ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
УДК 316.28
Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи
В статье рассматриваются роль и место Священных Писаний язычества и единобожия в разные ментальные эпохи, их ценность для жизнедеятельности людей в прошлом и настоящем. Обосновывается неизбежный уход Священных Писаний с исторической арены в эпоху научного мировосприятия. Показывается, что Священные Писания, однако, не теряют не только своей культурологической и исторической ценности в цивилизации научного мировосприятия, к которой переходит современное человечество, но и то, что они являются источниками сведений о процессах зарождения жизни на земле, а также о стратегическом направлении развития человечества.
Ключевые слова: Священные Писания, ментальные цивилизации, язычество, единобожие, научное мировосприятие, Тора, Новый Завет, Коран.
С.С. Оганесян
Цель, поставленная перед данной работой, — показать, во-первых, закономерность ухода Священных Писаний с исторической арены как мировоззренческих, идейно-идеологических и правовых основ существования людей; во-вторых, определить значение и место Священных Писаний в современной жизни.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что с каждым годом нарастают взаимоисключающие тенденции, связанные, с одной стороны, с потоком требований в судебном порядке осудить тексты Священных Писаний, запретив и изъяв их как литературу экстремистского характера; с другой стороны, с активными попытками, в том числе и с помощью оружия, вернуть миропорядок, проповедуемый Священными Писаниями, как наиболее разумный и справедливый для жизнедеятельности людей [4; 5; 12].
С нашей точки зрения, подобная ситуация сложилась отнюдь не случайно. Связана она в первую очередь с тем, что сегодня человечество находится в стадии перехода от религиозного к научному мировосприятию, при котором собственный разум (интеллект) людей формирует мировоззренческие, право-
© Оганесян С.С., 2015
85
Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи
вые, а следом — и морально-нравственные устои и ценностные ориентиры их существования и развития.
Такие принципиальные для нашей темы термины и понятия, как «нация», «этнос», «раса», «ментальность», «цивилизация» и «ментальная цивилизация», были оговорены нами в многочисленных ранее изданных публикациях, к которым мы и отсылаем заинтересованного читателя [9; 10; 11].
Что касается словосочетания «Священные Писания», то под ними мы понимаем тексты, в которых изложены религиозные представления людей, предопределяющие их мировосприятие и жизнедеятельность.
По историческим условиям возникновения и функционирования все Священные Писания (тексты, книги) можно разделить на две большие группы. К первой относятся те, которые связаны с языческими воззрениями.
Наиболее известными языческими Священными Писаниями, дошедшими до наших дней в письменной форме, являются, к примеру, индийские Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа), мифы Шумера («Гильгамеш, Энкиду и нижний мир», «Миф о мотыге», «Лахар и Ашнан»), «Книга мертвых» Древнего Египта, мифы (предания и сказания) античного мира о богах, духах, героях, религиозных ритуалах и обрядах. К языческим Священным текстам относятся также древняя славянская «Книга Велеса», которая была вырезана на буковых дощечках новгородскими жрецами в IX веке н.э. и посвящена богу Велесу. Сохранились отдельные тексты и зороастрийской «Авесты», и скандинавского эпоса, и многие другие.
Особенностью языческих Священных текстов, несмотря на их многообразие и великое множество, можно назвать прежде всего то, что они были предназначены или для сугубо семейного, или родоплеменного, или «внутригосударственного» употребления и не претендовали на распространение среди других семей, родов и племен. И лишь в последние несколько десятков лет в связи с широчайшими миграционными и интеграционными процессами, охватившими своим влиянием весь мир, некоторые из языческих воззрений стали выходить за границы регионов своего распространения и претендовать на транснациональное господство. К таковым сегодня можно отнести, например, вайшнавизм (индуизм), буддизм и возникшие на их основе или близкие им по духовным основам кришнаизм, фалуньгун, брахманизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм и пр.
Ко второй группе относятся Священные тексты, связанные с мировосприятием единобожия. В силу своей специфики, о которой будет сказано ниже, воззрения, изложенные в них, изначально стали претендовать на свою значимость и исключительную ценность для всего человечества.
