УДК 37.018:2-42 ББК 74.9:86.2
О РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ В СЕМЬЕ (ИЗ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ ВОРОНЕЖЦЕВ)
Шиповский Алексей Викторович, член Союза журналистов РФ, священнослужитель
евангельской христианской «Церкви Божьей Славы» Шиповская Виктория Викторовна, сотрудник системы государственного социального
обеспечения (г. Воронеж)
Аннотация. Авторы - родители пятерых детей - рассказывают о семейном религиозном воспитании, исходя из своего опыта.
Ключевые слова: семъя, воспитание, религиозное воспитание, традиция воспитания.
ABOUT RELIGIOUS TRADITION IN THE FAMILY (THE EXPERIENCE OF
VORONEZH FAMILY)
Shipovskiy A.V. Shipovskaya V.V.
Abstract. The authors are the parents of five children, stories of family religious upbringing, based on their experience.
Key words: family, education, religious education, the tradition of education.
За последние годы в образовательной теории и практике наметилась тенденция перехода от естественнонаучной парадигмы к формированию таких технологий, которые опираются на духовно-нравственные традиции.
Естественнонаучная парадигма носила строго объективный характер и была независима от индивидуального социокультурного опыта обучаемого. Главная составляющая воспитательного процесса -духовность - была отодвинута на второй план. Кроме этого, намечается процесс, в результате которого происходит возвращение к ценностному переосмыслению семьи, как базового института в образовании и формировании у личности духовно-нравственные взглядов с опорой на духовно-нравственные ценности. Процессы ухудшения демографической ситуации и борьба с этой тенденцией, пропаганда таких явлений, как многодетность, усыновление
выходит на государственный уровень. Государство уделяет этим вопросам первостепенное значение. Развиваются институты надомного образования, такие как семейные детские школы, домашнее обучение и.т.д. В Российском обществе вновь укореняется понимание, что без здравого семейного воспитания, которое закладывает духовно-нравственные основы, невозможно успешное развитие общества.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём девятом обращении к Федеральному собранию России в декабре 2012 года показал основные направления развития Российского государства на ближайшие шесть лет.
По мнению главы государства, гарантом развития страны и ее будущего являются, в первую очередь, дети. Сейчас в России отмечают значительное повышение уровня рождаемости. По словам Владимира Путина, уже в скором времени мно-
годетные семьи должны стать не исключением и редкостью, а абсолютной нормой. «Демографы утверждают, что выбор в пользу второго ребенка — это уже потенциальный выбор в пользу третьего. Важно, чтобы семья сделала такой шаг», — заявил Путин. «Я все-таки убежден, что нормой в России должна стать семья с тремя детьми, — считает президент. - Чтобы это было так, нужно многое сделать, нужно создать благоприятные условия...». Также Президент России отметил, что не менее важна, чем прирост населения, забота о его моральном и духовном уровне. Сейчас в России, к сожалению, утрачены многие нравственные ориентиры, и спасение ситуации возможно лишь через возрождение традиционных человеческих ценностей: «Мне больно об этом говорить, но сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп, милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». При этом, по словам главы государства, «попытки государства вторгаться в сферу убеждений, взглядов людей — это, безусловно, проявление тоталитаризма». «Это для нас абсолютно неприемлемо. Мы и не собираемся идти по этому пути», — пообещал президент. По словам председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, впервые за долгие годы послание носило гуманистический характер. «Президент сделал акцент на нравственности и духовности нашего общества», — так общественный деятель прокомментировал речь главы государства. Особенно важным, по мнению Матвиенко, явился тот факт, что акцент в работе предлагается делать именно на субъектах Российской Федерации. Недаром в заседании принимали участие не только члены Федерального Собрания, но и председатели законодательных собраний регионов, отметила глава Совета Федерации РФ.
