Научная статья на тему 'Цели обучения естествознанию в условиях ФГОС'

Цели обучения естествознанию в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3795
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В ШКОЛЕ / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / INTEGRATED COURSE / NATURAL SCIENCE IN SECONDARY SCHOOL / LEARNING OBJECTIVES / PERSONAL RESULTS / META-SUBJECT RESULTS / SUBJECT RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинцова Наталия Игоревна

Описана эволюция требований к изучению интегрированного курса естествознания при переходе на новые образовательные стандарты. Проанализированы личностные, метапредметные и предметные результаты обучения естествознанию в старшей школе. Введены понятия об интеграционных и моноцелях уроков естествознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одинцова Наталия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The learning objectives of natural science study in the context of FSES

The article deals with the evolution of the integrated course of natural science requirements while implementing new educational standards. Personal, meta-subject and subject results of natural science teaching in secondary school are analyzed. The concepts of integratedand monogoals of the natural science lessons are introduced.

Текст научной работы на тему «Цели обучения естествознанию в условиях ФГОС»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ I СТАНДАРТЫ I

1УДК 372.8 ББК 74.26

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Н. И. Одинцова

Аннотация. Описана эволюция требований к изучению интегрированного курса естествознания при переходе на новые образовательные стандарты. Проанализированы личностные, метапредметные и предметные результаты обучения естествознанию в старшей школе. Введены понятия об интеграционных и моноцелях уроков естествознания.

Ключевые слова: интегрированный курс, естествознание в школе, цели обучения, личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты.

THE LEARNING OBJECTIVES OF NATURAL SCIENCE STUDY IN THE CONTEXT OF FSES

N. I. Odintsova

Abstract. The article deals with the evolution of the integrated course of natural science requirements while implementing new educational standards. Personal, meta-subject and subject results of natural science teaching in secondary school are analyzed. The concepts of integrated- and mono- goals of the natural science lessons are introduced.

Keywords: integrated course, natural science in secondary school, learning objectives, personal results, meta-subject results, subject results.

Естествознание - интегрированный школьный предмет, основная цель которого -формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире. В настоящее время он претерпевает изменения в связи с переходом от старых образовательных стандартов (ГОС) к новым (ФГОС). Новые стандарты уже введены в основной школе и постепенно внедряются в экспериментальном режиме в старшей школе.

Для естествознания как школьного предмета эти изменения состоят прежде всего в том, что он перемещается из основной школы (5-6-й классы) в старшую (10-11-й классы). В основной школе естествознание преподается достаточно давно, и

накоплен богатый опыт его преподавания. Но, к сожалению, с 2015 г. этот предмет исключен из федерального базисного учебного плана.

Его преемником является новый предмет «Естествознание 10-11» для старшей школы, который вошел в образовательные стандарты с 2004 г. и пока не получил широкого распространения на практике. Однако по мере внедрения ФГОС среднего общего образования (СОО) роль этого предмета будет возрастать. Это связано с профильным обучением в старших классах и ситуацией ограниченного выбора для учеников: не более 9 (10) учебных предметов, не менее чем по одному из каждой предметной области.

С 2020 г., когда ФГОС станет обязательным в старшей школе, ученики социально-экономического, гуманитарного и других профилей, скорее всего, будут выбирать лишь один предмет из предметной области «Естественные науки» (физика, химия, биология, естествознание). Как следствие, это означает, что естествознание станет обязательным предметом для многих школьников и, соответственно, уровень преподавания этого предмета во многом будет определять уровень российского естественнонаучного образования.

В связи с этим представляется важным верно определить цели обучения естествознанию как на уровне курса в целом, так и на уровне отдельного урока естествознания.

Цели обучения на уровне курса естествознания в целом заданы в школьных стандартах. Проследим эволюцию требований к изучению естествознания, сравнив два стандарта для общеобразовательной школы: ГОС (2004 г.) [1] и ФГОС (2012 г.) [2]1. Результаты сравнения представлены в табл. 1.

