УДК 159.9: 65.01
ЦЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© 2016
Терещенко Нина Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология труда и предпринимательства» Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова(ИЭУП), Казань (Россия)
Аннотация. Изучение ценностных ориентаций и профессиональных позиций субъектов является актуальным направлением современной науки и практики. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к профессиональной деятельности, к другим людям, окружающему миру. Современные задачи общества требуют высокого профессионализма и нравственности личности субъектов управленческой деятельности, в силу возложенной на них ответственности за цели и других людей. Исследование ценностных ориентаций руководителей является одним из разделов более общего изучения субъектных детерминант управленческой деятельности как психологических факторов ее эффективности. В статье представлены результаты эмпирического изучения ценностей руководителей организаций. Отмечается снижение ценности творчества, развития себя, образования, установки на стратегический анализ в управлении и значительный рост ценностей материальной и семейной сферы. Ценностные установки по отношению к нормам права представлены тенденцией к возможным нарушениям данных норм. Выполненный сравнительный анализ приоритетных ценностей и ценностных установок мужчин и женщин руководителей позволил установить и охарактеризовать различия в ценностных ориентациях. Результаты исследования могут быть учтены при разработке программ прогнозирования профессиональной деятельности руководителя, а также использованы при консультировании, обучении руководителей, так как ценностные ориентации как характеристики личности определяют стилевые особенности деятельности и особенности самореализации человека.
Ключевые слова: ценности, терминальные ценности, ценностные ориентации, ценностные установки, управленческая деятельность, руководители, мужчины руководители, женщины руководители, факторы эффективности управленческой деятельности
THE VALUES OF MANAGERS
© 2016
Tereshchenko Nina Gennadievna, candidate of psychological sciences, assistant professor of labour and business psychology department Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML), Kazan (Russia)
Abstract. The research of value system and professional positions of people is a vital direction of contemporary science and practice. The system of values defines the personality orientation and composes the attitude towards professional activity, other people, environment. Aims of modern society require great professionalism and morality of managers. It is stipulated by the huge responsibility which they carry. Research of leaders' values is a branch of general studying of the subjective determiners of management activity as psychological factors of its efficiency. The article describes the results of empiric study of managers' values. The author makes a point that such values as creativity, self-development, education are decreasing. Meanwhile, the values of financial and family realm are increasing. Value system of legal rules are presented by the tendency of possible violation of these rules. The conducted comparative analysis of top values of men and women leaders enabled the author to determine and characterize the discrepancy between the systems of values. The results of research can be taken into account in working out the program of forcasting the leader's professional activity, and also can be used in consulting and leaders training, because the system of values being one of personality's features defines the stylistic peculiarities of person's activity and self-actualization.
Keywords: values, terminal values, value orientation, value attitude, managerial activity, managers, men leaders, women leaders, efficiency factors of management activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Важнейшими элементами структуры личности, ее нормативной системы, являются ценностные ориентации, функциональная роль которых состоит в регулятивном влиянии на поведение человека в обществе, на ориентацию в деятельности. Изучение ценностей является актуальным направлением науки и практики, так как они выступают основой культурного мира.
В настоящее время масштабные преобразования в стране сопровождаются сменой ценностных ориентиров, снижением в массовом обществе культа интеллектуальности, наличием ценностного вакуума, циничного отношения к закону. Проблема ценностей становится наиважнейшей, так как отчасти вектором преодоления многочисленных общественных проблем, является реинтеграция социокультурных ценностей. Творческая активность, а тем более профессиональная, становится просто опасной, если она глуха к абсолютным ценностям. В этой связи особо значимым является изучение ценностных ориентаций и профессиональных позиций субъектов, занимающих руководящие посты в силу возложенной на них ответственности за целевые ориентиры и других людей. Такие исследования являются важными уже потому, что ценности лежат в основе многих организационных процессов. Что касается управленческой
деятельности, то руководитель постоянно сталкивается с необходимостью нравственного выбора и ему важно определить свою позицию в вопросах ценностей, так его задачей является наполнить смыслом работу подчиненных. Ценностные приоритеты реализуются в основных целях поведения, поэтому очевидная взаимосвязь профессиональной деятельности и ценностей отражается в позиции управленца, в выборе им технологии и способов решения профессиональных задач и ответственности за принятые решения. Исследование ценностных ориентаций руководителей является одним из разделов более общего изучения субъектных детерминант управленческой деятельности как психологических факторов ее эффективности [1].
