Selezneva Natalia Tikhonovna, Demyanenko Inna Anatolyevna VALUABLE ORIENTATIONS OF HEADS OF STRUCTURAL .
psychological science
УДК 159.9
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© 2018
Селезнева Наталья Тихоновна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Психология детства и психолого-социальных технологий развития» Демьяненко Инна Анатольевна, магистр Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (660060, Россия, Красноярск, улица Карла Маркса 100, e-mail: innademyanenko@inbox.ru)
Аннотация. В статье рассматриваются ценностные ориентации руководителей структурных подразделений образовательной организации. Нами был исследован теоретический анализ ценностных ориентаций в разных областях научного знания и ряда авторов. Эмпирическое исследование было проведено с помощью двух методик, направленных на изучение ценностных ориентаций руководителей структурных подразделений образовательной организации. Обсуждение результатов исследования позволило описать систему ценностных ориентаций руководителей структурных подразделений, вплоть до профиля личности. Результаты исследования показывают, что профиль личности руководителей структурных подразделений образовательной организации, складывается из таких ценностей как: самостоятельность, конформность и власть. К наименее значимым типам ценностей относятся: гедонизм, традиции и доброта. Данное исследование позволяет выделить основные ориентиры руководителей в их профессиональной деятельности, к ним относятся: рациональность, дисциплинированность, ответственность, исполнительность, влияние на других, успешность достижения целей, компетентность. Благодаря этому они достигают личного успеха в соответствии с принятыми стандартами образовательной организации.
Ключевые слова: Ценность, ценностные ориентации, руководитель, профессиональная деятельность, инструментальные и терминальные ценности, профиль личности.
VALUABLE ORIENTATIONS OF HEADS OF STRUCTURAL DEPARTMENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION
© 2018
Selezneva Natalia Tikhonovna, doctor of psychological Sciences, Professor, Department of "Psychology of childhood and psychological and social technologies of development» Demyanenko Inna Anatolyevna, master's degree Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafiev
(660060, Russia, Krasnoyarsk, Karl Marx street, 100, e-mail: innademyanenko@inbox.ru)
Abstract. The article considers the value orientations of the heads of the structural divisions of the educational organization. We have studied the theoretical analysis of value orientations in different areas of scientific knowledge and a number of authors. The empirical study was conducted using two methods aimed at studying the value orientations of the heads of the structural divisions of the educational organization. Discussion of the research results allowed to describe the system of value orientations of the heads of structural divisions, up to the personality profile. The results of the research show that the personality profile of the heads of the structural units of the educational organization consists of such valuesas: independence, conformity and power. The least significant types of values are: hedonism, tradition and kindness. This study allows us to identify the main orientations of leaders in their professional activities, they include: rationality, discipline, responsibility, efficiency, influence on others, the success of achieving goals, competence. Due to this, they achieve personal success in accordance with the accepted standards of the educational organization.
Keywords: Value, value orientations, leader, professional activity, semantic sphere of personality, instrumental and terminal values, personality profile.
В современной профессиональной деятельности руководителей изучение ценностных ориентаций является актуальным направлением. Система ценностных ориентаций определяет целенаправленность личности в профессиональной деятельности и составляет основу ее отношений. Задачи современного общества требуют высокого профессионализма и нравственности личности руководителей в их профессиональной деятельности. Учитывая возложенную на них ответственности за достижение целей других людей и организации в целом. Исследование ценностных ориентаций руководителей структурных подразделений является одним из наиболее общего изучения субъектных детерминант управленческой деятельности.
Цель исследования - выявить особенности системы ценностных ориентаций руководителей структурных подразделений образовательной организации.
На пути становления и развития в различных отраслях научного знания, ценностные ориентации играли немаловажную роль. На всех уровнях развития философии, социологии и психологии наиболее важным объектом исследования были ценности. С философской точки зрения ценностные ориентации рассматриваются как элементы внутренней структуры личности, которые удовлетворяют ее интересы и потребности в процессе социализации. Входе процесса познания окружающего мира, происходит отбор ценностей, через принятие или непринятие личностью определенных ценностей, посредством реализации средств их достижения.
Впервые понятие «ценностные ориентации», в узком смысле, определяется Кантом. По его мнению, ценностные ориентации представляют собой отражение нравственной составляющей в человеке, которые он достигает, ставя перед собою цели[20].
В.Э. Франкл трактовал сами ценности как смыслы, через которые формируется стратегия жизни и деятельности, поступки, решения и т.д. Он их рассматривал как механизм адаптации человека в мире, который позволяет выстраивать системы ценностных отношений в социуме [13, с. 156].
