образовательные! стандарты!
1УДК 378.147 ББК 74.58
ЦЕЛОСТНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Е. В. Кузнецова
В статье проанализированы философские и психолого-педагогические подходы к определению понятия «целостность». Рассмотрены педагогические аспекты целостности: целостность целей и содержания образования, целостность системы методов обучения. Выделены такие характеристики целостностной личности как целостность мировоззрения, целостность опыта человека, целостность психических процессов. Показано, что в условиях информационного общества идея целостности является системообразующей при проектировании образовательной программы, учебного курса или отдельного занятия.
Ключевые слова: целостность, образование, информационное общество.
INTEGRITY AS A BACKBONE PRINCIPLE OF EDUCATION IN THE INFORMATION SOCIETY
E. V. Kuznetsova
The article analyses the philosophical, psychological and pedagogical approaches to the definition of "integrity". There were considered such pedagogical aspects of integrity as the integrity of the goals and the contents of education, the integrity of teaching methods system. The author highlights such features of an integral personality as the integrity of worldview, the integrity of human experience, the integrity of mental processes. It is shown that in the information society, the idea of integrity is a backbone one for designing the educational programs, courses or lessons.
Keywords: integrity, education, information society.
В условиях информационного общества, когда семья, религия, общественные организации, профессиональные коллективы утрачивают свое влияние на молодежь, в то время как Интернет и СМИ все чаще диктуют поведенческие нормы и изменяют традиционные ценности, проектирование образовательной программы, учебного курса и отдельного занятия невозможно без понимания роли и места, целей и задач образования. В каком мире будут жить наши выпускники? В мире, полном противоречий, находящихся в диалектическом взаимодействии: человеку в информационном обществе необходимо:
• уметь воспринимать огромное количество информации и синтезировать ее в единое целое знание;
• следовать изменениям, происходящим в обществе и сохранить свою индивидуальность;
• быть интеллигентным, толерантным, высоконравственным и суметь построить карьеру и добиться успеха в условиях жесткой конкуренции,
• быть открытым всему новому и не потерять корней.
В данных условиях важнейшим качеством личности является ее целостность, способность в критических ситуациях сохранять приверженность своим ценностям, свою позицию, свою жизненную стратегию. Согласно определению, предложенному в диссертационном исследовании Е. А. Романовой, «целостность личности - это единство мировоззренческих ори-
ентаций, проявляющееся в автономности личности, ее ответственности за свои действия, рефлексивности, способности к самооценке, в открытости, а также в способности к саморазвитию и самореализации» [1, с. 10].
С точки зрения философии, целостность есть «свойство объектов как совокупности составляющих их элементов, организованных в соответствии с определенными принципами» [2]. Категория «целостность» применяется тогда, когда необходимо дать обобщенную характеристику объектам, обладающим сложной внутренней структурой, для которых характерны наличие внутренних устойчивых связей и внутренняя активность, самодостаточность, автономность, наличие специфических закономерностей функционирования и развития. К таким объектам можно отнести как личность, так и содержание учебной дисциплины, учебно-воспитательный процесс. Заметим, что идея целостности близка русской духовности и русской ментальности. Так понятие «цельности личности» было впервые сформулировано и исследовано в работах русских религиозных философов А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, Н. О. Лосского, Л. П. Карсавина [1]. Известный советский философ и методолог науки И. В. Блау-берг писал: «Понятие целостности относится к числу таких понятий, роль которых в научным познании никогда не может быть исчерпана. Каждый новый этап в развитии науки приводит к углублению и конкретизации представлений о целостных объектах и в то же время приводит к необходимости вновь и вновь обращаться к проблеме целостности, но уже в иных аспектах и на новом уровне понимания. Эта проблема и способы ее решения на каждом отрезке исторического развития отражают многие характерные особенности человеческого познания» [3, с. 132].