Кратко остановимся на тех специфических мировоззренческих идеях, которые проповедовали Священные Писания язычества и единобожия, на их общности и принципиальных различиях. Их объединяет, прежде всего, то, что сведения, изложенные в них, воспринимались верующими, как данные извне без непосредственного участия человеческого разума.
86
Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи
При язычестве (многобожии, идолопоклонничестве, политеизме) считается, что нормы и правила поведения людей даны либо предками, ставшими после смерти богами, либо «великими учителями», либо мудрецами или особо просветленными людьми, либо внеземными существами.
При единобожии Священные Писания, по убеждению верующих, были переданы всему человечеству, а не отдельным его группам (семьям, родам и племенам) Единым Богом через избранных Им же лиц (пророков).
Языческую религию и проповедующие ее Священные тексты нередко называют «домашними». Дело в том, что жизнь язычников строго регламентируется религиозными установками, нормами, правилами, обрядами и ритуалами, существующими сугубо в каждой конкретной семье. Нормы и правила передаются, как правило, из уст в уста, от отца к сыну-на-следнику. При этом язычник не имел права поклоняться богу-покрови-телю другой семьи и, соответственно, принадлежать одновременно двум семьям. Членами семьи (родственниками) у язычников считаются исключительно те, кто придерживаются религиозного обряда конкретной семьи и рода. Поэтому духовными центрами на ранних стадиях язычества были не общественные храмы, а дома, где совершались все религиозные обряды семьи [7].
И, соответственно, объединяющим началом родов и племен также были их общие боги-предки, и поэтому близкие традиции и обычаи. Родственными, как правило, считались семьи вплоть до седьмого, а у некоторых народов до девятого или даже, как в Индии, до четырнадцатого колена [7].
У каждого рода был свой глава, который являлся и верховным судьей, и жрецом, и военачальником. Суд производился в строгом соответствии с устоявшимися в роде и племени традициями и обычаями (по канонам так называемого обычного права).
Помимо личных богов семей, родов и племен в сознании язычников существовали и боги, связанные со стихиями и явлениями окружающего их мира. Например, небесных светил и стихий природы, лесов, полей, рек, морей, гор и пр. Они считались живыми существами, которых надлежало так же, как и семейных богов, почитать и задабривать специальными ритуалами, дарами и приношениями с тем, чтобы они, проявив свою благосклонность, не причиняли им вреда или обеспечивали успех в намеченном деле.
И все же самыми важными для язычников были их собственные «домашние» боги-предки. Именно к ним они обращались для решения не только судьбоносных, но и всех своих прочих задач. Именно боги-предки, по убеждению язычников, охраняли жизнь своих потомков и обеспечивали благополучие их семьи, рода и племени.
Известно, что с увеличением плотности населения в отдельных регионах земли (интенсификацией товарообмена, развитием ремесел и т. д.)
87
Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи
и постепенным образованием поселений (городов) с разным родоплеменным составом наряду с семейными богами стали возникать и общегородские (местные) боги. Они брали под свою защиту благополучие всех жителей поселения вне зависимости от их семейно-родоплеменного происхождения. И поэтому закономерно стали появляться тексты Священных Писаний, которые регулировали религиозные обряды и ритуалы новых по своему этническому составу человеческих сообществ. Однако в сознании каждого язычника совершенно чуждыми ему являлись боги иных (не «родных») поселений (городов) и земель, которые по-прежнему считались враждебными [7].
К примеру, в сознании всех римских граждан каждое новое территориальное завоевание увеличивало не Римское государство как таковое, а территорию владычества римского народа. А завоеванные владения воспринималось римлянами как следствие покровительства их богов, которые ведут Рим к мировому господству [8]. Отсюда вполне понятно, почему никто из представителей этносов, проживавших на территориях, завоеванных Римом стран, не становился гражданином Рима, а значит, не подчинялся законам, установленным для римлян [8]. Кстати, тексты Нового Завета более чем ясно повествуют об этом на примере жизнедеятельности апостола Павла, который, будучи гражданином Рима, мог быть подвергнут суду исключительно по законодательству Римской империи, а не Иудеи (Деян. 22: 30). И по этой же причине разные города не считали возможным объединяться друг с другом, образуя единое духовно-религиозное и административное целое. Каждый город поклонялся своим богам и имел собственные обряды и ритуалы поклонения им, свои праздники и формы их проведения.
