Научная статья на тему 'Цели и ценности воспитания в России и Швейцарии: кросс-культурный подход'

Цели и ценности воспитания в России и Швейцарии: кросс-культурный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATION VALUES / СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATION STYLE / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ / VALUABLE ORIENTATIONS OF PARENTS / EDUCATION TARGETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Кристина Михайловна

Результаты кросс-культурного исследования представлений родителей о воспитании детей в России и Швейцарии. Идентичное анкетирование родителей в двух странах. «Образ ребёнка», соответствующий целевым установкам родителей. Качества, которые родители хотели бы развить и сформировать у детей. Формы контроля поведения (наказание и поощрение). Родительские установки по воспитанию мальчиков и девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова Кристина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели и ценности воспитания в России и Швейцарии: кросс-культурный подход»

0КОЛА л воспитание

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ в России и Швейцарии: кросс-культурный подход

Кристина Михайловна Орлова,

аспирант факультета психологии образования

Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ)

В разные эпохи во всех культурах цели воспитания имели свои особенности, поскольку ценности воспитания отражают ценности общества на историческом этапе. Каждая культура имеет собственные представления о воспитании, которые оказывают влияние на процесс социализации. Воспитательные техники, систематизированные в зависимости от общественных представлений, имеют цель — воспитать человека, соответствующего господствующим представлениям конкретного общества.

• цели воспитания • ценности воспитания • стиль воспитания

• ценностные ориентации родителей

С

равнение воспитания детей в различных культурах проводилось многими зарубежными исследователями. В 60-х годах ХХ века У. Бронфенбреннер провёл сравнительное исследование воспитания детей в США и СССР. Его книга «Два мира детства. Дети в США и в СССР» приобрела широкую

известность в обеих странах1. В 1963 году было опубликовано ставшее классическим исследование воспитания детей в шести культурах, выполненное Беатрис

1 Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети

в США и СССР. — М., 1976.

и Джоном Уайтинг2. Полученные результаты позволили авторам сделать вывод о сходстве и различии в социальном поведении детей шести культур.

Три стиля воспитания в Швейцарии

В Швейцарии, начиная с 1990-х годов, проводятся исследования стилей семейного воспитания детей и подростков. Известны исследования Ж. Келлерхальс (J. Kellerhals) и К. Монтандон (Cl. Montandon), работавшей совместно с Маргаред Мид в США. Авторами выявлены три стиля воспитания: посреднический, авторитарный, материнский, различающихся по четырём показателям:

1 — цели воспитания;

2 — педагогические методы;

3 — разделение воспитательной работы

и коммуникации с ребёнком между матерью и отцом;

4 — характер связи с другими агентами социализации.

Исследователи пришли к выводу, что на родительские воспитательные практики и стиль воспитания ребёнка оказывают влияние три типа показателей: социально-культурный уровень родителей, ожидания родителей относительно будущей интеграции ребёнка, а также тип функционирования семьи3. В дальнейшем швейцарские исследователи изучили стили воспитания детей в 1 500 супружеских парах и пришли к выводу о пяти типах семейного функционирования, образно названных ими «Параллель», «Бастион», «Компания»,

2 Уайтинг Дж. Процесс социализации и личность // Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология / Под общ. ред. А. А. Белика. — М., 2001.

3 Kellerhals J., Montandon C. Les stratégies éducatives des familles: Milieu sociale, dynamique familiale et éducation des pré-adolescents. — Paris, 1991.

«Ассоциация», «Кокон». Для выделения этих типов использовались ответы на вопросы о том, как супруги определяют границы их личной жизни по отношению к их окружению, как используют свободное время и домашнее пространство, как разделяют функции в совместной жизни. Авторы рассмотрели данные типы функционирования семьи в соответствии с социальным статусом супругов. Было установлено, что чем выше экономические и культурные ресурсы супругов, тем больше степень автономности и открытости семьи4. Исследователи пришли к выводу, что стили воспитания ребёнка и используемые родителями воспитательные практики зависят от типа супружеского функционирования, на который в свою очередь влияют социально-экономический статус супругов и социальное окружение семьи5.

