Научная статья на тему 'Ценности гуманитаризации инженерно-технического образования в восприятии будущих специалистов легкой промышленности'

Ценности гуманитаризации инженерно-технического образования в восприятии будущих специалистов легкой промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ / HUMANITARIAN VALUES / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HUMANIZATION OF ENGINEERING EDUCATION / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONING / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / LIGHT INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушина Л. А., Черноглазкин С. Ю., Мовсумзаде Э. М.

Статья посвящена результатам исследования восприятия гуманитарно-ценностных основ инженерно-технической подготовки студентами технических вузов. В статье изложены философско-психологические установки, общие цели и задачи анкетирования, а также анализируются результаты анкетирования студентов университета, выпускающего специалистов для предприятий легкой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушина Л. А., Черноглазкин С. Ю., Мовсумзаде Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarization value engineering and technical education in the perception of future specialists of light industry

The article is devoted to the study of the perception of humanitarian values in the engineering education of students of the technical universities. The article deals with the philosophical and psychological attitudes, the general goals and objectives of the survey and analyzes the results of the survey of students of the university, which trains specialists for the enterprises of light industry.

Текст научной работы на тему «Ценности гуманитаризации инженерно-технического образования в восприятии будущих специалистов легкой промышленности»

УДК 378.1

Ценности гуманитаризации инженерно-

технического образования в восприятии будущих специалистов легкой промышленности*

Л.А. ПУШИНА,

кандидат филологических наук

С.Ю. ЧЕРНОГЛАЗКИН,

кандидат педагогических наук

Э.М. МОВСУМЗАДЕ,

д-р хим.наук, профессор, чл.-корр. РАО Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)

E-mail: chernoglaskin@rambler.ru

Статья посвящена результатам исследования восприятия гуманитарно-ценностных основ инженерно-технической подготовки студентами технических вузов. В статье изложены философско-психологические установки, общие цели и задачи анкетирования, а также анализируются результаты анкетирования студентов университета, выпускающего специалистов для предприятий легкой промышленности.

Ключевые слова: гуманитарные ценности, гуманитаризация, инженерно-техническое образование, восприятие, анкетирование, студенты, легкая промышленность

Гуманитарные аспекты в современном мире становятся во многом доминантными, ибо невозможно действовать в одиночку, выстраивать деятельность случайным образом, не учитывать требований морали, красоты и т.д. Отсюда, возникает потребность перестройки содержания образования. В нем оно должно занимать не побочное, а центральное место, реализуясь в гуманитарных ориента-циях деятельности, по которым необходимо «равнять» другие её стороны. Это подразумевает гуманитарную ориентацию и содержания образования, достигаемую, в свою очередь тем более эффективно, чем более эффективна внутренняя готовность студентов к видению гуманитарных аспектов жизни и профессиональной деятельности. Это видение включает способности обнаруживать, идентифицировать, различать гуманитарные аспекты, обоснованно наделять те или иные явления жизни гуманитарными значениями, действовать в логике этих значений и достигать необходимых жизненных и профессиональных успехов, согласуя свои усилия с гуманитарными требованиями, широкими запросами общества. Это определяет включенность деятельности в широкий социальный контекст и, следовательно, более точное соответствие её хода и результатов прогрессивным требованиям общества и производства. В обеспечении такой включенности определенную роль играет, в частности, не только наука, но и литература и искусство как важные индикаторы общественных настроений, общественных чаяний на определённом отрезке исторического развития.

Гуманитаризация образования подразумевает осуществление целостного комплекса работ, связанных с переориентацией образовательного процесса на гуманитарные начала. Исходным пунктом этих работ является получение социально-педагогической информации о состоянии ценностных ориентаций студентов, являющихся конечными адресатами вводимых в подготовку изменений, связанных с гуманитаризацией. Такую информацию позволяют получить анкеты, содержащие обращенные к студентам вопросы, имеющие исследовательское значение. При этом в ходе анкетирования становится важной переориентация сознания участвующих в опросе. Поэтому целесообразно так строить эту работу, так формулировать вопросы анкет, чтобы активизировать их формирующую функцию, чтобы анкетирование действовало в педагогически необходимом направлении, развертывание которого впоследствии будет осуществляться и усиливаться в содержании экспериментальной образовательной работы. Проводимое анкетирование должно задавать

^Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-10792.