Ценности являются сложными системными образованиями одновременно мотивационного и когнитивного порядка, изменяющимися с возрастом и обстоятельствами жизни [2, 3, 4]. Они задают важнейшие смыслы человеческой жизнедеятельности и определяют нравственный выбор человека [5]. Как указывал С. Л. Рубинштейн, функцию ориентира поведения, как важнейшую ценностную функцию, способна выполнять только признаваемая ценность [6]. Одновременно в сознании человека существует небольшое число ценностей, которыми он может руководствоваться. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности со-
знания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках. У каждого существует своя индивидуальная система ценностей, в которой ценности выстраиваются в определенной взаимосвязи. Но эти системы являются отражением ценностей общества, точно также как «индивидуальное сознание отражает сознание общественное». Ценностная сфера человека тесно связана с его аттитюдами - оценочными суждениями о людях, объектах, событиях, отражающими чувства по отношению к ним.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ современного состояния проблемы характеризуется значительным количеством трудов. Область изучения ценностей включает разнообразие фактов, частных методик, подходов. Рассматриваются вопросы роли ценностей в развитии и формировании личности, влиянии на различные аспекты его жизнедеятельности, а также их ведущих детерминант - внешних и внутренних условий, влияющих на их формирование и изменение [7, 8].
Изменение терминальных и инструментальных ценностей, устойчивое падение роли ценностей «власть закона», «социальный прогресс», «национальная безопасность» и неуклонное повышение значимости характеристик поведения и ценностей - «ловкий», «амбициозный», «предприимчивый», «деньги», «признание» - отмечено в результатах исследований ценностной сферы российских руководителей (менеджеров) и сотрудников организаций в 1991-1999 гг. периода социально-экономических изменений.
В результатах опроса разных социальных групп (студентов, рабочих, инженеров), выполненного в эти годы, отмечается резкое снижение ценности работы и удовлетворения творческих потребностей, проблем нравственности и отношений между людьми, и значительный рост ценностей материально-бытовой и семейной сферы [9, 10, 11].
В исследованиях отмечается, что в современных быстро меняющихся условиях обнаруживается динамика жизненных ценностей руководителя, которая обусловлена влияниями изменений социально-экономических условий общественной жизни, а также особенностями личности руководителя (его возрастом, образованием, опытом управленческой деятельности, стилем руководства и др.) [12].
В последние годы такие исследования выполняются как в социальном ключе, так и в профессиональном [13, 14, 15, 16]. В исследовании направленном на изучение стилевых основ профессиональной деятельности было показано, что среди факторов, определяющих стиль деятельности по формированию управленческой команды, представлена система ценностей руководителя, которая задает конфигурацию индивидуального сочетания задач и целей, поставленных перед собой руководителем при осуществлении управленческих функций.
В исследованиях руководителей с различными базовыми ценностями были определены ведущие ориентации в подборе и формировании управленческой команды. В частности, ведущей ориентацией в подборе команды у руководителей с базовыми ценностями «здоровье»и «семья» является собственная безопасность. Руководители с ведущей ценностью «работа» ориентируются на решение организационных задач, а с ведущими ценностями «творчество» и «свобода» - на возможность создания группы единомышленников [цит. по 17].
Анализ ценностно-смысловых особенностей труда профессионалов - это реализация идеи о том, что цен-
ности специалиста влияют, а часто и определяют выбор теории, технологии и способов работы. И, таким образом, специалист принимает на себя ответственность за этот выбор и его последствия.
