Научная статья на тему 'Образовательная услуга как ценностно-гуманистическое действие'

Образовательная услуга как ценностно-гуманистическое действие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ГОСУДАРСТВО / РОДИТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / SERVICES / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL SERVICES / GOVERNMENT / PARENTS / EDUCATIONAL AND UPBRINGING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гридасова Елена Алексеевна

В статье раскрывается суть понятия «образовательная услуга» и рассматривается целеполагание использования термина «услуга» по отношению к образовательно-воспитательному процессу. Определяются финансово-экономические и аксиологические факторы, обосновывающие применение этого термина в образовании. Выявляются ожидания от образовательной услуги отдельно каждой группы потребителей: государства, общества, обучающихся, родителей, работодателей. Раскрывается ценностно-гуманистический характер образовательной услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational service as a value-humanistic action

The article reveals the essence of the concept of "educational service" and goalsetting is considered using the term "service" in relation to education, enforcement and educational process. Determined by financial, economic and ak-siologicheskie factors justifying the use of this term in education. Identified expectations of educational services separately each group of consumers: the state, society, students, parents, employers, teley. Expands to the value-humanistic character of educational services.

Текст научной работы на тему «Образовательная услуга как ценностно-гуманистическое действие»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37.014

Е. А. Гридасова

Образовательная услуга как ценностно-гуманистическое действие

В статье раскрывается суть понятия «образовательная услуга» и рассматривается целеполагание использования термина «услуга» по отношению к образовательно-воспитательному процессу. Определяются финансово-экономические и аксиологические факторы, обосновывающие применение этого термина в образовании. Выявляются ожидания от образовательной услуги отдельно каждой группы потребителей: государства, общества, обучающихся, родителей, работодателей. Раскрывается ценностно-гуманистический характер образовательной услуги.

The article reveals the essence of the concept of "educational service" and goalsetting is considered using the term "service" in relation to education, enforcement and educational process. Determined by financial, economic and ak-siologicheskie factors justifying the use of this term in education. Identified expectations of educational services separately each group of consumers: the state, society, students, parents, employers, teley. Expands to the value-humanistic character of educational services.

Ключевые слова: услуга, воспитательный процесс, образовательная услуга, государство, родители, образовательно-воспитательный процесс.

Key words: services, educational process, educational services, government, parents, educational and upbringing process

В начале XXI в. образовательно-воспитательный процесс впервые стал рассматриваться как услуга, адресованная потребителям, в качестве которых выступали: государство, общество, родители, учащиеся, работодатели.

Термин «услуга» привлек к себе внимание общественности, в том числе педагогических сообществ, родителей и ученых. Вопрос целесообразности, полезности, уместности применения данного термина по отношению к образовательно-воспитательному процессу обсуждался в средствах массовой информации, подвергался анализу и оценкам ученых.

© Гридасова Е.А., 2014

Рассмотрим вопрос соответствия значения слова «услуга» деятельности школы, имманентную взаимосвязь сути данного термина с организацией образовательно-воспитательного процесса.

История понятия «услуга» начинается с древних времен, когда оно стало неотъемлемой частью древнеримского частного права и называлось договором найма. Это был особый тип договоров, основанием отнесения к которому являлся критерий наличия овеществленного результата.

В современном обществе круг предоставляемых услуг практически не ограничен и весьма разнообразен.

В словаре В.И. Даля описано действие оказания услуги, в соответствии с которым оказать услугу означает услужить, угодить, быть полезным, сделать нужное, угодное дело [11, с. 1863-1866].

Трактовка понятия услуга есть в словаре С.И. Ожегова: «услуга -это действие, приносящее пользу или помощь другому» [12, с. 837].

Определение «услуга» содержится в п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ (ч. 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: «Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности» [3].

М.Н. Малеина считает, что услуга - это «определенное действие, результат которого не имеет вещественного воплощения и неотделим от личности исполнителя. Вместе с тем услуга имеет результат - удовлетворение имущественных, культурных, эстетических, информационных потребностей, обеспечение состояния здоровья, безопасности, приобретение навыков, опыта, образцов поведения» [19, с. 8-16].

