УДК 316.3/.4
Г. Б. Кошарная, Л. В. Рожкова
ЦЕННОСТИ МОДЕРНА В ОРИЕНТАЦИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье рассматриваются модернизационные ориентации студенческой молодежи в рамках либеральной модели и аналитической концепции современной личности. По результатам социологического исследования проводится типологический анализ по характеру ориентаций студенческой молодежи.
Ключевые слова: студенческая молодежь, ценностные ориентации, модернизация, либеральные ценности, ценности модерна.
Abstract. The article considers modernization orientations of students within the limits of the liberal model and the analytical concept of a modern person. On the basis of sociological research results the authors typologically analyze the nature of students’ orientations.
Key words: students, valuable orientations, modernization, liberal values, values of the modernist style.
В настоящее время в российском обществе сосуществуют вместе традиционалистские (патерналистские) и модернистские ориентации, основанные на идеях личной ответственности, инициативы, индивидуальной свободы, характерные для эпохи модерна. Молодое поколение, имеющее модернизированный тип сознания, только начинает формироваться в российском обществе, их сознание во многом противоречиво в своих оценках, «поскольку еще только освобождается от остатков традиционалистской картины мира, характерной скорее для доиндустриальных, чем современных обществ» [1].
С целью изучения проявления этих двух моделей альтернативного видения мира в сознании молодежи и степени распространенности традиционалистских и модернистских ориентаций было проведено социологическое исследование среди студентов вузов четырех регионов: Пензенская область, республика Мордовия, Ульяновская область, республика Татарстан (п = 1254, 2010 г.). Выделение полярных типов мировоззрения было основано на разработке и выделении интегрального показателя, используемого в исследованиях, проведенных Институтом социологии РАН. Этот индекс включал наличие минимум 5 из 7 позиций (в исследовании ИС РАН - 5 из 9 позиций): 1) предпочтение общества индивидуальной свободы обществу социального равенства; 2) выбор демократии в дилемме «демократия - безопасность»; 3) согласие с тем, что России подходит западный путь развития; 4) отсутствие патерналистских ожиданий по отношению к государству; 5) согласие с тем, что государство должно отстаивать интересы каждого гражданина; 6) согласие с тем, что государство имеет право ограничить свободу слова, если пресса нарушает интересы государства; 7) согласие с тем, что правительство не имеет права влиять на правосудие, даже если этого требуют интересы государства. Показатель «ориентация на инициативность», присутствующий в показателе ИС РАН, был использован при анализе суждений, разработанных на основе «модели современного человека» А. Инкельса. Таким образом, для отнесения к модернистам респонденты должны были набрать бо-
лее половины индикаторов, характерных для лиц с особенностями сознания, присущих эпохи модерна.
В целом, по данным исследований ИС РАН (2007 г.), модернистов -20 %, промежуточный тип составляет 33 %, традиционалистов - 47 %. Материалы исследований (2004, 2007 гг.) показывают, что в 2004 г. в возрастной когорте до 25 лет доля модернистов была больше, чем доля традиционалистов. В 2007 г. картина качественно изменилась, и нет ни одной возрастной когорты, где модернисты «перевешивали» бы традиционалистов (табл. 1) [1].
Таблица 1
Доля приверженцев модернистского и традиционалистского мировоззрения среди представителей различных возрастных когорт (%)1
Типы мировоззрений Возрастные когорты
16-25 26-35 36-45 46-55 56-65
2007 г.
Модернисты 27 25 21 15 11
Промежуточные 34 34 33 37 26
Традиционалисты 39 41 46 48 63
2004 г.