Следующий этап исторического развития людей, как известно, был связан с тем, что города-государства постепенно стали уступать место административному, а следом и религиозному (духовному) объединению нескольких поселений (городов) в единое государственное образование [7]. Причем не только каждый из жителей подобных «государств» был заинтересован в поклонении новым для себя богам, но, одновременно, и вождям (императорам, царям и т. д.) были необходимы боги, которые духовно и идеологически могли объединить в единое административно-государственное целое разное по своему родоплеменному составу население.
И поэтому единобожие, по нашему глубокому убеждению, специально взращенное в среде сынов Израиля, стало распространяться именно там и тогда, где и когда человеческие общности исторически (по своему социально-экономическому и ментальному уровню) созрели для принятия его мировоззренческих и идейно-идеологических основ [9]. Думается, что в этом не сомневаются даже те, кто сегодня твердо стоит на позициях безальтернативной веры в Единого Бога. Ибо никак иначе, в том числе и с точки зрения самих Священных Писаний, нельзя объяснить принятие
88
Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи
и распространение единобожия по всей земле разными народами в сугубо определенный для них исторический период.
Вряд ли кто-либо из апологетов иудаизма, христианства и магометанства (ислама) позволит себе усомниться в том, что Единый Бог существовал и в те времена, когда процветала ментальность язычества! Но почему-то «открыл» Себя Единый Бог не сразу и всем, а вначале Аврааму, затем его потомкам Исааку, Якову. А следом Он стал всесильным Богом всех двенадцати колен сынов Якова-Израиля. Потом через Иисуса Он стал Богом многих народов малой Азии и Европы. И, наконец, через столетия после мессианской деятельности Иисуса Единый Бог через Мухаммеда ниспослал Коран арабам, а также всем тем, «кого он достигнет» [9].
Хотя на вопрос, в силу каких причин Единый Бог до определенного времени не «открывал» Себя людям, более чем убедительно отвечают все три Священных Писания единобожия (Тора, Новый Завет и Коран), тем не менее, назовем некоторые важнейшие, с нашей точки зрения, исторические предпосылки принятия народами единобожия. И, соответственно, использования Священных Писаний единобожия в качестве мировоззренческой, идейно-идеологической и организационной основы своего бытия.
Во-первых, Единый Бог заявил о Себе в то время, когда люди в силу совершенно объективных и закономерных исторических процессов стали переходить от сугубо семейно-родоплеменного существования с соответствующей ментальностью к поселениям, а следом и государствам (в том числе городам-государствам) с разным родоплеменным составом. Иными словами, тогда, когда возникла необходимость в принципиально новых экономических, социальных и духовных основах взаимоотношения и взаимодействия людей между собой.
Надо ли доказывать, что идея Единого для всех людей земли Бога вне зависимости от их семейного и родоплеменного происхождения, а следом сословного, имущественного, возрастного, полового и прочего положения явилась наиболее востребованной, целесообразной и продуктивной для сосуществования человеческих сообществ в новых исторических условиях?!
Во-вторых, единобожие утверждало единовластие как важнейший и основной для определенного исторического периода принцип управления государственными образованиями. Поэтому отнюдь не случайно Единый Бог представился всесильной и всемогущей живой Личностью, Которая создала все видимые и невидимые человеку миры и самого человека, а также единовластно управляет и повелевает всеми и вся, включая все стихии и явления природы, от которых в значительной степени зависела жизнь древних людей. Священные Писания, сообщая о единовластии в мироздании, требовали установления единовластия и на земле. Единовластные правители почитались за наместников Бога и именовались Его помазанниками. Как было сказано Премудрым Соломоном: «От Господа
89
Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи
дана вам держава и сила от Вышнего» (Прем. 6: 3). Апостол же Павел в строгом соответствии с идеологией единобожия пишет: «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13: 1—2).