К сожалению научных работ, направленных на изучение ценностей как детерминант профессиональной деятельности, в частности, управленческой деятельности, ведется на сегодняшний день очень мало. Их актуальность объясняется объективной ролью, которую они выполняют в структуре деятельности руководителя, точно также как руководитель в структуре деятельности организации.
В последние годы в российской научной литературе стала освещаться также и гендерная проблематика, но отсутствуют работы, которые освещают исследование ценностей руководителей женщин.
Таким образом, профессиональная позиция управленца, как и любого другого профессионала, оказалась вне внимания исследователей, что парадоксально, так как это тот уровень структуры субъекта, который влияет на все остальные.
Ее определяют устойчивые ценностные установки и ориентации, которые выступают отражением культуры общества и требований управленческой деятельности, реализуемые соответственно в деятельности. Они включают как непосредственные менеджерские аспекты, так и жизненно-деятельностный и общесоциальный. В профессиональной позиции сфокусированы интересы менеджера и организации, а в сочетании с отношением к нравственным нормам высвечиваются и общественные интересы.
Сложившиеся ценностные ориентации - это та система координат, которая задает «модель должного», отвечающая социальным требованиям. Они являются критерием оценки действительности, на основе которого выстраиваются отношения личности со средой, а происходящие изменения в различных сферах общества (экономической, политической, духовной) влекут изменения в ценностях и выражаются в поступках.
Формирование целей статьи (постановка задания). Данное эмпирическое исследование направлено на изучение и описание ценностей в профессиональной деятельности руководителей. Цель - выполнить сравнительный анализ ценностей и ценностных установок мужчин и женщин руководителей при реализации управленческой деятельности.
В рамках ее решения выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в приоритетах ценностей у женщин и мужчин руководителей.
Исследование было проведено на базе предприятий и учреждений г. Набережные Челны [18]. Выборку составили 60 руководителей среднего и низового уровней. Методиками исследования выступили два стандартизованных опросника.
Опросник терминальных ценностей, разработанный И. Г. Сениным, позволил определить основные жизненные ценности и сферы их реализации [19]. Опросник на определение ценностных ориентаций руководителя (автор Т. С. Кабаченко) позволил изучить ценностные установки руководителей при реализации управленческой деятельности и охватывает три уровня анализа: стратегический, задач, средств. Достоверность различий оценивалась с помощью Т-критерия Стьюдента [20].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проведенная оценка ценностных установок руководителей при реализации управленческой деятельности позволила получить структуру приоритетов и ценностей, соответствующих индивидуальной управленческой концепции деятельности руководителя.
Средние значения показателей демонстрируют диф-ференцированность ценностей и свидетельствуют о наличии у руководителей приоритетов конкретных установок при решении управленческих задач. Суммы сред-
Терещенко Нина Геннадьевна психологические
ЦЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ... науки
них значений показателей для ценностных установок уровня задач показывают приоритетность данного уровня в структуре установок профессиональной деятельности. Для всей выборки руководителей в достижении целей представлена преимущественная ориентация на показатели, характеризующие решение многоплановых конкретных задач (30,45 баллов). Отмечается снижение установки на стратегический анализ (19,45 балла) в рейтинге ценностных установок на анализ в управлении.