Модернисты 37 32 27 19 13
Промежуточные 33 36 34 32 28
Традиционалисты 29 32 39 49 59
Несколько иная картина складывается по результатам авторского опроса студенческой молодежи (рис. 1). Данные проведенного исследования показали, что группа молодежи, являющейся последовательным носителем типа ментальности, характерного для эпохи модерна, немногочисленна - 26 % респондентов; группа последовательных сторонников традиционалистской ориентации составила 9 % в целом по выборке. Полученные результаты показывают, что в нашем исследовании наибольшее количество респондентов принадлежат к так называемому смешанному (промежуточному) типу (65 %), однако распространенность промежуточного типа, по данным общероссийских исследований, меньше2.
Вместе с тем результаты проведенного М. А. Ядовой исследования (опрос студенческой молодежи в возрасте от 17 до 25 лет, Московская область, 2008 г.) также свидетельствуют о наибольшей распространенности промежуточного, смешанного типа [2]. Это может объясняться тем, что студенты находятся в состоянии неопределенности, выбора своего жизненного пути, их ценностное сознание еще не до конца сформировано и постоянно трансформируется.
В сознании большинства респондентов сочетаются «модернистские» и «традиционалистские» поведенческие установки. По данным исследования
1 Российская идентичность в социологическом измерении : аналитический доклад / М. К. Горшков, А. Л. Андреев, Л. Г. Бызов, Р. Э. Бараш, В. В. Петухов,
Н. Е. Тихонова. - М., 2007. - иКЬ: http://www.isras.ru/analytical_report_Ident.html
2 Здесь необходимо учитывать, что сравнение производится не по студенческой молодежи в целом, а по возрастной когорте 16-25 лет; респондентами в нашем исследовании выступали студенты вузов в возрасте от 18 до 23 лет.
М. А. Ядовой таких оказалось немного - 20 % «модернистов», 70 % смешанных и 10 % «традиционалистов» в подвыборке сильноресурсных (с высокой степенью успеваемости, из благополучных, обеспеченных семей, хотя бы один из родителей имеет интеллектуальную, достаточно высокостатусную профессию), а в группе молодежи с меньшим социальным капиталом только один из восьми (12,5 %) демонстрирует «модерные» поведенческие установки, каждый четвертый - «традиционные» (25 %); 62,5 % представляют смешенный тип [2, с. 38].
модернисты промежуточные традиционалисты
Рис. 1. Распределение респондентов по типам мировоззрения (в процентах от числа опрошенных, п = 1254)
модернисты традиционалисты смешанный тип
И сильноресурсная молодежь Ш слабо ресурсная молодежь
Рис. 2. Выбор стратегии поведения в зависимости от социальной ресурсности респондентов1 (в процентах от числа опрошенных)
Данные авторского исследования показали, что модернизационных ориентаций придерживаются 24 % русских, 36 % татар, 14 % мордвы, 20 % пред-
1 Ядова, М. А. Российское поколение икс: «модернисты» и «традиционалисты» (опыт пилотажного исследования) / М. А. Ядова // Социокультурные исследования. -2008. - № 3. - С. 38.
ставителей других национальностей. Среди традиционалистов русских - 9 %, татар - 6 %, мордвы - 16 %, других - 14 %. Представителей смешанного типа: среди русских - 67 %, среди татар - 57 %, среди мордвы - 69 %, среди других - 66 %. Данные представлены на рис. 3.
О 10 20 30 40 50 60 70
й русские ^ татары ■ мордва 0 другие
Рис. 3. Распределение респондентов по типам мировоззрения и национальности (в процентах от числа опрошенных, п = 1254)
Таким образом, среди модернистов больше всего представителей татарской национальности (36 %), среди традиционалистов - представителей мордовской национальности (16 %). Среди смешанного типа наименьшее количество представителей татарской национальности.
Среди модернистов преобладают мужчины - 35 % против 19 % женщин; среди смешанных - женщины - 71 % против 57 % мужчин (табл. 2).