Отечественное исследование дошкольного детства

В отечественной литературе вопрос о целях и стилях воспитания детей дошкольного возраста рассмотрен в рамках исследований по социологии детства, проведённых под руководством В.С. Собкина6. Авторы проанализировали цели воспитания, социально-ролевые стили взаимодействия родителей и детей, формы контроля поведения ребёнка и эмоциональную оценку взрослым собственной успешности взаимодействия. Выявлены различные типы родительских воспитательных стратегий, а также стратегий воспитания мальчиков и девочек в полной и неполной семье. Проанализированы форма и содержание поощрений и наказаний, которые склонны

4 Kellerhals J., Widmer E. Familles en Suisse: les nouveaux liens. — Lausanne, 2012.

5 Kellerhals J., Widmer E., Levy R. Mésure et démesure du couple. Cohésion, crises et résilience dans la vie des couples. — Paris, 2004.

6 Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства // Труды по социологии образования. — Т. XVII. Вып. XXIX. — М., 2013.

использовать родители при воспитании, определены целевые установки и те наиболее важные качества личности ребёнка, которые должны быть воспитаны в семье. Показано, что для большинства родителей (из московской выборки) наиболее важно при воспитании детей дошкольного возраста — развитие морально-этической сферы, в частности доброты и отзывчивости к людям. Также важно развитие волевых качеств, таких, как целеустремлённость, выдержка, настойчивость. Помимо этого, родители уделяют внимание воспитанию у дошкольника уважения к старшим и формированию навыков социального поведения и общения.

Цель и гипотеза исследования

Цель моего исследования — сравнительный анализ особенностей семейного воспитания детей в двух странах — России и Швейцарии. В кросс-культурном исследовании приняли участие 48 родителей из города Москвы и 45 родителей из города Женевы. Все родители относятся к среднему социальному классу (в большинстве родители с высшим образованием), в основном — полные семьи (8 неполных семей в женевской выборке и 4 — в московской). Количество детей в семье от 1 до 3 в российской выборке, от 1 до 4 в швейцарской выборке. Возраст детей от 1 года до 18 лет. Предположили, что, несмотря на процессы глобализации, цели и ценностные ориентиры современных родителей при воспитании детей в двух культурных контекстах будут различаться, поскольку особенности воспитания обусловлены культурными и социально-психологическими установками, принятыми в том обществе, в котором воспитывается ребёнок. Задача исследования состояла в том, чтобы выявить представления о ценностях воспитания детей у современных родителей Москвы и Женевы, проанализировать совпадения и расхождения их установок, обусловленных культурными и социо-психологическими различиями.

Методология исследования

Для проведения исследования разработана авторская анкета с открытым типом вопросов, выявляющая ориентиры воспитания современных родителей, их установки и взгляд на вос-

питание. Анкета состояла из вопросов, направленных на выявление общих и специфических для каждой страны особенностей воспитания в семье и включала девять разделов: представления родителей о целях воспитания и связанный с ними образ ребёнка; родительские установки по поводу воспитания мальчиков и девочек; контроль за поведением ребёнка (поощрение, наказание) и другие. В статье представлена часть эмпирического материала, затрагивающая первые три раздела анкеты. Для статистической обработки результатов исследования использована компьютерная программа PASW Statistics 18.0. Для сравнения между выборками московской и женевской использован непараметрический критерий Манна-Уитни.

Для выявления особенностей целевых установок, ориентирующих воспитательный процесс, перед родителями поставлен вопрос о том, каковы их цели воспитания.

Цели воспитания в Москве и Женеве

По результатам сравнительного анализа обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости. В Москве большинство родителей видит цель воспитания ребёнка в том, чтобы воспитать хорошего, порядочного и достойного человека ^=0.000), всесторонне развитую личность, а также в том, чтобы дать образование ребёнку и сделать его успешным. Каждый десятый родитель целью воспитания назвал поддержку самостоятельности. Каждый пятый видит цель воспитания в содействии социализации, в том, чтобы научить социальным нормам общества, научить жить в современном мире, адаптировать к внешней среде, воспитать так, чтобы он был гармоничен в отношениях с самим собой и окружающими его людьми. Немаловажно для московских родителей воспитание доброты ^=0.008), а также других морально-нравственных качеств

человека, таких, как духовность, отзывчивость, справедливость, честность, щедрость. Среди других личностных качеств названы трудолюбие, усердие, уверенность в себе, ответственность за поступки.