Таблица 1 - Средние значения ценностных ориента-ций мужчин и женщин руководителей
№ Название Среднее по выборке Т-кр
X I Хм I Хж
Установка на анализ (по методике Т. С. К а 6 а ченко)
Стратегический уровень 19.45
1 Макроэкономический 5,8 7 4.6 4**
2 П олитнче с кий 2,25 2,7 1.8 1,96
3 Социальных процессов 5,6 4,2 7 -6.15**
4 Инновационная 5.8 5.9 5,7 -0,84
Уровень задач 30,45
5 Инструментальное отношение к правовым нормам 8,95 8.1 9.8 -4,7**
б Управленческое взаимодействие 8.4 8,8 8 2,0
7 Оперативность 6,75 7,5 6 ЗД**
8 Креативность 6,35 6,2 6,5 -0.82
Уровень средств 24.45
9 Административные методы 7,95 8,2 7,7 1,36
10 Социально-психологические методы 7,15 5,5 8.8 -5"
11 Правовые нормы 7Д 6,3 7,9 -1.65
12 Неформальные методы 2,25 3 1.5 3,2**
Терминальные ценности (по методике И-ГСенина)
Терминальные ценности
13 Собственный престиж 4.4 5 3.8 2,4**
14 Высокое материальное положение 6.6 7.4 5,8 3.2**
15 Креативность 3.8 3.6 4 -1,58
16 Активные социальные контакты 5,7 4,7 6,7 3,9**
17 Развитие себя 3,7 3.6 3,8 0,09
18 Достижения 5,25 6,7 3,8 6.9**
19 Духовное удовлетворение ЗД 3.4 2,8 0.65
20 Сохранение собственной индивидуальностн 2,95 3,1 2,8 1,81
Жизненные сферы
21 Профессиональной жизни 5,3 б.з 4,3 6,75**
22 Обучения и образования 3,5 3,2 3.8 -1.02
23 Семейной жизни 5,45 4.6 6,3 -2,8**
24 Общественной жнзнн 4,9 4.4 5,4 -2.58**
25 Увлечений 4 3.9 4.1 -0.43
Примечание: м - руководители мужчины; ж - руководители женщины. ** - достоверно для 0,01; * - достоверно для 0,5; Т-кр - Т критерий Стьюдента.
Для двух групп руководителей в профиле ценностей профессиональной деятельности наиболее высокие значения наблюдаются в установках на управленческое взаимодействие. Значения показателей «инструментальное отношение к правовым нормам» свидетельствует об ориентации на нестрогое соблюдение существующих норм («эффективность любой ценой, вплоть до нарушений существующих норм (в том числе и юридических), регламентирующих деятельность») [21, с. 366]. Показатели по шкале «Правовые нормы», входящие в блок средств, указывают на социальную желательность поведения и невысокие аналитические способности (типична позиция «все так делают»). В меньшей степени выражена ориентация на средства реализации цели (использование репертуара способов взаимодействия с исполнителями; 24,45 балла). А также снижение направленности на аналитическую деятельность в управлении (19,45 баллов). Таким образом, для выборки руководителей субъективно ценными выступают ориентации на средства достижения цели и общие характеристики осуществляемых задач, а не анализ хозяйственной ситуации в различных аспектах.
При расслоении выборки по полу были выявлены достоверные различия в ценностях для группы мужчин и женщин руководителей. Для мужчин руководителей достоверно чаще в деятельности характерна установка на макроэкономический анализ (Ьэмп=4; p<0,1), на оперативность (t эмп=3,1; p<0,1) и использование методов неформальной организации ^-эмп=3,2; p<0,1). Для руководителей женщин в решении управленческих задач чаще характерна установка на анализ социальных процессов и использование в управленческой деятельности социально-психологических методов ^-эмп=5; p<0,1).
Такие результаты свидетельствует о том, что для руководителей мужчин приоритетными ценностями являются ориентация на хозяйственную ситуацию в целом, быстрое реагирование на изменение в ней и, если необходимо, то и оправданный риск. Но при этом чаще 270
они лишь устраняют последствия своих предыдущих действий, а не ориентируются на предвидение и прогноз своих дальнейших действий. Также чаще им свойственно ориентироваться на методы неформальной организации (решение дел не только в кресле руководителя и официально установленными средствами, но и в каком-либо другом месте, часто неформальном). Для руководителей мужчин характерен приоритет средств над целями.
Женщины чаще в своей управленческой деятельности ориентируются на умение рассматривать любую (техническую, экономическую или политическую) проблему в социальном контексте. Им свойственно подобрать для каждого члена трудового коллектива свое место или задачу, более всего отвечающую его способностям и потребностям.