Таблица 2
Распределение модернистов, традиционалистов и представителей смешанного типа в зависимости от гендерного признака (в процентах)
Мужчины Женщины
Удельный вес в выборке, % 45 55
Модернисты 35 19
Традиционалисты 8 10
Промежуточные 57 71
Итого 100 % 100 %
Лиц, придерживающихся модернизационных ориентаций, больше в полных семьях (27 % против 22 %); также больше модернистов среди студентов, чьи родители имеют высшее образование: у 30 % модернистов родители имеют высшее образование, у 18 % - не имеют. Модернистов больше среди тех, кому учеба дается с трудом (30 %); 24 % модернистов учатся средне, и всего 18 % учатся на «4» и «5» (табл. 3).
Таблица 3
Распределение респондентов по типам мировоззрения и показателям ресурсности (в процентах)
Ваша семья Высшее образование родителей или хотя бы одного Степень успеваемости в вузе
Полная Неполная Нет 5 в ^ * 6 а н Учусь средне («3»-«4») Учеба дается с трудом
Удельный вес в выборке, % 78 22 67 33 57 38 5
Модернисты 27 22 30 18 24 30 33
Традиционалисты 9 10 8 11 9 9 11
Промежуточные 64 68 61 71 67 61 56
Итого 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %
Модернистов больше всего на втором курсе (32 %) и меньше всего на первом - 20 % (на пятом курсе доля модернистов составляет 29 %). Придерживаются модернизационных ориентаций больше всего студенты технического профиля - 33 % (на социально-гуманитарных специальностях - 21 %) (табл. 4). Эти данные можно объяснить тем, что студенты технических специальностей более всего погружены в инновационные компоненты развития науки, техники, технологий, и это накладывает свой отпечаток на сознание таких студентов, заставляя их все время искать новое, более совершенное, постоянно трансформируя свои взгляды, ценности, нормы в соответствии с новыми социально-экономическими условиями.
Таблица 4
Распределение респондентов по типам мировоззрения, курсам обучения и специальностям (в процентах)
Курс обучения Профиль специальности
1 2 3 4 5 Социальноэкономический и гуманитарный Технический Естественно- научный
Удельный вес в выборке, % 16 11 28 27 18 35 33 32
Модернисты 20 32 26 27 29 21 33 25
Традиционалисты 6 10 9 8 11 10 9 9
Промежуточные 74 58 65 65 60 69 58 66
Итого 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %
Наиболее модернизированное сознание присуще студентам, проживающим в Татарстане, - таких 35 %, наименьшее количество модернистов в Мордовии - 17 % (рис. 4).
35
Республика Татарстан, п=438 Ульяновская область, п=238 Республика Мордовия,п=290 Пензенская область, п=288
О 5 10 15 20 25 30 35
Рис. 4. Распределение респондентов, придерживающихся модернизационных установок по регионам (в процентах от числа опрошенных по каждому региону)
Также модернистов больше всего среди тех, кто проживал до поступления в вуз в мегаполисах, - 43 %. Результаты исследования выявили тенденцию снижения количества модернистов по мере уменьшения размера поселения: 43 % модернистов до поступления в вуз проживали в мегаполисе; 32 % -в крупных городах; 26 % - в больших и средних городах; 20 % - в малых городах; 18 % - в селах и поселках. Это вполне объяснимо тем, что студенты из сельской местности больше склонны придерживаться «старых», традиционных, в некоторой мере патерналистских взглядов. Количество студентов, придерживающихся традиционных взглядов, среди лиц, приехавших из сельской местности учиться в вуз, 14 %; лиц из мегаполисов - 7 %; представителей смешанного типа среди студентов из мегаполисов - 50 %; среди студентов из сельской местности - 68 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что модернизационные ориентации зависят практически от всех рассматриваемых показателей (условий) -гендерных различий, типа поселения до поступления в вуз, типа семьи, высшего образования родителей, курса, профиля специальности, региона.