36 w-

рамки переориентации сознания участников эксперимента, доносить до них доступными в процессе анкетирования средствами инновационные смыслы предстоящих изменений. Анкетирование должно определенным образом, используя состав и формулировки вопросов, обращенных к испытуемым, обращать их внимание на педагогически значимые в данном эксперименте моменты, предоставлять — на своём уровне — полезную в контексте эксперимента информацию и пробуждать интерес к тем изменениям, которые являются предметом выполняемого проекта. Это, прежде всего, гуманитарные аспекты профессиональной деятельности, их личная значимость для студентов и возможности овладения ими в ходе получения специальности.

Использованная авторами система анкетирования представляет собой набор вопросов, позволяющих раскрыть отношения опрашиваемых (респондентов) к тем или иным сторонам гуманитаризации образования. Среди этих сторон выделены те, которые, на наш взгляд, наиболее четко характеризуют гуманитаризацию как педагогический и философ-ско-психологический феномен. Структура вопросов предполагает акцентирование именно второй, фило-софско-психологической, стороны, наиболее близкой сознанию педагогически неподготовленных людей, которыми по факту являются студенты. Естественно, что и философско-психологическая сторона раскрывается в приводимых вопросах на доступном студентам, практически-обыденном, уровне, что позволяет, по мнению авторов, более точно формулировать вопросы и добиваться их наиболее точного понимания респондентами. Охватывая разные стороны гуманитаризации, вопросы практически не называют её формально, описание её сущности даётся через описание образующих её составляющих, которые описываются как те или иные жизненные предпочтения, представления, оценки респондентов.

Анкетирование проведено в логике связи социологических механизмов с механизмами психологической ориентировки отвечающих, позволяющих им более чётко и явственно структурировать окружающую профессиональную действительность (по крайней мере, ту, которая существует в их сознании), а также жизненную действительность в целом и соотносимые с ней свои личностные качества. Структурирование действительности, активизируемое через вопросы анкеты, осуществляется респондентами в процессе ответов, реализуясь как вычленение структурных линий оценки жизненного опыта и оценок респондентами этих линий — в частности, культурной, эстетической и пр. Оценки, формируемые в ходе ответов на вопросы анкеты, имеют как фактологический, так и интерпретационный характер, т.е. связаны как с сообщением тех или иных жизненных фактов, так и с раскрытием отношений к ним, причем не только тех, что имеют место в момент анкетирования, но и тех, что имели

место в предшествующей жизненной практике отвечающих.

Вопросы внутреннего восприятия значимости гуманитарных сторон подготовки играют очень большую роль. Становление гуманитарного сознания человека невозможно без его собственного видения своей роли в жизни, и деятельности что, к сожалению, имеет место далеко не всегда. Как показывает непосредственный опыт, студенты, получающие технические и естественнонаучные специальности, зачастую склонны переоценивать профильно-технологические аспекты подготовки и недооценивать аспекты гуманитарного характера. Студенты нередко считают, что гуманитарное содержание не так важно для будущей специальности, и его можно осваивать формально.

Относительно этого мнения можно сказать следующее.

Действительно, авторы вполне согласны с тем, что профильно-технологические аспекты играют ведущую роль. Без их глубокого, качественного освоения невозможна подготовка специалиста; он не может состояться как таковой без адекватного овладения специальными компетенциями. Однако овладение ими невозможно без определенного культурного фона, на котором данные компетенции начинают функционировать более успешно. Богатое, развитое воображение, наличие эстетических идеалов, понимание красоты окружающего мира, готовность к активным взаимодействиям с другими людьми и пр. — это не побочные, необязательные стороны успешной деятельности специалиста, а совершенно необходимые. Более того, если выполнение в значительной мере регламентированной деятельности еще в какой-то степени можно признать основывающимся только на профильно-технологических компетенциях исполнителя, то деятельность, сопряжённую с новациями, имеющую творческий характер, признать отграниченной от гуманитарных источников практически невозможно. Особенно яркое выражение это находит в деятельности специалистов с высшим образованием, осуществляющих проектные, монтажные виды работ, работы, связанные с управлением, где невозможно обойтись без способности широко мыслить, оценивать обстановку, находить нестандартные решения.

Внутреннее восприятие основывается на ценностных ориентирах человека и участвует в дальнейшем их развитии, изменяя в определенных случаях. Ценности выступают как «смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность человеческой жизни» [1]. Они задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека. Порождаемые культурой и/или задаваемые транс-цендентно они позволяют задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы [1].

М 37

Активное восприятие гуманитарных ценностей оказывается процессом, в ходе которого позитивная роль ценностей возрастает в глазах обучающихся — особенно, если они получают необходимую информацию о том, насколько значимы эти ценности, и эта информация сообщается им не в виде лозунгов, а как своеобразное оформление их собственных, пусть и достаточно слабых, приблизительных представлений. В этой связи получает значение то, насколько в инструментарии оценки восприятия человеком, студентом гуманитарных ценностей нашла отражение педагогическая, формирующая, сторона, насколько отвечающим ей оказался используемый инструментарий, какие позитивные изменения в ценностях студентов он вызвал.