По мнению Д.И. Степанова, услуга представляет собой разновидность объектов гражданских правоотношений, выраженную «в виде определенной правомерной операции, т. е. в виде ряда целесообразных действий исполнителя либо в деятельности, являющейся объектом обязательства, имеющей нематериальный эффект, неустойчивый вещественный результат, либо овеществленный результат, связанный с другими договорными отношениями, и характеризующейся свойствами осуществимости, неотделимости от источника, моментальной потребляемости, неформализованности качества» [24, с. 198]

Из краткого обзора следует, что отношения участников образовательно-воспитательного процесса имеют черты, характерные для услуги: это целесообразная, полезная деятельность той или иной потребительной стоимости; определенное действие, результат которого не имеет вещественного воплощения; неформализованность качества; неотделимость от источника; удовлетворение культурных, духовно-нравственных, образовательных потребностей.

Образовательная услуга, так же как и любая иная услуга, имеет определенную ценность. Вместе с тем ст. 43 Конституции Российской

Федерации гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» [2, с. 2829].

В п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплены государственные гарантии реализации права на бесплатное образование в Российской Федерации всех граждан: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые» [10].

Из высшего нормативно-правового акта Российской Федерации и указанного федерального закона следует, что все граждане России имеют право на получение образовательной услуги бесплатно. Кто же обеспечивает это право? Образовательные услуги финансируются из федерального, региональных и муниципальных бюджетов, а потребителями этих услуг являются граждане; иными словами, термин «услуга» в образовании отражает не общепринятую схему «товар - деньги», а новые финансово-экономические механизмы: подушевой норматив финансирования, государственное (муниципальное) задание образовательной организации, а также новый, ранее не применяемый механизм движения денежных средств, обеспечивающий их доведение до адресата - непосредственно до образовательной организации.

Ранее образовательные организации были отделены от процессов финансирования. Экономика образования была прерогативой муниципальных органов управления образованием. Исключительным правом планирования и распоряжения денежными средствами располагали финансовые органы регионального уровня и муниципальные органы управления образованием. Принципом финансирования было удовлетворение потребностей образовательных организаций, а процедура учета этих потребностей была далеко не совершенной. Все школы получали то, что было закуплено централизовано, без учета особенностей образовательных программ и потребностей каждого учреждения. Применялось и так называемое финансирование «по смете», при котором денежные средства доводились непосредственно до образовательных организаций в соответствии с ранее утвержденной сметой (бюджетом образовательной организации), что исключало самостоятельность и оперативное управление финансовыми средствами. В настоящее время образовательные организации получают государственное (муниципальное) задание, которое обеспечивается в соответствии с объемом предоставляемых услуг.

В соответствии с принципом нормативного подушевого финансирования все виды деятельности образовательных организаций (образовательные услуги) являются расчетными. Общий объем финансирования образовательных организаций определяется программами, образовательными услугами, реализующимися в данной организации и количеством учащихся, поскольку в данном финансовом механизме соблюдается принцип «деньги следуют за учеником». Это значит, что деньги следуют за учеником в образовательную организацию любой формы собственности. Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и общего образования всех уровней (начального, основного общего и полного (среднего) общего) частными образовательными организациями (негосударственными, некоммерческими, коммерческими) финансируется по тем же принципам и нормативам.

В средствах массовой информации регулярно поднимается вопрос об ответственности государства только за образовательный минимум. На наш взгляд, такие заявления некомпетентны, безответственны, про-вокационны и вносят панику в гражданское общество. Государство гарантирует бесплатное образование в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, какие требования к программам, условиям, результатам образования и воспитания обязана обеспечить система образования. «Минимумом» это назвать нельзя. Помимо основной образовательной деятельности предусмотрена внеурочная деятельность. Количество часов учебного плана полностью выбирает нагрузку, допустимую «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». [5]

Для получения школой финансирования в объеме, удовлетворяющем потребности, требуется создание грамотного государственного (муниципального) задания. Для каждой образовательной организации оно составляется индивидуально и отличается в зависимости от типа, особенностей реализуемых образовательных программ, программ дополнительного образования и дополнительных услуг. В связи с этим все разговоры о платности общего образования не имеют под собой оснований. Объемы финансирования определяются не только исходя из тех предметов, которые были традиционными, и они ничуть не уменьшены, но и еще десятью часами дополнительных занятий, которых раньше не было. Эта норма закреплена Федеральными государственными образовательными стандартами всех ступеней общего образования и обойти ее просто невозможно. Утверждение стандартов общего образования привело к закреплению и расширению гарантированного бесплатного образования.