Сравнение показывает, что согласно обоим стандартам изучение естествознания предусмотрено только на одном уровне - базовом, а регламентируемые ими цели обладают преем-

ственностью (см. критерий 4). При этом для стандарта второго поколения характерен акцент на деятельностную составляющую курса: от «освоения знаний о...» к «формированию целостной естественнонаучной картины мира», от «знакомства с идеями.» к «пониманию возрастающей роли естественных наук».

Специфика ФГОС состоит в том, что он носит рамочный характер и не содержит образовательного минимума по конкретным школьным предметам (естествознанию, химии, биологии и др.). Регламентируется не содержание программ, а планируемые результаты обучения, которые подразделяют на три типа: личностные, метапредметные и предметные. Остановимся последовательно на каждом из этих типов применительно к учебному предмету «Естествознание».

Личностные результаты - это те результаты обучения, которые связаны с системой ценностных отношений (к себе, своим товарищам, учителям, родителям, обучению в школе, окружающему их миру). Во ФГОС перечислено пятнадцать таких целей: «нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей», «эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и техни-

Таблица 1

Сравнение образовательных стандартов для старшей школы

Критерии сравнения ГОС, 2004 г. ФГОС, 2012 г.

1. Уровень, на котором изучается естествознание Базовый Базовый

2. Область, определяемая стандартом Предмет «Естествознание» Предметная область «Естественные науки». Предмет «Естествознание»

3. Структура стандарта в выделенной области — Цели изучения естествознания. — Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. — Требования к уровню подготовки выпускников — Личностные результаты освоения основной образовательной программы (общие для всех предметных областей). — Метапредметные результаты (общие для всех предметных областей). — Предметные результаты по предметной области «Естествознание». — Предметные результаты по естествознанию

4. Примеры целей (планируемых результатов) по обучению естествознанию — Освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук. — Знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и технологий — Формирование целостной научной картины мира. — Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества

1 Примечание: Все ссылки на ФГОС далее даны по источнику 2.

ческого творчества, спорта, общественных отношений», «сформированного экологического мышления, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эко-лого-направленной деятельности» и др.

Личностные результаты сформулированы во ФГОС не по конкретному предмету, а по всей основной образовательной программе в целом, поскольку они не могут быть достигнуты средствами какого-либо одного школьного предмета. Соответственно, разрабатывая уроки естествознания, следует планировать, какой вклад изучение естествознания может внести в достижение этих общих целей.

Очевидно, что школьный предмет «Естествознание» имеет разную степень влияния на достижение отдельных личностных результатов. Например, экологическое мышление напрямую связано с естествознанием, а нравственное сознание и поведение не имеет непосредственного отношения к естествознанию.

Особо следует отметить личностные результаты по формированию мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Именно в этой области интегрированный предмет «Естествознание», как никакой другой, может помочь ученику осознать свое место и роль в окружающем мире, которые по образному выражению Карла Сагана заключаются в следующем. «Мы воплощаем собой Космос, достигший самосознания. Мы начали пристально вглядываться в наше происхождение: звездное вещество, размышляющее о звездах: упорядоченные системы из десяти миллиардов миллиардов атомов, изучающие эволюцию атомов, прослеживающие долгий путь, который, по крайней мере здесь, привел к появлению сознания. Мы привязаны к нашему виду и к нашей планете. Мы отвечаем за Землю. Мы обязаны выжить не только ради самих себя, но также ради древнего и огромного Космоса, который нас породил» [3, с. 444].