Необходимость усиления института семьи на государственном уровне и в образовательном процессе, а также просвещение и образование самих родителей, концентрация процесса этического и духовно-нравственного воспитания на институте семьи с опорой на духовно-нравственные традиции является одной из главных задач общества сегодня. Именно семья, как базовая ячейка общества, может стать в ближайшее время мощным педагогическим звеном в процессе воспитания духовно-нравственных взглядов ребёнка с опорой на духовно-нравственные и семейные традиции. А сами традиции станут важным элементом воспитания личности ребёнка в семье с опорой на их духовно-нравственную составляющую.
Проблема поиска новых духовно-нравственных ориентиров в российском обществе конца XX - начала XXI веков как показатель его глубинного социально политического и идеологического переустройства стоит остро и по сей день и требует взвешенного отношения к имеющимся в его распоряжении источникам и возможностям духовного возрождения. Активную позицию духовного «исцелителя» нравственного сознания граждан, в частности, все последние годы занимала религия и духовно-нравственные традиции. Активно пропагандируя как само христианское учение, так и включаясь в разнообразные социальные акции, религиозные организации, отдельные духовные деятели также представляют собой влиятельное крыло в системе общественного воспитания. В этих условиях свою позицию ценностного отношения к нравственно-воспитательному потенциалу религиозной культуры, самой религии должна занять семья и общеобразовательная школа как главные социальные институты воспитания будущих граждан России. Данную проблему пытается осмыслить и отечественная педагогическая наука. Сегодня, когда роль института семьи вновь усиливается в вопросе воспитания и формирования детей с опорой на духовно-нравственную составляющую, перед нами встала огромная задача: раскрыть богатейшую сокровищницу духовной жизни и семейных традиций во всей полноте и сформировать такие технологии воспитания и образования, которые бы опирались на духовно-нравственные традиции.
Далее мы попытаемся представить читателю свои размышления о созидании духовно-нравственной жизни ребенка посредством семейных традиций, исходя из опыта нашей семьи.
* Преимущества семейных традиций и воспитание детей на их основе
Воспитывая своих детей на основе духовно-нравственных традиций, родители гарантируют, что у их детей будет долгая и счастливая жизнь, в их семьях будет мир, хорошие отношения с другими людьми, они добьются успехов и будут преуспевать в делах. Родители могут читать своим детям Библию, разную литературу духовного содержания, обсуждать проповедь, которую семья услышала во время богослужения, и то, как её применить в повседневной жизни. Традиции помогают детям ощутить свою принадлежность семье. Традиции объединяют семью и формируют духовно-нравственный базис ребёнка. Некоторые остаются на долгие годы, другие исчезают по мере взросления детей. Рождество, Пасха и другие духовные праздники особенно способствуют развитию семейных традиций. Тради-
ции особенно важны для одиноких родителей, так как являются духовно-нравственным стержнем семьи. Традиции могут быть разнообразными: ежедневными, еженедельными и ежегодными, созидающими здоровые отношения в семье и формирующими личность ребёнка. Для многих особым временем в семье становятся выходные, когда можно вместе отдохнуть, сообща заняться какими-нибудь делами. Другие всей семьёй ходят в церковь. Бывают семейные традиции, связанные с проведением отпуска или видами деятельности в то или иное время года: катание на лыжах зимой, сбор грибов осенью, собиранием ранних цветов весной и.т.д. Хотя большинство семейных традиций вызывают у детей положительные эмоции, социолог и автор книг Тони Кам-поло пишет: «Обычай не обязательно должен нравиться участникам, чтобы оказать на них положительное психологическое воздействие». Также в своём выступлении главный раввин Великобритании Джонатан Сакс приводит данные опроса среди еврейских детей. В исследовании задавался вопрос, какое у них самое любимое и самое нелюбимое время недели. Для большинства из них нелюбимым временем оказался Шаббат (к традиции этого праздника мы будем периодически обращаться), так как не разрешалось смотреть телевизор, приходилось дольше обычного сидеть за столом в пятницу вечером и.т.д. Но и самым любимым временем многие назвали вечер пятницы. На вопрос «почему» они ответили: потому что все собираются в кругу семьи. По собственной воле они бы не проводили это время таким образом, но в итоге полюбили такие вечера. С другой стороны, если традиций в семье слишком много, это может отрицательно сказаться на семейной жизни и формировании личности ребёнка, особенно, если они не дают места для спонтанности и творчества.