Действительно, в отечественной педагогике проблема целостной природы учебного и воспитательного процессов возникла в 1960-х гг., что может быть связано с усилением внимания к развитию личности обучающихся, активизацией их мыслительной и познавательной деятельности. Теория целостного процесса формирования личности отражена в работах М. А. Данилова, Ю. К. Бабанского, В. В. Краевско-го, Б. Т. Лихачева, Б. С. Гершунского, В. С. Ильи-
на, В. В. Серикова и других. Целостность личности рассматривалась, как правило, с позиции коммунистического воспитания: «Под целостностью личности мы понимаем высокий уровень ее сформированности, когда ее убеждения, цели и идеалы, интересы и потребности, знания и умения составляют единство, основой которого являются коммунистические убеждения, идейно-нравственные позиции» [4, с. 7]. Политические и социальные изменения, произошедшие в России, отказ от коммунистической идеологии привели к необходимости исследования проблемы целостности личности, целостности учебно-воспитательного процесса в новых изменившихся условиях. Философские проблемы целостности личности в условиях становления информационного общества исследовались, в частности, в работах Ю. В. Левицкого, Н. А. Тельновой, В. И, Филатова, С. А. Бо-чан, Е. А. Романовой и других авторов, которые убедительно доказывают, что в информационном обществе, когда к личности выдвигаются инновационные требования, целостность как характеристика личности, необходимая для процесса адаптации к высоким темпам жизни, приобретает решающее значение. Открытость экспериментам и инновациям, готовность к плюрализму мнений, умение планировать свои действия и самостоятельно организовывать свою жизнь - все эти качества должны быть подкреплены самым главным свойством - целостностью, опираться на устойчивую систему взглядов и ценностей, которые позволят из всего предложенного набора инноваций выбирать те, которые действительно необходимы и полезны для личности. Без этой характеристики большая часть указанных качеств современной личности просто не сможет развиться и нормально функционировать [1].
Педагогические аспекты целостности в новых социокультурных условиях рассмотрены в работах Л. Я. Зориной, А.Н. Кречетникова, С. А. Сотниковой, В. Н. Руденко, Т. Н. Шурухиной, В. С. Филиновой и других ученых. Так, в [5] рассматриваются культурологические основы целостности содержания высшего образования. Автор исследования [6], решая проблему формирования целостных знаний, связывает укрепление парадигмы целостности с особенностями постнеклассического этапа развития науч-
ного познания, исчезновением граней между методологией естественнонаучного и социального познания и считает одним из важных направлений реализации концепции целостности образования его гуманитаризацию. Поскольку целостность знаний не возможна без их системности, Л. Я. Зорина в монографии [7] предлагает различать такие понятия, как системность и систематичность. Систематичность понимается как процесс усвоения понятий и разделов учебного материала в их логической связи и преемственности. Однако этого оказывается недостаточно: систематические знания должны стать системными, то есть структура знаний в сознании учащегося должна быть адекватной структуре изучаемой научной теории. При этом достижение системности знаний не будет эффективным без формирования представлений о процессе познания и овладения методами научного познания. В исследовании [8] предлагается концепция целостного подхода к преподаванию курса алгебры в высшей школе, воплощающая идею единства методологии математического познания и организации процесса изучения математического материала путем структурирования предметного содержания дисциплины с целью придания ему свойства целостности и соответствующей организации самостоятельной деятельности студента по раскрытию этой целостности. В работе [9] для обеспечения целостности учебного процесса (на примере преподавания математики) предлагается иерархическая совокупность взаимосвязанных и взаимоподчиненных целей, которая обеспечивает возможность использования учителем формирующего потенциала учебных программ и учебников.
В статье [10] феномен целостности человека рассматривается с позиции теории систем. «Эволюция любой системы связана с ее движением к максимальной устойчивости и стабильности по отношению к неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям. Эта стабильность и обеспечивается такой фундаментальной характеристикой системы, как целостность - достигнутое согласие между элементами и единение с внешним миром». Таким образом, целостность - необходимое качество личности в условиях противоречий, присущих информационному обществу. Целостность реали-
зуется в гармонии человека с окружающей действительностью и с самим собой, поэтому духовность можно рассматривать как системообразующий элемент человеческой целостности: «духовность помогает соединить личностные смыслы с общественными, объективное и субъективное, приближая результат деятельности человека к категории высокого и гениального». Авторы обращают внимание на то, что внутренняя гармония и способности выстраивать конструктивные связи с внешним миром зависят не только от развития отдельных сфер личности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной), но и от степени их интеграции друг с другом. Отсюда можно сделать вывод о необходимости отразить в целях и содержании образования идею формирования у обучающихся внутренних механизмов объединения и согласования разнородных личностных структур, трансляции индивиду опыта самоорганизации и самоинтеграции. «Ориентация образования на активизацию внутренних связей в развитии личности задействует потенциал человека как целостности» [10].
И наконец, нельзя обойти вниманием исследование [11], которое не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Предметом исследования является процесс взаимодействия деятельности преподавания и деятельности учения при реализации целостной системы методов преподавания, включающей в себя словесно-наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические, репродуктивные и проблемно-поисковые, исследовательские методы, методы непосредственного руководства и методы самостоятельной работы, методы контроля и самоконтроля, а также методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Целостность указанной системы методов преподавания достигается посредством наличия в ней трех больших групп:
1) методов осуществления и организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
2) методов стимулирования и мотивами интереса, долга и ответственности;
3) методов контроля и самоконтроля.
