Педагогические и
психологические исследования
С. В. Долгополова, Н. Е. Назарова, О. Н. Зуева
(Нижний Новгород)
Учебно-профессиональная мотивация студентов
как фактор готовности к трудовой деятельности
В статье исследуется проблема взаимосвязи учебно-профессиональной мотивации студентов с их готовностью качественно осуществлять профессиональные обязанности, приводятся результаты анкетирования студентов.
Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования.
Современный выпускник высшего образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе, знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать ему интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система профессионального образования требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста. В связи с этими изменениями проблема профессиональной мотивации приобретает сегодня особое значение [1].
Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе и в процессе формирования будущего профессионала [2, 7]. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.
А. К. Маркова определяет мотив как «направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением учащегося к ней» [3].
Мотивы - это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей
профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией [9]. Именно готовность студента - будущего специалиста - к решению профессиональных задач является целью высшего образования.
В современных психолого-педагогических исследованиях под профессиональной мотивацией понимается действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации.
Основными признаками сформированно-сти профессиональной направленности полагаются становление в сознании студента профессиональной доминанты, сформирован-ность образа мира, образа профессии, осознание себя как субъекта профессиональной
Таблица
Результаты опроса студентов младших и старших курсов (в % от общего числа опрошенных)
мл. ст.
курсы курсы
1. Нравится ли Вам выбранная профессия?
Да 79 70
Нет 7 10
Затрудняюсь ответить 14 20
2. Что Вас привлекает в выбранной профессии?
Возможность творческой реализации 37 0
Возможность получать хорошую зарплату 28 50
Возможность делать полезное для людей 19 20
Пока не определился 14 30
Ничего 2 0
3. Чем обусловлен Ваш выбор учебного заведения?
Желание получить профессию по выбранной специальности 25 0
Близкое местоположение учебного заведения от дома 22 30
По совету друзей, знакомых или близких 53 70
4. Какую конечную цель в карьерной лестнице Вы ставите?
Мечтаю стать руководителем 48 70
Вполне был бы удовлетворен рабочей должностью 28 20
Не определился 9 10
5. Что Вы делаете для достижения поставленной цели?
Стараюсь хорошо учиться 38 40
Дополнительно изучаю профессиональную литературу и материалы 14 10
профессиональных сайтов
Посещаю мастер-классы ведущих специалистов-практиков 18 0
Учусь у лучших специалистов-практиков 15 40
Пока ничего не делаю 15 10
деятельности. Профессиональная направленность представляет собой формирующееся в вузовском обучении личностное новообразование, ее функциями являются мотивирующая, организующая, направляющая и регулирующая.
Одним из важных источников формирования профессиональной направленности выступает представление студента о специфике выбранной профессии; профессиональную направленность составляет «совокупность профессиональных мотивов как многоаспектное, неоднородное, длительно формируемое образование» [4].
Проблеме мотивации студентов в различных областях профессиональной деятельности посвящено большое количество научных исследований, однако проблема развития творческой готовности студента к предстоящей профессиональной деятельности через
организацию этого процесса в вузе недостаточно разработана.
Диагностика мотивационной сферы представляет сложную задачу, так как мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной» [5]. Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом определяется сложной системой мотивов, сформулированных на основе потребностей, желаний и интересов [6].
Готовность к предстоящей самостоятельной деятельности студентов и выпускников состоит из следующих компонентов: профессиональная направленность, креативность, ответственность, коммуникативные и организаторские способности, компетентность в области изучаемой специальности. Высокие уровни развития всех перечисленных компонентов может обеспечить в дальнейшем про-
Долгополова С. В., Назарова Н. Е., Зуева О. Н. Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор...
дуктивность в профессиональной деятельности [8].
С целью исследования профессиональной мотивации был проведен методом анкетирования опрос студентов Института пищевых технологий и дизайна - филиала Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. В анкете выделены следующие группы факторов: привлекательность выбранной профессии, выбор учебного заведения для получения образования, карьера, стремление к достижениям и самосовершенствование, социальные контакты. Всего было опрошено 150 студентов как младших, так и старших курсов бакалавриата по направлению подготовки «Технология и организация общественного питания».
В итоге анализа данных опроса студентов были получены результаты, представленные в таблице.
Наибольшее количество студентов (53%] выбрали данное учебное заведение по совету друзей, знакомых и близких.
Среди старшекурсников наиболее популярным ответом на вопрос: «Чем обусловлен Ваш выбор учебного заведения?» - был: «По совету друзей, знакомых и близких» (70%), остальные объяснили свой выбор близким месторасположением учебного заведения.
На вопрос: «Какую конечную цель в карьерной лестнице Вы себе ставите?» - 48% респондентов младших курсов ответили, что мечтают стать руководителями. 28% опрошенных вполне устроила бы рабочая должность. 23% респондентов на момент анкетирования не определили для себя цель профессиональной карьеры.
