Научная статья на тему 'Социокультурный потенциал студенческой молодежи в условиях модернизации'

Социокультурный потенциал студенческой молодежи в условиях модернизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
493
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / MODERNIZATION / SOCIAL AND CULTURAL POTENTIAL / VALUES / SYSTEM OF VALUES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рожкова Лилия Валерьевна

В статье рассматриваются основные компоненты социокультурного потенциала студенческой молодежи в условиях модернизации России, проводится анализ ценностей и ценностных ориентаций современной студенческой молодежи в условиях социокультурной модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the main components of studentssocial and cultural potential in the context of Russia’s modernization; values and value orientations of the modern youth in the context of social and cultural modernization are analyzed.

Текст научной работы на тему «Социокультурный потенциал студенческой молодежи в условиях модернизации»

Лилия РОЖКОВА

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются основные компоненты социокультурного потенциала студенческой молодежи в условиях модернизации России, проводится анализ ее ценностей и ценностных ориентаций.

The article deals with the main components of students’ social and cultural potential in the context of Russia’s modernization; their values and value orientations are analyzed.

Ключевые слова:

модернизация, социокультурный потенциал, ценности, ценностные ориентации, студенческая молодежь; modernization, social and cultural potential, values, value orientations, students.

Модернизация представляет собой совокупность технико -технологических, социально-политических, социально-экономических, духовно - нравственных изменений, кото -рые направлены на совершенствование общественной системы. Рассматривая социальные факторы модернизации России, М.К. Горшков выделяет три уровня интерпретации понятия «модернизация»: технико - экономическую модернизацию пред -приятий и учреждений; социальную и социокультурную модерни -зацию; модернизацию политической системы страны1. Подобный же подход — рассмотрение социокультурной модернизации в широ -ком смысле — разделяет Э.А. Орлова, рассматривающая этот про -цесс как совокупность социокультурных тенденций2. Социологи Н.Е. Тихонова, В.А. Аникин, С.В. Горюнова, Ю.П. Лежнина под социокультурной модернизацией подразумевают «формирование определенного типа сознания и детерминируемых им поведенче ских практик индивидов»3. Исследователи отмечают, что «без фор -мирования нового типа личности, являющегося продуктом социо культурной модернизации, никакие модернизационные инициативы... не могут быть продуктивными»4.

Среди основных компонентов социокультурного потенциала можно выделить ценности гражданской консолидации (гражданские ценности) и модернизационные ценности и ориентации (модернистские установки). Модернизационные ориентации и цен -ности могут быть рассмотрены как ценности и ориентации населе -ния (нормативно ценностные системы, поведенческие паттерны) в различных сферах жизнедеятельности (политической, социально -экономической, духовно - нравственной), соответствующие куль -турным стандартам современного общества.

Поэтому даже при условии высокой распространенности модер низационных ценностей, но при отсутствии необходимого уровня гражданской консолидации модернизация страны невозможна, по -

РОЖКОВА

Лилия

Валерьевна — к.соц.н., доцент Пензенского государственного университета

1 Горшков М.К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // Социологические исследования, 2010, № 12, с. 28-41, с. 32.

2 Орлова Э.А. Социокультурные предпосылки модернизации в России: Библиотека в эпоху перемен : информ. сб.- М., 2001, вып. 2(10), с. 7.

3 Тихонова Н.Е. и др. Концепция модернизации в работах классиков социологической мысли второй половины XIX — начала XX в. // Социология 4М: методология, методы, математические модели, 2007, № 24, с. 104.

4 Там же.

скольку в этом случае фактически не будет и самой страны как консолидированного сообщества граждан. Как справедливо отмечают В.В. Локосов и В.Л. Шульц, сегодня российское общество находится в неустойчивом равновесии и продол жает «тяготеть к хаотичным формам вос производства, сохраняет... склонность к распаду как общественной системе»1. В этом случае социальная консолидация может выступать тем фундаментом, на основе которого возможно формирова ние модернизационных ценностей, про ведение социокультурной модернизации. Социетальная консолидация, солидарная связь реализуется в ценностях граждан ской консолидации — социальном дове -рии, государственно гражданской иден тичности, гражданственности (граждан ские чувства и ценности — патриотизм, причастность, ответственность за события в стране, регионе, населенном пункте).

В современных условиях социокуль -турных трансформаций, происходящих в России, меняется структура и иерархия ценностной системы, происходит изме нение актуальности тех или иных ценно стей. Во многом ценностная сфера рос сиян обусловлена спецификой советского общества, которая связана как с сохра нением ряда социокультурных стандар тов традиционного общества (особенно в социально политической сфере), так и с достаточным уровнем его модернизиро ванности в определенных сферах (высокий уровень урбанизации, достаточно высо -кая образованность населения, успеш ное развитие науки и др.). Вместе с тем классическая теория модернизации про тивопоставляла инновации традициям. Сегодня многие исследователи разде ляют представления о модернизационном потенциале традиций, когда органичное принятие обществом различных иннова ционных систем и технологий возможно лишь в случае «вырастания» инноваций из традиций. Распад советской системы, кардинальное изменение социальноэкономических условий оказало влияние на мировоззрение, ценности, социальные установки населения и выразилось в рас пространении целого ряда модернизаци оннных установок среди широких слоев общества, в т.ч. среди молодежи.