Следует понимать, что государственное (муниципальное) задание - это, прежде всего, содержательное задание. Раньше школы выполня-

ли учебную программу и еще много поручений, которые на школу накладывали органы исполнительной власти. Были два элемента, которые между собой никак не увязаны: смета расходов и все, что должна сделать школа. То есть школа делала гораздо больше, чем было заложено в расчетном механизме сметы. Сегодня государственное (муниципальное) задание связывает воедино деятельность (задание) и ресурс, который дается на исполнение. Каждая строка государственного (муниципального) задания подкрепляется ресурсным обеспечением. Грамотный директор должен продумать задание так, чтобы каждое действие школы было подкреплено денежными средствами. Государственное (муниципальное) задание не может быть меньше стандарта, но оно может быть больше, т. е. сверх стандарта, и все это обеспечивается финансами.

Итак, применяя термин «услуга», мы говорим о финансовом инструменте, обеспечивающем правильное, честное распределение ресурсов, являющимся гарантом бесплатного образования, обеспечивающим социальное партнерство всех заинтересованных сторон: государства, общества, родителей, детей, работодателей. Если в понятие «услуга» и вкладывается смысл оплаты, то имеется в виду финансирование из федерального, регионального или муниципального бюджетов. Это относится не только к государственным (муниципальным) организациям, но и к образовательным организациям других форм собственности (негосударственной - общественные, некоммерческие организации; коммерческой), а также к индивидуальным предпринимателям.

По нашему мнению есть еще одна сторона взаимоотношений школы с родителями и детьми, которая придает образовательному процессу характер услуги.

Выше отмечалось, что услуга - это действия, направленные на удовлетворение потребностей, в том числе, образовательных. Значение слова «услуга» - услужить, угодить, быть полезным. Система образования полезна для детей, родителей и общества, она должна удовлетворять их образовательные и воспитательные потребности.

На наш взгляд «угождение» образовательным и воспитательным потребностям - принцип, имеющий особое значение в условиях функционирования множества институтов социализации подрастающего поколения, конкурирующих между собой и стремящихся к увеличению численности своей целевой аудитории.

Наша отечественная школа не привыкла к конкуренции - дети и молодежь приходят в образовательные организации всех уровней в любом случае. У российской школы никогда не было и, надо признать, и сейчас нет конкурентов, имеющих сопоставимые ресурсы. Образование получают все граждане Российской Федерации. Правом на дошкольное образование наделены в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дети с двух месяцев! С 6,5 лет дети получают право на начальное, основное и полное (среднее) общее

образование. Правом на бесплатное профессиональное образование наделены все граждане Российской Федерации. Правом на получение высшего образования наделены все граждане Российской Федерации на конкурсной основе. Общее дошкольное, начальное, основное и полное (среднее) образование является обязательным для каждого. Это значит, что все дети придут учиться в школу, а часть из них придет в организацию профессионального образования. Образовательные организации не останутся без потребителей их услуг при любом качестве образования и при любых условиях организации учебно-воспитательного процесса. Образование - единственный социальный институт, через который проходят все без исключения граждане России. В какую бы организацию не пошел учиться гражданин - частную, государственную, муниципальную, региональную - эта организация имеет лицензированные образовательные программы и аккредитацию - значит, она входит в систему образования. Не имеет значения, в какую образовательную организацию придет ребенок - частную, государственную, муниципальную. В любом случае он придет в систему образования. Системе образования не надо бороться за аудиторию, за ребенка.

Вместе с тем наступило время, когда школа, система образования оказались в конкурентном поле. В информационном обществе, в обществе знаний образование является не единственным социальным институтом формирования личности. На формирование личности оказывают влияние средства массовой информации и коммуникации, семья, религия. Первые два - средства массовой информации и коммуникации -обладают ресурсом, сопоставимым с образованием и по охвату и по силе воздействия.