Однако среди всех непрекращающихся проблем и непредсказуемых жизненных бурь хорошие традиции и обычаи помогают детям ощущать свою связь с семьёй и безопасность, дают толчок к личностному развитию. Благодаря им дети лучше запоминают приятные периоды своего детства, нежели чем неприятные. Очень важно понимать, что семейные традиции - один из основных способов передать наши убеждения и ценности следующему поколению. Мы уже говорили о том, что родители играют основную роль в формировании духовно-нравственных ценностей в жизни своих детей. Именно родители передают детям основы нравственности и закладывают религиозные убеждения и веру. Христианские традиции воспитания включают в себя родительскую власть, основанную на любви; постепенное усиление самодисциплины и
ответственности; родительское руководство, учитывающее интересы ребенка; уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи; разумные рамки поведения, и, наконец, справедливое использование поощрений и наказаний, когда это необходимо в воспитательных целях, приучение ребёнка к труду. В своей работе мы выявили несколько способов передачи детям духовно-нравственных ценностей:
* Личный пример и отношения между родителями.
Бесспорно, что никто из родителей не может поручиться и гарантировать, какими будут убеждения или образ жизни его детей в будущем. Но определённые поступки со стороны родителей могут повлиять на все направления в жизни детей. Лучше перенимать духовно-нравственные ценности, веру, чем научиться им. Отношения между родителями, также и между другими взрослыми лучше всего говорят об их убеждениях. Если родители пытаются исполнять заповеди, читают Библию, водят детей в церковь, молятся перед едой, называют себя христианами, но при этом не проявляют друг к другу уважения и доброты, то такие убеждения будут иметь мало ценности в глазах детей. С другой стороны, дети расцветают в приятной для них атмосфере - где они свободны быть самими собой и не обязаны соответствовать определённому стандарту; где есть границы, но нет рутины, где много благодарности, но мало недовольства, где много смеха, где все друг друга слушают и друг у друга учатся, где больше ободрения, чем критики, где просят прощения и прощают, где есть много возможностей начать всё заново. В полноценной счастливой семье детей не загоняют в рамки, каждому из них предоставляется возможность найти собственные ценности и свою веру в своё время и своим способом. Если в семье не один ребёнок, важно не сравнивать детей, предполагая, что у одного больше духовности, чем у другого. Дети, как губки, впитывают отношение родителей и то, как они претворяют в жизнь свои убеждения. Их отталкивает любое проявление духовного контроля, навязчивости и давления. Детей влечёт духовность, приносящая ощущение свободы, любви и безопасности.
Примеры передачи детям духовных ценностей:
- не скупиться и быть щедрыми - делиться тем, что у нас есть, потому что мы понимаем, что счастливая жизнь не зависит от нашего богатства;
- относиться ко всем людям внимательно и по-доброму, независимо от их положения в жизни. Так как родители считают, что каждый человек создан по образу Божьему и любим Богом;
- прощать людей, поскольку Иисус Христос учит прощать;
- стараться доверять Богу своё будущее, потому что Библия учит нас отдавать Богу все заботы и тревоги;
- отказаться от конфликтов, не выяснять отношения перед детьми.
* Чтение и изучение Священных книг.
Сюда мы можем отнести чтение и изучение Библии, другой духовно-нравственной литературы, семейные собрания, изучение в форме игры.