Большое внимание изучению ценностей уделяет социология. В социологии ценностные ориентации рассматриваются через духовную жизнь человека и общества. Благодаря системе ценностных ориентаций формируется модель нравственного поведения, выполняющие функцию регулирования поведения и обеспечивающие целостность социальных систем. Ценностные ориентации реализуются в виде оценки субъектом окружающей действительности, из которой формируется отношение к ней, его смысложизненные цели и средства их достижения, которые органично связанны с потребностями и интересами индивида или группы[18, с. 221]. Система ценностей общества, фиксируется в рамках каждого сообщества или группы людей с помощью общепринятых представлений о нравственности и нормах поведения.
Ценности понимаются как продукт социального явления в жизнедеятельности общества и социальных групп. Они позволяют выявить нравственные оценки и
психологические науки
Селезнева Наталья Тихоновна, Демьяненко Инна Анатольевна ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ...
типы поведения. С.Л. Рубинштейн утверждал, что «ценность - значимость для человека чего-то в мире» [16; с. 365], и именно ценность определяет поведение.
Г.М. Андреева характеризует ценности некоторую «точку отсчета» для построения «своего» образа мира, которая определяет отношения человека к миру, другим людям, самому себе[2, с. 146]. Формирование системы ценностных ориентаций выступает для человека процессом познания социального мира.
В целом, ценностные ориентации в социальной психологии рассматриваются как субъективный феномен, входящий в структуру направленности личности, обуславливающий ее поведение, как многомерное явление. Среди исследователей, изучавших ценностные ориентации, можно отметить В.Г. Алексееву, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.А. Леонтьева, М.И. Бобневу, Л.И. Божович, В.В. Водзинскую, О.И. Зотову, B.C. Мухину. В зарубежной психологии над исследованием ценностей и ценностных ориентаций, можно выделить труды Дж. Г. Мида, Г. Олпорта, К. Роджерса, М. Розенберга, М. Рокича, М. Смита, Ш. Шварца, Л. Э. Шпрангера, В. Франкла, Фестингера,Э. Фэриса, Ф. Хайдера.
Характер профессиональной деятельности руководителей существенно зависит от их ценностных ори-ентаций. Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования личности и группы, выстроенные по определенной иерархии, которые являются составной частью организационной культуры организации и направленности личности руководителя.
Ценностные ориентации - важный элемент внутренней структуры личности, в котором закреплена совокупность опыта и особенности познавательных и эмоциональных процессов, отделяющая значимое для нее от несущественного[11, с.316].
В рамках данного направления исследований специально изучалась взаимосвязь ценностных ориентаций личности и эффективностью управленческой деятельности. Так, Т.С. Кабаченко изучила влияние должностного статуса на структуру ценностных ориентаций личности. Исследование проводилось среди руководителей и рядовых работников организации. Выявлены противоречия, отражающиеся в ценностных ориентациях по таким значимым организационным факторам, как взаимоотношение между ее подсистемами, властные устремления членов коллектива, самоактуализация, достижения и реализация обязательств^, с. 299].
В своей научной работе Мишин А.А. выделяет, что для сотрудников характерна более высокая значимость таких терминальных ценностей как: счастливая семейная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, свобода. [11, с. 317].
В работе С.П. Дырина было выявлено, что для руководителей среднего звена высокую значимость имеют следующие ценности: работа в хорошем коллективе, хорошая заработная плата, профессиональный рост, реализация своих возможностей, моральное удовлетворение от результатов труда[6, с. 14].
Гусевой Н.В. было проведено исследование ценностных ориентаций в структуре личности руководителей общеобразовательных школ и высших учебных заведений. Проведенное исследование показало, что у руководителей высших учебных заведений и руководителей школ, первые позиции занимают следующие ценности: здоровье, интересная работа и образованность. В системе ценностей руководителей школ, превалирует смелость в отстаивании своего мнения, свобода как независимость в поступках и действиях, самостоятельность как независимость в суждениях и оценках, что характерно для личностей, которые стремятся к самоутверждению. Руководители высших учебных заведений стремятся к теплым и доброжелательным взаимоотношениям с окружающими, следуют условностям, соблюдают правила и придерживаются принципам «хорошего тона», проявляют гибкость в разрешении возникающих
проблем[4, с. 134].
При исследовании ценностных ориентаций руководителей В.И. Долгова выделила три типа личности руководителей. Первый тип ориентирован на ценности общественного признания (Уважение окружающих, членов коллектива) и ответственности (чувство долга, умение держать слово) - «консерваторы». Второй тип «умеренные» - это тип личности, который ориентирован на общественное признание и эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). Третий тип «новаторы» - тип руководителей, для которых наиболее значимыми являются ценности творчества и смелости в отстаивании своего решения, своих взглядов[5, с. 170].