Метапредметные результаты - это те результаты обучения, которые направлены на развитие способностей. Приставка «мета» означает «за», «над». То есть речь идет о тех результатах обучения, которые применимы не только в рамках школьных предметов, но и в реальных жизненных ситуациях. Они включают

в себя межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

К межпредметным понятиям относят те, которые используются при изучении двух и более школьных предметов, например: вероятность, энергия, симметрия и т. п. Интегрированные курсы (естествознание, обществозна-ние, экология и др.) обладают большим потенциалом по достижению таких результатов, нежели другие школьные курсы. Те вопросы, которые в рамках большинства школьных предметов относятся к области «мета» (за пределами» предметных целей), для естествознания довольно часто являются внутрипредметными и позволяют целенаправленно формировать понятия с мерой обобщения на широкий круг научных дисциплин.

Универсальные учебные действия (УУД) -это обобщенные действия по формированию умения учиться. Они создают прочную базу для освоения всех учебных предметов и широко применимы не только в школьной жизни, но и в реальных жизненных ситуациях. К ним относят такие умения, как «самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты» и др.

Несложно заметить, что формирование УУД не привязано к конкретному содержанию, то есть может осуществляться на любом уроке. Будут ли сформированы такие умения, как самостоятельная постановка цели, планирование ее достижения, умение вести дискуссию и т. п., или нет, зависит, в первую очередь, не от того, чему обучают, а от того, как это делают, то есть от организации деятельности учащихся на уроке. Способы такой организации с опорой на психологические основы деятельности описаны в статье «Системно-дятельностный подход к обучению естествознанию» [4].

Предметные результаты обучения - это тот освоенный учениками опыт деятельности,

который специфичен для конкретного школьного предмета (физики, химии, математики). Фактически это тот круг знаний и умений, который регламентировался в предыдущих стандартах и образовательных минимумах по предметам.

Особенность школьного предмета «Естествознание» состоит в том, что он является интегрированным и изучается только на базовом уровне. Для такого рода учебных предметов ФГОС содержит следующие указания:

• «Предметные результаты ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе (интегрированный курс)».

• «Предметные результаты ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки (базовый уровень)».

Применительно к учебному предмету «Естествознание 10-11» эти результаты представлены в двух контекстах стандарта: в рамках изучения предметной области «Естественные науки» (включает физику, химию, биологию и есте-

ствознание) и в рамках изучения только естествознания (см. табл. 2).

Из таблицы видно, что предметные результаты по предметной области и по предмету во многом совпадают. И это не случайно, ведь согласно ФГОС СОО, ученик должен выбирать один или несколько предметов из каждой предметной области с учетом своих интересов. Вследствие этого для учащихся, которые не связывают свою будущую профессию с физикой, химией или биологией, предметная область «Естественные науки» сведется к изучению одного предмета «Естествознание».

Таким образом, ориентиром для разработчиков курсов и учителей естествознания должны, в первую очередь, служить шесть предметных результатов, перечисленных в правом столбце колонки. Представим их наглядно в виде схемы (рис.).

При разработке учебников естествознания авторы делают акцент на том или ином предметном результате: 1 (естественнонаучная картина мира) - фундаментальный подход, 3 (применение знаний) - прагматический подход, 4 (методы научного познания) - методологический подход и т. п. На наш взгляд, надо стре-

Таблица 2

Предметные результаты обучения естествознанию (ФГОС СОО)

Предметная область «Естественные науки» Предмет «Естествознание»

1) Сформированность основ целостной научной картины мира; 2) сформированность понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; 3) сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; 4) создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследова-тельской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию; 5) сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию; 6) сформированность навыков безопасной работы во время проектно-ис-следовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования 1) Сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной; 2) владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; 3) сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; 4) сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов; 5) владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; 6) сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей

Рис. Предметные результаты обучения естествознанию

миться к тому, чтобы в учебниках достаточно полно был представлен материал, обеспечивающий достижение всех шести предметных результатов обучения.