Такими инструментами в анкетировании служит широта состава предлагаемых студенту вопросов, то, насколько они касаются разных сторон предстоящей деятельности будущего специалиста, насколько активизируют его представления о ней и формируют его первичное, пусть самое неотчетливое, понимание роли гуманитарных сторон этой деятельности. Множественность вопросов побуждает студента задуматься о гуманитарных ценностях, открывает перед ним разные аспекты деятельности и даже разные аспекты ее понимания. Разнообразие отражаемых вопросами аспектов деятельности делает ее в глазах студента связанной с его собственно человеческой активностью, представляет ее как личностное самовыражение, и сама профессиональная деятельность предстает перед ним полноценной, содержательно богатой, естественно разнообразной жизнью, жизнью как таковой. Содержание вопросов построено таким образом, что позволяет при ответах не просто констатировать те или иные факты, но и нужным образом настраивает респондентов на интериоризацию ценностей, о которых идет речь в вопросниках, вызывает в них педагогически полезные жизненные ожидания.

Анкетирование проводилось в группах студентов начальных курсов ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и дизайна», обучающихся по направлениям «Химическая технология» «Технология изделий легкой промышленности» и пр., и преподавателей, участвующих в реализации профильных дисциплин. Всего в опросе приняли участие около 100 человек, из них 80 студентов и 20 преподавателей, мнение которых о гуманитаризации как мнение организаторов коммуникативной среды тоже важно.

Студентам было предложено 30 вопросов множественного выбора, объединенных в три блока, каждый из которых, отвечая общей задаче определения уровня готовности студента к ценностному восприятию гуманитарно-ориентированной подготовки в инженерно-техническом образовании, был нацелен на тестирование определенного аспекта.

Вопросы блока 1 имели цель определить видение респондентами места и значения гуманитар-

ных и гуманитарно-ориентированных курсов (в частности, истории специальности) в подготовке к будущей профессиональной деятельности. Анкета включала вопросы, выявляющие степень принятия студентами дисциплин гуманитарного блока, готовность к их освоению, понимание связей, фактически существующих между техническими и гуманитарными сферами жизнедеятельности, например: «Интересно ли было бы вам познакомиться с деятельностью людей, прославившихся в области получаемой вами специальности? — Да; вероятно, да; нет; затрудняюсь ответить», «Интересно ли было бы вам познакомиться с событиями, определившими в прошлом развитие знаний по вашей будущей специальности? — Да; вероятно, да; нет; затрудняюсь ответить», «Помогает ли вам изучение иностранных языков в лучшем понимании специальных терминов, используемых в изучаемой вами профессии? — Да; иногда; нет; затрудняюсь ответить».

Полученные ответы свидетельствуют о довольно слабом интересе студентов к гуманитарным предметам вообще и гуманитарно-ориентированным в частности. Только 18% опрошенных подтверждают готовность к изучению гуманитарных дисциплин и заинтересованность в междисциплинарных аспектах изучаемых курсов, 28% — проявили нестабильный интерес к гуманитарным дисциплинам и потенциальный интерес к интегративным курсам, 30% респондентов дали отрицательные ответы и 24% — не смогли ответить на вопросы блока 1, продемонстрировав отсутствие положительной мотивации и позитивного восприятия гуманитарных основ технического образования, либо отсутствие соответствующего образовательного опыта. Таким образом, подтверждается тенденция считать гуманитарные и интегративные предметы лишними и отвлекающими учебное время от изучения основных дисциплин, формирующих компетенции будущего специалиста. Интегративность гуманитарных и технических дисциплин в вузовском образовании — это явление, которое носит скорее случайный, нежели закономерный характер и необходимость которого в недостаточной степени осознается студентами.