О.В. Кобелева проводила исследование на выявление корреляции ценностных ориентаций руководителей с эффективностью их деятельности. В результате исследования было выявлено, что наиболее эффективными руководителями являются те, которые в большей степени ориентированы на жизненные ценности, а среди вторых лиц - на организационные нормы[10, с. 13].
С.Ю. Флоровский изучил влияние ценностных ори-ентаций на эффективность совместной управленческой деятельности руководителей среднего и высшего звеньев. По итогам исследования он сделал вывод, что эффективность взаимодействия в системе «руководитель-руководитель» в большей мере зависит от характера инструментальных ценностей партнеров, определяющих способы достижения цели. При этом выявлено, что эффективными партнерами являются руководители, у которых в приоритете такие ценности как саморазвитие, креативность, удовлетворение духовных потребностей. Руководители, у которых доминируют такие ценности как дисциплинированность и исполнительность в качестве средств достижения целей, дифференцируются другими как эффективные партнеры по управленческому взаимодействию[19, с. 211].
В нашем эмпирическом исследовании ценностных ориентаций руководителей в качестве респондентов было задействовано 20 руководителей структурных подразделений возрастом от 36 до 50 лет, среди которых 8 женщин и 12 мужчин.
Для исследования ценностных ориентаций руководителей были проведены следующие методики: «ценностные ориентации» М. Рокича, методика ценностных ориентаций Ш. Шварца.
Методика ценностных ориентаций М. Рокича, основана на прямом ранжировании списка ценностей, которые делятся на ценности-цели и ценности-средства[14, с. 26]. Она позволяет исследовать направленность личности и определить ее восприятие мира, отношение к нему и себе, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни»,
Опросник ценностных ориентаций Ш. Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Вторая часть представляет собой профиль личности. Все ценности в данном опроснике делятся на социальные и индивидуальные^].
По результатам диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, мы выявили средние показатели значимости типов ценностей среди руководителей. Наиболее значимыми ценностями для руководителей структурных подразделений является здоровье (3,8); счастливая семейная жизнь (5,75); продуктивная жизнь (6,05); наименее значимыми руководители выделили такие ценности как развлечения (15,85), счастье других(15,8), красота природы и искусства (14,1).Среди инструментальных ценностей первое место занимает ответственность (6,8), образованность (6,15), рационализм (6,35). Имеющие меньшую значимость ценностями-средствами являются непримиримость к недостаткам в себе и других (14,1), высокие запросы (15) и чуткость (14,6).
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4(25)
307
Selezneva Natalia Tikhonovna, Demyanenko Inna Anatolyevna VALUABLE ORIENTATIONS OF HEADS OF STRUCTURAL .
psychological science
По результатам диагностики по методике Ш. Шварца, мы выявили средние показатели обзора ценностей среди руководителей структурных подразделений. Самыми важными по значимости для них являются достижения (5,1), доброта (4,98), безопасность (4,78), самостоятельность (4,65), власть (4,42). Достижения, как ценность, проявляется в целеустремленности, успешности, трудолюбии. Немало значимым для руководителей быть компетентным в своей области, что тоже включают в себя достижения. Доброта, как ценность, включает в себя ответственность, причастность к своему отделу, как единой команде, работающей на благо других. Безопасность для руководителя, в первую очередь, это безопасность его семьи, что было выявлено нами по методике М. Рокича. Безопасность в профессиональной деятельности проявляется в избегании конфронтации. Самостоятельность проявляется в принятии решений, креативности, свободе мыслей и действий, самодостаточности. Власть выступает как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств.
Благодаря методике ценностных ориентаций Ш.Шварца ,выявлен усредненный профиль личности руководителя структурных подразделений. Самыми значимыми ценностями является самостоятельность (2,46), конформность (1,97), власть (1,88). В системе ценностей руководителя самостоятельность, проявляется в инициативности, самодостаточности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Конформность определяется как свойство личности, выражающееся в склонности к изменению собственных установок, мнений, восприятия, поведения в соответствии с теми, которые господствуют в данной группе[20, с. 7]. Конформность позволяет руководителям структурных подразделений соблюдать нормы, задавать модель поведения и организационную культуру в образовательной организации. Для руководителей структурных подразделений значимой ценностью является власть. Власть реализует социальный статус руководителей, дает возможность и свободу в постановке целей и задач, выбором способов достижения определенных целей имиджа, социальной власти, общественного признания. Ценности власти и достижения определяют активное проявление коммуникативных и организационных компетентностей руководителей структурных подразделений в межличностном взаимодействии, и выполнении руководящей деятельности.
