в ориентации не на профессиональное, а любительское театральное творчество.
Современная отечественная театральная культура широко представлена многообразными жанрами и формами. Это и классические драма-
тические постановки, основанные на традиции психолого-реалистического театра, и постдраматические эксперименты, включая перформанс, сторителлинг, вербатим, сайт-специфик-театр и др., а также разные варианты коллаборации искусств. В любительское творчество, как правило опирающееся на традиции отечественной театральной школы, нередко проникают элементы более современных художественных форм. Нетрудно проследить дихотомию эстетических категорий между психолого-реалистическим и постдраматическим направлениями в театре. Так в постдраматическом театре, апологетами которого являются Х. Т. Леман, Э. Фишер-Лихте, Ф. Касторф, А. Васильев, значимыми эстетическими категориями и художественными приёмами являются: организация события как провокации, то есть событие как акт коммуникации со зрительской аудиторией; по отношению к тексту утверждается его второстепенность, активно используется приём литературной деконструкции; отказ от драмы и драматического напряжения внутри действия спектакля; в способе актёрского существования превалирует гипернатурализм. В то время как в психолого-реалистическом направлении, приверженцами которого являлись К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, М. О. Кнебель, А. А. Гончаров, Г. А. Товстоногов, событие решается через художественно-образное видение случившегося факта; литература является отправной точкой в постановке спектакля, кроме того, одобряется бережное, пиететное отношение к авторскому тексту; драматизм утверждается как основа воплощения спектакля; значимый способ актёрского существования - искусство переживания. Сопоставляя пары эстетических категорий и художественных приёмов постдраматического и психолого-реалистического театральных направлений можно проследить их противоположную устремлённость по отношению к событию, тексту, драме и способу существования актёра.
Перечисленные примеры, демонстрирующие разность инструментального подхода в решении художественных задач постдраматического театра и психолого-реалистического, можно продолжить дальше, так как противопоставленность ценностных ориентаций изначально задана в идейном содержании двух театральных направлений. Однако в последнее время наблюдается всё больше спектаклей, основанных на традициях психолого-реалистического театра, но с элементами постдраматизма. Сохраняя ценностные ориентации, традиционные для отечественной театральной школы, и в целом для российской культуры, режиссёры обращаются к постдраматическим элементам, художественным приёмам, знакам современности, усиливая художественно-образную, драматическую составляющую спектакля. Удачными примерами синтеза двух театральных направлений можно назвать спектакли: «Город Эн» Прокопьев-ского драматического театра, режиссёра А. Устинова; «Лёха» Алтайского
краевого театра драмы имени В. М. Шукшина, режиссёра И. Астафьевой; «Русское варьете» АНО «Театральный центр», режиссёра К. Позднякова. Таким образом, сохраняя традиционные отечественные ценности и применяя всё богатство художественно-выразительных средств современного театра, молодые режиссёры укрепляют культурную идентичность России.
В качестве выводов отметим, что в настоящее время обозначается кризис идентичности российской культуры, продиктованный комплексом социокультурных проблем; ценностно-ориентированное проектирование в форме театрального фестиваля отражает значимые ценностные установки на этапе замысла - авторов и организаторов, на этапе реализации - его участников; существенными ценностными ориентациями современных театральных фестивалей являются любительское театральное творчество, приоритет отечественной литературы, патриотизм; реализация ценностей в театральном творчестве происходит через конкретные эстетические приёмы, направленные на текст, событие, способ существования, драматическое восприятие; противопоставление постдраматического театра и психолого-реалистического примиряется через профессиональную работу режиссёров, которые в основании утверждают отечественную театральную школу и при этом используют все художественные формы современного искусства.
Список литературы
1. Алтайская митрополия: Состоялся финал православного театрального фестиваля «Жар-птица» URL: https://altayskaya-mitropolia.ru/?p=6355
2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4. Москва : Мысль, 1983. 830 с.
3. Каган М. С. Философская теория ценности. Санкт-Петербург : Петрополис, 1997. 204 с.
4. Министерство культуры РФ. Портал культурного наследия: IX Международный театральный фестиваль-конкурс «Рыжий клоун» имени Андрея Панина URL: https://www.culture.ru/events/2687663/ix-mezhdunarodnyi-teatralnyi-festival-konkurs-ryzhii-kloun-imeni-andreya-panina
5. Монтень М. Опыты. Избранные главы. Москва : Правда, 1991. 656 с.
6. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
7. Положение о проведении Всероссийского форума речевого искусства «ВЕРБа» URL: http://verba.agik22.ru/
8. Положение о проведении Международного театрального фестиваля-форума «Сверкающие грани театра» URL: https://graniteatrafest. ru/#rec507033468
9. Положение о проведении Межрегионального театрального фестиваля русской классики «Чайка» им. К. С. Станиславского. URL: https://www. altgaki.org/students/studevents/2276-iii-regionalnyj-teatralnyj-festival-russkoj-klassiki-chajka-im-k-s-stanislavskogo-2
10. Смирнов В. А., Астахов О. Ю., Шунков А. В. Актуализация культурного самосознания как условие развития теологического образования в вузах культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 49. С. 168-175.
11. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Москва, 2006. 1176 с.