С целью выявления распространенности распределительных или до-стижительных ориентаций молодого поколения был задан вопрос «Что бы Вы предпочли, если бы могли выбирать?». В исследовании ИС РАН (проект «Социальное неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации», под рук. Л. М. Дробижевой, 1999-2001 гг.) тип экономических ориентаций определялся через выбор респондентом одного из четырех вариантов ответа на проективный вопрос о предпочитаемом характере оплаты труда с вариантами ответов: 1) иметь пусть небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне; 2) иметь твердый, пусть и небольшой заработок, но больше свободного времени и более легкую работу; 3) много зарабатывать, пусть даже без особых гарантий на будущее; 4) иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск. Предполагалось, что выбор первых двух вариантов ответа свидетельствует об общей ориентации на распределительную модель, а двух последних - на принципиальное предпочтение «достижительной» модели [3, с. 166].
По данным нашего исследования, 46 % респондентов являются «ориентированными на распределяемый доход» и 50 % - «ориентированными на до-стижительность». 26 % респондентов выбрали вариант «иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск»; 25 % - «получать меньшую, но стабильную зарплату и иметь уверенность в завтрашнем дне»; 23 % - «иметь работу по душе, даже если она не будет приносить больших денег» и 20 % -«много работать и хорошо получать, пусть даже без особых гарантий на будущее». Вариант «получать меньше, но иметь больше свободного времени» выбрали только 2 % респондентов. По данным исследования «Левада-Центра» (2008 г., п = 1500), также только 4 % респондентов выбрали вариант - «небольшой заработок, но больше свободного времени»; вариант «иметь пусть небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне» выбрали наибольшее количество респондентов - 56 %; только 8 % опрошенных отметили, что хотели бы вести свое дело на свой страх и риск [4, с. 13].
Таким образом, можно сказать, что современному молодому поколению свойственны как современные тенденции - инициатива, предприимчивость, так и традиционные, патерналистские ориентации (характерное отношение к труду - как в советское время). Распределение ответов на вопрос «Что бы Вы предпочли, если бы могли выбирать?» в зависимости от выделенных типов мировоззрения представлено в табл. 5.
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос «Что бы Вы предпочли, если бы могли выбирать?» в зависимости от типа мировоззрения (в процентах)
Социальные установки
Варианты ответов Модернисты Традиционалисты Смешанные
Удельный вес в выборке, % 26 9 65
Получать меньше, но иметь больше свободного времени 2 1 2
Получать меньшую, но стабильную зарплату и иметь уверенность в завтрашнем дне 16 29 28
Много работать и хорошо получать, пусть даже без особых гарантий на будущее 24 18 18
Иметь работу по душе, даже если она не будет приносить больших денег 21 28 23
Иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск 33 18 24
Затрудняюсь ответить 3 6 4
ИТОГО 100 % 100 % 100 %
Данные табл. 5 показывают, что модернисты более всего ориентированы на инициативу, предприимчивость; традиционалисты склонны «иметь ра-
боту по душе» и «быть уверенными в завтрашнем дне», что в целом согласуется с традиционными взглядами и ориентациями.
Модернистов, которые хотели бы открыть и вести собственное дело, больше всего в Татарстане - 38 % и меньше всего в Мордовии - 18 %. Много работать и хорошо получать хотят в наибольшей степени респонденты-модернисты, проживающие в Ульяновской области, - таких 28 %. Среди традиционалистов вариант «получать меньшую, но стабильную зарплату и иметь уверенность в завтрашнем дне» выбрали 42 % опрошенных в Ульяновской области и всего 14 % в Республике Татарстан. Иметь больше свободного времени хотели бы только 5 % респондентов-традиционалистов в Ульяновской области. «Иметь работу по душе» в наибольшей степени хотели бы респонденты-традиционалисты, проживающие в Республике Татарстан (табл. 6).