Перед родителями в Женеве также ставился вопрос о том, каковы для них главные цели воспитания ребёнка. Анализ ключевых слов и словосочетаний в ответах родителей показал характерные отличия, позволившие выделить наиболее типичные установки. Явно выраженная доминанта для большинства швейцарских родителей — морально-этическая сфера — «уважение» и «вежливость» (60%). В сравнении с московской выборкой различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости (р=0,000). Нужно отметить, что концепт «уважение» можно рассматривать как культурно-специфический аспект. Женевские родители имеют в виду не только уважение к старшим, к родителям, но и уважение к социальному окружению, уважение к природе, к соблюдению существующих общественных правил, норм и ценностей, а также уважение к себе и другому человеку. Особое внимание уделяется социализации и развитию у ребёнка навыков общения. Они подчёркивают важность «умения жить в современном обществе», «открытость», способность к «диалогу». Подготовить и адаптировать ребёнка к взрослой жизни в социуме, научить жить в обществе с другими для наилучшей социальной интеграции — важная задача воспитания (38%). Особая роль отводится формированию автономии, родители направляют и ориентируют ребёнка к тому, чтобы он стал независимым (18%). Помимо этого, важен также комплекс характеристик, связанных с гармоничным личностным развитием, интеллектуальной любознательностью, приобретением обширных знаний, привитием желания, вкуса к обучению, развитием критического ума (р=0,044). Нужно отметить комплекс характеристик, ориентированных на развитие личностных качеств — таких, как ответственность, серьёзность, честность, уравновешенность, раскрепощённость, уверенность в себе, креативность (38%). Все названные личност-

ные качества можно рассматривать как социально и культурно значимые.

Сопоставляя ответы родителей по данному вопросу в двух выборках, можно сказать о явных и чётких приоритетах швейцарских родителей и излишней обобщённости в ответах московских родителей. Швейцарские родители имеют конкретные цели, намечая способы и методы их достижения. Они используют конкретные фразы: «помочь стать независимым взрослым, направлять его к автономности», «вести к независимости, усиливая уверенность в себе», «передать ему социальные ценности и нравственные качества», «подготовить и адаптировать к жизни в обществе», «привить вкус к обучению и познанию», «научить уважению окружения», «сопровождать», «объяснять», «общаться с ребёнком». Видно, что ответы родителей из Женевы более развёрнуты, содержательны, продуманны по сравнению с ответами родителей из Москвы.

Образ ребёнка у московских и женевских родителей

Описываемый родителями нормативный образ ребёнка у московских и женевских родителей также различен. Исходя из целей воспитания, четверть опрошенных московских родителей видит ребёнка в будущем успешным (р=0,002), счастливым, добрым (р=0,001); каждый третий видит его способным к самореализации, самодостаточным (р=0,049), самоопределённым, профессионалом в своём деле, социально активным; каждый шестой хотел бы видеть в будущем ребёнка умным, здоровым, а также самостоятельным, целеустремлённым (р=0,004), порядочным (р=0,011), уверенным в себе, образованным, ответственным.

Родители в Женеве хотят видеть ребёнка в будущем социально интегрированным, вовлечённым в профессию, которая ему нравится, сформировавшимся в сфере деятельности, имеющим место в мире,

умеющим адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам, умеющим строить профессиональные и человеческие отношения, социализированным человеком (51%). Одна пятая часть опрошенных родителей (20%) хочет ребёнка видеть счастливым человеком. 13% родителей хотят видеть его почтительным; человеком, исполненным уважения ^=0,009) и вежливым ^=0,036). Интересно, что 13% родителей отметили, что хотели бы в будущем видеть ребёнка обладающим критическим и аналитическим умом, умеющим логически рассуждать о том, что он делает и принимать правильные решения. Часть родителей при описании образа отмечают, что представляют себе ребёнка самостоятельным, хорошо воспитанным и образованным, ответственным, уравновешенным, уверенным в себе, чувствующим себя непринуждённо.

Явно выраженная доминанта для половины опрошенных родителей в Женеве — социальная интегрированность в будущем и профессионализм в выбранной сфере деятельности, обладание профессией, которая будет нравится ^=0,000). Для родителей в Москве приоритеты: самореализация, самодостаточность и профессионализм в будущем, а также умение легко разбираться в социальных ситуациях. У четверти родителей из Москвы при описании образа используется слово «успешный», что почти совсем не встречается у родителей из Женевы ^=0,002).