Эту мысль подтверждает А.Г. Асмолов: «Образование сегодня не единственный институт социализации личности», «Кто с нами станет конкурировать? В информационную эпоху после перехода от индустриального общества к постиндустриальному главным институтом образования и социализации являются средства массовой информации, а теперь еще и коммуникации.

Сегодня СМИ - это институт развития личности или ее деградации, это институт лепки, формирования многих ценностных установок, позиций» [14, с. 282].

С. Н. Гавров и Н. Д. Никандров пишут: «Помимо системы образования (семья и различного рода образовательные учреждения) наиболее серьезное воздействие на человека оказывают гибкие, хорошо улавливающие и выражающие дух времени средства массовой информации (кино, телевидение, реклама и так далее), а также буквально все то, что представляет для человека материальную или нематериальную (духовную, ментальную) ценность» [18, с. 22].

Появился Интернет - единственный по охвату населения конкурент системе образования. Численность граждан, пользующихся Интернетом,

неизменно растет с каждым годом; средства массовой информации в условиях рыночной экономики активно развивают технологии, материально-техническую базу, профессионализм кадров и становятся достойным конкурентом системе образования. Если школа не будет ориентирована на запросы и ожидания общества, обучающихся, родителей, работодателей - смысл ее как института формирования личности, гражданина будет потерян. Ее место займут заинтересованные структуры, сообщества и сделают будущее не наше, а для нас, в соответствии со своим видением места России в мире. Каждый социальный институт видит задачу формирования личности по-своему и это видение не всегда совпадает с традиционными российскими ценностями, при том, что целью воздействия всегда являются ценностные ориентиры. С. Н. Гавров и Н. Д. Никандров пишут: «...при всех различиях в формах и средствах сутью таких воздействий всегда прямо или косвенно является изменение ценностей человека, группы людей, всего общества» [18, с. 22].

Став услугой, образование принимает на себя обязательство быть конкурентоспособным по отношению к другим институтам социализации подрастающего поколения. Необходимо понимать, что формирование гражданской идентичности, солидарности, взаимопонимания, взаимодоверия и взаимодействия граждан в многоконфессиональном и многонациональном обществе - государственная задача Российской Федерации. Это значит, что главным институтом формирования личности должно стать образование.

Следует учитывать, что характерной чертой услуги в образовании является учет в образовательно-воспитательном процессе ожиданий государства, общества и всех участников образовательный отношений -родителей, учащихся и учителей. Иными словами, образование как услуга - это меры, которые позволяют развернуть всю систему лицом к тем, для кого и ради кого она создана. Учет актуальных запросов социально-экономической сферы, развивающегося общества, каждого ученика и их родителей и умение ответить соответствующими условиями образовательного процесса, программами и педагогическими технологиями говорят о реализации принципа социального партнерства между образованием, государством и обществом. По мнению А. Г. Асмолова образование нельзя рассматривать как сферу обслуживания без учета особенностей процесса, т.к. в этом случае «.социально-ролевые отношения между обществом и образованием начинают выстраиваться в плоскости отношений между клиентами и продавцами образовательных услуг. Если общество по отношению к образованию явно или неявно занимает социальные позиции потребителя и клиента, то взаимодействия между обществом и образованием устанавливается по принципу прагматического обмена («ты - мне, я тебе») и складывается оппозиция «мы - они», нарушающая отношения социального партнерства между образованием, обществом и государством» [16, с. 12-13].

Финансово-экономические механизмы, условия жесткой конкуренции, необходимость учета аксиологических задач времени определяют характер отношений между государством, системой образования, обществом, родителями и детьми как социальное партнерство, которое предполагает взаимообязательства сторон, поскольку каждая из них вправе ожидать результат, в котором заинтересована.

Рассмотрим, что ждет от образования общество. Ожидания потребителей образовательных услуг формализуются в результаты. Что сегодня принято считать результатом образования? Результат образования - это личные достижения учащегося, развитие его потенциала, формирование нравственности, патриотизма, гражданского сознания и российской идентичности.