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «Что бы Вы предпочли, если бы могли выбирать?» в зависимости от типа мировоззрения и региона (в процентах)
Варианты ответов Пензенская область Республика Мордовия Ульяновская область Республика Татарстан
Модернисты Традиционалисты е ы н В е ме О ы т с и н а е д о М нмиїганоиїїиіґвсіх Смешанные Модернисты Традиционалисты е ы н В е ме С ы т с и н а е д о М нмиїганоиїїиіґвсіх е ы н В е ме С
Удельный вес в выборке, в % 23 10 67 17 13 70 25 8 67 35 6 59
Получать меньше, но иметь больше свободного времени 3 0 2 2 0 2 9 5 3 0 0 2
Получать меньшую, но стабильную зарплату и иметь уверенность в завтрашнем дне 15 23 31 26 33 29 15 42 25 14 18 27
Много работать и хорошо получать, пусть даже без особых гарантий на будущее 21 21 16 22 21 22 28 16 17 23 14 17
Иметь работу по душе, даже если она не будет приносить больших денег 20 28 25 30 28 23 13 21 24 22 32 22
Иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск 36 28 23 18 13 22 32 5 25 38 25 27
Затрудняюсь ответить 5 0 3 2 5 2 3 11 6 3 11 5
С целью выявления социальных установок респондентов в исследовании определялись условия, которые, по их мнению, являются наилучшими для достижения успеха. Большинство опрошенных (80 %) связывают успех в
жизни с собственными усилиями; однако 24 % уверены, что все зависит от случая, стечения обстоятельств (а это достаточно высокий процент!). Среди модернистов респондентов, которые надеются на собственные усилия, несомненно больше - 80 %; в группе традиционалистов таких оказалось 72 %. Наличие хорошего образования оказалось значимо для достижения успеха в жизни в наибольшей степени для традиционалистов. «Материальная обеспеченность семьи» и «стечение обстоятельств» - варианты, получившие наименьшее количество ответов. Достижение успеха во взаимосвязи с продуманными планами на будущее присуще в наибольшей степени модернистам. Среди других вариантов были названы: поддержка семьи, близких; стремление к цели: ее наличие и возможности; уверенность в завтрашнем дне; адаптация в обществе и комфортное государство. Данные представлены в табл. 7.
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос «Какие условия являются лично для Вас наилучшими для достижения успеха?» в зависимости от типа мировоззрения (в процентах)
Социальные установки
Варианты ответов Модернисты Традиционалисты Смешанные
Удельный вес в выборке, % 26 9 65
Собственные усилия 80 72 81
Наличие хорошего образования 43 63 56
Материальная обеспеченность семьи 23 29 22
Наличие хороших связей 55 47 51
Продуманные планы на будущее 44 34 38
Зависит от случая, стечения обстоятельств 22 24 26
Другое 1 3 1
В табл. 8 представлено распределение выбора наилучших условий для достижения успеха в зависимости от социальных установок респондентов и региона.
Данные табл. 8 показывают, что собственные усилия являются наиболее значимыми для респондентов-модернистов, проживающих в Республике Татарстан, - 85 % и наименее значимы для модернистов в Республике Мордовия - 62 %. Наличие хорошего образования как фактор достижения успеха считают важным 66 % традиционалистов в Пензенской области и 61 % -в Республике Татарстан. 41 % респондентов, придерживающихся традиционных взглядов в Республике Мордовия, склонны рассчитывать на материальную обеспеченность своей семьи; наименьшее количество тех традиционалистов, которые рассчитывают на поддержку семьи, - в Ульяновской области (16 %). Наличие хороших связей и знакомств является неотъемлемым эле-
ментом современной жизни. Этот показатель выделяют как наиболее значимый 62 % модернистов в Республике Мордовия (в Пензенской области этот показатель у модернистов составляет 59 %, в Ульяновской области - 48 %, в Татарстане - 54 %). Продуманные планы на будущее являются значимыми для 50 % модернистов в Татарстане, 44 % модернистов - в Пензенской области, 38 % - в Республике Мордовия и 37 % - в Ульяновской области.
