УДК 316.346.32-053.6:2 ББК 60.563.05 Х 95
С.И. Хрупин,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, тел. 8 928-847-74-67.
Ценности религиозной семьи в сознании студенческой молодежи
(Рецензирована)
Аннотация: В статье анализируются системные ценности религиозных семей во взаимодействии с системой этических норм и правил, формировавшихся в условиях поликонфессионального общества под влиянием как материальных, так и духовных факторов. Опираясь на разработанное православной церковью учение о семье, а также научные труды в этой области, автор выделяет важнейшие параметры православной системы семейных ценностей - происхождение и сущность брака, альтернативы браку и семье, допустимость до - и внебрачных контактов, вступление в брак, распад семьи, обязанности супругов, воспитание детей. Устанавливается соотношение элементов православной и мусульманской систем семейных ценностей с аналогичными элементами семейно-брачных ценностей студенческой молодежи, отраженными в ответах респондентов, представляющих православную и мусульманскую, светскую культуры.
Ключевые слова: идеациональные, чувственные и идеалистические этические системы, классы семейных ценностей, систематизация семейных ценностей, базовые религиозные ценности семьи и брака, христиане, мусульмане, представители светской культуры.
В многообразии моделей современной российской семьи еще достаточно прочно сохраняется религиозная семья с присущими ей ценностями, уходя своими корнями как в далекую патриархальную практику, так и в современные религиозные объединения.
Так как система семейных ценностей является неотъемлемым компонентом системы этики и от нее же производна, мы обратимся к работе П.А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество»1, в которой классик выделяет три основных типа этик:
1. Идеациональные этические системы, характеризующиеся направленностью со сверхчувствительным.
2. Чувственные этические системы, для которых высшая ценность - «в рафинированной или грубой форме чувственное счастье, наслаждение».
3. Идеалистические этические системы являют собой синтез национальных и чувственных нравственных ценностей.
В соответствии с классификацией систем этики П. Сорокина можно выделить три класса семейных ценностей: идеациональный, чувственный и идеалистический.
Кроме названных трех (православная, чувственная, идеалистическая), по мнению исследователя В.В. Форсовой, необходимо добавить четвертую самостоятельную систему семейных ценностей - советскую. Во-первых, она не вписывается полностью ни в один из трех выделяемых П. Сорокиным классов этических систем, а следовательно, ни в одну из трех
систем ценностей, хотя и обнаруживает явные сходства со всеми тремя. Во-вторых, за годы советской власти она утвердилась в качестве господствующей в нашем обществе, и именно она до последнего времени служила регулятором семейных отношений. Поэтому именно на ее основе происходит возрождение православной семьи [2].
Далее мы попытаемся соотнести элементы православной и мусульманской систем
семейных ценностей с аналогичными элементами систем семейно-брачных ценностей студенческой и учащейся молодежи, отраженными в ответах респондентов - представителей православной, мусульманской и светской культур. Но прежде обозначим основные семейные ценности этих культур, чтобы отчетливее увидеть имеющиеся сходства, различия, специфические характеристики и свойства.
Многие исследователи выделяют не более семи основных элементов системы семейных ценностей, подчеркивая при этом их надвременной характер, не связанный с конкретной социальной структурой, так как в содержательном плане ими утверждается и обосновывается приоритет внутреннего духовного над материальным, внешнеатрибутивным.
В качестве важнейших параметров, например, православной системы семейных ценностей выделим следующие: 1) происхождение и сущность брака, 2) альтернативы браку и семье, 3) допустимость до- и внебрачных контактов, 4) вступление в брак, 5) распад семьи, 6) обязанности супругов, 7) воспитание детей в семье.
1. Происхождение и сущность брака. Содержательную наполненность этого элемента определяют два постулата. Первый - брак установлен Богом. Второй - брак есть образ духовного союза Христа с Церковью.
2. Альтернативы браку и семье. По христианскому учению устраниться от заключения брака могут лишь те, кто не способен к нему: «...скопцы,
которые от чрева матернего родились так; ...которые оскоплены от людей; которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мат. 19.12), то есть те, которые по любви к девству, подвигами воздержания ослабили страсть плотскую и с помощью благодати Божией покорили плоть духу (к последним, прежде всего, относится монашество).
Других альтернатив браку не существует.
3. Допустимость до- и внебрачных контактов. Поскольку брак узаконен
для христиан во избежание блуда, то добрачные, равно как и вообще внебрачные контакты, -суть блуда, «яд, умертвляющий душу». А «кто блудодействует, тот отрекается от Христа».