Следует отметить, что произошла передача, делегирование ответственности за полученные знания со школы и учителя на самого учащегося. Утверждение, что государство обязано обеспечивать результаты в виде оценок и принимать на себя ответственность за ожидаемый обучающимися и их родителями уровень знаний, не соотносится с целью государственной образовательной политики. Предметом договоренности между образованием и общественностью является не результат в виде оценок, баллов, поступления в вуз, а содержание предметных областей и создание условий для развития личности путем обучения, воспитания, самообразования и саморазвития. В п. 4 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни» [9].

На что должно быть ориентировано образование в условиях быстро меняющегося мира, чему должна учить школа, какие эффекты образования человеку потребуются в течение всей жизни? По мнению авторов доклада Общественной палаты Российской Федерации «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» учет интересов всех сторон общественного договора есть гарантия того, что образование «станет силой, консолидирующей общество, станет основой экономики знаний, сделает российскую цивилизационную модель конкурентоспособной в условиях глобальных вызовов XXI века» [4, с. 44].

Разделим потребителей услуг образования на целевые группы (государство, региональная экономика, работодатели, общество, школа, педагоги, родители, учащиеся), поскольку каждая из них видит целепо-

лагание образования по-своему и ожидает результаты, в зависимости от своих ценностно-мотивационных установок.

Итак, начнем с государства. Экономический подъем, который обеспечивают люди, обладающие знаниями и способностями, не может быть самодостаточным, России нужен социальный, нравственный эффект, формирование ценностно ориентированных норм, установок и моделей поведения россиян, гражданской и культурной идентичности и консолидация общества.

Впервые в истории образования в Федеральные государственные стандарты всех ступеней образования [6-8] включена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1, с. 23].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается: «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России» [1, с. 23].

Региональная экономика нуждается в обеспечении рынка труда квалифицированными кадрами, обеспечивающими инновационное развитие регионов в условиях перехода к рыночной экономике и постиндустриальному, информационному обществу.

Для работодателей на первый план выходят требования к компе-тентностям работников: быстрая обучаемость, способность к переобучению и освоению новых квалификаций, профессий, общая эрудированность и интеллект, инициативность, ответственность, мобильность, коммуникабельность, умение работать в команде, ориентироваться в ситуации. Однако следует отметить актуальность высказывания Аристотеля, в котором отражено ожидание общества к качествам человека-работника: «потребность к восприятию культурных ценностей, умение правильно судить обо всем, а не делать из него узкого профессионала в одной из областей» [13, с. 43].

Исторически сложилось, что общество ожидает от образования формирования навыков для успешной социализации в современном мире, гражданского патриотизма и любви к Родине, приобщения к национальной культуре и общечеловеческим ценностям, то есть всего, что обеспечит определенный порядок в обществе. По мнению

И. А. Суриной, «усвоение ценностей и норм, выработка системы ценностных ориентаций на уровне личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе» [22, с. 164].

Авторы доклада Общественной палаты Российской Федерации подчеркивают: «Национальная образовательная политика должна быть выражением общественного договора между всеми субъектами образования - его заказчиками, его исполнителями, его благоприобретателя-ми» [20, с. 44] Общественный договор или социальный заказ формируется в соответствии с требованиями, ожиданиями участников образовательных отношений.

С учетом социологических исследований по проблеме формирования социального заказа образовательному учреждению, проведенного сотрудниками Центра социологических исследований и социального проектирования Пермского государственного педагогического университета (Н. Н. Агафонова, Р. А. Брехач, Д. Н. Жадаев) [21] сформулируем ожидания родителей, обучающихся и педагогов от образовательной услуги.

Родителям важны современное оснащение образовательного процесса и эффективные педагогические технологии, качество, доступность, безопасность образования, создание комфортных условий в школе, уважение к личности ребенка и обеспечение его развития, достижение ребенком успехов в познавательной, ценностно ориентированной, коммуникативной и иной деятельности, которые обеспечивают и гарантируют человеку успешность в профессиональной карьере, материальном устройстве собственной жизни, в личных взаимоотношениях с другими людьми.

Кроме того, традиционно у родителей есть и исключительно прагматичные ожидания - хорошие оценки, успешная сдача ЕГЭ и поступление в вуз.