Интересен тот факт, что только 9% из тех, кто мечтает стать руководителями, отметили, что вначале хотели бы освоить рабочую профессию.
Среди старшекурсников желают стать руководителями 70%, из них 10% видят необходимость первоначального получения рабочей профессии.
20% опрошенных студентов вполне устроила бы рабочая должность.
10% не определили для себя цель профессиональной карьеры.
На вопрос «Что Вы делаете для достижения поставленной цели?» 38% опрошенных студентов младших курсов ответили, что они стараются хорошо учиться; 14% указали, что дополнительно изучают профессиональную
литературу и материалы профессиональных сайтов; 18% указали, что посещают мастер-классы ведущих специалистов отрасли общественного питания; 15% пока не предпринимают дополнительных усилий по реализации профессиональной цели;
15% студентов отметили, что проходят практику в ведущих предприятиях ресторанного бизнеса и перенимают опыт у лучших специалистов.
Среди старшекурсников для достижения поставленной цели:
40% - стараются хорошо учиться;
10% - предпринимают дополнительные усилия (изучают специальную литературу);
40% - перенимают опыт ведущих специалистов-практиков;
10% - не предпринимают никаких действий по реализации намеченной цели.
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
■ В среднем только около четверти студентов выбирают направление профессиональной подготовки осознанно, остальные - по совету родственников, друзей и исходя из близости учебного заведения к месту проживания.
■ К старшим курсам доля студентов, не уверенных в правильности выбора будущей профессии, увеличивается.
■ Неуверенность в правильности выбора будущей профессии у части студентов связана с незнанием её преимуществ и возможности творческой реализации.
■ Положительным моментом является то, что часть студентов надеется в рамках будущей профессии приносить пользу людям.
■ Имеет место тенденция к увеличению доли студентов, которые к старшим курсам мечтают стать руководителями и видят в будущей профессии возможность высокого заработка.
■ Необходимость получения рабочей специальности, первоначальную работу на невысокооплачиваемых должностях осознает незначительная часть студентов.
■ Только часть студентов осознает необходимость дополнительных усилий в виде участия в профессиональных конкурсах, изучения дополнительной профессиональной литературы и сайтов, посещения мастер-классов и серьезного отношения к учебе для формирования своей профессиональной квалификации.
Эксперимент показал, что для снижения количества «случайных» в профессии работников необходимы организация не только профориентационной работы среди школьников и учащихся средних профессиональных учебных заведений, но и разработка комплексной системы тестирования будущего специалиста на профессиональную пригодность.
В течение всего периода обучения одной из задач учебного заведения должна стать психологическая помощь студентам в подготовке к предстоящим профессиональным трудностям. Необходимо проводить встречи студентов с выпускниками, ведущими специалистами, которые будут рассказывать о своих достижениях и объяснять, как добиться успеха в профессии.
Для реализации творческого потенциала студентов, повышения интереса к профессии необходимо проведение ведущими специалистами на базе учебного заведения мастер-классов, профессиональных конкурсов раз-
личного уровня, научных семинаров, конференций профессиональной направленности.
На современном производстве будут востребованы только те, кто систематически занимается повышением своего профессионального мастерства, старательно учится как в учебном заведении, так и на практике. Для этого должна быть создана система взаимодействия учебного заведения и предприятий отрасли, позволяющая активно поощрять тех студентов, которые не пропускали занятия, активно овладевали знаниями и навыками как на теоретических и практических занятиях в учебном заведении, так и на практике, активно занимались научной работой, участвовали в профессиональных конкурсах и др. За период обучения студента должно быть составлено портфолио, в создании которого необходимо участие не только кураторов учебных групп, преподавателей, но также и специалистов-практиков тех предприятий, на базе которых студенты стажировались, работали в период обучения.
Литература
1. Пилюгина Е. И., Бережнова О. В. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза // Современная психология : материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 87-89.
2. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М.: КРОНУС, 2010. - 432 с.
3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения : кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с. -(Психологическая наука в школе).
4. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов : учеб. пособие.- М.: Логос, 2009. - 184 с.
5. Бахарева Н.С., Шантыз Г. Ю. Особенности мотивации к обучению у студентов первого и второго курсов различных факультетов медицинского вуза в рамках дисциплины «Нормальная анатомия» // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4 - С. 40-42.
6. Решетняк Ю. Г. Развитие учебной мотивации студентов пятого курса медицинского вуза в курсе дисциплины «поликлиническая гинекология» // Медицина и образование в Сибири : электрон. науч. журнал. - 11.02.2012.
7. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 160-163.
8. Байбаков С. Е., Бахарева Н. С., Гордеева Е. К. Динамика мотивации к обучению у студентов педиатрического факультета (1-4 курсов) // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4-1. - С. 36-38.
9. Стародубцева В. К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. -С. 432.