В-третьих, единобожие в соответствии с требованиями новых условий существования людей провозгласило, что все люди, начиная от вождя и кончая рабом, обязаны подчиниться единым нормам права (законодательству), ниспосланного лично Единым Богом. Неподчинение воле Всевышнего считалось великим грехом и жестко каралось, вплоть до смерти. И, соответственно, все языческие нормы и правила поведения были категорически запрещены. А это означает, что впервые в истории развития человечества посредством Священных Писаний было сказано не только о единстве всех людей по их происхождению (от единого предка-Адама), но и по тем требованиям, которые предъявляются к нормам и правилам их существования на земле.
В-четвертых, было провозглашено, что для Единого Бога принципиально важно прежде всего духовное родство людей, а не кровно-семейное, как при язычестве. Ибо именно по преданности Единому Богу, согласно Торе, Новому Завету и Корану, все люди являются членами единой семьи, достойными уважения и взаимопомощи. В связи с этим, отнюдь не случайно на всем протяжении Торы сынам Израиля настойчиво внушается, чтобы они с уважением относились к «пришельцам» (инородцам, иноплеменникам) в своей среде: «И когда будет жить у тебя пришелец в стране вашей, не притесняй его. Как житель страны среди вас пусть будет у вас пришелец, проживающий среди вас; люби его, как самого себя, ибо пришельцами были вы в стране египетской: Я — Бог» (Ваикра 19 Кдошим, 33—34). Однако это при условии, что сами «пришельцы» исполняют заповеди, законы и установления, которые существуют в среде сынов Израиля, то есть требования Торы.
Более того, указанием на первостепенное значение именно духовных (ментальных) связей между людьми Священными Писаниями единобожия предвосхищалась и последующая (то есть современная) ментальная цивилизация, при которой возникли не только принципиально новые «планетарные» взаимоотношения людей, но и способы воспроизводства человека, связанные, в частности, с применением технологий его искусственного репродуцирования. Сегодня, к примеру, искусственное оплодотворение и имплантация эмбрионов настолько вошли в жизнь и быт людей, что стали основой для принципиально новых отношений между родителями и детьми. А в языке, который чутко реагирует на новые явления бытия, появились такие слова и словосочетания, как отец-донор, суррогатная мать, биологическая мать, физиологическая мать, юридическая мать [11].
Нельзя не вспомнить также, что Иисус окончательно стирает грань между «своими и чужими» по кровно-семейным религиозным связям
90
Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи
(в частности, по наличию общих семейных предков и религиозных обрядов) не только притчей о добром самарянине, но и призывом-назиданием: «Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Лк. 10: 30—37; Мф. 7: 12). Как видим, Иисус речь ведет о «людях» безотносительно к тому «ближние» они иудеям или нет. Более чем ясно эту же мысль Иисуса излагает апостол Павел в послании к колоссянам. Он призывает человека уподобиться «образу Создавшего его» (Бога), для Которого «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11). И в другом своем Послании (к галатам) Павел пишет: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 27—28).
Отрыв при единобожии от семейных и родоплеменных традиций и обычаев и переход к полиэтническому сосуществованию не только закономерно привел к изменению норм и правил жизнедеятельности, но и к формированию принципиально нового ценностного мира, который охватывал своим влиянием практически все сферы бытия людей. К примеру, возникло совершенно новое понимание Отечества и Родины. Отечество, как и Родина, перестали замыкаться в границах отчего дома (домашнего очага) и собственной земли, как при язычестве. Отечеством стало государство, а Родиной — вся страна. Языческий же долг перед семьей стал уступать долгу перед государством и его народом [10].
Можно привести бесчисленное множество фактов, что именно в ментальную цивилизацию единобожия долг перед государством, перед своим народом и вероисповеданием, объединяющим народ в единое духовное целое, достиг своего апогея. Достаточно вспомнить из отечественной истории о деятельности Ивана Грозного, Петра Великого и Екатерины II, Ломоносова и др. Не менее показательны и примеры из отечественной художественной литературы: «Тарас Бульба», «Арап Петра Великого», «Братья Карамазовы» и др.