Статистически значимые различия были выявлены по шкале инструментальные отношения к правовым нормам. Кроме этого результаты демонстрируют тенденцию к возможным нарушениям данных норм для исследуемых выборок руководителей. Такие результаты указывают, что женщины чаще более законопослушны, чем мужчины. Также этот результат в отношении женщин может объясняться менее рискованным отношением к жизни и предпочтением стабильности.
Установка на политический анализ и инновационная установка у мужчин и женщин не проявились. Возможно, объясняется отчасти выборкой руководителей низового и среднего уровня и функциональным содержанием их деятельности; или потому, что легче пользоваться тем, что есть сейчас, не думать о будущем, и из понимания экономии не тратить на инновацию деньги.
Оценка терминальных ценностей и сфер их реализации в изучаемой группе руководителей показывает наиболее высокие значения для ценности высокое материальное положение, активные социальные контакты, достижения, сферы семейной и профессиональной жизни.
Расслоение выборки по полу позволило увеличить фокус рассмотрения и установить дополнительные характеристики. Для мужчин руководителей наиболее высокие средние значения характерны для терминальной ценности собственный престиж (Ьэмп=2,4; р<0,1), ценности достижения ^-эмп=6,9; р<0,1) и высокое материальное положение (Ьэмп=3,2; р<0,1), а для руководителей женщин - активные социальные контакты (Ьэмп=3,9; р<0,1).
Это говорит о стремлении мужчин руководителей в решении различных вопросов к достижению конкретных результатов, направленности на тщательное планирование дел, постановку конкретных целей и их достижение, что составляет основу высокой эффективности и самоэффективности деятельности. Результатом, мерилом и коррелятом эффективности в делах является высокое материальное вознаграждение. Оно в свою очередь выступает условием жизненного благополучия, а также основанием развития чувства собственной значимости и высокой самооценки. Актуальность ценности собственный престиж показывает стремление мужчин руководителей к признанию, уважению и одобрению значимых лиц, которые обеспечат ему поддержку и связи. Можно отметить, что структура ценностных ориентаций руководителя мужчины демонстрирует «рыночную» ориентацию. Женщины руководители, решая цели и задачи организации, реализуются, прежде всего, в социальной сфере, и если для мужчин взаимодействие в управлении является средством достижения целей, то для женщин скорее целью.
Мужчины руководители в жизненных сферах выделили сферу профессиональной жизни, т.е. с работой они связывают основное содержание жизни (Ьэмп=6,75; р<0,1). Женщины руководители выделили сферу семейной жизни (Ьэмп=-2,8; р<0,1), общественной жизни (Ьэмп=-2,58; р<0,1). Данные результаты согласуются с известными результатами общепсихологического плана АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)
и объясняются различиями ценностей, характерными для мужчин и женщин вообще. Сфера обучения и образования занимает в структуре ценностей руководителей последние позиции. Такой результат может отражать особенности выборки руководителей (наличие высшего образования), с одной стороны, а с другой, явиться свидетельством того, что и мужчины и женщины, занимая должность управленца, не считают важным повышать уровень своей образованности и своего кругозора. Выражено такое поведение: «я добился всего, чего хотел, теперь можно расслабиться».
Ценностные ориентации, характерные для двух групп руководителей, демонстрируют направленность на решение узколичных целей через использование должностных позиций. Можно констатировать, что выявленные особенности профиля ценностей не отвечают управленческой деятельности как виду профессиональной деятельности, так как не отражают ее основной общественной задачи - служения людям. Структура ценностных ориентаций руководителя демонстрирует «рыночную» ориентацию.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в эмпирическом исследовании были выявлены и охарактеризованы ценности современных руководителей. Для руководителей субъективно ценными ориентациями преимущественно выступают установки на средства достижения цели и общие характеристики осуществляемых задач. В профиле терминальных ценностей руководителей актуальной является ценность собственный престиж.