При этом исследователи в области методики обучения естествознанию придерживаются двух полярных точек зрения. Первая состоит в том, что существуют принципиальные отличия в построении монопредметных и интегрированных курсов: монопредметный базируется на методологических основах конкретной науки (физики, химии, биологии), а специальной задачей интегрированного курса является «определение системообразующего фактора или стержня, нахождение основания для возможного объединения» [5, с. 32]. И. Ю. Алекса-шина вводит для обозначения этого фактора специальный термин «интегратор». В курсе естествознания, разработанном под ее руководством, таким интегратором служит изучение объектов в системе «природа-наука-техника-общество-человек». Другая точка зрения состоит в том, что интегрированный курс, также как и монопредметный, должен базироваться на концептуальных основах отдельных есте-

ственных наук, а его изложение строиться в логике перехода от формирования физической, химической и биологической картины мира к общей естественнонаучной [6].

Первая точка зрения представляется нам более перспективной для достижения главной цели школьного курса естествознания - формирования у учащихся целостного представления об окружающем мире, а вторая - более простой в смысле реализации.

Цели обучения на уровне урока естествознания вытекают из общих целей по курсу в целом. О планировании личностных и мета-предметных результатов было сказано выше (подробнее см. в пособии «Методика обучения естествознанию» [7, с. 18-24]). Поясним, как конкретизировать предметные результаты обучения (см. рис.) при работе по тому или иному учебнику естествознания.

Цели уроков естествознания условно можно разделить на две большие группы: моноцели и интеграционные цели. Это связано с тем, что школьный курс естествознания является интегрированным, а интеграция невозможна без прочных знаний учащихся по монопредме-

там. Учителю естествознания необходимо научиться формулировать и те, и другие цели с учетом взаимосвязи между ними.

Моноцели - цели, которые могут быть достигнуты в рамках не только естествознания, но и отдельного школьного предмета (физики, химии, биологии и др.). Например, учащиеся должны знать законы Ньютона (физика), периодический закон Д. И. Менделеева (химия), строение и свойства молекулы ДНК (биология), законы Кеплера (астрономия). Эти цели традици-онны для обучения всем естественнонаучным предметам, и, соответственно, пути их достижения можно заимствовать из методик обучения физики, химии, биологии и астрономии. По каждому из формируемых понятий или умений важно выяснить, является ли оно новым для учащихся, и если нет, то в рамках какого монопредмета и в каком объеме изучалось.

Интеграционные цели - цели, которые могут быть достигнуты только в рамках естествознания как интегрированного предмета. Например, учащиеся должны убедиться в единстве химического состава земных и внеземных объектов, осознать принципы самоорганизации и их реализацию в живой и неживой природе, знать основные этапы эволюции Вселенной от Большого взрыва до развития человека как одного из видов живых организмов на Земле. Такого рода цели не являются традиционными для образовательной области «Естествознание» и требуют привлечения материала по двум и более монопредметам.

Основное требование к формулировке целей любого типа - они должны быть диагно-стичны, то есть допускать прямую проверку того, достигнута цель или нет. Для этого в формулировке цели должен быть указан конечный результат: что именно должен знать, понимать, уметь ученик, в чем он должен убедиться.

Поясним на примере, как сформулировать цели конкретного урока с опорой на текст учебника. Выберем тему урока «Внеземные вещественные объекты» (10-й класс) и будем опираться на текст параграфа учебника [8, с. 175179] с тем же названием.

Первое: читаем параграф и выделяем его смысловые части. Параграф «Внеземные вещественные объекты» построен следующим образом. Сначала описаны методы изучения свойств

внеземных объектов. Далее говорится о том, что в результате применения этих методов установлено единство химического состава планет. Последующая (самая объемная часть параграфа) посвящена описанию планет, звезд и других внеземных объектов. В заключение делается вывод о вкладе космологии как науки о происхождении и развитии Вселенной в современное естествознание.