Вопросы блока 2 имели цель выявить отражение гуманитарных ценностей в преломлении к осваиваемой специальности. Задача анкеты заключалась в анализе присутствия культурного фона в содержании дисциплин в инженерно-техническом образовании и понимания его значения для подготовки специалистов. Вопросы анкеты были направлены на выявление таких аспектов профессиональной культуры, как владение профессиональной этикой, социально-философское и эмоционально-нравственное осмысление производственных задач, видение социально-экологического и экономического контекста деятельности профильной промышленности, знание эстетико-художественных основ и связей профессии и национального/мирового культурно-исторического наследия. Респондентам были предло-

жены следующие вопросы, например: «Может ли, по вашему мнению, конструируемая вами одежда повлиять на психологическую атмосферу города? — Да, конечно; вероятно, да; нет; затрудняюсь ответить», «Будете ли вы учитывать при выборе ткани для производства одежды ее санитарно-гигиенические характеристики? — Да, конечно; вероятно, да; нет; затрудняюсь ответить», «Посещаете ли вы музеи, выставки, демонстрирующие народные текстильные промыслы и оригинальные достижения современной легкой промышленности? — Да; иногда; нет; затрудняюсь ответить», «Знаете ли вы картины, книги, кинофильмы, отражающие производственные ситуации изучаемой вами профессии? — Да; вероятно, да; нет; затрудняюсь ответить».

Анализ ответов показывает, что в целом респонденты неравнодушны к проблемам, поднимаемым в вопросах анкеты, они демонстрируют результаты коллективных (полученных на занятиях) и личных наблюдений и размышлений о связи гуманитарных ценностей с выбранной ими профессией: 36% опрошенных утвердительно ответили на вопросы анкеты блока 2, ещё 30% — продемонстрировали определённую степень внимания к гуманитарно-ценностным аспектам будущей профессиональной деятельности. Однако нужно отметить, что индивидуальный опыт изучения культурного фона в процессе освоения профессии остается довольно ограниченным: 34% респондентов предложили отрицательные ответы или затруднились дать ответ, что свидетельствует об ограниченном опыте, низкой информированности и, как следствие, необходимости более широкого и более осмысленного, планомерного привлечения фактов гуманитарной культуры, социально-экономического, этического, эстетико-художественного контекста к процессу подготовки специалистов для лёгкой промышленности.

Вопросы блока 3 были нацелены на тестирование профессионально-творческой, коммуникативно-де-ятельностной активности и инновационно-творческой адаптивности студентов как психологической готовности к изменению, проявлению перемен в сфере техники и технологии [2].

Проблема профессионального творчества в деятельности специалистов инженерно-технических специальностей как способность формулировать, подвергать техническому обоснованию и решать значимые производственные задачи, а также непредвиденные, чрезвычайные и кризисные ситуации, готовность к принятию ответственности за выбор, в том числе и рискованных решений в значительной степени влияет на уровень профессиональной компетентности личности.

Задачи этой части анкетирования определялись современными требованиями к выпускникам технических вузов как к специалистам, способным проектировать свою профессиональную деятельность, видеть источники её эффективности, предвидеть ее возможные последствия; вступать в широкие со-

циальные контакты и поддерживать их; оценивать свою работу и возникающие в её ходе личностные состояния. Эти задачи нашли отражение в следующих вопросах, например: «Считаете ли вы значимым профессиональное творчество для специалиста избранного вами профиля подготовки? — Да, я считаю профессиональное творчество значимым для специалиста избранной мной специальности; я думаю, что профессиональное творчество в деятельности специалиста имеет место только иногда; нет, я не считаю, что для избранной мной специальности значимо профессиональное творчество; затрудняюсь ответить», « Считаете ли вы себя человеком, способным принимать ответственность за полезные, но рискованные решения? — Да, поскольку в жизни мне приходилось принимать рискованные решения; да, хотя в жизни мне не приходилось принимать рискованных решений; нет, я не считаю себя человеком, способным брать ответственность за рискованные решения; затрудняюсь ответить», «Допускаете ли вы коллективные формы работ по проектированию изделий? — Да, конечно; иногда; нет; затрудняюсь ответить».

29% респондентов подтвердили ценностное отношение и готовность к творческой и коммуника-тивно-деятельностной активности в своей будущей профессии; 39% — на фоне позитивной мотивации к профессиональному творчеству демонстрируют недостаточную заинтересованность и активность; 21% опрошенных отрицают значение творчества и способности к личностному росту для эффективной трудовой деятельности; 11% — до настоящего момента не сложили индивидуального мнения по данным вопросам, что даёт основание говорить об особой важности психологических, коммуникативно- и предметно-деятельностных, производственных практикумов, тренингов, деловых игр и других интерактивных форм проведения занятий, моделирующих ситуации профессиональной деятельности и взаимодействия.