4. Вступление в брак. Данный элемент в православном учении о браке и семье имеет две взаимосвязанные - земную и небесную - ступени. Низшая, земная ступень состоит в выборе женихом невесты и невестой - жениха. От разумности этого выбора во многом зависит счастье в семейной жизни.
Разумность же, по св. И. Златоусту, состоит в том, чтобы избегать как браков по расчету, корысти, так и браков по любви или страсти. Корыстный, так называемый
«благоразумный», выбор женихом невесты, как полагает он, в высшей степени неблагоразумен для мужчины, оскорбителен для святости брака, унизителен для чести женщины и вреден по своим последствиям. Главное, что нужно искать в невесте, это доброта души и благонравие. Он советует вступать в брак лучше с бедною, но доброю, чем с богатою девицею.
Второй тип браков - по страсти - не менее опасен. Причиной их заключения служат не душевные достоинства избираемого лица, а его телесная красота и другие внешние качества, а потому неудивительно, что они бывают очень несчастливы.
5. Распад семьи. Основным постулатом, определяющим отношение христианина к разводу, является следующий: «:...что Бог сочетал, того .человек да не разлучает». Брак нерасторжим до смерти одного из супругов, так как брачный союз не простое, легко разрываемое соединение мужчины и женщины для удовлетворения главным образом одних только чувственных потребностей. Он - освященное благословением и благодатью Господа соединение двух существ в одно неразделимое существо.
6. Обязанности супругов обусловлены высокой целью брачного союза христиан -духовного, нравственного совершенствования друг друга, возможного только при внутреннем единении их душ. Достижению этой цели и подчинены нравственные обязательства супругов: преодоление самолюбия, взаимная любовь, взаимное уважение и
доверие, взаимопомощь, снисходительность к недостаткам другого, терпимость, великодушие, умение прощать, способность к самоотвержению.
7. Воспитание детей в семье. Согласно православному учению о семье, нерадение о детях -больший из всех грехов, приводящих родителей к крайнему нечестию.
Ребенок подобен молодому деревцу, легко склоняемому в любую сторону, он может стать и ангелом, и дьяволом в зависимости от воспитания, которое получит. Тихон Задонский призывает родителей поступать со своими детьми так, как поступает с саженцами садовник, отсекая негодные побеги, которые могут повредить и иссушить дерево, отсекать растущие в них страсти, чтобы те не разрослись и не завладели, привязывать их сердца к страху Божию, «воспитывать их в учении и наставлении Господнем».
Пока душа ребенка нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, необходимо пробуждать ее к добру.
Крайним безумием, считает И. Златоуст, является забота родителей о том, чтобы собрать богатство и оставить его детям вместо того, чтобы учить их добродетели - этому величайшему неоскудевающему сокровищу, приносящему с каждым днем все больше даров. Необходимо наставлять детей, чтобы обилие богатства они считали за ничто, предпочитая добродетель всему другому, и презирали славу настоящей жизни.
Лучше наставлять детей не словом, а примером своей доброй жизни, ибо они особенно склонны подражать родителям и в добром, и в дурном.
Полезно учить детей наукам и художествам, но учить их жить по-христиански просто необходимо. Истинный отец - не тот, что родил, но тот, кто воспитал и научил, ибо родивший родил к временной жизни, а воспитавший в благочестии - к вечной.
Дети должны быть послушны, почитать их, проявлять к родителям всяческую благодарность: помогать им в нуждах и одевать их; в старости и болезни покрывать и извинять их немощи. В противном случае Бог определил детям великие наказания: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою».
Новые условия существования человека в России и мире побуждают актуализировать религиозные идеалы и ценности семьи для сохранения самой жизни. Обращают на себя внимание те ценности и обычаи семейно-брачных отношений, которые были традиционными на протяжении многих веков. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома), семья сама по себе выступала как ценность.
Базовые религиозные ценности семьи и брака в своей содержательной сущности почти идентичны в идеологии христианства и мусульманского мира. Они близки и светскому образу жизни, хотя степень их реализации в быту, в повседневной жизни, безусловно, не одинакова.
В ходе проведенного в 2010 году в Адыгее и Ростовской области исследования было опрошено 1028 респондентов, представляющих молодежь различных религиозных конфессий, в том числе индифферентных и не разделяющих религиозных воззрений. Тем не менее ответы подтвердили верность изложенного выше вывода.