Роль родителей заключается в том, чтобы за быстротечные несколько лет подготовить детей к самостоятельной жизни и передать им духовно-нравственные ценности. Библия описывает родительскую ответственность такими словами: «...дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои,... и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая». (Второзаконие 6:2-7)
Будет очень хорошо начать прививать духовно-нравственные ценности с изучения детской Библии. Родители могут начинать читать детскую Библию по вечерам, а затем наставить каждого ребёнка по отдельности и помолиться вместе с ним, если молитва принята в семье. Существует также много других замечательных книг, пересказывающих библейские истории современным языком и не искажающих их смысл: Притчи Иисуса в современном изложении, библейские истории, рождественские и пасхальные сцены в книжках-трансформерах и.т.д. Дети лучше усваивают духовно-нравственные ценности через такие стандарты. Совместное чтение нередко выливается в беседы, оказывающие влияние и на их мышление, и на будущие решения.
Процедура утреннего чтения Библии, например, не должна быть сложной и может состоять из разбора одного-двух стихов из Библии во время завтрака и молитвы за предстоящий день. Ещё раз повторим, что, на наш взгляд, нет ничего более важного в семейной жизни, когда мы говорим о формировании воспитательных технологий на основе христианских традиций, чем совместное, семейное изучение Библии и выявления из неё духовно-нравственных ценностей.
Ещё одна популярная традиция в этом пункте -чтение перед сном вслух. Это даёт возможность
сблизиться с детьми. Нужно читать на ночь хотя бы маленькую историю. Чтение детской Библии или сказок, имеющих духовно-нравственную составляющую, превращается также в важный рычаг воздействия. «Мы не будем сегодня читать, если вы не успокоитесь и не перестанете баловаться», - такая угроза подразумевает, что дети не получат того, что им очень нравится. Важно следить, чтобы не использовать это средство очень часто и быть готовыми при необходимости привести его в исполнение.
Также изучение Детской Библии может подаваться в игровой форме, особенно, если это касается чтения с маленькими детьми. Игра, как фундаментальный элемент развития детского здоровья и благополучия, очень важна. Она имеет фундаментальное значение для детского здоровья, благополучия, в том числе закладки базы духовно-нравственных ценностей. Игра начинается с исследования формы предметов окружающего мира, их текстуры и других свойств. Дети играют с родителями, они также играют и со своими сверстниками, им нужно что-то изображать, делиться, изобретать, соревноваться. Через ролевые игры они учатся общаться и сравнивать себя с другими людьми. В игре развиваются физические навыки - они бегают, преодолевают препятствия, изготавливают что-то своими руками. Они пользуются воображением и дают волю творчеству. В процессе игры закладываются духовно-нравственные нормы. Дети учатся прощать обидчикам, вести себя в игре честно, «не жульничать», развивать положительные и дружественные отношения друг с другом, уважительно относиться к старшим (если они играют с родителями или бабушкой и дедушкой). И посреди всего этого - дети веселятся, что жизненно важно для любого возраста, снимается стресс, развивается позитивно-оптимистический подход к жизни. Некоторые родители ошибаются, думая, что их дети ещё слишком маленькие, чтобы понимать духовные вопросы. Не нужно преподавать детям какие-то глубокие духовные или теологические вопросы - преподносите ему духовно-нравственные истины в игровой манере и на языке ребёнка. Например, рассказывая о Давиде и Голиафе, можно взять пять камней и рассказать, как с помощью их, веры в Бога, смелости и мужества мальчик Давид победил врага, во много раз сильнее его самого. Таким образом, ценность мужества и смелости будет утверждаться в характере ребёнка.
* Молитва с детьми
Третья составляющая, которая позволяет передавать детям духовно-нравственные ценности, - это молитва. Через молитву формируется характер и
система ценностей ребёнка. Молитва за ребёнка состоит из каждодневного благодарения Бога и выражения искренних желаний относительно каждого ребёнка. Молясь за ребенка, родители начинают понимать лучше, что важнее для ребёнка в будущем. Молитва избавляет родителей от страхов по поводу благополучия детей, она помогает смотреть далеко вперёд и избежать возможных ошибок. Никакая проблема не может быть слишком сложной. Можно молиться о друзьях детей, о здоровье, об успехах в учёбе, о безопасности, о будущих спутниках жизни и.т.д. Возможность для молитвы предоставляется в самых разных ситуациях. Также и родителям важно молиться о самих себе, о мудрости, силах, терпении и самообладании. В молитве нужно учить детей быть благодарными, просить прощения за свои ошибки, молиться за свои собственные нужды и молиться за других людей. Особое место хочется уделить традиции помолиться на ночь. Короткая молитва, объятие и пожелание ребёнку спокойной ночи помогут закончить день привычным и в то же время неповторимым образом и вселят в ребёнка чувство безопасности.