В целом ответы студентов на вопросы анкеты демонстрируют их вовлеченность в современные гуманитарно обусловленные социально-психологические процессы, диктующие новое отношение к культуре производства, в отрасли легкой промышленности в частности. В то же время, ответы убеждают в необходимости разработки и внедрения инновационного научно-методического обеспечения подготовки специалистов путем создания интегра-тивного, гуманитарно-ориентированного содержания учебных курсов, обеспечивающего формирование соответствующих новым требованиям качеств профессионального мышления, творчества, коммуникации, поведения, которые прочнее опирались бы на гуманитарные предпочтения студентов и развивали бы эти предпочтения в интересах специальности и социальной жизни.

Дополнительно к анкетированию студентов был проведен опрос преподавателей, ведущих занятия

по профильным дисциплинам, с педагогическим стажем. В задачи опроса входила общая оценка видения преподавателями значимости процессов гуманитаризации инженерно-технической подготовки будущих специалистов легкой промышленности. Было предложено 10 вопросов, объединяющих в своем содержании и своих задачах те аспекты, которые в анкетах студентов были разделены на три блока, т.е. видение места и роли гуманитарных и гуманитарно-ориентированных курсов, понимание значения гуманитарных ценностей и культурного фона в содержании дисциплин в инженерно-техническом образовании и оценка необходимости формирования инновационно-творческой адаптивности студентов. Например: «Возможно ли улучшить содержание преподаваемой вами дисциплины за счёт усиления его связи с гуманитарными дисциплинами? — Да, я считаю, что содержание дисциплины принципиально улучшится; да, я считаю, что содержание дисциплины улучшится, но ненамного; нет, усиление связи ничего не улучшит; затрудняюсь ответить», «Считаете ли вы необходимым наличие в содержании курса знаний социально-экономического характера? — Да, считаю это обязательным; да, считаю желательным; нет, не считаю; затрудняюсь ответить», «Насколько значимым вы считаете развитие речевых возможностей студентов на занятиях по преподаваемой вами дисциплине? — Я считаю развитие речевых возможностей студентов одним из безусловных приоритетов; я считаю развитие речевых возможностей студентов значимым в рамках задачи формирования их профессионального языка; я, конечно, считаю это значимым, но все-

таки — это не первостепенная задача в преподаваемой мной дисциплине; затрудняюсь ответить».

Результаты анкетирования показали, что преобладающее большинство опрошенных, 88%, положительно оценивают и осознают необходимость процессов гуманитаризации инженерно-технического образования. 60% преподавателей полностью поддерживают идеи усиления гуманитарных основ подготовки, ещё 28% выразили принципиальное согласие, но без поддержки радикальных изменений существующей образовательной ситуации; 8% — высказались отрицательно в отношении вопроса о влиянии на качество преподаваемой дисциплины расширения связей с проектными и производственными структурами; 4% преподавателей затруднились дать ответ на вопрос о привлечении знаний социально-экономического характера.

Таким образом, реакция на вопросы анкеты свидетельствует о положительном восприятии и о высокой степени готовности преподавателей к инновационным процессам в сфере подготовки инженерно-технических кадров для лёгкой промышленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шохин В.К., Абушенко В.Л. Ценность. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий. Адрес доступа: http://gtmarket.ru/concepts/6895 (дата обращения: 25.08.2015).

2. Авдеева А.П. Деятельностные и личностные критерии профессиональной элитарности в сфере техники и технологии // Наука и образование: Электронное научно-техническое издание. — 2013. — № 8. Адрес доступа: http://technomag.edu.ru/doc/589233.html (дата обращения: 27.08.2015).

HUMANITARIZATION VALUE ENGINEERING AND TECHNICAL EDUCATION IN THE PERCEPTION OF FUTURE SPECIALISTS OF LIGHT INDUSTRY

Pushina L.A., Cand.Sci.(Philolog.),

Chernoglazkin S.Ju., Cand.Sci.(Ped.). E-mail: chernoglaskin@rambler.ru

Movsumzade E.M. Dr.Sci.(Chem.), Corresponding Member of Russian Academy of Education. Ufa State Petroleum Technological University (1,. Kosmonavtov ul, Ufa, 450062, Republic of Bashkortostan, Russian Federation)

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the perception of humanitarian values in the engineering education of students of the technical universities. The article deals with the philosophical and psychological attitudes, the general goals and objectives of the survey and analyzes the results of the survey of students of the university, which trains specialists for the enterprises of light industry.

Keywords: humanitarian values, humanization of engineering education, perception, questioning, students, light industry.

REFERENCES

1. Shokhin V.K., Abushenko V.L. Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy. Available at: http://gtmarket.ru/ concepts/6895 (accessed 25.03.2015).

2. Avdeyeva A.P. Nauka i obrazovaniye. 2013, no. 8. Available at: http://technomag.edu.ru/doc/589233. html (accessed 27.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.