Приведем результаты коррелирования ответов респондентов на некоторые вопросы, отражающие основные ценности семьи и брака, с религиозностью студенческой молодежи (см. таблицу 1).
Таблица 1
Корреляция ответов верующих студентов и атеистов на вопросы, отражающие основные
ценности семьи и брака
(в % от общего числа респондентов)
Варианты ответов Христиане Мусульмане Атеисты
1. Необходимо ли создавать семью?
- Да, семья - основной смысл жизни человека 93,0 93,5 89,2
- Нет, могу обойтись без нее 2,9 2,6 5,9
-Затрудняюсь ответить 3,3 3,9 4,2
- Другое 0,8 0 0,7
2. Общаетесь ли Вы с родителями на темы любви и подготовки к семейной жизни?
-Да, очень часто 50,3 45,5 37,4
- Нет 33,7 40,3 39,9
- Затрудняюсь ответить 16,0 14,3 22,7
3. Допускаете ли Вы добрачные сексуальные отношения?
- Да 80,9 27,6 83,5
- Нет 11,1 60,5 9,1
- Не знаю 7,9 11,8 7,4
4. Как Вы относитесь к рождению детей вне брака?
- Положительно 7,4 74,0 54,2
- Отрицательно 57,5 19,5 32,0
- Нейтрально 32,0 2,6 12,0
- Другое 3,0 3,9 1,8
5. Нужна ли, по Вашему мнению, пышная свадьба?
- Нет, это ни к чему 21,8 20,8 26,8
- Нужна, ведь это важное событие в жизни 63,8 66,2 60,2
- Другое 14,5 13,0 13,0
6. Считаете ли Вы обязательным религиозное освящение брака?
- Да 50,1 69,3 39,4
- Нет 41,5 25,3 54,1
- Другое 8,5 5,3 6,5
7. Какой брак Вы считаете действительным?
- Зарегистрированный в ЗАГСе 47,4 28,6 57,3
- Освященный религиозным обрядом 3,0 20,8 2,8
- Оба названных варианта 44,5 48,1 33,2
- Затрудняюсь ответить 5,1 2,6 6,6
8. Соединяясь брачным союзом с представителем другой религиозной конфессии, готовы ли Вы поменять свою религию?
- Да 3,2 2,6 4,6
- Нет 57,9 62,3 46,8
- Не вижу необходимости 33,5 32,5 43,7
- Затрудняюсь ответить 5,4 2,6 4,9
9. Может ли религия, по Вашему мнению, стать препятствием для заключения брака, если Вы являетесь
представителем другой конфессии?
- Да 47,7 42,9 37,8
- Нет 44,2 51,9 59,0
- Другое 8,1 5,2 3,2
10. Согласны ли Вы с тем, что брак мешает творческой реализации человека?
- Да 7,9 9,3 6,7
- Трудно сказать 55,8 40,0 51,2
- Наверное, мешает 11,7 18,7 10,6
- Затрудняюсь ответить 24,6 32,0 31,4
11. Что, по Вашему мнению, должно укреплять семью?
- Гармония чувств, взаимопонимание, общность интересов, дети 64,8 70,8 67,9
- Интимная жизнь 16,9 12,5 17,0
- Материальное благополучие 16,0 15,6 13,7
- Другое 2,3 1,0 1,4
12. Сколько, по Вашему мнению, должно быть детей в семье?
- не больше 1 6,2 2,8 9,2
- не больше 2 76,3 34,7 71,5
- 3 и более 17,5 62,5 19,4
13. Какой идеальный возраст, по Вашему мнению, для рождения первенца?
- 16-18 лет 1,9 1,4 4,2
- 19-23 года 65,9 62,5 61,6
- 24-27 лет 31,6 34,7 30,6
- другое 0,6 1,4 3,5
14. Каково Ваше отношение к многоженству?
- Отрицательное 76,0 69,7 67,7
- Возможно в определенных социокультурных условиях 9,3 13,2 7,0
- Нейтральное 8,1 5,3 14,0
- Положительное 4,3 9,2 6,3
- Затрудняюсь ответить 2,4 2,6 4,9
15. Каково Ваше отношение к разводу?