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос «Какие условия являются лично для Вас наилучшими для достижения успеха?» в зависимости от типа мировоззрения и региона (в процентах)
Пензенская область Республика Мордовия Ульяновская область Республика Татарстан
Варианты ответов ы т с и д Л е о ы т с ли на о и иц 3 е ы н н л В е а С ы т с и и а е ч о ы т с ли на о и иц 3 е ы н н л а е а С ы т с и и а е ч о ы т с ли на о и иц 3 е ы н н л а е а С ы т с и и а е ч о ы т с ли на о и иц 3 Тр е ы н н л а е а С
Удельный вес в выборке, % 23 10 67 17 13 70 25 8 67 35 6 59
Собственные усилия 83 69 82 62 69 73 80 68 83 85 82 85
Наличие хорошего образования 42 66 59 48 62 52 33 63 61 46 61 55
Материальная обеспеченность семьи 21 28 27 24 41 27 27 16 18 22 21 15
Наличие хороших связей 59 45 52 62 49 55 48 37 46 54 54 50
Продуманные планы на будущее 44 45 33 38 23 40 37 32 42 50 39 36
Зависит от случая, стечения обстоятельств 21 21 30 24 26 25 30 32 21 18 21 25
Другое 2 0 2 0 3 0 2 0 1 1 7 2
Таким образом, собственные усилия как наилучшее условие для достижения успеха являются наиболее значимыми для модернистов, проживающих в Республике Татарстан, а наличие хорошего образования считают наиболее важным фактором достижения успеха традиционалисты-студенты вузов в Пензенской области и Республике Татарстан. Наибольшее количество респондентов в Республике Мордовия, придерживающихся традиционных взглядов, рассчитывают на материальную обеспеченность своей семьи.
С целью комплексного анализа современных и традиционных ориентаций в нашем исследовании были использованы показатели модели «современного человека» А. Инкельса1. В 1970-е гг. американские социологи А. Инкельс и Д. Смит, основываясь на данных исследований разных стран мира, обнаружили, что во всех обществах, испытывающих на себе влияние
1 Исследования, начатые А. Инкельсом, представляют научный интерес, и в настоящее время они продолжаются, новые полученные результаты подтверждают и углубляют предыдущие.
процессов модернизации, формируется так называемый современный тип личности («the Modem Man»). Сравнительное изучение шести стран - Аргентины, Чили, Индии, Израиля, Нигерии и Пакистана - позволило построить аналитическую модель современной личности. Предложенная А. Инкельсом аналитическая модель современной личности включает следующие значимые черты: открытость экспериментам, инновациям, изменениям; готовность к плюрализму мнений, признание существования разных точек зрения без опасения изменения собственного видения мира; ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое; уверенность и способность в преодолении создаваемых жизнью препятствий; планирование будущих действий для достижения целей как в общественной, так и в личной жизни; вера в возможность регулирования и прогнозирования социальной жизни; чувство справедливости, основанное на уверенности в зависимости вознаграждения от вклада и мастерства; высокая ценность образования и обучения; уважение достоинства других вне зависимости от статусной позиции [5, 6]. «Этот тип личности - своего рода культурный эталон, образец «модерного» общества, в отличие от «традиционного». Согласно концепции названных социологов, «современного человека» отличает независимость поступков и суждений, открытость всему новому, высокая степень правового сознания, толерантность, активная социальная и гражданская позиция, ориентация на настоящее и будущее. Важным преимуществом модели «современной личности» является ее инвариантность и независимость от государственных границ. Другой существенный вывод, сделанный Инкельсом и Смитом, заключается в том, что «модернизм» человека можно считать необходимым условием его успешного функционирования в современной цивилизации» [2, с. 37].