Данная система является целостной в силу
того, что учитывает все виды деятельности по
обучению и воспитанию подрастающего поколения. Гипотеза, состоящая в том, что применение целостной системы методов позволяет достичь более высокого уровня познавательной деятельности в сравнении с тем, когда педагог применяет в своей работе какой-либо один метод или одну группу методов, нашла свое подтверждение в ходе проведенного исследования [11].
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в перечисленных исследованиях рассматривались различные аспекты таких вопросов, как целостность целей, целостность содержания образования, целостность системы методов обучения. Однако, как известно, целостность отдельных частей не гарантирует целостности всей системы. Для этого необходимы прежде всего системообразующие идеи и принципы, способные объединить компоненты системы в единое целое и установить связи между ними. Такой идеей, в которой отражены ценности и которая представляет собой аксиологический фундамент образования в условиях информационного общества, может стать идея формирования целостной личности, способной и готовой к самореализации в процессе трудовой деятельности, обладающей профессиональной культурой, объединяющей в себе профессионализм деятельности и профессионализм личности; а системообразующим принципом - принцип целостности. При этом под профессионализмом деятельности нами понимается качественная характеристика человека как субъекта труда, отражающая высокую профессиональную компетентность, разнообразие профессиональных знаний, умений и навыков. Под профессионализмом личности - качественная характеристика специалиста, отражающая высокий уровень развития профессионально-значимых личностно-деловых качеств.
Необходимо подчеркнуть, что такое свойство личности, как целостность, не дается человеку от рождения, оно формируется под воздействием различных факторов, в том числе и в процессе образования. То есть без вхождения в культуру, без приобщения к ее высоким идеалам личность не сможет обрести целостность, а значит, не сумеет достойно противостоять вызовам информационного общества. Приняв положение о том, что культура пронизывает и
связывает все стороны личности, в качестве психологической основы целесообразно взять иерархическую структуру личности, предложенную К. К. Платоновым [12]:
• верхний этаж - направленность личности: мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения, стремления и т. д.;
• второй этаж - опыт человека: знания, умения, навыки, привычки;
• третий этаж - высшие психические процессы: интеллект (мышление, память, внимание), воля, эмоции.
В этом случае каждому уровню иерархической структуры личности можно сопоставить свой вид формирования: для направленности личности это воспитание, для опыта - обучение и для психических процессов - развитие, а целостность личности рассматривать как гармоническое единство ее уровней - целостность «по вертикали». Кроме того, можно рассматривать целостность мировоззрения, целостность опыта человека (знаний, умений, навыков), целостность психических процессов (ума, воли, эмоций). То есть целостность «по горизонтали».
Необходимо обратить внимание на то, что проблемы целостности чрезвычайно актуальны в процессе преподавания математики в школе и вузе. Это связано прежде всего со спецификой математики как науки, как феномена культуры: для математики характерны вы-сокоформализованный язык, логическая точность формулировок, строгость доказательств и выводов. Поэтому достижение осмысленного знания, усвоение математических методов возможно только при строгом соблюдении принципа целостности на каждом этапе обучения. Не случайно различные аспекты целостности при обучении математике затрагивались в педагогических статьях таких видных ученых-математиков, как Б. В. Гнеденко, А. Н. Колмогоров, Л. Д. Кудрявцев, А. Я. Хинчин, а также в диссертационных исследованиях по проблемам преподавания математики, например [8-9; 11].
В заключение следует отметить, что в условиях компетентностного подхода к обучению идея целостности приобретает новое звучание. Анализ существующих точек зрения [13] позволяет сделать вывод о том, что компетентност-ный подход в обучении, включая в цели образования как предметные, так и универсальные
знания и умения, объединяя в себе профессионализм деятельности и профессионализм личности, интеллектуальное и социальное, рассматривая личность и ее профессиональную культуру в гармонии, как единое целое, позволяет на практике реализовать принцип целостности при подготовке специалистов в условиях информационного общества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Романова, Е. А. Целостность личности в современном обществе: социально-философский анализ [Текст]: автореф. ... дис. канд. филос. наук / Е. А. Романова. - Уфа, 2011.
2. Новая философская энциклопедия [Текст]. -М.: Мысль, 2010.
3. Блауберг, И. В. Проблема целостности и системный подход [Текст] / И. В. Блауберг. -М.: Эдиториал УРСС, 1977.
4. Ильин, В. С. Система целей коммунистического воспитания как условие повышения степени его целостности [Текст] / В. С. Ильин // Целостный учебно-воспитательный процесс как основа всестороннего развития личности: сб. науч. тр. - Волгоград: ВГПИ им. Серафимовича, 1986.