Для руководителей разного пола установлены различия в структурах ценностей, которые наблюдаются в терминальных и в инструментальных ценностях и установках к управленческой деятельности. В деятельности мужчин руководителей чаще присутствует установка на макроэкономический анализ, на оперативность и использование методов неформальной организации.
Для руководителей женщин в решении управленческих задач чаще характерна установка на анализ социальных процессов и использование в управленческой деятельности социально-психологических методов
Высокое материальное положение, собственный престиж и реализация в профессиональной сфере являются актуальными ценностями для мужчин руководителей. Активные социальные контакты и реализация в семейной сфере - актуальны для руководителей женщин.
Выявленные и охарактеризованные управленческие концепции мужчин и женщин руководителей организаций не могут быть эффективными. Ценностные ориентации, характерные для двух групп руководителей, не отвечают управленческой деятельности как виду профессиональной деятельности, так как не отражают ее основной общественной задачи - служения людям, а демонстрируют направленность на решение узколичных целей через использование должностных позиций. Структура ценностных ориентаций руководителя демонстрирует «рыночную» ориентацию. Ценностные установки по отношению к нормам права представлены тенденцией к возможным нарушениям данных норм.
Рассмотрение условий эффективной индивидуальной управленческой концепции предполагает выделение значимых обстоятельств, от которых зависит продуктивная деятельность. К важнейшим из условий акмеология относит общественно-исторический запрос на профессионализм и нравственность личности менеджеров, который должен быть подкреплен законами, нормативными актами, созданием в обществе соответствующей атмосферы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Терещенко Н. Г. Закономерности структурной организации субъектных детерминант управленческой деятельности : дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль,
2004. 233 с.
2. Алексеева В. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
3. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя: пер. с англ. Д. Н. Дудинский. Мн. : ООО «Попурри», 1998. 672 с.
4. Zankovsky A. Economic reforms in Russia and their impact on the value system of Russian managers // Human Factors in Organizational Design and Management, Co., U.S.A., July 31 - August 3,1996. Amsterdam: Elsevier / Norm Holland, 1996. P. 613-618.
5. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского ун-та. Сер. Психология. 1996. №4. С. 35-44.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: «Питер», 2000. 712 с.
7. Климова С. Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-90 гг.) // СОЦИС. 1995. №1. С. 59-71.
8. Синягин Ю. В., Кобелева О. В. Психолого-акмеологические особенности формирования жизненных ценностей руководителей // Мир психологии. 1999. №2. С. 52-63.
9. Занковский А. Н. Организационная психология. М. : Флинта, 2002. - 648 с.
10. Кокурина И. Г., Крылова Ю. Г. Ценностно-мотивационные параметры статуса сотрудника в организации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1998. № 4. С.77-81.
11. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // СОЦИС. 1994. №5. С. 3-11.
12. Петрова Н. И. Ценностно-смысловая сфера личности руководителей государственной службы и предпринимателей // Психологический журнал, 2011. №1. С. 34-44.
13. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности М. : Институт психологии РАН, 2003. 436 с.
14. Рогов М. Г. Ценности и мотивы личности в структуре деятельности / Вестник института экономики, управления и права. Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2003. С. 86110.
15. Фукин А. И. Ценностные ориентации частных предпринимателей и наемных работников (на примере автоводителей) // Азимут научных исследований. 2014. №3. С. 77-81
16. Лобанова Т. Н. Активизация трудового поведения граждан за счет реализации мотивационного потенциала // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 54-60.
17. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся Российском обществе // Психологический журнал. 2012. Т.33. №1. С. 30-39.
18. Актуганова Н. Н., Терещенко Н. Г. Ценности современных руководителей // Тенденции развития Российского общества в XXI веке. Материалы всероссийской научно-практической конференции школьников, учителей, студентов, аспирантов и молодых учёных. Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. С. 233-235.
19. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) : Руководство. Ярославль: НПЦ Психодиагностика. 19 с.
20. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2000. 350 с.
21. Кабаченко Т. С. Психология управления : Учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2003 384 с.