В нашем исследовании также выявлялись черты, присущие модели современной личности - эпохи модерна. Так, для 83 % модернистов и 73 % традиционалистов главным является инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе и жизни, готовность к риску. 85 % модернистов и 73 % традиционалистов готовы к признанию существования разных точек зрения, к конкурентной борьбе различных мнений. 70 % модернистов и 62 % респондентов, придерживающихся традиционных взглядов, верят в настоящее; 81 % модернистов и 80 % традиционалистов считают, что справедливым является вознаграждение в зависимости от трудового вклада и мастерства. 58 % модернистов полагают, что для современной жизни важное значение имеет образование и обучение (в группе традиционалистов таких 56 %). 86 % респондентов с «современным» типом мировоззрения и 78 % традиционалистов считают, что необходимо уважать других вне зависимости от национальности. 82 % модернистов и 77 % традиционалистов полагают, что уважать достоинства других следует вне их зависимости от должностного и имущественного положения. Таким образом, по всем параметрам, которые присущи современному типу личности, «лидируют» модернисты, однако показатели значений оценки типа «модерного» общества у традиционалистов также высоки. По нашему мнению, это связано с тем, что в аналитической модели современной личности представлены достаточно «общие» установки, свойственные практически всему населению постиндустриального общества. Кроме того, это также можно объяснить и тем, что студенты являются наиболее прогрессивной социально-профессиональной группой и они более под-
вержены общественному влиянию, направление которого задается в современных социально-экономических условиях в рамках инновационного развития России.
Вопрос о планах на будущее в некоторой мере может быть использован при анализе модернизационных и традиционных установок. Так, на вопрос «Люди по-разному относятся к своей жизни, к будущему: одни стараются все распланировать и предусмотреть, другие живут как живется. Что в этом смысле Вы можете сказать о себе?» треть, как модернистов, так и традиционалистов, строят планы только на ближайшие 1-2 года, но вместе с тем также треть опрошенных модернистов и традиционалистов уверены, что через несколько лет их жизнь изменится. С одной стороны, это может быть обусловлено социально-экономическими трансформациями, происходящими в современной России, с другой - это также можно рассматривать как показатель проявления патерналистских установок респондентов.
Таким образом, результаты проведенного исследования выявили, что наибольшее количество студентов вузов принадлежит к так называемому смешанному (промежуточному) типу, что можно объяснить тем, что группа студентов находится в состоянии неопределенности, их ценностное сознание еще не до конца сформировано и постоянно трансформируется. Модерниза-ционных ориентаций более придерживаются татары, чем русские; среди модернистов преобладают мужчины. Модернистов больше всего на втором курсе и среди студентов технического профиля. Социально-экономическое развитие регионов также накладывает свой отпечаток на модернизированность сознания молодежи: по результатам исследования, модернистов больше всего в Республике Татарстан.
Список литературы
1. Российская идентичность в социологическом измерении : аналитический доклад. -М., 2007.
2. Ядова, М. А. Российское поколение икс: «модернисты» и «традиционалисты» (опыт пилотажного исследования) / М. А. Ядова // Социокультурные исследования. - 2008. - № 3. - С. 37-46.
3. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / авт. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. - М. : Academia, 2002. - 480 с.
4. Общественное мнение - 2008. - М. : Левада-Центр, 2008. - 192 с.
5. Inkeles, A. Becoming modem / A. Inkeles, D. H. Smith. - Cambridge, МА : Harvard University Press, 1974.
6. Инкельс, А. Личность и социальная структура / А. Инкельс // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. - М. : Прогресс, 1965.
Кошарная Галина Борисовна
доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Kosharnaya Galina Borisovna Doctor of sociological sciences, professor, head of sub-department of sociology and human resource management,
Penza State University
Рожкова Лилия Валерьевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет
Rozhkova Liliya Valeryevna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of sociology and human resource management, Penza State University
E-mail: [email protected]
УДК 316.3/.4 Кошарная, Г. Б.
Ценности модерна в ориентациях современной студенческой молодежи / Г. Б. Кошарная, Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 1 (17). - С. 64-76.