Успешность, порядочность и доброта как внутреннее состояние личности

Что же стоит за этим понятием? В словаре Ожегова «успех» понимается как: «общественное признание, удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в работе, учёбе». Словарь Ушакова даёт такое определение слова «успех» — «удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели». Получается, что под описанием образа через понятие «успешный» понимается некое внутреннее состояние личности человека, при котором в результате деятельности достигаются поставленные цели, что влияет на общественное признание и положение человека в обществе. Каждый шестой родитель из Москвы, описывая образ в будущем, называет такое качество, как целеустремлённость. Это волевое качество, помога-

ющее определить цель и достичь её, несмотря на сложности и препятствия, возникающие на пути достижения цели. Целеустремлённый человек знает, каких результатов хочет добиться, поэтому в профессиональной деятельности успешнее продвигается по карьерной лестнице. Интересно, что родители из Женевы не высказываются ни об успешности, ни о целеустремлённости.

Московские родители говорят о порядочности ^=0,011), а женевские об уважении к другому человеку ^=0,009). Оба понятия относятся к морально-нравственной сфере. Слово «порядочность» в российском словаре определяется как моральное качество человека, честного, не способного к низким, антиобщественным поступкам, не наносящего умышленного вреда окружающим, всегда выполняющего свои обещания, заслуживающего уважения, строго соблюдающего установленные нормы поведения в том обществе, в котором проходит его жизнь; не способного к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали, нравственности и воспитания, а в ситуации случайного или вынужденного нарушения им этих норм — способного испытывать чувство стыда и вины. Синонимами прилагательного «порядочный» в русском языке являются слова: добропорядочный, благонамеренный, добрый, достойный, честный, благородный, нравственный. Порядочность обеспечивает уважение в обществе, включает честность, доброту, благородство, великодушие, готовность поступать по совести и справедливости, умение относиться к другому человеку, не делая и не желая ему зла. Понятие порядочности подкрепляется тем, что четверть московских родителей, при описании образа, говорит о том, что хотели бы видеть его «добрым» (я=0.001). Добрый человек делает людям добро, доброжелателен, добросердечен, отзывчив, готов помочь людям. Это также

нравственная характеристика, полностью соответствующая русскому менталитету. Вспомним, что в детстве всем детям читают сказки, в которых есть «добрые» и «злые» герои, где «добро всегда побеждает зло». Родители, подавая детям пример честности, добра, верности своему слову, таким образом приучают детей к порядочности и доброте.

Счастье и самостоятельность

Образ ребёнка в обеих выборках совпадает по характеристике «счастливый человек», в московской выборке это четверть опрошенных родителей, в женевской — одна пятая. Согласно словарному определению слова «счастливый», это такой человек, которому благоприятствуют удача, успех, выражающий счастье, довольство, радость. Получается, родители через понятие «счастье» описывают такое внутреннее состояние личности, при котором человек преисполнен счастья, позитивных мыслей, подкреплённых успехом, успешным положением дел во всех сферах жизни, личной, семейной, социальной, профессиональной. Счастье включает и хорошее здоровье, и позитивное мышление, и счастливые личные и семейные отношения, и финансовое благополучие, и профессиональную, творческую самореализацию.

Интересный показатель — характеристика «самостоятельность, независимость», совпадающая в обеих выборках, её назвал каждый шестой родитель. Это показывает, что для родителей автономия ребёнка имеет большое значение. Новорождённый появляется на свет полностью неспособным к выживанию, и лишь постепенно с помощью взрослых на протяжении долгого периода времени обретает всё большую самостоятельность. Задача родителей в этом первостепенна, и, как видно из полученных данных, продолжает быть в фокусе внимания родителей, отражается в их представлении об образе в будущем. Они ориентируют его на обретение самостоятельности и хотят видеть полностью

независимым человеком, что подразумевает также обладание всеми другими качествами, названными женевскими и московскими родителями.

Тендерные различия воспитания

Для выявления родительских установок по поводу воспитания мальчиков и девочек родителям был задан вопрос о том, видят ли они разницу в воспитании мальчиков и девочек. По данному вопросу были обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости: 66% родителей в женевской выборке считают, что разницы в воспитании не существует, в отличие от московской выборки, где 64% считают, что разница есть (р=0,003). Некоторые родители считают, что разница в воспитании зависит не от пола ребёнка, а от его личности, темперамента. На вопрос, считают ли родители, что при воспитании ребёнка нужно учитывать его пол, 53% родителей в женевской выборке ответили отрицательно, лишь 20% отметили, что учитывать пол ребёнка нужно с 3—4 лет. Здесь также были обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости — в московской выборке 43% родителей считают, что пол нужно учитывать с рождения (р=0,000).