Соотнесение результатов по двум методикам позволяет выделить основные ориентиры достижения, к ним относятся: трудолюбие, влияние на других, успешность достижения целей, компетентность, способность эффективно действовать. Благодаря этому они достигают личного успеха в соответствии с социальными стандартами, принятыми в образовательной организации. Однако, нужно отметить, что руководители структурных подразделений в своей деятельности не учитывают интересы и ресурсы подчиненных, на что указывают данные методики М. Рокича и методики ценностных ориентаций Ш. Шварца.
Руководители структурных подразделений рациональны, дисциплинированы, исполнительны, ответственны и консервативны. Для них не свойственными оказались такие ценности как:«универсализм», «чуткость», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «счастье других».Под универсализмом как ценностью, понимается терпимость и защита благополучия всех людей и природы. Из этого мы можем сделать вывод, что руководители структурных подразделений образовательной организации осуществляют свою профессиональную деятельность в рамках авторитарного стиля руководства. Данный стиль предполагает высокий контроль за выполнением отданных распоряжений, при этом, не используя индивидуальный подход к подчиненным. Однако в личностно значимых ситуациях руково-
дители могут учитывать индивидуальные особенности и интересы подчиненных. К тому же, можно отметить высокий уровень влияния стиля руководства на производительность труда. От того, какими средствами руководитель воздействует на подчиненных, будет зависеть сама производительность труда. В данном случае производительность труда образовательной организации не будет снижаться, а будет расти.
Результаты нашего исследования могут быть учтены при разработке программ и методических рекомендаций по прогнозированию профессиональной деятельности руководителей, а также применятся при консультировании, обучении и других видов работ с руководителями в организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авдеева Т. Г. Ценностные ориентации личности руководителя образовательного учреждения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsennostnye-orientatsii-lichnosti-rukovoditelya-obrazovatelno-go-uchrezhdeniya
2. Андреева Г. А. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.
3. Выговская Д.Г. Динамика изменений ценностных ориентации россиян (на примере исследования общечеловеческой ценности «Безопасность») // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2013. №2.URL:https://cyberlemnka.ru/article/n/dinamika-izmenemy-tsen-nostnyh-orientatsiy-rossiyan-na-primere-issledovaniya-obschech-elovecheskoy-tsennosti-bezopasnost
4. Гусева Н. В. Ценностные ориентации в структуре личности руководителей общеобразовательных школ и высших учебных заведений //Молодой ученый. 2010. №5. Т.2. С. 127-135. URL: https://moluch. ru/archive/16/1585/
5. Долгова В. И. Проблемы формирования готовности к инновационной деятельности // Социально-психологические проблемы мен-тальности: Материалы III Международной научной конференции. Смоленск,1998. — С.167-171.
6. Дырин С. П. Многовариантность организационной культуры современных российских предприятий/ С. П. Дырин // Управление корпоративной культурой. — 2009. — №1 — С.4-14.
7. ЗанковскийА.Н.Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. —М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 648 с.
8. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004 - 70 с.
9. Кабаченко Т. С. Методика «Ценностные регуляторы организационного поведения» персонала // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. М., 2002. Ч. 2. С. 280-299.
10. Кобелева О. В. Психолого-акмеологические факторы формирования жизненных ценностей руководителя. Автореферат. дисс. канд.психол.наук. М., 1998.
11. Мишин А. А. Психологические особенности ценностных ори-ентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации //Молодой ученый. 2016. №19. С. 316-319. URL: https://moluch.ru/archive/123/33941
12. Нагоева Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsennostnye-orientatsii-ponyatie-i-fenomen
13. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун,1998. — 896 с.
14. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000.
15. ПтухаН. И., КраснобаеваИ. А., КушнирыкВ. В. Роль личностного потенциала руководителя в формировании стиля управленческой деятельности руководителя // Сервис в России и за рубежом. 2009. №1.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnostnogo-potentsi-ala-rukovoditelya-v-formirovanii-stilya-upravlencheskoy-deyatelnosti-ru-kovoditelya
16. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973. — 365с.
17. Селезнева Н. Т. Психологическая культура руководителя // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2006. №1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-kultura-rukovoditelya
18. Социологический справочник / Под общей редакцией В.И. Воловича. — Киев: Политиздат Украины, 1990. — 382 с.
19. Флоровский С. Ю. Ценностно-ориентационная регуляция совместной управленческой деятельности руководителей / С. Ю. Флоровский // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений. М. — Кострома: КГУ, 2003. Т. 2. — С. 208—212.
20. Франкл В. Человек в поисках смысла //М.: Прогресс,1990. — 458с.
Статья поступила в редакцию 22.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018