Для учащихся школа - это гуманистические подходы, современные условия образовательного процесса, благоприятная атмосфера, создание стимулов к обучению и грамотной мотивации учебной деятельности, возможность выбора форм, методов, технологий обучения и содержания учебного материала, создание особой коммуникативной среды, диалогического режима общения в учебной деятельности и создание ситуации успеха.

Ожидания школы и педагогов от образования как услуги можно назвать прагматичными: достаточность финансирования, создание условий в образовательной организации в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами всех ступеней, совершенствование материально-технической базы, сопоставимая со средней по региону заработная плата, профессиональный рост, социальные льготы.

Итак, ожидания родителей, детей, экономики, работодателей от образования - ориентация на успешность и практикоориентированность. Интересы учеников и их родителей, в первую очередь, связаны с таким образованием, которое было бы современным, безопасным, эффективным, обеспечивало переход на следующую ступень обучения, способствовало развитию индивидуальных способностей, помогало накапливать навыки, необходимые для дальнейшей успешной социализации и профессиональной карьеры, обеспечивало личностную перспективность и благополучие.

Однако, опираясь на изложенное, мы можем утверждать, что образовательная услуга не может опираться только на «заказ» родителей, учащихся, экономики и заключаться в повышении знаниевой компоненты, повышении качества образования, современном оснащении учебного процесса, использовании новых технологий.

А.Г. Асмолов указывает что «образование есть приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры, что образование - это формирование гражданской идентичности личности и духовной солидарности общества» [15, с. 281].

По мнению И. Калины, образование как услуга - это всестороннее, многогранное развитие обучающихся, как интеллектуальное, так и духовное. «Под образованием как услугой мы пониманием не его превращение в сферу услуг в том смысле, что услуга оплачивается. Люди, оплатившие услугу, непременно ждут результата, не важно, какой ценой достигнутого. Под образованием как услугой мы понимаем услугу в интеллектуальном, нравственном, духовном, физическом, эстетическом развитии школьника, студента. Образование как услуга ориентирует человека в его жизнедеятельности не на натуральные блага, которые важны и необходимы, но на безусловные блага, связанные с его душевным комфортом: признание, уважение, доброе имя, счастье, удовольствие, успех в жизни и т.д. Если образование как услуга будет ориентировать учащегося исключительно на достижение натуральных, материальных благ, оно будет формировать у развивающейся личности главным образом прагматические установки» [23, с. 47].

Не может быть исключительной и прагматичная задача повышения уровня оплаты труда, социальной защищенности педагогов. Родители, обучающиеся, учителя составляют общество, а с позиции общества их приоритеты иные - отличные от личных позиций каждой группы. Для общества образование как услуга, в первую очередь, должна быть нацелена на достижение ценностно-гуманистических результатов - развитие духовно-нравственной сферы личности, формирование толерантности, культурной идентичности представителей различных социальных групп и национальных культур, социальная консолидация граждан.

Только учитывая ожидания всех сторон социального партнерства -государства, общества, работодателей, педагогов, родителей и детей мы сможем достичь цель образования, которая по словам И.В. Бестужева-Лады: «Это - воспроизводство Личности, Родителя, Гражданина, Работника. Все с большой буквы и именно в приведенной последовательности приоритетов...» [17, с. 351].

Изложенные особенности современного образования, финансово-экономические условия, функции школы, как института социализации личности и задачи, конкурирующих с ней институтов, позволяют нам сделать заключение о том, что значит термин «услуга» применительно к образованию.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что образовательная услуга - это педагогически целесообразное личностно ориентированное, ценностно-гуманистическое действие, направленное на создание условий образовательно-воспитательного процесса и формирование образовательных программ, обеспечивающих развитие, саморазвитие, самовоспитание личности и получение аксиологических, духовно-нравственных, эстетических, культурных, физических результатов обучающимися; отвечающее требованиям и ожиданиям участников образовательных отношений, общества и государства; имеющее отсроченные социальные, экономические, общественные, личностные и ценностно-гуманистические эффекты.

По нашему мнению, термин «услуга» в образовании говорит об учете в учебно-воспитательном процессе «гражданского заказа» всех участников социального партнерства.