Второе: выделяем формулировки и термины, которые, по мнению авторов учебника, должны быть усвоены учащимися. В тексте выделена следующая формулировка: «Вещества, образующие планеты, не содержат неизвестных элементов. Состояние вещества на поверхности планет полностью соответствует нашим представлениям об агрегатных состояниях вещества». Жирным шрифтом выделены следующие термины: космогония, экзопланеты, световой год, черная дыра, галактика, Млечный путь, красные гиганты, сверхгиганты, белые карлики, скопления галактик, туманности, темная материя, Вселенная, космология.

Третье: с опорой на текст параграфа, а также выделенные формулировки и термины намечаем интеграционные цели урока (ключевые слова «знать/понимать», «уметь», «убедиться»). Выделенная в тексте формулировка касается единства химического состава планет. Из контекста параграфа видно, что она может быть расширена с планет на все внеземные вещественные объекты. Тогда цель урока можно сформулировать так: «убедиться в единстве элементного состава всех внеземных вещественных объектов». Эта цель может быть достигнута только, если ученики понимают, каким образом можно определить этот состав для различных внеземных объектов. В связи с этим наметим вторую интеграционную цель: «знать методы определения химического состава планет и звезд».

Четвертое: формулируем моноцели урока таким образом, чтобы они обеспечивали достижение интеграционных целей (ключевые слова те же «знать/понимать», «уметь», «убедиться»). Для того чтобы убедиться в единстве химического состава объектов Вселенной, надо иметь представление об объектах мега-мира: планетах, звездах и других. При этом не обязательно знать расстояния до них, их клас-

сификацию и названия тех или иных разделов астрономии. Поэтому среди терминов, выделенных жирным шрифтом, отбрасываем такие, как «световой год» (расстояния), «сверхгиганты», «белые карлики» и т. п. (классификация звезд), космология и космогония (названия разделов). С опорой на оставшиеся термины формулируем моноцели урока. Первая - по формированию знаний: понимать смысл терминов «звезда», «планета» (планета Солнечной системы, экзопланета), «галактика» (скопления галактик, сверхскопления галактик), малые астрономические объекты (кометы, астероиды, малые планеты). Вторая - по формированию умений: уметь выстраивать внеземные объекты в порядке возрастания (убывания) размеров. Обе эти цели являются традиционными для монопредмета «Астрономия».

Пятое: с учетом намеченных целей (в первую очередь, интеграционных) уточняем тему урока. Тема урока может совпадать или несколько отличаться от названия параграфа. Название параграфа «Внеземные вещественные объекты» акцентирует внимание на моноцелях, поэтому тему урока имеет смысл сформулировать несколько по-другому. Например, так: «Единство химического состава объектов мегамира».

Заметим, что естествознание - очень емкий школьный предмет: на него отводится всего 3 часа в неделю в 10-м и 11-м классах, в то время как на физику, химию и биологию по старым программам в этих же классах суммарно отводилось по 5-7 часов в неделю. В связи с этим неизбежно приходится отбирать достижимые цели и сужать область знаний и умений, которые учащиеся смогут освоить за время изучения естествознания в школе по сравнению с монопредметным обучением.

Приоритет в ходе такого отбора следует отдавать интеграционным целям, поскольку монопредметные в той или иной мере уже достигнуты в рамках изучения физики, химии и биологии в основной школе. Это не значит, что монопредметные цели надо исключить, но они должны быть соподчинены интеграционным целям. Например, эволюционная концепция естествознания, понимание которой несомненно является интеграционной целью преподавания естествознания, не может быть осознана

учащимися, если у них не сформированы физические понятия (вакуум, эффект Доплера и др.) и астрономические понятия (звезда, галактика и др.). А вот цели обучения практической астрономии (например, формирование умений по определению склонения и прямого восхождения небесных светил) не связаны с эволюционной концепцией и могут быть опущены в курсе естествознания.