5. Руденко, В. Н. Культурологические основы целостности содержания высшего образования [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / В. Н. Руденко. - Ростов-на-Дону, 2003.
6. Кречетников, А. Н. Взаимосвязь науки и культуры как условие формирования целостных знаний у студентов технических вузов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Кречетников. - М., 2009.
7. Зорина, Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников [Текст] / Л. Я. Зорина. - М.: Педагогика, 1978.
8. Сотникова, О. А. Организация деятельности студентов по раскрытию содержательных связей в курсе алгебры педагогического вуза [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / О. А. Сотни-кова. - М., 2008.
9. Филинова, В. С. Педагогическое целеполага-ние как основа обеспечения учителем целостности учебного процесса [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. С. Филинова. - М., 2004.
10. Гавриловец, К. В. Целостность человека как
педагогическая категория [Текст] / К. В. Гав-риловиц, Т. Е. Титовец // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 13-20.
11. Кузнецова, Л. В. Целостность системы методов преподавания как фактор активизации познавательной деятельности студентов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Кузнецова. - Л., 1984.
12. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1986.
13. Кузнецова, Е. В. Проектирование процесса преподавания учебной дисциплины в условиях нового образовательного стандарта [Текст] / Е. В. Кузнецова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 6. - C. 81-88.
REFERENCES
1. Romanova E. A. Tselostnost lichnosti v sovre-mennom obshchestve: sotsialno-filosofskiy analiz (Integrity of personality in the modern society: social and philosophical analysis). Ufa, 2011.
2. Novaya filosofskaya entsiklopediya (New philosophical encyclopedia). Moscow: Mysl, 2010.
3. Blauberg I. V. Problema tselostnosti i sistemnyy podkhod (Problem of integrity and system approach). Moscow: Editorial URSS, 1977.
4. Ilyin V. S. Sistema tseley kommunisticheskogo vospitaniya kak uslovie povysheniya stepeni ego tselostnosti (System of goals of communist education as a condition of its integrity degree increase). Tselostnyy uchebno-vospitatelnyy protsess kak osnova vsestoronnego razvitiya lichnosti: sb. nauch. tr. (Integral education process as a basis of all-round development of the individual: collection of scientific papers). Volgograd: VGPI im. Serafimovicha, 1986.
5. Rudenko V. N. Kulturologicheskie osnovy tselostnosti soderzhaniya vysshego obrazovaniya (Culturological basis of integrity of higher education contents). Rostov-on-Don, 2003.
6. Krechetnikov A. N. Vzaimosvyaz nauki i kultury kak uslovie formirovaniya tselostnykh znaniy u studentov tekhnicheskikh vuzov (Interrelation of science and culture as a condition of forming integral knowledge by students of technical institutions of higher education). Moscow, 2009.
7. Zorina L. Ya. Didakticheskie osnovy formiro-
vaniya sistemnosti znaniy starsheklassnikov (Didactic basis of development of knowledge systemacity by senior pupils). Moscow: Peda-gogika, 1978.
8. Sotnikova O. A. Organizatsiya deyatelnosti stu-dentov po raskrytiyu soderzhatelnykh svyazey v kurse algebry pedagogicheskogo vuza (Organization of students' activity on disclosing the pithy connexions in course of algebra at a pedagogical institution of higher education). Moscow, 2008.
9. Filinova V. S. Pedagogicheskoe tselepolaganie kak osnova obespecheniya uchitetem tselost-nosti uchebnogo protsessa (Pedagogical goalsetting as a basis of providing the integrity of the educational process by the teacher). Moscow, 2004.
10. Gavrilovets K. V., Titovets T. E. Tselostnost cheloveka kak pedagogicheskaya kategoriya
(Human integrity as a pedagogical category). Pedagogika (Pedagogics), 2007, no. 10, pp. 13-20.
11. Kuznetsova L. V. Tselostnost sistemy metodov prepodavaniya kak faktor aktivizatsii pozna-vatelnoy deyatelnosti studentov (Integrity of system of teaching methods as a factor of activation of students' cognitive activity). Leningrad, 1984.
12. Platonov K. K. Struktura i razvitie lichnosti (Structure and development of personality). Moscow: Nauka, 1986.
13. Kuznetsova E. V. Proektirovanie protsessa prepodavaniya uchebnoy distsipliny v usloviyakh novogo obrazovatelnogo standarta (Designing the process of teaching an academic subject in the context of a new educational standard). Si-birskiy pedagogicheskiy zhurnal (Siberian pedagogical journal), 2011, no. 6, pp. 81-88.
Кузнецова Елена Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики Липецкого государственного технического университета, докторант Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Kuznetsova Elena V., PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Department of Applied Mathematics, Lipetsk State Technical University; Post-Graduate Student, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]