- невозможен ни при каких обстоятельствах 8,4 22,4 12,2
- Возможен только в крайних случаях 67,8 57,9 60,8
- Вполне нормальное явление 21,8 19,7 24,1
- Другое 2,1 0 2,8
Из таблицы видно, что основные ценности семьи и брака, сформированные в русле общечеловеческих ценностей как регуляторы семейно-брачных отношений, выразители нравственно-этических норм и правил жизнедеятельности, отчетливо прослеживаются в
сознании студенческой молодежи независимо от их религиозной принадлежности. Правда, степень их проявления различна. Так, видя в семье основной смысл жизни человека (более 93 % верующих и 89,2 % атеистов), небольшое число респондентов все же заявили, что могут обойтись и без семьи, при этом число атеистов, так полагающих, в 2 раза больше, чем христиан и мусульман. Добрачные сексуальные отношения не допускают в большей степени мусульмане (60,5 %), тогда как для христиан и атеистов этот показатель выражается соответственно 11,1 % и 9,1 %. Положительно воспринимают рождение детей вне брака 74 % мусульман, 54,2 % атеистов, тогда как христиане в большинстве не одобряют этого.
Общение с родителями на темы семейно-брачных отношений в большей степени характерно для студентов-христиан (50,3 %), у студентов - атеистов этот показатель 37,4 %. Пышной свадьбы желают практически все, независимо от религиозной принадлежности (63,8 %,66,2%, 60,2%).
Для студентов мусульман и христиан религиозное освящение брака обязательно (соответственно 69,3% и 50,1%), не возражают против этого 39,4% атеистов. При этом действительным считают брак, зарегистрированный в ЗАГСе, 47,4% христиан, 28,6% мусульман, 57,3% атеистов. За брак, освященный религиозным образом, - 20,8% мусульман. За оба варианта брака высказались 44,5% христиан, 48,1% мусульман, 33,2% атеистов.
Преобладающее большинство студентов (свыше 90%) не готовы или не видят необходимости поменять свою религию в случае соединения брачным союзом с представителями другой религиозной конфессии. Более того, 47,7% христиан, 42,9% мусульман, 37,8% атеистов считают, что религия может стать препятствием в данном случае.
На вопрос о том, мешает ли брак творческой реализации человека, большинство студентов затруднилось ответить (христиан - 80%, мусульман - 72%, атеистов - 82,6%). Очевидно, причина этого в недостаточном опыте семейно-брачных отношений.
Наиболее благоприятный возраст для рождения первенца - 19-23 года - считают 65,9% христиан, 62,5% мусульман и 61,6% атеистов. Респонденты-христиане и атеисты полагают, что в современной семье должно быть не более двух детей (76,3% и 71,5%), и мусульмане - три и более (62,5%).
Отношение к многоженству у большинства респондентов отрицательное (христиане - 76%, мусульмане - 69,7%, атеисты - 67,7%), и все же 9,2% мусульман, 4,3% христиан и 6,3% атеистов положительно оценивают многоженство.
Развод в семейно-брачных отношениях считают невозможным ни при каких обстоятельствах - 8,4 % христиан, 22,4% мусульман, 12,2% атеистов, однако только в крайних случаях развод возможен, по мнению 67,8% христиан, 57,9% мусульман, 60,8% атеистов. Как вполне нормальное явление рассматривают развод христиане (21,8%), мусульмане (19,7%), атеисты (24,1%).
Выделяя ценности, укрепляющие семью, 64,8% христиан, 70,8% мусульман, 67,9% атеистов отметили гармонию чувств, взаимопонимание, общность интересов, детей; 16,9% христиан, 12,5% мусульман, 17% атеистов назвали интимную жизнь; 16% христиан, 15,6% мусульман , 13,7% атеистов указали на материальное благополучие.
Завершая статью, следует подчеркнуть, что религиозные ценности семейно-брачных отношений, формируясь в социуме и трансформируясь в нем, теснейшим образом слились с нравственно-этическими нормами и правилами человеческого общежития, стали неотъемлемой частью всего аксиологического комплекса социальных взаимодействий индивидов и многочисленных социальных образований, в том числе и такого древнего и в то же время всегда молодого института, коим является семья. Задача состоит в том, чтобы эти ценности бережно хранить, передавая из поколения в поколение, наполняя новым современным содержанием, учитывающим многообразие интересов человека и общества.
Примечания:
1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 489-490.
2. Форсова В.В. Православные семейные ценности. Социологические исследования. 1997. № 1. С. 65.
3. Творения иже во святых отца нашего И. Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 7. СПб., 1901. С. 395-396.
4. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. М.: Свято-Данилов монастырь, 1995. С. 30.
5. Творения иже во святых отца нашего И. Злотоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 2. СПб., 1896. С. 373-374.