* Посещение церкви.
Это то, что не всегда нравится ребёнку, и то, что он делает с радостью.
Надо признаться, что и для подавляющего числа взрослого населения страны посещение церкви (или другого религиозного института) не является чем-то обыденным. Согласно обнародованной МВД России статистике посещения православных храмов в пасхальную ночь в 2013 году, в более чем 10,2 тысячах храмов по стране, а также в церквях, монастырях прошли торжественные литургии, крестные ходы и другие праздничные мероприятия, в которых приняло участие около 4 миллионов человек.
(http://www.religiopolis.org/news/625 0-
2013.html). Напомним, что население России по данным последней переписи составляет 143 миллиона человек. Это значит, что на праздник в православных местах поклонения побывало не более 2,8 процента от общего количества россиян. Что же тогда говорить о регулярных посещениях церкви в непраздничные дни? Родителям надо постараться сделать посещение церкви естественным и приятным делом. Следует помнить, что, помимо родителей, многие другие люди могут помочь детям реализовывать их потенциал. Они будут влиять на них и способствовать формированию их характера. Семья расцветает, если участвует в общественной жизни. И не только родственники и друзья, но и церковь традиционно была и может стать кругом общения, положитель-
но формирующим духовно-нравственный аспект личности. К этому также можно отнести всевозможные возрастные, расовые и социальные группы.
В контексте данного вопроса стоит заметить, что интерес к посещению церкви с годами может меняться. В таком случае родители должны прививать детям своё духовное понимание о ценности таких посещений. Когда дети становятся достаточно взрослыми, чтобы жить независимо, они могут избрать ценности, не похожие на родительские мировоззрение и образ жизни. Если они отвергают ценности родителей, то всё, что могут сделать родители, - это продолжать их любить и терпеливо воздействовать на детей в том, что они считают правильным. Следует помнить, что дети расцветают, когда в семье есть: ободрение, благодарность, границы, дисциплина, извинения, прощение, смех, выслушивание, свобода быть самими собой, принятие, доверие. Дети чахнут, когда есть: критика, ворчание, рутина, авторитаризм, упрёки и обвинения, страх неудачи, высмеивание, осуждение, контроль и давление.
* Другие традиции
Наряду с важными фундаментальными традициями - передачами убеждений мы выделяем и другие традиции, которые формируют духовно-нравственный фундамент личности ребёнка в семье. Другими словами, вместе с личным примером родителей, изучением Библии в семье, молитвой и посещением церкви, необходимо также развивать массу других полезных повседневных привычек: вместе наводить порядок, принимать совместно пищу и.т.д. Например, Библейская книга Притчи говорит, что «Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка» (Притчи 13:24). Поэтому испокон веков в российских семьях был принцип выделения дня в неделе для совместной уборки дома, двора и.т.д. Подобные полезные привычки, прививаемые родителями детям совместно с духовно-нравственной основой, учат детей, что они -часть семьи, а, как следствие, и часть социума. Дети -члены семьи, но не её центр; их готовы выслушать, но и они должны быть внимательны к другим; что они должны наряду с остальными вносить свой вклад в жизнь семьи и общества. Дети имеют права, но также и обязанности перед родителями, семьёй, обществом. Их первая обязанность - «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12)
Семейные совместные приёмы пищи также очень важны, они вырабатывают социальный на-
вык, необходимый почти для всех остальных видов взаимодействия в обществе. Пренебрегая совместными приёмами пищи, мы подвергаем риску возможность эффективной социальной адаптации наших детей. Также в процессе совместного приёма пищи формируется культура здорового питания. В пример таких совместных приёмов пищи можно опять поставить еврейский Шаббат. Встреча Шаб-бата - традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые атрибуты встречи Шаббата -стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хамла - традиционный хлеб в форме заплетённой косы, кошерное вино или виноградный сок. Семейный ужин, трапеза Шаббата - особая воспитательная процедура, которая передаёт духовные традиции из поколения в поколения, положительно влияя на формирование личности ребёнка, сидящего за столом.