К сожалению, анализ различных учебников по естествознанию показал подавляющий перевес моноцелей над интеграционными. Такое положение вещей явно не способствует формированию целостной картины окружающего мира и требует совершенствования программ и учебников по естествознанию. При этом необходимо однозначное понимание целей курса естествознания как авторами учебников и методических пособий, так и учителями естествознания. Это особенно актуально в связи с рамочным характером ФГОС, которые, в отличие от предыдущих стандартов, не регламентируют образовательный минимум знаний и умений школьников. В современный переходный период к новым стандартам те вопросы, которые в рамках традиционных, проверенных временем школьных предметов решаются на основе преемственности, в рамках нового курса «Естествознание 10-11» еще только ищут ответа и требуют согласования и однозначного толкования как на уровне курса в целом, так и на уровне отдельных уроков естествознания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стандарт среднего полного (общего) образования по естествознанию. Базовый уровень [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/300/39300 (дата обращения: 07.06.2016).

2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 07.06.2016).

3. Саган, К. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации [Текст] / К. Саган; пер. с англ. А. Сергеева. - СПб.: Амфора, 2015. -447 с.

4. Одинцова, Н. И. Системно-деятельностный подход к обучению естествознанию в школе

[Текст] / Н. И. Одинцова // Физическое образование в вузах. - 2013. - Т. 19, № 4. - С. 117-125.

5. Алексашина, И. Ю. Моделирование методики преподавания интегрированного курса «Естествознание» [Текст]: моногр. / И. Ю. Алексашина. - СПб.: СПб АППО, 2015. -178 с.

6. Кочергина, Н. В. Системный подход к построению курса естествознания для старшей школы [Текст] / Н. В. Кочергина, А. А. Ма-шиньян // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 1-8.

7. Одинцова, Н. И. Методика обучения естествознанию (общие вопросы) [Текст] / Н. И. Одинцова. - М.: Карпов Е. В., 2015. - 68 с.

8. Мансуров, А. Н. Естествознание: базовый уровень: учебник для 10 класса [Текст] / А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. - 272 с.

REFERENCES

1. Standart srednego polnogo (obshchego) obra-zovaniya po estestvoznaniyu. Bazovyy uroven. Available at: http://window.edu.ru/resource/300 /39300 (accessed: 07.06.2016).

2. Federalnye gosudarstvennye obrazovatelnye standarty srednego obshchego obrazovaniya. Available at: http://MHHo6pHayKH.p$/goKyMeH Tbi/543 (accessed: 07.06.2016).

3. Sagan K. Kosmos: Evolyutsiya Vselennoy, zhiz-ni i tsivilizatsii. St. Petersburg: Amfora, 2015. 447 p. (In Russian)

4. Odintsova N. I. Sistemno-deyatelnostnyy podk-hod k obucheniyu estestvoznaniyu v shkole. Fizicheskoe obrazovanie v vuzakh. 2013, Vol. 19, No. 4, pp. 117-125.

5. Aleksashina I. Yu. Modelirovanie metodiki prepodavaniya integrirovannogo kursa "Estest-voznanie": monogr. St. Petersburg, 2015. 178 p.

6. Kochergina N. V., Mashinyan A. A. Sistemnyy podkhod k postroeniyu kursa estestvoznaniya dlya starshey shkoly. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2014, No. 2, pp. 1-8.

7. Odintsova N. I. Metodika obucheniya estestvoznaniyu (obshchie voprosy). Moscow: Karpov E. V., 2015. 68 p.

8. Mansurov A. N., Mansurov N. A. Estestvoz-nanie: bazovyy uroven: uchebnik dlya 10 kl-assa. Moscow: Binom. Laboratoriya znaniy, 2013.272 p.

Одинцова Наталия Игоревна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики для естественных факультетов Московского педагогического государственного университета e-mail: natalia.odintsova@hotmail.com

Odintsova Natalia I., ScD in Education, Associate Professor, Professor, Physics at natural sciences faculties Department, Moscow State University of Education e-mail: natalia.odintsova@hotmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.