Поэтому отнюдь не случайно наряду с понятием Отца Небесного, которое не могло существовать в цивилизацию язычества, возникает в сознании людей и понятие «отца народа» («царя-батюшки»), а затем и «отца народов» [11]. Что касается понятия «свое вероисповедование» в единобожии, то и здесь нет ничего случайного. Общеизвестно, что установления, законы и заповеди, данные в Торе, как следом в Новом Завете и Коране, с течением времени перестали удовлетворять велениям изменившихся условий жизни. (Заметим, что отнюдь не случайно Иисус принес людям «Новый Завет», поскольку ряд положений Завета Ветхого (Торы) перестали удовлетворять запросам нового времени.) И поэтому стало появляться множество толкований тех или иных норм Священных Писаний, направленных на их приспособление к изменившимся условиям бытия.
91
Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи
А любое толкование, как известно, само по себе уже предполагает наличие и другого мнения (толкования), а следовательно, и разномыслия, которое, с одной стороны, отнюдь не способствовало единству общественного сознания. Но, с другой стороны, содействовало развитию философской, а вслед за этим и правовой мысли людей, поскольку речь шла о нормах и правилах взаимоотношения людей между собой и с окружающим миром. Этим вполне закономерным процессом не могли не воспользоваться самые различные личности, кланы, государственные и церковные деятели для достижения не только собственных целей, но и государственных. И здесь история показывает нам великое множество конкретных примеров, как в христианском, так и в магометанском (исламском) мирах [9; 13].
В современном мире противоречия между разными течениями в христианстве (католицизмом и православием, между теми и другими с протестантизмом, адвентизмом и прочими) общеизвестны. Так же, как не случайны и противоречия между суннитами и шиитами, а тех и других с ваххабитами, талибаном и пр. [9]. Заметим, что все многообразие течений и направлений в иудаизме, христианстве и магометанстве зиждется на содержательной и мировоззренческой основе единых для всех текстов Торы, Нового Завета и Корана, которые, кстати, в Коране рассматриваются как три Послания Единого Бога человечеству [10].
К принципиальным особенностям цивилизации научного мировосприятия можно отнести прежде всего то, что человечество отрывается от жизни по канонам, ниспосланным свыше, и начинает жить по нормам и правилам, которые являются порождением их собственной интеллектуальной деятельности. При этом принцип единства всех людей по своему происхождению, а также по нормам и правилам жизнедеятельности, утверждаемый Священными Писаниями единобожия, именно в последнюю цивилизацию ощущается людьми в масштабах не отдельных народов и государств, а всей планеты. Сегодня происходит не только интеграция в планетарном масштабе экономической деятельности людей, но и основ их социальной жизни.
Основной движущей силой закономерного перехода к новой ментальной цивилизации, с одной стороны, являются присущие исключительно человеку интеллектуальные качества, которые принципиально отличают его от всего остального живого мира нашей планеты. С другой — неудержимый рост количества людей при ограниченных биоресурсах земли. Именно последнее обстоятельство, с нашей точки зрения, стимулирует поиск людьми оптимальных путей решения самых разнообразных задач своего бытия. Во-первых, в тесном взаимодействии друг с другом и, соответственно, в вынужденном единении в масштабах всей планеты. Во-вторых, в преодолении ментальных проблем, возникающих при взаимодействии с людьми (этносами, народами), имеющими иные традиции и обычаи жизнедеятельности.
92
Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи
Ярчайшим проявлением этого процесса можно назвать, во-первых, всеохватные интеграционные процессы, проявляющиеся практически во всех сферах жизнедеятельности людей, начиная от международной кооперации в сфере финансов (банковской системы), всемирной международной торговли, совместных промышленных предприятий, коопераций, международных синдикатов, концернов и пр. и заканчивая закономерным формированием международной правовой системы, уже признающейся обязательной для применения всеми государствами мира и стоящей по своему статусу выше внутригосударственных законодательных систем. А отсюда и возникновение не только юридического, но и морально-нравственного понятия «права человека» как категории, прежде всего, общечеловеческого (планетарного) масштаба [10].