На вопрос анкеты о том, какие качества нужно воспитывать у мальчика/девочки, каждый третий родитель в Москве отдал предпочтение воспитанию доброты (р=0,000), каждый пятый считает, что нужно воспитывать ответственность (р=0,011), а также терпеливость, терпение (р=0,006). Остальные единодушны во мнении, что в девочках нужно воспитывать женственность, покладистость, нежность, а в мальчиках — мужественность, смелость, решительность. Уважение к старшим в Москве хотят воспитывать только 8% опрошенных родителей (р=0,036).

В женевской выборке на вопрос о том, какие качества, по их мнению, нужно развивать у детей (мальчиков и девочек),

27% родителей отметили морально-этическую сферу — уважение, вежливость, доброжелательность ^=0,036). 15% родителей ответили, что хотели бы развить в ребёнке критический ум, любознательность и вкус к обучению, 11% — коммуникативные качества (социальная компетенция, диалог), 9% — независимость. Четверть опрошенных родителей называют личностные качества, такие, как уверенность в себе, честность, ответственность, серьёзность, уравновешенность, креативность. Большинство уверено в том, что как у мальчиков, так и у девочек нужно воспитывать одни и те же качества, вне зависимости от пола ребёнка, но быть внимательным к темпераменту и индивидуальности каждого ребёнка.

Поощрение и наказание

Несколько вопросов анкеты для родителей касались контроля поведения, похвалы и наказания, а также проявления родительской любви. Тема поощрений и наказаний характеризует особенности родительского контроля. В Женеве на вопрос о том, что они делают для того, чтобы похвалить, поддержать, поощрить — 95% родителей ответили, что вер-бально хвалят детей за любой даже маленький успех, говорят «браво», «я горжусь тобой». 27% родителей отмечают, что могут поощрить небольшим подарком в качестве вознаграждения. В Москве 93% родителей поощряют детей словесно, говоря ласковые слова («молодец», «умница», «я горжусь тобой», «у тебя хорошо получилось»). Таким образом, видно, что доминирующей формой поощрения ребёнка для современных родителей является его вербальная поддержка.

Особый интерес представляют ответы родителей на вопрос о том, как они наказывают в случае непослушания. Более трети московских родителей предпочитают наказывать, ограничивая или лишая каких-либо удовольствий (игры, просмотра телевизора, мультфильмов). Около трети родителей повышают голос, выражая недовольство поступком; 17% московских родителей в качестве наказания ставят в угол, что не используется в качестве формы наказания женевскими родителями ^=0,004).

Подавляющее большинство родителей в Женеве стараются всегда беседовать, объяснять причину их недовольства (84%), в Москве же беседуют только треть опрошенных родителей, данное различие подтверждается высоким уровнем статистической значимости ^=0,000). Интересно, что около половины родителей в женевской выборке отметили, что могут наказать (запреты, ограничения) только в случае повторного нарушения им правил поведения или неуважительного отношения к взрослым.

Новые ориентиры воспитания

Итак, различия в ценностных ориента-циях современных родителей вызваны как представлениями о традиционных культурных ценностях, передающихся из поколения в поколение («доброта», «уважение»), так и вызовами времени, ориентированными на успех, целеустремлённость, социальную интеграцию, профессионализм. Особую роль родители отводят способности к самореализации на основе широкого приобретения знаний. В условиях многонациональности и идей о космополитичности современного мира на первый план выходят такие ценности, как уважение другого человека, правил и общественных норм, ответственности за свои действия, порядочности, отзывчивости и доброты. Наряду с этим, в обществе, где обострены конкурентные тенденции, оправдывается появление нового критерия общественного признания — успешности человека, его самореализация. Появление в целях воспитания у московских родителей понятия об успешности носит неслучайный характер. В целом, представления современных родителей об образе ребёнка в будущем продиктованы ориентацией на помощь в самоопределении и родительскими ожиданиями достижения ребёнком в будущем поставленных перед ним целей. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.