Ещё одна группа полезных привычек связана с подготовкой ко сну. Такие привычки, как ограничение просмотра телевизора перед сном, ложиться спать вовремя, краткое обсуждение прошедшего дня и подведение его итогов, чтение детской Библии на ночь, молитва с папой или мамой помогают ребёнку успокоиться и завершить день на позитивной волне. Обычаи, связанные с подготовкой ко сну, обычно появляются сами собой и приносят ребёнку наибольшую пользу. Вечерний установленный порядок может показаться занятым и уставшим к концу дня родителям только лишь практической необходимостью, чтобы как можно быстрее уложить детей спать. Но детям он даёт чувство комфорта и безопасности. Тони Камполо пишет об этом так: «День ребёнка мог быть беспокойным. Возможно, его обидели в детском саду, отругала учительница, возмутительным образом унизил одноклассник-грубиян или отверг друг. Кто знает, что на самом деле творится в школе? Если спросить у ребёнка, что в этот день произошло, он в ответ обычно говорит: «Ничего», даже если сегодня был эмоционально оскорблён. Польза традиции в том, что она может восстановить разрушенный мир ребёнка. Вечерний ритуал перед тем, как погаснет свет, помогает ребёнку убедиться, что мир не рухнул, и что всё будет хорошо».
Иногда можно попросить своих детей сказать перед сном, что сегодня было самое «хорошее» и самое «плохое». Это поможет родителям выяснить чувства детей - и положительные, и отрицательные. Традиция вечернего общения может сохраняться, когда дети войдут в подростковый возраст и станут относительно независимыми. Вопросы и проблемы часто обнаруживаются в тот момент, когда родители уже собираются сказать «спокойной ночи», и
последующий разговор приносит детям глубокое ощущение мира и безопасности.
Традиция дисциплины и труда - как важный элемент воспитания в семье
В духовно-нравственных традициях России на протяжении веков всегда было важным поддерживать авторитет родителей. Он был поставлен во главу угла для правильного воспитания мальчиков и девочек, и особенно мальчиков. Ключевым принципом для родителей в поддержании авторитета была позиция избегать крайностей. Крайности заключаются в суровости и даже тирании, а также в расхлябанности и вседозволенности. И то и другое для детей вредно. В древности от детей требовалось, чтобы их было видно, но не слышно. Отец представлялся властной фигурой, он сурово наказывал детей за их ошибки и провинности. Заботу и ласку иногда можно было встретить только со стороны матери, но и она тоже была довольно строгой. Такие тиранические и карательные меры соответствовали убеждённости в том, что дети подобны маленьким взрослым, которых необходимо втискивать в определённые рамки, начиная процесс почти сразу после рождения и кончая его практически на взрослом молодом человеке.