Далее. Мощнейшие миграционные процессы, которые охватили всю планету, закономерно приводят к соприкосновению громадного числа людей с разной цивилизационной ментальностью, с разными мировоззренческими установками, правилами и нормами поведения, а это, в свою очередь, не может не порождать человека с принципиально новой ментальностью.
Так, по данным ООН, если в 1990 году насчитывалось 154 миллиона мигрантов, то в 2000 году их насчитывалось уже 175 миллионов. К 2013 году число международных мигрантов почти удвоилось, составив 232 миллиона человек или 3,2% мирового населения. Причем здесь речь идет об официально зарегистрированных мигрантах [14].
Естественно, что все перечисленное и многое другое приводит не только к унификации и стандартизации всех сторон жизнедеятельности людей в масштабах всей планеты, но и вырабатывает общепланетарные ментальные установки и ценности в самых разных и обширнейших сферах бытия людей.
Таким образом, можно говорить о том, что если язычник имел ментальность сугубо семейную (в известном смысле «местечковую»), а также нормы и правила поведения, зафиксированные в Священных Писаниях язычества, то при единобожии сформировался человек с ментальностью государственника. Сегодня же мы наблюдаем становление человека с общепланетарной ментальностью. Отсюда возникает и новое отношение людей и к другу, и ко всему окружающему миру. Формируется мироощущение, при котором человечество все более осознает себя единым целостным организмом всей нашей планеты и ответственным за все происходящее на ней. Нельзя не обратить внимания, например, на новостные каналы СМИ, которые ежедневно отражают все более или менее значимые события, происходящие во всем мире.
И надо сказать, что данный процесс удивительным образом совпадает со сведениями о стратегическом направлении развития человека (человечества), о котором пишет апостол Павел в своем послании к коринфянам: «Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею, а последний
93
Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи
Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, а смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15: 45—53).
Как видим, апостол Павел два тысячелетия назад предвосхитил и ментальность человека грядущего, который, выходя за границы своей планеты, не может не приобретать и ментальность существа с космическим мышлением. И все это благодаря тем интеллектуально-ментальным качествам и способностям, о которых было сказано в самих Священных Писаниях единобожия.
Так, Тора сообщает, что человек не только создан по образу и подобию Всесильного (Бога), но и то, что исключительно человеку Бог вдунул в ноздри его Свое дыхание жизни, то есть дал человеку основы своей жизнедеятельности. В частности, в Торе сказано: «И создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они рыбою морскою, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле» (Брейшит 1 Брейшит, 26). А также сказано: «И образовал Бог всесильный человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Брейшит 2 Брейшит, 7).
Иисус напоминает иудеям, которые хотят побить Его камнями за то, что Он богохульствует, «делая Себя Богом», слова Писания, обращенные к людям: «Я сказал: вы боги» (Ин. 10: 34). Может ли быть более ясного указания на специфику человека, как существа, обладающего богоподобными (то есть интеллектуально-ментальными) свойствами и качествами?
Коран, подтверждая истинность всех сведений, изложенных в Торе и Новом Завете, передает, что человека сотворил из «глины» Сам Бог и от «Духа Своего вдохнул» в него жизнь: «...из глины начал сотворенье человека, потом продлил его потомство из капли жидкости презренной, потом Он выровнял его и соразмерил, от Духа Своего вдохнул, дал зрение, и слух, и сердце, — и все ж как мало благодарны вы!» (Сура 32: 6—9). Кроме того, Коран сообщает, что именно Бог «обучил Адама Он названиям, всего, что суще» (Сура 2: 31). А кто, кроме Бога, согласно Писаниям, может обладать знаниями обо всем, что существует в Мироздании?!