1 Локосов В.В., Шульц В.Л. Основания консолидации российского общества (социологические аспекты). — М. : РИЦ ИСПИ РАН, 2008.

Так, в ходе социологических исследова ний, проведенных автором среди студенче -ской молодежи (Ж = 1 254 — Пензенская и Ульяновская обл. — республики Мордовия и Татарстан, 2010 г.; N = 687 — г. Пенза,

2012 г.; N = 638 — г. Пенза, г. Уфа, 2012 г.2), было установлено, что среди студентов достаточно широко распространены стан дарты западного образа жизни, что также подтверждают материалы фокус групп среди студенческой молодежи (2012 г.,

2013 г.). Современные студенты высоко ценят семью, работу, демонстрируют нон конформизм, индивидуализм, прагма тизм, ориентированы на материальный достаток и благополучие, образование, построение жизненных планов, прояв ляют готовность к риску. Вместе с тем ценности инициативности, предприим чивости, независимости, индивидуально сти не являются широко распространен ными, однако поддержка этих ценностей студентами постепенно возрастает. Так, было установлено увеличение значимости для студентов ценности инициативности с 20% в 2010 г. до 30% в 2012 г.

Формирование новой экономической среды общества оказало существенное влияние на экономические приоритеты; рост значимости материально обеспечен ной жизни, экономической инициативы повлек за собой индивидуализацию лич ных интересов. В соответствии с этим в сознании студентов прочно утвердилась установка на жизненный успех в сочета нии с богатством, материальным благо получием. Среди студентов наблюдается усиление значимости личностных цен ностей по сравнению с общественными; отмечается значительный рост значимо сти ценностей материального достатка.

По данным авторских исследований, для студентов «модернистов»3, несомненно, в большей мере значимы свобода, ценно сти инициативности, предприимчивости, независимости, индивидуальности; для

2 Исследование среди студентов г. Пензы, г. Уфы (2012 г.) проведено в рамках гранта РГНФ «Динамика ценностей и ориентаций студенческой молодежи Приволжского федерального окру га в условиях социокультурной модернизации России», проект №12-03-0016, 2012 г.

3 Подробнее о критериях деления на группы «традиционалистов», «модернистов», выделяемых по их социально политическим предпочтениям, см.: Рожкова Л.В. Модернизационые ориентации и ценности современной студенческой молоде жи : монография. — Пенза : Изд-во ПГУ, 2011, с. 77—78.

«традиционалистов» — ценности тради ционности, самопожертвования, закон ности, порядка. Студенты «модернисты» для достижения жизненных целей, как правило, надеются на собственные уси лия, они более интернальны (80% про тив 72% «традиционалистов»), склонны строить долгосрочные жизненные планы (48% против 27% соответственно) и жиз -ненный успех связывают с продуманными планами на будущее (44% против 34% со ответственно).

Материалы различных социологических исследований показывают, что современ ные студенты готовы переступить через моральные принципы для достижения жизненного успеха, что связано с их реак цией на новые социально экономические условия, однако в целом основные мораль ные установки молодежи в сфере част ной жизни по прежнему актуальны. Так, данные качественных социологических исследований (2012 г., 2013 г.) четко зафиксировали актуализированную потреб ность студентов к возрождению духовно нравственных, моральных ценностей.

Таким образом, с одной стороны, пози тивными тенденциями являются стремле ние к инновациям, предприимчивости, с другой — наблюдается значительный рост индивидуалистических ценностей в ущерб коммунитарным, что может негативно ска заться на процессах социетальной консо лидации.

Основным фактором социетальной кон солидации является социальное доверие. Как справедливо отмечают исследователи, чем выше социальное доверие, тем более устойчивой, консолидированной явля -ется общественная система. По замеча нию П.М. Козыревой, «доверие является той основой, на которой формируются надежные социальные связи, укрепляю щие общество, придающие целостность любому социальному организму»1.

Данные авторских социологических ис -следований показали, что уровень институционального доверия в студенческой среде составляет около 60%, что во многом обусловлено воздействием радикаль ных российских реформ. В большей сте -пени студенты доверяют президенту РФ; самый низкий рейтинг доверия — у СМИ.

1 Горшков М.К. и др. Социальные факторы консолидации российского общества: социологи ческое измерение / под ред. М.К. Горшкова. — М. : Новый хронограф, 2010, с. 160.

При этом было установлено, что уровень межличностного доверия в студенческой среде имеет высокие значения (около 90% в целом по выборке). Подобная тенденция превалирования межличностного доверия над институциональным свидетельствует о некоторой степени автономности обще -ства от власти. Мониторинг институцио -нального доверия среди студентов (2010— 2012 гг.) показывает некоторое увеличение уровня доверия таким социальным инсти тутам, как судебная система и СМИ, что, несомненно, является положительным фактором гражданской консолидации.