Следует отметить, что никогда образование не было так открыто и ориентировано на потребности населения, общества, региона. Именно сейчас образование должно играть, в прямом смысле слова, ведущую роль в социально-экономическом развитии России. Для этого важен «надведомственный» и «межведомственный» характер образования, умение видеть надстройки общественного, социального развития, выстраивать опережающие стратегии развития образовательных организаций, основанных на анализе регионального развития, потребностей экономики, общества, родителей и обучающихся. Залог успеха в социальном партнерстве потребителей, поставщиков образовательной услуги и государства - гаранта обеспечения услуги.

Важно отметить, что ведущая роль образования в условиях функционирования множества социальных институтов возможна при условии, если образовательная услуга не только выполняет текущий заказ потребителей, но и формирует его на основе опережающего прогноза и с учетом ценностно-гуманистических ориентиров России. Перед педагогическим сообществом, которое стремится построить новую систему образования, адекватную современности, встает сложная двойная задача: с одной стороны - соответствовать текущим ожиданиям, с другой -

формировать новые образовательные и ценностно-гуманистические потребности.

Итак, в статье приведены обоснования применения термина «услуга» в образовании. Изложенное доказывает, что понятие услуга в образовании отражает: финансово-экономические механизмы, обеспечивающие право на общедоступное бесплатное образование; готовность системы образования конкурировать с другими социальными институтами формирования личности; открытость образования запросам участников образовательных отношений, соответствие ожиданиям государства, общества, экономики, родителей и обучающихся; характер деятельности, направленный на результат, выражающийся в интеллектуальном, нравственном, духовном развитии, формировании традиционных российских ценностных установок и гражданской идентичности личности.

Образование как услуга представляет собой личностно, ценностно-гуманистически ориентированную систему, учитывающую потребности, ожидания и особенности каждого участника социального партнерства, развивающуюся со временем и опережающую время, обеспечивающую развитие аксиологических потребностей граждан.

Таким образом, образование оказывает услугу государству, обществу, гражданам. И такая постановка вопроса ни в коей мере не принижает и не уменьшает заслуг образования, напротив она возвышает его авторитет и ценностно-гуманистическую роль в процессе развития общества.

Список литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Сер. «Стандарты второго поколения». - М.: - 2009 - С. 23.

2. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридич. лит-ра, 2009. - С. 2829.

3. Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.

4. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? // Докл. Обществ. палаты / РФ. - М.: ГУ ВШЭ. - 2007. - С. 44.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06 окт. 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сент. 2011 г. № 2357.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 дек. 2010 г. № 1897.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - СПб., 1863-1866.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1991. - С. 837.

13. Аристотель. Политика // Собр. соч.: в 4 т.; пер. с древнегреч; под общ. ред. А. И. Доватура. - М.: Мысль, 1975-1983. - Т.4. 1983. - С. 43.

14. Асмолов А.Г., «Российское образование: тенденции развития, проблемы, перспективы» // Науч. основы развития образования в XXI веке. 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП. - СПб. - 2011. - С. 282.

15. Асмолов А.Г. Российское образование: тенденции развития, проблемы, перспективы // Научные основы развития образования в XXI веке. 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП». - СПб. - 2011. - С. 281.

16. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. - 2010. - № 4. - С. 12-13.

17. Бестужев-Лада, И.В. Цели образования: идеал, оптимум, норма // Научные основы развития образования в XXI веке. 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП. - СПб. - 2011. - С. 351.

18. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестн. УРАО. - М., 2008. - № 5. - С. 22.

19. Малеина М.Н. Договор об оказании театральных услуг. - М.: Законодательство, 2006. - № 8. - С. 8-16.

20. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? // Докл. Обществ. палаты РФ. - М.: ГУ ВШЭ, 2007. - С. 44.

21. Содержание общественного заказа системе образования: эффективные механизмы способов оформления профессиональной среде и механизмы предъявления результатов выполнения общественного заказа профессиональным сообществом // Материалы социологического исследования по проблеме формирования социального заказа образовательному учреждению, проведенного сотрудниками Центра социологических исследований и социального проектирования Пермского государственного педагогического университета. - Пермь: ПГПУ,- 2009. - 114 с.

22. Сурина И.А. Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С. 164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Калина И.И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2012. - С. 47.

24. Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С. 198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.