Собственно, интеллектуально-ментальные качества и способности человека (человечества) начинают особенно интенсивно проявляться на практике, начиная с эпохи Просвещения, где стала доминировать идея о безграничных возможностях разума самого человека в построении но-
94
Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи
вой социально-экономической формации с равным подчинением закону всех граждан государства, то есть идея, которая пропагандировалась и внедрялась «единобожием». И именно эпоху Просвещения, с нашей точки зрения, можно назвать началом отрыва от религиозных догм и непререкаемого авторитета Священных Писаний к научному познанию мира и научному мировосприятию [10]. Но так же, как единобожием низвергалось и опровергалось все, что было связано с язычеством, так же и при переходе к цивилизации научного мировосприятия начисто игнорировались не только нормы и правила устаревающего бытия, но и, к великому сожалению, и тексты самих Священных Писаний [9; 10; 11].
Конечно же, переход от ментальной цивилизации единобожия к научному мировосприятию совершался не одномоментно и не разом. Достаточно вспомнить, что как Талмуды (Иерусалимский, Вавилонский), Агада, Сунны, Хадисы, так и Книги отцов христианских Церквей и прочие «источники», составляющие духовные основы иудаизма, христианства и магометанства, являются плодом многовековой интеллектуальной деятельности самих людей. Причем деятельности абсолютно оправданной и необходимой с точки зрения Торы, Библии и Корана для развития интеллектуально-ментальной сферы человечества, что в конечном итоге привело человечество к созданию, образно говоря, собственных «Священных Писаний», регламентирующих все стороны их жизнедеятельности. В частности, Конституций и разработанных на их основе законодательных систем [10]. Сегодня именно нормам Конституции обязаны подчиняться все без исключения люди, включая и религиозных деятелей.
Таким образом, Священные Писания язычества и единобожия не только имели принципиальное значение для жизнедеятельности людей в прошедшие ментальные цивилизации, но и сегодня они чрезвычайно важны как общечеловеческое культурологическое и историческое наследие. И что особенно важно, Священные Писания имеют непреходящую ценность тем, что являются источниками сведений о процессах зарождения жизни на земле и стратегическом направлении развития человечества.
Литература
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Международный Издательский центр православной литературы. Москва, 1995. 1375 с.
2. Большой юридический энциклопедический словарь. / Авт. и сост. А.Б. Бар-хин. М.: Книжный мир. 2004. 720 с.
3. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Прогресс 2008. 552 с.
4. В Ижевске задержали лидера запрещенной по всему миру секты. [Электронный ресурс] URL: ren.tv/novosti/2015-06-11/v-... Дата обращения: 11.06.15.
5. ИГ и «Братья-мусульмане» вошли в список запрещенных в России. [Электронный ресурс] URL: interfax.ru/russia/426914.
95
Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи
6. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. Изд. 10-е, доп. М.: Рипол Классик, 2008. 800 с.
7. Куланж Фюстель, де. Древний город. Религии, законы, институты Греции и Рима / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: Центрполиграф, 2010. 414 с.
8. Логинов А.В. Власть и вера. Государство и религиозные институты в истории и современности. М., 2005. 496 с.: с ил.
9. Оганесян СС. К вопросу о периодизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества (части 1, 2, 3) // Представительная власть — XXI век. 2013, № 2—5.
10. Оганесян СС, Фарре-Трензелева О.А. Тора, Новый Завет и Коран — закон, правопорядок, законопослушание. Способы формирования правосознания и передачи законодательных функций от Бога к человеку. М.: Гуманитарий, 2011. 552 с.
11. Оганесян СС. Этюды о цивилизационной изменчивости лексических значений слов // Современная коммуникативистика. 2014, № 6.
12. Прокуратура Екатеринбурга проверяет Тору и Танах на экстремизм. [Электронный ресурс] URL: news.liga.net/news/world/5911718.
13. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам / Под. ред. Зюбера, Ж. По-тэна. Пер. с франц. Е.А. Терюковой. СПБ.: Питер. 2008. 656 с.
14. Статистическое изучение миграции населения. [Электронный ресурс] URL: knowledge, allbest.ru/sociology/.
15. Тора (Пятикнижие Моисеево). С русским переводом / Редактор русского перевода П. Гиль. Под общей редакцией Г. Бранновера. М.: Арт-БизнесЦентр, 1993. 1136 с.
16. Франкфорт Г, Франкфорт Г.А., Уилсон Дж. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб.: Амфора. 2001. 314 с.
17. Хатингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.