Современное отношение российской молодежи к политике характеризуется неопределенностью, противоречивостью политических ориентаций, низким инте ресом к ней, низким уровнем участия в политических и общественных инициати вах2. Авторские исследования подтверж дают эти данные. Несмотря на то, что электоральная активность студенческой молодежи достаточно высока (более 70% в целом по выборке), по всем другим пози циям политическая активность студентов достаточно низкая: четверть студентов не имеют определенной политической ори ентации, только 5% респондентов в целом по выборке являются активистами поли тических партий, движений. По мате -риалам качественных социологических исследований установлено, что аполитич ность студенческой молодежи связана с их неуверенностью в возможности влия ния на государственные решения путем участия в политических мероприятиях. Для защиты своих интересов менее поло вины респондентов готовы использовать судебную защиту своих прав, треть опро шенных — обратиться в соответствующие органы с жалобой. Результаты опросов также выявили низкий уровень протест ной активности студентов: лишь 13—15% студентов готовы участвовать в митингах, демонстрациях, забастовках и акциях про -теста для защиты своих прав.

Необходимо отметить, что высокая степень поддержки государственно гражданской идентичности сказывается на ее способности стать опорой граждан ской консолидации и влиять на успеш ность социокультурной модернизации общества. Государственно гражданская

2 Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. — М. : Московская школа политических исследований, 2011.

идентичность включает не только само идентификацию с гражданами страны, но и фиксируется с помощью таких непря мых индикаторов, как гражданские чув -ства, в т.ч. ответственность, гордость за свою страну, патриотическая жизненная позиция. В совокупности — это эмоцио нальные компоненты гражданской иден тичности.

Несмотря на то что в целом по выборке студенческая молодежь демонстрирует достаточно высокий уровень самоиден тификации с гражданами России, эмо циональные компоненты государственно гражданской идентичности у студентов выражены достаточно слабо — студенты практически не ощущают ответствен ность за судьбу страны, не демонстрируют патриотические ориентации.

Так, по результатам опроса три чет верти студентов (76%) чувствуют связь с гражданами России «в значительной» и «в небольшой степени»; государственно гражданская идентичность также чаще присуща «модернистам» (77% против 72% среди «традиционалистов»). Среди факторов консолидации с гражданами России доминирует административно территориальный фактор — единое госу дарство. При этом «модернисты» в боль шей степени, чем «традиционалисты», говорят о том, что их объединяют с гражданами России единое государство и язык; «традиционалисты» же в большей мере выделяют такие факторы консолидации, как культура и историческое прошлое. Следует отметить, что по данным опроса 2012 г. по сравнению с 2010 г. в целом по выборке несколько выросла поддержка таких консолидационных факторов, как религия и культура, однако низкие значе ния имеет такой компонент гражданской консолидации, как ответственность за судьбу страны. По результатам авторского исследования ответственность за судьбу страны разделяют только около четверти студентов (23% «традиционалистов» и 16% «модернистов»); причем эта цифра полно стью, до процента, совпадает с данными повторных исследований (2010 г., 2012 г.). Значимость фактора «ответственность за судьбу страны» выше для студентов «традиционалистов», девушек, студентов отличников; она снижается по мере уве личения курса обучения и степени успе ваемости студентов.

Проведенный эмпирический анализ

показал, что в студенческой среде доми нирует чисто правовое понимание сту дентами гражданства. Так, большинство представителей студенческой молодежи рассматривают гражданство сквозь при зму гражданских прав и обязанностей. Студенты «модернисты» в большей сте пени согласны с утверждением о том, что гражданство означает «быть гражданином по паспорту», «проживать в России»; для «традиционалистов» гражданство озна чает «защищать государство», «исполнять его законы». Также недостаточно высок уровень патриотизма (около 40% в целом по выборке). Эта ценность больше харак терна для «традиционалистов» (48% про тив 34% среди модернистов); ценность патриотизма больше всего поддерживают студенты из сельских поселений, девушки, русские студенты. Примечательно, что по данным повторных исследований (2010— 2012 гг.) выявлена тенденция к снижению уровня патриотизма в группе «модерни стов».

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, самоидентификация с граж данами России и консолидационный фактор «единое государство» являются мощной основой социальной интеграции российского общества, с другой — прихо дится констатировать, что содержательное наполнение государственно гражданской идентичности в полной мере не отве чает целям социетальной консолидации. Гражданские ценности (ценности граж данской консолидации) оказались в боль шей мере распространены в группе «тра диционалистов», среди девушек и студен тов из сельской местности; модернизаци онные ориентации и ценности — в группе «модернистов», среди юношей, предста вителей татарской национальности, сту дентов из Татарстана. Материалы опро сов позволили утверждать, что студенты «модернисты» готовы не столько осущест влять модернизационный проект, сколько просто жить в модернизированном обще стве. В заключение необходимо отметить, что сегодня отмечается недостаточная включенность студенческой молодежи в процессы социетальной «слитности» общества, что может оказать негативное воздействие на успешность социокультур ной модернизации в России и требует раз работки научно обоснованной молодеж ной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.