Из-за подобной суровости маятник в конце концов качнулся назад, на противоположный край диапазона. К началу 21 века в России родители сделались безудержно снисходительными. Отчасти это можно объяснить спадом рождаемости, в семьях было только по одному-два ребёнка. В характере детей стали проявляться эгоистические тенденции. Подход, который условно назывался «ориентированным на ребёнка», стал подрывать родительский авторитет и превратил детей в маленьких «бунтарей». Ломка традиционных ценностей в начале 20 века, а также потеря национальной идеи в 90-е годы -всё это привело к тому, что в современном поколении все острее ощущается дефицит уважения к старшим. Сыновья и дочери не относятся с почтением и заботой к своим родителям, не имеют понимания семейной и общественной ответственности, потому что их этому не научили, и они не встречались с этими понятиями на собственном опыте. Сейчас на сцену появляется поколение, которое ещё хуже знакомо с традиционными принципами воспитания детей. Это тенденция в целом, в ней, конечно же, могут быть исключения. И всё же очевидно, что сегодня родители хуже, чем когда-либо понимают, как установить в семье дисциплину, эффективную и с любовью. Такая дисциплина, основанная на духовно-нравственных ценностях и традициях, стала, по нашему мнению, забытым ис-
кусством, многие её секреты утрачены. Чтобы у ребёнка выработалось и оформилось собственное разумение, без кропотливого и усердного родительского наставления не обойтись. Требуется много сил и терпения, чтобы заложить в ребёнка основы характера и сформировать систему ценностей, а также с самого начала привить детям уважение к родительскому справедливому авторитету. И тогда, когда приблизится переходный возраст, его гораздо легче будет удержать и укрепить. Родители обязаны руководить своими сыновьями и дочерями, научить их уважению к авторитетам и ответственности в поступках. Если они этого не сделают, неприятности угрожают обоим поколениям семьи, а также всему обществу.
Слово «дисциплина» подразумевает не только формирование поведения и психологических установок ребёнка, но также выработку у него определённой способности к самоконтролю и к усилиям, которые будут вознаграждены не сразу. Научить ребёнка хорошо работать - один из главных способов выработки самодисциплины. Иногда родителям кажется, что легче самим всё сделать за ребёнка, чем заставлять его, и это серьёзная ошибка. Люди, которые умеют хорошо работать, обычно умеют и лучше контролировать свои импульсы, биться над задачей, пока цель не будет достигнута, преодолевать собственное легкомыслие и ребячество, ощущать связь между усилиями и приятными перспективами, а также распоряжаться деньгами. Это хорошая подготовка к будущему существованию во взрослом мире.
* Заключение
Семейной жизни нужно позволять развиваться, и традиции должны служить семье и развитию личности ребёнка, а не наоборот. Некоторые традиции
исчезают, когда дети взрослеют, другие подходят для любого возраста и не исчезают. Семейные традиции не только помогают приятно провести время. Они способствуют передаче важных духовно-нравственных ценностей. В некоторых домах поддерживается обычай гостеприимства: приглашение гостей в дом с ночёвкой; и.т.д. Стоит задуматься и проанализировать, какие традиции мы формируем. Позитивные или, наоборот, негативные, которые неблаготворно влияют на семью. Составление списка ежедневных, еженедельных, ежегодных обычаев помогает отделить хорошие традиции от плохих. Сделав анализ и вывод, можно продолжить соблюдать те из них, которые созидают семью и личность ребёнка, и отбросить принижающие или отделяющие кого-то из членов семьи. Позитивные привычки и традиции становятся основой для приятных, остающихся на долгие годы воспоминаний наших детей, а также положительно влияют на духовно-нравственный микроклимат семьи и общества в целом. Они отражают наши собственные нравственные семейные ценности и определяют, кто мы, какие мы и чем отличаемся от других семей. Функция семьи и родителей в том и заключается, чтобы создать такую духовно-нравственную среду, в которой ребёнок будет выявлять свои интересы, развивать свои способности, воплощать свои мечты, и в конечном итоге стать полезным обществу, в котором живёт. На наш взгляд, именно духовно-нравственная составляющая даёт ребёнку вдохновение. Именно семья, в которой воспитываются дети с опорой на духовно-нравственную составляющую, будут подготовлены к жизни и станут приносить пользу обществу. Традиции могут сохраняться из поколения в поколение, и то, что мы делаем сейчас, будет взято на вооружение семьями наших детей, а в конечном итоге повлияет на будущее нашей страны, России.
39